• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

О комплексной долгосрочной программе социально- экономического развития и структурной перестройки экономики Автономной Республики Крым

Верховная Рада Автономной Республики Крым | Програма, Постанова від 05.03.1998 № 1472-1
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Програма, Постанова
  • Дата: 05.03.1998
  • Номер: 1472-1
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Програма, Постанова
  • Дата: 05.03.1998
  • Номер: 1472-1
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О комплексной долгосрочной программе социально-
экономического развития и структурной перестройки
экономики Автономной Республики Крым
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 1998 г., N 3, ст. 143 )
Верховный Совет Автономной Республики Крым постановляет:
1. Утвердить разработанную Советом министров АвтономнойРеспублики Крым и одобренную Кабинетом Министров УкраиныКомплексную долгосрочную программу социально-экономическогоразвития и структурной перестройки экономики Автономной РеспубликиКрым (далее - Программа) (прилагается).
2. Совету министров Автономной Республики Крым:
2.1. В целях конкретизации положений и
организационно-экономического обеспечения Программы разработать в
двухмесячный срок с момента ее утверждения отраслевые подпрограммы
дальнейшего развития объектов в соответствии с приоритетами
Программы и направлениями ее реализации. При разработке
подпрограмм учесть замечания и предложения, поступившие в ходе
обсуждения проекта программы в Верховном Совете Автономной
Республики Крым.
В целях выполнения Программы обеспечить своевременноезавершение Программы реструктуризации экономики АвтономнойРеспублики Крым, разработанной Таврическим институтом комплексныхсоциально-экономических исследований и консалтинга совместно сКрымской академией наук, и программы развития агропромышленногокомплекса Крыма на период до 2010 года, разработанной Крымскимгосударственным аграрным университетом.
2.2. При формировании годовых программ экономического исоциального развития Автономной Республики Крым предусматриватьвыделение целевых средств из республиканского и местных бюджетов вобъемах, предусмотренных Программой.
2.3. В месячный срок утвердить состав Координационного советапо управлению реализацией Программы, согласованный с ПрезидиумомВерховного Совета Автономной Республики Крым.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложитьна постоянные комиссии Верховного Совета Автономной РеспубликиКрым.
Председатель Верховного Совета
Автономной Республики Крым А.ГРИЦЕНКО
г. Симферополь,
5 марта 1998 года
N 1472-1
Приложение
к Постановлению Верховного
Совета Автономной Республики Крым
от 5.03.98 г. N 1472-1
Комплексная долгосрочная программа
социально-экономического развития и структурной
перестройки экономики Автономной Республики Крым
(Основные положения)
Анализ социально-экономического положения в республике
Автономная Республика Крым занимает площадь 27,0 тыс. кв. км,или 4,5 процента территории Украины. Численность населениясоставляет 2179,0 тыс. человек (без г. Севастополя), или 4,3процента от численности населения Украины, из них 62,9 процентапроживает в городах. Плотность населения достигла 83 чел./км2, чтовыше показателя по Украине в целом (82 чел./км2).
Разнообразие природных ресурсов и географическое положениеКрымского полуострова обусловливают необходимость более активногоучастия производственного потенциала и трудовых ресурсовАвтономной Республики Крым в работе единого народнохозяйственногокомплекса государства, а также установления взаимовыгодныхторгово-экономических отношений с соседними странами.
Благодаря богатым рекреационным ресурсам в Крыму ежегодноотдыхало и лечилось до 8 млн. человек, в том числе 2,0-2,2 млн.человек - по путевкам. Разрыв между потребностью в учрежденияхотдыха и возможностями ее удовлетворения являлся причинойпостоянного потока неорганизованных отдыхающих, который составлялдо 5-6 млн. человек в год.
Исторически экономическое развитие республики имело тенденциюнаращивания промышленного и сельскохозяйственного производства,ориентированного не только на собственный рынок, но и на вывозпродукции в другие регионы, вследствие чего сформироваласьнерациональная функциональная и территориальная структуранароднохозяйственного комплекса.
В силу курортной специфики Крым оказался в более сложнойситуации по сравнению с другими регионами Украины.Санаторно-курортный и туристический комплексы до распада СССРфункционировали, как правило, не на хозрасчетной основе и неплатили налогов. Многоведомственность и дотационность здравницпривели к неудовлетворительному использованию рекреационныхтерриторий, лечебной базы, слаборазвитой общекурортнойинфрастуктуре. Значительная часть действующих санаторно-курортныхучреждений имеет низкий уровень комфортности, расположена вприспособленных помещениях и требует капитальной реконструкции. Натерритории Крыма находится более 200 временных баз отдыха,размещенных без учета архитектурно-планировочной документации, несоответствующих санитарно-гигиеническим нормам и не имеющихинженерной и социальной инфраструктуры.
Здравницы Министерства охраны здоровья Украины, Министерствавнутренних дел Украины, Министерства обороны Украины,Государственного комитета по делам охраны государственной границыУкраины, а также ряд других ведомств, имеющих льготы по уплатеналогов, не в полном объеме осуществляют платежи в местные иреспубликанский бюджеты. Не на должном уровне выполняетсяПостановление Кабинета Министров Украины от 7 февраля 1996 года і157 "О передаче в собственность Автономной Республики Крымимущества санаторно-курортных и оздоровительных учреждений,находящихся в общегосударственной собственности" в частигосударственной регистрации учреждений отдыха и туризма,функционирующих на правах филиалов. На 1 января 1997 года 348оздоровительных и лечебных учреждений министерств, другихцентральных органов исполнительной власти и субъектовхозяйствования (более 50 процентов) не зарегистрированы в качествеюридических лиц. Такое положение дел крайне осложняет работу поэксплуатации и развитию инженерной и социальной инфраструктуры вкурортных районах и в целом по Крыму.
Низкий уровень платежеспособности большей части населенияУкраины и других стран СНГ стал основной причинойнеудовлетворительного использования имеющегося потенциаласанаторно-курортных учреждений Крыма - общая численностьотдыхающих в 1996 году составила 4 млн. человек, в том числе 1,2млн. человек - по путевкам.
В последние годы в Крыму существует острейший недостатоктопливно-энергетических ресурсов. Обеспеченность республикисобственным газом составляет 30 процентов, нефтепродуктами - 2процента. Электростанциями Крыма покрывается только 7 процентовпотребности в электроэнергии. Остальную часть электроэнергииобеспечивают электростанции, расположенные за пределами Крыма, поэлектрическим сетям, пропускная способность которых ограничена.
В Крыму ведется освоение нефтегазовых районов. К настоящемувремени в регионе пробурено 80 поисково-разведочных скважин, изкоторых 68 находятся на северо-западном шельфе Черного моря и 12 -в акватории Азовского моря. Начальные прогнозные ресурсыуглеводородов Азово-Черноморского региона (извлекаемые) оценены вобъеме 1,5-2,4 трлн. куб. м в газовом эквиваленте, что составляет30 процентов (оценочно) суммарных текущих ресурсов Украины.
Удельный вес производства промышленной продукции в Крымусоставил в 1990 году 4,4 процента, в 1996 году - 1,4 процента отобщего объема в Украине. В отраслевой структуре наибольшийудельный вес имели пищевая промышленность (36,3 процента),химическая и нефтехимическая (21,9 процента), машиностроение иметаллообработка (12,5 процента). Производимые на предприятияхсупертанкеры, суда на подводных крыльях и на воздушной подушке,пневмооборудование, сварочные аппараты, телерадиоаппаратура,оборудование для пищевой промышленности экспортировались внынешние страны СНГ и дальнее зарубежье.
Формирование комплекса предприятий химической промышленностив Крыму осуществлялось на использовании местной сырьевой базы(Крымский содовый завод и ОАО "Бром") и на относительно"благоприятных" условиях для сброса промышленных стоков вестественные накопители (Крымское производственное объединение"Титан", ОАО Сивашский анилино-красочный завод, Сакский химическийзавод, которые работают на привозном сырье при большом потребленииводы, энергоресурсов и значительных сбросах жидких отходов ивыбросах в атмосферу).
По сравнению с другими регионами в Крыму значительно вышеудельный вес предприятий ВПК. Из-за отсутствия военных заказов исредств на финансирование программы конверсии данные предприятиянаходятся на грани остановки.
В структуре пищевой промышленности ведущее место занимаютвиноделие, рыбная и консервная промышленность. Вылов рыбысоставляет 40 процентов от общего объема в Украине.
В 1996 году по сравнению с 1990 годом объем производствапромышленной продукции уменьшился на 69,5 процента, в том числе вэнергетике - на 74,3, машиностроении - на 74,5, легкойпромышленности - на 91,5 и пищевой промышленности - на 61,5.Добыча рыбы и рыбопродуктов за этот период снизилась почти в 3раза.
Крым является крупным производителем винограда,плодово-ягодной продукции, овощей, шерсти, пшеницы и риса. В1988-1990 годах в Крыму производилось 38 процентов винограда,плодов и ягод - 15,2, овощей - 6, мяса всех видов - 4,6, в томчисле мяса птицы - 11 процентов общегосударственных объемов.
Сегодня агропромышленный комплекс Крыма не в состоянииобеспечить местное население и отдыхающих продуктами питания,перерабатывающие отрасли промышленности - сырьем, не в состоянииобеспечить поставки на экспорт традиционной продукции.
В 1996 году в сравнении с 1986-1990 годами производство зернауменьшилось в 2,3 раза, подсолнечника - в 2,3, овощей - в 2,9,винограда и фруктов - в 2,1, мяса -в 2,2 и яиц - в 2,6. Поголовьекрупного рогатого скота за последние шесть лет сократилось на 46,9процента, свиней - на 45,9 и овец - на 63,5.
В республике наблюдается значительное снижение инвестиционнойактивности. Общий объем инвестиций за 1996 год по сравнению с 1990годом по всем источникам финансирования в сопоставимых ценахснизился в 6,5 раза, в том числе в производственномстроительстве - в 10,6 раза.
Крым испытывает устойчивый дефицит водных ресурсов. Уровеньобеспеченности питьевой водой в различных регионах Крымасоставляет от 30 до 80 процентов потребности. Среднегодовой объемводопотребления достигает 3500 млн. куб. м, в том числе за счетводозабора из Северо-Крымского канала - 2600 млн. куб. м, или 74,3процента.
Водопроводно-канализационная система Крыма, которая былапостроена в 60-70-е годы, требует модернизации и реконструкции.Мощность водоочистных и канализационных сооружений составляет 60процентов от потребности.
Территория региона отличается развитой сетью железных дорог иавтомобильных дорог с твердым покрытием. Значительные объемыгрузоперевозок осуществляются морским транспортом через портыФеодосия, Керчь, Ялта, Евпатория, СП "Переправа Крым-Кубань" ипортовые пункты Массандра, Донузлав, Черноморское.
Сезонный характер деятельности значительной части предприятийи организаций отрицательно влияет на формирование республиканскогои местных бюджетов (санаторно-курортные учреждения, торговля,транспорт, отдельные подотрасли пищевой промышленности) иобусловливает непостоянную занятость населения.
Экономические реформы в республике осуществляются медленно.Приватизация имущества государственных предприятий началась тольков июле 1995 года.
Удельный вес государственного сектора в объеме реализациипродукции, работ и услуг составляет в промышленности 60,7процента, на транспорте - 80,2, строительстве - 29,1, бытовомобслуживании - 8, торговле и общественном питании -12,2.
Высокий удельный вес пенсионеров в составе населения (23,4процента) резко изменяет его структуру, идет процесс старениянаселения, что отрицательно влияет на формирование трудовыхресурсов и усиливает демографическую нагрузку на население втрудоспособном возрасте.
Одной из сложнейших проблем остается проблема приема иобустройства депортированных граждан, составляющих 12 процентов отобщей численности населения Крыма. На полуостров возвратилосьоколо 250 тыс. депортированных граждан, из них обеспечено жильемтолько 56 процентов. В 300 поселках компактного проживания этойкатегории граждан практически отсутствуют газификация, канализацияи объекты бытового обслуживания. Электроэнергией обеспечено около50 процентов поселков и дорогами - 10 процентов.
В целом для завершения строительства жилья и объектовкоммунального хозяйства, образования и торговли в соответствии сПрограммой первоочередных мер по расселению и обустройствудепортированных крымских татар и лиц других национальностей,которые возвратились и проживают в Автономной Республике Крым,необходимо 1036,62 млн. грн.
Глубокий экономический кризис, проблемы занятости и резкоеснижение жизненного уровня населения, ухудшение демографическойситуации, нерациональное использование природных ресурсовобусловливают необходимость проведения коренных изменений -создания эффективной социально ориентированной экономики,обеспечивающей рациональное использование природного,экономического, культурного потенциала и высокий жизненный уровеньнаселения.
Обеспечение прогрессивных экономических сдвигов в регионе исоциальный прогресс возможны при глубоком и комплексномреформировании экономики на основе ее структурной перестройки иинституциональных изменений, осуществляемых приобщегосударственной поддержке, которая предусматривается настоящейПрограммой.
Цель и основные задания Программы
Цель Программы состоит в создании необходимых правовых,экономических и организационных основ для формирования на базерационального использования ресурсного потенциала территорииреспублики эффективной социально ориентированной экономическойсистемы рыночного типа, обеспечивающей высокий уровень жизнинаселения, экологическую безопасность региона и наращиваниеэкспортного потенциала.
Основные задания Программы состоят в обеспечении:
усиления социальной ориентации экономики и решения на этойоснове комплекса социально-экономических проблем, что обеспечитповышение реальных доходов, уровня жизни населения, увеличениеобъемов производства продуктов питания, товаров народногопотребления и развитие социальной сферы;
формирования прогрессивной структуры народного хозяйстварегиона с высоким уровнем сбалансированности и пропорциональностиосновных межотраслевых комплексов, отраслей и производств сэффективными экономическими связями, в том числе и международными;
реструктуризации предприятий;
снижения ресурсоемкости материального производства за счетвнедрения ресурсе- и энергосберегающих технологий, поэтапноговывода из эксплуатации энергоемких и экологически опасныхпроизводств;
ускорения развития приоритетных отраслей народного хозяйства,обеспечивающих население и курортно-рекреационный комплексвысококачественными продуктами питания, товарами и услугами,расширения их экспортных возможностей;
экологизации производства, уменьшения техногенных нагрузок наприроду, осуществления перехода к сбалансированному использованиюи восстановлению реакреационных и других природных ресурсов.
С учетом проблем социально-экономического развитияреспублики, природно-климатического и ресурсного потенциала,особенностей специализации региона, его места вобщегосударственном и межгосударственном разделении трудаопределяются следующие долгосрочные региональные приоритеты:
комплексное развитие и эффективное функционированиекурортно-рекреационного комплекса, формирование его как основнойотрасли экономики республики;
развитие топливно-энергетического и водохозяйственногокомплексов до уровня, стабильно обеспечивающего потребностинаселения и отраслей народного хозяйства;
реформирование и развитие агропромышленного комплекса,обеспечивающего потребности местного населения и граждан,приезжающих на отдых и лечение, в экологически чистых продуктахпитания, перерабатывающих отраслей промышленности - в сырье иобеспечивающего увеличение экспортного потенциала традиционныхвидов продукции;
ускорение расселения и обустройства депортированных граждан,возвращающихся в Крым;
дальнейшее развитие всех видов транспорта, эффективное егоиспользование с целью удовлетворения потребностей народногохозяйства и населения, расширение объемов международных услуг.
Развитие других отраслей хозяйственного комплекса регионадолжно быть подчинено указанной стратегической цели и отвечатькритериям экологической безопасности.
Программа ориентирована в первую очередь на реализациюгосударственных интересов в регионе. Она должна стать практическиминструментом реализации государственной региональной политики вАвтономной Республике Крым. Поэтому в Программу включенымероприятия и проекты, для осуществления которых государство вустановленном порядке гарантирует поддержку (финансовоеобеспечение, финансово-кредитные и налоговые льготы).
Направления структурной перестройки экономики
Программой предусматриваются мероприятия и проекты,реализация которых непосредственно связана со структурнойперестройкой отраслей и реформированием основных сфердеятельности, в разрезе которых приоритетными признаны меры ипроекты, направленные:
в курортно-рекреационном комплексе - на реконструкцию иповышение уровня комфортности учреждений, ввод в эксплуатациюмощностей на объектах незавершенного строительства, сооружениеновых объектов лечения и отдыха, упорядочение курортных районов иосвоение новых рекреационных территорий и объектов туризмапреимущественно в восточной и северо-западной частях полуострова,формирование сети учреждений автотуризма (мотели, кемпинги),развитие курортной инфраструктуры, расширение номенклатуры иповышение качества услуг;
в нефтегазовом комплексе - на обеспечение природным газомпотребностей региона и частично государства путем увеличенияобъемов геологоразведочных работ и эксплуатационного бурения,технического переоснащения отрасли и развития трубопроводноготранспорта;
в электроэнергетике - на увеличение объемов производстваэлектроэнергии и повышение уровня обеспеченности потребностейэкономики и населения в электроэнергии за счет реконструкциидействующих электростанций, сооружения новых генерирующихмощностей (Крымской ТЭС г. Щелкино) и второй очередиКамыш-Бурунской ТЭЦ), широкого внедрения нетрадиционныхвозобновляемых источников энергии (ветроэлектростанции -Донузлавская, Черноморская, Акташская и др., солнечныеколлекторы), разработки и реализации программ энергосбережения,развития системы электрических сетей, что будет способствоватьповышению надежности электроснабжения потребителей;
в агропромышленном комплексе - на проведение земельнойреформы, рациональное использование земельных ресурсов за счетсокращения посевов ячменя, увеличения посевов зерновой кукурузы,многолетних трав, масличных культур, овощей, табака, эфироносов,расширение площадей орошаемых земель при одновременном внедренииводосберегающих технологий, увеличение объемов производствавинограда, плодов и ягод, создание разветвленной сети сервисногообслуживания производителей сельскохозяйственной продукции,модернизацию и техническое переоснащение пищевой промышленности;
в промышленности - на создание высокотехнологичного,конкурентоспособного комплекса, адаптированного к рыночнымусловиям, способного удовлетворять в значительной степенипотребности региона и обеспечивать хозяйственные связи с регионамиУкраины и другими странами, поддержку отраслей легкой и пищевойпромышленности, отраслей, обслуживающих курортно-рекреационныйкомплекс и обеспечивающих экспортный потенциал, конверсиюпредприятий военно-промышленного комплекса, вывод из эксплуатацииили перепрофилирование неперспективных и экологически опасныхпроизводств;
в рыбопромышленном комплексе - на стабилизацию работы идальнейшее развитие рыбной промышленности путем возрожденияустойчивой сырьевой базы, заключение с иностранными государствамимежправительственных соглашений о вылове рыбы в Мировом океане иэкономических зонах иностранных государств, пополнениепромыслового рыболовецкого флота, передачу части вспомогательныхсудов Черноморского флота Российской Федерации из состава,передаваемого Министерству обороны Украины, реализацию программы"Марикультура" (для получения высокоэффективных лекарственныхпрепаратов, продуктов лечебно-профилактического питания) ипрограммы повышения биопродуктивности Азово-Черноморскогобассейна;
в транспортной сфере - на обеспечение эффективногофункционирования всех видов транспорта для удовлетворенияпотребностей экономики, в частности курортно-рекреационной отраслии населения, оживления внешнеэкономической деятельности; особаяроль принадлежит морскому транспорту и развитию портово-складскогохозяйства;
в социальной сфере - на развитие жилищно-коммунальногохозяйства, сооружение объектов коммунального хозяйства,строительство жилья за счет средств населения и ипотечногокредитования, материально-техническое обеспечение объектовздравоохранения, просвещения и культуры, создание новых рабочихмест, благоустройство населенных пунктов;
в области приема и обустройства депортированных граждан,возвращающихся в Крым, - на реализацию первоочередных мер,предусмотренных Постановлением Кабинета Министров Украины от18 марта 1996 года N 331, разработку инвестиционных проектов сцелью использования иностранных кредитов, нового порядкафинансирования социально-культурных учреждений черезсоответствующие республиканские отраслевые министерства икомитеты, обеспечение объектами инфраструктуры мест компактногопроживания этой категории граждан, завершение разработкидолгосрочной программы обустройства депортированных на период до2010 года.
Реформирование экономики и ее структурная перестройканевозможны без совершенствования региональной (АвтономнойРеспублики Крым) политики, расширения внешнеэкономических связей ипроведения институциональных изменений.
Совершенствование региональной политики предусматривает учетспецифики городов и районов в реализации настоящей Программы,осуществление реформ на местном уровне, создание условий дляуменьшения бюджетной зависимости регионов Крыма от вышестоящихбюджетов, планомерное ограничение развития промышленногопроизводства в городах Керчи, Симферополе и Феодосии, размещениеобъектов перерабатывающих и обслуживающих сельское хозяйствоотраслей в зонах развития сельскохозяйственного производства.
В сфере внешнеэкономической деятельности предусматривается:
формирование зон "порто-франко" и создание СЭЗ, в том числе"налоговых гаваней";
выделение государством части кредитов международныхфинансовых институтов и открытие кредитных линий, реализуемых врамках межгосударственных соглашений, для субъектовпредпринимательской деятельности, расположенных на территорииКрыма;
создание регионального фонда Крыма по обеспечению гарантий,предоставляемых кредиторам Советом министров Автономной РеспубликиКрым;
предоставление иностранным инвесторам права долгосрочнойаренды земли до 50 лет;
создание благоприятных условий для техническогосотрудничества и эффективного использования иностранныхинвестиций.
Этапы и ожидаемые результаты реализации Программы
Достижение цели Программы прогнозируется к 2010 году. Реальноспрогнозированным является ближайший 4-летний период, напротяжении которого предусматривается разработка конкретныхмероприятий с достаточно точным обоснованием путей и способоврешения поставленных задач и достижением планируемых результатов.На отдаленную перспективу можно определить только очень обобщенныецелевые ориентиры и меры по их реализации.
В связи с тем, что структурная перестройка экономики являетсядлительным процессом и требует значительных объемов финансовыхресурсов, в Программе определены основные направлениясоциально-экономического развития и структурной перестройкиэкономики республики на период до 2010 года с конкретизацией мерпо реформированию экономики до 2000 года.
Наличие полномочного органа управления реализацией Программыи определение процедуры ее корректирования дает возможностьвозложить на него вопросы детализации конкретных мероприятий напериод после 2000 года.
Программу предусматривается реализовывать в три этапа.
Первый - стабилизация экономики (3-4 года). Основная цель -прекращение спада производства, сохранение научно-техническогопотенциала, создание условий для выхода из экономического кризиса.
Второй - активизация экономического развития (5-7 лет).Главная цель - обеспечение устойчивого роста производства,ускорение структурной перестройки экономики.
Третий - становление рациональной структуры экономики (5-7лет). Главная цель - достижение эффективного функционированиянароднохозяйственного комплекса для обеспечения высокого уровняжизни населения.
Положительные изменения в экономике и социальной сферереспублики будут достигнуты в основном за счет развитияприоритетных отраслей.
Так, на втором и третьем этапах объемы произведенноговалового внутреннего продукта ориентировочно возрастутсоответственно в 1,5 и 3,2 раза к уровню 1995 года (оценка).
Прием рекреантов и туристов к концу первого этапа возрастетдо 5 млн. человек за счет использования имеющейся базырекреационных и туристических учреждений, их частичноймодернизации и реконструкции, расширения номенклатуры и повышениякачества услуг. Дальнейшее увеличение приема рекреантов и туристовна втором этапе с доведением их количества в конце третьего до 8млн. человек предусматривается достичь путем кореннойреконструкции действующих и создания новых учреждений отдыха илечения, а также их расширения за счет освоения новыхрекреационных территорий и объектов туризма. На основе этогопроектируется увеличение объемов предоставления рекреационных итуристических услуг к концу первого этапа в 4,3 раза, второго - в13 и третьего - в 16,8 раза.
Добыча газа к концу первого этапа должна достигнуть 971 млн.куб. м, второго - 3157 и третьего - 6213, что позволит уже к концувторого этапа обеспечить потребности региона в газе. На 30-40процентов повысится уровень обеспеченности экономикиэлектроэнергией.
Эффективность производства повысится за счет сниженияматериале- и энергоемкости на третьем этапе на 20 процентов.
Объем валовой продукции сельского хозяйства к концу первогоэтапа увеличится на 21,4 процента, второго - на 43,5, третьего -на 52,3 процента. К 2010 году в республике будет производитьсязерна - 1881,1 тыс. тонн, овощей - 478,0, плодов и ягод - 416,винограда - 304, молока - 808,8 тыс. тонн, яиц - 530 млн. штук,шерсти - 1504 тонны.
Доля выпуска товаров народного потребления увеличится до 70процентов от общего объема производства, а предоставление услуг -в 9-12 раз.
Объем промышленного производства к концу первого этапавозрастет на 15,0 процента, к концу второго этапа - на 41,2, кконцу третьего - на 74,6 процента.
К концу третьего этапа треть населения будет иметь достаточновысокий уровень жизни. Однако значительная часть населениядостигнет только среднего уровня. При этом появится возможностьоказывать большую помощь менее обеспеченной части населения.
Механизм реализации Программы
Эффективность государственной политики в развитии экономикиАвтономной Республики Крым в значительной степени будет зависетьот гарантий государственной поддержки и предоставления режимаэкономического содействия участникам реализации Программы.
Для создания благоприятных условий по финансовому обеспечениюмероприятий Программы необходимо:
при формировании Программы экономического и социальногоразвития Украины, Автономной Республики Крым и отраслей народногохозяйства предусматривать выделение средств из государственного иреспубликанского бюджетов в пределах определенных объемовфинансовых ресурсов целевым назначением для реализации мероприятийПрограммы;
разработать проекты законодательных и других нормативныхактов для привлечения инвестиций и предоставления гарантийотечественным и иностранным инвесторам;
организовать системный контроль за выполнением программныхмер, финансируемых за счет государственного и республиканскогобюджетов, эффективным использованием иностранных инвестиций икредитов.
Для участников выполнения Программы следует установитьблагоприятный налоговый и кредитный режим.
С учетом специфики региона для обеспечения реализацииПрограммы необходимо разработать проекты закона Украины "Овнесении изменений и дополнений в Закон Украины "О бюджетнойсистеме Украины" в части формирования бюджета АвтономнойРеспублики Крым, закона Украины "О курортах", специальныхзаконодательных и нормативных актов по формированию СЭЗ в Крыму, втом числе особых СЭЗ - "налоговых гаваней".
С целью конкретизации положений Программы предусмотренаразработка отраслевых подпрограмм с детализацией мер по каждомуобъекту в соответствии с определенными приоритетами инаправлениями реализации заданий.
Для выполнения заданий Программы предусматриваетсямаксимально задействовать структуры управления и создатьспециальный орган - Координационный совет по управлениюреализацией Программы - во главе с Председателем Совета министровАвтономной Республики Крым и постоянно действующую рабочую группу,входящую в его состав.
Основными функциями Координационного совета должны стать:
создание рабочих групп для выполнения отдельных мероприятий,разработки и утверждения порядки реализации Программы (в случаенеобходимости - для корректирования);
контроль за выполнением заданий Программы, использованиемполученных бюджетных средств и инвестиций;
рассмотрение и согласование мероприятий, предусмотренныхгодовыми программами социально-экономического развития;
координация деятельности органов исполнительной власти,связанной с реализацией Программы;
организация разработки и рассмотрение проектовзаконодательных и других нормативных актов, подготовка обоснованиянеобходимости их принятия;
рассмотрение предложений по реструктуризации предприятий.
Финансовое обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются
государственный, республиканский и местные бюджеты, внебюджетные
фонды, средства предприятий, иностранные инвестиции и прочие.
Общий объем средств, необходимых для реализации Программы,составляет 42,5 млрд. грн., или 23,6 млрд. долларов США. Из них насоциальное развитие приходится 17,2 процента, рекреационныйкомплекс - 3,7, агропромышленный комплекс - 27,4, коммунальноехозяйство и водохозяйственный комплекс - 9,5, нефтегазовыйкомплекс - 18,9, энергетику, промышленность, транспорт и связь -18,7 процента.
Курортно-туристическая отрасль признана одной из приоритетныхсфер, и на нее непосредственно будет выделена часть средств,направляемых для реализации мероприятий по социальному развитию иструктурной перестройке других отраслей. Поэтому на созданиевысокоразвитого конкурентоспособного курортно-рекреационногокомплекса выделяется около 55 процентов общего объемафинансирования.
Общий объем финансирования распределен следующим образом:
на первом этапе - 19,4 процента общей суммы;
втором - 37,9 процента;
третьем - 42,7 процента.
Из общего объема финансирования Программы на государственныйбюджет приходится 19,1 процента, республиканский и местныебюджеты - 11,0, средства предприятий - 40,1, иностранныеинвестиции - 12,6 процента.
ПЕРЕЧЕНЬ
предприятий, подлежащих первоочередной реструктуризации
Предприятия, основанные на государственной собственности:
управление "Крымавтодор", г. Симферополь;
управление магистральных дорог N 1, г. Симферополь;
трест "Юждорстрой", г. Симферополь;
Сакский химический завод, г. Саки;
Камыш-Бурунский железорудный комбинат, г. Керчь;
ОАО "Сивашский анилинокрасочный завод", г. Армянск;
Феодосийское ПО "Море", г. Феодосия;
Крымское производственное объединение "Титан", г. Армянск;
Крымский содовый завод, г. Красноперекопск;
ОАО "Бром", г. Красноперекопск.
Предприятия, основанные на собственности Автономной Республики
Крым:
фабрика "Молодежная", г. Красноперекопск;
фабрика "Заря", г. Джанкой;
ремонтно-монтажный комбинат "Керчьторгтехника", г. Керчь;
Симферопольский завод им. 1 Мая, г. Симферополь;
Симферопольская кондитерская галетная фабрика, г. Симферополь;
совхоз "Таврический", Красноперекопский район;
совхоз "Добринский", Раздольненский район;
предприятие "Крыммолоко", г. Симферополь;
Бахчисарайский молочный завод, г. Бахчисарай.
Ожидаемые показатели развития экономики
Автономной Республики Крым
(оценка)
-----------------------------------------------------------------------------------------
Наименование |Еде- | Годы | По отношению
показателей |ница | | к 1995 году (%)
|изме-|-------------------------------+--------------------------
|рения| 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2000 | 2005 | 2010
------------------------+-----+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | 8 | 9
------------------------+-----+-------+-------+-------+-------+--------+--------+--------
Курортно рекреационный| | | | | | | |
комплекс. | | | | | | | |
| | | | | | | |
Емкость курортно- | | | | | | | |
рекраеционных учреждения|тыс. |154,4 |90,3 |92,2 |91,5 |58,5 |59,7 |59,3
и туристическых гостиниц|мест | | | | | | |
в том числе: | | | | | | | |
гостиниц туристических| | | | | | | |
(максимально | | | | | | | |
развертуных) |"-" |8,9 |9,5 |9,5 |9,5 |106,7 |106,7 |106,7
кемпингов |"-" |2,5 |10,2 |23,8 |34,0 |4,1 раза|9,5 раза|13,6
Колисество приезжающих|млн. | | | | | | |раза
(на отдых и лечение)|чел. |2,5 |5,0 |6,5 |8,0 |2,0 раза|2,6 раза|3,2 раза
Объем курортно- | | | | | | | |
туристических услуг (в|млн. |114,7 |493,2 |1491,1 |1926,9 |4,3 раза|13,0 |16,8
ценах 1995 года) |грн. | | | | | |раза |раза
| | | | | | | |
Промышленность | | | | | | | |
| | | | | | | |
Объем промышленной| | | | | | | |
продукции в том числе: |"-" |577,3 |664,0 |815,0 |1008,0 |115,0 |141,2 |174,6
електроэнергетика |"-" |21,9 |33,0 |79,6 |107,5 |150,7 |3,6 раза|4,9 раза
топливная промыленность|"-" |19,1 |35,5 |42,6 |52,1 |185,9 |2,2 раза|2,7 раза
легкая промышоленность|"-" |6,4 |8,2 |10,2 |16,4 |128,1 |159,4 |2,6 раза
пищевая промышленность |"-" |170,7 |216,5 |241,7 |295,5 |126,8 |141,6 |173,1
в томчисле рыбная |"-" |56,7 |100,1 |102,1 |104,1 |176,5 |180,1 |183,6
Объем добычи природного|млн. | | | | | | |
газа |куб.м|651,0 |971,0 |3157,0 |6213,0 |149,2 |4,8 раза|9,5 раза
Производство |млн. | | | | | | |
элекроэнергии: |кВт./| | | | | | |
|год |444,8 |543,0 |1100,0 |1772,0 |122,7 |2,5 раза|4,0 раза
Вылов рыбы |тыс. | | | | | | |
|тонн |85,0 |480,0 |600,0 |640,0 |5,6 раза|7,1 раза|7,5 раза
Агропромышленный | | | | | | | |
комплекс | | | | | | | |
| | | | | | | |
Валовая продукция| | | | | | | |
сельского хозяйства (в|млн. | | | | | | |
сопоставимых ценах 1983|крб. |1254,0 |1523,0 |1800,0 |1910,0 |121,4 |143,5 |152,3
года) | | | | | | | |
Производство основных| | | | | | | |
видов продукции во всех| | | | | | | |
категориях сельского|тыс. | | | | | | |
хозяйства |тонн |1505,2 |1878,0 |1879,0 |1881,0 |124,8 |124,8 |125,0
зерно |"-" |225,4 |361,0 |415,0 |478,0 |160,2 |184,1 |2,1 раза
овощи |"-" |90,2 |402,0 |407,0 |416,0 |4,5 раза|4,5 раза|4,6 раза
плоды и ягоды | | | | | | | |
выноград |"-" |116,2 |273,0 |303,0 |304,0 |2,3 раза|2,6 раза|2,6 раза
мясо (в убойном весе) |"-" |92,9 |67,0 |81,0 |102,0 |72,1 |87,2 |109,8
молоко |"-" |517,8 |400,0 |789,0 |809,0 |77,2 |152,4 |156,3
яйца |млн. | | | | | | |
|шт. |551,3 |360,0 |430,0 |530,0 |65,3 |78,0 |96,1
Транспорт |тыс. | | | | | | |
перевозка грузов |тонн |14700,0|24500,0|28000,0|35200,0|166,7 |190,5 |2,4 раза
перевозка пассажиров |млн. | | | | | | |
|чел. |251,9 |291,7 |300,5 |313,0 |115,8 |119,3 |124,3
-----------------------------------------------------------------------------------------
Прогнозные объемы и источники финансиолвагия Программы
(в ценах на 01.01.97)
Таблица 2
---------------------------------------------------------------------------
|Всего | Источники финансирования
|млн. грн.|
|---------+---------------------------------------------------
| млн. |государ-|республи-|внебюд-|средства|иност- |
| долл. |ственный|канский и|жетные |предприя|ранные |другие
| США |бюджет |местные |фонды | тий |инвести|
| | |бюджеты | | |ции |
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
Общие затраты |42527,1 |8101,1 |4685,3 |1813,1 |17055,0 |5378,5 |5494,1
|---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
всего |23626,2 |4500,6 |2602,9 |1007,3 |9475,0 |2988,1 |3052,3
в том числе по| | | | | | |
годам: | | | | | | |
1997-2000 гг. |8232,2 |1602,9 |510,1 |300,4 |2867,1 |1625,6 |1326,1
|---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|4573,4 |890,5 |283,4 |166,9 |1592,8 |903,1 |736,7
2001-2005 гг. |16135,6 |3111,6 |1829,6 |595,0 |6794,1 |1814,2 |1991,1
|---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|8964,2 |1728,7 |1016,4 |330,6 |3774,5 |1007,9 |1106,2
2006-2010 гг. |18159,3 |3386,6 |2345,6 |917,7 |7393,8 |1938,7 |2176,9
|---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|10088,5 |1881,4 |1330,1 |509,8 |4107,7 |1077,1 |1209,4
----------------------------------------------------------------------------
Прогнозные объемы и источниуки финансирования
Программы по отраслям
(в ценах на 01.01.97)
Таблица 3
---------------------------------------------------------------------------
|Всего | Источники финансирования
|млн. грн.|
|---------+---------------------------------------------------
Отрасли: | млн. |государ-|республи-|внебюд-|средства|иност- |
| долл. |ственный|канский и|жетные |предприя|ранные |другое
| США |бюджет |местные |фонды | тий |инвести|
| | |бюджеты | | |ции |
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
Курортно- | | | | | | |
рекреационная | | | | | | |
индустрия |1567,8 | 32,6 |27,9 |119,3 |479,0 |662,3 |246,7
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|871,0 | 18,1 |15,5 |66,3 |266,1 |367,9 |137,1
Агропромышлен-| | | | | | |
ный комплекс |11645,8 | 822,9 |241,7 |82,1 |10385,7 |76,7 |36,7
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|6469,9 | 457,2 |134,3 |45,6 |5769,8 |42,6 |20,4
Социальная | | | | | | |
сфера |7300,9 | 428,9 |2716,9 |324,0 |1331,4 |338,0 |2161,7
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|4056,1 | 238,3 |1509,4 |180,0 |739,7 |187,8 |1200,9
Комунальное | | | | | | |
хозяйство |2338,4 | 709,7 |628,3 |203,4 |573,7 |76,7 |146,6
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|1299,1 | 394,3 |349,1 |113,0 |318,7 |42,6 |81,4
Водохозяйствен| | | | | | |
ный комплеск |1727,2 | 1080,4 |646,8 | | | |
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|959,6 | 600,2 |359,3 | | | |
Транспорт | | | | | | |
и связь |2610,1 | 412,9 |258,6 |183,5 |1202,1 |539,1 |13,9
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|1450,1 | 229,4 |143,7 |101,9 |667,8 |299,5 |7,7
Эгергетика |3804,9 | 1228,4 | | |90,0 |179,1 |2307,4
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|2113,8 | 682,4 | | |50,0 |99,5 |1279,1
Нефтегазовый | | | | | | |
комплекс |8018,7 | 3100,6 | |778,9 |1878,0 |1851,6 |409,6
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|4454,8 | 1722,6 | |432,7 |1043,3 |1028,7 |227,6
Рыбное | | | | | | |
хозяйство |1977,8 | 123,3 |78,4 | |612,1 |1142,4 |21,6
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|1098,8 | 68,5 |43,6 | |340,1 |634,7 |12,0
Промышленность|1523,3 | 161,4 |74,5 |121,9 |503,0 |512,6 |149,9
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|846,3 | 89,7 |41,4 |67,7 |279,4 |284,8 |83,3
Таможенная | | | | | | |
служба |12,2 | |12,2 | | | |
--------------+---------+--------+---------+-------+--------+-------+-------
|6,8 | |6,8 | | | |
ИТОГО: |42527,1 | 8101,1 |4685,3 |1813,1 |17055,0 |5378,5 |5494,1
----------------------------------------------------------------------------