• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

О Программе социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год

Верховная Рада Автономной Республики Крым | Заходи, Програма, Постанова від 16.04.2003 № 519-3/03
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Заходи, Програма, Постанова
  • Дата: 16.04.2003
  • Номер: 519-3/03
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Заходи, Програма, Постанова
  • Дата: 16.04.2003
  • Номер: 519-3/03
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Программе социально-экономического развития
Автономной Республики Крым на 2003 год
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2003, N 4, ст. 325 )
В соответствии с пунктом 5 статьи 138 Конституции Украины
( 254к/96-ВР ), подпунктом 11 пункта 2 статьи 26 Конституции
Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), подпунктом 12 пункта
2 статьи 9 Закона Украины "О Верховной Раде Автономной Республики
Крым" ( 90/98-ВР ), статьей 11 Закона Украины "О государственном
прогнозировании и разработке программ экономического и социального
развития Украины" ( 1602-14 ), а также в целях обеспечения
устойчивого экономического роста, эффективной работы экономики и
повышения уровня жизни населения Автономной Республики Крым
Верховная Рада
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу социально-экономического развития
Автономной Республики Крым на 2003 год (прилагается).
2. Поручить Совету министров Автономной Республики Крымсовместно с постоянными комиссиями Верховной Рады АвтономнойРеспублики Крым принять меры по выполнению вышеуказаннойпрограммы.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложитьна постоянные комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крымпо вопросам, входящим в их компетенцию.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым Б.ДЕЙЧ
г. Симферополь,
16 апреля 2003 г.
N 519-3/03
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 16 апреля 2003 г. N 519-3/03
ПРОГРАММА
социально-экономического развития
Автономной Республики Крым на 2003 год
1. Общие положения
Программа социально-экономического развития АвтономнойРеспублики Крым на 2003 год (далее - Программа) разработана всоответствии с пунктом 5 статьи 138 Конституции Украины( 254к/96-ВР ), подпунктом 12 пункта 1 статьи 18 КонституцииАвтономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), Законом Украины"О Верховной Раде Автономной Республики Крым" ( 90/98-ВР ),Законом Украины "О государственном прогнозировании и разработкепрограмм экономического и социального развития Украины"( 1602-14 ).
В основу Программы включены главные положения посланийПрезидента Украины к Верховной Раде Украины: "Украина: шаг вXXI столетие. Стратегия экономического и социального развития на2000-2004 гг." ( 276а/2000 ), "Европейский выбор. Концептуальныеосновы стратегии экономического и социального развития Украины на2002-2011 годы" ( n0001100-02 ).
1.1. Оценка тенденций социально-экономического развитияАвтономной Республики Крым в 2002 году.
За 2002 год объем производства промышленной продукциисоставил 2505,4 млн грн, что на 6,5 процента ниже уровня2001 года.
Прирост объемов производства по сравнению с 2001 годомдостигнут в добывающей группе отраслей промышленности(+14,5 процента).
В обрабатывающей группе отраслей допущено снижение объемовпроизводства на 8,6 процента по сравнению с 2001 годом, в томчисле в машиностроении (-1,1 процента), пищевой промышленности(-11,7 процента), химии и нефтехимии (-13,5 процента).
В производстве и распределении электроэнергии, газа и водыпадение объемов производства по сравнению с 2001 годом составило10,5 процента.
За 2002 год выпуск товаров народного потребления республикипо сравнению с 2001 годом сократился на 5,3 процента и составил865,2 млн грн (34,5 процента объема производства промышленнойпродукции). Снижение произошло по выпуску продовольственныхтоваров на 7,2 процента, алкогольных напитков - на 14,2 процента.В то же время, по группе непродовольственных товаров приростсоставил 27,9 процента.
В агропромышленном комплексе производство зерновых культур в2002 году составило 1106,0 тыс. тонн в весе после доработки, чтона 21,9 процента ниже уровня 2001 года. Во всех категорияххозяйств собрано 34,5 тыс. тонн фруктов, винограда -60,6 тыс. тонн.
За 2002 год увеличилось производство мяса (в живом весе) на19,8 процента, молока - на 2,3 процента, яиц - на 17,7 процента посравнению с 2001 годом, что объясняется как стабилизациейпоголовья животных, так и ростом продуктивности. Возрослопоголовье свиней (+7,6 процента), птицы (+19 процентов).
Вылов рыбы составил около 54,3 тыс. тонн, что меньше уровня2001 года на 39 процентов, производство прудовой рыбы остается науровне 2001 года - 700 тонн.
На базе реформированных 220 коллективных сельхозпредприятийсоздано 611 новых агроформирований. Осуществлена передача более1,1 млн гектаров земель в собственность граждан. Право наземельную долю (пай) получили 214,7 тыс. граждан, из них210,7 тыс. (98,1 процента) выданы сертификаты на право наземельную долю (пай).
В республике оформлено 62874 (33 процента) государственныхакта на право частной собственности на землю, из них выдано -45006 (21,5 процента).
В Крыму действуют 3 аккредитованные биржи, 13 агроторговыхдомов, 4 аукциона по продаже скота и птицы,23 оптово-продовольственных рынка, 28 оптово-плодоовощных рынков,2 кредитных союза.
В 2002 году объем инвестиций в основной капитал за счет всехисточников финансирования возрос по сравнению с предыдущим годомна 20 процентов и составил 1500,0 млн грн.
За счет Государственного бюджета Украины ( 2905-14 ) освоено5 процентов от общего объема инвестиций, или 68,6 млн грн, чтосоответствует уровню 2001 года. За счет средств бюджета АвтономнойРеспублики Крым ( rb0039002-02 ) освоено 45,3 млн грн.
На курортах Крыма отдохнуло и пролечилось около4,6 млн человек, из которых 1,1 млн чел. - организованныеотдыхающие. Объем реализации всех видов услугкурортно-рекреационного комплекса возрос по сравнению с 2001 годомна 4,9 процента и составил 703,8 млн грн. Заполняемость здравницсоставила 51,2 процента, что на 6,1 процента выше, чем в2001 году. Рост налоговых поступлений составил 102,0 процента.
В 2002 году объем розничного товарооборота составил1524,2 млн грн, что на 28,8 процента больше по сравнению с2001 годом. Доля непродовольственных товаров в республике в общемобъеме товарооборота - 57,5 процента.
Объем внешнеторгового оборота товаров и услуг за 2002 годсоставил 431,5 млн. долл. США. При этом наряду с увеличениемэкспорта внешнеторгового оборота товаров и услуг с 293,6 млн долл.в 2001 году до 310,7 млн долл. США в 2002 году сократился импортвнешнеторгового оборота товаров и услуг с 131,0 млн долл. США в2001 году до 120,8 млн долл. США в 2002 году.
В рамках специального режима инвестиционной деятельностиутверждено 46 инвестиционных проектов на общую сумму244,2 млн долл. США. Объем фактически привлеченных инвестиций на1 января 2003 года составил 65,0 млн долл. США, из которых36,3 млн долл. США - иностранные инвестиции.
В республике насчитывается 11313 малых предприятий и77000 частных предпринимателей. Количество малых предприятий посравнению с 2001 годом возросло на 3,0 процента, частныхпредпринимателей - на 10,8 процента. В расчете на 10 тыс.наличного населения Крыма приходится 54 малых предприятия.
Поступления в местные бюджеты и бюджет Автономной РеспубликиКрым ( rb0039002-02 ) от деятельности малых предприятий возрослидо 18,0 процентов (1999 год - 9,8 процента, 2000 год -12,0 процентов, 2001 год - 15,5 процента).
За 2002 год в сводный бюджет Автономной Республики Крымпоступило 1241,1 млн грн (налогов и сборов - 977,3 млн грн,субвенции и дотации из утвержденного Государственного бюджетаУкраины ( 2905-14 ) - 263,8 млн грн), что на 9,0 процентов больше,чем за 2001 год. В бюджет Автономной Республики Крым( rb0039002-02 ) зачислено 563,9 млн грн, или 97,4 процента поотношению к контрольным показателям Министерства финансов Украины.
За 2002 год фиксированный рынок труда составил105,8 тыс. человек, что выше показателя 2001 года на17,2 процента.
На 1 января 2003 года число безработных, зарегистрированных вслужбе занятости, составило 42,1 тыс. человек, что на51,4 процента больше показателя предыдущего года. Число незанятыхграждан, претендующих на одно свободное рабочее место, возросло с11 до 14 человек. Уровень безработицы на 1 января 2003 годасоставил 3,5 процента (на 1 января 2002 года - 2,3 процента).
Задолженность по выплате заработной платы по состоянию на1 января 2003 года увеличилась по сравнению с 1 января 2002 годана 10,3 млн грн (на 14,8 процента) и составила 79,6 млн грн.Заработная плата работникам бюджетной сферы выплачиваласьсвоевременно и в полном объеме. Своевременно осуществлялась ивыплата пенсий.
1.2. Главные проблемы.
В сфере социальной защиты:
недостаток государственной помощи социально незащищеннымслоям населения для обеспечения им прожиточного минимума;
наличие задолженности по социальным выплатам;
наличие льгот, компенсаций и гарантий, которыепредоставляются без учета уровня доходов получателей.
В сфере здравоохранения:
недостаточные размеры бюджетных ассигнований на охрануздоровья населения;
слабая материально-техническая база, оснащенность
лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.
В сфере образования:
несогласованность сети учебных учреждений, в первую очередьдошкольного образования, с реальными потребностями населенныхпунктов и реальными бюджетными возможностями;
низкие темпы передачи ведомственных дошкольных учебныхучреждений в коммунальную собственность;
отсутствие автотранспорта в республиканских интернатныхучреждениях;
недостаточное выделение средств на оздоровление детей-сирот.
В сфере культуры:
недостаточные объемы финансирования культурной сферы;
не на должном уровне осуществляется сохранениеисторико-культурных ценностей, фондов музеев, заповедников ибиблиотек;
устаревшая материально-техническая база учреждений культуры;
несогласованность бюджетных назначений с сетью учрежденийкультурной сферы.
В топливно-энергетическом комплексе:
недостаточное обеспечение топливно-энергетическими ресурсами.
В промышленности:
неудовлетворительное финансовое состояние большинствапредприятий;
значительная экспортная зависимость наиболее крупныхпредприятий республики;
низкая эффективность использования основных фондов, особенноее активной части - оборудования;
отсутствие эффективного собственника и квалифицированногоменеджмента для работы в новых экономических условиях;
потеря внешних рынков.
В агропромышленном комплексе:
неразвитость рыночной и финансовой инфраструктуры отрасли;
снижение плодородия почв вследствие недостаточныхприродоохранных мелиоративных и агротехнических мероприятий вземлепользовании;
деформированное развитие социальной сферы села;
сезонное падение цен на сельскохозяйственную продукцию.
В инвестиционном комплексе:
рост объемов незавершенного строительства;
низкая платежеспособность заказчиков, и, как следствие,непогашение задолженности подрядчикам за ранее выполненныестроительно-монтажные работы;
низкие объемы жилищного строительства, неосуществлениереконструкции жилых домов первых массовых серий;
ликвидация и реструктуризация нерентабельных строительныхпредприятий и организаций;
отсутствие механизма государственной поддержки приоритетныхотраслей экономики.
В жилищно-коммунальном хозяйстве:
проблема неплатежей из-за низкой платежеспособностинаселения;
убыточность предприятий отрасли;
несоответствие действующих тарифов фактической стоимостиуслуг;
физическое старение основных фондов, отсутствие достаточныхкапиталовложений на их развитие;
снижение качества услуг из-за высокого уровня аварийностисетей;
неэффективное управление.
В курортно-туристической сфере:
сезонность большинства здравниц, что отрицательно сказываетсяна их финансовом состоянии;
правовая нестабильность;
сложность процедуры подтверждения собственности насанаторно-курортные учреждения иностранных государств, что такжеприводит к потерям бюджетов всех уровней;
наличие 98 объектов незавершенного строительствакурортно-туристической сферы, строительство которых не ведется;
значительные потери местных бюджетов от предоставляемыхльгот;
несовершенство взаимоотношений между учреждениями
санаторно-курортного комплекса и агропромышленного комплекса.
2. Цели и задачи Программы
Стратегическими целями социально-экономического развитияавтономии в текущем году являются:
преодоление спада в промышленности и агропромышленномкомплексе;
приведение структуры экономики в соответствие с ресурснымпотенциалом Крыма;
дальнейшее поэтапное повышение уровня жизни населенияАвтономной Республики Крым.
Основным механизмом решения социально-экономических проблемявляется поддержка реального сектора экономики как источниканаполнения доходной части бюджетов всех уровней и повышения уровняжизни населения.
Приоритетными отраслями экономики Автономной Республики Крымна 2003 год являются:
курортно-рекреационная сфера;
топливно-энергетический комплекс;
в промышленности: пищевая и химическая подотрасли,судостроение;
в агропромышленном комплексе: виноградарство, зерновое ирыбное хозяйство.
Для реализации стратегических целей предусматриваетсяследующее.
В области повышения социальных стандартов:
уменьшение напряженности на рынке труда, обеспечениепродуктивной занятости населения;
погашение задолженности по выплатам всех видов социальнойпомощи и по выплате заработной платы;
совершенствование механизма предоставления адресной помощисоциально незащищенным слоям населения.
В направлении развития человеческого потенциала:
расширение доступности получения качественного образования, втом числе на государственном языке;
увеличение объемов ввода в эксплуатацию жилья за счет всехисточников финансирования;
обеспечение в полном объеме гарантированной медицинскойпомощи населению;
развитие сети учреждений культуры;
приближение уровня предоставления отечественных
курортно-туристических услуг к международным стандартам.
В направлении создания благоприятных условий для дальнейшегосоциально-экономического роста:
развитие инфрастуктуры поддержки предпринимательства,совершенствование финансово-кредитной системы для поддержки малогопредпринимательства;
эффективное использование механизмов государственногорегулирования экономики;
создание инфраструктуры фондового рынка;
целевая поддержка приоритетных отраслей экономики.
В направлении эффективного функционирования реальногосектора:
освоение и выпуск импортозаменяющей продукции;
уменьшение количества убыточных предприятий;
совершенствование земельных отношений;
увеличение удельного веса продукции с высокой степеньюпереработки сельскохозяйственного сырья;
внедрение ресурсосберегающих технологий в промышленности иагропромышленном комплексе;
стимулирование процесса самоорганизации сельскохозяйственныхтоваропроизводителей и сельского населения.
3. Экспериментальная экономическая модель
Автономной Республики Крым
В 2003 году предусматривается начать разработкуэкспериментальной экономической модели путем подготовки иобоснования предложений о внесении изменений в действующиенормативно-правовые акты Украины по следующим направлениям:
3.1. Вопросы налоговой и бюджетной политики.
Основная цель предлагаемых изменений в налоговой и бюджетнойполитике - достижение сбалансированности и самодостаточностиместных бюджетов по доходам для покрытия своих расходныхобязательств.
Оптимизация налоговой системы.
С целью оптимизации налоговых полномочий предполагаетсянаделить Верховную Раду Автономной Республики Крым правомустанавливать налоги и льготы по их уплате, регулироватьсоответствующие полномочия местных органов.
Внедрение в Автономной Республике Крым дополнительных видовналогов, за исключением импортных и экспортных пошлин, открываетвозможности для автономии получить значительную часть своихдоходов путем основательного изменения налогообложения курортнойсферы, введения налога на недвижимость и других налогов и сборов.
Для составления реестра мини-пансионатов, мини-гостиниц ирегистрации их в качестве объектов курортно-рекреационногокомплекса устанавливаются в качестве эксперимента единыефиксированные ставки налогов на имущество субъектов независимо отформы собственности и вида хозяйственной деятельности.
Предоставление на государственном уровне льгот поналогообложению юридических и физических лиц, осуществляющиххозяйственную деятельность на территории Крыма, согласовывается сорганами власти и органами местного самоуправления АвтономнойРеспублики Крым.
Любые предприятия, являющиеся юридическими лицами иосуществляющие хозяйственную деятельность на территорииреспублики, являются плательщиками налогов и сборов соответственнов бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты.
Совершенствование бюджетного процесса.
В процессе формирования проекта бюджета Автономной РеспубликиКрым на предстоящий бюджетный период непосредственно Советминистров Автономной Республики Крым взаимодействует с КабинетомМинистров Украины по вопросам формирования положений и показателеймежбюджетных отношений государства и республики (объемовмежбюджетных трансфертов для бюджета республики и местных бюджетови др.).
Бюджетный процесс в республике организуется Министерствомфинансов Автономной Республики Крым. Министерство финансов несетответственность за составление расчетов к проектам бюджетов всехуровней и защищает по поручению Совета министров АвтономнойРеспублики Крым консолидированный бюджет республики в Министерствефинансов Украины.
В бюджетные полномочия Совета министров Автономной РеспубликиКрым включается внедрение методики расчета расходов местныхбюджетов, которая будет основываться на применении единогореспубликанского финансового норматива бюджетной обеспеченности.
При формировании объема трансфертов бюджету АвтономнойРеспублики Крым учитывается необходимость в финансовых ресурсах наосуществление залоговых закупок сельскохозяйственной продукции, атакже создание фонда для интервентных закупок на рынке химическойпродукции.
При распределении капитальных вложений, предусмотренных вбюджете развития Автономной Республики Крым, до 30 процентовсредств направляется на инновационные проекты выпускаконкурентоспособной продукции в приоритетных отрасляхпромышленности.
3.2. Урегулирование вопросов собственности.
С целью обеспечения эффективного управления объектамигосударственной собственности, расположенными на территорииавтономии, все решения по реструктуризации, приватизации,ликвидации и отчуждению таких объектов согласовываются с Советомминистров Автономной Республики Крым.
Принимается нормативно-правовой акт Украины, определяющийстатус имущества, принадлежащего Автономной Республики Крым, ирегулирующий вопросы владения, управления и распоряжения этимимуществом.
С целью завершения периода неопределенности в отношенииимущества, которое можно отнести к собственности бывших союзныхреспублик, Верховной Радой Украины рассматривается вопрос овнесении дополнений к соглашениям между Российской Федерацией иУкраиной, Республикой Беларусь и Украиной в части указания срока,после наступления которого прекращается процедура представления ирассмотрения документов, подтверждающих право собственности.
Полномочия по созданию субъектов предпринимательскойдеятельности на базе имущества предприятий бывшего союзногоподчинения, находящегося на территории Крыма, право собственностина которое до сих пор не подтверждено, передаются в установленномпорядке Фонду имущества Автономной Республики Крым.
3.3. Создание благоприятных условий для развитиявнешнеэкономической деятельности.
Предусматривается следующее.
Совершенствование специального режима инвестиционнойдеятельности:
распространить специальный режим инвестиционной деятельностина всю территорию Автономной Республики Крым;
передать Совету министров Автономной Республики Крымполномочия по утверждению перечня приоритетных видов деятельностина территориях приоритетного развития в Автономной Республике Крымбез согласования с Кабинетом Министров Украины, проводитьэкспертизу инвестиционных проектов исключительно нареспубликанском уровне.
Создание благоприятных условий для развития
внешнеэкономической деятельности:
предоставить Совету министров Автономной Республики Крымполномочия по регистрации представительств иностранных субъектовхозяйственной деятельности, выдаче разовых и индивидуальныхлицензий на экспорт (импорт), внешнеэкономических договоровнезависимо от их стоимости.
4. Основные направления социально-экономического
развития Автономной Республики Крым в 2003 году
4.1. Социальная сфера.
4.1.1. Денежные доходы населения и трудовые ресурсы.
Денежные доходы населения в прогнозируемом периоде составят4339,8 млн грн, что на 7,1 процента больше, чем в 2002 году. Ростобщей суммы денежных доходов будет обеспечен главным образом засчет роста средней заработной платы работников, занятых во всехотраслях экономики, исходя из увеличения минимальной заработнойплаты до 185 грн, а также повышения заработной платы работникамбюджетной сферы на 15 процентов.
Среднемесячная заработная плата работников, занятых вотраслях экономики, составит 412 грн, что выше уровня 2002 года на14,4 процента.
Формирование трудовых ресурсов и численности трудоспособногонаселения в 2003 году будет характеризоваться тенденцией к ростуза счет демографической волны, лиц, вступающих в трудоспособныйвозраст. По прогнозной оценке численность населениятрудоспособного возраста в 2003 году по сравнению с показателями2002 года увеличится на 1 тыс. человек и составит1220 тыс. человек.
Реализация мероприятий программ занятости населения на2003 год ( rb0137001-03 ) позволит ввести в действие4,1 тыс. рабочих мест, выплатить одноразовые годовые пособия1025 человекам для организации собственного дела, создать732 рабочих места за счет дотаций работодателям, трудоустроить насвободные и вновь созданные рабочие места 33,1 тыс. человек,обеспечить временной занятостью за счет организации общественныхработ около 8,0 тыс. человек, за счет сезонных работ -4,6 тыс. человек, предоставить возможность получить новуюпрофессию или повысить квалификацию 7,2 тыс. человек.
По прогнозной оценке в 2003 году численность работников,занятых во всех сферах экономической деятельности, составит779 тыс. человек, в том числе в отраслях экономики -596 тыс. человек. Численность зарегистрированных безработныхсоставит 45 тыс. человек. Уровень безработицы составит3,36 процента, в 2002 году - 3,5 процента.
4.1.2. Социальная защита населения.
Обеспечение в полном объеме социальных гарантий, определенныхгосударством, - основная задача в области социальной защиты в2003 году.
Углубление адресности социальной помощи, приоритетноеразвитие сети и структуры территориальных центров социальногообслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан,реализация льгот для ветеранов войны и инвалидов, выполнение вполном объеме мероприятий, предусмотренных социальнымипрограммами, выплата в полном объеме пенсий, пособий и стипендий -приоритетные направления деятельности в сфере социальной защиты.
Социальную поддержку получат 5 тыс. детей-инвалидов иинвалидов с детства, 9,5 тыс. семей - адресную государственнуюпомощь, 73,3 тыс. семей - субсидии на жилищно-коммунальные услуги,сжиженный газ, твердое топливо.
Планируется осуществить совершенствование механизмапредоставления жилищных субсидий населению путем упрощения порядкаоформления документов и выплаты субсидий.
В 2003 году планируется расширение сети интернатныхучреждений, укрепление их материально-технической базы.
Намечается осуществлять закупку твердого, жидкого топлива,путевок на оздоровление и лечение, других товаров и услуг дляобеспечения социально незащищенных слоев населения на конкурсной(тендерной) основе, на принципах конкурентности, прозрачности,эффективного и рационального использования государственных средствв соответствии с Постановлением Совета министров АвтономнойРеспублики Крым от 26 ноября 2002 года N 499 ( rb0499001-02 )"О Едином тендерном комитете".
Для улучшения социального обслуживания планируетсясовершенствование структуры территориальных центров социальногообслуживания путем расширения сети отделений социально-бытовой имедико-социальной реабилитации в Первомайском, Черноморском,Белогорском, Бахчисарайском и Раздольненском районах, а также сетиотделений реабилитации детей-инвалидов.
Будут выплачиваться в полном объеме и в установленные срокипенсии, пособия и другие социальные выплаты.
Пенсии будут назначаться исключительно на основании данныхвнедренного персонифицированного учета сведений в системеобщеобязательного государственного пенсионного страхования.
Для обеспечения своевременной выплаты пенсий в 2003 году вбюджете Пенсионного фонда запланировано 997,8 млн грн, или110,9 процента по отношению к 2002 году.
4.2. Гуманитарная сфера.
4.2.1. Здравоохранение.
Основными направлениями деятельности отрасли в 2003 годуявляются:
обеспечение доступности бесплатной качественной медицинскойпомощи населению, улучшение организации работы учрежденийздравоохранения путем развития сети и мощности стационаровдневного пребывания, организации выездной медико-консультативнойпомощи бригадами республиканских лечебных учреждений, расширениевидов диагностики;
внедрение механизмов оказания гарантированного уровнябесплатной медицинской помощи населению Крыма в соответствии снормативами и объемами финансирования учреждений здравоохраненияпутем внедрения стандартов оказания медицинской помощи населению;
расширение оказания первичной медицинской помощи на принципахсемейной медицины путем организации работы семейных врачей вСоветском, Черноморском, Ленинском и Белогорском районах;
повышение уровня квалификации врачей и младших медицинскихспециалистов; на последипломную подготовку будет направлено неменее 1,5 тыс. врачей и 2,5 тыс. младших медицинских специалистов;
оптимизация структуры здравоохранения;
определение приоритетов финансирования;
упорядочение предоставления платных услуг.
В 2003 году планируется проведение комплекса мер по снижениюматеринской, перинатальной и младенческой смертности. Будутукомплектованы 2 выездные реанимационные бригады дляноворожденных, что позволит снизить уровень младенческойсмертности до 11 промилле. Показатель охвата первичнымвакцинальным комплексом детей первого года жизни будет доведен до98 процентов.
Будет продолжена в пределах бюджетных ассигнований реализациямероприятий программ, утвержденных Кабинетом Министров Украины иВерховной Радой Автономной Республики Крым на 2003 год.
Выполнение комплекса программ позволит предотвратитьгрупповые и массовые инфекционные заболевания туберкулезом,СПИДом, дифтерией, кишечными инфекциями, улучшить медицинскоеобслуживание населения.
Сеть государственных аптек сохранится на уровне 2002 года(176 аптек).
Предусматривается обеспеченность больничными койками науровне 89,3 единицы на 10 тыс. населения, что соответствуетнормативной потребности, установленной Министерством охраныздоровья Украины. Мощность амбулаторно-поликлинических учрежденийсоставит 158,5 посещений в смену на 10 тыс. жителей, что вышеуровня 2002 года на 0,3 процента.
Предусматривается разработать и начать реализацию программымедицинского страхования населения республики после принятиягосударственной программы обязательного медицинского страхования.
4.2.2. Образование.
Основными направлениями работы отрасли на 2003 год являются:
модернизация общего среднего образования в условиях переходана новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения, развитиеединого образовательного пространства, обеспечение реальнойвзаимосвязи и преемственности дошкольного и начального среднегообразования;
создание условий для получения гражданами полного общегосреднего образования в соответствии с образовательнымипотребностями личности, ее индивидуальными способностями ивозможностями, реализации их права на изучение родного языка иобучения на нем в соответствии с законодательством Украины;
компьютеризация учреждений образования, принадлежащихАвтономной Республике Крым, обеспечение информатизации общегосреднего образования;
организация программно-методического обеспечения
учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных
заведениях, координация целевых направлений гуманитарного развития
общего среднего образования;
совершенствование сети общеобразовательных, дошкольных,внешкольных, специальных учреждений с учетом экономической,социальной, демографической ситуации и потребностей населения сцелью предоставления гражданам возможности выбора для своих детейтипа учреждения по языку обучения, формам и методам работы исодержанию образовательных услуг;
содействие созданию детских домов с целью устройствадетей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, социальнаязащита этой категории детей;
сохранение сети учреждений профессионально-технического ивысшего образования, реорганизация их инфраструктуры;
увеличение охвата детей школьного возраста внешкольнымобразованием и дальнейшее развитие инфраструктуры системывнешкольного образования;
содействие закреплению молодых специалистов, обеспечениюнормальных жилищно-бытовых условий педагогическим работникам,проживающим в сельской местности;
обеспечение аттестации, лицензирования и аккредитацииучреждений образования и контроля за выполнением ими лицензионныхусловий;
содействие в создании и укреплении материально-техническойбазы учреждений образования республиканской формы собственности;
организация и проведение республиканских конкурсных программ,фестивалей, смотров и праздников;
содействие усыновлению, установлению опеки (попечительства) ираспространению альтернативных форм воспитания детей-сирот, детей,оставшихся без попечения родителей, как наиболее приоритетногонаправления устройства данной категории детей;
развитие системы специального образования для обеспеченияохвата образованием детей с ограниченными психофизическимивозможностями;
организация подготовки и переподготовки кадров дляпреподавания на государственном и крымскотатарском языках.
В 2003 году предполагается ряд изменений в сети учрежденийобразования республики.
Количество дневных общеобразовательных школ и школ-интернатоввозрастет до 578 (в 2002 году - 575).
В г. Белогорске и Джанкойском районе будут открытыобщеобразовательная школа и школа-сад с крымскотатарским языкомобучения, в Кировском районе - школа 1-2 ступеней.
Увеличится сеть вечерних школ. Предполагается открытиевечерней школы в Советском районе.
Будет сохранена сеть внешкольных и спортивных учреждений.Планируется увеличение охвата детей кружковой и спортивной работойдо 68,6 тыс. чел. (в 2002 году - 67,1 тыс. чел.).
Расширяется сеть классов общеобразовательных школ, гдепреподавание ведется на украинском и крымскотатарском языках, чтоприведет к снижению средней наполняемости классов в республике с24,7 чел. до 23,9 чел.
Увеличится число учащихся в общеобразовательныхшколах-интернатах с 2495 чел. в 2002 году до 2687 чел. в2003 году, в частности в специальных школах и школах-интернатах -с 3466 чел. до 3847 чел., в группах продленного дня - с15,1 тыс. чел. до 16,8 тыс. чел., в детских домах - с 385 чел. до405 чел.
4.2.3. Культура.
Основными направлениями отрасли в 2003 году станут:
сохранение оптимального уровня обеспечения населениякультурно-досуговыми мероприятиями;
недопущение сокращения сети учреждений культуры и искусства;
создание необходимых условий для возрождения культур народов,проживающих в Крыму, а также возвращающихся депортированныхнародов;
улучшение условий сохранения историко-культурного наследия,модернизация и развитие существующих учреждений культуры, особеннов сельской местности.
За счет средств бюджета Автономной Республики Крым( rb0434002-03 ) предусматривается продолжение строительстваРеспубликанской библиотеки им. И. Франко, а также выполнениемероприятий по развитию музейного дела в Автономной РеспубликеКрым.
Будет продолжена в пределах бюджетных ассигнований,утвержденных на 2003 год, реализация мероприятий отраслевыхпрограмм.
4.3. Обустройство и социально-культурная адаптациядепортированных граждан.
Основными направлениями работы в 2003 году будут:
обеспечение мест компактного проживания депортированныхграждан сетями электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения сцелью завершения электрификации и доведения уровня обеспеченностиводопроводными сетями данных мест до 70 процентов;
окончание строительства многоквартирных жилых домов, начатогов 1993-1996 гг., с целью ввода в эксплуатацию 13632,3 кв. м жилья,что позволит улучшить жилищные условия более 1600 человек;
создание эффективного механизма учета оплаты коммунальныхплатежей и платежей за энергоносители в местах компактногопроживания ранее депортированных граждан;
передача в коммунальную собственность территориальных громадвсех объектов незавершенного строительства;
решение проблемы обеспечения земельными участкамидепортированных граждан;
осуществление компенсационных выплат за проезд и провозбагажа репатриантам в объеме 2,5 млн грн, что обеспечит погашениезадолженности последних лет примерно 5 тыс. семей репатриантов;
возмещение расходов за проживание в общежитиях, подвозпитьевой воды;
реализация национально-культурных и других мероприятий,направленных на сохранение и развитие национальных культур,традиций, промыслов и ремесел;
организация летнего отдыха и оздоровления детей измногодетных и малообеспеченных семей;
расширение сети учебных учреждений, прежде всего скрымскотатарским языком обучения, и учреждений охраны здоровья;
постоянное информирование через средства массовой информациио ходе выполнения мероприятий по обустройству репатриантов,возрождению и развитию их культуры, образованию, а также ихадаптации и интеграции в украинское общество.
Ожидается, что в 2003 году по Программе обустройства исоциально-культурного развития депортированных граждан,утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от10 января 2002 года N 29 ( 29-2002-п ), финансирование за счетсредств Государственного бюджета Украины ( 380-15 ) составит38,7 млн грн (35,0 млн грн - капитальные вложения), бюджетаАвтономной Республики Крым ( rb0434002-03 ) - 15,0 млн грн(10,5 млн грн - капитальные вложения).
Всего в 2003 году ожидается ввод в эксплуатацию 13632,3 кв. мжилья, 44,1 км линий электропередач, 115,4 км водопровода, 59,6 кмгазопровода, школ в пос. Сары-Баш (Первомайский район) на350 ученических мест, в г. Белогорске (массив Сары-Су) на510 ученических мест, в с. Заречное (Джанкойский район) на190 ученических мест, канализационного коллектора протяженностью1,2 км и дорог - 7,2 км.
На социально-культурные мероприятия в 2003 году изГосударственного бюджета Украины ( 380-15 ) будет выделено3,7 млн грн, из бюджета Автономной Республики Крым( rb0434002-03 ) - 4,5 млн грн.
За счет выделенных средств планируется оплатить обучение ввысших учебных заведениях более 600 студентов из малообеспеченныхсемей, будет оздоровлено в санаториях и базах отдыха 600 детей измногодетных, малообеспеченных семей.
4.4. Жилищно-коммунальное хозяйство.
Решение многих проблем отрасли предусмотрено в одобренныхосновных направлениях реформирования жилищно-коммунальногохозяйства Автономной Республики Крым на 2003-2005 годы и на периоддо 2010 года (Постановление Совета министров Автономной РеспубликиКрым от 11 февраля 2003 года N 70 ( rb0070001-03 )), а также впроекте Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйстваАвтономной Республики Крым на 2003-2005 годы и на период до2010 года.
В 2003 году планируется:
проведение инвентаризации задолженности и затрат предприятийжилищно-коммунального хозяйства;
разработка мероприятий по реструктуризации и ликвидациизадолженности жилищно-коммунальных услуг в соответствии сдействующим законодательством;
передача ведомственного жилья предприятий, организаций иучреждений в собственность и управление органам местногосамоуправления;
проведение работы по созданию жилищно-эксплуатационныхпредприятий частной формы собственности на конкурсной основе,обеспечение выполнения программных заданий по энергосбережению ипоэтапному оснащению жилищного фонда приборами учета потребленияводы и тепловой энергии;
организационная работа по созданию единого предприятия пооказанию услуг по тепло-, водоснабжению и водоотведению, чтопозволит сократить затраты на их предоставление и существенноулучшить финансово-экономические показатели.
Для формирования единой политики по содержанию жилищногофонда и его финансовому обеспечению, создания системы реальногоконтроля за техническим обслуживанием жилья планируетсяосуществить передачу 240 тыс. кв. м жилья из государственнойсобственности и имущества, принадлежащего Автономной РеспубликеКрым, в коммунальную собственность.
Создание объединений совладельцев многоквартирных домов ичастных жилищно-коммунальных предприятий, что позволит в границахединого комплекса недвижимого имущества повысить эффективностьзащиты прав совладельцев квартир, привести в соответствиестоимость и качество предоставляемых услуг.
В 2003 году предусмотрено:
создание 40 объединений совладельцев многоквартирных домов,общей площадью 100 тыс. кв. м;
провести на конкурсной основе отбор подрядчиков длятехнического обслуживания 400 тыс. кв. м жилья и проведениякапитальных ремонтов;