• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

О комплексной программе энергосбережения в Автономной Республике Крым до 2010 г.

Совет Министров Автономной Республики Крым | Постанова від 04.05.1998 № 122
Реквізити
  • Видавник: Совет Министров Автономной Республики Крым
  • Тип: Постанова
  • Дата: 04.05.1998
  • Номер: 122
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Совет Министров Автономной Республики Крым
  • Тип: Постанова
  • Дата: 04.05.1998
  • Номер: 122
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
СОВЕТА МИНИСТРОВ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Комплексной программе энергоснабжения в
Автономной Республике Крым до 2010 г.
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 1998, N 6, ст. 411 )
( Изменения в текст не внесены. Дополнительно см. Постановление Совета Министров АРК N 184 ( rb0184001-01 ) от 08.05.2001 )
В соответствии с Законом Украины "Об энергосбережении"( 74/94-ВР ), распоряжением Правительства Автономной РеспубликиКрым от 31 января 1997 года N 46-р ( rb046p001-97 ) "О продолженииработ по энергосбережению и развитию инновационной деятельности вКрыму", распоряжением Совета министров Автономной Республики Крымот 21 апреля 1997 года N 186-р ( rb186p001-97 ) "Об организацииработы по энергосбережению" и Постановлением Совета министровАвтономной Республики Крым от 22 июля 1997 года N 206( rb0206001-97 ) "О мероприятиях по стабилизациисоциально-экономической обстановки в Автономной Республике Крым на1997-1998 годы" Комитетом по науке и региональному развитию приСовете министров Автономной Республики Крым совместно сМинистерством промышленности и энергетики Автономной РеспубликиКрым, Крымской академией наук и Государственной региональнойинспекцией по энергосбережению Автономной Республики Крым иг. Севастополя разработана Комплексная программа энергосбереженияв Автономной Республике Крым.
В целях активизации работ по энергосбережению, разработки иреализации эффективных мер по внедрению энергосберегающихмероприятий и использованию нетрадиционных источников энергии
Совет министров
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить Комплексную программу энергосбережения вАвтономной Республике Крым до 2010 г. (прилагается).
2. На основе указанной программы до 1 июля 1998 года:
2.1. Министерствам и республиканским комитетам совместно сМинпромэнерго и Рескомитетом по жилищно-коммунальному хозяйствуАвтономной Республики Крым разработать отраслевые программыэнергосбережения.
2.2. Горрайисполкомам и районным госадминистрациям совместнос Минпромэнерго и Рескомитетом по жилищно-коммунальному хозяйствуАвтономной Республики Крым с привлечением городских и районныхэнергетических служб разработать городские и районные мероприятияпо энергосбережению.
2.3. Отраслевые программы, городские и районные мероприятиясогласовать с Государственной региональной инспекцией поэнергосбережению Автономной Республики Крым и г. Севастополя.
3. Министерству промышленности и энергетики АвтономнойРеспублики Крым, Рескомитету по жилищно-коммунальному хозяйству иКомитету по науке и региональному развитию при Совете министровАвтономной Республики Крым в 3-х месячный срок:
3.1. Совместно с Крымским отделением Госиннофонда Украиныразработать план мероприятий по реализации энергосберегающихтехнологий с привлечением средств Госиннофонда Украины.
3.2. Совместно с Крымским научным центром НАН Украины иМиннауки Украины и Крымской академией наук разработать исогласовать с заинтересованными организациями мероприятия посозданию инновационных структур по разработке и внедрениюэнергосберегающих технологий.
3.3. Совместно с Государственной региональной инспекцией поэнергосбережению Автономной Республики Крым и г. Севастополя инаучными организациями организовать на хозрасчетной основеобучение производственного персонала основам энергосбережения иэнергетического менеджмента.
3.4. Внести Совету министров Автономной
Республики Крым предложения по созданию внебюджетного или
общественного фонда поддержки энергосбережения в Крыму.
4. Министерству промышленности и энергетики АвтономнойРеспублики Крым совместно с Министерством экономики, Министерствомфинансов и Рескомитетом по жилищно-коммунальному хозяйству втрехмесячный срок разработать и утвердить экономико-правовыемеханизмы стимулирования работ по энергосбережению в Крыму.
5. Министерству финансов Автономной Республики Крым приформировании республиканского бюджета на 1999 и последующие годыпредусматривать по предложению Комитета по науке и региональномуразвитию при Совете министров Автономной Республики Крым средствана научно-техническое обеспечение работ по энергосбережению вКрыму.
6. Республиканскому комитету по информации АвтономнойРеспублики Крым организовать регулярное освещение в средствахмассовой информации целей и задач энергосбережения, перспективныхразработок и опыта работы в этой сфере.
7. Центру повышения квалификации государственных служащих ируководителей государственных предприятий, учреждений иорганизаций включить в учебные программы вопросы энергосбереженияи инновационной деятельности.
8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложитьна Министерство промышленности и энергетики Автономной РеспубликиКрым.
Председатель Совета министров
Автономной Республики Крым А.ФРАНЧУК
Министр Совета министров
Автономной Республики Крым А.БАЛАГУРА
г. Симферополь,
4 мая 1998 г.
N 122
Приложение
к постановлению
Совета министров
Автономной Республики Крым
от 04.05.1998 N 122
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
энергосбережения в Автономной Республике Крым
до 2010 года
В программе дан анализ существующего положения дел в областиэнергообеспечения и энергопотребления промышленных,сельскохозяйственных объектов и сферы коммунального хозяйства вАвтономной Республике Крым и предпринята попытка оценитьперспективы их развития на период до 2010 года. Выполнен анализэффективности использования ТЭР и намечены основные мероприятия поповышению энергетической эффективности предприятий и хозяйствКрыма.
Предложены основные направления выполнения работ в областиэнергосбережения в ведущих отраслях народного хозяйства Крыма: впромышленности, топливно-энергетическом и агропромышленномкомплексах, жилищно-коммунальном хозяйстве, на объектахМинистерства обороны Украины в Крыму.
Разработаны и предложены прогнозные показатели и практическиерекомендации по повышению энергетической эффективности напредприятиях и хозяйствах всех форм собственности, внедрениюэнергосберегающих технологий и новых технологий использованиянетрадиционных источников энергии.
Данные, приведенные в программе, рекомендуется использоватьдля разработки региональных и отраслевых программ энергосбереженияи принятия конкретных мер по снижению энергопотребления в Крыму.
Комплексная программа энергосбережения в АвтономнойРеспублике Крым разработана в соответствии с Законом Украины"Об энергосбережении" ( 74/94-ВР ), распоряжением ПравительстваАвтономной Республики Крым от 31 января 1997 г. N 46-р( rb046p001-97 ) "О продолжении работ по энергосбережению иразвитию инновационной деятельности в Крыму", распоряжением Советаминистров Автономной Республики Крым от 21 апреля 1997 г. N 186-р( rb186p001-97 ) "Об организации работы по энергосбережению" ипостановлением Совета министров Автономной Республики Крым от22 июля 1997 г. "О мероприятиях по стабилизациисоциально-экономической обстановки в Автономной Республики Крым на1997-1998 годы" ( rb0206001-97 ).
В разработке программы участвовали ученые Крымской Академиинаук, Института технической теплофизики Национальной Академии наукУкраины и ведущие специалисты министерств, республиканскихкомитетов и других организаций Автономной Республики Крым, вчастности:
- Министерства промышленности и энергетики АвтономнойРеспублики Крым;
- Комитета по науке и региональному развитию при Советеминистров Автономной Республики Крым;
- Министерства сельского хозяйства и продовольствияАвтономной Республики Крым;
- Министерства строительства и инвестиций АвтономнойРеспублики Крым;
- Республиканского комитета по жилищно-коммунальномухозяйству;
- Республиканского комитета по водному хозяйству;
- ГАЭК "Крымэнерго";
- Государственной региональной инспекции по энергосбережениюАвтономной Республики Крым и г. Севастополя и др.
Содержание
Введение .........................................................
1. Основные положения ............................................
1.1. Цель и назначение Программы .................................
1.2. Обоснование необходимости разработки ........................
1.3. Этапы реализации ............................................
1.4. Экономическая, экологическая и социальная значимость
результатов реализации Программы ............................2. Развитие экономики Крыма и ее энергообеспечение до 2010 г. ....
2.1. Анализ современного состояния экономики и энергопотребления
Крыма за период с 1990 по 1997 гг. ..........................2.2. Основные тенденции развития экономики Крыма и
прогнозные показатели до 2010 г. ............................2.3. Возможности и объемы собственной добычи природных
топливно-энергетических ресурсов ............................3. Потенциал и приоритетные направления энергосбережения .........
3.1. Современное состояние и перспективы энергоемкости
продукции основных отраслей экономики Крыма .................3.2. Потенциальные возможности энергосбережения ..................
3.3. Оценка влияния изменения структуры экономики на уровень
энергопотребления ...........................................4. Первоочередные малозатратные мероприятия по энергосбережению ..
4.1. Оценки и объемы практического потенциала энергосбережения
в основных секторах народного хозяйства Крыма ...............4.2. Энергосбережение на объектах промышленности .................
4.3. Энергосбережение на объектах агропромышленного комплекса ....
4.4. Энергосбережение на объектах жилищно-коммунального
хозяйства ...................................................4.5. Энергосбережение в сфере курортно-рекреационной
деятельности ................................................4.6. Энергосбережение на объектах водного хозяйства ..............
4.7. Энергосбережение на объектах нефтегазовой
промышленности ..............................................4.8. Энергосбережение на объектах строительной индустрии .........
4.9. Энергосбережение на объектах транспортного хозяйства ........
5. Энергосбережение за счет использования альтернативных
источников энергии ............................................
5.1. Существующий энергетический потенциал и перспектива
использования нетрадиционных и возобновляемых источников
энергии .....................................................5.2. Использование геотермальной энергии .........................
5.3. Использование ветровой энергии ..............................
5.4. Использование солнечной энергии .............................
5.5. Использование сельскохозяйственных отходов для получения
энергии .....................................................5.6. Малая гидроэнергетика .......................................
5.7. Использование низкопотенциальной энергии с помощью
теплонасосных установок .....................................5.8. Оценки и объемы возможностей энергосбережения
за счет использования альтернативных источников
энергии .....................................................6. Условия и механизмы реализации программы ......................
6.1. Организационно-управленческие меры ..........................
6.2. Система государственного управления энергосбережением .......
6.3. Финансовое обеспечение работ по энергосбережению ............
6.4. Инновационная деятельность в сфере энергообеспечения ........
Заключение .......................................................
Введение
Трудно переоценить влияние, которое оказывает энергетическаясфера на жизнедеятельность населения и национальную безопасностьУкраины.
После нефтяных кризисов 1973 и 1979 гг. и особенно послеЧернобыльской катастрофы, ограничившей развитие атомнойэнергетики, взгляды специалистов на энергетическую отрасльнесколько изменились. По их мнению, энергетический кризис, которыйпереживает Украина в настоящее время, связан, в первую очередь, снедостатком собственных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР),который приходится выполнять за счет импорта угля, нефти иприродного газа, а также неэффективностью их использования наместах потребления.
Крым относится к энергодефицитному региону Украины,удовлетворяющему свои потребности за счет использованиясобственных ТЭР менее чем на 40%. На настоящий момент годоваяпотребность Крыма в природном газе составляет 1 млрд 650 млн.куб. м; при этом собственная добыча составляет только 650 млн.куб. м. Дефицит восполняется поставками из месторождений ЗападнойСибири и Средней Азии по ценам, приближающимся к мировым.
Анализ данных о прогнозируемых собственных запасах и добычеТЭР на территории Крымского региона позволяет сделать вывод о том,что Крым имеет достаточные потенциальные возможности дляувеличения собственной добычи нефти и природного газа. Однако, дляих освоения требуются значительные капитальные вложения спривлечением зарубежных инвесторов, что можно возможно только вперспективе.
Как известно, развитие основных отраслей экономики Крымаполностью зависит от надежности энергообеспечения внутреннихпотребителей и стоимости энергоносителей. Периодическое увеличениезатрат на приобретение ТЭР при переходе к рыночным отношениямставит в очень тяжелое экономическое положение как отдельныеэнергоемкие промышленные предприятия, так и основные отраслиэкономики Крыма в целом.
В то же время, эффективность использования ТЭР напромышленных предприятиях Крыма очень низка. При общем спадепроизводства, энергетические затраты на единицу национальноговалового продукта увеличились на 25-40%, что в 2-3 раза вышепоказателей, в экономически развитых странах Западной Европы. Приэтом стоимость энергоресурсов на многих промышленных отечественныхпредприятиях уже достигает 50-70% от стоимости всех затрат,заложенных в себестоимость выпускаемой продукции. Это приводит кее неконкурентоспособности и снижению реализации как на внешнем,так и на внутреннем рынках, что способствует дестабилизациисоциально-экономического положения в обществе.
Кроме того, по оценкам специалистов, при сохранениисуществующих способах добычи нефти и природного газа и ихпотреблении на уровне 80-х гг., извлекаемые запасы природныхресурсов в Крыму могут быть исчерпаны уже через 40-50 лет.
Для решения этих проблем необходимы прежде всего переоценкаприоритетов и принятие нетрадиционных и эффективных мер поперестройке топливно-энергетического хозяйства Крыма в направленииболее экономного использования его главного достояния -топливно-энергетических ресурсов. Энергетическая политикадолжна соответствовать современным требованиям: быть социальнозначимой и сориентироваться на повышение жизненного уровнянаселения. Снижение энергоемкости отечественной продукции являетсяважнейшим условием обеспечения энергетической безопасностиУкраины и Крымского региона в частности.
Важнейшие направления этой политики определены ЗакономУкраины "Об энергосбережении" ( 74/94-ВР ) , Указом ПрезидентаУкраины от 2 апреля 1997 г. N 285/97 ( 285/97 ) "О решении Советанациональной безопасности и обороны Украины от 22 марта 1997 г.про неотложные меры для обеспечения Украины энергоносителями и ихрациональному использованию". Они отражены в Комплекснойгосударственной Программе энергосбережения Украины (КГПЭ)( 148-97-п ) и Концепции энергосбережения Крыма на периоддо 2010 г.
Однако для экономического обоснования основных направлений поэкономии ТЭР в Крыму, необходима собственная региональнаягосударственная программа по энергосбережению, которая позволитпроводить жесткую энергосберегающую политику и в конечном итогестабилизировать экономическую ситуацию в регионе.
Отдавая приоритет повышению эффективности использованияэнергоресурсов, можно в значительной степени "разгрузить"инвестиционную составляющую, необходимую для поддержания объемовдобычи собственных ТЭР, и значительно улучшить экологическуюобстановку в регионе, уменьшив количество вредных выбросов ватмосферу.
Основным стратегическим направлением энергосбережения в Крымудолжна стать структурно-технологическая перестройка энергоемкихотраслей, которая сможет прекратить рост энергоемкости валовогонационального продукта к 2000 г. и ее снижение до 20% к 2010 г. засчет перехода на менее энергоемкие технологии и производства ипрекращение выпуска неконкурентоспособной продукции.
Первоочередными объектами, к которым должна применятьсяэнергосберегающая политика, являются энергоемкие промышленныепредприятия и организации ведущих отраслей экономики Крыма. Приэтом особое внимание должно быть уделено мероприятиям, позволяющимпри небольших затратах достичь быстрого возврата вложенных средствза счет более эффективного использования энергоносителей. Основнаячасть технологических разработок должна быть направлена намодернизацию и оптимизацию технологических процессов с цельюуменьшения энергетических затрат на единицу выпускаемой продукции,снижения потерь тепловой и электрической энергии и экономииорганического топлива на теплоисточниках.
В то время как основные энергоносители - электроэнергии,газа, угля, жидкого топлива - на отечественных предприятияхрасходуются крайне неэффективно, с большими потерями тепловой иэлектрической энергии и значительными загрязнениями окружающейсреды, в Крыму оказываются невостребованными огромныепотенциальные возможности природных экологически чистыхнетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ): солнечнойрадиации, ветровой энергии, теплоты подземного грунта, морских игеотермальных вод. Практически не используется теплотапромышленных сбросных стоков промпредприятий. В настоящее времявклад НВИЭ в общую энергетику Крымского региона очень мал исоставляет не более 1% от всего энергопотребления.
Анализ регионального положения в ТЭК, а также экологическогосостояния окружающей среды в санаторно-курортных зонах,свидетельствует о технической возможности и экономическойцелесообразности более широкого использования для теплоснабжениясуществующих зданий и сооружений НВИЭ с целью экономии тепла итоплива на существующих теплоисточниках.
Национальной энергетической программой Украины
предусматривается покрыть к 2010 г. за счет использования
нетрадиционных и возобновляемых источников до 10% потребности в
ТЭР.
Важнейшим этапом перестройки предприятий должно статьмассовое оснащение всех потребителей средствами учета, контроля ирегулирования расходов всех видов затрачиваемых энергоносителей.При этом организация постоянного энергетического контроля состороны государства за энерговырабатывающих и энергопотребляющихорганизаций и предприятий, разработка мер воздействия на них,позволяют обеспечивать надзор за рациональным и эффективнымиспользованием ТЭР на всех участках от выработки до потребления.
К основным необходимым мероприятиям по снижению энергоемкостиобщественного производства в регионе следует отнести принятиеэкономических и законодательным мер в АР Крым длясовершенствования правовой базы и создания экономическогомеханизма по разработке и внедрению энергосберегающих технологий.При этом следует учитывать, что вопросы экономического роста иэнергопотребления тесно взаимосвязаны, поэтому снижениеэнергоемкости должно быть доведено до пределов, когда оно невыступает прямым ограничителем темпов экономического ростапроизводительности труда.
Создание экономически выгодных условий для разработки иширокого внедрения энергоэффективных технологий, машин и установокдля реализации намечаемых энергосберегающих мероприятий возможнотолько на основе проведения в регионе эффективной ценовой,налоговой и инвестиционной политики, а также льготногокредитования соответствующих программ и проектов.
Для осуществления этих мероприятий, необходима разработка ипринятие Верховными Советами Украины и Крыма пакетасоответствующих правовых законодательных актовобщегосударственного и регионального уровней, позволяющихстимулировать предприятия, организации и учреждения, занимающиесяразработкой, внедрением и эксплуатацией энергосберегающихтехнологий и оборудования.
Источниками финансирования энергосберегающих мероприятийдолжны стать, согласно Закону Украины об энергосбережении,общегосударственный и региональные внебюджетные фондыэнергосбережения, инновационные и инвестиционные фонды Крыма,общественные отечественные и зарубежные фонды, заемные средствапредприятий и другие средства, не противоречащие законодательствуУкраины.
Таким образом, энергосбережение должно стать предметомгосударственной политики и объектом первоочередного вниманияСовета Министров Крыма и Верховного Совета Крыма, а ее реализацияиметь приоритетный характер для дальнейшего экономическогоразвития региона и повышения благосостояния населения Крыма.
Данная Государственная региональная программа
энергосбережения Крыма содержит все основные направления
энергосберегающей политики, которая отражена в Комплексной
государственной программе энергосбережения Украины и
предусмотренных Концепцией энергосбережения Крыма на период до
2010 г.
Структурно Государственная региональная программа состоит изпяти разделов.
Первый раздел содержит основные положения итехнико-экономические показатели программы.
Второй раздел посвящен анализу развития экономики Крыма и егоэнергообеспечению. В этом разделе использованы основные положенияКонцепции энергосбережения Крыма и программысоциально-экономического развития Крымского региона на период до2010 г.
Третий раздел - это общий анализ потенциала и приоритетныхнаправлений энергосбережения в основных отраслях экономики Крыма.Представлена оценка максимальных технических возможностей иэкономически эффективных уровней энергосбережения в этих отраслях.
Четвертый раздел содержит результаты обобщения по основнымотраслям экономики Крыма, предлагаемых первоочередныхперспективных мероприятий в области энергосбережения, которые нетребуют значительных капитальных вложений. В нем отражены наиболееэффективные мероприятия, которые могут дать положительныйрезультат в ближайшей перспективе. Этот раздел разработан наоснове предложений в области энергосбережения руководителейпромышленных предприятий и представителей местной администрации.
Пятый раздел предлагает на основе нормативно-правовой базы,заложенной в КГПЭ, разработан механизм и условия повышенияэнергоэффективности в Крымском регионе. Представлена структурагосударственного и регионального управления энергосбережения,основы развития правовых условий функционирования экономическогомеханизма энергосбережения, а также научно-методические иорганизационные основы реализации программы.
Комплексная государственная региональная программа
энергосбережения Крыма базируется на основных положениях,
изложенных в Национальной энергетической программе Украины до
2010 г., Комплексной государственной программе энергосбережения
Украины, Концепции энергосбережения Крыма на период до 2010 г. и
других государственных правовых и законодательных актах Украины.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цель и назначение Программы
Государственная региональная программа по энергосбережениюКрыма (ГРПЭ) имеет целью на основе анализа существующего положенияи прогнозов развития экономики Крыма, а также в рамках Комплекснойгосударственной программы энергосбережения Украины разработатьосновные направления единой научно-обоснованной национальнойгосударственной политики энергосбережения в Автономной РеспубликеКрым на ближайший период (до 2010 г.).
Проведение такой политики предусматривает:
- создание необходимой законодательной и нормативно-правовойбазы по вопросам энергосбережения;
- формирование благоприятной экономической среды дляразработки и внедрения новых энергетически эффективных иэкономически целесообразных научно-технических решений,проектно-конструкторских разработок и мероприятий при производствеотечественной продукции на промышленных предприятиях Крыма;
- создание целостной и эффективной системы государственногоуправления процессами повышения энергоэффективности и сниженияэнергоемкости выпускаемой продукции;
- разработка основных направлений по экономии потребляемыхтопливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Стратегической целью государственной политики
энергосбережения в Крыму является стабилизация экономики и выход
отечественного товаропроизводителя на внешний рынок с
конкурентоспособной продукцией, а также уменьшение до минимально
возможного уровня импорта энергоресурсов из других регионов
Украины и соседних государств СНГ.
Главными задачами КГРПЭ является определение существующего иперспективного потенциала энергосбережения в Крымском регионе,разработка основных направлений его реализации в базовых отрасляхэкономики Крыма, создание программы первоочередных и перспективныхмероприятий по экономии и эффективному использованиютопливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Важнейшим практическим результатом данной работы являетсяразработка финансово-инвестиционных условий и механизма ихреализации для повышения энергоэффективности отечественныхпредприятий и организаций, снижения энергетических затрат всебестоимости выпускаемой продукции.
В программе сформулированы и отражены проблемы образования,популяризации и обучения специалистов в области энергосбережения,представлены научно обоснованные методические и организационныеосновы по их реализации, определена связь КГРПЭ с другимирегиональными и местными программами социально-экономическогоразвития Крыма, а также намечены основные направлениямеждународного сотрудничества по этим вопросам.
Данная программа является целевой, предназначенной дляширокого практического использования непосредственно напредприятиях, в организациях и учреждениях всех форм собственностиместного, отраслевого и регионального уровней. Она содержитважнейшие основополагающие меры научно-технического,организационного, экономического и правового характера, которыедадут значительный энергосберегающий эффект при их реализации.
КГРПЭ содержит первоочередные малозатратные и перспективныемероприятия, разработанные на основе предложений по экономии ТЭР,полученных, согласно распоряжению Совета Министров Крыма от21 апреля 1997 г. N 186-р ( rb186p001-97 ), непосредственно отминистерств и комитетов АР Крым, исполкомов местных городских ирайонных госадминистраций, руководителей энергоемких промышленныхпредприятий Крыма.
Для разработки данной программы были привлечены члены ВысшегоЭкономического Совета Крыма, ученые Крымской Академии наук, широкоиспользовались ведущие специалисты региональныхнаучно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов,представители министерств и ведомств Крыма, в ее координациипринимали активное участие представители государственныхрегиональных органов по энергосбережению: Государственнойрегиональной инспекции по энергосбережению АР Крым иг. Севастополя, Управление по энергосбережению при Комитетепромышленности и энергетики Крыма, а также другие организации иучреждения Крыма.
Поэтому данная работа есть фактически согласованныйобобщенный документ по широкому внедрению предлагаемых мер имероприятий в области энергосбережения и энергоэффективности,которые отвечают интересам большинства предприятий и хозяйств всехотраслей народного хозяйства Крыма и решают вопросы энергетическойбезопасности Крымского региона в целом.
Внедрение системы государственного регионального управления иконтроля в сфере энергосбережения, создание экономическогомеханизма по стимулированию предприятий и хозяйств Крыма поразработке и внедрению энергосберегающих технологий и мероприятий,предусмотренных ГРПЭ, позволят решить вопросы снижениясебестоимости выпускаемой продукции и конкурентоспособностиотечественного местного производителя.
Реализация предусмотренных в Программе мероприятий поэнергосбережению позволит также снизить выбросы вредных веществ ватмосферу, что значительно повысит экологическую безопасностьокружающей среды и улучшит жизнедеятельность населения, особенно вкурортно-оздоровительных зонах Крыма, а также позволит создатьсобственную промышленную индустрию по изготовлению и внедрениюэкологически чистых энергосберегающих технологий, оборудования иматериалов.
Увеличение производственных мощностей по выпуску необходимогоэнергетически эффективного оборудования и материалов, монтажу иэксплуатации энергосберегающих установок позволит создать новыерабочие места в регионе и, в конечном итоге, положительно скажетсяна стабилизации экономических процессов в Крыму.
1.2. Обоснование необходимости разработки
В настоящее время для экономики Крыма, как и Украины в целом,характерен высокий уровень энергоемкости валового внутреннегопродукта. Например, удельное потребление энергии на одного жителяКрыма на сегодняшний день находится на уровне среднего потребленияв промышленно развитых европейских странах. В то же время,удельные затраты топлива на единицу национального валовогопродукта в 2-3 раза превышают показатели, достигнутые вэкономически развитых странах. Для сравнения, в 1985 г.энергоемкость национального дохода на территории Украины составила1,53 кг у. т./доллар США, в США - 0,81 кг у. т/доллар, вВеликобритании - 0,47 кг у. т/доллар, в ФРГ -0,41 кг у. т./доллар, Франции - 0,32 кг у. т./доллар.
Основными причинами такой высокой энергоемкостиотечественного национального дохода являются:
- отсутствие мотивации энергосбережения как на отраслевомуровне, так и непосредственно на предприятиях и организациях;
- несоответствие цен на энергетические ресурсы действительнымобщественным затратам на их производство и распределение, а такжеотсутствие механизма влияния цены на уровни потребления топлива иэнергии;
- приоритетное развитие энергоемких производств;
- относительно низкий технологический и технический уровниэкономики, использование малоэффективных энергозатратныхтехнологий как при производстве энергоносителей, так и при ихпотреблении во всех отраслях народного хозяйства.
При этом масштабы использования достижений
научно-технического прогресса в Крыму значительно отстают от
масштабов использования аналогичных технологий в развитых
зарубежных странах.
В то же время, анализ потребления энергоресурсов напредприятиях в различных отраслях народного хозяйства Крымапоказывает, что столь значительное потребление ТЭР обусловлено,прежде всего, их неэффективным и нерациональным использованием наместах.
Значительная часть потерь тепловой и электрической энергиисвязана с бесхозяйственностью, низкой производственнойдисциплиной, отсутствием четко продуманных планов по внедрениюэнергосберегающих мероприятий. По данным зарубежных экспертов, намногих отечественных предприятиях только 50% поставляемой энергиииспользуется полезно, остальная тратится на потери, одну третькоторых можно исключить при минимальных затратах. При этомконтроль со стороны отраслевых министерств и ведомств Крыма заиспользованием всех видов энергии на подопечных предприятияхнедостаточен и не соответствует сегодняшним требованиям. Например,нормы использования электроэнергии в сельском хозяйстве непересматривались с 1983 г., а нормы потребления топлива и тепловойэнергии на отопление жилых зданий и другие хозяйственные нужды небыли пересмотрены с 1982 г.
Повышенному использованию энергии способствуют такжеустаревшие системы водо- и теплоснабжения, отсутствиеиндивидуальных приборов учета и регулирования энергоресурсов.
Существенно снизилась эффективность работы непосредственносамих энергопредприятий. Потери электроэнергии в электрическихсетях возросли в 2-3 раза, тепловой энергии в тепловых сетях на8-10%.
Исключение этих потерь только в результате усиления контроляза экономным и эффективным использованием ТЭР и проведениямалозатратных мероприятий по энергосбережению позволит уменьшитьрасход энергоресурсов в Крыму на 2-3 %.
Кроме того, суммарные потенциальные ресурсы возобновляемыхнетрадиционных источников энергии в Крыму достаточны, чтобысэкономить в ближайшей перспективе значительную часть природныхзапасов невозобновляемых видов топлива - газа, нефти и угля - на7-8 %.
Таким образом, Автономная Республика Крым имеет большойнеиспользованный потенциал энергосбережения, который составляет42-45% от уровня энергопотребления 1990 г. и достигает присегодняшнем уровне производства 1-1,2 млн. т у. т., а присокращении удельных энергозатрат к 2010 г. на 22-27% этотпотенциал может составить 6,5 млн. т у. т.
Реализация этого потенциала должна стать основным приоритетомэнергетической политики Крыма, поскольку уменьшениеэнергопотребления за счет энергосбережения позволяет значительносократить импорт топливных ресурсов из других регионов Украины истран СНГ.
При этом затраты на реализацию потенциала энергосбережения в2-3 раза ниже, чем затраты на поставки импортного топлива, чтообуславливает большой экономический эффект от повышенияэнергоэффективности на предприятиях и проведения энергосберегающейполитики в жизнь.
Высокий уровень энергоемкости производства, несовершенствоструктуры национальной экономики, морально и физически устаревшеепроизводственное оборудование и технологии на отечественныхпредприятиях требуют принятия экстренных мер по стабилизацииэкономики Крыма за счет экономии и повышения эффективностииспользования ТЭР.
Основными направлениями снижения энергоемкости общественногопроизводства в Крыму, определенные Концепцией энергосбережения,разработанной учеными и специалистами Крымской Академии наук,должны стать: увеличение потребления собственных ТЭР и снижениедоли поставки из других регионов; повышение эффективностииспользования энергоресурсов на предприятиях и в хозяйствах Крымаза счет более широкого использования энергосберегающих технологийи мероприятий по экономии тепла и топлива; принятие экономическихмер и законодательных актов в Автономной Республике Крым длясовершенствования правовой базы и создания экономическогомеханизма по разработке и внедрению энергосберегающих мероприятий.
Для решения практических задач энергосберегающей политики вКрыму необходима комплексная региональная программаэнергосбережения с указанием конкретных исполнителей, объемакапиталовложений, источников финансирования и этапов выполнения. Вдействие должны быть введены такие критерии рыночной экономики каксебестоимость, рентабельность, цена, конкурентоспособностьвыпускаемой продукции.
Реализация программы должна быть предусмотрена поэтапно,непосредственно на местах, так как повышение эффективностипроизводства всегда требует от руководства предприятияответственных решений, касающихся стратегии использования ТЭР, аконечной целью любой производственной деятельности являетсяснижение уровня энергопотребления на единицу выпускаемой продукциис сохранением и увеличением объема производства.
На первом этапе основная ориентация должна быть направлена наорганизационные и быстрореализуемые технические решения, нетребующие больших капитальных вложений.
Определение таких мероприятий возможно энергетическогообследования предприятий и анализа существующего потребления ТЭР свыдачей конкретных мероприятий по их экономии.
В дальнейшей перспективе, с появлением возможности увеличенияинвестиций в энергосбережение, экономия ТЭР за счет внедренияэнергосберегающих технологий должна значительно возрасти идостигнуть к 2010 г. 0,68-0,7 млн. т у. т. в год.
О масштабности и значимости этого показателя говорит тотфакт, что он значительно превосходит объем всех природных ресурсовугля, нефти и газа, потребленных в 1990 г.
Поэтому энергосбережение должно стать постоянным и важнейшимисточником стабилизации экономики Крыма, так как вопросы повышенияэнергоэффективности и энергосбережения находятся в теснойвзаимосвязи с вопросами экономической эффективности иэкологической безопасности региона. При этом, исходя из единстваинтересов региона и субъектов предпринимательской деятельности,должны решаться вопросы переоснащения производств, которые будутобеспечивать потребности общества с наименьшими энергетическимизатратами и наименьшим экологическим ущербом для окружающей среды.
Исходя из актуальности задачи энергосбережения и повышенияэффективности использования топливно-энергетических ресурсов вКрыму за счет внедрения энергосберегающих технологий, СоветМинистров АР Крым на основании Закона Украины об энергосбережении( 74/97-ВР ) и во исполнение поручения Кабинета Министров Украиныот 22 января 1997 г. N 1029/45 "К письму Госкомэнергосбережения от20.01.97. N 8-01-/1" своим распоряжением от 21.04.97 г. N 186-р"Об организации работы по энергосбережению" принял решение оразработке региональной Государственной программы энергосбереженияКрыма. Протоколом N 1 от 08.05.97г. технического совещания созданарабочая группа по разработке этой программы из ведущих ученых испециалистов Крыма в этой области.
Государственная региональная программа энергосбережения Крымаразрабатывается на период до 2010 г. с выделением первоочередныхмалозатратных мероприятий на период до 2000 г., с учетом основныхположений "Комплексной государственной Программы энергосбереженияУкраины", "Национальной энергетической программы Украины до2010 г.", "Глобальной стратегии энергосбережения для Украины","Концепции энергосбережения Крыма", программ развитиятопливно-энергетического комплекса и других отраслей экономики исоциальной сферы Крыма.
Данная Программа объединяет отраслевые программы и разработкипо повышению энергоэффективности и энергосбережения. Относительноотраслевых программ энергосбережения, ГРПЭ является программойверхнего уровня.
1.3. Этапы реализации
Согласно реальным экономическим возможностям Крыма,предложений и рекомендаций, предусмотренных Комплекснойгосударственной программой энергосбережения Украины, а такжеКонцепцией энергосбережения Крыма на период до 2010 г., реализациюэнергосберегающих мероприятий предусматривается проводить в триэтапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП: 1997-2000 г. Этот период характеризуетсяостановкой экономического спада и началом оживления экономикиКрыма. Основная ориентация должна быть направлена наорганизационные и быстрореализуемые технические решения. Приоритетдолжен быть отдан технически подготовленным мерам и проектам,которые могут обеспечивать наибольший эффект при минимальныхзатратах. Проведение энергетического обследования (аудита), атакже проверок предприятий в части экономного и эффективногоиспользования ТЭР под контролем государственной региональнойинспекции по энергосбережению позволит выявить эти мероприятия.
В этот период можно рассчитывать лишь на ограниченныеинвестиции в сферу энергосбережения как со стороны государства,так и со стороны частного капитала. Государственный бюджет в этотпериод еще не будет иметь достаточных денег для инвестированиякапиталоемких энергосберегающих мероприятий и технологий, а длячастного капитала еще не будет создано необходимых условий дляэффективного использования.
Для финансирования конкретных мероприятий в сфереэнергосбережения в этот период предлагается создание в Крыму наосновании Закона Украины об энергосбережении региональноговнебюджетного фонда энергосбережения, порядок формирования инаполнения которого должен быть определен постановлениемВерховного Совета Крыма. Средства этого фонда не подлежатвключению в бюджет и могут расходоваться только целенаправленно.За счет этого фонда возможно финансированиенаучно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в сфереэнергосбережения, внедрения в производство новых энергосберегающихтехнологий и оборудования, предоставления льгот и инвестиций дляразработки отраслевых и местных энергосберегающих программ.Предоставление инвестиций и кредитов должно происходить навозвратной основе за счет стоимости сэкономленных энергоресурсов.
Возможно также привлечение внебюджетных специальных средствинновационного и инвестиционного фондов Крыма, а также долевыесредства потребителей энергоресурсов.
ВТОРОЙ ЭТАП: 2001-2005 г. В этот период прогнозируетсяпроцесс подъема экономики Украины, в том числе и Крымскогорегиона. Величина общей экономии энергоресурсов должна бытьувеличена за счет реализации мероприятий по осуществлениюповсеместного качественного учета расхода всех видовэнергоресурсов, полной ликвидации дотации на стоимостьэнергоресурсов и осуществления среднезатратных инвестиционныхпроектов по использованию новых технологий и установок дляиспользования нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
Поскольку большая часть энергосберегающих мероприятий в этотпериод имеют малый срок окупаемости и высокую экономическуюэффективность, то их финансирование возможно как за счетпривлечения частного капитала, так и средств из различныхвнебюджетных фондов.
ТРЕТИЙ ЭТАП: 2006-2010 г. В этот период должно произойтиосуществление межотраслевой и внутриотраслевой структурнойперестройки, что требует значительных инвестиционных вложений длясоздания производств с использованием новейших энергоэффективныхтехнологий, отказа от производства неэффективной, с точки зрениярасхода энергоресурсов, продукции, создания эффективного механизмаэкономического влияния на политику энергосбережения. В конце этогопериода годовое потребление энергоресурсов может быть снижено до30-35% от существующего потребления.
В этот период должна произойти стабилизация экономики Крыма.В регионе должны накопиться значительные государственные и частныесредства, которые возможно уже использовать для внедрения новыхэнергосберегающих технологий и оборудования. Энергосбережениестановится существенной частью государственной политики, поэтомугосударство вынуждено будет вкладывать часть средствцентрализовано. В финансировании крупномасштабных проектов поэкономии энергии важную роль должен сыграть региональный фондэнергосбережения.
Особенность энергосберегающих предложений и программ состоитв том, что в результате их реализации возникает экономия средств,которые при правильной организации дела должны вернуться в фондсначала для использования в новых инвестиционных программах, ачерез некоторое время после накопления средств, полученных отсокращения затрат на импорт топлива, они могут стать источникомбюджетных накоплений.
1.4. Экономическая, экологическая и социальная
значимость результатов реализации Программы
Внедрение плана малозатратных энергосберегающих мероприятий иперспективных направлений по экономии ТЭР до 2010 г.,предусмотренных данной Программой, позволит достичь значительныхэкономических результатов в стабилизации и подъеме экономикиКрыма. Это обусловлено тем, что потребности региона вэнергоносителях будут в большей степени удовлетворяться за счетповышения эффективности их использования на местах потребления изначительно меньше за счет увеличения их поставок из другихрегионов Украины и стран СНГ.
При этом капитальные затраты, необходимые для реализациирегиональной Программы по энергосбережению, будут значительноменьше, чем затраты на добычу и транспортировку соответствующегоколичества природного газа и нефтепродуктов. Расчеты показывают,что благодаря внедрению энергосберегающих мероприятий и технологийв производство в различных отраслях экономики Крыма, возможноснижение почти в два раза объема импорта топливных ресурсов, чтопозволит значительно повысить экономическую и энергетическуюстабильность Крымского региона в целом.