• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Об основных направлениях реформирования жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым на 2003-2005 годы и на период до 2010 года

Совет Министров Автономной Республики Крым | Постанова від 11.02.2003 № 70
Реквізити
  • Видавник: Совет Министров Автономной Республики Крым
  • Тип: Постанова
  • Дата: 11.02.2003
  • Номер: 70
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Совет Министров Автономной Республики Крым
  • Тип: Постанова
  • Дата: 11.02.2003
  • Номер: 70
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
СОВЕТА МИНИСТРОВ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Об основных направлениях
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Автономной Республики
Крым на 2003-2005 годы и
на период до 2010 года
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым, 2003 г., N 2, ст. 148 )
С целью активизации мер по выполнению Указа ПрезидентаУкраины от 19 октября 1999 года N 1351/99 ( 1351/99 )"Об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства",одобренной Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 февраля2002 года Программы реформирования и развитияжилищно-коммунального хозяйства на 2002-2005 годы и на периоддо 2010 года ( 139-2002-п ) и с учетом региональных особенностей иместной специфики функционирования жилищно-коммунального комплексаКрыма,
Совет министров
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить основные направления реформированияжилищно-коммунального хозяйства, изложенные в проекте Программыреформирования жилищно-коммунального хозяйства АвтономнойРеспублики Крым на 2003-2005 годы и на период до 2010 года(прилагается).
2. Поручить исполнительным комитетам городских советов ирайонным государственным администрациям в соответствии с основныминаправлениями проекта Программы реформированияжилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым на2003-2005 годы и на период до 2010 года в срок до 1 июня 2003 годаразработать и утвердить на сессиях городских и районных советовместные программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
3. Республиканскому комитету по жилищно-коммунальномухозяйству Автономной Республики Крым в двухмесячный срок послеутверждения государственной Программы реформированияжилищно-коммунального хозяйства ( 139-2002-п ) провестикорректировку проекта Программы реформированияжилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым на2003-2005 годы и на период до 2010 года для ее последующегопредставления в установленном порядке на утверждение ВерховнойРадой Автономной Республики Крым.
4. Контроль за выполнением данного Постановления возложить назаместителя Председателя Совета министров Автономной РеспубликиКрым Бабенко Г.А.
Председатель Совета министров
Автономной Республики Крым С.КУНИЦЫН
Министр Совета министров
Автономной Республики Крым О.УДОВИНА
г. Симферополь,
11 февраля 2003 г.
N 70
СОВЕТ МИНИСТРОВ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
НА 2003-2005 гг. И НА ПЕРИОД ДО 2010 г.
Основные направления
одобрены Постановлением
Совета министров
Автономной Республики Крым
11 февраля 2003 года N 70
г. Симферополь
Оглавление
Вступление
Раздел I. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства
1.1. Жилищное хозяйство
1.2. Коммунальное хозяйство
1.2.1. Водоснабжение и водоотведение
1.2.2. Коммунальная теплоэнергетика
1.2.3. Горэлектротранспорт
1.2.4. Объекты внешнего благоустройства
1.2.5. Санитарная очистка
Раздел II. Основные направления работы по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства
2.1. Совершенствование системы управления предприятиями иорганизациями жилищно-коммунального хозяйства
2.2. Углубление демонополизации жилищно-коммунальногохозяйства, создание конкурентной сферы и рынка услуг
2.3. Сокращение затрат и потерь энергоносителей вжилищно-коммунальном хозяйстве, проведение эффективнойэнергосберегающей политики
2.4. Совершенствование механизмов финансирования
жилищно-коммунального хозяйства
2.5. Усиление социальной политики
Раздел III. Этапы реализации Программы и ее
социально-экономические результаты
3.1. Первый этап (2003-2004 гг.)
3.2. Второй этап (2004-2005 гг.)
3.3. Третий этап (2006-2010 гг.)
3.4. Ожидаемые социально-экономические результаты реализацииПрограммы
Раздел IV. Организационное и информационное обеспечение
реализации программы
4.1. Заказчик Программы и контроль за ее реализацией
4.2. Организация реализации Программы
4.3. Информационное обеспечение
Раздел V. Приложения к Программе
1. Объемы передачи ведомственного жилищного фонда вкоммунальную собственность
2. Передача из республиканской в коммунальную собственностьобъектов водоснабжения и водоотведения
3. Мероприятия по совершенствованию системы управленияКГПП "Крымтроллейбус"
4. Создание объединений совладельцев многоквартирных домов(ОСМД)
5. Проведение конкурсных отборов подрядчиков для обслуживанияжилья
6. Объемы оснащения жилищного фонда приборами учета ипотребления тепловой энергии (подомовой учет)
7. Объемы оснащения жилищного фонда приборами учетапотребления воды (подомовой учет)
8. Объемы усиления тепловой защиты наружных ограждающихконструкций жилищного фонда
9. Объемы устройства систем автономного теплоснабженияжилищного фонда от локальных котельных с использованием модульногооборудования
10. Основные характеристики объектов коммунальнойинфраструктуры в городах и поселках АР Крым
11. Объемы финансирования строительства и реконструкцииобъектов жилищно-коммунального хозяйства из Государственногобюджета Украины
12. Объемы финансирования строительства и реконструкцииобъектов жилищно-коммунального хозяйства из бюджета АвтономнойРеспублики Крым и других источников
13. Основные направления работы по углублению демонополизациижилищно-коммунального хозяйства
Вступление
Жилищно-коммунальная отрасль Автономной Республики Крымявляется основой жизнеобеспечения населения и на этапереформирования экономики страны продолжает иметь государственноеуправление и регулирование.
Сложившаяся система жилищно-коммунального обеспеченияявляется неэффективной и затратной. Ее содержание в нынешнем виденепосильно ни для потребителей жилищно-коммунальных услуг, ни длябюджетной системы.
Общегосударственными директивами планировалось, что в течениекороткого периода будет завершен переход к бездотационномуфункционированию жилищно-коммунальной сферы. Однакосоциально-экономическая ситуация не позволила осуществить переходк покрытию стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средствпотребителей, включая население.
За последние годы в жилищно-коммунальном хозяйстве предельнообострилось множество проблем.
Крайне неудовлетворительным является финансовое состояниепредприятий, обусловленное постоянно растущей задолженностью заоказанные жилищно-коммунальные услуги.
Нерешенными остаются вопросы финансирования не толькоразвития, но и обновления, модернизации, содержания действующихмощностей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, городскогогорэлектротранспорта, инженерных сооружений и оборудованиявнешнего благоустройства городов и поселков.
Сдерживает развитие жилищно-коммунального хозяйстванесоответствие структур и систем управления предприятиями условияминтеграции в рыночную экономику.
Социальная зависимость предприятий и организацийжилищно-коммунального хозяйства, неудовлетворительное финансовоесостояние вследствие несоответствия уровня доходов населениястоимости производства жилищно-коммунальных услуг,неурегулированность системы льгот и порядок их финансированияобуславливают невозможность качественного жилищно-коммунальногообеспечения.
Сложившийся монополизм коммунальных предприятий,
неурегулированность правовых механизмов ответственности за
количество и качество услуг не позволяют эффективно защищать
интересы потребителей.
Реформирование правоотношений и форм собственности, в томчисле и на землю разбалансировало систему коммунальногообслуживания социальной сферы на селе.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса вотрасли и о межотраслевом характере назревших проблем, для решениякоторых требуются программно-целевые методы.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 февраля2002 года N 139 ( 139-2002-п ) одобрена Программа реформирования иразвития жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2005 годы и напериод до 2010 года.
Сложившееся положение дел в отрасли определяет необходимостьразработки Программы реформирования жилищно-коммунальногохозяйства Автономной Республики Крым на основе государственнойпрограммы ( 139-2002-п ), концепций государственной жилищнойполитики и развития жилищно-коммунального хозяйства Украины.
Раздел I
Анализ состояния жилищно-коммунального
хозяйства
1.1. Жилищное хозяйство
Жилищный фонд Автономной Республики Крым составляет37,3 млн кв. метров общей площади. В том числе 13,2 млн кв. метровв домах местных советов, 3,8 млн кв. метров в домах ведомств,17,7 млн кв. метров в домах частной собственности,2,6 млн кв. метров в домах коллективной и других формсобственности.
На протяжении последних пяти лет объемы капитального ремонтажилья сложились на уровне 8-12% от нормативных(рис. 1а ( rb070a001-03 )).
Дефицит средств на капремонт жилья объективно обусловилпредельно малые объемы работ по капитальному ремонту (замене)лифтов, замене изношенного газового оборудования (газовые плиты,газовые водонагреватели).
Прогнозный вариант роста потребных объемов замены лифтов игазового оборудования в жилищном фонде в период 2002-2005 годов(рис. 1, 2 ( rb070a001-03 )).
Практически прекращены работы по ремонту фасадов зданий сзаменой внешних конструктивных элементов (балконы, эркеры, лепныекарнизы и т.д.). В неудовлетворительном состоянии находятсявнутриквартальные дороги и объекты благоустройства. Полностьюпрекращены работы по комплексному капитальному ремонту базовыхжилых домов старой застройки с отселением жильцов, заменой несущихконструкций и повышением уровня благоустройства.
Из-за дефицита средств на капитальный ремонт в Крыму ничегоне предпринимается по увеличению теплостойкости ограждающихконструкций (новые требования СНиП) массовых серий жилых домовпостройки 1960-1980 годов, повышению их сейсмостойкости, усилениюнесущих конструктивных элементов и улучшениюархитектурно-планировочных решений.
Уровень обслуживания и содержания ведомственного жилья имееттенденцию к снижению (рис. 3 ( rb070a001-03 )).
Уровень оснащенности жилищного фонда приборами учета остаетсякрайне низким. Газовыми счетчиками оснащено 21% квартир,счетчиками тепла и воды соответственно 3,3% и 4,5%.
1.2. Коммунальное хозяйство
Коммунальное хозяйство городов и поселков АвтономнойРеспублики Крым представлено предприятиями трехуровневой системысобственности: республиканской, коммунальной и отдельных ведомствгосударственного подчинения.
Тепло и водоснабжение, водоотведение, содержание объектоввнешнего благоустройства, сбор и утилизация твердых бытовыхотходов, функционирование предприятий горэлектротранспорта вбольшинстве городов и поселков имеет свою сложившуюся специфику,что определяет особую роль и ответственность органов местногосамоуправления в разработке подходов к реализации концепцииреформирования жилищно-коммунального хозяйства.
1.2.1. Водоснабжение и водоотведение
Водоснабжение городов и поселков Крыма осуществляется изповерхностных и подземных источников, а также ряда каптажей.
Всего в Крыму 23 водохранилища общим объемом 402 млн. куб. м,из них 13 водохранилищ питьевого назначения объемом338 млн. куб. м.
Производственным объединением "Крымводоканал" эксплуатируется8 комплексов по водоочистке (ВОС) производительностью756 тыс. куб. м в сутки и 18 канализационных очистных сооружений(КОС) производительностью 565,4 тыс. куб. м в сутки.
Коммунальными предприятиями поселков эксплуатируется 103артскважины и 12 очистных сооружений канализации общейпроизводительностью 30,9 тыс. куб. м в сутки.
Водные ресурсы Крыма ограничены. Степень обеспечения питьевойводой в различных регионах составляет от 40 до 80%.
Среднегодовой объем забора воды коммунальными предприятиямидля питьевых целей из всех источников водоснабжения составляет210-235 млн. куб. м, в том числе 30% из подземных и 70% изповерхностных источников.
Основная часть производственных мощностей
водопроводно-канализационной системы построена в период
1960-1980 годов, имеет большой физический износ и требует
реконструкции. С перегрузом работают КОС в городах Симферополе,
Керчи, Алуште, Саках, Джанкое, Судаке, в поселках Кировское,
Коктебель, Ленино, Красногвардейское. Требуют реконструкции
Ялтинский тоннельный водовод и объекты водоснабжения курортной
зоны гор. Алушты.
При общей протяженности водопроводных сетей 4964 км и сетейканализации 2038 км с износом более 90% эксплуатируетсясоответственно 1867 и 711 км. С превышением сроков эксплуатации вработе находится более 70% насосного оборудования.
С отклонениями от требований ГОСТа 2874-82 "Вода питьевая" поотдельным параметрам эксплуатируются источники водоснабжения вгородах Евпатории, Керчи, Судаке, в поселках Черноморское,Раздольное, Первомайское, Багерово.
Разработанные программы строительства, реконструкции имодернизации объектов водоснабжения и водоотведения необеспечиваются реальным финансированием. За последние 7 лет объемыфинансовых инвестиций в них сокращены более чем в 15 раз.
1.2.2. Коммунальная теплоэнергетика
Теплоснабжение потребителей Крыма осуществляют 228коммунальных котельных установленной мощностью 2,5 тыс. Гкал/час.Протяженность тепловых сетей составляет 984 км.
Основные мощности коммунальной теплоэнергетики
сконцентрированы в арендном предприятии "Крымтеплокоммунэнерго", в
состав которого входит 8 филиалов. Котельными предприятия
отапливается 14 млн кв. метров жилья в 12 городах и 16 поселках
городского типа. На балансе АП "Крымтеплокоммунэнерго" находится
203 котельные установленной мощностью 2399 Гкал/час.
Из общего количества котельных 133 работают на природном газеи 70 на жидком топливе.
Протяженность эксплуатируемых тепловых сетей составляет876,8 км. Из них 42,1 км (4,8%) находятся в ветхом состоянии.Протяженность ветхих сетей за последние 3 года возрослав 2,8 раза. Ежегодно объединением осуществляется замена тепловыхсетей в объеме 10-12 км при потребности 20-25 км.
------------------------------------------------------------------------
Предприятия |Протяженность теплосетей в |Протяженность ветхих и
|2-х трудном исчислении (км)|аварийных теплосетей (км)
|---------------------------+--------------------------
| 1999 г. |2000 г. |2001 г. | 1999 г.| 2000 г.| 2001 г.
------------------------------------------------------------------------
АП "Крымтепло- 852,3 858,0 876,8 15,55 24,78 42,1
коммунэнерго"
всего
В том числе:
Симферополь 323,5 323,6 326,6 9,2 14,99 18,2
(головное
предприятие)
Алушта ТКЭ 69,5 72,7 86,2 0,26 0,26 3,4
Джанкой ТКЭ 70,6 70,6 70,6 0,69 0,3 1,7
Евпатория ТКЭ 111,1 109,7 109,7 2,6 2,9 3,8
Керчь ТКЭ 96,4 97,2 102,5 1,2 4,2 9,7
Раздольное ТКЭ 22,8 22,8 22,8 0,3 0,8 1,9
Феодосия ТКЭ 54,5 54,5 54,5 1,2 0,93 1,5
Ялта ТКЭ 103,9 103,9 103,9 0,1 0,4 1,9
1.2.3. Горэлектротранспорт
На балансе Крымского государственного производственногопредприятия "Крымтроллейбус" находится 34 тяговых подстанции,659 км контактной сети, 390 троллейбусов.
Техническое состояние подвижного состава требует обновления.Из общего числа пассажирских троллейбусов 94% имеютсверхнормативный срок эксплуатации.
Усредненный период эксплуатации троллейбуса в Крымусоставляет 19 лет, и он является самым "старым" в Украине.Из общей протяженности контактной сети более 40 км эксплуатируетсясо сверхнормативным износом. По этим причинам более 100 единицподвижного состава по существу выведены из процесса эксплуатации(рис. 4 ( rb070a001-03 )).
Исходя из сложившегося технического состояния подвижногосостава и контактной сети в течение 2002-2005 годов необходимоежегодно приобретать не менее 10 новых троллейбусов и осуществлятьзамену 25 км контактного провода.
Ранее принятые на государственном уровне директивы пообновлению подвижного состава горэлектротранспорта в Крымуостаются без позитивного решения. Финансовое состояниеКГПП "Крымтроллейбус" не позволяет решать вопросы приобретенияновых троллейбусов. Замена контактной сети ежегодно осуществляетсяв объеме 1,5 - 2,5 км.
Объемы бюджетной дотации по регулированию тарифов на проезд вгорэлектротранспорте планируются с существенным дефицитом.
Евпаторийское трамвайное управление имеет на своем балансе32 пассажирских вагона, 20 км рельсового пути и контактногопровода. Весь подвижной состав достиг сверхнормативного срокаэксплуатации, 80% протяженности трамвайного пути требует ремонта.Финансовое состояние управления не позволяет осуществлять заменуподвижного состава и ремонт пути в необходимых объемах.
1.2.4. Объекты внешнего благоустройства
Инфраструктура внешнего благоустройства городов и поселковАвтономной Республики Крым представлена 2,3 тыс. кмулично-дорожной сети с твердым покрытием, 160 мостами ипутепроводами, 13,7 тыс. га парков, скверов и зеленых зон,2 тыс. км сетей наружного освещения. На территории городов ипоселков оборудовано 83 действующих и закрытых кладбищ (основныехарактеристики объектов внешнего благоустройства приведеныв таблице Приложения 10).
Основная часть объектов внешнего благоустройства городов ипоселков находится в полном ведении органов местногосамоуправления за исключением участков магистральных дорог вграницах населенных пунктов, а также части зелено-парковых зонгородов Симферополя и Ялты, находящихся в республиканскойсобственности.
Содержание и ремонт объектов внешнего благоустройствафинансируется, как правило, по остаточному принципу и нуждается визменении существующей системы управления со стороны собственникови балансодержателей.
Неэффективное содержание улично-дорожной сети, как и прочихобъектов внешнего благоустройства обусловлено помимо ограниченныхфинансовых возможностей местных советов, нечетким разделениемответственности между собственником, заказчиком услуги повыполнению комплекса работ капитального и текущего характера иисполнителем этих работ. При этом собственник - местный совет,зачастую поручает выполнять обе функции заказчика и исполнителяодному подконтрольному органу - специализированному коммунальномупредприятию, либо управлению жилищно-коммунального хозяйства, чтос учетом административного фактора не способствует строгомувыполнению принципов договорных отношений.
Другая проблема, обострившаяся в последние годы, - резкоеснижение освещенности улиц городов и поселков, реальнаянеобходимость восстановления утраченных сетей, реконструкции имодернизации всего инженерного хозяйства предприятий наружногоосвещения с применением эффективного, надежного и неэнергоемкогооборудования.
1.2.5. Санитарная очистка населенных пунктов
Санитарная очистка населенных пунктов - показательэффективности местного самоуправления, "барометр" искомогокомпромисса бюджетных возможностей и стиля руководства ворганизации содержания территории населенных пунктов. Сбор, вывози обезвреживание бытовых отходов осуществляют 34 предприятияжилищно-коммунального хозяйства.
На протяжении последних лет для большей части городов ипоселков республики обострилась проблема реконструкции и закрытиядействующих полигонов и свалок твердых бытовых отходов и связи спревышением проектной емкости и сроков эксплуатации данныхобъектов.
Из 27 полигонов и свалок твердых бытовых отходов лишь 10эксплуатируются без превышения предусмотренных проектом сроков.
Несовершенен и нуждается в реорганизации и модернизации весьпроцесс сбора, утилизации и переработки отходов. В ряде городовобострились проблемы по недопущению загрязнения окружающей среды,водных ресурсов в местах захоронения отходов.
Одним из основных источников финансирования затрат в этомнаправлении является Республиканский фонд охраны окружающей среды,возможностей которого пока явно недостаточно для эффективногопродвижения по пути разрешения данной проблемы.
Раздел II
Основные направления работы по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства
Целью реформирования жилищно-коммунального хозяйстваавтономии является повышение эффективности и надежностифункционирования отраслевых систем жизнеобеспечения населения,улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональныхзатрат.
Для выполнения этой задачи необходимо обеспечить реализациюорганизационно-технических мероприятий по следующим направлениям:
совершенствование системы управления предприятиями иорганизациями жилищно-коммунального хозяйства;
углубление демонополизации жилищно-коммунального хозяйства,создание конкурентной среды и рынка услуг;
сокращение затрат и потерь энергоносителей вжилищно-коммунальном хозяйстве, проведение эффективнойэнергосберегающей политики;
совершенствование механизмов финансирования
жилищно-коммунального хозяйства;
усиление социальной политики.
2.1. Совершенствование системы управления предприятиями и
организациями жилищно-коммунального хозяйства
Сложившаяся система управления жилищно-коммунальнымхозяйством основана на разграничении функций, прав иответственности уровней и субъектов управления в соответствии сПостановлением Верховного Совета Крыма от 29 июня 1992 г. N 110-1( rb0110002-92 ) "О разграничении имущества государственной(Республики Крым) собственности и собственностиадминистративно-территориальных единиц (коммунальной)".
Успешное реформирование жилищно-коммунального хозяйства взначительной степени зависит от выбора эффективно действующейсистемы управления. Создание новых организационных форм управлениядолжно базироваться на действующем законодательстве и учитыватьинтересы потребителя, особенно населения, органов местногосамоуправления и предприятий ЖКХ.
Законодательная база системы управления жилищно-коммунальнымхозяйством определена в Конституции Украины ( 254к/96-ВР )(ст. 142, 143), Жилищном Кодексе Украины ( 5464-10 ) (раздел II,ст. 13-18, ст. 24, 25), Законе Украины "О местной государственнойадминистрации" ( 586-14 ) (ст. 15, 16, 18-20), Законе Украины"О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ) (ст. 17, 18,26-31, 60).
Законодательная база в процессе проведения реформы не можетне совершенствоваться, что инициативно определено КабинетомМинистров Украины, одобрившим государственную Программуреформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2003 годы ина период до 2010 года (Постановление N 139 ( 139-2002-п )от 14 февраля 2002 г.).
Основные направления работы по совершенствованию системыуправления определены на схеме N 1 ( rb070a001-03 ).
Преобразование системы управления жилищно-коммунальнымхозяйством города (поселка) целесообразно осуществить в течение2003-2004 годов на основании создания трехуровневой системы:
собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
заказчики жилищно-коммунальных услуг;
подрядные организации, обеспечивающие предоставлениежилищно-коммунальных услуг.
При формировании службы заказчика необходимо
руководствоваться следующими исходными положениями:
служба заказчика должна в максимальной степениориентироваться на удовлетворение нужд нанимателей и собственниковжилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг. Такаяориентация может быть достигнута выбором соответствующих правовыхорганизационных и финансовых механизмов.
Основными задачами службы заказчика являются:
выбор наилучшего подрядчика жилищных и коммунальных услуг;
заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками напредоставление жилищных и коммунальных услуг заданного качества,количества и оптимальной стоимости;
обеспечение системы контроля за предоставлением услуг иоплаты их по факту предоставления.
Необходимость проведения таких преобразований обусловленатем, что действующая система управления жилищно-коммунальнымхозяйством городов и поселков Крыма ориентирована наадминистративно-командный стиль работы, при котором невозможноэффективно использовать функции заказчика, производителя иисполнителя услуг. Такое положение дел в оказании первоочередныхуслуг, каковыми являются водоснабжение и водоотведение,теплоснабжение, содержание жилищного фонда с прилегающейтерриторией, перевозка пассажиров горэлектротранспортом нестимулирует улучшение качества их предоставления и повышенияответственности за конечный результат.
Не имея договорных отношений по схеме "заказчик-производительуслуг - исполнитель услуг", предприятия отрасли не несутсоответствующей ответственности в их оказании. В свою очередь,из-за отсутствия необходимых договорных отношений производителиуслуг не могут предъявить претензий к заказчикам и потребителямуслуг в связи с неплатежами за их оказание.
Следует учесть, что инфраструктура коммунального хозяйствагородов и поселков республики, система управления предприятиямиреспубликанской и коммунальной собственности, привлечения кпредоставлению услуг прочих субъектов в договорном порядкеспецифичны в каждом регионе, что логично предполагает определениеприоритетности действий в реализации задачи реформирования системыуправления коммунальным хозяйством именно местными органамисамоуправления.
Передачу из государственной (республиканской) в коммунальнуюсобственность объектов жилищно-коммунального хозяйствацелесообразно осуществить в течение 2003-2004 годов.
Такая необходимость обуславливается следующими
обстоятельствами.
В городе (поселке) необходимо сформировать единую политику вуровне содержания жилищного фонда и его финансового обеспечения, атакже создать систему реального контроля за техническимобслуживанием жилья. Практически это возможно осуществить толькопри ликвидации ведомственной разобщенности жилья с первоочереднымрешением вопросов по общежитиям. Задания по объемам передачиведомственного жилищного фонда в коммунальную собственностьопределены в Приложении 1.
Система управления объектами тепло-, водоснабжения иводоотведения, горэлектротранспортом не в полной мересоответствует законодательно установленной ответственности наисполнительные органы местных советов, определенной ЗакономУкраины "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ).В результате этого финансирование услуг из местных бюджетовосуществляется недостаточно, инвестиции на модернизацию,реконструкцию и развитие производственных фондов практически невыделяются.
Кроме того, вопросы эксплуатации жилищного фонда должнынаходится в тесной взаимосвязи с вопросами ресурсосбережения.Объективно, переход на реальные договорные отношения междузаказчиками услуг и тепло-, водоснабжающими предприятиями,жилищно-эксплуатационными организациями приведет к возникновениюразличных конфликтных ситуаций. В качестве арбитра в такихситуациях должен выступать собственник, и практически в полноймере это возможно осуществить после передачи объектов тепло-,водоснабжения в коммунальную собственность.
Сложившаяся система тепло-, водоснабжения и водоотведениянаселенных пунктов Крыма характеризуется следующими общимипризнаками:
использование в ходе технологического процесса сложнойинженерной инфрастуктуры, привязанной к конкретным территориям;
неразрывностью и последовательностью процессов производства;
невозможностью в большинстве случаев для потребителяотказаться от получения данных видов услуг;
невозможностью компенсации недопроизводства услуг в одинпериод за счет более интенсивного их производства в другой;
невозможностью гарантировать стабильное качество услуг;
тесной зависимостью организации производственного процесса,потребности в мощностях и конкретных решений от местных условий.
Предприятия тепло-, водоснабжения являются естественнымилокальными монополистами, и их деятельность подлежитрегулированию, а в последующем разукрупнению и акционированию.
Эффективность их регулирования должна основываться насистеме, состоящей из трех частей.
Первая часть - постановка целей деятельности коммунальныхпредприятий (формирование их производственной и инвестиционнойпрограммы).
Вторая - вопросы формирования и утверждения тарифов, каксредства финансового обеспечения данных программ.
Третья - мониторинг финансово-хозяйственной деятельностикоммунальных предприятий.
Система водоснабжения городов Крыма и структураПО "Крымводоканал" создавалась комплексно.
Большинство источников водоснабжения городов расположены натерриториях других районов. Для Ялты в Бахчисарайском районе, дляСимферополя - в Сакском, Бахчисарайском, Симферопольском районах,для Феодосии - в Кировском, для Евпатории - в Сакском районе.
Система теплоснабжения городов Крыма и структураАП "Крымтеплокоммунэнерго" также создана с учетом обеспеченияработы единого комплекса. То есть, централизованнаяремонтно-техническая база в гор. Симферополе. В республиканскомцентре расположены емкости по хранению мазута для обеспечения этимвидом топлива котельных городов Ялты, Алушты, Белогорска.Аналогичная система поставки мазута имеет место из Феодосии вСудак и Кировский район, а также из Джанкоя в Нижнегорский,Красногвардейский и Первомайский районы.
Предприятия АП "Крымтеплокоммунэнерго" территориальнообеспечивают предоставление услуг по нескольким городам и районам.Предприятие "Джанкойтеплокоммунэнерго" - гор. Джанкой,Красногвардейский, Нижнегорский и Первомайский районы,"Керчьтеплокоммунэнерго" - гор. Керчь, Ленинский район,"Феодосиятеплокоммунэнерго" - гор. Феодосию, Судак, Кировскийрайон.
При передаче объектов тепло-, водоснабжения в коммунальнуюсобственность необходимо учитывать реальность выполнения следующихусловий:
возможность на местном уровне осуществить финансовоеобеспечение мероприятий по разделению целостных комплексов тепло-,водоснабжения АП "Крымтеплокоммунэнерго" и ПО "Крымводоканал";
возможность на местном уровне осуществить регулированиедеятельности предприятий тепло-, водоснабжения и водоотведения,как локальных природных монополий;
возможность на местном уровне функционирования дееспособногооргана управления объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Учитывая территориальное размещение источников водоснабженияи взаимоувязанность систем водоснабжения городов и пригородныхнаселенных пунктов, представляется целесообразным передать вкоммунальную собственность только объекты и разводящие сети вграницах обслуживания городов и населенных пунктов. Источникиводоснабжения, магистральные водоводы, насосные станции оставить всобственности Автономной Республики Крым, возложив функциюобеспечения исходной подготовленной для употребления, водой напроизводственное объединение "Крымводоканал".
Такой подход является перспективным для органов местногосамоуправления, так как даст возможность в последующем местнойисполнительной власти выбирать поставщика услуг и по своейразводящей системе "доставлять" товар потребителю. Разделениетарифа на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению свыделением той его части, которая предусматривает отчисления наамортизацию сетей и частично плановые накопления явится основойэкономической состоятельности создаваемых специализированныхкоммунальных предприятий.
Передаче в коммунальную собственность предприятийПО "Крымводоканал" должна предшествовать их реструктуризация свыделением объектов:
имеющих общереспубликанское значение, не подлежащихприватизации и бесплатной передаче в коммунальную собственность, споследующим созданием на их базе предприятий и организаций,принадлежащих Автономной Республике Крым;
не подлежащих бесплатной передаче в коммунальнуюсобственность, в том числе непрофильных подразделений, несвязанных с основной технологической деятельностью предприятий, споследующей их приватизацией;
предназначенных для обслуживания объектов социальнойинфраструктуры и жилищного фонда, не подлежащих приватизации, споследующей передачей их в коммунальную собственность.
Задания по срокам передачи из республиканской в коммунальнуюсобственность объектов водоснабжения и водоотведения определены вПриложении 2.
Передача в коммунальную собственность целостногоимущественного комплекса, находящегося в пользованииАП "Крымтеплокоммунэнерго" по договору аренды, должнаосуществляться в соответствии с Законом Украины "О передачеобъектов права государственной и коммунальной собственности"( 147/98-ВР ) по согласованию с арендатором.
Учитывая данные обстоятельства, вопрос передачи вкоммунальную собственность объектов арендного предприятия"Крымтеплокоммунэнерго" целесообразно рассмотреть в 2009 годупосле завершения установленного договором срока действия аренды.
Схема совершенствования системы управления
КГПП "Крымтроллейбус" определяется выполнением следующих
мероприятий.
Реструктуризация КГПП "Крымтроллейбус" с выделением объектов:
предназначенных для создания двух самостоятельных предприятийв городах Симферополе и Ялте по обеспечению перевозокгорэлектротранспортом с последующей их передачей в коммунальнуюсобственность;
не подлежащих бесплатной передаче в коммунальнуюсобственность непрофильных подразделений с последующей ихприватизацией.
Нормативное закрепление на республиканском уровне рядацелевых программ по развитию инфраструктуры г. Симферополя дляосуществления городом статуса столицы Автономной Республики Крым,дает основание полагать, что процесс организации коммунальногопредприятия горэлектротранспорта "Симферопольтроллейбус" органичновпишется в одну из таких программ (например, программу развитияулично-дорожной сети, оптимизации грузо- и пассажирскихперевозок). Аналогично реализация комплексной государственнойПрограммы социально-экономического развития Большой Ялты можетобеспечить снижение нагрузки на городской бюджет на этапе созданиякоммунального предприятия "Ялтатроллейбус".
Каждый город определит тарифную политику пассажироперевозокгородским транспортом.
Междугородная горная троллейбусная трасса Симферополь-Ялта,имеющая государственное значение, требует принципиальноймодернизации подвижного состава, силового оборудования. Имеяпривлекательность, как объект вложения инвестиций дляосуществления бизнес-проектов, трасса со своей инфраструктуройдолжна быть выделена в отдельный имущественный комплекс, которыйцелесообразно передать в концессию, либо акционировать.
Задания по срокам реализации изменения системы управленияКГПП "Крымтроллейбус" определены в Приложении 3.
2.2. Углубление демонополизации жилищно-коммунального
хозяйства, создание конкурентной среды и рынка услуг
Основные направления работы по углублению демонополизациижилищно-коммунального хозяйства отражены на схеме 2(Приложение 13 ( rb070a001-03 )).
Создание объединений собственников квартир многоквартирныхжилых домов (ОСМД) в границах единого комплекса недвижимогоимущества (кондоминиума), является одним из наиболее эффективныхспособов защиты их прав, влияния на стоимость и качествопредоставляемых услуг. Реализация этого мероприятия позволяетобеспечить условия для привлечения дополнительных источниковфинансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Содействие на местном уровне становлению ОСМД в существующемжилищном фонде должно предусматривать:
упрощение и удешевление процедуры регистрации ОСМД;
возможность получения ОСМД дотаций из местных бюджетов напервый после его создания капитальный ремонт в зависимости отстепени износа жилищного фонда;
предоставление налоговых льгот в пределах компетенциипредставительных органов местного самоуправления;
безвозмездная передача в коллективную собственностьобъединенных встроенных и пристроенных к домам помещений,находящихся на балансе органов местного самоуправления.
Организация ОСМД в процессе строительства и приема-передачиведомственного жилья в коммунальную собственность должна статьпостоянной практикой работы органов местного самоуправления.
Выделение земельных участков в общую долевую собственностьчленов ОСМД может позволить привлечь за счет ее коммерческогоиспользования дополнительные источники финансирования работ пообслуживанию и ремонту жилья.
Урегулирование вопросов бухгалтерской отчетности иналогообложения ОСМД как некоммерческих организаций улучшитфинансовую ситуацию по обслуживанию жилищной недвижимости ипривлечет к этому процессу больше желающих стать его участниками.
Практическая работа по реализации данного мероприятия должнаосуществляться в соответствии с Законом Украины от 29 ноября2001 года N 2866-III ( 2866-14 ) "Об объединении совладельцевмногоквартирного дома".
Задания по созданию объединений совладельцев многоквартирныхдомов (ОСМД) определены в Приложении 4.
Демонополизация обслуживания жилищного фонда и формированиерынка коммунальных услуг является одной из главных целейреформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Формирование службы заказчика, как субъекта рыночныхотношений, является ключевым вопросом для реального развитияконкуренции в муниципальном жилищном и коммунальном хозяйстве.
Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущегообслуживания жилья и проведения капитальных ремонтов, содержание иразвитие объектов внешнего благоустройства, инженерного хозяйствапозволит повысить эффективность используемых финансовых ресурсов.
Задания по проведению конкурсных отборов подрядчиков дляобслуживания жилья определены в Приложении 5.
Организационные мероприятия по содействию на местном уровнестановлению ОСМД и проведению конкурсных отборов подрядчиков дляобслуживания жилья предлагается осуществить в течение 2002 года.
Для практической реализации этой задачи органам местногосамоуправления необходимо создать функциональные структуры повопросам жилищной реформы, функциями которых должно быть:
проведение разъяснительной работы среди физических июридических лиц по приватизации жилищного фонда, созданию ОСМД ивнедрению конкуренции в сфере обслуживания жилья;