П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Программе экономического и социального
развития Автономной Республики Крым на 2007 год
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2007, N 3, ст. 180 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями Верховной Рады АРК N 564-5/07 ( rb0564002-07 ) от 19.09.2007 N 623-5/07 ( rb0623002-07 ) от 24.10.2007 )
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 138 Конституции
Украины ( 254к/96-ВР ), пунктом 11 части 2 статьи 26 Конституции
Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), пунктом 12 части 2
статьи 9 Закона Украины "О Верховной Раде Автономной Республики
Крым" ( 90/98-ВР ), статьей 11 Закона Украины "О государственном
прогнозировании и разработке программ экономического и социального
развития Украины" ( 1602-14 ), а также в целях обеспечения
устойчивого экономического роста, эффективной работы экономики и
повышения уровня жизни населения Автономной Республики Крым
Верховная Рада
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу экономического и социального развитияАвтономной Республики Крым на 2007 год (прилагается).
2. Поручить Совету министров Автономной Республики Крымсовместно с постоянными комиссиями Верховной Рады АвтономнойРеспублики Крым принять меры по выполнению вышеуказаннойПрограммы.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложитьна постоянные комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крымпо вопросам, входящим в их компетенцию.
4. Настоящее Постановление вводится в действие со дняпринятия.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым А.ГРИЦЕНКО
г. Симферополь,
22 марта 2007 года
N 386-5/07
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым
22 марта 2007 года N 386-5/07
ПРОГРАММА
экономического и социального развития
Автономной Республики Крым на 2007 год
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа экономического и социального развития АвтономнойРеспублики Крым на 2007 год (далее - Программа) разработана всоответствии с пунктом 5 статьи 138 Конституции Украины( 254к/96-ВР ), пунктом 12 части 1 статьи 18 КонституцииАвтономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), Законом Украины "Огосударственном прогнозировании и разработке программэкономического и социального развития Украины" ( 1602-14 ).
Основой для разработки Программы послужили постановленияКабинета Министров Украины от 26 апреля 2003 года N 621( 621-2003-п ) "О разработке прогнозных и программных документовэкономического и социального развития и составление проектагосударственного бюджета", от 21 июля 2006 года N 1001( 1001-2006-п ) "Об утверждении Государственной стратегиирегионального развития на период до 2015 года", от 14 августа2006 года N 1194 ( 1194-2006-п ) "Об одобрении прогнозаэкономического и социального развития Украины на 2007 год".
В Программе определены цели, приоритеты, прогнозныепоказатели социально-экономического развития Автономной РеспубликиКрым и система основных мероприятий по реализации Программы.
Приложения 1-4 являются неотъемлемой частью Программы.
Глава 2. ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В течение последних 5 лет (2002-2006 годы) сохраняется ростосновных макроэкономических показателей в экономике АвтономнойРеспублики Крым.
Динамика темпов роста макроэкономических индикаторов за2002-2006 годы, %
------------------------------------------------------------------
| Макроэкономические |2002 г.|2003 г.|2004 г.|2005 г.|2006 г.|
| индикаторы | | | | | |
|------------------------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Валовая добавленная | 103,2| 112,0| 109,4| 103,7*| 103,0*|
|стоимость | | | | | |
|------------------------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Производство | 93,5| 118,9| 128,2| 113,8 | 102,7 |
|промышленной продукции | | | | | |
|------------------------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Валовая продукция | 94,6| 96,9| 112,7| 105,4 | 101,1 |
|сельского хозяйства | | | | | |
|------------------------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Инвестиции в основной | 116,4| 123,6| 123,5| 100,9 | 110,2*|
|капитал | | | | | |
|------------------------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Экспорт товаров и услуг | 113,0| 135,4| 95,3| 117,3 | 110,6 |
------------------------------------------------------------------
* Предварительные данные
В 2002 году на невысокий темп роста объемов валовойдобавленной стоимости (103,2%) повлияло снижение промышленногопроизводства, выпуска валовой продукции сельского хозяйства,грузо- и пассажироперевозок.
В 2003 году на фоне увеличения выпуска промышленнойпродукции, объемов перевозок транспортом, инвестиций в основнойкапитал, объемов розничного товарооборота и активизациивнешнеэкономической деятельности рост объема валовой добавленнойстоимости достиг 112%. В 2004 году он составил 109,4%, что связанос ростом объемов валовой продукции сельского хозяйства,значительным увеличением промышленного производства, объемоврозничного товарооборота и инвестиций в основной капитал. В2005 году вследствие замедления темпов роста в основных секторахэкономики рост валовой добавленной стоимости, по предварительнымданным, составил 103,7%. Тенденция роста объемов промышленности,строительной отрасли, рост объемов товарооборота позволяютпрогнозировать увеличение общего объема валовой добавленнойстоимости в 2006 году (103%).
Доля валовой добавленной стоимости республики в общем объемеваловой добавленной стоимости Украины остается неизменной исоставляет 3%.
Ведущую роль в экономике Автономной Республики Крым играетпромышленность. За 2003-2006 годы объемы производства стабильнорастут, хотя темпы роста замедляются.
Темпы прироста промышленного производства
в Автономной Республике Крым за 2002-2006 гг., %
По итогам 2006 года прирост достигнут во всех отрасляхпромышленности: добывающей (+4,7%), обрабатывающей (+2,4%), впроизводстве и распределении электроэнергии (+1,6%).
В обрабатывающей промышленности увеличение выпускапромышленной продукции обусловлено ростом объемов производства вмашиностроении (+27,7%), производстве прочих неметаллическихминеральных изделий (+8,8%), металлургии (+5,2%), химической инефтехимической промышленности (+3,6%).
В пищевой промышленности допущено снижение производства(-4,8%), что оказало негативное влияние на рост промышленногопроизводства в целом по автономии, так как производство в даннойотрасли занимает более 40% всего промышленного производствареспублики.
Сокращение выпуска продукции в пищевой промышленностипроизошло вследствие уменьшения:
производства водки и других крепких спиртовых напитков (-31%)по причине сокращения экспорта продукции в Российскую Федерациюиз-за введения акцизных марок нового образца, процесс получениякоторых длителен;
безалкогольной продукции (-22,3%) по причине спадапроизводства в ЗАО "Кула-Крым" вследствие повреждения оборудованияв январе-феврале 2006 года;
хлеба и хлебобулочных изделий (-8%) по причине расширениясети мелких производителей хлебобулочных изделий, непредоставляющих статистическую отчетность, что не позволяетполучить полные данные по производству в данной подотрасли иприводит к снижению объемов производства у официальнозарегистрированных предприятий.
Среди предприятий автономии необходимо отметить приростпроизводства на ОАО "Судостроительный завод "Залив" (+154,3%), ЗАО"УКснаб" (+59%), ОАО "Завод "Фиолент" (+14,5%), винзаводе ЗАО"Коктебель" (+12,3%), ОАО "Сэлма" (+11,4%), ОАО "Крымэнерго"(+9,9%), УПП УТОС "Крым-ПАК" (+4,6%), ОАО "Бром" (+3,2%), ГАО"Черноморнефтегаз" (+1,6%) и других.
Снизили объемы производства ООО "Фирма "Союз-Виктан"(-25,6%), ОАО "Симферопольсельмаш" (-25,6%), ООО "Южнаямануфактура "Пролив" (-14,6%), ОАО "Пивобезалкогольный комбинат"Крым" (-14,6%), ОАО "Крымский содовый завод" (-3,7%), ЗАО"Стройиндустрия" (-1,6%) и другие.
Структура выпуска промышленной продукции по видам
экономической деятельности в 2006 году
В течение 2002-2005 годов структура промышленногопроизводства оставалась практически неизменной, в 2006 году посравнению с 2005 годом произошли некоторые изменения. Сократиласьдоля обрабатывающей промышленности на 1,9%, предприятий попроизводству и распределению электроэнергии - на 0,4%, долядобывающей промышленности возросла на 2,3%.
Реализация промышленной продукции за 2006 год составила7,1 млрд. грн., в т. ч. продукции добывающей промышленности -0,5 млрд. грн. (6,4% от общего объема), обрабатывающей -5,1 млрд. грн. (72,4% от общего объема), предприятиями попроизводству и распределению электроэнергии реализовано услуг насумму 1,5 млрд. грн. (21,2% от общего объема).
В сельском хозяйстве за 2004-2006 годы наметилась тенденция кувеличению производства продукции. Если в 2002 и 2003 годах былспад производства (-5,4% и -3,1% соответственно), то в 2004, 2005,2006 годах прирост производства составил +12,7%, +5,4% и +1,1%соответственно.
В 2006 году увеличилось производство продукциирастениеводства (+1,6%) и продукции животноводства (+0,8%).
В 2006 году собран один из самых высоких за последние 5 летурожай зерновых культур - 1,2 млн. т, по сравнению с 2005 годом онвозрос на 4%, средняя урожайность увеличилась на 2,9 ц/га.
Масличных культур в 2006 году произведено почти на 18 тыс. тбольше, чем в 2005 году (2006 год - 70 тыс. т, 2005 год -52,1 тыс. т), в т. ч. подсолнечника - на 10,3 тыс. т (2006 год -36,7 тыс. т, 2005 год - 26,4 тыс. т).
Производство картофеля возросло на 20,9 тыс. т и составило177,6 тыс. т, овощей - на 32,4 тыс. т и составило 157,7 тыс. т.
Производство фруктов и винограда в 2006 году по сравнению с2005 годом сократилось и составило соответственно 32,4 тыс. т и45,7 тыс. т. Основной причиной снижения объемов производстваявилось то, что в январе 2006 года на территории республики имелиместо сильные морозы (-29-31 град C) продолжительностью до6 календарных дней. В результате таких низких температур вымерзлине только плодовые почки, но и в ряде регионов автономиинаблюдались значительные повреждения многолетней древесины,особенно на персике и винограде.
Для формирования урожая 2007 года во всех категориях хозяйствреспублики посеяно более 461 тыс. га озимых культур, в т. ч.зерновых - почти 448 тыс. га (104% от запланированного), или на54 тыс. га больше, чем было посеяно под урожай 2006 года.
В настоящее время всходы получены на всей посевной площади,состояние посевов оценивается как хорошее и удовлетворительное.
В животноводстве начиная с 2004 года отмечается тенденцияприроста поголовья, которое по итогам 2006 года составило:крупного рогатого скота - 5,4%, свиней - 25,9%, овец - 14,6%.
В 2006 году впервые за последние 5 лет удалось остановитьсокращение поголовья коров. В 2006 году прирост поголовья коровсоставил 2%.
Несмотря на последствия чрезвычайной ситуации, связанной свысокопатогенным гриппом птицы, к концу 2006 года удалосьпреодолеть сокращение поголовья птицы, наблюдавшееся в течение2006 года. По итогам 2006 года прирост поголовья птицы составил3,4%.
В течение 2002-2005 годов стабильно растет производство мяса.Если в 2002 году оно составляло 116,6 тыс. т, то в 2005 году -157,1 тыс. т. В 2006 году производство мяса составило 165,4 тыс. т(+5,3%).
Производство яиц в 2005 году вышло на уровень производства2002 года и составило свыше 580 млн. штук в год. В 2006 годупроизведено 608,7 млн. штук яиц, что на 4,6% больше, чем в2005 году.
Вследствие постепенного сокращения поголовья коров в2002-2005 годах уменьшилось производство молока. Если в 2002 годуоно составляло 433,9 тыс. т, то в 2005 году - 346,8 тыс. т. Такженаблюдалось сокращение производства молока и в 2006 году, поитогам года оно снизилось на 3% и составило 336,5 тыс. т.
В транспортном комплексе Автономной Республики Крым до2004 года наблюдалось снижение объемов перевозки грузов ипассажиров. Начиная с 2004 года ситуация кардинально изменилась всторону роста.
В 2006 году перевезено 13,3 млн. т грузов, что на 12,6%больше, чем в 2005 году. Рост объемов грузоперевозок обеспеченвсеми видами транспорта, кроме авиационного: железнодорожным,трубопроводным, автомобильным и морским.
В 2006 году перевезено 239,2 млн. пассажиров, что на 2,1%больше, чем в 2005 году. Рост объемов пассажироперевозокобеспечили железнодорожный и автомобильный виды транспорта.Количество пассажиров, перевезенных морским транспортом, осталосьна уровне 2005 года. Количество пассажиров, перевезенныхтроллейбусным, трамвайным и авиационным видами транспорта,сократилось.
Начиная с 2002 года в автономии отмечался рост числаотдыхающих, прибывающих в автономию на отдых и лечение. По итогам2005 года численность отдыхающих достигла 5,2 млн. чел.
Однако в 2006 году в связи с ростом цен на железнодорожныебилеты и удорожанием стоимости путевок в санаторно-курортныеучреждения произошло незначительное снижение численностиотдыхающих. По итогам 2006 года в республику прибыло на отдых илечение 5,1 млн. человек, что на 57,1 тыс. человек меньше, чем в2005 году.
Поступления из курортных регионов в бюджеты всех уровнейсоставили 1082,9 млн. грн., что на 201,5 млн. грн., или на 22,9%,больше, чем в 2005 году.
Количество отдыхающих, прибывших в Автономную
Республику Крым на отдых и лечение в 2001-2006 годах,
млн. человек
Начиная с 2001 года в Автономной Республике Крым наблюдаетсязначительная активизация инвестиционной деятельности предприятий иорганизаций, что обеспечило стабильный рост объемов инвестиций восновной капитал.
В 2006 году объем инвестиций в основной капитал, попредварительным данным, составил 4400,0 млн. грн. Темп роста всопоставимых ценах - 110,2%.
Главными источниками инвестиций в основной капитал остаютсясредства предприятий и организаций, за счет которых в 2006 годуосвоено свыше 2,7 млрд. грн., или 62,4% от общего объема средств.
За счет Государственного бюджета Украины ( 3235-15 ) в2006 году освоено 313,5 млн. грн., или 7,1% от общего объемаинвестиций в основной капитал.
Более 4,5% всех инвестиций в основной капитал в 2006 годунаправлено в жилищное строительство, из них средства населениясоставили 180,0 млн. грн.
Собственными силами строительных организаций всех формсобственности в Автономной Республике Крым в 2006 году выполненоподрядных работ на сумму 1,8 млрд. грн., что на 19,6% больше, чемв 2005 году.
Застройщиками всех форм собственности в 2006 году введено вэксплуатацию 370 тыс. кв. м жилья, что на 30,8% больше, чем в2005 году, в т. ч. в сельской местности - 72,8 тыс. кв. м,в городской - 297,2 тыс. кв. м.
За счет всех источников финансирования в 2006 году, по
оперативным данным, построено и реконструировано 291,8 км сетей
газификации, 134,3 км сетей водоснабжения, 5,6 км линий
электропередач, 3,5 км сетей теплоснабжения, 7 км канализационных
сетей. К началу отопительного сезона проведена реконструкция
30 сельских школ, в т. ч. реконструкция систем отопления и
котельных в 16 школах, капитальный ремонт кровель в 9 школах
автономии.
По состоянию на 1 января 2007 года в Автономную РеспубликуКрым поступили иностранные инвестиции на сумму635,8 млн. долл. США, в т. ч. прямые - 577,4 млн. долл. США,кредиты - 58,4 млн. долл. США.
Объемы поступлений прямых иностранных инвестиций за 2006 годв экономику автономии составили 120,5 млн. долл. США. В течение2006 года наиболее активно сотрудничали с предпринимателямиреспублики инвесторы Российской Федерации - сумма полученных отних прямых инвестиций за год составила 37,5 млн. долл. США (объеминвестиций увеличился на 26,2%), Республики Кипр -21,3 млн. долл. США (объем инвестиций увеличился в 1,6 раза),Венгрии - 17,4 млн. долл. США (объем инвестиций увеличился в8,1 раза), Виргинских Британских Островов - по 14,5 млн. долл. США(объем инвестиций увеличился на 37,8%), Объединенного КоролевстваВеликобритании - 12,2 млн. долл. США (объем инвестиций увеличилсяв 1,7 раза). Наибольшее увеличение инвестиций наблюдалось встроительстве, гостиничном и ресторанном хозяйстве, транспорте исвязи, промышленности.
Динамика прибыльности предприятий показывает, что с 2002 годафинансовые показатели предприятий улучшаются. Если в 2002 годупредприятия работали с убытком (107,3 млн. грн.), то начиная с2003 года финансовые показатели деятельности предприятий былиположительными и размер прибыли увеличивался с каждым годом.
Динамика финансовых результатов от обычной
деятельности предприятий до налогообложения
в Автономной Республике Крым в 2002-2006 гг.,
млн. грн.
Предприятиями и организациями Автономной Республики Крымразличных форм собственности (без учета малых предприятий ибюджетных организаций), по предварительным данным за 2006 год, отобычной деятельности до налогообложения получено 598,0 млн. грн.прибыли (сальдо). Прибыль прибыльных предприятий составила1166,3 млн. грн., убытки убыточных предприятий - 568,3 млн. грн.
Наибольшую сумму прибыли от обычной деятельности доналогообложения (сальдо) получили предприятия промышленности(297,6 млн. грн), сельского хозяйства (229,6 тыс. грн.), оптовой ирозничной торговли, торговли транспортными средствами, оказывающиеуслуги по ремонту (71,5 млн. грн.).
Доходы в общий фонд сводного бюджета Автономной РеспубликиКрым за 2006 год ( rb1579002-06 ) составили 2,6 млрд. грн., что на33,8% выше показателя за 2005 год.
Налогов и сборов поступило на сумму 1,2 млрд. грн., или103,9% от запланированного Министерством финансов Украины на2006 год. По сравнению с 2005 годом поступления налогов и сборовувеличились на 256,3 млн. грн., или на 27,5%. На 198,8 млн. грн.,или на 36,1%, увеличились поступления по налогу с доходовфизических лиц, на 29,5 млн. грн., или на 27,6%, возрослипоступления от платы за землю.
Одним из показателей, который стабильно растет, являетсясреднемесячная заработная плата.
За 2005 год номинальная среднемесячная заработная платасоставила 730,23 грн., темп роста по отношению к соответствующемупериоду предыдущего года - 134,5%. Индекс реальной заработнойплаты - 118,7%.
За 2006 год номинальная среднемесячная заработная платасоставила 951,63 грн., что на 30,3% выше по сравнению с2005 годом. Индекс реальной заработной платы - 118,6%.
Динамика ежемесячного роста заработной платы в 2006 годупоказывает, что наибольший рост был зафиксирован в декабре(+169,15 грн.) и марте (+94,39 грн.).
Динамика среднемесячной номинальной заработной платы
в 2005-2006 годах (грн.)
Улучшаются также показатели в сфере занятости. Уровеньтрудоустройства через службу занятости возрос с 35,6% в 2005 годудо 37,5% в 2006 году. Число зарегистрированных безработныхсократилось на 19,2% и составило 28,7 тыс. человек.
За 2006 год по сравнению с 2005 годом уровеньзарегистрированной безработицы в автономии снизился с 2,9% до 2,4%(по Украине соответственно с 3,1% до 2,7%).
Индекс инфляции за 2006 год составил 111,5%, в т. ч. напродовольственные товары - 104,3%, непродовольственные товары -101,1%, услуги - 152,6%.
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ РАЗВИТИЯ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ.
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА 2007 ГОД
3.1. Проблемы и риски развития Автономной Республики Крым.
Существует ряд проблем, сдерживающих экономическое исоциальное развитие Автономной Республики Крым, которые носятдолгосрочный и системный характер.
Их можно разделить на следующие группы.
К первой группе относятся проблемы, вызывающие недостаточноепривлечение инвестиций в регион.
Прежде всего это неудовлетворительное состояние транспортнойи инженерной инфраструктуры, неупорядоченная застройка территорий,в первую очередь прибрежных.
Причинами возникновения данных проблем являются недостаточноефинансирование на государственном и местном уровнях мероприятий поразвитию инфраструктуры, несовершенная нормативно-правовая база,отсутствие утвержденных схем планирования территорийадминистративных районов Автономной Республики Крым и генеральныхпланов населенных пунктов, несогласованность действий центральныхи местных органов исполнительной власти и отсутствие единогорегулирующего документа по упорядочению застройки прибрежныхтерриторий.
К следующей группе относятся проблемы, несущие угрозубезопасности жизнедеятельности человека.
В автономии накоплено более 20 млн. т бытовых отходов,большинство полигонов исчерпало свой потенциал, места накопленияядохимикатов представляют угрозу экологической безопасности.
Временное или постоянное подтопление и затопление земельприводит к ухудшению условий жизни человека, разрушению инженерныхсооружений и коммуникаций, выводу земель из процессаэкономического освоения. Активизировались разрушительныегеологические процессы, в т. ч. абразивные.
Не решены проблемы и в социальной сфере.Материально-техническое обеспечение бюджетных учреждений (вобразовании, здравоохранении, культуре и прочих) остается нанизком уровне.
Остаются проблемы, связанные с возвращением и обустройствомдепортированных граждан.
Основными рисками развития Автономной Республики Крым в2007 году определены:
высокий уровень инфляции;
высокие процентные ставки по кредитам, выдаваемымкоммерческими банками;
низкий уровень инновационной активности предприятий;
нестабильность на мировом рынке нефти, рост цен наэнергоносители;
высокая степень физического и морального износа основныхсредств и как следствие снижение конкурентоспособности экономики;
изменение нормативно-правовой базы на государственном уровнев сфере предпринимательства и развития инвестиционнойдеятельности;
необоснованный рост цен на курортно-рекреационные услуги;
неурегулированность земельных отношений (инвентаризацияземель, создание единого реестра земель автономии, самовольныезахваты земель);
обострение экологических проблем в Автономной РеспубликеКрым, требующих комплексного решения.
3.2. Цель и основные задачи развития на 2007 год.
Цель развития Автономной Республики Крым в 2007 году -обеспечение динамичного, сбалансированного роста во всех сферахэкономики, направленного на улучшение уровня жизни каждогокрымчанина.
Достижение поставленной цели будет обеспечено путемреализации следующих приоритетных направлений:
1) формирование условий для повышения инвестиционнойпривлекательности автономии, развитие предпринимательства путем:
реализации Программы развития инвестиционной деятельности вАвтономной Республике Крым на период до 2010 года, утвержденнойПостановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от22 марта 2007 года N 387-5/07 ( rb0387002-07 );
постоянного обновления банка данных инвестиционныхпредложений предприятий и организаций Автономной Республики Крым иего широкого предоставления потенциальным инвесторам;
внедрения электронной базы данных инвестиционных проектов;
участия Автономной Республики Крым в выставочныхмероприятиях, ярмарках и презентациях продукции крымскихтоваропроизводителей в Украине и за ее пределами;
проведения международных научно-практических конференций повопросам инновационной деятельности и интеллектуальнойсобственности;
поддержания и повышения международного кредитного рейтингаАвтономной Республики Крым;
реализации Программы поддержки и развития малогопредпринимательства в Автономной Республике Крым на2007-2008 годы, утвержденной Постановлением Верховной РадыАвтономной Республики Крым от 21 февраля 2007 года N 350-5/07( rb0350002-07 );
разработки комплексной схемы планирования
курортно-оздоровительных и рекреационных территорий побережий
Черного и Азовского морей Автономной Республики Крым;
внедрения и реализации на территории Автономной РеспубликиКрым рыночных механизмов в сфере земельных отношений, в т. ч.организации продажи земельных участков, расположенных за границаминаселенных пунктов, и продажи права аренды на земельные участки наконкурентных основах;
завершения инвентаризации земель Южного берега Крыма;
создания республиканского банка данных земельных участков,предоставленных для индивидуального жилищного строительства;
размежевания земель государственной и коммунальнойсобственности;
разработки проектов землеустройства по организации иустановлению границ объектов природно-заповедного фонда;
строительства и реконструкции автодорог, передачи их вконцессию в соответствии с действующим законодательством;
проведения реконструкции вокзального комплекса и станционнойинфраструктуры железнодорожной станции Джанкой;
строительства и введения в эксплуатацию 1-ой очередитерминала по переработке зерновых грузов в Керченском морскомторговом порту;
строительства и реконструкции системообразующих сетей ВЛ220-330 кВ объединенной энергосистемы Украина-Крым;
2) развитие санаторно-курортного и туристического комплексапутем:
формирования позитивного имиджа автономии как
курортно-туристического региона, участия единым крымским стендом в
международных туристических выставках-ярмарках, салонах с целью
продвижения туристического продукта на внешний и внутренний рынки;
повышения качества, расширения перечня санаторно-курортных,туристических, экскурсионных услуг;
эффективного использования природных, лечебных ресурсовполуострова, объектов культурного наследия;
осуществления комплекса мероприятий, направленных на созданиеусловий для развития специализированных видов туризма,формирования разнообразного крымского турпродукта для отдельныхкатегорий туристов (орнитологический, этнографический, сельский,научный, археологический, подводный и др.), его популяризациисреди населения автономии с целью развития малогопредпринимательства в этой сфере;
3) инновационно-инвестиционное развитие промышленногопроизводства путем:
разработки программы развития промышленного комплексаАвтономной Республики Крым до 2011 года;
реализации инвестиционных проектов "Развитие производствадвуокиси титана, увеличение производственных мощностей,усовершенствование технологий и повышение качества продукции ЗАО"Крымский ТИТАН", "Реконструкция содового производства на ОАО"Крымский содовый завод", "Комплексная программа модернизации иразвития производства ОАО "Бром", на предприятиях ОАО "Завод"Фиолент", ОАО "Сантехпром", ОАО "Симферопольский заводпластмасс", ОАО "Пивобезалкогольный комбинат "Крым", ОАО"Симферопольсельмаш", ОАО "Пневматика", ОАО "Керченскийсудоремонтный завод" и других;
модернизации и технического перевооружения промышленныхпредприятий в ходе реализации инвестиционных и инновационныхпроектов через механизм удешевления кредитов;
4) повышение конкурентоспособности аграрного сектора,развитие инфраструктуры села путем:
реализации Концепции приоритетного развития аграрного сектораэкономики и социального развития села в Автономной Республике Крымна 2006-2008 годы, утвержденной Постановлением Верховной РадыАвтономной Республики Крым от 22 февраля 2006 года N 1581-4/06( rb1581002-06 );
содействия в осуществлении сотрудничества крымскихпроизводителей сельскохозяйственной продукции и продуктов еепереработки с предприятиями курортно-рекреационного комплекса;
проведения мероприятий по сохранению и улучшению плодородияземель сельскохозяйственного назначения, омоложения многолетнихнасаждений, сортообновления эфиромасличных культур;
развития рыбопромышленного комплекса;
приоритетного направления бюджетных ассигнований накапитальные вложения в объекты инфраструктуры села;
5) создание безопасных и качественных условий жизни, ростдоходов населения путем:
реализации государственной программы "Питьевая вода Крыма" на2006-2020 годы;
обеспечения выполнения задач Программы занятости населенияАвтономной Республики Крым на 2006-2007 годы, утвержденнойПостановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от22 февраля 2006 года N 1583-4/06 ( rb1583002-06 ), другихсоциальных программ;
содействия в кредитовании строительства и приобретении жильядля молодых семей и одиноких молодых граждан;
обеспечения государственных гарантий по защите социальноуязвимых слоев населения;
реформирования структуры розничной торговли с целью улучшенияее качественного состава за счет повышения доли магазиновсовременных форматов;
обеспечения экологической безопасности, санитарной очисткирегиона и реализации стратегии обращения с отходами в АвтономнойРеспублике Крым до 2011 года;
6) повышение духовности, широкий доступ населения ккачественному образованию и здравоохранению, другим социальнымуслугам путем:
обеспечения реализации государственных и региональныхпрограмм в сферах образования, здравоохранения, культуры;
мотивации участников учебно-воспитательного процесса;
создания отделений семейной медицины;
повышения качества предоставления квалифицированноймедицинской помощи детям и матерям;
поэтапного реформирования системы здравоохранения,
оптимизации лечебной сети в городах и районах автономии;
создания теле- и радиопрограмм, в т. ч. телевизионныхтрансляций, передач по актуальным проблемам автономии,информирования о деятельности органов власти Автономной РеспубликиКрым;
формирования реестра памятников культурного наследияАвтономной Республики Крым;
укрепления материально-технической базы объектов социальнойсферы;
7) активизация региональной политики, выравниваниедиспропорций и стимулирование развития городов и районовреспублики путем:
разработки региональных стратегий развития до 2015 года;
проведения и совершенствования комплексной оценки результатовсоциально-экономического развития городов и районов АвтономнойРеспублики Крым;
завершения разработки генеральных планов населенных пунктовАвтономной Республики Крым;
заключения соглашений по региональному развитию между Советомминистров Автономной Республики Крым и исполкомами городскихсоветов, райгосадминистрациями;
обеспечения реализации законов Украины "О стимулированииразвития регионов" ( 2850-15 ), "Об утвержденииОбщегосударственной программы развития малых городов" ( 1580-15 ).
Критерии оценки поставленных задач:
повышение уровня жизни населения (увеличение по сравнению с2006 годом среднемесячной номинальной заработной платы на 23,1%,реальной - на 11%, создание 35,1 тыс. новых рабочих мест, снижениеуровня безработицы по методологии МОТ до 6,5%);
активизация предпринимательской деятельности (рост объемовпромышленной продукции на 3,9%, валовой продукции сельскогохозяйства - на 5%, удельного веса малых предприятий в объемахреализации продукции - до 13,2%, увеличение количества малыхпредприятий на 2,7%);
улучшение инвестиционного климата (рост объемов инвестиций восновной капитал на 10,5%, прямых иностранных инвестиций - на31,2%, что в расчете на душу населения по состоянию на 1 января2008 года составит 385,0 долл. США).
Глава 4. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
4.1. Обеспечение условий роста активности реального сектораэкономики.
4.1.1. Инвестиционная деятельность.
Цель развития инвестиционной деятельности в 2007 году -усиление взаимодействия органов исполнительной власти АвтономнойРеспублики Крым и органов местного самоуправления АвтономнойРеспублики Крым, направленного на активизацию инвестиционныхпроцессов.
Основные задачи развития инвестиционной деятельности:
формирование базы данных инвестиционных предложений, площадокАвтономной Республики Крым для последующего предоставления ихпотенциальному инвестору во время проведения бизнес-встреч,инвестиционных форумов, выставочных мероприятий, размещения их всети Интернет и т. п.;
увеличение заказов для строительных организаций республикипутем привлечения инвестиций, в т. ч. иностранных;
наращивание объемов жилищного строительства, в т. ч. путемипотечного кредитования;
сокращение количества объектов незавершенного строительствапутем включения в планы капитальных вложений на 2007 год ипоследующие годы в первую очередь незавершенных строительствомобъектов, а объем средств, направляемых на финансирование вновьначинаемых объектов, имеющих особо важное значение дляжизнеобеспечения и строительство которых не может быть отложено напоследующие годы, не должен превышать 10% от общего лимитакапитальных вложений, предусмотренных в бюджете АвтономнойРеспублики Крым на соответствующий год; передачи частинезавершенных строительством объектов в коммунальную собственностьтерриториальных громад; приватизации; списания затрат;
реализация конституционных полномочий Автономной РеспубликиКрым по нормативному регулированию градостроительства путемсовершенствования нормативно-правовой базы относительно застройкии использования территорий;
выполнение Закона Украины "О планировании и застройкетерриторий" ( 1699-14 ) путем актуализации и восстановлениягенеральных планов населенных пунктов и разработки схемыпланирования территорий Автономной Республики Крым.
Критерии эффективности инвестиционной политики:
объем инвестиций в основной капитал в 2007 году за счет всехисточников финансирования, по расчетным данным, составит5200,0 млн. грн., или 118,2% по отношению к ожидаемому уровню2006 года; темп роста в сопоставимых ценах составит 110,5%;
объем прямых иностранных инвестиций возрастет на 31,2% и в2007 году составит 180,0 млн. долл. США.
Ресурсное обеспечение.
Реализация региональной политики в сфере инвестиционнойдеятельности будет осуществляться в соответствии с Программойразвития инвестиционной деятельности в Автономной Республике Крымна период до 2010 года ( rb0387002-07 ).
4.1.2. Развитие автодорожной инфраструктуры.
Основными проблемами дорожного комплекса автономии являются:
отсутствие национальных транспортных коридоров междуАвтономной Республикой Крым и другими регионами Украины;существующие автодорожные маршруты не соответствуют требованиям,предъявленным к современным транспортным магистралям;
нехватка автодорог 1-й и 2-й технических категорий (4 и болееполос движения), обеспечивающих безопасность движения;
отсутствие транспортной связи между курортами юго-восточногорегиона республики и трассой Симферополь-Феодосия-Керчь.
Технические параметры и уровень инженерного оснащенияавтодорог с высокой интенсивностью движения не отвечаютсовременным требованиям по нормативным нагрузкам, ширине проезжейчасти, скоростным режимам движения транспортных средств. Около 70%общей протяженности дорог государственного значения работают врежиме, превышающем оптимальный уровень загрузки дорог движением(особенно в летний период).
Только 88% дорог общего пользования имеют усовершенствованныетипы дорожного покрытия, что затрудняет проезд автотранспорта,особенно с большими осевыми нагрузками, и ведет к деформациямдорожного полотна. Большинство дорог государственного значениятребует усиления дорожного покрытия до норм повышенной нагрузки.
Отсутствуют "обходные" магистрали для вывода транзитноготранспорта из городов республики. Особенно критическая ситуациясложилась в г. Симферополе: дороги города катастрофическиперегружены.
Прохождение трасс автомобильных дорог по населенным пунктам иотсутствие транспортных развязок в разных уровнях на пересеченияхс железными дорогами и основными автомобильными дорогами приводятк снижению скорости потока, повышению аварийности, ухудшениюсостояния окружающей природной среды.
Недостаточное развитие сети автодорог в западных и восточныхрайонах автономии, отсутствие магистральных дорог сдерживаютосвоение территорий и замедляют темпы их социально-экономическогоразвития.
Активизация оползневых процессов, особенно на горных дорогах,приводит к удорожанию проведения ремонтных работ, их содержания иобеспечения безопасности движения. Для выполнения указанных работнеобходимы государственный подход, разработка комплекснойгосударственной программы. Необходимо создание на базереспубликанского предприятия "Крымское противооползневоеуправление" государственного предприятия с возложением на негофункций по ремонту и восстановлению дорог. Оползневые процессы -это не только проблема, связанная с нарушением дорог, но и потеряценных земель, повреждение коммуникаций (связь, водоводы,газопроводы и пр.).
Основными целями развития дорожной отрасли автономии являютсясовершенствование и развитие сети автомобильных дорог, повышениеих потребительских свойств для достижения максимального вкладарегиона в экономику Украины, повышения эффективности использованиятрудовых, природных и производственных ресурсов и стимулированияэкономического роста Автономной Республики Крым в частности иУкраины в целом.
Учитывая важное стратегическое значение республики каккурортного и транзитного региона, рост объемов перевозок и уровняавтомобилизации, одними из важнейших задач должны стать развитие исовершенствование автодорожной сети региона.
Для выполнения вышеуказанных целей необходимо решениеследующих задач:
улучшение транспортно-эксплуатационного состояния
существующей сети автомобильных дорог и сооружений и повышение ее
безопасности;
формирование и развитие сети автомобильных дорог региона засчет строительства и реконструкции магистралей для реализациивнешних и внутренних транспортных связей с минимальными затратамивремени, высоким уровнем удобства и обеспечением безопасностидвижения;
реконструкция наиболее загруженных участков автомагистралейна подходах к крупнейшим городам и строительство "обходов"населенных пунктов в целях вывода из них транзитных потоков исокращения отрицательного воздействия транспорта на состояниеокружающей природной среды.
В 2007 году финансирование работ по строительству,реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог вАвтономной Республике Крым планируется в объеме 544,9 млн. грн., вт. ч.:
за счет средств Государственного бюджета Украины ( 489-16 ) -152,5 млн. грн.;