• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

ПРОГРАММА экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2010 год

Верховная Рада Автономной Республики Крым | Постанова від 12.05.2010 № 1726-5/10
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Постанова
  • Дата: 12.05.2010
  • Номер: 1726-5/10
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Постанова
  • Дата: 12.05.2010
  • Номер: 1726-5/10
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым
12 мая 2010 года № 1726-5/10
ПРОГРАММА
экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2010 год
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением ВР АРК № 1813-5/10 от 16.06.2010 )
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2010 год (далее – Программа) разработана в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 138 Конституции Украины , пунктом 12 части первой статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым , Законом Украины "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины" .
Основой для разработки Программы послужили Программа Президента Украины Януковича В.Ф. "Украина – для людей!", проект Стратегии развития Автономной Республики Крым на период до 2017 года "Крым – территория успеха", постановления Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2003 года № 621 "О разработке прогнозных и программных документов экономического и социального развития и составлении проекта государственного бюджета", от 21 июля 2006 года № 1001 "Об утверждении Государственной стратегии регионального развития на период до 2015 года", от 30 августа 2007 года № 1067 "Об утверждении Государственной программы социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2017 года", Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18 декабря 2008 года № 1081-5/08 "О Программе социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2008–2012 годы".
В Программе определены цели, приоритеты, прогнозные показатели социально-экономического развития Автономной Республики Крым и система основных мероприятий по реализации Программы.
Приложения 1–5 являются неотъемлемой частью Программы.
РАЗДЕЛ IІ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Глава 1. Реализация антикризисных мероприятий в 2009 году
Постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 26 января 2009 года № 41 был утвержден План антикризисных мероприятий по Автономной Республике Крым на 2009 год, в который включены меры по поддержке реального сектора экономики и минимизации негативных социальных последствий финансово-экономического кризиса.
В рамках реализации Плана антикризисных мероприятий по Автономной Республике Крым на 2009 год проведена следующая работа.
Разработаны и направлены центральным органам власти предложения по финансированию из Стабилизационного фонда Государственного бюджета Украины здравоохранения, образования, программ развития агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, строительства жилья для военнослужащих, водохозяйственного комплекса, предложения по строительству объектов газификации, дорог, по оздоровлению банковской системы за счет рефинансирования, по возмещению НДС и загрузке предприятий оборонно-промышленного комплекса, по завершению строительства жилья с высокой степенью готовности и другие.
Для информационной поддержки в замещении импорта на веб-сайте Совета министров Автономной Республики Крым размещена база крымских предприятий с номенклатурой производимой продукции и реквизитами (около 8,5 тыс. наименований).
Сформирован реестр незавершенного строительства многоквартирных жилых домов для осуществления кредитования за счет государственной поддержки. Из Государственного бюджета Украины для завершения строительства жилья профинансировано всего 39,5 млн. грн. из заявленных по Автономной Республике Крым 186,0 млн. грн.
С целью ускорения возмещения НДС в республике внедрена электронная форма налоговой отчетности на крупных предприятиях – ОАО "Завод "Фиолент", ОАО "Фирма "Сэлма", филиал Красноперекопского ОАО "Бром", предприятиях и организациях санаторно-курортного и водохозяйственного комплекса.
В Автономной Республике Крым сформирован региональный ресурс продовольственного зерна урожая 2009 года (неснижаемый трехмесячный запас). По состоянию на 1 января 2010 года заготовлено 92 тыс. т, или 109,5 % от установленного Кабинетом Министров Украины задания.
Советом министров Автономной Республики Крым в пределах полномочий осуществлялось государственное регулирование цен на продукты питания социальной значимости, принимались меры экономического характера для сдерживания инфляции:
установлены предельные уровни торговых надбавок от 10 до 15 % (Постановление Совета министров Автономной Республики Крым от 10 февраля 2009 года № 57 "О регулировании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров");
проведено 5 заседаний рабочей группы по контролю за ситуацией на продовольственном рынке Автономной Республики Крым, созданной Постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 3 марта 2009 года № 106 , на которых рассмотрены вопросы о причинах повышения цен на хлеб массовых сортов ОАО "Крымхлеб", на сахар и яйца куриные;
реализуются постановления Совета министров Автономной Республики Крым от 26 мая 2008 года № 279 "О совершенствовании проведения мониторинга цен на потребительском рынке", от 30 октября 2008 года № 561 "О мерах по стабилизации индекса потребительских цен (индекса инфляции)" и от 10 июля 2009 года № 385 "О ходе выполнения постановления Совета министров Автономной Республики Крым от 30 октября 2008 года № 561 "О мерах по стабилизации индекса потребительских цен (индекса инфляции)" в январе–мае 2009 года";
обеспечен контроль за реализацией сахара населению из государственного продовольственного резерва через торговую сеть и рынки (630 т из Аграрного фонда Украины по цене от 4,19 до 4,5 грн./кг, а также 2,1 тыс. т из Государственного комитета Украины по государственному материальному резерву по цене 4,04 грн./кг);
проведено более 1,2 тыс. сельскохозяйственных ярмарок и расширенных продаж продукции по ценам на 10–15 % ниже рыночных;
расширена сеть фирменной торговли – в 2009 году открыто 87 объектов фирменной торговли и 98 супермаркетов (всего насчитывается 730 объектов, 163 супермаркета);
на рынках республики производителям предоставлены более 6 тыс. торговых мест, 479 торговых площадок для реализации собственной продукции с минимальной торговой надбавкой;
организована работа по выдаче разрешений в кратчайшие сроки сельхозтоваропроизводителям для торговли с машин продукцией собственного производства по ценам на 10–15 % ниже рыночных.
Начиная с июля 2009 года, удалось существенно снизить темпы роста цен на потребительском рынке товаров и услуг Крыма и замедлить инфляционные процессы по сравнению с 2008 годом на 8,5 % (2009 год – 114,8 %, 2008 год – 123,3 %).
В декабре 2009 года Автономная Республика Крым отмечена как регион с индексом инфляции ниже среднего по Украине на 0,3 % (Украина – 100,9 %, Автономная Республика Крым – 100,6 %), а на продовольствие – как регион с наименьшим индексом инфляции среди регионов Украины.
Средние розничные цены на 16 социально значимых продуктов питания в Автономной Республике Крым ниже среднеукраинских показателей.
Для продвижения крымских производителей на внутренний рынок распоряжением Совета министров Автономной Республики Крым от 5 октября 2009 года № 626-р создана Рабочая группа по изучению вопросов деятельности супермаркетов в Автономной Республике Крым (проведено 6 заседаний Рабочей группы, в т. ч. 5 непосредственно в ТЦ "Рейнфорд", ТЦ "Фуршет", ТЦ "Абсолют", "Метро Кеш энд Керри", "Новая линия"). Подготовлен проект постановления Совета министров Автономной Республики Крым "О некоторых вопросах деятельности торговых объектов".
В целях расширения рынков сбыта продукции крымских товаропроизводителей, популяризации туристического потенциала и расширения межрегиональных связей организовано участие республики в более чем 30 выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Принято решение о предоставлении 8 промышленным предприятиям финансовой поддержки за счет средств бюджета Автономной Республики Крым на реализацию инновационных (инвестиционных) проектов в сумме 1767,3 тыс. грн. (ОАО "Завод "Фиолент", ОАО "Сакский комбикормовый завод", ОАО "Крыммолоко", ОАО "Шархинский карьер", ККП "Сакское РАЙПО, ОАО "Евпаторийский рыбзавод", ООО "Евпаторийский винзавод", УПП УТОС "Крым-Пак").
В связи с проблемами казначейского обслуживания фактически профинансировано 81,2 тыс. грн.
Предоставлена финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства путем частичной компенсации процентной ставки за кредиты в размере 70 %.
Конкурсной комиссией для определения перечня предприятий агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым для предоставления компенсации процентной ставки по среднесрочным и долгосрочным кредитам, утвержденной Постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 30 апреля 2009 года № 244 , и соответствующими конкурсными комиссиями в регионах республики в 2009 году распределены средства Стабилизационного фонда Государственного бюджета Украины на удешевление кредитов, финансирование инвестиционных проектов и поддержку отдельных проектов в аграрном секторе экономики в сумме 2,2 млн. грн.
В рамках Совместного рабочего плана Министерства жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым и Программы развития и интеграции Крыма (ПРИК) ПРООН по стабилизации работы сектора водоснабжения в сельской местности на 2009 год реализованы проекты "Реконструкция систем водоснабжения" в 5 районах (Джанкойском, Красногвардейском, Симферопольском, Кировском и Раздольненском). Фактическое финансирование проектов всего составило 1,1 млн. долл. США, в т. ч. за счет средств ПРИК ПРООН – 160,0 тыс. долл. США.
Контролировалась ситуация на рынке труда:
сформирована постоянно действующая база данных временных работ на основании заявок предприятий всех форм собственности (на 107 % выполнено годовое задание по организации оплачиваемых общественных работ);
центрами занятости заключено 583 договора с работодателями по созданию 8,2 тыс. временных рабочих мест;
работодателям компенсированы затраты на выплату заработной платы трудоустроенным лицам в сумме 7,7 млн. грн. (трудоустроено 169 безработных);
в 1,4 тыс. семинарах по технике поиска работы приняли участие 5,1 тыс. человек;
проведено 30 "Ярмарок вакансий" и 255 "Мини-ярмарок вакансий" с участием более чем 2,2 тыс. человек.
Глава 2. Ситуация в экономической и социальной сфере
Ситуация в экономической и социальной сфере Автономной Республики Крым в 2009 году развивалась в соответствии с общегосударственными процессами, связанными с кризисными явлениями.
1. Рейтинг социально-экономического развития Автономной Республики Крым среди регионов Украины.
По результатам комплексной оценки социально-экономического развития регионов Украины за 2009 год Автономная Республика Крым заняла 14 место (2008 год – 15 место), в т. ч. по сферам деятельности:
реальный сектор – 7 место;
государственные финансы и финансовые результаты деятельности предприятий – 2 место;
социальный сектор – 11 место.
2. Промышленность.
Промышленность остается ведущим сектором в производственной сфере Автономной Республики Крым.
В 2009 году впервые за трехлетний период не был достигнут уровень промышленного производства предыдущего года – индекс составил 82,7 % (Рисунок 1 ). Следует отметить, что темпы промышленного производства начали замедляться с четвертого квартала 2008 года (с 108,3 % за 9 месяцев 2008 года до 103,1 % по итогам 2008 года), что связано с началом проявления мировых кризисных тенденций в национальной экономике и соответственно в экономике республики.
На протяжении 2009 года отмечалось замедление спада промышленного производства: если в январе 2009 года индекс промышленного производства составлял 65 %, то по итогам 2009 года – 82,7 %, в т. ч. по отраслям: добывающая промышленность – 89,9 %, перерабатывающая промышленность – 81,5 %, производство и распределение электрической энергии, газа и воды – 76,6 %.
Промышленными предприятиями Автономной Республики Крым за 2009 год реализовано продукции на сумму 12,6 млрд. грн. В структуре реализованной промышленной продукции (Рисунок 2 ) наибольшую часть занимает перерабатывающая промышленность – 71,4 %. Производство и распределение электроэнергии, воды и газа занимает 23,9 %, добывающая промышленность – 4,7 %.
В перерабатывающей промышленности наибольший удельный вес приходится: 33,8 % ­– на производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, 21,9 % – на химическую и нефтехимическую промышленность, 9,6 % – на машиностроение, 2,2 % – на производство прочей неметаллической минеральной продукции.
Промышленные предприятия Автономной Республики Крым в 2009 году сработали с прибылью в 316,6 млн. грн.
3. Аграрный сектор экономики.
На протяжении 2007–2009 годов в аграрном секторе экономики Автономной Республики Крым, несмотря на сложность погодных условий, неблагоприятную конъюнктуру рынка и мировой финансовый кризис, наблюдались стойкие тенденции к росту показателей.
За 2009 год по сравнению с 2008 годом объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 4,3 %, в 2008 году прирост составил 18,4 %, в 2007 году – 14,3 % (Рисунок 3 ).
В рейтинге среди регионов Украины за 2009 год по темпу роста валовой продукции сельского хозяйства автономия заняла 3 место.
Прирост производства растениеводческой продукции в 2007 году составил 19,7 %, в 2008 году – 39,2 %, в 2009 году – 4,8 %. В 2008–2009 годах собран наибольший урожай зерновых культур – около 1,7 млн. т.
В 2009 году площадь посева озимых зерновых превысила 600 тыс. га, что является наибольшим показателем начиная с 1991 года.
В 2009 году увеличилось производство следующих видов продукции растениеводства:
картофеля – 397,6 тыс. т (+53,1 тыс. т);
овощей – 367,1 тыс. т (+84 тыс. т);
винограда – 102,2 тыс. т (+9 тыс. т).
В 2009 году в республике впервые за 19 лет собран самый большой урожай риса-сырца в бункерном весе – более 106,1 тыс. т, средняя урожайность составила 68,4 ц/га, что также является самым высоким показателем по урожайности за этот период.
Темп роста валовой продукции животноводства в 2007 году составил 110,7 %, в 2008 году – 103,4 %, в 2009 году – 103,9 % (Рисунок 3).
На протяжении 2007–2009 годов стабильно росло производство основных видов продукции животноводства: производство мяса возросло с 186,3 тыс. т по итогам 2007 года до 194,8 тыс. т по итогам 2009 (+4,6 %), молока – с 348,7 тыс. т до 365,1 тыс. т (+4,7 %), яиц – с 631 млн. шт. до 732,2 млн. шт. (+16 %) (Рисунок 4 ).
В 2007–2009 годах отмечается стабильный ежегодный рост поголовья овец и птицы, соответственно на 18,6 % и 5,7 %. Поголовье свиней снизилось на 4,8 % в 2008 году и возросло на 5 % в 2009 году (Рисунок 5 ).
4. Транспортный комплекс.
Объем грузоперевозок за последние три года сократился на 25,4 % (с 13,4 млн. т грузов в 2007 году до 10 млн. т в 2009 году), причем за 2009 год объем грузоперевозок сократился на 25,2 % по сравнению с 2008 годом, в 2008 году спад был незначительным и составил 0,7 %. Снижение объема перевозимых грузов в 2009 году связано с уменьшением перевозок железнодорожным (на 33,9 %) и автомобильным транспортом (на 20 %).
Объем пассажироперевозок в 2009 году сократился на 10,6 %, при этом в 2007–2008 годах отмечался рост этого показателя соответственно на 1,6 % и 7,9 %.
Падение объемов грузо- и пассажироперевозок в 2009 году обусловило снижение соответствующих показателей грузо- и пассажирооборота.
Темп роста грузооборота в 2007 году составил 109 %, в 2008 году –106,2 %, в 2009 году грузооборот снизился на 19 % и составил 6,3 млрд. т/км (Рисунок 6 ).
Отрицательная динамика пассажирооборота зафиксирована только в
2009 году (–10,5 %), в 2007 и 2008 годах пассажирооборот возрос соответственно на 6,7 % и 6,4 %. Максимальные показатели в абсолютном выражении как пассажиро-, так и грузооборота приходятся на 2008 год, минимальные – на 2009 год.
В 2009 году проводилось обновление подвижного состава предприятий автотранспортного комплекса с целью повышения его пассажировместимости и комфортности, техническая и технологическая модернизация с учетом требований европейских стандартов "Евро-3", "Евро-4". В 2009 году активно проводились строительство новых и реконструкция действующих автостанций.
С июля 2009 года возобновлено регулярное морское сообщение по маршруту Новороссийск–Ялта–Новороссийск на комфортабельном экспресс-судне.
С 2009 года организовано воздушное сообщение из г. Симферополя в
гг. Сургут и Днепропетровск, Бейрут (Сирия) и Тегеран (Иран).
В 2009 году начала функционировать железнодорожная паромная переправа Керчь–Поти, кроме того, была достигнута договоренность с администрацией морских портов Тамани об открытии регулярного морского сообщения между Керченским морским торговым портом и портами Темрюк и Кавказ.
5. Внешнеэкономическая деятельность.
В 2009 году Автономная Республика Крым осуществляла внешнеторговые операции с партнерами из 119 стран мира.
Экспорт товаров из Автономной республики Крым стабильно возрастал на протяжении 2007–2008 годов (темпы роста составили 115,7 % и 126,7 % соответственно), в 2009 году произошел спад на 27,4 %. Темп роста импорта в 2007 году составил 116,9 %, в 2008 году – 161,5 %, в 2009 году объемы импорта сократились на 56,5 %.
Максимальный объем экспорта за трехлетний период был зафиксирован в 2008 году – 586,5 млн. грн., минимальный – в 2009 году – 425,6 млн. долл. США (Рисунок 7 ).
В 2009 году по сравнению с 2008 годом снижение экспорта в целом обусловлено падением экспорта продукции химической промышленности (на 25,4 %) и готовой пищевой продукции (на 20,9 %).
Максимальный объем импорта приходится на 2008 год – 431,1 млн. долл. США, минимальный – на 2009 год, когда импорт сократился на 56,5 % и составил 187,5 млн. долл. США. Наибольшее влияние на снижение объема импортируемой продукции в 2009 году оказало уменьшение импорта механического оборудования, машин и механизмов (на 51,6 %), минеральных продуктов (на 75,7 %), продукции химической отрасли (на 40,8 %).
Следует отметить, что на протяжении 2007–2009 годов внешнеторговое сальдо оставалось положительным и возросло на 21,4 % (с 196,1 млн. долл. США в 2007 году до 238,0 млн. долл. США по итогам 2009 года).
За 2009 год в экономику Автономной Республики Крым поступило 117,0 млн. долл. США прямых иностранных инвестиций. По состоянию на 1 января 2010 года объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных в экономику республики, достиг 718,4 млн. долл. США.
6. Строительство.
Охлаждение ипотечного кредитования и недостаток оборотных средств в крупных строительных компаниях привели к дестабилизации и снижению объемов подрядных работ в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 37,9 %, в 2008 году падение составило 21,4 %. За прошедшие три года объемы подрядных работ росли только в докризисный период – в 2007 году прирост составил 13,1 %.
Инвестиции в основной капитал в 2007 году составили 7,0 млрд. грн., в
2008 году этот показатель в фактических ценах увеличился до 8,7 млрд. грн. (–3,8 %), за 2009 год составил 5,5 млрд. грн. (–42,5 %).
7. Торговля.
Сфера внутренней торговли является важной составной частью внутреннего рынка и играет значительную роль как в формировании общего экономического потенциала Автономной Республики Крым, так и в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах.
Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах в 2007 году увеличился на 30 %, в 2008 году – на 19,7 %, в 2009 году снизился на 16,5 %. Снижение розничного товарооборота в первую очередь вызвано сокращением доходов населения и как следствие покупательной способности (Рисунок 8 ).
По состоянию на 1 января 2010 года в Автономной Республике Крым функционируют: 14,1 тыс. объектов торговли, из них 730 объектов фирменной торговли, 163 супермаркета и крупных магазина розничной торговли, 4,7 тыс. объектов ресторанного хозяйства на 195,6 тыс. посадочных мест. Также в регионах автономии функционируют 170 рынков на 47,2 тыс. торговых мест.
8. Санаторно-курортный комплекс.
В 2007 году на отдых и лечение в республику прибыло 5,7 млн. человек, что на 0,6 млн. человек превысило уровень 2006 года. Во втором полугодии 2008 года предприятия отрасли ощутили влияние начавшегося финансового кризиса, что привело к незначительному снижению потока отдыхающих в Автономную Республику Крым по сравнению с 2007 годом (–0,1 млн. человек). В 2009 году количество отдохнувших снизилось на 0,6 млн. человек по сравнению с 2008 годом (Рисунок 9 ).
Тем не менее, отмечается повышение качественных показателей работы отрасли – курортные регионы при сокращении количества отдыхающих обеспечили рост платежей в бюджет: в 2009 году по сравнению с 2007 годом поступления в бюджет возросли на 47,9 % (с 1550,0 млн. грн. в 2007 году до 2293,1 млн. грн. в 2009 году).
В целях содействия расширению внешнего и внутреннего спроса на отдых и лечение автономия принимала участие в международных и региональных выставках-ярмарках, где были широко представлены крымские санаторно-курортные и туристические предприятия, а также торгово-промышленные, строительные компании и предприятия, обслуживающие курортный комплекс Крыма.
Кроме того, для представителей туристического бизнеса разных стран проведены рекламно-информационные туры о возможностях лечения и отдыха в Крыму.
9. Бюджет и финансы.
На протяжении 2007–2009 годов обеспечивался стабильный рост поступлений в общий фонд сводного бюджета Автономной Республики Крым: если в 2007 году в общий фонд сводного бюджета поступило 3,8 млрд. грн., то в 2009 году этот показатель составил 5,2 млрд. грн. (Рисунок 10 ). Возросло также поступление налогов и сборов (в 2007 году – 1,7 млрд. грн., в 2009 году – 2,6 млрд. грн.).
В 2007 году поступления в бюджет возросли почти в полтора раза по сравнению с предыдущим периодом, в 2008 году прирост составил 21 %, в 2009 году – 11,9 %.
В 2009 году направлены средства на реализацию мероприятий 34 республиканских программ за счет всех источников финансирования в объеме 291,6 млн. грн.
Предприятиями и организациями Автономной Республики Крым за 2009 год от обычной деятельности до налогообложения получено 200,0 млн. грн. убытка (сальдо), в 2008 году убытки составили 1,6 млрд. грн., в 2007 году сальдо финансового результата было положительным и составило 512,4 млн. грн. (Рисунок 11 ).
10. Занятость и доходы населения.
Номинальная величина среднемесячной заработной платы на протяжении 2007–2009 годов стабильно возрастала: по итогам 2007 года этот показатель составлял 1220,0 грн., по итогам 2008 года – 1609,0 грн., по итогам 2009 года – 1707,0 грн. (Рисунок 12 ).
В то же время ситуация с реальными доходами населения складывается не так однозначно (Рисунок 13 ). Темп роста потребительских цен в 2009 году (114,8 %) превысил темп роста номинальной заработной платы (106,1 %), что привело к снижению реальной заработной платы на 9,6 % по сравнению с 2008 годом (90,4 %).
Максимальный уровень инфляции за 2007–2009 годы приходится на 2008 год – 123,3 %, по итогам 2009 года зафиксировано снижение темпов инфляции на 8,5 процентного пункта (до 114,8 %).
По уровню занятости населения трудоспособного возраста в 2009 году Автономная Республика Крым заняла 4 место, при среднеукраинском показателе 64,7 % по республике он составляет 67,7 %.
Уровень безработицы населения трудоспособного возраста (рассчитанный по методологии МОТ) в 2007 году составлял 4,9 %, в 2008 году – 5,1 %, 2009 году – 7,4 % при среднеукраинском 9,6 % в 2009 году. По этому показателю в 2009 году автономия также заняла 4 место.
При этом уровень зарегистрированной безработицы в автономии в 2007–2009 годах сократился: если в 2007 году он составлял 1,8 %, то в 2009 году – 1,4 %, количество трудоустроенных службой занятости лиц также сократилось: с 39,4 тыс. человек в 2008 году до 27,8 тыс. человек в 2009 году.
Уровень экономической активности населения в республике в 2009 году превысил среднеукраинский показатель на 1,5 процентного пункта и составил 73,1 %.
РАЗДЕЛ IІІ
ЦЕЛЬ, ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА 2010 ГОД. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
1. Главная цель Программы – создание условий для восстановления роста экономики и повышения уровня жизни населения Автономной Республики Крым.
2. Направления реализации первоочередных мероприятий по преодолению негативных последствий финансово-экономического кризиса (Приложение 1 ):
стратегическое развитие и обеспечение условий для дальнейшего социально-экономического развития городов и районов республики;
увеличение доходной части бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов;
осуществление экономических реформ;
создание условий для развития отраслей экономики на основе инвестиционно-инновационной модели;
развитие малого предпринимательства;
преодоление негативных последствий финансово-экономического кризиса в социальной сфере.
3. Приоритеты и пути достижения главной цели Программы:
3.1. Основные направления достижения экономической стабилизации:
1) в промышленности – содействие привлечению инвестиций в отрасль, разработка и освоение наукоемких технологий, увеличение объемов продаж инновационных видов продукции, внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологических процессов, реконструкция имеющихся производственных мощностей, увеличение номенклатуры выпускаемой продукции;
2) в аграрном секторе экономики – развитие отраслей сельского хозяйства (растениеводство, садоводство и виноградарство, животноводство, рыбное хозяйство), пищевой и перерабатывающей промышленности, формирование и развитие инфраструктуры аграрного рынка, развитие сельских территорий;
3) в санаторно-курортной и туристической сфере – формирование позитивного имиджа Автономной Республики Крым как курортного и туристского региона, создание привлекательного инвестиционного климата, содействие развитию инфраструктуры Крыма как курортно-туристического центра, повышение эффективности использования, воспроизводства и охраны имеющихся в регионе рекреационных и природных лечебных ресурсов;
4) в топливно-энергетическом комплексе – стабилизация уровня генерации электроэнергии и увеличение объемов услуг по поставке и передаче электроэнергии, интенсификация добычи топливно-энергети­ческих полезных ископаемых, использование возобновляемых источников энергии с целью сокращения потребления традиционных органических топливно-энергетических ресурсов;
5) в транспортном комплексе и связи – техническая и технологическая модернизация объектов транспортного комплекса Автономной Республики Крым, строительство новых и реконструкция существующих объектов транспортной инфраструктуры, развитие современных телекоммуникационных услуг связи и почтовой связи; развитие и совершенствование автодорожной сети региона;
6) в сфере инвестиционной деятельности – формирование позитивного инвестиционного имиджа республики, содействие привлечению инвестиций и развитие внешнеэкономической деятельности;
7) в строительном комплексе – стабилизация строительной отрасли, совершенствование комплексного территориального развития Автономной Республики Крым;
8) в сфере инновационной деятельности – содействие инновационному развитию различных сфер экономики, повышение инновационной культуры общества;
9) в сфере малого предпринимательства – упорядочение нормативного регулирования предпринимательской деятельности, финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства, ресурсное и информационное обеспечение малого предпринимательства;
10) в сфере совершенствования земельных отношений – развитие Государственного земельного кадастра и охрана земель;
3.2. Основные направления развития социальной сферы:
1) в сфере трудовых отношений – преодоление бедности и повышение реальных доходов населения, стабилизация ситуации на рынке труда республики;
2) в сфере социальной защиты – обеспечение достойного уровня жизни социально незащищенных слоев населения, совершенствование инфраструктуры учреждений системы социальной защиты, содействие интеграции в общество лиц с ограниченными физическими возможностями, повышение уровня социальной защиты пенсионеров;
3) в жилищно-коммунальном хозяйстве – реформирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие городского электротранспорта;
4) в сфере оборота потребительских товаров и услуг – увеличение общего объема продажи потребительских товаров, повышение конкурентоспособности и популяризация продукции крымских товаропроизводителей, расширение сбыта на внутреннем и внешних рынках, увеличение объемов реализации бытовых услуг, защита прав и интересов потребителей на территории Автономной Республики Крым;
5) в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека – снижение уровня загрязнения окружающей природной среды, минимизация влияния негативных природных и антропогенных процессов, сохранение биоразнообразия, организация региональной системы мониторинга окружающей природной среды, получение достоверной и оперативной информации о состоянии окружающей природной среды; повышение лесистости территории Автономной Республики Крым, охрана и воспроизводство лесов, повышение их продуктивности и рационального использования; обеспечение потребностей отраслей экономики и населения Крыма в водных ресурсах; профилактика правонарушений, повышение правового образования населения; сохранение уникальной и особо ценной документации в Автономной Республике Крым;
6) в сфере межнациональных отношений и обустройства депортированных граждан – обеспечение межнационального согласия в Автономной Республике Крым, обустройство мест компактного проживания депортированных граждан, социально-культурное развитие депортированных граждан, обеспечение конституционных прав представителей различных этнических групп на развитие национальной, культурной, языковой самобытности.
3.3. Основные направления развития гуманитарной и духовной сфер:
1) в здравоохранении – повышение качества предоставления квалифицированной медицинской помощи населению Автономной Республики Крым, реформирование первичной медико-санитарной помощи в сельской местности;
2) в образовании – улучшение обеспечения учебно-воспитательного процесса, кадровое обеспечение, создание условий для обеспечения конституционного права граждан на обучение на родном языке, внедрение инклюзивного обучения в дошкольных, общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях, повышение социального статуса одаренной молодежи, создание и развитие научной базы для подготовки специалистов, научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований;
3) в сфере культуры – сохранение и популяризация материального и нематериального наследия, обеспечение широкого доступа к его достоянию, поддержка и развитие всех видов и жанров искусства, традиционных культур, культур этносов, клубной деятельности, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
4) в сфере физической культуры и спорта – укрепление материально-технической базы в Автономной Республике Крым, в т. ч. по месту жительства и в местах массового отдыха, подготовка к проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу, обеспечение условий для ведущих спортсменов автономии – кандидатов на участие в Олимпийских, Паралимпийских играх, Всемирных универсиадах, Всемирных играх глухих, чемпионатах мира и Европы, развитие детско-юношеского спорта, охват занятиями физической культурой и спортом населения всех возрастов;
5) в сфере поддержки семьи, детей и молодежи, гендерного равенства – обеспечение права детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения на воспитание в семье; обеспечение качества оздоровления и отдыха детей; поддержка и развитие творческих инициатив детей и молодежи; содействие воспитанию у молодежи чувства патриотизма на основах духовности, моральности и толерантности, формирование здорового образа жизни; содействие занятости и трудоустройству молодежи; обеспечение молодежи жильем; содействие улучшению демографической ситуации, укрепление института семьи, развитие гендерного равенства; перспективы развития сети центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, расширение спектра предоставляемых социальных услуг;
6) в информационной сфере – повышение конкурентоспособности отечественных производителей информационного продукта, развитие социально-информационного пространства Автономной Республики Крым, развитие отечественного книгоиздания.
РАЗДЕЛ IV
РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ
Глава 1. Развитие реального сектора экономики
1. Промышленность.
1.1. Главная цель – стабилизация работы промышленных предприятий, сохранение объемов производства промышленной продукции и обеспечение ее конкурентоспособности.
1.2. Приоритеты:
1.2.1. Приоритет 1:содействие привлечению инвестиций в промышленность Автономной Республики Крым, разработка и освоение наукоемких технологий, увеличение объемов продаж инновационных видов продукции.
Основные задачи:
содействие финансовому обеспечению инновационной деятельности предприятий, в т. ч. за счет оказания финансовой поддержки предприятиям;
содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций и развитию инновационных инфраструктур в Автономной Республике Крым;
развитие инновационной инфраструктуры в Автономной Республике Крым;
подготовка квалифицированных кадров в сфере инновационной деятельности, продвижение конкурентных преимуществ Автономной Республики Крым за счет расширения и развития инновационной деятельности;
улучшение качества выпускаемой продукции, внедрение европейских стандартов качества (ISO, DIN, ASTM), передовых технологий производства.
Ожидаемые результаты:
стабилизация объемов и увеличение ассортимента выпускаемой инновационной продукции, снижение ее себестоимости, улучшение качества и расширение рынков сбыта.
1.2.2. Приоритет 2:внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологических процессов, реконструкция имеющихся производственных мощностей, увеличение номенклатуры выпускаемой продукции.
Основные задачи:
повышение эффективности производства за счет внедрения прогрессивных технологий, технического перевооружения и модернизации производства;
повышение конкурентоспособности продукции;
освоение производства новых видов промышленной продукции.
Ожидаемые результаты:
стабилизация объемов производства и выпуска конкурентоспособной продукции отечественного производства, проведение политики импортозамещения промышленной продукции;
создание 62 новых и сохранение существующих рабочих мест;
снижение удельного объема убыточных предприятий – на 8 %;
снижение трудоемкости и себестоимости продукции.
В 2010 году прогнозируется индекс промышленного производства на уровне 106 % по отношению к предыдущему году в целом по отрасли, в т. ч.:
в химической промышленности – 108 %;
в пищевой промышленности – 103 %;
в машиностроении – 106 %;
в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – 104 %;
в производстве прочей неметаллической продукции – 100 %.
Ресурсное обеспечение:
средства Государственного бюджета Украины – 56,6 млн. грн., в т. ч. из Стабилизационного фонда Государственного бюджета Украины – 2,5 млн. грн.;
средства Фонда социальной защиты инвалидов – 3,0 млн. грн.;
Программа развития промышленного комплекса Автономной Республики Крым на 2008–2011 годы, утвержденная Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18 июня 2008 года № 898-5/08 , – 10,24 млн. грн.;
2. Аграрный сектор экономики. Пищевая и перерабатывающая промышленность.
2.1. Главная цель – обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынке, обеспечение Автономной Республики Крым достаточными объемами производимой сельскохозяйственной продукции и продуктами питания, возрождение социальной сферы села для жизнедеятельности сельского населения, обеспечение продовольственной безопасности страны, роста доходов сельхозтоваропроизводителей.
2.2. Приоритеты:
2.2.1. Приоритет 1: развитие отрасли растениеводства.
Основные задачи:
сохранение и улучшение плодородия почв сельскохозяйственного назначения;
расширение объемов орошаемых земель;
развитие зернового хозяйства;
выполнение противоградовых мероприятий;
обновление существующего парка зерноуборочных комбайнов и энергонасыщенных тракторов (класс 3 и класс 5).
Ожидаемые результаты:
увеличение объемов внесения фосфогипса до 8,5 тыс. га в 2010 году;
восстановление орошаемых земель на площади до 207 тыс. га, что составляет 100,8 % по отношению к уровню 2009 года;
увеличение площади посева сидеральных культур (горох, вика, эспарцет, люцерна в рисовых севооборотах);
обеспечение производства зерна не менее 1670 тыс. т в 2010 году;
повышение уровня технического обновления на 11,9 % по комбайнам и на 6,8 % по тракторам, что позволит повысить уровень энергонасыщенности технологических процессов на 0,85 л.с. на 100 га пашни.
2.2.2. Приоритет 2:развитие садоводства и виноградарства.
Основные задачи:
увеличение площадей садов;
увеличение площадей виноградников.
Ожидаемые результаты:
посадка 621 га садов, увеличение производства фруктов до 64,5 тыс. т, что на 1,4 % выше объема производства фруктов в 2009 году;
посадка 1145 га виноградников.
2.2.3. Приоритет 3: развитие эфиромасличной отрасли.
Основные задачи:
внедрение в производство качественно новых сортов традиционно возделываемых эфиромасличных культур.
Ожидаемые результаты:
увеличение годового производства эфиромасличного сырья (в 2010 году – до 14 тыс. т);
получение дополнительно ценных продуктов эфиромасличного производства;
использование отходов переработки эфиромасличного сырья при откорме животных;
получение ежегодной прибыли в размере 45,7 тыс. грн.
2.2.4. Приоритет 4:развитие животноводства.
Основные задачи:
восстановление и развитие молочного скотоводства;
развитие овцеводства;
развитие птицеводства, мясного скотоводства.
Ожидаемые результаты:
получение в среднем от коровы 4500–5000 кг молока в год при снижении на 9–16 % затрат кормов;
доведение объемов искусственного осеменения коров и телок в личных подсобных хозяйствах жителей Автономной Республики Крым до 50 % от имеющегося поголовья;
увеличение производства молока во всех категориях хозяйств до 386,1 тыс. т, что на 1 % выше уровня 2009 года;
увеличение производства яиц до 767 млн. шт., что на 4 % выше уровня 2009 года;
увеличение производства шерсти до 1375 т, что на 3 % выше уровня 2009 года.
2.2.5. Приоритет 5: развитие рыбного хозяйства.
Основные задачи:
увеличение уровня и объемов воспроизводства различных пород рыб на государственных рыбопитомниках;
увеличение производства товарной прудовой рыбы.
Ожидаемые результаты:
производство товарной прудовой рыбы до 2,8 тыс. т в 2010 году, посадочного материала различных пород рыб до 4 млн. шт.;
производство морской товарной рыбы до 19 тыс. т.
2.2.6. Приоритет 6:развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.
Основные задачи:
развитие винодельческой и ликеро-водочной отраслей;
развитие других отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.
Ожидаемые результаты:
индекс промышленного производства по пищевой и перерабатывающей промышленности составит 102 %.
2.2.7. Приоритет 7:формирование и развитие инфраструктуры аграрного рынка.
Основные задачи:
участие в государственных выставочных мероприятиях в аграрном секторе экономики;
разработка и внедрение пилотных проектов по созданию сети оптовых рынков.
Ожидаемые результаты:
реклама сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, произведенных в Автономной Республике Крым, на 6 международных выставках-ярмарках;
разработка проектно-сметной документации для строительства оптово-розничных рынков в 3 районах Автономной Республики Крым.
2.2.8. Приоритет 8:развитие сельских территорий.
Основные задачи:
увеличение объемов индивидуального жилищного строительства на селе;
инженерное обустройство жилья.
Ожидаемые результаты:
обеспечение жильем 50 сельских семей, ввод в эксплуатацию 31 нового жилого дома общей площадью 3,47 тыс. м-2, газификация 353 усадеб;
обеспечение жильем 57 сельских семей, ввод в эксплуатацию 31 нового жилого дома общей площадью 3,3 тыс. м-2, газификация 338 усадеб.
Ресурсное обеспечение:
Программа развития промышленного комплекса Автономной Республики Крым, утвержденная Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18 июня 2008 года № 898-5/08 , – 197,0 млн. грн.;
Республиканская программа поддержки индивидуального жилищного строительства на селе "Собственный дом" на 2002–2010 годы , утвержденная Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17 июля 2002 года № 183-3/02, – 10,3 млн. грн.
3. Санаторно-курортный и туристический комплексы.
3.1. Главная цель– создание благоприятных условий для круглогодичного функционирования предприятий санаторно-курортного и туристического комплексов, путем формирования конкурентоспособного на мировом и национальном уровнях туристического продукта и курортных услуг на основе эффективного использования имеющегося рекреационного потенциала Крыма.
3.2. Приоритеты:
3.2.1. Приоритет 1:формирование позитивного имиджа Автономной Республики Крым как курортного и туристического региона.
Основные задачи:
осуществление рекламы рекреационного потенциала автономии;
повышение конкурентоспособности крымского туристического продукта;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов отрасли, повышение качества предоставляемых услуг;
развитие различных видов туризма и экскурсионной деятельности.
Ожидаемые результаты:
продвижение туристического продукта на внешний и внутренний рынки, повышение рекреационной привлекательности Крыма, создание условий для эффективного и сбалансированного функционирования курортной и туристической отраслей, повышение качества предоставляемых услуг, развитие туристической инфраструктуры, повышение конкурентоспособности Крыма, как курортно-туристического региона;
увеличение количества отдыхающих на 3 %, расширение рамок курортного сезона;
увеличение объема реализации всех видов услуг на предприятиях санаторно-курортного и туристического комплексов на 8 %;
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от отраслевых предприятий на 7 %.
3.2.2. Приоритет 2:создание привлекательного инвестиционного климата, содействие развитию инфраструктуры Крыма как курортно-туристического центра.
Основные задачи:
реализация инвестиционных и инновационных проектов в сфере курортов и туризма;
модернизация материально-технической базы предприятий санаторно-курортного и туристического комплексов;
развитие инфраструктуры курортов.
Ожидаемые результаты:
расширение курортно-туристического потенциала за счет использования прибрежных территорий и развития курортной инфраструктуры;
расширение спектра предоставляемых услуг;
обеспечение круглогодичной загрузки региона;
развитие новых направлений в туризме;
привлечение инвестиций на общую сумму 12,9 млн. грн.
3.2.3. Приоритет 3: повышение эффективности использования, воспроизводства и охраны имеющихся в регионе рекреационных и природных лечебных ресурсов.
Основные задачи:
обеспечение сохранности и рационального использования природных лечебных ресурсов;
обеспечение управления прибрежными территориями.
Ожидаемые результаты:
сохранение и развитие природных лечебных ресурсов;
обеспечение управления прибрежными территориями;
эффективное использование природных лечебных ресурсов.
Ресурсное обеспечение:
Государственная программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2017 года , утвержденная Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 августа 2007 года № 1067 (из Государственного бюджета Украины – 2,1 млн. грн., бюджета Автономной Республики Крым – 355,0 тыс. грн.);
Программа развития Автономной Республики Крым в сфере курортов и туризма на 2010–2012 годы (проект) – 4,15 млн. грн.
4. Топливно-энергетический комплекс и энергосбережение.
4.1. Главная цель – стабильная работа топливно-энергетического комплекса Автономной Республики Крым, направленная на обеспечение необходимыми видами энергоресурсов в полном объеме для нормального функционирования экономики, коммунальной сферы, улучшения уровня жизни крымчан.
4.2. Приоритеты:
4.2.1. Приоритет 1: развитие электрических сетей и станций.
Основные задачи:
повышение надежности и увеличение пропускной способности электрических сетей;
снижение технологических потерь;
увеличение производства электроэнергии на крымских электростанциях.
Ожидаемые результаты:
полноценное обеспечение растущего спроса потребителей всех категорий качественной электроэнергией.