• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Стосовно можливості здійснення управлінням фонду фінансування будівництва за рахунок власних грошових коштів

Державна комісія з регулювання ринків фінансових послуг України  | Лист від 13.10.2006 № 10250/07-12
Реквізити
  • Видавник: Державна комісія з регулювання ринків фінансових послуг України
  • Тип: Лист
  • Дата: 13.10.2006
  • Номер: 10250/07-12
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Державна комісія з регулювання ринків фінансових послуг України
  • Тип: Лист
  • Дата: 13.10.2006
  • Номер: 10250/07-12
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
РЫНКОВ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ УКРАИНЫ
П И С Ь М О
13.10.2006 N 10250/07-12
Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины рассмотрела обращение о возможности осуществления управителем фонда финансирования строительства за счет собственных денежных средств, которые не учитываются на счетах ФФС, деятельности по покупке и продаже ценных бумаг с использованием при этом услуг компаний - торговцев ценными бумагами, предоставленное письмом Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 13.09.2006 г. N 14/13363 и в пределах компетенции сообщает.
1. О вопросе возможности осуществления управителем фонда финансирования строительства за счет собственных денежных средств, которые не учитываются на счетах ФФС, деятельности по покупке и продаже ценных бумаг.
Пунктом 1 части первой статьи 1 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" (далее - Закон) определено финансовое учреждение как юридическое лицо, которое в соответствии с законом предоставляет одну или несколько финансовых услуг и внесено в соответствующий реестр в порядке, установленном законом, и исключительным видом деятельности которого является предоставление финансовых услуг.
Согласно пункту 6 части первой статьи 1 Закона к рынкам финансовых услуг относятся профессиональные услуги на рынках банковских услуг, страховых услуг, инвестиционных услуг, операций с ценными бумагами и других видах рынков, обеспечивающих обращение финансовых активов.
В свою очередь, Законом Украины "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью" определены общие принципы, правовые и организационные основы привлечения денежных средств физических и юридических лиц в управление в целях финансирования массового строительства жилья и особенности управления этими денежными средствами. В соответствии со статьей 2 данного закона управителем является финансовое учреждение, которое от своего имени действует в интересах учредителей управления имуществом и осуществляет управление привлеченными денежными средствами согласно законодательству.
В то же время в соответствии с пунктом 2.8 Положения об установлении ограничений на совмещение деятельности финансовых учреждений по предоставлению определенных видов финансовых услуг (далее - Положение), утвержденного распоряжением Госфинуслуг от 08.07.2004 г. N 1515, деятельность по управлению фондом финансирования строительства не может совмещаться с предоставлением каких-либо других финансовых услуг.
В отношении применения норм Положения в части возможности осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг за счет собственных денежных средств отмечаем.
Законодательством предусмотрено, что субъекты хозяйствования по собственному усмотрению свободно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, которое находится в их собственности (ст. 319 ГКУ, ст. 4 Закона Украины "О собственности". Вместе с тем Хозяйственный кодекс Украины из общего понятия хозяйственной деятельности отдельно выделяет предпринимательство, которое осуществляется для достижения экономических и социальных результатов и в целях получения прибыли.
При этом из определений "финансовая услуга" (операция с финансовыми активами, осуществляемая в целях получения прибыли) и "участники рынков финансовых услуг" (субъекты предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законом имеют право осуществлять деятельность по предоставлению финансовых услуг) следует, что предоставление финансовых услуг является предпринимательской деятельностью, которая регулируется законодательством в сфере финансовых услуг.
Таким образом, ограничения, установленные Положением, должны применяться к предоставлению финансовым учреждением определенных финансовых услуг как предпринимательской деятельности, являющейся профессиональной деятельностью финансовых учреждений, независимо от источников денежных средств, за счет которых эти услуги предоставляются.
2. Что касается деятельности по покупке и продаже ценных бумаг с использованием при этом услуг компаний - торговцев ценными бумагами, то, согласно информации, предоставленной Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, в данном случае юридическому лицу не нужно получать лицензию на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке (деятельности по торговле ценными бумагами). Эта деятельность не подпадает под регулирование Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, поскольку осуществляется через лицензированного торговца ценными бумагами в соответствии с требованиями части восьмой статьи 17 Закона Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке", которой определено, что не считается профессиональной деятельностью по торговле ценными бумагами, в частности, осуществление юридическими лицами на основании договоров комиссии или договоров поручения купли-продажи (обмена) ценных бумаг через торговца ценными бумагами, имеющего лицензию на осуществление брокерской деятельности, а также на основании договоров купли-продажи или мены, заключенных непосредственно с торговцем ценными бумагами.
Председатель В.Алешин