П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
СОВЕТА МИНИСТРОВ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О мерах по легализации заработной платы и занятости населения
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2010, N 7, ст. 553 )
Заслушав информацию министра экономики Автономной Республики Крым Вербы С.И. по вопросу легализации заработной платы и занятости населения, Совет министров Автономной Республики Крым отмечает следующее.
Повышение уровня и создание условий для своевременной выплаты заработной платы, легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда являются одними из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.
В 2009 году по сравнению с предыдущим годом среднеучетное количество штатных работников больших и средних предприятий уменьшилось на 10,6 тыс. человек, или на 2,6%. Работодатели при оформленных трудовых договорах на полный рабочий день фактически применяли неполную занятость с сокращением уровня оплаты труда.
В 1 квартале 2010 года отмечается рост фонда оплаты труда штатных работников более чем на 300 млн. грн., или 17%, а также среднеучетного количества штатных работников на 6,2 тыс. человек, или 1,6%.
Вместе с тем, удельный вес предприятий и предпринимателей - физических лиц, выплачивающих заработную плату ниже минимальной или не оформляющих в соответствии с действующим законодательством трудовые отношения с наемными работниками, существенно возрос.
В 2009 году и 1 квартале 2010 года Государственной налоговой администрацией в Автономной Республике Крым при проверке свыше семи тысяч предприятий выявлены начисления заработной платы ниже минимальной на более чем 30% из них.
В результате работы налоговой службы с предпринимателями - физическими лицами легализован труд 4,3 тыс. наемных работников с суммарным доходом 3,6 млн. грн., в бюджет перечислено 400,0 тыс. грн. налога с доходов физических лиц.
Удельный вес налога с доходов физических лиц в объеме налогов и сборов общего фонда сводного бюджета Автономной Республики Крым за 2009 год и 1 квартал 2010 года составил около 60%. В местных бюджетах он составляет от 44% по г. Ялте до 83% по г. Армянску.
Таким образом, наличие теневого сектора в сфере трудовых отношений значительно ограничивает доходную часть местных бюджетов.
Потенциальным источником наполнения местных бюджетов и Пенсионного фонда Украины является налогооблагаемая сумма невыплаченной заработной платы, которая по состоянию на 01.05.2010 года составляет 83,6 млн. грн. При условии ее полной ликвидации дополнительные поступления налога с доходов физических лиц составят около 12 млн. грн.
Для недопущения образования задолженности по заработной плате и начислениям в бюджетной сфере в 2010 году предусмотрен механизм оформления органами местного самоуправления краткосрочных ссуд в органах казначейства с последующим их погашением местными бюджетами.
За 4 месяца текущего года 76 местным бюджетам 19 регионов Автономной Республики Крым, в том числе бюджетам 6 городов и 13 районов, потребовалось привлечение краткосрочных казначейских ссуд.
Сумма привлеченных средств в местные бюджеты на 01.05.2010 года составила более 250 млн. грн.
Так, по бюджету г. Симферополя и его районным бюджетам по сравнению с прошлым годом объем оформленных краткосрочных ссуд увеличился в 1,9 раза и составил 128 млн.грн., или более 50% от общей суммы.
Территориальной государственной инспекцией труда в Автономной Республике Крым за 2009 год проведено 1,9 тыс. проверок субъектов хозяйственной деятельности, в том числе 468 проверок предпринимателей -физических лиц, из которых у 171 (36,5%) установлены нарушения в части использования наемного труда без надлежащего оформления трудовых отношений. Материалы проверок по 77 предпринимателям – физическим лицам переданы в органы прокуратуры, по 55 – составлены административные протоколы на сумму 31,1 тыс. грн.
За 1 квартал 2010 года по итогам 409 проверок составлено 232 (56,7%) протокола об административных нарушениях; по 83 предприятиям, учреждениям, организациям материалы переданы в органы прокуратуры.
Полномочия должностных лиц Территориальной государственной инспекции труда в Автономной Республике Крым в сфере контроля за легализацией заработной платы и ликвидацией задолженности по ее выплате ограничиваются фиксированием нарушений и применением штрафных санкций.
Значительно влияет на результат этой работы и человеческий фактор, когда между работником и работодателем достигается соглашение о работе в "черную" и об отказе от требований выплаты заработной платы в срок.
Предпосылки этому - низкая правовая культура большей части населения и нежелание обращаться в суды, опасение потерять работу из-за ограниченных возможностей рынка труда, отсутствие действенных профсоюзных организаций, коллективных договоров, комиссий по трудовым спорам и др.
Для субъектов хозяйственной деятельности начисления на фонд оплаты труда остаются значительной нагрузкой, одной из самых высоких в странах СНГ (37,6%), что является определяющим фактором тенизации рынка труда.
Наиболее низкий уровень налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (от 21% до 26%) в Казахстане, Азербайджане, Таджикистане и России.
В 2009 году и 1 квартале 2010 года в 19 регионах Крыма (кроме городов Симферополь, Керчь, Ялта, Бахчисарайского, Симферопольского и Раздольненского районов) при исполнительных комитетах городских советов и районных государственных администрациях в Автономной Республике Крым были созданы рабочие группы (комиссии) по вопросам легализации выплаты заработной платы и занятости населения, в которые вошли представители налоговых органов, Пенсионного фонда Украины, Территориальной государственной инспекции труда в Автономной Республике Крым.
Наиболее активно работа в данном направлении проводилась в г. Евпатории (199 заседаний), г. Феодосии (71 заседание).
Помимо заседаний в 2009 году проведено комиссиями 1,4 тыс. проверок, за 1 квартал 2010 года – 281 проверка соблюдения норм законодательства о труде.
Нарушения выявлены на 246 предприятиях, в организациях и у 295 физических лиц - предпринимателей.
Наибольший удельный вес в соответствии с действующим законодательством неоформленных трудовых отношений зафиксирован у физических лиц - предпринимателей (35% от количества проверенных в 2009 году и 12% – за текущий период 2010 года).
Значительные суммы неуплаченных налога с доходов физических лиц в местные бюджеты и страховых взносов в Пенсионный фонд Украины выявлены у физических лиц-предпринимателей в г. Ялте (293,2 тыс.грн.) и Красногвардейском районе (21,7 тыс.грн.).
При Совете министров Автономной Республики Крым создано 5 консультативно-совещательных органов по вопросам занятости и оплаты труда. При этом в задачи и функции ни одного из них не входят вопросы легализации заработной платы.
Не организована системная информационная и разъяснительная работа республиканских и местных органов исполнительной власти совместно с внебюджетными государственными социальными страховыми фондами о преимуществах оформления трудовых отношений и уплаты страховых взносов. В то время как согласно действующему пенсионному законодательству задолженность перед Пенсионным фондом Украины и неуплата пенсионных взносов исключает возможность включения соответствующих периодов в трудовой стаж.
Для органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти выплата легальной заработной платы в размерах не ниже среднеотраслевого уровня, отсутствие задолженности перед бюджетом и Пенсионным фондом Украины должны стать главными критериями отбора предприятий для участия в государственных и региональных бюджетных программах финансовой поддержки, в аукционах и конкурсах, в получении других преимуществ, разрешений и т.п.
Совет министров
Автономной Республики Крым
постановляет:
1. Информацию министра экономики Автономной Республики Крым о мерах по легализации заработной платы и занятости населения принять к сведению.
2. Министерству труда и социальной политики Автономной Республики Крым, Министерству экономики Автономной Республики Крым, Государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым, Главному управлению Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, Территориальной государственной инспекции труда в Автономной Республике Крым, Крымскому республиканскому центру занятости в срок до 15 июля 2010 года подготовить предложения о внесении изменений в законодательные акты по реформированию отношений в сфере занятости, оплаты труда, социального страхования и контроля за соблюдением законодательства о труде для рассмотрения на заседании Регионального комитета по экономическим реформам, в том числе:
2.1. О введении единого социального взноса и понятия "индикативного фонда заработной платы", от которого предприятия обязаны осуществлять отчисления в бюджет и социальные фонды.
2.2. О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины в части:
- установления оплаты труда пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки, но не менее установленного на данный период законодательством размера минимальной заработной платы;
- оформления субъектом предпринимательской деятельности – физическим лицом трудовых отношений с наемным работником с момента фактического допуска к работе путем получения разрешения службы занятости в упрощенной форме (в виде талона или иного документа);
- осуществления учета новых рабочих мест по территориальному принципу, а не по месту регистрации субъекта хозяйственной деятельности;
- наделения полномочиями органов исполнительной власти Автономной Республики Крым по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении.
2.4. О расширении полномочий Государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым и ее территориальных органов по осуществлению проверок предприятий, производственных, складских, подсобных помещений, залов, баров, летних площадок в части соблюдения законодательства о труде и проверки достоверности информации о вакансиях в формах отчетности.
2.5. О наделении инспекторов Территориальной государственной инспекции труда в Автономной Республике Крым дополнительными полномочиями с целью ликвидации задолженности по заработной плате, нелегальной занятости.
2.6. О расширении полномочий Крымского республиканского центра занятости и его территориальных органов по контролю за обеспечением предоставления работодателями установленных форм отчетности и применению финансовых санкций в случае выявления нарушений.
3. Министерству труда и социальной политики Автономной Республики Крым в срок до 15 июля 2010 года:
3.1. Внести предложения по изменению порядка работы действующих консультативно-совещательных органов республиканского и местного уровня для рассмотрения вопросов легализации заработной платы и занятости населения.
4. Министерствам, республиканским комитетам Автономной Республики Крым, исполнительным комитетам городских советов и районным государственным администрациям в Автономной Республике Крым в срок до 1 сентября 2010 года проанализировать свои акты, касающиеся отбора предприятий для участия в государственных и региональных бюджетных программах, в аукционах и конкурсах, для предоставления льгот и преимуществ (разрабатывать новые положения, порядки и т.п.) с учетом определения главных критериев - среднеотраслевой размер заработной платы и отсутствие задолженности перед бюджетом и Пенсионным фондом Украины и в случае необходимости внести в них изменения.
5. Рекомендовать Государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым:
5.1. Активизировать работу по реализации мероприятий "Заработная плата без конвертов" с освещением ее результатов в средствах массовой информации и периодическим вынесением соответствующих результатов работы на заседания Совета министров Автономной Республики Крым.
5.2. В срок до 5 августа 2010 года провести анализ видов и показателей деятельности физических лиц-предпринимателей на соответствие количеству наемных работников, которое отражено в отчетности.
Результаты анализа направить Министерству экономики Автономной Республики Крым и в Представительство Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в Автономной Республике Крым для принятия мер согласно компетенции.
5.3. В случае установления нарушений законодательства о труде при проведении плановых (внеплановых) проверок информировать Территориальную государственную инспекцию труда в Автономной Республике Крым, городских голов и председателей районных государственных администраций в Автономной Республике Крым.
5.4. Провести совместно с органами местного самоуправления первоочередные мероприятия по добровольной регистрации частных домовладений, осуществляющих временное размещение отдыхающих, как мини- гостиниц и пансионатов, а также легализации наемных работников сферы услуг.
5.5. Ежеквартально представлять Республиканскому комитету Автономной Республики Крым по информации материалы о работе, проводимой по легализации заработной платы и резонансных случаях, выявленных налоговыми органами.
6. Министерству экономики Автономной Республики Крым, Представительству Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в Автономной Республике Крым в срок до 1 сентября 2010 года подготовить для рассмотрения на заседании Координационного совета по вопросам развития предпринимательства в Автономной Республике Крым вопрос о легализации наемного труда физических лиц – предпринимателей.
7. Министерству экономики Автономной Республики Крым вопрос о легализации наемного труда включать в повестку дня заседаний Комитета по обеспечению поступлений налогов, сборов и повышению эффективности работы предприятий.
8. Министерству образования и науки Автономной Республики Крым, Министерству по делам семьи и молодежи Автономной Республики Крым совместно с Крымским республиканским центром занятости обеспечить в срок до 1 августа 2010 года участие в телеэфирах, опубликование статей в прессе, выпуск тематических листовок, организацию "круглых столов" с целью формирования положительной мотивации к легальной трудовой деятельности у молодежи.
9. Рекомендовать Крымскому республиканскому центру занятости постоянно проводить разъяснительную работу о недопущении использования наемного труда с нарушением законодательства через средства массовой информации, а также путем личного приема руководителей предприятий и организации тематических семинаров.
10. Рекомендовать Главному управлению Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, Территориальной государственной инспекции труда в Автономной Республике Крым, Крымскому республиканскому центру занятости ежеквартально представлять Республиканскому комитету Автономной Республики Крым по информации материалы о работе, проводимой по легализации занятости, и выявленных резонансных случаях.
11. Республиканскому комитету Автономной Республики Крым по информации:
11.1. Обеспечить в срок до 1 августа 2010 года размещение социальной рекламы относительно экономических, социальных и этических преимуществ получения легальных доходов с примерами социально-ответственного бизнеса, создания достойных условий труда и уровня заработной платы.
11.2. Обеспечивать ежеквартальное обнародование в средствах массовой информации сведений о наиболее резонансных случаях нарушения законодательства о труде субъектами хозяйственной деятельности.
12. Рекомендовать исполнительным комитетам городских советов, районным государственным администрациям в Автономной Республике Крым:
12.1. В срок до 15 июля 2010 года направить предложения Министерству труда и социальной политики Автономной Республики Крым по расширению полномочий для осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде предприятиями, учреждениями, организациями.
12.2. В месячный срок разработать и принять на уровне городов и районов план мероприятий по легализации заработной платы и занятости населения.
12.3. Обеспечить взаимодействие с налоговыми инспекциями по реализации мероприятий "Заработная плата без конвертов".
12.4. Оказывать всестороннее содействие территориальным органам Главного управления Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, Территориальной государственной инспекции труда в Автономной Республике Крым, территориальным органам Крымского республиканского центра занятости в осуществлении полномочий по погашению задолженности перед Пенсионным фондом Украины, по заработной плате предприятиями всех форм собственности, легализации заработной платы и занятости населения.
12.5. Обеспечить своевременное оформление краткосрочных ссуд местных бюджетов в органах Государственного казначейства Украины с целью недопущения возникновения кредиторской задолженности по оплате труда и перед Пенсионным фондом Украины в бюджетной сфере.
12.6. Осуществлять ежеквартальный мониторинг размера заработной платы, заявленной в объявлениях о приеме на работу, и фактического размера заработной платы на основе информации органов статистики и других учреждений и организаций.
13. Рекомендовать Республиканской организации работодателей "Организация работодателей Крыма", отраслевым объединениям и ассоциациям работодателей, общественным и профсоюзным организациям и объединениям:
13.1. Активизировать свое влияние на процессы легализации заработной платы и занятости населения, совершенствование коллективных, договорных отношений для усиления правовой и социальной защиты наемных работников.
13.2. Принять участие в разработке и продвижении законодательных инициатив Совета министров Автономной Республики Крым в сфере оплаты труда и занятости населения.
14. Рекомендовать руководителям предприятий всех форм собственности:
14.1. Обеспечить легальную занятость и оформление трудовых отношений в соответствии с законодательством о труде.
14.2. Принять меры для полного погашения и не допускать возникновение задолженности по заработной плате.
14.3. Обеспечить соблюдение минимальных гарантий в оплате труда, поэтапное доведение среднемесячной заработной платы до среднеотраслевого уровня, а также своевременную регистрацию наемных работников в службе занятости.
14.4. Установить контроль и закрепить ответственных работников за предоставлением в Крымский республиканский центр занятости и Главное управление статистики в Автономной Республике Крым утвержденных форм отчетности по труду и заработной плате.
14.5. Инициировать в трудовых коллективах разработку, обсуждение и подписание коллективных договоров с отражением в них вопросов легальной выплаты заработной платы, недопущения задолженности по заработной плате и перед Пенсионным фондом Украины.
15. Информацию о выполнении постановления ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направлять Совету министров Автономной Республики Крым.
16. Постановление опубликовать в газете "Крымские известия".
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Председателя Совета министров Автономной Республики Крым Джарты В.Г.
Председатель Совета министров Автономной Республики Крым | В. ДЖАРТЫ |
Министр Совета министров Автономной Республики Крым | Е. НЕТЕЦКАЯ |
г. Симферополь,
от 6 июля 2010 года
№ 244