П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Республиканской программе поддержки
индивидуального жилищного строительства
на селе "Собственный дом" на 2002-2010 годы
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2002, N 7,ст. 592 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями ВР АРК N 1129-4/04 ( rb1129002-04 ) от 17.11.2004 N 687-5/07 ( rb0687002-07 ) от 19.12.2007 N 838-5/08 ( rb0838002-08 ) от 16.04.2008 )
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 18 КонституцииАвтономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), в соответствии сУказом Президента Украины от 27 марта 1998 года N 222/98( 222/98 ) "О мерах по поддержке индивидуального жилищногостроительства на селе", Решением Верховной Рады АвтономнойРеспублики Крым от 19 декабря 2001 года N 2192-2/01( rb2192002-01 ) "О состоянии дел и мерах по увеличению жилищногостроительства в Автономной Республике Крым", в целях расширениявозможностей инвестирования индивидуального жилищногостроительства на селе
Верховная Рада
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Республиканскую программу поддержкииндивидуального жилищного строительства на селе "Собственный дом"на 2002-2010 годы (прилагается).
2. Поручить Совету министров Автономной Республики Крым:
2.1. Разработать и утвердить Положение о порядке формированияи использования средств Крымского республиканского Фонда поддержкииндивидуального жилищного строительства на селе.
2.2. Разработать и утвердить Положение о порядке выдачи ипогашения кредитов, предоставляемых Крымским республиканскимФондом поддержки индивидуального жилищного строительства на селе.
2.3. При формировании проектов бюджета Автономной РеспубликиКрым на 2005 год и последующие годы предусматривать расходы нафинансирование Республиканской программы поддержки индивидуальногожилищного строительства на селе "Собственный дом" на 2002-2010годы в соответствии с действующим законодательством.
( Подпункт2.3 пункта 2 в редакции Постановления ВР АРК N 1129-4/04( rb1129002-04 ) от 17.11.2004 )
2.4. Поддерживать использование в строительстве жилья на селенетрадиционных источников финансирования, в том числе средствпредприятий, организаций, населения и других внебюджетных средствпутем их концентрации на счетах Крымского республиканского Фондаподдержки индивидуального жилищного строительства на селе.
2.5. Определить источники формирования уставного фондаКрымского республиканского Фонда поддержки индивидуальногожилищного строительства на селе, решить организационные вопросы поего размещению и материальному обеспечению на начальном этапе.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления:
3.1. В местных бюджетах на 2002 и последующие годыпредусматривать расходы на финансирование Республиканскойпрограммы поддержки индивидуального жилищного строительства населе "Собственный дом" на 2002-2010 годы.
3.2. Содействовать удешевлению стоимости строительстваиндивидуального жилья путем сооружения коммунальных сетей и системинженерного обеспечения за счет средств местных бюджетов.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложитьна Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крымпо промышленности, строительству, транспорту, связи итопливно-энергетическому комплексу.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым Б.ДЕЙЧ
г. Симферополь,
17 июля 2002 г.
N 183-3/02
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 17 июля 2002 г. N 183-3/02
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
НА СЕЛЕ "СОБСТВЕННЫЙ ДОМ" НА 2002-2010 ГОДЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
Жилищная проблема как на Украине, так и в АвтономнойРеспублике Крым, обострившаяся в условиях перехода к рыночнойэкономике, определяет необходимость проведения жилищной реформыкак неотъемлемой части стабилизации экономики, с использованиемразличных методов и форм.
Очевиден тот факт, что решение жилищной проблемы в настоящеевремя является в первую очередь прерогативой государственных иместных органов власти:
во-первых, из-за огромного дефицита и как следствие большогообъема требуемых инвестиций в строительство жилья;
во-вторых, из-за значительного социального расслоенияобщества и как следствие невозможности большей части населениярешить данную проблему самостоятельно;
в-третьих, ввиду необходимости гарантий со стороныгосударства на инвестиции частных лиц в жилищное строительство.
С другой стороны, понятна принципиальная невозможностьгосударства и тем более местных органов власти в одиночку решитьжилищную проблему. Суммируя вышеизложенное и учитываяневозможность для большинства населения покупки жилья или егобесплатного получения, можно сделать вывод, что необходимымтребованием для решения данной проблемы является разработкамеханизма предоставления долгосрочных кредитов на выкуп иливозведение жилья.
1. Общие положения
Республиканская программа поддержки индивидуального жилищногостроительства на селе "Собственный дом" на 2002-2010 годы (далее -Программа) разработана во исполнение Указа Президента Украины от27 марта 1998 года N 222/98 ( 222/98 ) "О мерах по поддержкеиндивидуального жилищного строительства на селе", ПостановленияКабинета Министров Украины от 22 апреля 1997 года N 376( 376-97-п ) "О мерах по поддержке индивидуального жилищногостроительства на селе" и Постановления Совета министров АвтономнойРеспублики Крым от 28 ноября 2000 года N 389 ( rb0389001-00 )"О Крымском республиканском Фонде поддержки индивидуальногожилищного строительства на селе".
При разработке Программы учтены основные положения УказаПрезидента Украины от 15 июля 1999 года N 856/99 ( 856/99 ) "Обосновных направлениях обеспечения жильем населения Украины на1999-2005 годы", предложения министерств и республиканскихкомитетов Автономной Республики Крым, Совета министров АвтономнойРеспублики Крым, органов местного самоуправления, а также опытряда областей Украины.
Программа - это долгосрочный, на период до 2010 года,организационно-экономический документ, который определяет основныецели, задачи и приоритеты индивидуального жилищного строительствана селе.
2. Цели и задачи Программы
Основная цель Программы - определить положения долгосрочнойрегиональной жилищной политики в сельской местности республики инаметить конкретные меры по осуществлению следующих задач:
увеличение объемов индивидуального жилищного строительства населе;
обеспечение его доступности для большинства граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий;
насыщение потребительского рынка республики
продовольственными товарами собственного производства;
закрепление кадров на селе, создание новых рабочих мест иповышение уровня занятости сельского населения.
Основная экономическая задача Программы - созданиесбалансированной саморегулирующейся системы в области инвестиций вжилищное строительство на селе.
Для описания экономической модели Программы необходимо:описать социально-экономическую ситуацию с учетом долгосрочногопрогнозирования; оценить спрос на инвестиции в области жилищногостроительства; оценить предложения свободного инвестиционногокапитала; учесть правовой и социальный аспекты жилищной реформы;учитывая общую нестабильность, предусмотреть возможностьдинамичного внесения в Программу соответствующих изменений идополнений.
3. Оценка развития трудовых ресурсов и их занятости
По состоянию на 1 января 2001 года численность населения вреспублике составила 2109,1 тысячи человек, что на 22,7 тысяччеловек меньше, чем в 2000 году. Тенденция уменьшения численностинаселения сохранилась и в 2001 году. При этом наблюдалосьповышение уровня рождаемости, снижение детской смертности,уменьшение миграционного оттока населения.
Во всех сферах экономической деятельности занято 803,1 тысяччеловек, в том числе в отраслях экономики 669,4 тысячи человек. Вагропромышленном комплексе занято 152,5 тысяч человек, или 22%занятого населения республики.
Ситуация на рынке труда республики, несмотря на некоторыеположительные тенденции, остается сложной. Численность населения,занятого во всех сферах экономической деятельности, сократилась с805 тысяч человек в 1999 году до 801,2 тысячи человек в 2001 году.Численность незанятого населения в 2001 году составила344,2 тысячи человек, в том числе на селе 181,5 тысяч (Таблица 1).
Несмотря на предпринимаемые меры по стабилизацииэкономических процессов на селе, продолжается высвобождениеработников из сельскохозяйственного производства. За период с1998 года по 2000 год было высвобождено 11,9 тысяч человек.
Республика имеет один из самых низких показателей уровнязанятости в Украине. В 2001 году он составил 63,0%, в том числе населе - 50,6%. Подобные процессы вызваны прежде всего проведениемреформ в агропромышленном комплексе.
Проблема занятости депортированных граждан и молодежиостается в числе самых сложных для республики. Численностьтрудоспособного населения этой категории граждан составляет более130 тысяч человек. В Крыму сформировалось более 300 поселков имассивов компактного проживания депортированных граждан, гдепрактически отсутствует сфера приложения труда.
Решение проблемы занятости населения на селе возможно за счетсоздания новых рабочих мест и развития приусадебных хозяйств, длячего необходимо привлечение централизованных источниковфинансирования.
4. Оценка спроса инвестиций в строительство жилья на селе
Кризисное состояние жилищного сектора во многом вызванообъективными обстоятельствами, связанными с переходом от жесткогогосударственного управления к рыночной экономике, отказомгосударства от монопольной роли инвестора, подрядчика,собственника в сфере жилья.
Жилищный фонд республики в 2000 году составил37326,6 тыс. кв. м общей площади, в том числе в районах -15587,3 тыс. кв. м (41,8%), и имеет устойчивую тенденцию ксокращению. Ежегодно из состава жилого фонда выбывает помещенийплощадью более 2 млн кв. м, что составляет 6,5% от общего фонда(Таблица 2).
При этом 28% сельских жителей проживают в домах довоенногопериода, а еще больше в домах, которые построены в 1944-1970годах. Большая часть строений выполнена из самана икамня-ракушечника. В северных районах республики происходитпреждевременное разрушение жилых домов из-за поднятия грунтовыхвод, а в южных и восточных районах, находящихся в 6-8-бальнойсейсмической зоне, состояние части жилья предаварийное.
При средней обеспеченности жителей сельской местности жильемв Украине 22,3 кв. м общей площади, в Крыму этот показательсоставляет 16,2 кв. м и является самым низким среди регионовУкраины. Улучшения требует ситуация с обеспеченностью жильем надушу населения в Советском, Первомайском, Джанкойском,Симферопольском районах.
Количество семей и одиноких граждан, состоящих на квартирномучете, за пять последних лет сократилось с 117367 до 85583, носрок ожидания улучшения жилищных условий с каждым годомувеличивается (Таблица 3). Если в 1995 году семьи, состоявшие вочереди на получение жилья 10 и более лет, составляли 22,9% отобщего количества, то в 2000 году этот показатель увеличился до52,1%. В 2000 году улучшили свои жилищные условия 1267 семей, изних в новых домах - 281 семья, без снятия с учета - 167 семей, чтосоставляет всего 1,3% от общего количества семей, состоящих наквартирном учете. В сельской местности за этот же период улучшилижилищные условия 194 семьи, и только 10 из них - в новых домах.
Количество земельных участков, предоставленных длястроительства жилых домов гражданам, проживающим в сельскойместности, составляет более 26 тысяч. Освоение трети из нихнаходится на стадии разработки проектно-сметной документации, апочти на 10 тысячах готовность возведенных строений составляетболее 50% и дальнейшие работы на них приостановлены. Общая площадьжилых домов, предполагаемых к возведению на данных участках,составляет 2608,3 тыс. кв. м, остаточная сметная стоимость ихстроительства - 1040,8 млн грн (Таблица 4). Стоимость завершенияодного дома в среднем составляет 41,0 тыс. грн. Данная категориянаселения представляется наиболее реальным потребителем финансовойпомощи.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что для решенияжилищной проблемы только сельского населения республикизастройщикам всех форм собственности необходимо ежегодно вводить вэксплуатацию 150-160 тыс. кв. м общей площади, для чего требуетсяпривлечение инвестиций в жилищное строительство в размере60-65 млн грн. Принимая во внимание относительно стабильный втечение пяти последних лет объем инвестиций в жилищноестроительство застройщиками всех форм собственности, составляющийв среднем 17-22 млн грн, и учитывая объемы свободногоинвестиционного капитала, можно сделать вывод, что в ближайшие10 лет ежегодное участие государства в инвестиционном процесседолжно быть в размере 35-40 млн грн.
5. Оценка спроса инвестиций на инженерное обустройство села
Развитие инфраструктуры населенных пунктов, степеньобустройства жилья, объемы затрат на их строительство иэксплуатацию определяются прежде всего наличием централизованныхсистем водоснабжения и канализации. Из-за недооценки этого факторав республике сложилась крайне неудовлетворительная обстановка. Нив одном из районных центров система водоснабжения не отвечаетнормативам. Только в нескольких населенных пунктах очистныеканализационные сооружения функционируют без перегрузки.
Уровень обеспечения жилого фонда в сельской местностиинженерным оборудованием значительно ниже городского (Таблица 5).Так, степень оборудованности сельского жилого фонда в 2000 годуводопроводом составила 57,3%, канализацией - 46,5%, горячимводоснабжением - 35,8%.
Неудовлетворительное состояние в обеспечении инженернымисетями сохраняется в Кировском, Нижнегорском, Джанкойском,Первомайском районах.
Положительно начинает сказываться принятое в республике впоследнее время направление на увеличение инвестиций вкоммунальное строительство. За предыдущие 5 лет введено вэксплуатацию в сельской местности водоводов 71,08 км, сетейгазификации - 488,53 км. Но за этот период практически нестроились канализационные сети и сооружения, сети теплоснабжения.Наличие на селе природного газа или даже перспектива в ближайшиегоды его получения служит сдерживающим фактором миграциитрудоспособного населения и особенно молодежи, стимулируетиндивидуальное жилищное строительство, способствует улучшениюдемографической ситуации на селе.
Хотя и имеется тенденция роста капитальных вложений вкоммунальное строительство, улучшилось освоение выделяемыхсредств, их явно недостаточно для столь запущенной отрасли.Расчетная потребность в средствах на строительство инженерныхсетей только в местах компактной жилой застройки сельскихнаселенных пунктов составляет 156,1 млн грн.
Опыт работы по строительству жилья на селе показывает, чтонехватка средств на прокладку инженерных сетей является основнойпричиной большого разрыва между готовностью дома и егоокончательным заселением. В связи с чем за счет местных бюджетов свозможным участием предприятий, осуществляющих хозяйственнуюдеятельность на территории соответствующих территориальных громад,должны быть в первоочередном порядке осуществлены работы посооружению в местах компактной застройки дорог, объектовэнергообеспечения, систем водо- и газоснабжения. Проблемытеплоснабжения и канализации во многих случаях могут решаться засчет создания автономных теплоисточников и систем очистки. Длястроительства отдельных элементов социальной инфраструктуры(магазинов, предприятий бытового обслуживания) целесообразноиспользовать средства частных предпринимателей из числа будущихвладельцев индивидуальных домов.
6. Оценка социальных аспектов
Индивидуальное жилищное строительство должно стать важнейшейформой наращивания жилищного фонда. Индивидуальное жилье не толькопозволяет семье иметь в собственности жилище и земельный участок,но и способствует развитию приусадебных хозяйств, бережномуотношению к своему дому, трудовому воспитанию детей, укреплениюсемьи и закреплению кадров на местах.
Необходимы конкретные меры поддержки и организациииндивидуального жилищного строительства в виде предоставления илипродажи земельных участков, их инженерного оборудования, созданиясоответствующей базы строительной индустрии и промышленностистроительных материалов, введение ипотечного кредитования, системналоговых и кредитных льгот.
Перестройка жилищной сферы создаст экономические предпосылкидля формирования рынка жилья. Сегодня доходы подавляющей частисемей упали значительно ниже уровня, достаточного для покупкижилья. Требуется приведение в соответствие уровня доходовнаселения и средней стоимости жилья. При этом следует исходить изтого, чтобы стоимость жилья, как правило, не превышала12-15 годовых доходов среднеобеспеченной семьи. Это означает, чтопри использовании такой семьей третьей части своих доходов наоплату жилья, его выкуп с учетом выплат кредита будетосуществляться в течение 20 лет. В сложившейся ситуации, когдасоотношение стоимости жилья и доходов населения достиглодесятикратных размеров, период доведения доходов населения доуровня, позволяющего семьям со средним доходом оплачивать своежилье по рыночным ценам, займет длительное время. Егопродолжительность будет зависеть от общих тенденций экономическогоразвития.
Следует подчеркнуть, что контингент семей, которые по уровнюсовокупного дохода смогут при соответствующей кредитной поддержкеучаствовать собственными средствами в строительстве и приобретениижилья, будет во многом зависеть от укрепления бюджетной системы иснижения темпов инфляции.
В целях сокращения очередей и сроков ожидания на получениежилья целесообразно предоставлять гражданам целевые кредиты(ссуды) из средств бюджетов, собственных средств предприятий иорганизаций, создаваемых для этих целей инвестиционных и другихфондов, других внебюджетных источников при согласии на снятие сучета на бесплатное получение жилья.
7. Оценка свободного инвестиционного капитала
Обращаясь к опыту развитых стран, необходимо следующеепримерное распределение инвестиций в сферу обеспечения населенияжильем: государство - 20%, частные инвестиции - 80% от общей суммынеобходимых затрат. С этой точки зрения ситуация с инвестициями восновной капитал жилищного хозяйства сельской местности республикисоответствует мировому опыту. Основным инвестором в жилищноестроительство на селе в настоящее время выступает население, засчет средств которого введено в действие в 2000 году48,5 тыс. кв. м жилья, что составляет 90,7% общего ввода(Таблица 6). Инвестиции в строительство застройщиками всех формсобственности составили в 2000 году 17,2 млн грн и имеютотносительно стабильное в течение последних пяти лет предложение(Таблица 7). Ввод в эксплуатацию жилых домов в сельской местностизастройщиками всех форм собственности снизился с 121,2 тыс. кв. мв 1997 году до 53,6 тыс. кв. м в 2000 году. В Советском иПервомайском районах за последние два года не введено вэксплуатацию ни одного дома (Таблица 8). Несмотря на рост долисредств населения в структуре капитальных вложений в жилищномстроительстве на селе происходит абсолютный спад ввода жилья вэксплуатацию. При сохранении существующего неблагоприятногоположения в жилищном секторе экономики за 2002-2004 годы можетбыть введено порядка 184 тыс. кв. м.
В текущем году планируется увеличение свободных средствнаселения на 3% и их объем составит 260 млн грн, в том числе усельского населения - 60 млн грн. Если взять "нормальноераспределение" средств населения в различные области, то примерно30% этих средств имеют инвестиционный потенциал с ежемесячнымпополнением (заработная плата, дивиденды от предоставления варенду земельных паев, доходы от хозяйственной деятельности наприусадебном участке и т.п.) и составят 17-20 млн грн ежегодно.Учитывая процессы реформирования в агропромышленном комплексе,развитие фермерских хозяйств, прогнозируется увеличение инвестицийчастного капитала на 3-5 млн грн в год.
Влияние застройщиков коммунальной и коллективной формсобственности на инвестиционный процесс обустройстватерриториальных громад незначительно и в ближайшие годыпроблематично. Объемы ввода жилья предприятиями агропромышленногокомплекса упали с 11,6 тыс. кв. м в 1996 году до 1,1 тыс. кв. м в2000 году. Это связано прежде всего с тем, что итоги хозяйственнойдеятельности сельхозпредприятий не обеспечивают покрытиявозрастающих производственных затрат, содержания и развитияпроизводственной базы и социальной сферы.
Анализируя вышеизложенное, приходим к выводу, что основнойзадачей республиканских органов исполнительной власти на данномэтапе должно стать стимулирование участия населения в решениисобственных жилищных проблем, вовлекая в активныекредитно-финансовые отношения наибольшее число семей. Дальнейшаяориентация только на собственные средства населения или прибыльсельскохозяйственных предприятий без поддержки государства нерешит, а еще больше заострит жилищную проблему на селе. Дляувеличения объемов строительства на селе нового жилья необходимыобщие усилия как органов исполнительной власти, так инегосударственных структур, с аккумулированием средств на жилищноестроительство из нетрадиционных источников финансирования.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что создание условийдля кредитования жилищного строительства в объеме 25-27 млн грн ипредоставление индивидуальным застройщикам компенсаций и помощи вразмере 25-30% от стоимости жилья позволит увеличить объемыстроительства жилья за счет средств населения до 81-86 тыс. кв. м.При отсутствии такой поддержки с учетом роста цен на строительнуюпродукцию возможно снижение ввода жилья за счет средств населения.
Для поддержания жилищного строительства за счет иныхвнебюджетных источников финансирования (средств предприятий,организаций, коллективных хозяйств) целесообразно выделениедополнительно льготных кредитных ресурсов в размере 5-6 млн грн.
II. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ
Анализ доходов граждан республики показывает, что в настоящеевремя не более одного процента населения, нуждающегося в улучшениижилищных условий, может единовременно оплатить строительство илиприобретение готового дома. В 2000 году удельный вес населенияреспублики с доходами ниже черты малообеспеченности составилболее 40%. При этом доля расходов, которые население производит засчет своих доходов, постоянно увеличивается, что обусловленоростом коммунальных платежей, снижением возможностей бесплатногообразования, здравоохранения и других. В связи с чем важноезначение имеет создание различных финансово-кредитных механизмов,таких как институты залога недвижимости (ипотечного кредита),предоставление предприятиями кредитов и ссуд своим работникам подльготный процент, льготное или бесплатное предоставление земельныхучастков с имеющейся инженерной инфраструктурой под жилищноестроительство, создание сети страховых компаний по страхованиюдолгосрочных ссуд.
Основываясь на указанных аспектах решения жилищной проблемы,настоящая Программа должна выполняться со следующими требованиями:
гибкость системы по отношению к изменению уровня инфляции;
консервативность по отношению к потере доходности (малыйриск);
дифференциация по доходам;
возможность предоставления долгосрочных кредитов;
учет специфики районов.
Для выполнения данных требований необходимо: определитьвозможности различных социальных групп населения в решениисобственных жилищных проблем; определить объемы необходимой помощидля стимулирования развития социальной сферы на селе; разработатьмеханизм, позволяющий участвовать в Программе семьям со средними инизкими доходами, обеспечивающий льготное кредитование сельскихзастройщиков на срок до 20 лет, быстро реагирующий на изменениестоимости строительства, общего инфляционного климата и ситуациина рынке жилья.
8. Экономическая модель
На основе учета реальных доходов населения и анализастоимости жилищного строительства разработан прогноз ввода жильяза счет средств населения при различных вариантах.
Прогноз альтернативных вариантов строительства жилья за счетсобственных средств населения основывался на построенной в ходепроведенного анализа модели. Модель рассчитана на 2002-2010 годы.В качестве исходных данных в модели используются следующиепоказатели: численность населения, которое было подразделено на10 групп в соответствии со среднедушевыми доходами семей(Таблица 9); прогноз предельных сумм кредитов и сроков ихпредоставления по группам населения (Таблица 10); прогноз объемовстроительства по годам (Таблица 11); средняя общая площадь жилогодома (100 кв. м). В качестве основных показателей оценивалисьпотенциальная возможность разных групп населения участвовать встроительстве жилья собственными силами и необходимая для этогоподдержка государства. Эта модель была построена исходя из того,что:
в 2002-2004 годах темпы роста денежных доходов населения врассматриваемых группах не будут отставать от темпов инфляции;
семья не должна расходовать на погашение жилищного кредитаболее 1/3 своего совокупного дохода;
семья должна оплатить полученный жилищный кредит, включаяпроценты, в срок до 20 лет;
государство стимулирует участие населения, обеспечивпредоставление долгосрочных кредитов.
Анализировались два варианта строительства жилья за счетсредств населения (включая компенсации государства и кредитныересурсы) - умеренный (А) и оптимистический (Б).
Результаты анализа показали, что семьи с доходом на 1 членасемьи менее 100 гривень не смогут самостоятельно решать жилищныепроблемы и должны обеспечиваться жилыми помещениями в порядкеочередности.
Семьи с доходом от 100 гривень и выше имеют возможностьпринять участие в решении собственных жилищных проблем и получатьпомощь в зависимости от уровня дохода. Наибольшую поддержку должныполучать семьи 3 группы (55-70% стоимости жилищногостроительства), а наименьшую - семьи 7 группы (5-15% стоимости).Кроме того, каждая из этих семей должна получить компенсацию настроительство или приобретение жилья за счет льгот по подоходномуналогу на период строительства и в течение трех лет после егозавершения, что ориентировочно составит от 5 до 8% от стоимостижилья. Семьи с большим среднедушевым доходом с учетом льгот поподоходному налогу, которые составят ориентировочно до 5% отстоимости жилья, смогут в течение 20 лет самостоятельно выплатитькредит.
Суммарные компенсации на индивидуальное жилищноестроительство в размере 8-9 млн грн позволят переключить нажилищное строительство до трети доходов семей, участвующих встроительстве и приобретении жилья. Эти выплаты за 20 лет дляграждан, получивших в текущем году кредиты, с учетомпредоставленных льгот и компенсаций могут составить 33-36 млн грн(Таблица 12).
9. Механизм финансирования Программы
Формирование средств и их эффективное использование всоответствии с Постановлением Совета министров АвтономнойРеспублики Крым от 28 ноября 2000 года N 389 ( rb0389001-00 )возлагается на Крымский республиканский Фонд поддержкииндивидуального жилищного строительства на селе (далее - Фонд).Источники и порядок формирования средств Фонда определяютсяПоложением о порядке формирования и использования средствКрымского республиканского Фонда поддержки индивидуальногожилищного строительства на селе.
Учитывая сокращение ввода жилья за счет государственныхкапитальных вложений, наиболее приемлемым и приспособленным ксложившейся ситуации в сельском жилищном строительстве являетсямеханизм формирования средств из нетрадиционных источниковфинансирования, который прогнозируется осуществлять на трехуровнях:
на государственном уровне - за счет средств, предусмотренныхв Государственном бюджете Украины для кредитования сельскихзастройщиков, части государственных капитальных вложений,предусмотренных на финансирование местных программ социальногоразвития села;
на республиканском уровне - за счет части капитальныхвложений и средств, предусмотренных в бюджете АвтономнойРеспублики Крым на финансирование настоящей Программы, средств извнебюджетных источников (банковских кредитов), добровольныхвзносов юридических и физических лиц, прибыли от хозяйственнойдеятельности Фонда и его структурных подразделений, средств отпогашения кредитов и процентов за пользование ими;
на местном уровне - за счет отчислений от местных налогов исборов, средств, предусматриваемых в местных бюджетах нафинансирование Программы, различных внебюджетных поступлений,привлеченных средств предприятий.
В ходе анализа экономической модели, разработан прогнозобъемов формирования инвестиционных средств из различныхисточников финансирования (Таблица 13).
В соответствии с действующим законодательством, кредитованиеиндивидуальных застройщиков на селе может осуществляться за счетсредств Государственного бюджета Украины, бюджета АвтономнойРеспублики Крым и местных бюджетов, а также средств из другихисточников, которые не противоречат действующему законодательству.Средства республиканского и местных бюджетов могут использоватьсяна финансирование других мероприятий, связанных с реализациейПрограммы. Данные требования могут изменяться в процессе внесенияизменений в законодательство.
( Абзац восьмой пункта 9 раздела IIс изменениями, внесенными в соответствии с ПостановлениемВерховной Рады АРК N 838-5/08 ( rb0838002-08 ) от 16.04.2008 )
Принимая во внимание тот факт, что решение жилищной проблемысельского населения республики в первую очередь являетсяпрерогативой местных органов власти, формирование инвестиционныхсредств на начальной стадии реализации Программы планируетсяосуществлять в большей степени за счет бюджетных средств.
На последующих этапах реализации Программы основнымисточником формирования средств, преобладающим в структуреинвестиций, должны быть внебюджетные средства, в том числесредства предприятий, которые осуществляют хозяйственнуюдеятельность в сельской местности, и полученные ими за счетпредоставленных налоговых и других льгот. Эти средства передаютсяФонду для дальнейшего кредитования работников этих же предприятий.
Привлечение средств банков к долгосрочному льготномукредитованию потребует определенных гарантий со стороны органоввласти по погашению кредитов и компенсации разницы в процентныхставках, объем которых составит 7-8 млн грн. При этом следуетотметить, что погашение процентов за пользование банковскимкредитом должно осуществляться ежемесячно начиная с первого месяцаего использования, и срок использования кредита ограничиваетсяодним годом. В связи с этим для увеличения доли банковскихкредитов необходимо Крымскому республиканскому управлению Ощадногобанка Украины и Министерству финансов Автономной Республики Крымразработать механизм их привлечения с опробацией в ближайшеевремя.
Объемы средств, направляемые на формирование кредитныхресурсов за счет хозяйственной деятельности Фонда, будут зависетьот предоставленной ему возможности участия в реализациимежрегиональных программ торгово-экономического сотрудничества, атакже размера уставного фонда и оборотных средств. Хозяйственнаядеятельность Фонда концентрируется по направлениям, обозначенным впроизводственно-технических аспектах Программы и нацелена насоздание условий для полного финансового и материальногообеспечения Программы структурными подразделениями Фонда.
Возврат Фондом средств, сформированных за счет всех видовисточников, планируется осуществлять на основании смет доходов ирасходов, утверждаемых Советом министров Автономной РеспубликиКрым, и договоров с предприятиями, организациями, учреждениями впределах сумм, фактически зачисленных на счета Фонда.
К 2010 году объем средств, поступающих от погашения ранеевыданных кредитов и процентов за пользование ими, может достигнуть13 млн грн, что составит 30% от необходимых кредитных ресурсов ипозволит начать постепенное сокращение объемов средств,привлеченных из бюджетных источников. К 2015 году прогнозируется,что система станет саморегулирующейся и бюджеты будут выполнятьроль стабилизатора рынка жилья на селе.
10. Планируемые направления использования сформированных
средств
Сформированные средства Фонда используются в соответствии суставными документами и по направлениям, предусмотреннымвышеназванным Положением.
Сформированные Фондом инвестиционные средства планируетсяиспользовать по трем основным направлениям:
10.1. На кредитование мероприятий:
по строительству, завершению строительства или реконструкциииндивидуальных жилых домов, квартир, других объектов, которыереконструируются под жилье, подсобных помещений, хозяйственныхпостроек, инженерных сетей;
по покупке готовых или не завершенных строительствоминдивидуальных жилых домов, квартир, в том числе с проведениемработ по завершению их строительства или реконструкции;
по устройству внутренних и наружных инженерных сетей к жилымдомам (водообеспечение, газификация, канализация, тепло- иэнергоснабжение и т. п.);
по приобретению строительных материалов,
сельскохозяйственного оборудования и техники, молодняка
сельскохозяйственных животных, птицы, кормов;
по погашению процентных ставок по кредитам, предоставленнымсельским застройщикам другими кредитно-финансовыми учреждениями(банками) на строительство, завершение строительства,реконструкцию, покупку жилья в сельской местности республики;
по погашению расходов заемщиков при разработкепроектно-сметной документации, нотариальном удостоверениидоговоров, обеспечивающих выполнение заемщиком обязательств покредитному договору, страховании предмета залога (ипотеки) икредита.
Кредиты планируется выдавать гражданам Украины, которыепроживают в сельской местности республики и городах районногозначения, на срок до 20 лет, а молодым семьям (возраст мужа и женыне превышает 35 лет) или неполным семьям (мать (отец) в возрастедо 35 лет) - до 30 лет. Кредит предоставляется под 3% годовых ссоблюдением основных принципов кредитования: целевогоиспользования, срочности, платности, возвратности. Для молодых имногодетных семей устанавливается дополнительная льгота - нулеваяпроцентная ставка. Заемщикам, работающим на предприятиях, вучреждениях и организациях сельского хозяйства, перерабатывающих иобслуживающих отраслей агропромышленного комплекса, социальнойсферы села и органах местного самоуправления, расположенных впределах района, а также молодым и многодетным семьямпредоставляется преимущественное право на получение льготногокредита.
Сумма и срок предоставления кредита для конкретного заемщикаопределяются Фондом исходя из совокупного дохода семьи заемщика испецифики мероприятия, на которое предоставляется кредит.Предельная сумма кредита составляет 200,0 тыс. грн.
( Подпункт 10.1 пункта 10 раздела II в редакции ПостановленияВерховной Рады АРК N 838-5/08 ( rb0838002-08 ) от 16.04.2008 )
10.2. На оказание поддержки индивидуальным застройщикам.
Для обеспечения возможности решения своих собственныхжилищных проблем группами населения с низкими доходами разработансоциально-ориентированный прогноз необходимых компенсаций и помощидля каждой из социальных групп населения (Таблица 14), котораязаключается в следующем:
устройство за счет местных бюджетов инженерных сетей кстроящимся домам и подключение их к действующим коммуникациям;
компенсация затрат застройщиков на услуги транспорта,строительной техники и механизмов, по выбору и оформлению права наземлю, выбору и разработке проектно-сметной документации;
помощь в развитии приусадебных участков.
Настоящее направление должно быть основным в структуреоказываемой помощи и предоставляться семьям 3-6 групп. Семьям сосреднедушевым доходом до 300 грн Фондом предоставляетсявозможность на давальческих условиях выращивания на приусадебномучастке сельскохозяйственных животных, преимущественно свиней икур-несушек, которые в итоге передаются в полном объеме Фонду, атеоретический доход от физических затрат застройщика засчитываетсяв счет погашения кредита. Количество свиней на 1 семью, котороенеобходимо будет вырастить в течение года, ориентировочно составит8 голов (Таблица 15).
10.3. На погашение расходов, связанных с обслуживаниемкредитов.
11. Перспективные задания
На основе прогноза объемов использования инвестиционныхсредств, с учетом территориальной специфики, разработаныперспективные задания по предоставлению кредитов по различнымнаправлениям в разрезе районов (таблицы 16-18).
В качестве исходных данных при разработке заданийиспользовались следующие показатели: численность населения,нуждающегося в улучшении жилищных условий; прогноз количествасемей, желающих получить государственную помощь; возможностиместных бюджетов и населения в финансировании строительства жилья;стоимость 1 кв. м общей площади жилого дома (400 грн); средняяобщая площадь жилого дома (100 кв. м); средняя рыночная стоимостьготового дома по регионам; средняя сумма, необходимая для развитияприусадебного хозяйства (15 тыс. грн).
В сложившейся ситуации, когда соотношение объемов средств,необходимых для удовлетворения потребности большинства семей всобственном жилье, и возможностей органов исполнительной власти встимулировании данного процесса достигает трехкратного размера,целесообразно реализацию Программы осуществлять в несколькоэтапов.
В ходе разработки перспективных заданий определеныприоритетные направления использования сформированных средств покаждому району. Так, кредитование строительства нового жильяактуально для Красногвардейского, Сакского и Кировского районов,завершения строительства или реконструкции жилья - дляСимферопольского, Белогорского и Бахчисарайского районов, покупкиготовых или не завершенных строительством домов - для Ленинского,Первомайского и Черноморского районов.
До 2010 года в рамках Программы прогнозируется оказаниефинансовой поддержки для строительства 2728 жилых домов общейплощадью 272,8 тыс. кв. м. В целях более эффективногоиспользования кредитных ресурсов основную ее часть предполагаетсянаправлять на финансирование достройки не завершенныхстроительством жилых домов, в первую очередь с высоким процентомготовности (75-100%), покупку готового жилья на вторичном рынке игазификацию сельских усадеб. Также прогнозируется особое вниманиеобратить на ввод в эксплуатацию фактически заселенных, нодокументально не введенных в эксплуатацию 1368 жилых домов общейплощадью 114,83 тыс. кв. м.
( Абзац шестой пункта 11 раздела II сизменениями, внесенными в соответствии с Постановлением ВерховнойРады АРК N 838-5/08 ( rb0838002-08 ) от 16.04.2008 )
Концептуально Программу предполагается реализовывать внесколько этапов:
1 этап - Симферопольский, Бахчисарайский и Сакский районы.
2 этап - Джанкойский, Нижнегорский, Красногвардейский районы.
3 этап - остальные районы и города.
Первый этап (2002 г.) - реализация Программы в достаточнотерриториально ограниченном пространстве, с одной стороны, инаиболее высокой концентрацией инвестиционного капитала, с другой.Выбор именно этих районов сделан на основании следующих факторов:
на территории этих районов находится большое количествонезавершенных жилых домов с высоким процентом готовности;
застройка жилых массивов ведется компактно, что позволяетэффективно устраивать инженерные сети;
остаточная сметная стоимость одного объекта (6-10 тыс. грн)позволяет использовать инвестиционные средства, необходимые длядостройки одного дома и ввода его в эксплуатацию с наибольшейэффективностью;
финансируемые объекты находятся в непосредственной близости кпредприятиям строительной индустрии, производящим строительныематериалы для индивидуального строительства.
Потребность в инвестициях на реализацию 1 этапа Программыпрогнозируется в сумме 3670 тыс. грн, что позволит предоставитькредиты на строительство жилых домов 40 семьям, на покупку готовыхили незавершенных домов - 9 семьям, 16 семьям оказать помощь вприобретении сельскохозяйственной техники, оборудования илимолодняка КРС. Покрытие обозначенных показателей финансовымисредствами в полном объеме гарантирует уже на второй годреализации Программы возврат средств предоставленной финансовойпомощи в объеме 400 тыс. грн.
Второй этап (2003-2005 гг.) - реализация Программы в регионахс высокой социальной напряженностью:
в данных районах наибольшее количество не завершенногостроительством жилья со средней степенью готовности;
для завершения строительством одного жилого дома требуется10-12 тыс. грн;
данные районы географически способствуют созданию на ихтерритории региональных баз комплектации застройщиковстроительными материалами, что важно при выполнении сроковиспользования финансовой помощи и для удешевления стоимостистроительства.
Реализация 2 этапа Программы требует увеличения объемовфинансовой помощи до 18340 тыс. грн, что позволит увеличитьколичество предоставляемых кредитов на строительство жилья до200, на покупку домов - до 65, на развитие приусадебных хозяйств -до 80. Ввод в эксплуатацию вновь выстроенного жилья за счетсредств населения с учетом государственной поддержки достигнет90 тыс. кв. м.
Осуществление двух этапов будет основой для перехода ктретьему, более сложному как с точки зрения расширения географииреализации Программы, так и увеличения объемов инвестирования.
К 2010 году за счет финансовой поддержки должно обеспечитьсяежегодное кредитование более 600 сельских застройщиков. Объемкапитальных вложений в жилищное строительство на селе должендостигнуть 30 млн грн. С учетом средств населения, инвестиционныйпотенциал которых на решение собственных жилищных проблем имееттенденцию регулярного роста на 3-5% в год, а также инвестиций восновной капитал застройщиков других форм собственности к2010 году прогнозируется ввод жилья в объеме 149 тыс. кв. м.
III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для преодоления кризиса в жилищной сфере, преодолениянегативных сторон отказа государства от монопольной ролиинвестора, подрядчика и собственника, а также для социальнойзащиты и обеспечения жилищных прав населения необходимо созданиеусловий для исполнения требований настоящей Программы всемиорганами власти. Проведение жилищной реформы должно обеспечитьбаланс учета местных условий и мер государства по защите жилищныхправ населения.
Ответственность за организационное обеспечение реализацииПрограммы на местах должна быть возложена на местные органыисполнительной власти, которые должны учитывать исключительнуюважность жилищной сферы для своей успешной деятельности, а такжедля экономического и социального благополучия населенияреспублики.
На первом этапе органами местного самоуправленияосуществляется отбор потенциальных застройщиков с учетом ихреальных возможностей по возврату предоставленной финансовойпомощи и наличия залогового имущества. Утвержденные на уровнерайонов списки (реестры) застройщиков передаются Фонду дляподготовки оформления и составления кредитных соглашений. Призаключении кредитных соглашений определяются размеры, сроки и видыуслуг, которые предоставляются застройщику, порядок погашениякредитов и финансовой помощи.
Второй этап включает комплекс работ, которые связаны состроительством жилого дома и дворовых построек, а также поэтапноевыделение средств и материальных ресурсов в соответствии сзаключенными кредитными соглашениями.
На третьем этапе осуществляется комплекс мер, связанных сполучением, переработкой и реализацией сельхозпродукции, котораяпередается застройщиком Фонду в счет погашения кредитов.
12. Организационная структура
Организация работы по реализации Программы возлагается наФонд, который определяется единым заказчиком по реализациигосударственной политики в области жилищного строительства всельской местности республики.
Деятельность Фонда направлена на создание благоприятныхусловий для увеличения объемов строительства современногоблагоустроенного жилья на селе, обеспечения его доступности длявсех категорий граждан, содействие увеличению производствасельскохозяйственной продукции в частном секторе, координациюинвестиционной деятельности субъектами всех форм собственности поразвитию социальной сферы села и инженерного обустройствасельского жилого фонда.