• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

О Программе занятости населения Автономной Республики Крым на 2001 год

Совет Министров Автономной Республики Крым | Постанова від 10.04.2001 № 119 | Документ не діє
Реквізити
  • Видавник: Совет Министров Автономной Республики Крым
  • Тип: Постанова
  • Дата: 10.04.2001
  • Номер: 119
  • Статус: Документ не діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Совет Министров Автономной Республики Крым
  • Тип: Постанова
  • Дата: 10.04.2001
  • Номер: 119
  • Статус: Документ не діє
Документ підготовлено в системі iplex
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
СОВЕТА МИНИСТРОВ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( Постановление утратило силу на основании Постановления Совета Министров АРК N 117 ( rb0117001-02 ) от 23.03.2002 )
О Программе занятости населения
Автономной Республики Крым
на 2001 год
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2001, N 4, ст. 382 )
Во исполнение Закона Украины "О занятости населения"( 803-12 ), мероприятий по выполнению Генерального соглашения(пункт 1.8.), утвержденного распоряжением Кабинета МинистровУкраины от 06 ноября 1999 года N 1220-р ( 1220-99-р ), в рамкахреализации "Программы социально-экономического развития АвтономнойРеспублики Крым на период до 2003 года", утвержденнойПостановлением Верховной Рады Автономной Республики Крымот 19 июля 2000 года N 1279-2/2000 ( rb1279002-00 ) и в целяхобеспечения социально-экономических, организационных условий игарантий содействия занятости населения, предупреждения резкогороста безработицы, обеспечения социальной защиты безработных Советминистров Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу занятости населения АвтономнойРеспублики Крым на 2001 год (прилагается).
2. Министерствам, республиканским комитетам, ведомствам,исполнительным комитетам городских советов, районнымгосударственным администрациям обеспечить безусловное выполнениемероприятий по реализации Программы занятости населения АвтономнойРеспублики Крым на 2001 год, определить ответственногоисполнителя. Информацию о проведенной работе, состоянии реализациимер и предложения по их решению представлять для обобщенияМинистерству труда и социальной защиты Автономной Республики Крымпо итогам первого полугодия до 20 июля 2001 года, по итогам годадо 20 января 2002 года.
3. Министерству труда и социальной защиты АвтономнойРеспублики Крым обеспечить организационное, методическоеруководство и контроль за реализацией Программы занятостинаселения Автономной Республики Крым и региональных программзанятости населения на 2001 год, информировать Совет министровАвтономной Республики Крым о выполнении Программы занятостинаселения Автономной Республики Крым по итогам первого полугодиядо 1 августа 2001 года, по итогам года до 1 февраля 2002 года.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложитьна исполняющего обязанности заместителя Председателя Советаминистров Автономной Республики Крым Рябкова А.П.
5. Считать утратившим силу Постановление Совета министровАвтономной Республики Крым от 28 марта 2000 года N 79( rb0079001-00 ) "Об утверждении Республиканской программызанятости населения Автономной Республики Крым на 2000 год".
Председатель Совета министров
Автономной Республики Крым С.КУНИЦЫН
Министр Совета министров
Автономной Республики Крым О.ГАВРИН
г. Симферополь,
10 апреля 2001 г.
N 119
Приложение
к Постановлению
Совета министров
Автономной Республики Крым
от 10.04.2001 г. N 119
ПРОГРАММА
занятости населения
Автономной Республики Крым на 2001 год
I. Цель Программы и главные концептуальные положения
1. Цель Программы занятости населения Автономной РеспубликиКрым на 2001 год (далее - Программа) состоит в созданиинеобходимых правовых, экономических и организационных основ дляосуществления конкретных мер, направленных на:
предупреждение резкого роста безработицы;
максимальное сохранение действующих и создание новых рабочихмест;
защиту безработных и их семей от негативных последствийбезработицы.
2. В основу Программы заложены следующие концептуальныеположения:
определение и обеспечение поддержки региональных и отраслевыхприоритетов, стимулирующих процесс сохранения и создания рабочихмест в республике:
стабилизация и увеличение объемов промышленного производства;
реформирование агропромышленного комплекса;
формирование курортно-рекреационного комплекса, какприоритетной отрасли экономики;
развитие инвестиционной и инновационной деятельности,завершение работы по созданию и обеспечению функционирования зонприоритетного развития;
создание рабочих мест на базе развития малого, среднегобизнеса и самозанятости;
усиление ориентации системы профессионально-технического ивысшего образования на подготовку, переподготовку и повышениеквалификации кадров в соответствии с потребностямиреспубликанского и региональных рынков труда;
реализация системы социальной защиты безработных посредствомвведения системы общеобязательного государственного социальногострахования на случай безработицы.
II. Состояние экономического развития и занятости населения
республики на протяжении 1997-2000 гг.
1. Период 1997-2000 гг. является частью затяжного периодаперехода экономики республики на рыночные отношения.Социально-экономическая ситуация в республике остается достаточносложной.
В этом периоде демографические процессы характеризовалисьвысоким уровнем смертности и миграционной убылью населения втрудоспособном возрасте, в связи с чем, в 1997-1998 гг. вАвтономной Республике Крым наблюдалась тенденция снижениячисленности населения в трудоспособном возрасте. В 2000 годуотмечена стабилизация отдельных демографических показателей:впервые за последние годы зафиксировано увеличение рождаемости,снизилась миграционная убыль. Общая убыль населения за 2000 годожидается на уровне 1999 года.
2. Начиная с 1997 года, в республике наблюдается росттрудовых ресурсов за счет демографической волны вступающих втрудоспособный возраст и увеличения численности работающегонетрудоспособного населения. В 1999 году трудовые ресурсыАвтономной Республики Крым увеличились на 5,3 тысячи человек исоставили 1268,0 тысяч человек. В 2000 году ожидается, чточисленность трудовых ресурсов достигнет 1270,6 тысячи человек.
Во всех сферах экономической деятельности занято 805,0 тысяччеловек, в том числе в отраслях экономики - 674,4 тысячи человек.Более 60% работающего населения АРК занято в промышленности,сельском хозяйстве, курортной сфере, торговле и общепите.
3. Промышленность является основной бюджетообразующейотраслью экономики Крыма, здесь занято более 100 тысяч человек. За1997-2000 годы объем промышленной продукции в сопоставимых ценах впроцентах к предыдущему году составил в 1998 году - 102,3%,в 1999 году - 118,4%, в 2000 году - 111,6%. За прошедший годнаибольший прирост объемов производства достигнут вмашиностроении, стекольной, легкой и пищевой промышленности. Вотрасли создано около 400 рабочих мест. Спад объемов производствапродукции наблюдался в 5 отраслях промышленности.
4. В сельскохозяйственном комплексе занято 152,5 тысячичеловек или 22% занятого населения республики. Из-за рядаобъективных и субъективных причин производство валовой продукциисельского хозяйства имеет неустойчивую тенденцию, которая всопоставимых ценах в процентах к предыдущему году составляла: 1998год - 97,8%, 1999 год - 88,3%, в 2000 году по всем категориямсельскохозяйственных предприятий рост составил 104,5%. За 2000 годсоздано свыше 60 заготовительных пунктов молока, введено вдействие 19 подсобных цехов. Однако процесс высвобожденияработников из сельскохозяйственного производства продолжается. За1998 год было высвобождено 3,7 тысячи человек, за 1999 год 5,3тысячи человек, в 2000 году ожидается 2,9 тысячи человек.
5. В курортно-туристической отрасли занято более 60 тысяччеловек. За 1997-1999 годы наметилась устойчивая тенденцияувеличения количества отдыхающих, прибывающих на отдых и лечение вАвтономную Республику Крым. Так, если в 1997 году числоотдохнувших составило 2,5 млн. человек, то в 2000 году 4,4 млн.человек. Вместе с тем, все более характерным становится сезонноеиспользование трудовых ресурсов в этой сфере, количествокруглогодично используемых койко-мест за год снизилось со 109,5тысячи до 107 тысяч.
6. На потребительском рынке республики за последний годнаметилась стабилизация, за 2000 год объем товарооборотапредприятий торговли и общественного питания составил 915 млн.грн или 120% к уровню прошлого года.
7. Объем инвестиций в экономику республики в 2000 годусоставил 174 млн. долл. США, в том числе зарегистрировано 70иностранных инвестиций на сумму 15,7 млн. долл. США, что в 2,7раза выше уровня 1999 года.
8. В сфере малого предпринимательства работают 128,5 тысячичеловек, что составляет 23,8% всех занятых в отраслях экономикиКрыма, в том числе на малых предприятиях - 66,5 тысячи человек, вфермерских хозяйствах - 3,0 тысячи человек, предпринимателейфизических лиц - 59 тысяч человек. Количество малых предприятийдостигло 9 тысяч.
9. Ситуация на рынке труда республики, несмотря на некоторыеположительные тенденции в экономике, остается сложной. Численностьнаселения занятого во всех сферах экономической деятельностисократилась за 1999 год на 13,6 тысячи человек. Наибольшеевысвобождение произошло в сельском хозяйстве, на транспорте исвязи, в строительстве и торговле. Автономная Республика Крым всвязи с прибытием депортированных народов, расформированиемвоинских частей, сезонностью курортного комплекса имеет один изсамых низких показателей уровня занятости в Украине. По-прежнемузначительны объемы скрытой безработицы, в 1998 году в отпусках поинициативе администрации и на режиме неполного рабочего временинаходилось 158 тысяч человек, в 1999 году - 170 тысяч человек, в2000 году - 121,5 тысячи человек.
В 2000 году в сфере занятости наметились стабилизационныетенденции. Произошло увеличение занятости в промышленности,здравоохранении и курортной сфере. За счет всех источниковфинансирования введено в действие более 4 тысяч новых рабочихмест. Спрос на рабочую силу по сравнению с прошлым годомувеличился на 7,5%, уровень трудоустройства вырос на 9,4процентных пункта. Число безработных на фиксированном рынке трудаснизилось за год с 33,4 тысячи человек до 26,2 тысячи человек.Произошло снижение и уровня безработицы с 2,8% до 2,2%соответственно.
10. За период с 1997 по 1999 год реальная заработная плата сучетом роста цен в сопоставимых условиях сохраняла стабильность исущественных колебаний не имела. Наметилась некотораяположительная тенденция уменьшения доли низкооплачиваемыхкатегорий работников. Задолженность по выплате заработной платы посравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилась на16,7%, в том числе из средств бюджета на 30,3%.
III. Тенденции экономической активности, прогноз занятости
населения и безработицы в 2001 году
1. Основные прогнозные показатели и тенденции
экономического развития, отраслевые приоритеты
занятости в республике
Программа направлена на реализацию государственной политикипо решению проблем занятости. Основными направлениями Программыявляются:
1. Создание условий для расширения сферы приложения труда.
2. Развитие инвестиционной деятельности.
3. Содействие развитию малого предпринимательства.
4. Обеспечение временной занятости незанятого населения ибезработных.
5. Формирование системы подготовки кадров, ориентированной напотребности рынка труда.
6. Обеспечение дополнительных гарантий занятости для лиц,неконкурентоспособных на рынке труда.
7. Обеспечение занятости депортированных граждан.
8. Обеспечение социальной защиты безработных граждан.
1.1. Создание условий для расширения сферы приложения труда
Развитие экономики в Автономной Республике Крым впрогнозируемом периоде будет осуществляться с учетомприоритетности направлений, определенных Комплексной программойсоциально-экономического развития и структурной перестройкиэкономики АРК (Постановление Верховной Рады Автономной РеспубликиКрым от 5 марта 1998 г. N 1472-1 ( rb1472002-98 )):
комплексное развитие и эффективное функционированиекурортно-рекреационного комплекса, формирование его как основнойотрасли экономики республики;
стабилизация и увеличение объемов промышленного производства,обеспечение структурной перестройки промышленности, повышение ееэффективности, развитие топливно-энергетического комплекса;
реформирование и развитие агропромышленного комплекса,обеспечивающего потребности населения и граждан, приезжающих наотдых и лечение, в экологически чистых продуктах питания,перерабатывающих отраслей промышленности - в сырье иобеспечивающего увеличение экспортного потенциала традиционныхвидов продукции;
дальнейшее развитие транспорта, расширение объемовмеждународных услуг.
Курорты. Прогнозируется в 2001 году привлечь в Крым4,1 млн. человек отдыхающих. Увеличение продолжительностикурортного сезона - основная задача отрасли на прогнозируемыйпериод. С этой целью предусматривается реконструкция и повышениеуровня комфортности учреждений, ввод в эксплуатацию мощностей наобъектах незавершенного строительства, освоение новыхрекреационных территорий и объектов туризма. В период курортногосезона 2001 года предполагается развернуть до 15 тысяч сезонныхрабочих мест в инфраструктуре курорта.
Промышленность. С учетом сложившихся тенденций и ожидаемыхрезультатов деятельности предприятий, в 2001 годупредусматривается прирост объемов производства в сопоставимыхоптовых ценах в целом по промышленности на 4,0 процента.
Приоритетными отраслями развития промышленности АвтономнойРеспублики Крым являются: пищевая промышленность, машиностроение иметаллообработка, химическая и нефтехимическая промышленность.Планируется рост объемов выпускаемой продукции на 23,5 процента вмашиностроении и металлообработке, за счет увеличения производствав ЗАО "Крымавтогаз", ОАО "СЭЛМА", ОАО "Крымпродмаш"г. Симферополя, ОАО "Судостроительный завод "Залив" г. Керчи,ПО "Море" г. Феодосии и других. По ожидаемым данным численностьработающих в промышленности останется на уровне 2000 года.
Аграрный комплекс. Ожидается рост объемов производствапродукции сельского хозяйства на 2,4%, по-прежнему сложнымостанется положение в животноводстве. Приоритеты будут отданыпроизводству винограда, фруктов, овощей, зерна. Предусматриваетсясоздание условий для развития предпринимательства на селе. Ведетсяработа по созданию Крымагробиржы, использованию потенциалапотребительской кооперации, ускорению формирования обслуживающихкооперативов, развитию кредитных союзов.
В связи с прошедшим реформированием, образованиемсельскохозяйственных предприятий на основе частной собственностина землю, прогнозируется снижение количества рабочих мест.
Торговля. Основные задачи отрасли на прогнозируемый период -улучшение ситуации на потребительском рынке продовольственных инепродовольственных товаров отечественного производства,увеличение поступлений в бюджет от деятельности предприятийторговли всех форм собственности. Планируется в 2001 годуувеличить объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах на4,4 процента, количество рынков, за счет вновь открываемых,увеличится на 10 единиц. Реализация этих мер позволитдополнительно обеспечить работой в этой отрасли 1,2 тысячичеловек.
Рынок труда. На основании анализа экономической ситуации вреспублике определены основные тенденции и программные показателизанятости населения. В отраслях экономики сохранится тенденциясокращения работающего населения практически во всех отраслях,кроме торговли и общественного питания, где произойдетнезначительное увеличение.
В 2001 году на основании проведенного анкетированияпредприятий Автономной Республики Крым прогнозируетсявысвобождение из отраслей экономики в количестве 13,8 тысячичеловек, основное сокращение ожидается в промышленности и сельскомхозяйстве. Увеличение данной категории населения на рынке трудапрогнозируется в связи с реформированием сельского хозяйства иизменениями нормативно-правовой базы в отношении легализациискрытой безработицы.
1.2. Развитие инвестиционной деятельности
Расширению сферы приложения труда за счет привлечениявнутренних и внешних инвестиций в экономику Крыма будутспособствовать: создание льготных налоговых условий на территорияхприоритетного развития в соответствии с Законом Украины"О специальном режиме инвестиционной деятельности на территорияхприоритетного развития и специальной экономической зоне "ПортКрым" в Автономной Республике Крым" ( 2189-14 ); реализация"Программы развития инвестиционной деятельности в АвтономнойРеспублике Крым на 2001-2002 годы", утвержденной ПостановлениемВерховной Рады АРК от 15 ноября 2000 года N 1528-2/2000( rb1528002-00 ). Объем внутренних инвестиций в 2001 годуожидается в размере 181 млн. долл. США, иностранных инвестиций вобъеме 38 млн. дол. США в такие отрасли, как: охрана здоровья,курортно-туристическая сфера, пищевая и топливно-энергетическаяпромышленность, строительство, что в 1,3 раза выше объемовпредыдущего года.
Планируются к реализации следующие инвестиционные проекты натерриториях приоритетного развития и специальной экономическойзоне "Порт Крым":
в городе Ялте: строительство отеля;
в городе Алуште: расширение пансионата "Голубая волна",проект предусматривает завершение строительства и введение вэксплуатацию лечебно-оздоровительного корпуса с плавательнымбассейном. Строительство яхт-клуба "Алушта-Марина". Количествосоздаваемых рабочих мест - 100;
в городе Феодосии: строительство газораспределительных сетей.Строительство припортового элеватора. Производство счетчиков газа,тепловой энергии и автоматизированной системы учета и управленияэлектропотреблением на Феодосийском приборостроительном заводе;
в городе Керчи: развитие ОАО "Керченский рыбокомбинат"(производство рыбной продукции) и ОАО "Керченский металлургическийкомбинат".
Реализация инвестиционных проектов позволит уже в 2001 годуввести дополнительно 70 рабочих мест и сохранить 90 рабочих мест.
1.3. Содействие развитию малого предпринимательства
В соответствии с проектом Региональной программы развитиямалого предпринимательства в АРК на 2001-2002 годыпредусматривается:
создание благоприятной среды развития малого
предпринимательства;
развитие учреждений рыночной инфраструктуры поддержкипредпринимательства, за счет создания сети бизнес-центров,бизнес-инкубаторов, финансово-кредитных учреждений;
устранение административных, экономических и организационныхпрепятствий развитию малого бизнеса и недопущение дискриминациисубъектов предпринимательства.
Это позволит в 2001 году обеспечить увеличение количествадействующих малых предприятий и численность работающих в этомсекторе экономики. За счет поддержки развития предпринимательствапланируется увеличение числа субъектов предпринимательскойдеятельности (физических лиц) на 2,9 тысячи человек.
1.4. Обеспечение временной занятости незанятого населения ибезработных
Существенным фактором поддержки незанятого населения ибезработных в период поиска постоянного места работы являетсяорганизация оплачиваемых общественных и сезонных работ. Дляразвития временной занятости будут продолжены работы по болееширокому привлечению предприятий к заключению договоров наорганизацию общественных и сезонных работ и поиску новых сферсезонного приложения труда.
1.5. Формирование системы подготовки кадров, ориентированнойна потребности рынка труда
Программой предусматривается внедрение целенаправленной ипоследовательной политики содействия росту профессиональноймобильности населения за счет увеличения охвата его системойпрофессионального обучения и расширения профиля подготавливаемыхпрофессий в соответствии с тенденциями развития отраслейэкономики.
Планирование подготовки квалифицированных рабочих на 2001 годбудет осуществляться в соответствии с планом набора ипредложениями профессионально-технических училищ, которыеучитывают потребности региональных рынков труда. Предусматриваетсяповышение уровня трудоустройства выпускников системыпрофтехобразования.
Для повышения конкурентоспособности незанятого населения ибезработных на рынке труда активизируется работа по следующимнаправлениям:
увеличение объемов подготовки кадров по профессиям испециальностям, позволяющим открыть собственное дело;
расширение количества профессий и специальностей, увеличениеобъемов профессионального обучения на базе имеющихся в регионахучебных заведений с целью приближения обучения к месту проживания;
расширение практики проведения семинаров с безработными поориентации на самозанятость и предпринимательство, в том числефермерство.
1.6. Обеспечение дополнительных гарантий занятости для лиц,неконкурентоспособных на рынке труда
Одним из основных направлений Программы является реализациядополнительных гарантий занятости для отдельных категорийнаселения, требующих социальной защиты и неспособных на равныхконкурировать на рынке труда. Предусматривается продолжить работупо бронированию рабочих мест на предприятиях республики. В целяхстимулирования работодателя к созданию рабочих мест длятрудоустройства безработных, в первую очередь: молодежи, которойпредоставляется первое рабочее место; женщин, имеющих детей;детей-сирот; лиц, освобожденных из мест лишения свободы,планируется предоставление дотаций за счет Фонда общеобязательногогосударственного социального страхования на случай безработицы.
Наиболее незащищенной категорией на рынке труда остаетсямолодежь, в частности выпускники учебных заведений, не имеющиеопыта работы. Ежегодно с проблемой трудоустройства сталкиваетсяоколо 10 тысяч выпускников, не получивших направления на работу.
Расширению возможности самореализации молодежи на рынке трудабудет способствовать:
обеспечение комплекса мер по профессиональной ориентации ипереориентации учащейся и студенческой молодежи с целью оказанияпомощи в выборе профессии;
обеспечение поддержки деятельности молодежного
информационного интернет-центра, проведение конкурсов
бизнес-планов, проведение тренинг-семинаров по изучению основ
бизнес-деятельности.
1.7. Обеспечение занятости депортированных граждан
Одной из приоритетных задач Программы является снижениесоциальной напряженности среди депортированных граждан путемреализации направлений, обеспечивающих повышение занятостинаселения этой категории, в первую очередь в поселках ихкомпактного проживания, за счет выполнения мероприятий программысоциально-экономического развития, программы развития малогопредпринимательства. Предусматриваются меры, направленные натрудоустройство, профессиональную подготовку, повышениеквалификации и переподготовку безработных из числа депортированныхграждан.
1.8. Обеспечение социальной защиты безработных граждан
Программой предусматривается стабилизация основных параметровфиксированного рынка труда. По прогнозам регионов фиксированныйрынок труда в 2001 году составит 93,3 тысячи человек, в течениегода в центры занятости обратится 65,9 тыс. человек, из которыхнаибольшую категорию составят лица, неработающие более года иуволенные по собственному желанию.
Планируется системное осуществление практических мер,направленных на:
трудоустройство на свободные и вновь введенные рабочие местабезработных, в первую очередь из числа родителей многодетных инеполных семей, молодежи до 28 лет, женщин с малолетними детьми идепортированных;
трудоустройство безработных на дополнительные рабочие места,созданные за счет дотаций работодателям;
организацию проведения семинаров по самопоиску работы;
содействие в организации индивидуальной трудовой деятельностии малого предпринимательства путем предоставления единовременнойвыплаты пособия безработным;
оказание консультационно-методической помощи в формированиибизнес-идей и составлении бизнес-планов для полученияединовременной выплаты пособия по безработице.
2. Проблемы и риски в сфере занятости
Основным фактором, тормозящим создание рабочих мест, как всфере малого и среднего бизнеса, так и в сфере частногопредпринимательства и самозанятости, является существующая системаценообразования, кредитования, налогообложения, которая не даетвозможности производителю сохранять и накапливать средства длятого, чтобы вкладывать их в собственное производство, что вконечном итоге могло бы способствовать созданию условий,обеспечивающих повышение занятости населения и, как результат,повышение доходов населения, рост платежеспособного спроса,стимулирование производства.
При наличии благоприятной среды, в которой частные фирмымогут эффективно работать, даст положительные результаты иприватизация предприятий.
Использование для создания рабочих мест таких источниковфинансирования, как доходы физических лиц проблематичен в связинизкими доходами населения. В 2000 году удельный вес населенияреспублики с доходом ниже черты малообеспеченности составил около70%. При этом доля расходов, которые население производит за счетсвоих доходов, постоянно увеличивается, что обусловлено ростомкоммунальных платежей, снижением возможностей сферы бюджетного(бесплатного) образования, здравоохранения и других.
Повышение стимулирующей функции заработной платы (трудовогодохода), ее зависимости от конечных результатов работы, являетсяодной из важнейших задач. Отсутствие такой зависимости приводит к"параличу" механизма хозяйствования, так как исключается егоглавный элемент "экономический интерес". Таким образом,возможности расширения сферы приложения труда будут зависеть, содной стороны - от инвестиционной политики, с другой - от уровнядоходов и платежеспособности населения.
Одним из важнейших проблемных вопросов, требующих решения нагосударственном уровне, является вопрос трудоустройства молодежи иобеспечение гарантии по предоставлению ей первого рабочего места(ст. 7 Закона Украины "О содействии социальному становлению иразвитию молодежи в Украине" ( 2998-12 )). Считаем целесообразным,разработать и реализовать механизм экономического стимулированияработодателей, принимающих на работу выпускников учебныхзаведений.
Основной отраслевой зоной риска, касающейся занятостинаселения, в 2001 году является агропромышленный сектор экономики.В связи с реальным распаеванием земли и обретениемсельскохозяйственными предприятиями нового собственника, возможнорезкое высвобождение работников из сельскохозяйственной отрасли.Для значительной части сельского населения личное подсобноехозяйство является единственным источником дохода, в связи, с чемнеобходима реальная поддержка развития крестьянско-фермерскиххозяйств и личного подворья.
Неблагоприятно влияет на развитие курортно-туристическогокомплекса республики отсутствие положительного решенияцентральными органами исполнительной власти вопросов введенияналоговых льгот для предприятий отрасли в осенне-весенний период,упрощения процедуры пограничного и таможенного контроля,упорядочения страховой деятельности, снижения стоимости проездалиц, приезжающих на отдых и лечение в Крым.
В числе сложнейших проблем для Автономной Республики Крымостается проблема занятости депортированных граждан. Численностьтрудоспособного населения этой категории составляет более 130тысяч человек, в Крыму сформировалось 300 поселков и массивовкомпактного проживания депортированных граждан, где практическиотсутствует сфера приложения труда. Решение этой проблемы возможноза счет создания новых рабочих мест, для чего необходимыцентрализованные источники финансирования.
На территории Автономной Республики Крым в связи срасформированием воинских частей, закрытием строительства АЭСимеется ряд проблемных населенных пунктов в части занятостинаселения. Среди них: поселки Новоозерное и Мирный Евпаторийскогогорсовета, Новофедоровка Сакского района, город Щелкино Ленинскогорайона и другие. Оздоровление социально-экономического положения вэтих регионах возможно при решении вопроса использования бывшихвоенных объектов, имеющейся материально-технической базы иобеспечения финансирования.
IV. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает эффективноесовместное сотрудничество органов исполнительной власти,работодателей, профсоюзов, направленное на проведение комплекснойполитики занятости.
В целях координации деятельности участников Программы созданаМежведомственная республиканская рабочая группа по подготовке иреализации Программы занятости населения на 2001 год (распоряжениеСовета министров Автономной Республики Крым от 14 августа2000 года N 182-р ( rb182p001-00 )).
Исполнители Программы:
1. Министерство труда и социальной защиты населенияАвтономной Республики Крым:
обеспечивает деятельность Межведомственной республиканскойрабочей группы;
осуществляет планирование и организацию действий,направленных на реализацию Программы, координирует деятельностьучастников Программы и оказывает методическую помощьреспубликанским и местным органам исполнительной власти;
проводит мониторинг состояния общего и фиксированного рынкатруда, состояния скрытой безработицы;
обеспечивает организацию разработки и методическоеруководство составления балансов трудовых ресурсов горисполкомами,райгосадминистрациями.
2. Министерство экономики Автономной Республики Крым:
реализует государственную политику развития отраслейпромышленного производства;
проводит организационную работу по привлечению инвестиций, втом числе иностранных в экономику республики; готовит предложенияпо привлечению предприятий, учреждений, организаций к участию вразвитии и создании новых мощностей;
содействует развитию предпринимательства на территорииреспублики;
содействует эффективному использованию трудовых ресурсов.
3. Министерство финансов Автономной Республики Крым:
участвует в формировании и реализации республиканскойинвестиционной политики;
разрабатывает предложения, направленные на обеспечениеоптимальных финансовых условий для производственно-хозяйственнойдеятельности предприятий, учреждений, организаций всех формсобственности и предпринимательской деятельности граждан;
готовит предложения по финансовым вопросам, связанным сразвитием предпринимательской деятельности.
4. Министерство агропромышленного комплекса АвтономнойРеспублики Крым:
содействует обеспечению реализации государственной политики всфере занятости сельского населения, а также принятию мер посоциальной защите сельского населения;
вносит предложения по вопросам прогнозирования развитияотраслей, ликвидации устаревших и размещения новых производств;
содействует созданию сети заготовительных пунктов,обеспечению фермерских хозяйств и личных подворий посадочнымматериалом, молодняком, средствами химической защиты;
готовит предложения исполнительным и законодательным органампо государственной поддержке и оказанию помощи развитиюпредпринимательства, а также содействует становлению и развитиюрыночных инфраструктур.
5. Министерство курортов и туризма Автономной РеспубликиКрым:
изучает и анализирует экономическое положение отдельныхсубъектов хозяйственной деятельности и готовит краткосрочные идолгосрочные прогнозы развития отрасли, программы комплексногоразвития курортных регионов;
управляет процессами развития курортно-туристической сферы,принимает решения о создании, реорганизации, ликвидациипредприятий курортно-туристической сферы, находящихся вреспубликанской собственности;
обеспечивает рациональное использование кадрового потенциалаотрасли;
содействует развитию наиболее перспективных видов туризма(автотуризма, конгрессного туризма, круизного и яхтенного туризма,спелеотуризма, детского и молодежного туризма, экскурсионнойдеятельности), увеличению объема дополнительных услуг,предоставляемых учреждениями и предприятиями инфраструктурыкурорта;
способствует созданию благоприятных условий для отечественныхи зарубежных инвестиций в индустрию отдыха и туризма в АвтономнойРеспублике Крым.
6. Министерство образования Автономной Республики Крым:
планирует и упорядочивает структуру сети республиканскихобразовательных учреждений;
участвует в создании условий для переподготовки незанятогонаселения по заказам заинтересованных ведомств, организаций.
7. Республиканский комитет по делам семьи и молодежиАвтономной Республики Крым:
содействует развитию молодежного и семейного
предпринимательства;
содействует созданию предприятий, основной задачейдеятельности которых является осуществление социальной защитыженщин, молодежи, содействие их социальному становлению иразвитию.
8. Республиканский комитет по делам национальностей идепортированных граждан Автономной Республики Крым:
координирует работу, связанную с разработкой и осуществлениеммероприятий по трудоустройству репатриантов.
9. Крымский республиканский центр занятости:
анализирует и прогнозирует состояние фиксированного рынкатруда, вносит предложения, направленные на сбалансированностьрынка труда;
обеспечивает реализацию мер социальной защиты незанятогонаселения, обратившегося в службу занятости;
обеспечивает рациональное и эффективное использование средствФонда общеобязательного государственного социального страхованияна случай безработицы.
10. Государственная налоговая администрация в АвтономнойРеспублике Крым и государственные налоговые инспекции в городах ирайонах Крыма:
обеспечивают предоставление сведений об отдельных субъектахпредпринимательской деятельности - юридических и физических лицах,состоящих на учете в налоговых органах, по письменным запросамКрымского республиканского центра занятости и его структурныхподразделений в городах и районах для использования в работе ссоблюдением конфиденциальности.
11. Фонд имущества Автономной Республики Крым:
обеспечивает контроль выполнения обязательств,
предусмотренных договорами купли-продажи объектов приватизации в
части сохранения и рационального использования рабочих мест.
12. Главное управление статистики в Автономной РеспубликеКрым:
предоставляет информацию по вопросам использования трудовыхресурсов и занятости населения по республике и регионамМинистерству труда и социальной защиты АРК и их структурнымподразделениям для оперативного решения вопросов.
13. Представительство Государственного комитета Украины повопросам регуляторной политики и предпринимательства в АвтономнойРеспублике Крым:
содействует формированию системы финансово-кредитной,консультативной и информационной поддержки предпринимательства;
готовит предложения по формированию единой государственнойполитики в сфере предпринимательства, в частности регуляторнойполитики, и обеспечивает их реализацию;
принимает участие в разработке проектов программэкономического и социального развития, в разработке и реализациицелевых программ развития предпринимательства.
14. Отраслевые министерства и ведомства:
управляют процессами развития отрасли, принимают решения осоздании, реорганизации, ликвидации предприятий, находящихся вреспубликанской собственности, вносят предложения по вопросампрогнозирования развития отрасли.
15. Объединения работодателей; объединения профсоюзов:
обеспечивают выполнение норм Регионального соглашенияАвтономной Республики Крым в редакции от 23 июня 2000 года сдополнениями от 30 августа 2000 года (зарегистрированоМинистерством труда и социальной политики Украины от 19 июля2000 года N 49) в части содействия развитию производства,обеспечению продуктивной занятости.
16. Исполкомы горсоветов, райгосадминистрации в соответствиис полномочиями, определенными Законами Украины "О местномсамоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ), "О местныхгосударственных организациях" ( 586-14 ), "О занятости населения"( 803-12 ), "О коллективных договорах и соглашениях" ( 3356-12 ):
обеспечивают реализацию политики занятости на территорияхсвоих регионов;
разрабатывают и реализуют региональные программы занятости;
разрабатывают балансы трудовых ресурсов, анализируютсостояние рынка труда.
МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации Программы занятости населения
Автономной Республики Крым на 2001 год
-------------------------------------------------------------------------------
N | | |Срок |Ожидаемый| Источники
п/п| Мероприятия | Исполнители |испо-|результат|финансирования
| | |лне- | |
| | |ния | |
-------------------------------------------------------------------------------
Содействие расширению сферы приложения труда
1. Проведение комплекса мер, Министерство В те- 2322 Средства
направленных на экономики АРК, чение рабочих предприятий
восстановление и создание исполкомы года места
новых рабочих мест за счет горсоветов, (РМ)
ввода в эксплуатацию новых райгосадминис-
производственных мощностей, трации
наращивания объемов
производства
2. Приватизировать 10 объектов Фонд имущества В те- Создание Денежные
незавершенного строительства АРК, исполкомы чение новых РМ средства
производственного назначения горсоветов, года инвесторов
и социальной инфраструктуры с райгосадминис-
высоким уровнем строительной трации
готовности
3. Создание коммунальных Райгосадминис- 2001 25 Собственные
предприятий по обслуживанию трации год коммуна- средства
объектов социальной льных
инфраструктуры сел, пред-
переданных в коммунальную приятий.
собственность местным советам Создание
новых РМ
4. В целях формирования имиджа Министерство I-III Обеспе- Республи-
Крыма, как привлекательного курортов и кв. чение канский
Курортно-туристского региона, туризма АРК 2001 занятости бюджет
обеспечить создание года населения 200 тыс. грн
информационных центров,
проведение ежегодной
международной туристической
ярмарки "Крым. Курорты.
Туризм-2001"
5. Оказывать финансовую Крымский В те- Трудоуст- Средства
поддержку работодателям, республиканс- чение роить на Фонда
создающим дополнительные кий центр года дополни- общеобяза-
рабочие места занятости тельные тельного
рабочие государ-
места, ственного
созданные социального
за счет страхования
дотаций на случай
работода- безработицы
телям, 1328,1
724 тыс. грн
человека
Развитие инвестиционной деятельности
6. Реализация инвестиционных Министерство Инвестиционные
проектов в соответствии с экономики АРК фонды
Законом Украины
"О специальном режиме
инвестиционной деятельности
на территории приоритетного
развития и специальной
экономической зоне "Порт
Крым" в Автономной Республике
Крым" ( 2189-14 ), из них:
реконструкция и эксплуатация Исполком 2001 Сохране- 0,7 млн. долл.
гостиничного комплекса Алуштинского год ние 60 РМ США
"Черноморская" (г. Алушта); горсовета
создание и эксплуатация Исполком 2001 Создание 0,7 млн. долл.
центра развлечений "Алушта" Алуштинского год 27 РМ США
(г. Алушта); горсовета
наращивание объемов Исполком 2001 Создание Инвестиционные
производства на Керченского год 50 РМ фонды