МИНИСТЕРСТВО ДОХОДОВ И СБОРОВ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
27.08.2013 № 9818/6/99-99-24-02-02-15 |
О предоставлении информации для общественной организации
В Департаменте таможенного дела Министерства доходов и сборов Украины обработано обращение <...> в связи с поступлением письма <...> (далее - Общественная организация) <...> о предоставлении разъяснений норм законодательства по вопросам классификации товаров при таможенном оформлении.
По результатам обработки обращения Общественной организации сообщаем следующее.
Классификация товаров для целей таможенного оформления осуществляется согласно требованиям Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (далее - УКТ ВЭД), которая является товарной номенклатурой Таможенного тарифа Украины, утвержденного Законом Украины от 05.04.2001 № 2371-III "О Таможенном тарифе Украины" (с изменениями и дополнениями), с учетом Основных правил интерпретации УКТ ВЭД и определяющих для классификации характеристик товара.
С целью обеспечения единого толкования и применения УКТ ВЭД в Украине введены Пояснения к УКТ ВЭД, утвержденные приказом Гостаможслужбы Украины от 30.12.2010 № 1561 (с изменениями).
В отношении указанных в письме Общественной организацией вопросов предоставляем следующие ответы:
1. Правомерны ли действия, когда таможенные органы задним числом (через полтора - два года после ввоза товаров на таможенную территорию Украины) принимают решение об определении кода товаров (осуществляя переклассификацию)?
Согласно положениям статьи 69 Таможенного кодекса Украины (далее - ТКУ) таможенные органы осуществляют контроль правильности классификации товаров, представленных к таможенному оформлению, согласно УКТ ВЭД . В случае выявления в ходе таможенного оформления товаров или после него нарушения правил классификации товаров таможенный орган имеет право самостоятельно классифицировать такие товары. В соответствии с п. 3 статьи 345 ТКУ таможенные органы имеют право осуществлять таможенный контроль путем проведения документальных выездных (плановых или внеплановых) и документальных невыездных проверок соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, в том числе и относительно правильности классификации в соответствии с УКТ ВЭД товаров, в отношении которых проведено таможенное оформление.
Также в соответствии с п. 8 статьи 345 ТКУ в случае отмены, изменения по результатам документальной проверки решений относительно классификации товаров для таможенных целей, принятых таможенными органами в соответствии со статьей 69 ТКУ , действия, совершенные предприятием во исполнение таких решений, не влекут применения штрафных санкций, кроме случаев, если указанные решения были приняты на основании представленных предприятием недостоверных документов, недостоверной информации и/или вследствие непредставления предприятием всей имеющейся у него информации, необходимой для принятия указанных решений, что существенно повлияло на характер этих решений.
2. Действительно ли под решением Комитета по ГС в первую очередь следует понимать классификационные решения (classification ruling), принятые Комитетом в отношении конкретных продуктов с указанием возможных кодов и - в некоторых случаях - со ссылкой на Основные правила интерпретации ГС в качестве обоснования?
К Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - Конвенция) Украина присоединилась 17.05.2002 согласно Указу Президента Украины от 17 мая 2002 года № 466/2002 .
Классификационные решения Комитета по ГС (classification ruling) являются обязательными для исполнения членами ВТО, в случае если таможенная администрация страны - члена ВТО не предоставила оговорки относительно несогласия в срок, определенный Комитетом по ГС, через полгода со дня принятия решения на сессии и два месяца после опубликования решения Комитетом по ГС.
3. Действительно ли Рекомендации по классификации определенных товаров, предоставляются Секретариатом ВТО в ответ на специальные запросы администраций государств - членов ВТО и, следовательно, не являются императивными?
Рекомендации по классификации отдельных товаров, предоставляемые Секретариатом, не являются императивными для таможенной администрации страны - члена ВТО, однако, как правило, таможенные администрации прислушиваются к мнению Секретариата ВТО, как высшего органа ВТО по вопросу классификации. В случае несогласия таможенная администрация может обратиться в Секретариат для включения вопроса для рассмотрения на очередной сессии ВТО для принятия классификационного решения Комитета по ГС.
4. Правомерно ли применение ГТСУ и таможенными органами рекомендаций относительно классификации Секретариата в процессе осуществления контроля за правильностью классификации товаров с учетом того, что рекомендации не являются решениями Комитета по ГС и в качестве одной из установок при классификации не упоминаются ни в ТКУ , ни в Порядке № 650 , а следовательно, не имеют обязательной силы при классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины?
В соответствии с положениями части (іі) статьи 3 Конвенции каждая Договорная Сторона обязуется применять Основные правила интерпретации ГС, а также все примечания к разделам, группам и подпозициям, не изменять содержание разделов, групп, товарных позиций или подпозиций ГС.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2012 г. № 428 утвержден Порядок ведения УКТ ВЭД. Согласно пункту 3 данного Порядка УКТ ВЭД состоит (на уровне 6-ти знаков кода) на основе ГС Всемирной таможенной организации (далее - ВТО) и Комбинированной номенклатуры Европейского союза (далее - КНЕС) (на уровне 7-го и 8-го знаков кода).
Таким образом, классификация товаров с нарушением правил классификации товаров недопустима и является нарушением как международного договора, так и законов Украины.
С целью урегулирования сложных вопросов, связанных с разным видением классификации товаров между таможенными администрациями некоторых стран и Украиной Министерство доходов и сборов Украины обращается за разъяснениями в Секретариат ВТО, а также принимает участие в обсуждении вопросов по классификации товаров на сессиях ВТО.
Разъяснения ВТО основываются на Основных правилах интерпретации ГС, примечаниях к разделам, группам, товарным позициям и подпозициям. Для принятия классификационных решений Комитет использует, в частности, выводы научного и технического комитетов. Сложные случаи классификации также выносятся Комитетом для обсуждения на сессиях ВТО.
Также информируем, что согласно решению 90-й сессии ВТО с июня 1997 года Совет таможенного сотрудничества постановил, что Секретариат больше не предоставляет пояснений относительно классификации товаров в ответ на запросы от частных фирм.
Директор Департамента таможенного дела | А. Дороховский |