П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
СОВЕТА МИНИСТРОВ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О тарифной политике на жилищно-коммунальные
услуги и основных направлениях ее реализации
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2002, N 7, ст. 652 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями Совета Министров АРК N 469 ( rb0469001-03 ) от 09.09.2003 N 669 ( rb0669001-03 ) от 23.12.2003 N 191 ( rb0191001-04 ) от 12.05.2004 N 247 ( rb0247001-04 ) от 08.06.2004 )
Действующая система тарифов на жилищно-коммунальные услуги неотвечает экономической ситуации в связи со значительным разрывоммежду тарифами для разных групп потребителей и реальной стоимостьюуслуг. Поддержание низкого уровня тарифов для населенияосуществляется в основном за счет перекладывания затрат на прочихпотребителей.
В 1997-2001 гг. уровень возмещения населением стоимостикоммунальных услуг неуклонно снижался и в среднем по Крымусоставил:
%
------------------------------------------------------------------
| 1997 г.|1998 г.|1999 г.|2000 г.|2001 г.
-------------------------+--------+-------+-------+-------+-------
услуги водоснабжения | 54 | 41 | 33 | 31 | 31
| | | | |
услуги водоотведения | 50 | 40 | 31 | 33 | 28
| | | | |
услуги теплоснабжения | 68 | 69 | 46 | 44 | 54
| | | | |
содержание жилья | 79 | 79 | 76 | 67 | 60
------------------------------------------------------------------
За период действия тарифов цены на топливно-энергетическиересурсы, доля которых в себестоимости жилищно-коммунальных услугдостигает 40-70 процентов, увеличились в 2-4 раза, комплектующие изапчасти - в 2 раза, химреагенты - в 1,5 раза.
Административное сдерживание тарифов для населения в условияхинфляции и практически без выделения дотаций предприятиямжилищно-коммунального хозяйства привело к значительному удорожаниюстоимости услуг для прочих потребителей. Не возмещаемая бюджетомсумма затрат от оказания услуг населению перекладывается в тарифыдля прочих потребителей.
Задолженность потребителей за предоставленные предприятиямиРеспубликанского комитета по жилищно-коммунальному хозяйствууслуги по состоянию на 16.05.2002 г. составила 283 млн. грн., втом числе долги населения - 150 млн. грн., хозрасчетныхорганизаций - 84 млн. грн., бюджета - 40 млн. грн., кроме того,задолженность государственного бюджета по льготам - 8 млн. грн.,по субсидиям - 0,5 млн. грн. Все это привело к ухудшениюфинансового состояния предприятий, росту задолженности заэнергоносители. Общая сумма кредиторской задолженности посостоянию на 16.05.2002 г. составила 183 млн. грн., из нее долгиза природный газ - 67 млн. грн., за электрическую энергию -96 млн. грн. В условиях неплатежей ухудшается качество услуг, чтовызывает справедливые нарекания населения.
В целях создания условий для обеспечения населениякачественными жилищно-коммунальными услугами, повышенияответственности предприятий коммунального хозяйства за соблюдениемдоговорных обязательств перед потребителями, стимулированияресурсосбережения и снижения производственных затрат, а также дляпринятия экономически и социально обоснованных решений порегулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги,руководствуясь Законами Украины "О ценах и ценообразовании"( 507-12 ), "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ),"О местных государственных администрациях" ( 586-14 ),постановлениями Кабинета Министров Украины от 25 декабря 1996 годаN 1548 ( 1548-96-п ) "Об установлении полномочий органовисполнительной власти и исполнительных органов городских советовпо регулированию цен (тарифов)", от 28 октября 1997 года N 1168( 1168-97-п ) "Об усовершенствовании системы государственногорегулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги",от 30 декабря 1997 года N 1497 ( 1497-97-п ) "Об утвержденииПравил предоставления населению услуг по водо-, теплоснабжению иводоотведению", от 22 июня 1998 года N 939 ( 939-98-п )"Об усовершенствовании государственного регулирования размераквартирной платы и платы за содержание домов и придомовыхтерриторий",
Совет министров
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Установить, что основными направлениями реализациитарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг АвтономнойРеспублики Крым являются:
снижение себестоимости услуг за счет уменьшения затрат ипотерь топливно-энергетических ресурсов, закупки топлива натендерной основе и внедрения мини-котельных;
оптимизация норм потребления услуг; повышение
заинтересованности населения в установке приборов учета тепла и
воды;
поэтапное реформирование тарифов для населения и приведениеих в соответствие с реальными, экономически обоснованнымизатратами;
проведение мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услугии финансово-экономических показателей деятельности предприятий.
( Пункт 2 утратил силу на основании Постановления СоветаМинистров АРК N 191 ( rb0191001-04 ) от 12.05.2004 )
3. В основу реализации тарифной политики заложитьразграничение полномочий по регулированию тарифов нажилищно-коммунальные услуги между исполнительными органами местныхсоветов и Советом министров Автономной Республики Крым.
3.1. Исполнительные органы сельских, поселковых и городскихсоветов устанавливают тарифы на производство тепловой энергии,услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, по уборке,вывозу и уничтожению твердых бытовых отходов и жидких нечистот,оказываемые предприятиями и организациями коммунальнойсобственности соответствующей территориальной громады, плату запользование жильем и за содержание жилья в границах установленныхпредельных размеров.
3.2. Совет министров Автономной Республики Крым устанавливаеттарифы на производство тепловой энергии, услуги теплоснабжения,водоснабжения, водоотведения, по уборке, вывозу и уничтожениютвердых бытовых отходов и жидких нечистот, оказываемыепредприятиями всех форм собственности, кроме предприятий иорганизаций коммунальной собственности соответствующейтерриториальной громады (села, поселка, города); предельныеразмеры платы за пользование жильем и за содержание жилья.
( Пункт 3 в редакции Постановления Совета Министров АРК N 469( rb0469001-03 ) от 09.09.2003, с изменениями, внесенными всоответствии с Постановлениями Совета Министров АРК N 669( rb0669001-03 ) от 23.12.2003, N 247 ( rb0247001-04 ) от08.06.2004 )
4. Районным государственным администрациям, горисполкомамобеспечить проведение мониторинга тарифов на жилищно-коммунальныеуслуги и финансово-экономических показателей деятельностипредприятий коммунальной собственности в разрезе населенныхпунктов района (города). Ежеквартально, в срок до 20 числа месяцаследующего за отчетным, представлять Министерству экономикиАвтономной Республики Крым информацию по формам установленногообразца.
5. Рекомендовать исполнительным органам сельских, поселковыхи городских советов:
разработать схемы теплоснабжения и водоснабжения городов инаселенных пунктов, на основе которых формировать производственныеи инвестиционные программы;
проводить работу с жителями многоквартирных домов посамоорганизации собственников квартир в объединения совладельцев ипривлечению их к управлению и эксплуатации жилых домов;
создать службу "Заказчика" для проведения конкурсов на правообслуживания объектов жилищно-коммунального назначенияпредприятиями различных форм собственности;
обеспечить стопроцентное введение договорных отношений междупроизводителями и потребителями услуг с целью их гарантированногопредоставления;
пересмотреть нормы потребления воды с целью их упорядоченияисходя из условий деятельности предприятий и рационального,экономного расходования водных ресурсов;
обеспечить организацию работы в области цен в пределахпредоставленных полномочий, создать соответствующие подразделения;
устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги исходя изоценки реальных затрат, необходимых для поддержанияработоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенногопункта;
принять меры по улучшению организации предоставлениянаселению субсидий для возмещения затрат на оплатужилищно-коммунальных услуг;
обеспечить проведение перерасчетов размера платы запредоставленные услуги в случае снижения их качества;
для заинтересованности населения в установке индивидуальныхприборов учета внедрить в практику дифференциацию тарифов науслуги теплоснабжения и водоснабжения, в зависимости от наличияили отсутствия приборов учета тепла и воды;
при формировании и исполнении местных бюджетовпредусматривать средства, необходимые для управления коммунальнымимуществом и выполнения местных программ развитияжилищно-коммунального хозяйства, в том числе установления приборовучета тепла и воды;
привлекать для установления приборов учета иные источникифинансирования (средства населения, кредитные средства и другие);
результаты работы по упорядочению тарифов освещать всредствах массовой информации с изложением экономическогообоснования их изменения.
6. Внести изменения в состав рабочей группы по рассмотрениювопросов, связанных с реформированием жилищно-коммунальногохозяйства, утвержденный распоряжением Совета министров АвтономнойРеспублики Крым от 16 апреля 2002 года N 119-р ( rb119p001-02 )"О создании рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных среформированием жилищно-коммунального хозяйства АвтономнойРеспублики Крым".
6.1. Рабочей группе по рассмотрению вопросов, связанных среформированием жилищно-коммунального хозяйства в срок до1 августа 2002 года представить Совету министров АвтономнойРеспублики Крым предложения по установлению экономическиобоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги на базе ихреальной стоимости.
7. Республиканскому комитету по жилищно-коммунальномухозяйству Автономной Республики Крым в срок до 1 августа 2002 годапредставить Совету министров Автономной Республики Крымобоснованные предложения по совершенствованию структуры управленияжилищно-коммунальным хозяйством Крыма.
8. Министерству экономики Автономной Республики Крым:
8.1. Обеспечить оказание методологической помощиисполнительным комитетам органов местного самоуправления повопросу формирования и применения тарифов на жилищно-коммунальныеуслуги.
8.2. Осуществлять ежеквартальный мониторинг тарифов нажилищно-коммунальные услуги в Автономной Республики Крым ипредставлять информацию Совету министров Автономной РеспубликиКрым.
9. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложитьна заместителя Председателя Совета министров Автономной РеспубликиКрым Бабенко Г.А.
10. Постановление опубликовать в газете "Крымская газета".
Председатель Совета министров
Автономной Республики Крым С.КУНИЦЫН
Министр Совета министров
Автономной Республики Крым О.УДОВИНА
г. Симферополь,
11 июня 2002 г.
N 193