П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Программе социально-экономического развития
Автономной Республики Крым на период до 2003 года
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2000, N 7, ст.728 )
Верховная Рада
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу социально-экономического развитияАвтономной Республики Крым на период до 2003 года (прилагается).
2. Поручить Совету министров Автономной Республики Крым:
совместно с постоянными комиссиями Верховной Рады АвтономнойРеспублики Крым принять меры по выполнению вышеуказаннойПрограммы;
на основе Программы исходя из бюджетных возможностей ежегодноформировать план социально-экономического развития АвтономнойРеспублики Крым и представлять его на утверждение Верховной РадыАвтономной Республики Крым;
план социально-экономического развития Автономной РеспубликиКрым на 2001 год представить на утверждение Верховной РадеАвтономной Республики Крым к 1 декабря 2000 года.
3. Совету министров Автономной Республики Крым ежегодно до15 марта информировать Верховную Раду Автономной Республики Крым оходе реализации Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложитьна постоянные комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым Л.ГРАЧ
г. Симферополь,
19 июля 2000 г.
N 1279-2/2000
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 19 июля 2000 г. N 1279-2/2000
ПРОГРАММА
социально-экономического развития Автономной Республики
Крым на период до 2003 года
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа социально-экономического развития АвтономнойРеспублики Крым на период до 2003 года (далее - Программа)разработана в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 18Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ).
В основу Программы на среднесрочный период (2000-2002 годы)положена реализация задач, поставленных в программе"Украина-2010", разработанной в соответствии с распоряжениемПрезидента Украины от 26 февраля 1998 года N 43 ( 43/98-рп ) ираспоряжением Кабинета Министров Украины от 21 сентября 1998 годаN 939-р ( 939-98-р ), в Комплексной долгосрочной программесоциально-экономического развития и структурной перестройкиэкономики Автономной Республики Крым, утвержденной ПостановлениемВерховного Совета Автономной Республики Крым от 5 марта 1998 годаN 1472-1 ( rb1472002-98 ) "О Комплексной долгосрочной программесоциально-экономического развития и структурной перестройкиэкономики Автономной Республики Крым" и одобренной КабинетомМинистров Украины 14 августа 1997 года.
В Программе учтена реализация задач, поставленных в ПосланииПрезидента Украины к Верховной Раде Украины "Украина: шаг в XXIвек. Стратегия экономического и социального развития на 2000-2004годы" ( 276а/2000 ), Указе Президента Украины от 13 марта 2000года N 460 ( 460/2000 ) "О мерах по социально-экономическомуразвитию Автономной Республики Крым и города Севастополя".
В разработке Программы приняли участие специалистыминистерств, республиканских комитетов, иных органовисполнительной власти, ученые Крыма. Проект Программы обсужден нареспубликанской научно-практической конференции, общественномфоруме "Крым - в третье тысячелетие", а также одобрен на заседанииСовета министров Автономной Республики Крым.
Главным координирующим органом этой работы являетсяМинистерство экономики Автономной Республики Крым.
В Программе использован проблемный подход, сосредоточеновнимание на решении основных приоритетных задач (проектов)республиканского значения.
Оценка социально-экономической ситуации в
Автономной Республике Крым
После более чем семилетнего экономического спада, начиная совторого полугодия 1998 года, в Автономной Республике Крымнаметились признаки стабилизации и роста. Стабильная и динамичнаяработа во втором полугодии позволила получить положительныерезультаты и в целом за 1998 год с темпом прироста промышленногопроизводства на 2,3 процента.
Это явилось хорошей базой для дальнейшего наращивания объемовпромышленного производства и закрепления положительных тенденций в1999 году:
объем промышленного производства увеличился на 18,4 процента,прирост обеспечен в 13 из 16 отраслей промышленности;
инвестиции в капитальное строительство за счет всехисточников финансирования возросли на 75,5 процента;
возросли поступления налогов и других обязательных платежей вбюджеты всех уровней на 33,2 процента;
балансовая прибыль предприятий и организаций возросла в 3,4раза;
задолженность по выплате заработной платы снизилась на 18,2млн. грн., или на 9 процентов;
задолженность по финансированию выплаты пенсий и пособийсократилась на 39,0 млн. грн., или на 43,1 процента;
число безработных уменьшилось на 4 процента.
Большинство этих тенденций сохраняется и в 2000 году.
Вместе с тем положение в республике остается сложным.
Недоимка по платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на 1апреля 2000 года возросла по сравнению с началом года на 8,8процента и составила 245,1 млн. грн.
Продолжается рост дебиторской и кредиторской задолженностимежду субъектами хозяйственной деятельности.
Остается сложным финансовое состояние предприятий. Почти 50процентов общего числа предприятий остаются убыточными, а вагропромышленном комплексе - около 85 процентов.
Недостаточное финансирование отраслей здравоохранения иобразования привело к снижению уровня доступности и качествамедицинских и просветительских услуг.
Снижается уровень денежных доходов в расчете на душунаселения. Увеличивается разница в доходах богатейших и беднейшихслоев населения с одновременным ростом части тех, кто находится зачертой малообеспеченности.
Одной из основных причин такого положения явилось отсутствиеединой последовательной государственной политики, что привело кнесоблюдению принципов рыночных отношений и следующим негативнымпоследствиям:
отсутствие эффективной конкуренции, что обусловленозначительным уровнем монополизации в ряде секторов экономики,лицензионной политикой, созданием искусственных преград длядеятельности предприятий;
неравные условия предпринимательской деятельности (адресноепредоставление налоговых льгот, списание задолженности передбюджетом, отсрочка платежей и т.п.);
несоответствие бюджетных обязательств реальным возможностямэкономики;
чрезмерное налоговое давление вследствие большого количестваналоговых и неналоговых платежей;
недостаток квалифицированных руководителей, которые имеютопыт работы в рыночных условиях.
Цель и основные задачи Программы
Цель Программы состоит в создании необходимых правовых,экономических и организационных основ для начала формирования набазе рационального использования ресурсного потенциала территорииэффективной социально ориентированной экономической системырыночного типа, обеспечивающей поэтапный рост уровня жизнинаселения, экологическую безопасность региона и повышениеконкурентоспособности региональной экономики. Программа являетсяпервым этапом в формировании стратегии устойчивого развитиярегиона.
Основные задачи Программы состоят в решении комплексасоциально-экономических проблем, которые позволят обеспечить:
рост благосостояния населения, снижение уровня бедности черезрост реальных доходов граждан;
повышение рентабельности производства во всех отрасляхэкономики, организацию и возобновление производства сложнойбытовой техники, машин и оборудования, повышение качества иувеличение доли продукции крымских предприятий на внутреннихкрымских и украинских рынках;
снижение уровня безработицы, действенную социальную защиту,рост реальной заработной платы и пенсий, создание новых рабочихмест, уменьшение количества граждан, которые получают доходы нижепрожиточного минимума;
рост средней продолжительности жизни крымчан, снижениесмертности новорожденных, увеличение объемов бюджетногофинансирования здравоохранения, просвещения, культуры, доступностьи высокое качество медицинских, просветительских услуг;
повышение конкурентоспособности региональной экономики черездальнейший рост объемов промышленного, сельскохозяйственногопроизводства, строительных работ, всех видов услуг, прежде всегокурортно-туристических, услуг транспорта, бытовых;
экологизацию производства и всех иных сфер человеческойдеятельности в регионе, уменьшение технологических нагрузок наприроду, осуществление перехода к стабильному использованию,восстановление рекреационных и других природных ресурсов.
Приоритеты социально-экономического развития
Развитие экономики в Автономной Республике Крым будетосуществляться в прогнозируемом периоде с учетом приоритетноститаких направлений:
комплексное развитие и эффективное функционированиекурортно-рекреационного комплекса, формирование его как основнойотрасли экономики республики;
стабилизация и увеличение объемов промышленного производства,обеспечение структурной перестройки промышленности, повышениеэффективности этой бюджетообразующей отрасли экономики республики;
реформирование и развитие агропромышленного комплекса,обеспечивающего потребности населения и граждан, приезжающих наотдых и лечение, в экологически чистых продуктах питания,перерабатывающих отраслей промышленности в сырье и увеличениеэкспортного потенциала традиционных видов продукции, возрождениерыбохозяйственного комплекса;
развитие топливно-энергетического комплекса;
дальнейшее развитие транспорта, эффективное его использованиес целью удовлетворения потребностей народного хозяйства инаселения, расширение объемов международных услуг;
развитие инвестиционной и инновационной деятельности,завершение работы по созданию и обеспечению функционирования зонприоритетного развития, поддержка предпринимательства;
ускорение обустройства депортированных граждан,
возвратившихся в Крым;
эффективное управление государственной собственностью, вчастности государственными пакетами акций, усиление управляемостигосударственным сектором экономики.
Основными направлениями деятельности в приоритетных отрасляхэкономики Автономной Республики Крым являются:
в курортно-рекреационном комплексе - реконструкция иповышение уровня комфортности учреждений с учетом стоимости отдыхаодного человека со средним уровнем дохода в Украине, России,Белоруссии и других государствах, ввод в эксплуатацию мощностей наобъектах незавершенного строительства, упорядочение курортныхрайонов и освоение новых рекреационных территорий и объектовтуризма в горной, предгорной и степной частях полуострова,формирование сети объектов автотуризма (мотели, кемпинги),сельского, этнического, исторического, научного туризма, развитиепредпринимательства в сфере туризма с широким использованиемимеющегося жилого фонда местного населения и созданияминигостиниц, развитие курортной инфраструктуры, расширениеноменклатуры и повышение качества услуг;
в агропромышленном комплексе - проведение земельной реформы,рациональное использование земельных ресурсов, производство зернавысокого качества, овощей, увеличение посевов многолетних трав,масличных культур, табака, эфироносов, расширение площадейорошаемых земель при одновременном внедрении водосберегающихтехнологий, увеличение объемов производства винограда, плодов иягод и другой сельскохозяйственной продукции с учетом потребностикурортно-рекреационного комплекса и перерабатывающейпромышленности, создание разветвленной сети сервисногообслуживания производителей сельскохозяйственной продукции,модернизация и техническое переоснащение пищевой промышленности;
в рыбохозяйственном комплексе - стабилизация работы идальнейшее развитие рыбной промышленности путем возрожденияустойчивой сырьевой базы, заключение с иностранными государствамимежправительственных соглашений о вылове рыбы в мировом океане иэкономических зонах иностранных государств, пополнениепромыслового рыболовецкого флота, развитие прибрежного ивнутреннего рыбоводства, реализация программы "Марикультура" (дляполучения высокоэффективных лекарственных препаратов, продуктовлечебно-профилактического питания) и программы повышениябиопродуктивности Азово-Черноморского бассейна;
в промышленности - создание высокотехнологичного,конкурентоспособного комплекса, адаптированного к рыночнымусловиям и особенностям региона, способного удовлетворять взначительной степени потребности населения и отдыхающих, преждевсего отраслей легкой и пищевой промышленности, отраслей,обслуживающих курортно-рекреационный комплекс и обеспечивающихэкспортный потенциал и хозяйственные связи с регионами Украины идругими странами, конверсию предприятий военно-промышленногокомплекса, дальнейшее развитие предприятий химической,машиностроительной промышленности, внедрение на них прогрессивныхтехнологий, вывод из эксплуатации или перепрофилированиенеперспективных и экологически опасных производств;
в топливно-энергетическом комплексе - планомерное повышениеуровня обеспеченности газом путем наращивания добычи природногогаза на базе разведанных запасов крымских месторождений за счетпривлечения кредитных ресурсов и применения современной технологиидобычи газа с доведением объема добычи до 1 млрд. м3 в 2002 году;
на транспорте - обеспечение эффективного функционированиявсех видов транспорта для удовлетворения потребностей экономики, вчастности курортно-рекреационной отрасли и населения, оживлениявнешнеэкономической деятельности; особая роль принадлежит морскомутранспорту и развитию портовоскладского хозяйства;
в области инвестиционной и инновационной деятельности -максимально возможное увеличение альтернативных государственнымкапитальных вложений, прежде всего за счет привлечения внешних ивнутренних инвестиций на реализацию инвестиционных и инновационныхпроектов на территориях приоритетного развития;
в области обустройства и социально-культурной адаптациидепортированных народов, возвращающихся в Крым, - реализацияпервоочередных мер, определенных Постановлением Кабинета МинистровУкраины от 18 марта 1996 года N 331 ( 331-96-п ) "Об осуществлениимер по разрешению социально-экономических, этнических игуманитарных проблем в Автономной Республике Крым".
2. КУРОРТНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Повышение эффективности работы отрасли за счет увеличенияколичества отдыхающих, заполняемости здравниц, совершенствованиеструктуры санаторно-курортного комплекса - основная задача напредстоящий период.
Вопросы развития курортно-туристической отрасли в комплексесо всеми отраслями народного хозяйства как реального источникапополнения бюджета всех уровней определены для АвтономнойРеспублики Крым как приоритетные.
В прогнозируемом периоде предусматривается реализация мер:
по повышению конкурентоспособности крымского
курортно-туристического продукта за счет предоставления льготных
тарифов на проезд авиа- и железнодорожным транспортом лицам,
следующим в Крым на отдых и лечение по путевкам;
повышению уровня комфортности санаторно-курортных учрежденийи улучшения качества предоставляемых ими услуг;
проведению целенаправленной работы по обеспечениюзаполняемости здравниц, финансируемых ранее за счетгосударственного и республиканского бюджетов путем расширения иххозрасчетной деятельности;
активизации работы здравниц по заключению договоров напоставку продукции с предприятиями легкой и пищевой промышленностиреспублики;
участию в проведении Всеукраинской акции по поддержкеотечественного товаропроизводителя "Покупаем украинские товары -укрепляем государство"; расширению выездной торговли, особенносельскохозяйственными предприятиями в летний период;
организации специальных рейсов авиационным и железнодорожнымтранспортом в период массового отдыха граждан.
В целях повышения эффективности работы отрасли намечается:
разработать генеральные планы регионального развития курортовКрыма до 2003 года;
разработать программу по развитию всех видов туризма,возможных на территории республики;
создать центры автотуризма, круизного туризма, спелеотуризма,паломнического и других на базе предприятий, которые могут бытьиспользованы для этих целей.
В связи с тем, что одними из основных потребителей крымскогокурортно-туристического продукта являются граждане РоссийскойФедерации и Республики Беларусь и эта тенденция сохранится до 2003года, работа по увеличению этой категории отдыхающих будетпроводиться по следующим направлениям:
содействие в реализации курортно-туристического продуктапутем создания хозрасчетных региональных представительств врегионах Российской Федерации и Республики Беларусь;
реализация мероприятий в рамках соглашений между АвтономнойРеспубликой Крым и регионами Российской Федерации, РеспубликиБеларусь в области курортов и туризма;
создание и поддержка в режиме круглосуточного доступаТуристического сервера Крыма в сети INTERNET;
организация рекламы возможностей крымского курорта, созданиеединой информационно-справочной сети о санаторно-курортном итуристском комплексе и его инфраструктуре;
создание благоприятных условий для привлечения отечественныхи зарубежных инвестиций в индустрию отдыха и туризма.
Намечаются меры по совершенствованию структурысанаторно-курортного комплекса. С этой целью будет проведенаинвентаризация объектов незавершенного строительства и разработанкомплекс мер по их приватизации.
Для сохранения профильности санаторно-курортных учрежденийбудут разработаны предложения по критериям отборасанаторно-курортных учреждений, не подлежащих приватизации в связис их исключительно лечебным назначением.
Предусматривается разработать комплекс мер, направленных накруглогодичную загрузку здравниц. В этих целях планируется решениевопроса об оптимизации стоимости курортного продукта в межсезонье,организации туров в осенне-зимний период, решение на уровнеКабинета Министров Украины вопроса о предоставлении налоговыхльгот и "каникул" учреждениям отдыха и лечения в этот период.
Реализация основных направлений Программы позволитстимулировать деятельность не только курортно-туристическойотрасли, но и других отраслей экономики, способствовать ростуавторитета Крыма на внешнем и внутреннем рынках, наполнениюбюджетов всех уровней.
По прогнозной оценке в 2002 году будет привлечено в Крым до4,0 млн. отдыхающих, в том числе организованных - 1,1 млн.человек, неорганизованных - 2,9 млн. человек, что соответственнобольше по сравнению с 1999 годом на 17, 37,5, 11,5 процентов.Объем реализации услуг увеличится за этот период на 15,6 процента.
Заполняемость здравниц повысится с 40,1 процента в 1999 годудо 60 процентов в 2002 году.
3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Промышленность
Основными задачами промышленной политики на прогнозируемыйпериод будут стабилизация и увеличение объемов производства,обеспечение структурной перестройки промышленности, повышениеэффективности работы отрасли за счет развития ее приоритетныхнаправлений.
Главными научно-техническими и производственными приоритетамиотрасли являются:
повышение конкурентоспособности продукции за счет внедренияпрогрессивных технологий;
модернизация с целью повышения технического уровняоборудования.
Для достижения этих целей предусматривается обеспечить:
концентрацию и эффективное использование инвестиционныхресурсов в приоритетных направлениях;
структурные изменения с целью организации производствконкурентоспособной продукции;
возобновление деятельности неработающих предприятий всех формсобственности или проведение их экономически обоснованнойреструктуризации (перепрофилирование, сворачивание или ликвидациянеэффективных, убыточных структурных подразделений, передачасоциальной сферы на баланс местных советов, осуществлениепроцедуры банкротства);
стабилизацию работы предприятий, продолжающих снижать объемыпроизводства, с разработкой соответствующих мер, включая заменуруководителей;
сохранение научно-технического потенциала и повышениеэффективности его использования;
стабилизацию энергоснабжения с одновременным снижениемэнергоемкости производства;
расширение внешних и внутреннего рынков;
защиту интересов крымских товаропроизводителей.
В промышленности Автономной Республики Крым к основнымприоритетам отнесена пищевая промышленность.
Природно-климатические условия Крыма, его специфика каккурортного региона, способствуют успешному развитию пищевойпромышленности, превращению ее в одну из важнейших отраслейпромышленного комплекса автономии. Для этого намечается обеспечитьобновление основных фондов, внедрение новых современных технологийпо производству и расфасовке продукции, в том числе попроизводству соевого молока на базе ЗАО "Керченский рыбоконсервныйзавод "Пролив". В пищевой отрасли предполагается увеличениеобъемов производства промышленной продукции к 2002 году посравнению с 1999 годом на 20,0 процентов за счет предприятийвинодельческой, плодоовощной, макаронной и молочной подотраслей.
Прирост объемов производства произойдет в основном за счетрасширения ассортимента выпускаемой продукции, улучшения внешнеговида изделий и более активного вхождения на внутренний рынокУкраины.
К наиболее актуальным проблемам отрасли следует отнестипереход на выпуск фасованной продукции с использованиемсовременных упаковочных технологий и материалов.
В связи с увеличением поголовья крупного рогатого скота вчастном секторе и фермерских хозяйствах республики намечаетсяувеличение производства молочных продуктов в 2002 году посравнению с 1999 годом на 32,7 процента.
По выпуску макаронных изделий Крым занимает одно из ведущихмест в Украине. Прогноз на 2002 год предполагает прирост объемовпроизводства по сравнению с 1999 годом на 22,1 процента.
Увеличение выпуска кондитерских изделий, хлеба ихлебобулочных изделий в 2002 году по сравнению с 1999 годомсоответственно на 4,5 и 3,8 процента прогнозируется за счет болееполного использования мощностей ОАО "Крымхлеб".
Легкая промышленность является одной из приоритетных отраслейнароднохозяйственного комплекса Автономной Республики Крым.
Перспективы ее развития в значительной мере связаны спреодолением зависимости производства от импортного сырья ипоследовательным переходом к использованию в основномотечественных сырьевых ресурсов. К 2002 году по сравнению с 1999годом прогнозируется увеличить объем продукции легкойпромышленности в сопоставимых ценах на 7,2 процента за счетмодернизации, технического перевооружения предприятий.
В данной отрасли имеются большие резервы по выпуску товаровнародного потребления, в том числе курортно-рекреационногопрофиля.
Особое внимание будет уделяться выпуску товаров детскогоассортимента, ведущее место в производстве которого занимает ЗАО"Анна".
Значительное увеличение объемов предполагается также в ОАО"Кожобувь", ОАО "Нега", ОАО "Симферопольская хлопчатобумажнаяткацкая фабрика" за счет расширения ассортимента продукции ивыполнения заказов по линии Министерства обороны Украины,Министерства внутренних дел Украины, Государственного комитета поохране государственной границы Украины и других центральныхминистерств и ведомств.
Основными задачами работы машиностроительных предприятийявляются стабилизация их финансового состояния, завершениепроцесса реформирования отношений собственности, окончаниеперепрофилирования конверсионных производств, освоение иувеличение выпуска конкурентоспособной продукции, в том числесельскохозяйственной техники с учетом потребностиагропромышленного комплекса Автономной Республики Крым.
Объем производства продукции машиностроения и
металлообработки в 2002 году прогнозируется увеличить на 21,3
процента по сравнению с 1999 годом за счет:
введения новых производственных мощностей в ЗАО"КрымавтоГАЗ";
создания казенного предприятия на базе Феодосийского завода"Гидроприбор" и внедрения на заводе программы по утилизацииморского вооружения;
расширения производства на ОАО "Судостроительный завод"Залив", ОАО "Керченский металлургический комбинат", Феодосийскомоптическом заводе, Керченском судоремонтном заводе, ОАО "Завод"Фиолент", ОАО электромашиностроительного завода "Фирма СЭЛМА",ОАО "Крымпродмаш", ОАО "Сантехпром", ФПО "Море";
проведения реструктуризации и восстановления мощностей ОАО"Фотон", ОАО "Джанкойский машиностроительный завод", ОАО"Альбатрос";
реализации инновационных проектов ОАО "Феодосийскийприборостроительный завод", ОАО "Судостроительный завод "Залив" иФеодосийского завода "Гидроприбор";
реконструкции и технического перевооружения ОАО "Керченскийметаллургический комбинат";
организации производства аппаратуры по переводусельскохозяйственной техники и автотранспорта на сжиженный исжатый газ;
освоения предприятиями производства новых видов промышленнойпродукции:
автомобилей "Волга", "Газель", "Соболь" новых модификаций,автомобиля "Джип "Атаман";
объективов к фотоаппаратам, бинокля пляжного, линз на основеполимерных материалов, минителескопов и оптических драйверов наФеодосийском казенном оптическом заводе;
автоматики "ГЕЛИОС" для бытовых отопительных котлов,механизмов электрических однооборотных (МЭО) для тепловых иатомных станций, промышленных котельных, бытовых газовых иэлектрических счетчиков в ОАО "Феодосийский приборостроительныйзавод";
обратного клапана для предотвращения выбросов при проведениитехнологических операций на нефтяных скважинах, вентиля угловогона 1000 Атм., счетчиков учета жидкости, закачиваемой в нефтяныескважины для поднятия пластового давления в ОАО "Феодосийскиймеханический завод";
автоматизированной линии укупорки по типу "Твист-Офф" в ОАО"Крымпродмаш";
скобяных изделий по прогрессивной технологии термопокрытийсинтетическими материалами в ОАО "Сантехпром";
сварочного управляемого выпрямителя для автоматической сваркипод флюсом типа ВДУ-1250, освоение универсальных инвекторныхисточников до 300 А и 500 А в ОАО электромашиностроительногозавода "Фирма СЭЛМА";
экологического комплекса очистки питьевой воды и стоковметодом флокуляции (УПФ) на Феодосийском заводе "Гидроприбор";
съемной изолирующей вышки повышенной устойчивости для работна контактной сети ВИС-5, сухого трансформатора (от ОС 1,25/10-6до ОС 4/10-6);
телевизоров цветного изображения в ОАО "Фотон".
В химической промышленности наиболее приоритетныминаправлениями будут увеличение производства двуокиси титана,минеральных удобрений, соды кальцинированной, бромметила,химических средств защиты растений, красителей для легкойпромышленности, товаров бытовой химии и синтетических моющихсредств.
Увеличение в 2002 году производства в химической отрасли на8,2 процента по сравнению с фактическими объемами 1999 годапрогнозируется за счет:
реконструкции цеха белой фильтрации и освоения производствановых видов минеральных удобрений в ГАК "Титан";
возобновления производства синтетических красителей в ГАК"Титан";
организации стабильной работы производства бромметила,перманганата калия на Сакском химическом заводе;
проведения реконструкции и стабилизации работы содовогопроизводства, а также увеличение выпуска синтетических моющихсредств в ОАО "Крымский содовый завод" и ОАО "Бытовая химия ";
организации производства новых видов бромистых солей в ОАО"Бром";
организации сбора и переработки полимерных отходов в ОАО"Поливтор".
В черной металлургии усилия будут направлены на повышениетехнического уровня отрасли на основе использованияэнергосберегающих и экологически чистых технологий. В 2002 годуожидается прирост объемов производства в сопоставимых ценах посравнению с 1999 годом на 15,8 процента за счет проведенияреструктуризации и запуска простаивающего с 1996 года ОАО"Камыш-Бурунский железорудный комбинат".
В промышленности строительных материалов к 2002 годупланируется увеличить объемы производства в сопоставимых ценах посравнению с 1999 годом на 6,6 процента за счет:
организации производства сухих строительных смесей различногоназначения;
внедрения в заводское производство бетонных и железобетонныхизделий специальных химических добавок, позволяющих исключитьэнергоемкую технологическую операцию пропаривания;
расширения выпуска эффективных мелкоштучных стеновыхматериалов на основе попутных продуктов камнедобычи;
на базе имеющихся сырьевых запасов и возрастающей потребностиувеличения производства строительного кирпича;
наладки производства эффективных кровельных материалов(цементно-песчаной, керамической и металлической черепицы);
организации выпуска современных теплоизоляционных материаловдля увеличения теплового сопротивления стен как в строящихся, таки в реконструируемых зданиях.
В стекольной промышленности в 2002 году намечается увеличениеобъемов производства по сравнению с 1999 годом на 4,0 процента засчет расширения ассортимента производства стеклобанки истеклобутылки европейского стандарта, запуска и освоения новыхтехнологий на Керченском заводе стеклоизделий и Керченскоммежколхозном стекольном комбинате.
В мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности в 2002году предполагается сохранение объемов производства на уровне 1999года за счет увеличения выпуска крупы на 8,0 процента.
Агропромышленный комплекс
Первоочередной задачей отрасли на прогнозируемый периодявляется обеспечение финансовой стабильности и повышениеэффективности работы предприятий сельскохозяйственного комплекса.
Приоритетное развитие получат производство винограда,фруктов, овощей, эфиромасличных культур, зерновое хозяйство. Вживотноводстве усилия будут направлены на сохранение существующегопоголовья скота и птицы, укрепление сбалансированной кормовойбазы, развитие скороспелых отраслей, таких как птицеводство,овцеводство и мелкотоварное свиноводство.
Реформирование собственности и структурная перестройкаагропромышленного комплекса, частичное перемещение процессовпроизводства продукции в частный сектор, переработка и реализацияконкурентоспособной продукции, свободный выбор деятельности наоснове аренды и приватизированной собственности, создание балансапроизводства и потребления на основе маркетинговых исследованийпозволят не только остановить негативные процессы в отрасли, но истанут первым этапом ее реанимации.
Основные направления аграрной реформы
Основными приоритетами в развитии агропромышленного комплексадо 2002 года являются:
реализация 7 принятых ранее подпрограмм развитияагропромышленного комплекса:
1) развитие плодоводства и виноградарства;
2) производство овощей;
3) производство эфиромасличных и лекарственных культур;
4) производство зерна высокого качества;
5) кормопроизводство;
6) развитие животноводства;
7) реформирование собственности и структурной перестройкиагропромышленного комплекса;
организация экономически эффективного производства;
формирование рынков материальных ресурсов, капитала и труда,развитие их инфраструктуры;
поощрение малого предпринимательства;
реформирование социальной сферы села и развитие ееинфраструктуры.
Размещение производства и реструктуризация
отраслей агропромышленного комплекса
С целью формирования сырьевых зон, которые гарантируютнаиболее низкую себестоимость производства продукции,предусматривается обеспечить размещение производств на принципахэкономической целесообразности в наиболее благоприятныхприродно-экономических регионах:
производство плодоовощной продукции восстанавливается вокруггородов, промышленных центров и сырьевых зон перерабатывающихпредприятий;
в структуре зерновых культур увеличивается производствоозимой пшеницы высокого качества, стабилизируются площади подозимым ячменем;
с целью увеличения производства белковых компонентов длясбалансирования кормов в 4-5 раз увеличатся площади под озимым ияровым рапсом масличным, повысится удельный вес многолетних трав вструктуре кормовых культур;
прогнозируется использовать в кормопроизводстве гибридысорго-суданской травы, более приспособленные к условиямсуходольной системы земледелия, наладить производство сеяныхкормовых культур для обеспечения личного подсобного хозяйстванаселения;
в плодоводстве предусматривается улучшить агротехникусуществующих насаждений, производство плодов и ягод будетосуществлятся только с учетом использования прогрессивныхтехнологий, закладка новых насаждений будет производитьсяскороплодными конкурентоспособными сортами на вегетативныхподвоях, в сырьевых зонах перерабатывающих предприятийпредусматривается закладка промышленных садов с учетом максимальновозможной механизации, включая уборку;
в виноградарстве наряду с улучшением агротехники существующихнасаждений предусматривается осуществить реконструкцию и закладкуновых насаждений за счет расширения посадки сортов виноградашампанского направления;
на рыночных взаимоприемлемых условиях, учитывая, чтопроизводство овощей и картофеля в основном сосредотачивается вчастном секторе, на крупные сельскохозяйственные предприятия инаучные учреждения возлагаются функции по обеспечению приусадебныххозяйств семенами, оказанию услуг по обработке почвы,консультированию по агротехнике выращиваемых культур, защитепосевов и насаждений от болезней и вредителей.
Использование земель и повышение их плодородия
Новые подходы к использованию земли и повышению плодородияпочв будут строиться на приоритетности в системах веденияземледелия, природоохранных мероприятиях восстановления иповышения естественного плодородия почв в условиях частногоземлевладения и землепользования:
минимизация обработки земли, использование природныхособенностей почв;
оптимальное соотношение структуры пашни, пастбищ, сенокосов имноголетних насаждений;
внедрение прогрессивных технологий с целью снижения уровняраспаханности земли с учетом новой концепции продовольственногообеспечения;
расширение площадей под многолетними травами;
гипсование засоленных земель.
С целью повышения противоэрозионной устойчивости ипродуктивности угодий расширяются объемы применения почвозащитнойсистемы земледелия с контурно-мелиоративной организациейтерритории, которая предусматривает дифференцированноеиспользование земли в зависимости от рельефа,почвенно-климатических условий и поэтапное создание полосной имозаичной структуры агроландшафтов.
Полеводство
Главной задачей крымского полеводства на предстоящий периодявляется увеличение производства кормов и зерна.
Производство кормов должно обеспечить переход молочного стадаи ремонтного молодняка в летний период от стойлового содержания кстойлово-пастбищному или пастбищному, в зимнее время - отсилосоконцентратного типа кормления животных к сено-сенажному.
Программой запланировано увеличение площади искусственныхпастбищ, повышение продуктивности естественных кормовых угодий,посевов многолетних трав, приобретение соответствующейсельскохозяйственной техники, удобрений, средств защиты растений.
Осуществление этих мероприятий позволит увеличитьпродуктивность животных и в 1,5-2,0 раза снизить энергоемкостьотрасли, повысить производительность труда и, следовательно,уменьшить себестоимость продукции.
Зерновое хозяйство Крыма планируется сориентировать напроизводство зерна сильных и твердых озимых пшениц высокогокачества. Для получения высококачественного зерна посевы пшеницыпредполагается разместить по лучшим предшественникам и обеспечитьминеральными удобрениями, в том числе производимыми в Крыму.
Площади посева озимой пшеницы в период до 2003 года будутсоставлять около 250 тыс. гектаров (из них до 10 тыс. гектаровтвердой озимой пшеницы), а валовой сбор зерна - 650-700 тыс. тонн.
Все другие менее ценные предшественники должны быть отданыпод наиболее урожайную в Крыму зерновую культуру - озимый ячмень,валовой сбор которого составит около 300-350 тыс. тонн.
Для удовлетворения потребностей отдыхающих и жителей Крыма вкрупяных изделиях намечено расширить производство зерна крупяныхкультур (просо, гречиха, рис).
Валовой сбор зерна в 2002 году составит около 1,2 млн. тонн,из которых ориентировочно 400 тыс. тонн могут быть выделены нафуражные цели. Площади посева подсолнечника предполагаетсяограничить на уровне 54-56 тыс. гектаров, что даст возможностьполучить более 50 тыс. тонн маслосемян, из которых будетпроизведено около 18 тыс. тонн растительного масла. В этот жепериод планируется расширить площади посева рапса до 8-10 тыс.гектаров, использовать сорта высокомасличных раннеспелых видовподсолнечника, организовать выращивание в необходимом объемесеменников сахарной свеклы.
Развитие виноградарства и плодоводства
Виноградарство
Развитие отрасли намечено осуществить по двум направлениям:
производство столового винограда, главным образом в степной ипредгорной зонах, обеспечивающее потребности населения Крыма,отдыхающих, и возможность продажи его за пределы Крыма.
производство технического винограда, предусматривающеевозможность приготовления всего спектра вин - столовых,крепленных, марочных, ординарных и шампанских.
Важнейшей задачей отрасли является приведение в надлежащеесостояние виноградников, подлежащих дальнейшей эксплуатации.Особое внимание при этом будет уделено приемам борьбы с сорняками,болезнями, вредителями и своевременному выполнению всехтехнологических операций.
Для повышения эффективности отрасли будет проработан опытлучших хозяйств Крыма в осуществлении передачи виноградников вдолгосрочную аренду с выдачей арендаторам определенной частивыращенного винограда в их распоряжение.
С целью выработки единой политики в области виноградарства ивиноделия планируется образовать координационный совет с участиемспециалистов Агропромышленного комбината "Крымсовхозвинпром", ПАО"Массандра", Ассоциации "Алькадар", ученых Института винограда ивина "Магарач" и Крымского государственного аграрногоуниверситета.
Предусматривается изучение вопроса и инициирование передКабинетом Министров Украины предложения о зачислении в доходыбюджета Автономной Республики Крым сбора на развитиевиноградарства и садоводства.
Намечается привлечение инвестиций на предприятия, способныенаиболее эффективно использовать их для увеличения производствапродукции.
Программа предусматривает:
Мероприятия 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Произвести посадку виноградников на
площади (га) 400 400 400
Произвести ремонт молодых
виноградников (га) 50 50 50
Установить шпалеру на молодых
виноградниках (га) 400 400 400
В связи с тем, что массовые посадки виноградников начаты с1999 года, вводятся в эксплуатацию прививочные мастерские всовхозах-заводах "Бурлюк", "Плодовое", "Заветное", "Жемчужный","Изумрудный", будет увеличено производство саженцев всовхозе-заводе "Евпаторийский", КСК "Большевик", а/ф "Прибрежное"и доведено до 1,5-2,0 млн. штук ежегодно.
Программой намечено ежегодно в питомниках агропромышленногокомплекса проводить массовую и фитосанитарную селекцию дляполучения высококачественного элитного материала для закладкиматочников привойных лоз.
В прогнозируемом периоде будет обеспечено увеличение площадейкомплексно-устойчивых сортов винограда, возобновление производствасаженцев этих сортов.
Плодоводство
В прогнозируемом периоде планируется сосредоточить усилия настабилизации и восстановлении отрасли.
С целью оценки состояния и перспективности плодовыхнасаждений в 2000 году предполагается провести их инвентаризацию,в результате которой будут выделены сады и площади, способныедавать товарную продукцию в ближайшие 5-8 лет. При этом особоевнимание будет уделено проведению комплексных агротехническихмероприятий (обрезка, защита от болезней и вредителей, орошение) вэтих садах.