• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Правила ведення бухгалтерського обліку та звітності в установах банків СРСР

Держбанк СРСР | Правила, Положення, Вказівки від 30.09.1987 № 007
Реквізити
  • Видавник: Держбанк СРСР
  • Тип: Правила, Положення, Вказівки
  • Дата: 30.09.1987
  • Номер: 007
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Держбанк СРСР
  • Тип: Правила, Положення, Вказівки
  • Дата: 30.09.1987
  • Номер: 007
Документ підготовлено в системі iplex
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР
П Р А В И Л А
N 7 от 30.09.87
Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях банков СССР
С изменениями и дополнениями, внесенными письмами Государственного банка СССР от 22 августа 1990 года N 318 от 31 августа 1990 года N 320
Раздел I
Общие правила ведения бухгалтерского учета
Настоящие правила, разработанные совместно со специализированными банками СССР, определяют общий для всех банков СССР порядок ведения бухгалтерского учета, организации операционной работы, документооборота, внутрибанковского контроля и бухгалтерской отчетности в банках СССР. Специализированные банки СССР могут по согласованию с Госбанком СССР устанавливать особенности в документообороте и аналитическом учете отдельных операций.
Аналитический учет
1. Аналитический бухгалтерский учет в банках СССР ведется в лицевых счетах (карточках, книгах, журналах), открываемых по каждому виду учитываемых средств и ценностей, с указанием их назначения и владельца*.
____________
* Особенности ведения учета иностранных операций в учреждениях Внешэкономбанка СССР изложены в отдельных нормативных документах.
2. Все открываемые предприятиям, учреждениям и организациям счета и субсчета регистрируются в книге 0487006, которая ведется в разрезе балансовых счетов второго порядка. При регистрации в этой книге каждому клиенту присваивается порядковый номер, который затем используется для нумерации всех лицевых счетов, открываемых данному клиенту. Указания о порядке нумерации лицевых счетов приведены в приложении N 1.
Не подлежат регистрации в книге счета по доходам государственного бюджета, текущие субсчета и транзитные текущие счета профсоюзов, нумерация которых установлена в централизованном порядке.
В случае закрытия счета в книге проставляется дата закрытия. Номера закрытых расчетных и текущих счетов могут присваиваться новым клиентам по истечении двух лет после даты их закрытия.
Книга хранится у главного бухгалтера учреждения банка или его заместителя.
3. Лицевые счета клиентов печатаются на бланках установленных форм в двух экземплярах под копирку. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.
Лицевые счета клиентов по расчетным, текущим, ссудным и другим счетам печатаются на бланках 0407001, по финансированию капитальных вложений - на бланках 0407003, по бюджетным счетам (балансовые счета N 110 и 120) - на бланках 0407002, по лицевым счетам, выписки из которых клиентам не выдаются, - на бланках 0407001б.
В условиях обработки учетной информации на электронных и перфорационных вычислительных машинах лицевые счета составляются на гладкой бумаге применительно к действующим формам бланков. Записи в лицевых счетах делаются только на основании надлежаще оформленных расчетно-денежных документов. В лицевой счет заносятся сведения о дате операции, номере документа и номере корреспондирующего счета, условном цифровом обозначении вида операций, сумме операции, а также об общей сумме оборотов по дебету или кредиту за день и суммах входящего и исходящего остатка. Дата может указываться один раз при записи первой операции текущего дня. В случае, когда в лицевой счет записывается сумма, корреспондирующая одновременно с двумя и более счетами, номер корреспондирующего счета условно обозначается цифрами 99.
Условные цифровые обозначения (шифры), используемые для обозначения вида операции, приведены в приложении N 2.
4. Выписки из лицевых счетов, предназначенные для выдачи клиентам, оформляются штампом и подписью ответственного исполнителя учреждения банка. При выдаче клиенту выписки, составленной на нескольких листах, штампом учреждения банка и подписями должен быть заверен каждый лист выписки. В выписках из лицевых счетов не должно оставаться свободного места между последней записью, штампом и подписями.
Выписки из лицевых счетов при ведении их на ЭВМ никакими подписями и штампами банка не оформляются.
5. По суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету (приложение N 2).
На документах, прилагаемых к выпискам, должен проставляться штамп, которым оформляются выписки из лицевых счетов, а также календарный штемпель даты проводки документа по лицевому счету, если эта дата не совпадает с датой выписки документа. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ставится.
Не заверяются оттиском указанного штампа вторые экземпляры оплаченных расчетных документов, прилагаемые к выпискам из счетов клиентов, уже снабженные штампом либо гербовой печатью банка на ранней стадии их обработки, а также документы по приходным кассовым операциям.
6. Ответственный исполнитель (контролирующий работник), подписывая лицевой счет и выписку к нему, обязан убедиться в их полной идентичности, наличии необходимых приложений к выписке, а также правильности их оформления.
7. Выписки выдаются под расписку в лицевом счете лицам, имеющим право первой или второй подписи по данному счету, или их представителям по доверенности, оформленной в установленном порядке, а по заявлению клиента - через абонентские ящики.
8. Владелец счета обязан в течение 20 дней после вручения ему выписок письменно сообщить учреждению банка о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными. В необходимых случаях учреждения банка могут давать владельцам счетов, их вышестоящим организациям, финансовым и страховым органам устные справки об операциях и остатках по счетам.
Письменные справки выдаются только по письменным требованиям вышестоящих по отношению к владельцам счетов организаций, органов народного контроля, органов дознания и следствия, судебных и финансовых органов.
9. В случае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дубликат может быть выдан клиенту только с письменного разрешения руководителя учреждения банка или его заместителя по заявлению клиента, в котором он обязан указать причины утраты выписки, подписанному руководителем и главным бухгалтером предприятия, организации, учреждения. В титульной части дубликата делается надпись:
"Дубликат выписки за "___" _______________ 199_ г.".
Дубликаты выписок из лицевых счетов составляются на бланках лицевых счетов с защитной сеткой на клавишных вычислительных машинах. Если имеется техническая возможность, дубликаты выписок из лицевых счетов могут составляться на ЭВМ или получаться посредством ксерокопии.
Дубликат выписки подписывается ответственным исполнителем и главным бухгалтером или его заместителем, скрепляется оттиском гербовой печати банка и выдается представителю клиента под расписку на заявлении.
В титульной части лицевого счета, по которому составлен дубликат, делается надпись:
"___" _______________ 199_ г. Выдан дубликат выписки".
Эта надпись скрепляется подписями главного бухгалтера или его заместителя.
10. После выдачи или высылки выписок клиентам лицевые счета помещаются в архивную картотеку в возрастающем порядке их номеров. По окончании месяца они брошюруются в таком порядке в пачки по балансовым и внебалансовым счетам и помещаются в текущий архив не позднее 20 числа следующего месяца.
Синтетический учет
11. Материалами синтетического учета являются ежедневные балансы (сводки оборотов и остатков), кассовые и бухгалтерские журналы, сводные карточки, проверочные и оборотные ведомости.
Бухгалтерские балансы составляются всеми учреждениями банков, а журналы и сводные карточки составляются в учреждениях банков, бухгалтерский учет в которых ведется с применением клавишных и перфорационных вычислительных машин. Проверочные ведомости составляются на электронных и перфорационных вычислительных машинах.
12. Бухгалтерский журнал предназначен для регистрации всех операций, проведенных за день по балансу учреждения бака. В нем выводятся итоги оборотов по балансовым счетам.
Порядок составления бухгалтерских журналов на перфорационных и клавишных вычислительных машинах определен в Технических указаниях по эксплуатации этих машин.
В учреждениях банков с небольшим объемом операций по усмотрению его главного бухгалтера бухгалтерский журнал может составляться отдельным процессом от печатания лицевых счетов путем подсчета документов с выводом итогов по дебетовому обороту балансовых счетов. Обязательным условием ведения бухгалтерского журнала таким способом является его составление подсчета. В бухгалтерском журнале по каждому балансовому счету печатаются суммы мемориальных документов с указанием впереди них номеров корреспондирующих балансовых счетов первого порядка.
Итоги оборотов по каждому балансовому счету и общий итог оборотов, напечатанные в бухгалтерском журнале, сверяются с соответствующими итогами в сводке оборотов, которая составляется на последнем листе бухгалтерского журнала путем суммирования по данным сводных карточек итогов оборотов по всем балансовым счетам.
13. Кассовые журналы составляются раздельно по приходу и расходу кассы, с выведением частных итогов по корреспондирующим со счетом кассы балансовым счетам первого порядка и общего итога по журналу в целом.
Если учреждением банка составляется ведомость исполнения кассового плана с выведением частных итогов по статьям кассового плана и общих итогов по ведомости в целом, то указанная ведомость может быть использована в качестве кассового журнала.
14. Сводные карточки ведутся по счетам первого порядка. Если в оборотной ведомости (квартальной, годовой) обороты показываются по счетам второго порядка, то сводные карточки ведутся по счетам второго порядка.
15. В сводных карточках регистрируются итоги оборотов за день и итоги остатков лицевых счетов по каждому балансовому счету.
Сводные карточки заполняются на основании бухгалтерских журналов или ежедневных проверочных ведомостей.
По счетам, имеющим остатки как по активу, так и по пассиву, итоги остатков лицевых счетов записываются в сводных карточках развернуто в графах актива и пассива.
Для составления по сводным карточкам квартальных и годовых оборотных ведомостей в сводных карточках выводятся итоги оборотов за месяц и транспорт оборотов с начала года.
16. Ежедневный баланс составляется по данным сводных карточек в разрезе балансовых счетов первого порядка по следующей форме:
Баланс
на "___" _______________ 199_ г.
N счетовАктивПассив
Итого:
Подписи: Управляющий __________________
Главный бухгалтер _________________
В ежедневном балансе после остатков по балансовым счетам или на отдельном листе, прилагаемом к балансу, печатаются остатки по внебалансовым счетам на основании сводных карточек по ним.
На 1 число месяца баланс составляется по счетам второго порядка в двух экземплярах с выведением итогов по балансовым счетам первого порядка.
При ведении учета операций на электронных и перфорационных вычислительных машинах в качестве ежедневного баланса используется сводка оборотов и остатков по балансовым счетам.
17. Ежемесячно на первое число месяца по всем балансовым и внебалансовым счетам составляются проверочные ведомости остатков аналитического учета с указанием номеров лицевых счетов. Проверочные ведомости по балансовым счетам составляются в разрезе счетов второго порядка с выведением итогов по каждому из них.
По тем балансовым и внебалансовым счетам, по которым ведутся операционные журналы или сборные лицевые счета, проверочные ведомости остатков на 1 число составляются с указанием каждой частной открытой суммы и даты ее записи по счету.
В проверочных ведомостях по ссудным счетам данные лицевых счетов по каждому балансовому счету могут печататься с итогами по шифрам и символам отраслевой статистической отчетности. Эти ведомости составляются в двух экземплярах, из которых один является проверочной ведомостью по ссудным лицевым счетам, а другой служит отраслевой статистической отчетностью и отсылается в управление.
Проверочные ведомости не составляются по балансовым счетам, учитываемым в книгах, а также по счетам, на которых имеется только один лицевой счет. На первое число каждого месяца главный бухгалтер производит сверку аналитического учета с синтетическим по этим счетам и факт сверки удостоверяет своей подписью в сводных карточках.
Если материалами аналитического учета являются документы, хранящиеся в картотеках (авизо по МФО, срочные обязательства, платежные требования и т.п.), вместо составления проверочных ведомостей производится ежемесячная инвентаризация картотек этих документов.
Проверочные ведомости на 1 число каждого месяца подписываются ответственными исполнителями и главным бухгалтером.
18. Ежеквартально по данным сводных карточек составляется оборотная ведомость, которая содержит остатки на начало года, обороты с начала года и остатки на конец отчетного периода по балансовым счетам первого порядка и внебалансовым счетам. За четвертый квартал оборотная ведомость отдельно не составляется, так как соответствующие данные содержатся в годовом отчете.
Общие суммы оборотов, выведенные в оборотной ведомости по балансовым и внебалансовым счетам, должны быть сверены с соответствующими итогами оборотов за отчетный период, указанными в бухгалтерском журнале за последний день квартала нарастающим итогом с начала года.
До подписания оборотной ведомости и баланса на 1 число по счетам второго порядка главный бухгалтер обязан сверить этот баланс с проверочными ведомостями, составленными по данным аналитического учета, остатками лицевых счетов и другими материалами аналитического учета по тем балансовым счетам, по которым не составляются проверочные ведомости, остатками по книгам кладовой.
При обработке информации отделений банка на вычислительных центрах квартальные оборотные ведомости по каждому из таких отделений банка могут не выдаваться, поскольку оборотная ведомость составляется по управлению соответствующего банка в целом.
Порядок проверки материалов аналитического и синтетического учета
19. Проверка лицевых счетов производится ответственными исполнителями, которым поручено ведение этих счетов. При этом проверяется, все ли записи в лицевых счетах обоснованы соответствующими документами, прошедшими контроль со стороны полномочных работников банка и подписанными ими при оформлении операций, правильно ли перенесены в лицевые счета соответствующие реквизиты и суммы документов.
В материалах аналитического учета, ведущихся в операционных журналах или сборных (групповых) счетах, работником при списании суммы проставляется дата ее списания против записи о зачислении этой суммы на счет.
20. Проверка записей в лицевых счетах производится счетным методом. Кредитовые обороты по каждому лицевому счету сверяются с итогами лент подсчета документов, прилагаемых к выпискам из лицевых счетов. Дебетовые записи по лицевым счетам выверяются путем подсчета бухгалтерских документов дня в разрезе дебетованных балансовых счетов первого порядка и их итоги (с учетом кассовых оборотов) сопоставляются с дебетовыми оборотами в проверочных ведомостях и сводных карточках.
Кроме проверки записей оборотов в лицевых счетах проверяются входящие остатки и даты, на которые они были выведены, путем сопоставления их с этими же данными в проверочной ведомости за предыдущий день, а исходящие остатки - с проверочной ведомостью за данный день.
21. По мере проверки лицевых счетов, составленных на перфорационных вычислительных машинах, и сверки выведенных в них остатков и итогов оборотов с проверочными ведомостями ответственные исполнители проверенные итоги оборотов и остатков по балансовым счетам записывают в сводные карточки, сверяя исходящий остаток по сводной карточке с остатком, показанным в проверочной ведомости. В подтверждение произведенной проверки ответственный исполнитель ставит свою подпись в проверочной ведомости и сводной карточке.
В сводных карточках, ведущихся на клавишных вычислительных машинах, остатки балансовых счетов проверяются с подсчитанными в бухгалтерском журнале (лентах подсчета) итогами остатков лицевых счетов по соответствующему балансовому счету или с остатками операционного журнала либо сборного лицевого счета, и сводная карточка заверяется подписью ответственного исполнителя. Остатки в сводных карточках на 1 число (по счетам учета хозяйственного инвентаря, малоценных и быстроизнашивающихся предметов на день совершения операции) сверяются кроме того с итогами открытых сумм (т.е. сумм в операционных журналах и сборных лицевых счетах, против которых нет отметки о списании).
В лентах подсчета остатков лицевых счетов, являющихся основанием для заполнения ежедневных остатков в сводных карточках, а также в лентах подсчета открытых сумм в операционных журналах и в сборных (групповых) лицевых счетах на 1 число указываются номера балансовых и внебалансовых счетов, по которым подсчитаны остатки, и даты подсчета, а итоги в них заверяются подписью ответственного исполнителя. Эти ленты хранятся у ответственных исполнителей до составления квартальной оборотной ведомости и уничтожаются с разрешения главного бухгалтера.
22. После проверки лицевых счетов ответственный исполнитель передает проверочные ведомости (бухгалтерские журналы, составленные на КВМ), сводные карточки, а также лицевые счета, в которые вносились исправления, и документы, подтверждающие эти исправления, работнику, ответственному за сверку аналитического учета с синтетическим, который сличает итоги оборотов и остатков по балансовым счетам, выведенные в сводных карточках, с соответствующими данными сводки оборотов и остатков (бухгалтерских журналов), предварительно сопоставив общие итоги дебетовых и кредитовых оборотов в этой сводке с контрольной суммой оборотов за день, подсчитанной по итогам бухгалтерских журналов.
В процессе проверки этот работник вносит в сводку оборотов и остатков и в бухгалтерские журналы исправления, внесенные ответственными исполнителями при проверке записей в лицевых счетах, и подтверждает факт сверки своей подписью в проверочной ведомости под итогами остатков по каждому балансовому счету.
23. Работник, ответственный за сверку аналитического учета с синтетическим, после внесения исправлений возвращает ответственным исполнителям соответствующие лицевые счета и составляет справку об исправлениях, внесенных в сводку оборотов и остатков. Эта справка является основанием для изменения итогов оборотов, выведенных ИВС в контрольной ведомости оборотов, и хранится вместе с бухгалтерскими журналами.
Проверочные ведомости с внесенными в них исправлениями после окончания сверки аналитического учета с синтетическим передаются на ИВС для изъятия, замены или дополнительной пробивки соответствующих перфокарт.
24. Проверка записей в лицевых счетах по операциям, подлежащим дополнительному контролю, производится теми работниками, на которых возложен контроль этих операций.
25. Факт сверки показанных в сводной карточке оборотов с бухгалтерским журналом удостоверяется подписью работника, осуществляющего сверку аналитического учета с синтетическим, в соответствующей колонке сводной карточки.
Этим же работником подписывается проверенный бухгалтерский журнал либо сводка оборотов с выведенными в них общими итогами оборотов по всем балансовым счетам. В таком же порядке заверяются записи в сводных карточках по внебалансовым счетам, а также бухгалтерский журнал по этим счетам, сверенный с данными аналитического учета.
26. Если при проверке бухгалтерских журналов выявится отсутствие равенства итогов оборотов за день по дебетовой и кредитовой стороне, то выявляется причина расхождения и вносятся необходимые изменения на основе первичных документов (путем выверки оборотов по дебету и кредиту соответствующих счетов по документам).
27. Проверенные бухгалтерские журналы либо сводка оборотов по балансовым счетам, а также бухгалтерский журнал по внебалансовым счетам, подписанные работником, ответственным за сверку аналитического учета с синтетическим, передаются главному бухгалтеру в конце дня совершения операций или утром следующего дня. В бухгалтерских журналах по балансовым и внебалансовым счетам либо сводке оборотов по балансовым счетам за последний день месяца указываются итоги оборотов по счетам за месяц, подсчитанные по бухгалтерским журналам (сводкам оборотов) за все дни месяца и нарастающим итогом с начала года.
28. Баланс учреждения банка должен быть составлен, как правило, к началу следующего рабочего дня на основании сводных карточек. Правильность составления ежедневного баланса контролируется равенством итогов остатков по активу и пассиву, а правильность итога остатков по внебалансовым счетам - соответствием его итогу предыдущего баланса плюс итог оборотов прихода минус итог оборотов расхода по бухгалтерскому журналу за тот день, за который составляется баланс.
Баланс подписывается составившим его сотрудником и главным бухгалтером, а затем рассматривается и подписывается руководителем учреждения банка.
В заголовках бухгалтерских журналов и ежедневных балансов печатаются либо проставляются специальными штампами наименование этого документа и его дата.
Бухгалтерские и кассовые журналы и ежедневные балансы брошюруются по месяцам.
Руководители и главные бухгалтеры учреждений банков персонально отвечают за срыв обслуживания клиентуры, несвоевременное составление баланса и нарушения в организации документооборота, поэтому в случае отсутствия баланса к концу следующего дня или срыва обслуживания клиентуры в течение всего рабочего дня учреждение банка обязано по телеграфу доложить об этом, а также о принимаемых мерах по устранению допущенных нарушений вышестоящему учреждению банка.
Руководители республиканских банков в случае отсутствия баланса, неурегулированных расхождений в учете в течение трех дней или необеспечения обслуживания клиентуры обязаны доложить об этом Правлению банка СССР.
Исправление ошибочных записей в бухгалтерском учете операций и закрытие счетов
29. Ошибки в записях, выявленные в процессе печатания лицевых счетов на клавишных вычислительных машинах самими операторами (до вывода остатка), немедленно исправляются путем повторного набора неправильно отпечатанной суммы с нажатием клавиш "сторно". При этом в призначеных графах лицевого счета печатаются цифры 9 (шесть раз), являющиеся условным обозначением исправительной записи, сумма которой со знаком "сторно" исключает неправильно отпечатанную сумму в той же колонке. Затем производится в обычном порядке запись операции взамен сторнированной.
Перепечатывать лицевые счета и табуляграммы, составленные на клавишных или перфорационных вычислительных машинах, в связи с выявленными ошибками запрещается.
Ошибки в записях, выявленные ответственными исполнителями или контролерами при текущей, т.е. до заключения баланса, проверке лицевых счетов и операционных журналов, исправляются путем зачеркивания неправильно записанных сумм и надписания над ними правильных сумм чернилами или шариковой ручкой. В лицевых счетах, выписках из них, либо в операционных журналах рядом с исправленными суммами ответственный исполнитель (контролер) ставит свою подпись. Если запись подлежит аннулированию как ошибочная, то ответственный исполнитель (контролер) вычеркивает тонкой чертой всю запись и рядом с зачеркнутой суммой пишет: "Не считать", заверяя эту надпись своей подписью. Одновременно исправляются итоги оборотов и остатков в лицевых счетах и выписках из них, а также в проверочных ведомостях, бухгалтерских журналах. Исправления в лицевых счетах и выписках, произведенные ответственными исполнителями либо контролерами, проверяются главным бухгалтером или его заместителем, скрепляются их подписями, а в выписке, кроме того, оттиском гербовой печати учреждения банка.
Исправления сумм в ежедневных балансах, квартальных оборотных и месячных проверочных ведомостях заверяются подписью главного бухгалтера или его заместителя. Исправления в сводных карточках заверяются подписями ответственного исполнителя и работника, отвечающего за сверку аналитического учета с синтетическим. Исправления в бухгалтерских журналах заверяются подписью работника, ответственного за сверку данных учета. В лицевых счетах, составленных на ЭВМ, никаких исправлений не допускается.
Запрещается производить исправления путем подчисток и поправок сумм.
30. Ошибки в записях, выявленные после заключения бухгалтерского журнала и составления баланса, должны исправляться обратными записями по тем счетам, по которым сделаны неправильные записи (методом обратного сторно), на основании составляемых исправительных ордеров. Списание со счетов в таких случаях производится без согласия клиентов.
Исправительные ордера должны составляться в четырех экземплярах на бланках 0481008, из которых первый экземпляр служит ордером, второй и третий экземпляры являются уведомлениями для клиентов по дебетовой и кредитовой записям, а четвертый экземпляр остается в ордерной книжке. Книжка эта должна храниться у главного бухгалтера или его заместителя. Ордера нумеруются отдельными от других документов порядковыми номерами.
В тексте исправительного ордера должно быть указано, когда и по какому документу была допущена неправильная запись, а если она вызвана заявлением клиента, то делается ссылка на это заявление. При этом на обороте четвертого экземпляра ордера отмечается, по чьей вине допущена ошибочная запись, указывается должность и фамилия исполнителя, а также лица, проконтролировавшего неправильную запись. Заявления, послужившие основанием для составления исправительных ордеров, должны храниться в документах при ордерах.
В лицевом счете или операционном журнале против ошибочной записи, сумма которой была впоследствии сторнирована, обязательно должна быть сделана отметка "Сторнировано" с указанием даты исправительной записи и номера исправительного ордера. Отметка эта заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя (начальника отдела), подписавшего исправительный ордер.
Пользуясь копиями исправительных ордеров, оставшимися в книжке, главный бухгалтер ведет учет ошибок в работе сотрудников, изучает причины ошибок и принимает меры к улучшению работы.
31. В случаях, когда требуется перенести учет каких-либо операций с одного счета на другой счет либо в другое учреждение банка, то бухгалтерскими проводками перечисляется только остаток счета.
Заключительные обороты
32. Заключительными оборотами являются обороты по отдельным счетам и операциям, проводимые в новом году, но подлежащие учету как обороты истекшего года. При проведении заключительных оборотов по соответствующим счетам следует руководствоваться указаниями по Плану счетов бухгалтерского учета в банках СССР.
Предельный срок совершения заключительных оборотов устанавливается главным бухгалтером учреждения банка с таким расчетом, чтобы не задержать перечисление остатков централизованных счетов и высылку годового отчета банка в установленный срок.
33. Записи по заключительным оборотам на клавишных вычислительных машинах производятся в отдельных лицевых счетах на бланках тех же форм, что и по оборотам текущего года. В этих лицевых счетах выводятся итоги заключительных оборотов за день и их транспорт с 1 января без вывода остатков. Ежедневно итоги заключительных оборотов за день переносятся в лицевые счета текущего года без заполнения колонок "N документа" и "Корреспондентский счет" с условным обозначением вида операций цифрой "8". С учетом этих оборотов выводится окончательный остаток на следующий день в лицевом счете за текущий год.
Выписки из лицевых счетов по заключительным оборотам прикладываются к выпискам текущего года в качестве расшифровки итогов оборотов, относящихся к прошлому году.
По счетам внутрибанковского значения заключительные обороты могут записываться в лицевые счета истекшего года без отражения в лицевых счетах нового года. В таком же порядке в лицевых счетах истекшего года могут производиться записи заключительных оборотов по закрытию остатков транзитных счетов.
34. В течение периода с 1 января по день окончания заключительных оборотов ведутся отдельные бухгалтерские журналы по этим оборотам, в которых январь месяц обозначается числом "13". Журналы эти брошюруются по дням проводки вместе с журналами по операциям нового года. На документах по заключительным оборотам ставится штамп или делается надпись "По заключительным оборотам". Документы по заключительным оборотам подбираются в отдельную пачку, но брошюруются вместе с документами данного дня по операциям нового года.
Ежедневная сверка аналитического учета с синтетическим по оборотам производится раздельно по заключительным оборотам прошлого года и по оборотам текущего года, а остатки сверяются в обычном порядке.
Сводные карточки по тем балансовым счетам, по которым могут быть заключительные обороты, в январе месяце заполняются на бланках 0487008.
35. Порядок отражения операций по заключительным оборотам в бухгалтерском учете с применением электронных и перфорационных вычислительных машин изложен в Руководстве (технических указаниях) по эксплуатации этих машин.
36. До перечисления вышестоящему банку остатки по транзитным счетам сверяются с соответствующими организациями, которым выдаются выписки из этих счетов.
37. По окончании заключительных оборотов составляется оборотная ведомость по всем заключительным оборотам.
38. В управлениях банков полученные от отделений (агентств) остатки централизованных счетов зачисляются на отдельные транзитные лицевые счета, открываемые на тех же счетах баланса, на которых учитывались перечисляемые остатки. Остатки транзитных лицевых счетов в свернутом виде перечисляются вышестоящему банку в установленные им сроки.
Раздел II
Орагнизация операционной работы и документооборота в учреждениях банков
Построение учетно-операционного аппарата учреждений банков
39. Учетно-операционный аппарат учреждения банка включает в себя работников, занятых оформлением, контролем расчетно-денежных документов и отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета. Учетно-операционный аппарат возглавляется главным бухгалтером учреждения банка, действующим на основании Положения о главных бухгалтерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59.
40. Поскольку главный бухгалтер призван выполнять организаторские и контрольные функции, на него не могут возлагаться обязанности руководителей учреждения банка при временном их отсутствии, а также обязанности по непосредственному выполнению бухгалтерских операций.
41. Учетно-операционный аппарат учреждения банка работает по принципу ответственных исполнителей или операционных бригад. Конкретные обязанности работников учетно-операционного аппарата определяются главным бухгалтером учреждения банка.
42. В крупных учреждениях банков могут создаваться учетно-операционные отделы. Количество создаваемых отделов зависит от объема совершаемых операций и уровня их механизации.
43. Ответственными исполнителями считаются работники банка, которым поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по выполняемому кругу операций (ведение счетов бухгалтерского учета).
Ответственными исполнителями считаются также другие работники, на которых возложено выполнение операций, связанных с контролем, оформлением расчетно-денежных документов и отражением в учете банковских операций, включая операции по контролю МФО и эмиссионные операции.
44. В случае создания в учреждениях банков групп (участков, бригад) по отдельным участкам работы, работники таких групп (участков, бригад) специализируются на выполнении однотипных операций и являются ответственными исполнителями. Участок работы выделяется исходя из принятой в учреждении банка технологии документооборота, учета и контроля.
Операционные бригады могут организовываться также на таких участках, где преобладают операции, требующие дополнительного контроля, и в случаях, когда из-за отсутствия работников соответствующей квалификации работа не может быть организована по системе ответственных исполнителей. В последнем случае в состав операционной бригады входят, как правило, два-четыре операционных работника, которые оформляют документы по производимым операциям, и контролер, который обязательно проверяет документы и записи в лицевых счетах, выполненные операционными работниками бригады. Контролер операционной бригады может единолично оформлять отдельные операции.
45. За операционными работниками закрепляется ведение определенных счетов или же выполнение отдельных операций.
Распределение счетов между ответственными исполнителями производится, как правило, по номерам балансовых счетов первого или второго порядка, причем, с одним обязательным условием, что расчетный счет и все ссудные счета по краткосрочным кредитам одного хозоргана ведутся одним исполнителем.
46. Ведение учета картотек авизо по МФО, а также ведение учета операций по внутрибанковским счетам должно сосредоточиваться в специальных отделах или возлагаться на отдельных учетных работников.
47. В учреждении банка может создаваться машиносчетное бюро (МСБ), куда входят операторы, выполняющие на клавишных вычислительных машинах работу по отражению операций в аналитическом и синтетическом учете, составлению различных документов и отчетности.
Общее руководство работой машиносчетного бюро (МСБ) возлагается на главного бухгалтера учреждения банка или его заместителя.
Примерный распорядок работы МСБ приведен в приложении N 3.
48. Закрепление счетов за структурными частями учетно-операционного аппарата и отдельными исполнителями и последующее их перераспределение производится главным бухгалтером и оформляется записями в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов между учетно-операционными работниками учреждения банка (0487011).
В случае болезни работника, дела которого приняты другим лицом, в книге 0487011 делается соответствующая отметка.
При обнаружении тех или иных недостатков в книге делаются соответствующие записи об этих недостатках.
49. В каждом учреждении банка должны быть разработаны и утверждены должностные инструкции, копии которых передаются учетно-операционным работникам.
Соответствующие работники должны быть ознакомлены с законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих банка.
Организация рабочего дня и документооборота
50. Организация рабочего дня учетно-операционных работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление поступающих расчетно-денежных документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
В учреждениях банков устанавливаются следующие основные требования к организации рабочего дня и документооборота:
а) приему, оформлению и отражению по счетам бухгалтерского учета в тот же день подлежат все расчетно-денежные документы, поступившие в банк в течение первой половины рабочего дня (это время называется операционным днем). Расчетно-денежные документы, поступившие в банк по истечении времени операционного дня, проводятся по счетам клиентов, как правило, следующим рабочим днем. Конкретное время завершения операционного дня устанавливается руководителем учреждения банка, а при обработке информации на ЭВМ - по согласованию с руководством ВЦ.
Обязательной отсылке в банк плательщика в тот же день подлежат платежные требования, сданные в банк не позднее чем за 2 часа до окончания рабочего дня банка. Платежные требования, принятые на инкассо в последние 2 часа рабочего дня, могут отсылаться в банк плательщика на следующий день. При этом дата платежных требований не исправляется.
Прием расчетно-денежных документов от клиентов в течение операционного дня производится непосредственно учетно-операционными работниками или в централизованном порядке, через специальных работников во внеоперационное время документы сдаются в банк через специальные устройства (ящики), из которых документы вынимаются не реже одного раза в час. Документы, поступившие в банк, направляются внутренним порядком на обработку соответствующим учетно-операционным работникам. Если документы по какой-либо причине не могут быть приняты к исполнению, то об этом извещаются клиенты.
Для регулирования операционной нагрузки в каждом учреждении банка устанавливается график приема документов от основных клиентов, постоянно представляющих в банк значительное количество платежных документов.
Расчетные и кассовые операции частных лиц (вкладчиков, пенсионеров, граждан, сдающих различные взносы) производятся в течение операционного дня непосредственно ответственным исполнителем, выполняющим соответствующие операции;
б) оплата всех расчетно-денежных документов, включая по отчислениям в бюджет и выплате заработной платы, с расчетных и текущих счетов производится за счет средств на этих счетах с соблюдением календарной очередности поступления расчетных документов (наступления сроков платежей). Для удовлетворения имеющихся претензий к счету используются суммы поступлений на расчетный (текущий) счет в течение операционного дня (по документам, поступившим к работнику, ведущему счет плательщика);
в) передача информации с документов на ВЦ, ИВС производится равномерно в течение всего операционного дня и должна завершаться, как правило, за 2-3 часа до окончания рабочего дня. Руководители областных управлений банков по согласованию с ВЦ (ИВС) могут устанавливать более позднее время завершения передачи информации.
Для передачи информации на ВЦ (ИВС) в отделении банка производится раскладка документов по группам (пачкам) в соответствии с установленными макетами перфорации;
г) передача в МБС лицевых счетов и подлежащих отражению в них документов производится по мере обработки последнего документа по каждому балансовому и внебалансовому счету и завершается, как правило, в течение одного часа после окончания операционного дня.
Передаваемые в МСБ документы должны быть подобраны по балансовым счетам, а внутри них - в порядке восходящих номеров лицевых счетов. По каждому лицевому счету документы группируются для записи по кредиту и дебету отдельно;
д) расчетно-денежные документы, подлежащие отправке другим учреждениям банка по почте, подлежат сдаче предприятию связи в день совершения операции. При печатании авизо по МФО на ВЦ сдача их предприятию связи должна производиться не позднее дня поступления этих авизо в учреждение банка.
С учетом изложенного, в каждом учреждении банка устанавливается график документооборота, в котором указывается конкретное время (интервал) для расчетно-кассового обслуживания, объединений, предприятий, хозяйственных организаций и время прохождении документов по всем участкам их обработки. График документооборота утверждается руководителем учреждения банка.
Примерные указания по организации рабочего дня банка приведены в приложении N 4.
Внутрибанковский контроль
51. При приеме денежно-расчетных документов ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов (в случае отсутствия - проставляются работниками банка), соответствуют ли печать и подписи распорядителя счетов заявленным банку образцам. После этого документ заверяется подписью ответственного исполнителя (пункт в редакции от 31 августа 1990 года).
52. По указанным ниже счетам и операциям должны быть проверены и подписаны контролирующим работником:
а) расчетно-денежные документы:
- при выдаче лимитированных и нелимитированных чековых книжек и справок и акцепте платежных поручений. В подтверждение произведенной проверки подписываются заявления или поручения клиентов по этим операциям, а также надписи на выдаваемых чековых книжках и справках и акцептуемых поручениях. В таком же порядке проверяются операции по оформлению дополнительного лимита по лимитированным чековым книжкам и справкам;
- по операциям, производимым без поручений (требований) клиентов или распоряжений по кредитным операциям, предусмотренным инструкциями по расчетам и кредитованию, в частности, ордера по списанию суммы пени, не взысканной одновременно с основным платежом; ордера по перечислениям с субсчетов, кроме субсчетов по профвзносам и соцстраху; ордера по переадресовке и возврату сумм, авизованных по МФО;
- на высылку дубликатов авизо по межфилиальным оборотам и повторных дубликатов авизо по МФО;
- по счету "Расходы по выплате пенсий и пособий колхозникам" (подпункт в редакции от 31 августа 1990 года);
б) расчетно-денежные документы и записи в аналитическом учете:
- по счетам вкладов граждан и военнослужащих;
- по взысканию с клиентов штрафов за нарушение правил совершения расчетных операций;
- по счетам драгоценных металлов; основных средств банка, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; расчетов с хозрасчетными предприятиями банка; дебиторов и кредиторов банка (только по дебету); сумм, перечисленных по МФО, до выяснения; хозяйственных материалов; расходов будущих периодов; операционных и разных доходов и расходов; расходов на содержание аппарата управления банка; не квитующихся сумм по МФО; по внебалансовым счетам марок государственной пошлины, разных ценностей и документов (в части списания ценностей) и бланков строгой отчетности;
- операциям по текущим субсчетам и транзитным счетам Советского фонда мира, Советского фонда культуры и других общественных фондов, а также счетам по разницам в ценах на продукцию;
- по текущим счетам уполномоченных;
- по лицевым счетам выплат по пенсиям и счетам государственного бюджета в случаях, предусмотренных инструкцией Госбанка СССР по кассовому исполнению Государственного бюджета СССР;
- по ссудным счетам индивидуальных заемщиков;
- по другим счетам и операциям по отдельным решениям Банков СССР.
53. Ордера по счетам фондов банка, иностранных операций, драгоценных металлов, подкреплений и излишков касс в пути, прибылей и убытков, по внебалансовому счету долгов, списанных в убыток, а также ордера на закрытие расчетных, текущих, бюджетных счетов и ордера и авизо по закрытию счетов по МФО, ордера по исправлению допущенных ошибок в бухгалтерском учете должны иметь контрольную подпись главного бухгалтера или его заместителя.
Ордера по иностранным операциям в учреждениях банка, где имеются отделы иностранных операций, подписываются контрольной подписью начальников этих отделов.
Ордера на прием и отсылку денег и других ценностей, хранящихся в кладовой, и ордера по операциям с резервными фондами должны быть подписаны, кроме исполнителей и главного бухгалтера, также руководителем учреждения банка и заведующим кассой.
Сводные ордера, составляемые в управлении (республиканском банке) Госбанка СССР на перечисление в конце дня по МФО сумм выпуска и изъятия денег из обращения, подписываются бухгалтерским работником, ведущим учет эмиссионных операций, начальником отдела (управления) денежного обращения и главным бухгалтером.
54. По операциям, связанным с перечислением средств в другие учреждения банка для отнесения на счета, указанные в п. 52 и 53, авизо по МФО подписываются также соответствующим контролирующим работником.
55. При совершении безналичных банковских операций должны соблюдаться основные правила документооборота и контроля, изложенные в настоящем разделе.
Ответственный исполнитель, ведущий дебетуемый счет, принимает документ к проводу после проверки правильности оформления документа, в т.ч. соответствия подписей и оттиска печати распорядителей счетом заявленным образцам и возможности списания его суммы со счета. В удостоверение этой проверки ответственный исполнитель подписывает документ и его копию (копии), предварительно убедившись в их тождестве.
При перечислении средств с одного счета на другой в том же учреждении банка по операциям и счетам, не требующим дополнительного контроля, ответственный исполнитель первые экземпляры документов передает в отдел (группу) контроля или подкладывает к соответствующим лицевым счетам плательщиков, а вторые экземпляры передает ответственному исполнителю, ведущему кредитуемый счет.
Работник, ведущий кредитуемый счет, проверяет наличие и подлинность подписи ответственного исполнителя, ведущего дебетуемый счет, на полученной им копии документа или на отрезной части копии сводного документа и, убедившись в правильности оформления операции, подбирает полученные копии по номерам лицевых счетов и хранит их до получения разработок от ВЦ, ИВС или подкладывает полученные копии к кредитованному лицевому счету для совершения записей в МСБ. Копии документов в последующем прилагаются к выпискам из лицевых счетов.
56. В тех случаях, когда операции по счетам подлежат дополнительному контролю, ответственный исполнитель, оформивший своей подписью документы по безналичному перечислению средств с одного счета на другой, передает оба экземпляра документов контролеру.
Контролер проверяет правильность оформления операции, убеждается в полном соответствии между собой первого и второго экземпляров документа, подписывает их и первый экземпляр направляет на обработку по отражению операций по дебету, а второй экземпляр - ответственному исполнителю, ведущему кредитуемый лицевой счет.
57. Кассовые расходные операции, выполняемые ответственными исполнителями, контролируются централизованно контролером, рабочее место которого размещается по возможности в непосредственной близости от кассы. Этот контролер ведет кассовый журнал по расходу. Контроль расходных операций должен быть организован так, чтобы была исключена возможность:
а) оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;
б) поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих операционных работников и контролера банка;
- внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.
58. Кассовый журнал по расходу может составляться на бланках 0482054 или 0482056 в одном или двух экземплярах соответственно.
При ведении учета на клавишных вычислительных машинах копии кассового расходного журнала разрезаются на ленты, подписываются контролером по кассовым расходным операциям и используются для записи в лицевые счета.
По усмотрению руководителя учреждения банка допускается (при ведении учета в МСБ) устанавливать порядок заполнения к каждому денежному чеку ремарок с указанием номера счета, с которого оплачивается чек, номера чека и его суммы. Заполненные ремарки проверяются ответственным исполнителем и заверяются его подписью. При составлении ремарок кассовый журнал по расходу ведется на бланках 0482054 в одном экземпляре.
При ведении бухгалтерского учета с применением ЭВМ или ПВМ для передачи информации на обработку направляются отдельные листы кассового журнала по расходу по мере их заполнения либо, при незначительном объеме операций, одновременно все листы кассового журнала после сверки оборотов с кассой.
59. Порядок направления контролером кассовых расходных документов в кассу для оплаты - под расписку кассира в разносной книге или кассовом журнале - устанавливается главным бухгалтером учреждения банка. Разносная книга ведется по следующей форме:
Номер чека или
ордера
СуммаПодпись
контролера
Расписка кассира в
приеме чека или
ордера
Дата указывается в начале записей за день.
Если кассовый журнал по расходу ведется в двух экземплярах под копирку, то расходные документы можно передавать в кассу под расписку кассира на первом экземпляре журнала. При таком порядке передачи расходных документов в кассу второй экземпляр кассового журнала остается у контролирующего работника, который проверяет, не внесено ли каких-либо исправлений и дописок в первый экземпляр.
Если рабочее место лица, контролирующего кассовые расходные операции, находится рядом с кассой либо соединено с кассой предохраненным от доступа извне транспортным устройством, то по усмотрению руководителя учреждения банка может быть установлен порядок передачи кассовых расходных документов контролером кассиру без его расписки.
60. Документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу, за исключением взносов во вклады граждан, которые записываются в лицевые счета вкладчиков до приема денег.
Приходный кассовый документ, принятый или составленный ответственным исполнителем, подписывается им, заносится в кассовый журнал (0482054), составляемый на клавишной вычислительной машине, и передается в кассу вместе с выписанной квитанцией за подписью ответственного исполнителя. При приеме денег от работников банка для зачисления на счета внутрибанковского значения приходный кассовый ордер выписывается в двух экземплярах, из которых один заменяет квитанцию.
Получив обратно из кассы ордер из комплекта бланков 0402001 с подписью кассира, свидетельствующей о приеме им денег, ответственный исполнитель проверяет подлинность подписи кассира на ордере по ее образцу и делает в кассовом журнале условную отметку о возврате этого документа, после чего передает его на обработку по отражению операции в бухгалтерском учете или подкладывает к соответствующему лицевому счету.
Кассовый журнал по приходу кассы можно вести централизованно.
Суммы государственных доходов и платежей по обязательному окладному страхованию, поступающие наличными деньгами, могут записываться в кассовый журнал на основании сводного приходного кассового ордера (ленты подсчета документов), составляемого в конце дня ответственным исполнителем на основании оставленных им у себя уведомлений первичных кассовых документов.
61. Кассовый журнал по приходу по операциям вечерней кассы разрешается составлять на листе бумаги на счетной машине в двух экземплярах с выведением частных итогов по лицевым счетам и общего итога по журналу с тем, чтобы записи в лицевые счета производить итоговыми суммами. Вторые экземпляры журнала, разрезанного на ленты, после проверки записей в лицевые счета прилагаются вместе с ордерами к объявлениям о взносе денег в вечернюю кассу к выпискам из лицевых счетов. правильность заполнения этих ордеров проверяется бухгалтером-контролером вечерней кассы, а при применении кассовых аппаратов - ответственными исполнителями утром следующего дня. Факт этой проверки удостоверяется подписью бухгалтера-контролера или ответственного исполнителя на ордере к объявлению 0402001 или уведомления к объявлению 0402002.
62. Проверка наличия на расчетно-денежных документах соответствующих подписей работников банка, уполномоченных осуществлять те или иные операции, а также правомерности исправления номеров счетов клиентов на расчетно-денежных документах возлагается на работников, занятых передачей документов (информации) на ВЦ (ИВС). В учреждениях банков, учет которых механизирован на клавишных вычислительных машинах, эта проверка возлагается на старшего по должности работника приказом руководителя учреждения банка. Для выполнения указанной проверки составляются перечни операций, подлежащих дополнительному контролю со стороны должностных лиц банка, а также возможных изменений номеров счетов клиентов, которые могут вноситься в расчетно-денежные документы работниками банка. Перечни, а также образцы подписей работников банка, выполняющих контрольные функции, должны находиться у работников, осуществляющих указанный контроль.