• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

О Стратегии развития промышленного комплекса Автономной Республики Крым до 2015 года

Совет Министров Автономной Республики Крым | Постанова від 24.07.2007 № 467
Реквізити
  • Видавник: Совет Министров Автономной Республики Крым
  • Тип: Постанова
  • Дата: 24.07.2007
  • Номер: 467
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Совет Министров Автономной Республики Крым
  • Тип: Постанова
  • Дата: 24.07.2007
  • Номер: 467
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
СОВЕТА МИНИСТРОВ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Стратегии развития промышленного комплекса
Автономной Республики Крым до 2015 года
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2007, N 8, ст. 774 )
В соответствии с частью 2 статьи 38 Конституции АвтономнойРеспублики Крым ( rb239k002-98 ), в целях обеспечения реализациигосударственной промышленной политики и формирования единыхподходов в развитии приоритетных отраслей промышленного комплексав Автономной Республике Крым
Совет министров
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Стратегию развития промышленного комплекса вАвтономной Республике Крым до 2015 года (прилагается).
2. В рамках реализации Стратегии развития промышленногокомплекса в Автономной Республике Крым до 2015 года министерствами республиканским комитетам Автономной Республики Крым,исполнительным комитетам городских советов, районнымгосударственным администрациям в Автономной Республике Крым до1 августа 2007 года представить Министерству промышленнойполитики, транспорта, связи и топливно-энергетического комплексаАвтономной Республики Крым предложения в проект Программы развитияпромышленного комплекса до 2011 года.
3. Министерству промышленной политики, транспорта, связи итопливно-энергетического комплекса Автономной Республики Крым:
3.1. До 1 августа 2007 года подготовить обращение вМинистерство промышленной политики Украины, Фонд государственногоимущества Украины и Министерство обороны Украины в части полученияпредложений в проект Программы развития промышленного комплексаАвтономной Республики Крым до 2011 года по предприятиямгосударственной формы собственности, расположенных на территорииАвтономной Республики Крым.
3.2. До 1 ноября 2007 года разработать с учетомпредставленных предложений проект Программы развития промышленногокомплекса Автономной Республики Крым до 2011 года и представить наодобрение Советом министров Автономной Республики Крым.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложитьна Первого заместителя Председателя Совета министров АвтономнойРеспублики Крым Абдуллаева А.Р.
Председатель Совета министров
Автономной Республики Крым В.ПЛАКИДА
Заместитель Председателя
Совета министров
Автономной Республики Крым Н.КОЛИСНИЧЕНКО
г. Симферополь,
24 июля 2007 года
N 467
Приложение
к постановлению Совета министров
Автономной Республики Крым
от 24 июля 2007 года N 467
СТРАТЕГИЯ
развития промышленного комплекса
в Автономной Республике Крым до 2015 года
Введение
Стратегия развития промышленного комплекса АвтономнойРеспублики Крым до 2015 года (далее - Стратегия) разработана всоответствии с Конституцией Автономной Республики Крым( rb239k002-98 ), Законом Украины "О государственномпрогнозировании и разработке программ экономического и социальногоразвития Украины" ( 1602-14 ), Государственной программой развитияпромышленности на 2003-2011 годы, одобренной постановлениемКабинета Министров Украины от 28.07.03 N 1174 ( 1174-2003-п ),Стратегией экономического и социального развития Украины "Путемевропейской интеграции" на 2004-2015 годы, одобренной УказомПрезидента Украины от 28.04.04 N 493 ( 493/2004 ).
В основу Стратегии положен анализ промышленности республики с2003 года с учетом изменений, которые произошли в республике запоследние годы. Необходимость разработки Стратегии определяетсятем, что в 2007 году завершается второй этап Государственнойпрограммы развития промышленности на 2003-2011 годы( 1174-2003-п ), окончанием срока действия Стратегии развитияпромышленного комплекса в Автономной Республике Крым на2003-2006 годы, утвержденной постановлением Совета министровАвтономной Республики Крым от 29.01.03 N 33 ( rb0033001-03 ) иПрограммы развития промышленного комплекса Автономной РеспубликиКрым до 2007 года, утвержденной решением Верховной Рады АвтономнойРеспублики Крым от 16.02.05 N 1197-4/05 ( rb1197002-05 ).
I. Цель и основные положения Стратегии
Целью разработки Стратегии является оценка состоянияпромышленного комплекса республики, выявление основных тенденций ипроблем развития промышленности, определение на этой основенаиболее рациональных стратегических направлений для координацииоперативных планов предприятий по переходу наинновационно-инвестиционную модель развития, создание условий дляповышения конкурентоспособности продукции.
Стратегия основывается на следующих положениях:
- социальная ориентация, полагающая главной целью Стратегииповышение уровня и качества жизни населения автономии;
- устойчивое развитие промышленности как необходимой системыограничений для требуемой динамики социально-экономическихпроцессов в республике, их сбалансированность и экологичность (вшироком смысле этого понятия);
- межрегиональное и международное сотрудничество как созданиеусловий для сочетания региональных, межрегиональных,общеукраинских и международных интересов при решениистратегических проблем экономического, социального итерриториального развития.
Достижение целей Стратегии возможно только путемпоследовательного формирования в регионе рыночной исоциально-ориентированной экономики с четким и стабильнымзаконодательством. Экономическое развитие должно основываться намаксимальном использовании имеющегося в регионе потенциала,высвобождении частной инициативы с параллельным усилением ролиорганов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйствования.Необходимо существенное повышение эффективности производства,ускорение структурных реформ. Достигнутые республикой в последниегоды отдельные положительные результаты могут рассматриваться какформирование условий для дальнейших позитивных изменений.
II. Тенденции развития промышленности в 2003-2006 годах,анализ отраслей промышленного производства
2.1. Общая характеристика развития промышленности
За время реализации Стратегии развития промышленногокомплекса в Автономной Республике Крым в 2003-2006 годах( rb0033001-03 ) промышленность усилила свои позиции как одна изведущих отраслей экономики полуострова.
На промышленный комплекс приходится одна шестая часть валовойдобавочной стоимости республики, доля промышленности вформировании положительного общереспубликанского финансовогорезультата за период с 2004 по 2006 годы возросла с 22,1% до49,8%. Сохраняется тенденция наращивания положительного сальдоприбыли, доля промышленных предприятий в общереспубликанскойприбыли возросла с 22,9% в 2003 году до 44,7% в 2006 году(приложение 1) ( rb467a001-07 ).
В тоже время остается высокой доля промышленных предприятий,допустивших убытки от обычной деятельности до налогообложения(2003 год - 36,8%, 2006 год - 43,0%). Наибольшая доля убыточныхпредприятий в 2006 году приходилась на предприятия по производствуи распределению электроэнергии (60,6%), машиностроения, химическойи нефтехимической промышленности (46,2%).
Структура операционных затрат на производство и затраты наединицу выпущенной продукции в промышленности в 2006 году сниженыпо сравнению с 2003 годом на 0,8 коп./грн.(95,2 коп./грн и96 коп./грн. соответственно) (приложение 2) ( rb467c001-07 ), чтосвидетельствует о повышении эффективности использования ресурсов впромышленном производстве в целом.
Самые низкие операционные затраты сложились в добывающейотрасли, причем эти показатели сохраняются благодаря показателямподотрасли по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых(2003 год - 95,8 коп./грн., 2006 год - 82 коп./грн.). Вперерабатывающей промышленности операционные затраты имеюттенденцию к росту. По сравнению с 2003 годом (94,4 коп./грн.)увеличение в 2006 году составило 3,1% (97,3 коп./грн.), чтосвидетельствует о низкой эффективности использования ресурсов вданной подотрасли. В производстве и распределении электроэнергии в2006 году произошло снижение затрат относительно 2003 года(98,5 коп./грн. и 103,6 коп./грн. соответственно).
Объем экспорта продукции промышленных предприятий возрос с182,1 млн. дол. США в 2002 году до 333,9 млн. дол. США в 2006 годуи составил 83,5% от общего объема экспортируемой продукции(400,1 млн. дол.США) (приложение 3 ( rb467c001-07 ), 4)( rb467d001-07 ). В товарной структуре экспорта наибольшийудельный вес традиционно занимают продукция химических предприятий(67,1%), машины и оборудование, транспортное оборудование,медицинские приборы, электрические машины и аппаратура (21,7%),продукция пищевой промышленности (6,9%).
В промышленности работает свыше 69 тысяч человек, или более17% населения, занятого в экономике республики.
На основе роста объемов промышленного производства средняязаработная плата возросла с 447,10 грн. в 2002 году до1074,84 грн. в 2006 году, что на 12,9% выше уровня среднемесячнойзаработной платы работников, занятых в экономике республики(приложение 5) ( rb467e001-07 ).
Темпы роста объемов промышленного производства по итогам2006 года составили 178,1% к базовому 2002 году, объемыреализованной промышленной продукции возросли с 4 млрд. грн. в2003 году до 7 млрд. грн. в 2006 году (приложение 6)( rb467e001-07 ).
Ведущее место в структуре промышленности остается заперерабатывающей отраслью - 72,4% от общереспубликанского объемареализованной продукции, на добывающую промышленность приходится6,4%, на производство и распределение электроэнергии - 21,2%.Такие виды экономической деятельности как производство пищевыхпродуктов и напитков, химическая и нефтехимическая промышленность,машиностроение определяют потенциал перерабатывающей отрасли -64,8% от общего объема реализованной продукции.
За 2002-2006 годы в структуре реализации промышленнойпродукции произошли некоторые изменения: возросла доля добывающейпромышленности - на 0,6%, производства и распределенияэлектроэнергии - на 7,7%. В то же время в перерабатывающейпромышленности данный показатель снизился на 8,4% (приложение 7)( rb467f001-07 ).
2.2. Производство пищевых продуктов, напитков и табачныхизделий
Производство пищевых продуктов и напитков является одной изстратегически важных направлений промышленности, призваннойобеспечивать устойчивое снабжение населения и приезжающих на отдыхи лечение граждан необходимыми по количеству и качеству продуктамипитания.
Несмотря на сокращение, в силу различных причин, в2002-2006 годах удельного веса данной подотрасли (с 35,2% в2002 году до 33,6% в 2006 году), на предприятиях по производствупищевых продуктов и напитков в настоящее время производится более30% всей промышленной продукции.
Основными сегментами подотрасли являются: производствонапитков, мяса и мясопродуктов, продуктов мукомольно-крупянойпромышленности, молочных продуктов. Также в республике находятсякондитерские, пивобезалкогольные, пищевкусовые и рыбныепроизводства, предприятия по переработке овощей и фруктов.
В последние годы в Крыму активно развиваются малыеперерабатывающие предприятия на базе агрофирм в форме частныхкрестьянских фермерских хозяйств.
Проблемные вопросы:
- сокращение сырьевых ресурсов;
- ограниченность финансовых возможностей предприятий, азначит, невозможность отвлечения средств на внедрениеинновационных технологий;
- наличие устаревшего и изношенного оборудования;
- сужение рынков сбыта, в т. ч. за счет ввоза аналогичнойпродукции производителей других регионов Украины и, как следствие,непривлекательность предприятий для инвесторов;
- рост операционных затрат (101,8 коп./грн. против88,9 коп./грн. в 2003 году).
2.3. Легкая промышленность
Одна из подотраслей экономики с быстрым оборотом капитала,продукция которой также представляет интерес для предприятийкурортно-рекреационной сферы, населения Крыма и приезжающих наотдых.
За годы реализации Стратегии развития промышленного комплексав Автономной Республике Крым на 2003-2006 годы ( rb0033001-03 ) вподотрасли произошли структурные изменения - предприятия перешли вразряд среднего и малого бизнеса. Доля подотрасли в общем объемеснизилась с 0,8% в 2002 году до 0,2% в 2006 году.
На протяжении 2003-2005 годов легкая промышленностьнаходилась в кризисном состоянии, в 2005 году индекс объемовсоставил 37,7% к базовому 2002 году. И только в 2006 годунаметились положительные тенденции, индекс объемов промышленногопроизводства составил 138,1% к 2005 году, объем реализованнойпродукции - 14,8 млн. грн. (без учета выпуска продукциипредприятиями малого бизнеса).
Основной проблемой предприятий легкой промышленности являетсяотсутствие сбыта производимой продукции. В числе основных причиннизкого спроса можно назвать неконтролируемый импорт и ввозпродукции по заниженным ценам, наличие "теневого" производства вотрасли, а также неосведомленность потребителей о продукцииотечественных производителей.
Проблемные вопросы:
- недостаток собственных оборотных средств и доступныхкредитов для закупки сырья и вспомогательных материалов;
- низкий уровень конкурентоспособности продукциитоваропроизводителей республики, отсутствие заказов и, какследствие, сокращение объемов производства;
- снижение покупательского спроса ввиду наличия на рынкеболее дешевой импортной продукции.
2.4. Производство прочей неметаллической минеральнойпродукции
Учитывая приоритетное развитие курортно-рекреационнойотрасли, рост жилищного строительства в республике, гостиниц,мини-пансионатов, баз отдыха в республике ускоренными темпамиразвиваются предприятия по производству прочей неметаллическойминеральной продукции. Несмотря на сокращение удельного весаданной подотрасли с 5,8% в 2002 году до 4,0% в 2006 году, объемреализованной продукции в 2006 году достиг 286,2 млн. грн. припрогнозных показателях - 167,0 млн. грн., индекс объемовпромышленного производства составил 108,8%.
Предприятия данной подотрасли размещены на территорииреспублики по принципу приближения к источникам сырья - автономиярасполагает богатым и разнообразным сырьем (пильный известняк,цементное сырье, мел, гипс, глина, песчаники, стекольные пески).
Цементная промышленность республики ориентируется на хорошоизученные мергели Бахчисарайского месторождения, производствооблицовочных плит сосредоточено на Альминском, Инкерманском иПриморском заводах.
Возможность сбыта продукции опирается на тот факт, что она посвоим потребительским свойствам и техническим характеристикаммаксимально подходит к жилищному дачному и гаражномустроительству. Расширяются и поставки стройматериалов за пределыКрыма.
Проблемные вопросы:
- значительный износ основных фондов, требующий серьезныхзатрат на их модернизацию;
- высокие ставки налогообложения, не позволяющие снизитьсебестоимость продукции и создать фонды, необходимые дляреконструкции предприятий;
- сложность в оформлении разрешительных документов на добычуполезных неэнергетических ископаемых.
2.5. Машиностроение и металлургическое производство
В 2006 году удельный вес машиностроения составил 9,4%,металлургии - 2,2% от общего объема реализованной промышленнойпродукции. В данной группе ведущими производствами являются:приборостроение, энергетическое и сельскохозяйственноемашиностроение, производство оснащения для железнодорожноготранспорта, энергетических агрегатов, сварочного оборудования иэлектронной техники, производство товаров народного потребления.
Несмотря на то, что удельный вес предприятий машиностроения иметаллургии снизился (в 2006 году он составил 11,6% общего объемапромышленного производства, в 2002 году - 18,2%), прогнозныепоказатели Стратегии развития промышленного комплекса в АвтономнойРеспублике Крым на 2003-2006 годы ( rb0033001-03 ) (502 млн. грн.)выполнены - суммарный объем реализованной продукции в 2006 годудостиг 819,9 млн. грн., индекс объемов промышленного производствасоставил: в металлургии - 105,2%, в машиностроении - 127,7%.
Значительный потенциал в машиностроительном комплексеавтономии имеет судостроение. Развитие морского транспорта вАзово-Черноморском бассейне предопределило становление в Крымусудоремонтной базы. Судоремонтные заводы городов Феодосия и Керчьимеют возможность обслуживать торговый, рыболовный и военный флоти могут стать потенциальным "механизмом запуска" промышленнойэкономики - возможность получения крупных заказов от торговых ирыбных флотов Украины, России и других стран предопределяетперспективу развития предприятий. В то же время мультипликационныйэффект развития судостроения способен оживить предприятиямашиностроения и металлургии, обеспечивающие поставкукомплектующих.
Точное машиностроение республики специализируется на выпускеэлектротехнического оборудования, электронного оборудования,навигационных приборов и средств связи. Однако эти наукоемкиеотрасли машиностроения для наиболее полного и эффективногоиспользования имеющегося промышленного потенциала требуютсоответствующих инвестиций.
Проблемные вопросы:
- снижение конкурентоспособности продукции вследствие высокихцен на комплектующие изделия и материалы, услуги естественныхмонополий (энергетика, транспорт);
- отсутствие полноценного государственного финансированияпредприятий оборонно-промышленного комплекса и, как следствие,низкий коэффициент использования производственных мощностей наданных предприятиях;
- моральный и физический износ оборудования;
- несовершенство инвестиционно-кредитной системы,
ограничивающей получение необходимых финансовых ресурсов для
технического переоснащения и внедрения новых видов продукции;
- нехватка кадров в высокотехнологичных отрасляхмашиностроения;
- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы всфере развития промышленности в условиях конкуренции.
2.6. Химическая и нефтехимическая промышленность
Данная подотрасль промышленного производства республикивыпускает уникальную продукцию, конкурентоспособную на европейскоми мировом рынках, являющуюся монопольной как в Украине, так и встранах СНГ, а также стратегической для развития других отраслейпромышленности. В развитие этого сектора промышленногопроизводства вкладываются средства зарубежными инвесторами.Продукция ОАО "Крымский содовый завод" занимает 2,5% на мировомрынке кальцинированной соды, продукция ЗАО "Крымский ТИТАН" -более 1,7% на мировом рынке пигментной двуокиси титана.
Химическое производство в 2006 году занимало 21,8% вструктуре реализации промышленного производства Крыма (в2002 году - 16,6%). Объем реализованной продукции подотрасли в2006 году составил 1544,7 млн. грн., индекс объемов промышленногопроизводства - 103,6%.
Учитывая рекреационную направленность развития экономикиреспублики, на предприятиях химической промышленности с 2003 годаведется постоянный мониторинг окружающей среды. С целью уменьшениявыбросов загрязняющих веществ усовершенствованы технологическиепроцессы (переход на другие виды топлива, сырья и т. д.), повышенаэффективность существующих очистных установок.
Проблемные вопросы:
- недостаток оборотных средств на предприятиях;
- не в полном объеме решаются вопросы финансированияприродоохранных мероприятий для внедрения международныхэкологических стандартов серии ISO 14000;
- утилизация отходов производства;
- проведение реконструкции и модернизации предприятийсоответственно стандартам ЕС, внедрение ресурсосберегающихтехнологических процессов.
2.7. Добывающая промышленность
Добывающая промышленность представлена двумя динамичноразвивающимися подотраслями: добыча топливно-энергетическихполезных ископаемых и добыча полезных ископаемых, кромеэнергетических. Удельный вес добывающей промышленности возрос с5,8% в 2002 году до 6,4% в 2006 году (приложение 7)( rb467f001-07 ), объем реализованной продукции в 2006 году достиг451,3 млн. грн., индекс объемов промышленного производствасоставил 104,7%.
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
На территории республики ведется добыча углеводородногосырья: природного газа, нефти и газового конденсата. В структуредобычи углеводородов основная роль принадлежит природному газу,уровень добычи которого в 2006 году составил 1277,0 млн. куб. м,что обеспечило выполнение прогнозных показателей Стратегииразвития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым на2003-2006 годы ( rb0033001-03 ) (1,3 млрд. куб. м).
Ресурсная база разведанных запасов углеводородовАзово-Черноморского бассейна по предварительным оценкам -1,5-2,4 трлн. куб. м в газовом эквиваленте, или 30% суммарныхуглеводородных ресурсов Украины, что особенно актуально в светерешения вопроса энергетической безопасности Украины.
Проблемные вопросы:
- технологическое оборудование нефтегазовой отрасли непозволяет вести промышленную разработку нефтегазовых месторожденийна глубинах моря, превышающих 70 м;
- недостаточное финансирование из Государственного бюджетаУкраины геологоразведочных работ на шельфе Черного и Азовскогоморей для опережающего прироста ресурсной базы;
- отсутствие государственной программы освоенияуглеводородных ресурсов на шельфе Черного и Азовского морей;
- реконструкция и модернизация Глебовского подземногохранилища газа с целью эффективного управления газотранспортнойсистемой и поступающими потоками газа;
- несовершенство законодательной базы, прежде всего в сференалогообложения.
Добыча полезных ископаемых, кроме энергетических
Важным звеном строительной индустрии является добычастроительных материалов, которая представлена разработаннымипроизводствами, базирующимися на использовании запасов местногосырья. В республике производятся: щебень различных фракций, песок,отсев каменный, камень бутовый, цемент, гипс, известняк,ракушечник. Предприятиями освоен выпуск продукции изутилизированных отходов карьеров - щебень, стеновыеракушечно-бетонные плиты, асфальтобетон.
Объемы добычи минерально-строительного сырья в республикеежегодно увеличиваются, так в 2006 году индекс объемовпроизводства составил 113,3%, реализовано продукции на сумму более91,5 млн. грн.
Проблемные вопросы:
- значительный износ основных фондов;
- высокие ставки налогообложения, не позволяющие снизитьсебестоимость продукции;
- отсутствие эффективного контроля за соблюдениемдействующего законодательства в части рационального использованияи охраны недр и земель при разработке месторождений полезныхископаемых;
- отсутствие механизма резервирования финансовых средствгорнодобывающих предприятий для рекультивации нарушенных земель.
2.8. Производство и распределение электроэнергии
Подотрасль является одной из наиболее динамичноразвивающихся: ее удельный вес возрос с 13,5% в 2002 году до 21,2%в 2006 году. Объем реализованной продукции достиг в 2006 году1507,5 млн. грн., индекс объемов промышленного производства кбазовому 2002 году возрос на 66,9%.
Развитие подотрасли позволяет повысить надежностьэлектроснабжения потребителей полуострова, в т. ч. активноразвивающейся курортно-рекреационной сферы за счет увеличениясобственной генерации и пропускной способности линийэлектропередач.
Проблемные вопросы:
- наличие морально и физически устаревшего оборудования ипотенциально высокий уровень аварийности:
85% магистральных электрических сетей эксплуатируются свыше30 лет;
износ воздушных линий напряжением 0,4-35-110 кВ один из самыхвысоких в Украине - 30% (средний по стране - 17%);
- недостаточная пропускная способность электрических сетей0,4-35 кВ, не позволяющая развивать мощности ветроэлектростанций;
- значительные потери в сетях при передаче электроэнергии,вызванные большой удаленностью от питающих центров Украины инезакольцованной (радиальной) системообразующей сетью региона снедостаточным резервированием по магистральным высоковольтнымлиниям электропередач;
- низкий объем собственного производства энергетическихресурсов - генерация крымских ТЭЦ обеспечивает менее 15% общегопотребления электроэнергии;
- отсутствие правовой основы стимулирования внедренияэнергосберегающих технологий и мероприятий;
- недостаточная инновационно-инвестиционная деятельность.
III. Основные приоритетные направления развития промышленногокомплекса Автономной Республики Крым
Для промышленного комплекса остаются актуальными и требуютрешения ряд общих вопросов, которые в целом связаны с адаптацией кизменениям экономической ситуации и отражают проблемы развитияпромышленности: высокий уровень физического и морального износаосновных фондов и недостаточность собственных средств на ихобновление и модернизацию, низкий уровень выпуска инновационнойпродукции, слабая степень кооперационных связей промышленныхпредприятий, усиление позиций конкурирующего импорта,ограничивающее внутренне производство, недостаточный уровеньконкурентоспособности продукции крымских товаропроизводителей.
Стратегией определяются направления, на которых органамгосударственной власти совместно с бизнесом необходимососредоточить усилия для достижения устойчивого экономическогоразвития.
3.1. Инновационно-инвестиционная основа развития
промышленности
Анализ работы промышленного комплекса республики в2003-2006 годах показывает, что возможности восстановительного(т. е. инерционного и экстенсивного) роста промышленностиисчерпаны. В существующих условиях необходимо внедрятьинвестиционно-инновационную модель развития, задействоватьмеханизмы перехода к политике устойчивого и долговременного ростана базе структурно-инновационных перемен, не ограничиваясь тольконаращиванием существующего промышленного потенциала.
Поддержка благоприятного инвестиционного климата - одна изглавных задач, которая предусматривает обеспечение стабильнойработы как отечественных, так и иностранных инвесторов.
Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов остаютсяотрасли с быстрым оборотом капитала, в частности, производствопищевых продуктов. Что касается внутренних инвестиций, то важноподдержать их высокую динамику в перерабатывающей промышленности,в энергетике, модернизации инфраструктуры. С точки зрениядолгосрочного роста задача заключается в том, чтобы инвестициинаправлялись в высокотехнологичные отрасли.
Крым располагает достаточно высоким научно-технологическимпотенциалом, диверсифицированной промышленностью. Необходимооценить наиболее конкурентоспособные виды продукции исоответственно стимулировать приток инвестиций в них.
Приоритетные направления:
- создание новых инновационных структур: сетиспециализированных технопарков, технологических инкубаторов,инжиниринговых центров, венчурных фирм, а также инновационнойинфраструктуры на отраслевом и региональном уровнях;
- стимулирование и создание благоприятных условий трансфератехнологий между промышленными центрами Автономной Республики Крыми Украины, а также развитие международного трансфера технологий,что даст возможность для расширения высокотехнологичных укладов, вкоторые, наряду с информационными, входят нанотехнологии,биотехнологии, передовые технологии судостроения и т. д.;
- внедрение современного менеджмента на отечественныхпредприятиях и значительное повышение уровня квалификацииработников;
- использование механизмов Киотского протокола к Рамочнойконвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата( 995_801 ), ратифицированного Законом Украины от 04.02.04N 1430-IV ( 1430-15 ), в рамках проектов совместногоосуществления. Реализация таких проектов в промышленном комплексепозволит не только сократить выбросы загрязняющих веществ ватмосферу, но и в значительной степени модернизироватьпроизводство, а также обеспечит стимулирование промышленныхпредприятий на внедрение ресурсосберегающих и природоохранныхтехнологий;
- содействие продвижению перспективных инвестиционных иинновационных проектов промышленных предприятий путем созданияиндустриального (промышленного) парка в регионах республики;
- совершенствование законодательной и нормативной правовойбазы, направленной на эффективную защиту прав инвесторов,улучшение общих условий инвестиционной деятельности,способствующей притоку отечественных и зарубежных инвестиций;
- стимулирование частного капитала к осуществлению проектовна территории республики путем применения моделигосударственно-частного партнерства, внедрения механизмаконцессионных соглашений;
- расширение инвестиционного сотрудничества с международнымифинансовыми организациями в рамках инфраструктурных проектов:строительство и модернизация транспортной инфраструктуры(автомагистрали, мосты, аэропорты), энергетика (производство,транспортировка и распределение электроэнергии, газа, нефти,тепла) и телекоммуникации;
- активизация работы по дебюрократизации экономики, снижениюсистемных и экономических рисков на региональном уровне, оказаниесодействия инвесторам в подборе свободных производственныхплощадей для строительства новых объектов, в вопросах землеотвода,прохождения разрешительных процедур, получения лицензий на правоведения той или иной деятельности и т. д.
3.2. Повышение конкурентоспособности продукции крымскихтоваропроизводителей
Стратегия исходит из того, что приоритетным направлениемразвития крымской промышленности должно быть завоеваниеконкурентных позиций на современном рынке.
Высокая конкурентоспособность - это тот стратегическийрезультат, благодаря которому успешно достигаются и другие важныерезультаты развития, такие как благосостояние, научно-техническийпрогресс, устойчивые темпы роста, экономическая, экологическая ииная безопасность, высокое качество трудового потенциала.Обеспечение профессиональной и гражданской ответственностипроизводителей перед потребителями существенно повышаетэффективность технического регулирования, инвестиционнуюпривлекательность и конкурентоспособность.
Упор на конкурентоспособность для республики тем более важен,что в настоящий момент ряд отраслей промышленности испытываютжесткую конкуренцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке,которая будет усиливаться в процессе вступления Украины в ВТО.Необходимо проведение постоянного мониторинга рынков промышленнойпродукции в целях оказания содействия расширению экспорта иоптимизации импорта.
Сегодня стоит задача снижения себестоимости продукции,освоения новейших технологий, перехода на международные стандарты,в том числе управления качеством.
Международная сертификация становится неотъемлемой
составляющей современных инвестиционных процессов, повышения
капитализации, конкурентоспособности предприятий и экономики в
целом.
На переходном этапе для повышения ответственности за качествои безопасность продукции и услуг производители могут применятьтехнические регламенты, гармонизированные с международнымистандартами.
С целью управления качеством продукции и экологическойбезопасностью производства необходимо внедрение экологическогоменеджмента предприятий с одновременным созданием механизмастимулирования предприятий, внедривших системы управленияокружающей средой в соответствии с международными системамистандартизации и сертификации. В тоже время усиление экологическихстандартов и требований приведет к необходимости значительныхдополнительных инвестиций в модернизацию экологически проблемныхпроизводств, в том числе химических, металлургических,энергетических и других.
Вместе с тем, нельзя ограничиваться лишь гармонизациейстандартов и других нормативных документов. Важно не утратитьпозиции на имеющихся рынках промышленной продукции и найти новые.Анализ влияния процессов глобализации на региональные рынкисвидетельствует о том, что в настоящее время ведется борьба нетолько за рынки сбыта товаров и услуг, но и за все видырегиональных ресурсов - начиная с природных, заканчиваяфинансовыми, научно-техническими и кадровыми.
3.3. Евроинтеграция
На современном этапе развития перед промышленностью автономииостро встает проблема поиска своего места в экономике, как навнутреннем, так и на внешнем рынке: сможет ли на равныхконкурировать ее перерабатывающая отрасль (прежде всего,материало- и энергоемкие производства) и занять свою нишу на рынкеинновационной продукции. В настоящее время перерабатывающиеотрасли республики производят продукцию, которая потребляетсяпреимущественно на внутреннем рынке. Достаточно очевидно, что всеболее открывающаяся экономика потребует от значительной частипромышленных предприятий и даже отраслей повысить своюэффективность или уйти с рынка.
Вступление Украины в ВТО приведет к усилению конкуренции,связанной с приходом иностранных компаний на отечественный рынок.Вместе с тем, конкурентоспособные предприятия республики смогутвоспользоваться преимуществами вступления в ВТО, включая новыевозможности доступа на международные рынки. В условияхглобализации мировой экономики будет возрастать рольинтернационализации предприятий республики: вовлечение вмеждународную кооперацию труда, обмен специалистами, знаниями,технологиями и т. д.
Необходимо переориентирование существующей
экспортно-импортной политики на защиту отечественного
товаропроизводителя, стимулирование экспорта продукции при
одновременном поощрении импорта технологий с целью модернизации
отечественных предприятий.
Приоритетные направления:
- корректировка существующих или разработка новых отраслевыхпрограмм развития промышленности в условиях открытой экономики;
- продвижение крымской продукции на мировые рынки черезгосударственную поддержку участия предприятий-экспортеров вмеждународных выставочных мероприятиях и международных проектах;
- информационная поддержка бизнеса в условиях торговли поправилам ВТО посредством проведения тренингов и реализации учебныхпрограмм, разработанных Торгово-промышленной палатой Украины;
- создание системы подготовки и переподготовки специалистовпо профилям, связанным с содержанием отдельных соглашений ВТО;
- расширение межрегионального сотрудничества;
- привлечение международной технической помощи для подготовкиспециалистов по проблематике ВТО.
3.4. Энергоресурсоэффективность промышленного комплекса
В промышленности Автономной Республики Крым объемыпотребления газа, электро- и теплоэнергии, а также затраты на ихпроизводство значительно превышают уровень потребления этих видовресурсов в развитых странах. Именно поэтому политикаэнергоресурсоэффективности является одной из приоритетныхсоставляющих Стратегии развития промышленного комплексареспублики.
Дальнейший рост эффективности промышленного производстваКрыма при повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции,сохранении экологии и улучшении качества жизни возможен только наоснове стратегического планирования энергоресурсоэффективности,включающего мероприятия по модернизации основных фондов, повышениюкачества управления и квалификации производственного персонала,привлечению инвестиций.
Комплексная программа энергосбережения в АвтономнойРеспублике Крым до 2010 года, одобренная постановлением Советаминистров Автономной Республики Крым от 04.05.98 N 122( rb0122001-98 ), заложила основу системной работы в областиповышения энергоэффективности промышленного комплекса республики.Учитывая высокую энергоемкость промышленности автономии,реализация Программы ( rb0122001-98 ) позволит обеспечитьдинамичное развитие промышленных предприятий несмотря назначительный рост тарифов на все виды энергоносителей изависимость республики от внешних поставщиков энергоресурсов, впервую очередь, электроэнергии и природного газа.
Приоритетные направления:
- повышение уровня внедрения энергоэффективных технологий иоборудования, проведение модернизации технологическогооборудования во всех отраслях промышленности;- приведение тарифови цен на энергоресурсы в соответствие с затратами на ихпроизводство;
- снижение потерь энергоресурсов при их передаче ипотреблении;
- обеспечение перехода к массовому внедрению приборов учетаэнергоресурсов в промышленном производстве;
- создание условий экономической заинтересованности субъектовхозяйствования по повышению эффективности использованияэнергоресурсов;
- усовершенствование порядка нормирования удельных затратэнергоносителей и создание системы новых энергетическихстандартов;
- совершенствование механизмов финансирования проектовэнергоресурсоэффективности в промышленности, в том числе спривлечением международных финансовых институтов;
- сотрудничество со специализированными международнымиорганизациями по разработке проектов в рамках Киотского протоколак Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об измененииклимата ( 995_801 ), ратифицированного Законом Украины от 04.02.04N 1430-IV ( 1430-15 ).
IV. Этапы и механизмы формирования конкурентной экономики
4.1. Этапы реализации Стратегии
Реализация задач предусматривается в два этапа. Первый этап -обеспечение сбалансированного экономического роста(2008-2011 годы), второй этап - создание условий для перехода кпозднеиндустриальной экономике (2012-2015 годы), которыйпредполагает завершение структурных реформ в основных отрасляхпромышленности и становление социальной структуры европейскоготипа.
В процессе реализации модели индустриального технологическогоразвития предполагается осуществить следующие преобразования:
- обеспечить приоритетное развитие и модернизациюперерабатывающей промышленности;
- осуществить ускоренную замену в промышленных отрасляхнизко- и среднетехнологических производств высокотехнологичными;
- создать необходимые условия для модернизации традиционныхиндустриальных производств;
- считать главной задачей позднеиндустриальной модернизациимассовый выпуск технически сложной продукции;
- создать полноценную инновационную инфраструктуру, в т. ч.информационную.
Для реализации Стратегии следует разработать и утвердить двепрограммы развития промышленного комплекса Автономной РеспубликиКрым до 2015 года (на 2008-2011 годы и 2012-2015 годы) сопределением ответственных исполнителей, объемов и источниковфинансирования по годам, а также подготовить конкретныеинвестиционные проекты в соответствующих сферах.
Финансирование мероприятий данных Программ должноосуществляться, прежде всего, за счет средств инвесторов, которыепривлекаются под конкретные инвестиционные проекты, а такжесредств государственного бюджета, бюджета Автономной РеспубликиКрым, местных бюджетов и других источников. Приоритетом являетсяформирование финансовых источников на основегосударственно-частного партнерства.
4.2. Усовершенствование системы управления промышленностью
Управление на республиканском уровне должно эффективнообеспечивать ускоренное развитие перспективных отраслейпромышленности в условиях соединения республиканскогорегулирования с рыночными механизмами саморегуляции.
Необходимо облегчить условия развития малого и среднегобизнеса, устранить барьеры избыточного государственноголицензирования, постепенно заменить государственное лицензированиеболее эффективными инструментами добровольной сертификации.
Стратегией определены направления, на которых органамисполнительной власти совместно с бизнесом необходимососредоточить усилия для достижения устойчивого экономическогоразвития.
Приоритетные направления:
- проведение единой антикризисной политики с цельюобеспечения экономической и финансовой устойчивости социальнозначимых предприятий, недопущения социальной напряженности впромышленности;
- формирование производственных и технико-внедренческих зон(зон регулируемого развития), имеющих современную развитуюинфраструктуру, готовых для размещения средних по инвестиционнымзатратам проектов отечественных и иностранных инвесторов;
- поиск инвесторов в целях наиболее полного и эффективногоиспользования имеющегося промышленного потенциала;
- разработка программ финансового оздоровления бюджето- иградообразующих предприятий, формирование и реализацияскоординированной политики в процессах банкротства субъектовхозяйственной деятельности.
4.3. Аспекты регионального развития
В настоящее время более трех четвертей промышленной продукцииреспублики производится в пяти регионах: города Симферополь,Армянск, Керчь, Красноперекопск и Красногвардейский район.
Промышленный комплекс Автономной Республики Крым имеетисторически сложившееся зонально-региональное распределение(приложение 8) ( rb467g001-07 ).
Центральная зона включает в себя г. Симферополь, Белогорский,Бахчисарайский, Красногвардейский и Симферопольский районы(приложение 9) ( rb467g001-07 ).
Отраслевые приоритеты зоны
Город Симферополь: промышленный, транспортный,
коммуникационный, финансовый, научный центр Автономной Республики
Крым.
Предприятиями города производится продукция машиностроения(оборудование для пищевой промышленности, сельского икоммунального хозяйства, электротехническое производство, точноемашиностроение), пищевой отрасли, легкой промышленности(производство швейных изделий), химической промышленности(продукция бытовой химии, производство пластмасс), стеклоизделий,осуществляется производство строительных материалов иэлектроэнергии. Основные приоритеты развития - обеспечениестабильного экономического роста на инновационно-инвестиционнойоснове, планомерное обновление и модернизацияматериально-технической базы производственной инфраструктуры,эффективное использование производственного потенциала путемразвития наукоемких технологий и межотраслевого производства(технопарк), содействие развитию малого бизнеса, обеспечению егоболее тесного взаимодействия с крупными промышленнымипредприятиями города. Внедрение ресурсосберегающих технологий впромышленности путем выполнения комплекса природоохранныхмероприятий, способствующих исключению вредного влияния наокружающую природную среду.