• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Санітарні правила устрою, обладнання, утримання і режиму спеціальних загальноосвітніх шкіл-інтернатів для дітей з вадами у фізичному і розумовому розвитку

Органи влади СРСР | Правила, Норми, Інструкція, Витяг від 06.03.1986 № 4076-86
Реквізити
  • Видавник: Органи влади СРСР
  • Тип: Правила, Норми, Інструкція, Витяг
  • Дата: 06.03.1986
  • Номер: 4076-86
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Органи влади СРСР
  • Тип: Правила, Норми, Інструкція, Витяг
  • Дата: 06.03.1986
  • Номер: 4076-86
Документ підготовлено в системі iplex
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ СССР
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Главный государственный
санитарный врач СССР
П.Н.Бургасов
06.03.1986 N 4076-86
СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра
просвещения СССР
В.Д.Шадриков
28.02.1986
( Санитарные правила не применяются на территории Украины в соответствии с Приказом Министерства охраны здоровья N 144 от 20.02.2013 )
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии
I. Общие положения
Для детей школьного возраста, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, в системе Министерства просвещения СССР и союзных республик организуются специальные общеобразовательные школы-интернаты.
Указанные школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное пребывание детей; допускается пребывание детей на продленном дне, а для детей, не имеющих родителей - круглогодичное пребывание.
В этих учреждениях, в зависимости от их типа и срока обучения, дети получают образование за курс восьмилетней или средней общеобразовательной школы.
В специальных общеобразовательных школах-интернатах воспитательная, общеобразовательная и профессиональная подготовка проводятся в сочетании с лечебно-восстановительными и оздоровительными мероприятиями, направленными на коррекцию основного дефекта развития, а также восстановление или компенсацию утраченных функций. Деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих дефекты в физическом и умственном развитии, определяются соответствующими положениями и инструкциями Министерства просвещения СССР.
Зачисление в эти школы-интернаты осуществляется на основании заключения медико-педагогической комиссии, в состав которой входят: детский психоневролог, оториноларинголог, офтальмолог, психолог, ортопед, логопед, педагог-дефектолог, представители народного образования и здравоохранения.
В случае необходимости и при наличии надлежащих условий при специальных общеобразовательных школах-интернатах разрешается открывать дошкольные отделения и вспомогательные классы для детей с различными сопутствующими дефектами умственного или физического развития.
В соответствии с действующими типовыми положениями, утвержденными Министерством просвещения СССР (1978-79 гг.), специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющие недостатки в физическом или умственном развитии, подразделяются на следующие типы;
1. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.
В их составе могут организовываться вспомогательные классы для детей, у которых, помимо двигательных расстройств, наблюдаются явления олигофрении в степени дебильности.
2. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющие в своем составе одно или в зависимости от контингента учащихся два отделения:
- 1-ое отделение с одиннадцатилетним сроком обучения и подготовительным классом для детей с общим недоразвитием речи;
- 2-ое отделение с десятилетним сроком обучения для детей с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
При школе-интернате могут быть организованы дошкольные воспитательные группы (старшая и подготовительная с одно-двухлетним сроком пребывания для детей с нарушением речи.
3. Школы-интернаты для детей с нарушениями зрения:
а) специальные общеобразовательные школы-интернаты для слепых детей;
б) специальные общеобразовательные школы-интернаты для слабовидящих детей.
При них могут создаваться дошкольные группы (старшие и подготовительные) с одно- двухгодичным сроком пребывания, а также вспомогательные классы для слепых и слабовидящих детей, имеющих отклонения в умственном развитии. В случае необходимости в школах-интернатах для слабовидящих детей могут создаваться классы для слепых, а в школах-интернатах для слепых - классы для слабовидящих детей при условии раздельного их обучения.
4. Школы-интернаты для детей с нарушениями слуха:
а) специальные общеобразовательные школы-интернаты для глухих детей, с подготовительным классом, в которых при наличии соответствующего контингента детей организуются классы для глухих детей со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата, классы для умственно-отсталых (в степени дебильности), а также дошкольные группы для детей 4-6 -летнего возраста с одно-, двух-, трехгодичным сроком пребывания;
б) специальные общеобразовательные школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших детей, имеющих два отделения:
- 1-ое отделение с десятилетним сроком обучения для детей с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
- 2-ое отделение с двенадцатилетним сроком обучения для детей с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
При школах-интернатах для слабослышащих и позднооглохших детей могут быть организованы классы для детей со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата, умственноотсталых (в степени дебильности), а также дошкольные группы для детей 4-6 лет с одно-, двух- и трехгодичным сроком пребывания.
5. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для умственно отсталых детей (вспомогательные школы). Курс неполной средней школы.
6. Специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития.
Наличие основного дефекта развития оказывает существенное влияние на функциональное состояние всего организма детей и вызывает вторичные сопутствующие отклонения в их психическом, соматическом и физическом развитии:
- у детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, помимо двигательных расстройств, чаше всего наблюдаются явления олигофрении в степени дебильности;
- у глухих детей могут отмечаться сложные формы нарушения опорно-двигательного аппарата, а также умственного развития;
- у детей слабослышащих и позднооглохших - легкое или глубокое недоразвитие речи, сложные формы нарушения опорно-двигательного аппарата и умственного развития, а также снижение функциональных возможностей зрения;
- у слепых и слабовидящих детей - различные отклонения в умственном развитии, ухудшение функции слуха и другие.
Дефекты физического и умственного развития неблагоприятно отражаются на общем состоянии здоровья, показателях физического развития и общей физической подготовке детей. У таких детей, как правило, отмечается общая соматическая ослабленность, снижение обменных процессов и реактивности организма, нарушение двигательной активности, а также быстрая утомляемость и пониженная работоспособность во время учебных занятий и при других видах деятельности, что затрудняет обучение и восстановление нарушенных функций. Все это требует особого внимания к созданию в специальных общеобразовательных школах-интернатах для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, оптимальных условий среды с учетом специфики каждого типа учреждения. От соблюдения гигиенических требований к устройству, оборудованию и содержанию зданий специальных общеобразовательных школ-интернатов, а также наполняемости классов и воспитательных групп, в значительной степени зависит организация правильного воспитания, обучения и лечения детей, успешное проведение восстановительных, оздоровительных и профилактических мероприятий, возможность дифференцированного подхода при их осуществлении.
Общее количество учащихся в школах-интернатах: для детей с тяжелыми нарушениями речи, глухих и слабослышащих - 304 учащихся; для слепых и слабовидящих - 282 учащихся; для умственно отсталых детей - 292 учащихся; для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами - 372 учащихся.
В соответствии с Положениями о специальных школах-интернатах и Постановлением Совета Министров СССР N 25 от 5 января 1984 г. установлено следующее количество детей в классах и воспитательных группах, в зависимости от профиля учреждения (табл. 1).
Таблица 1
Количество учащихся в классах и детей в воспитательных группах в зависимости от типа школы-интерната
Тип школы-
интерната
Кол-во детей в классах и группах
классвоспит. группавспомогательные
классвоспит. группа
1. Для детей с
последствиями
полиомнелита и
церебральными
параличами
12125-710-12
2. Для детей с
тяжелыми
нарушениями речи
1210
20
(VI-XI)
3. Для слепых и
слабовидящих детей
12125-710-12
4. Для глухих и
слабослышащих и
позднооглохших
детей
1212
24-25
(VI-VII)
5-710-12
5. Для умственно
отсталых детей
1616
20
(VI-VIII
и IX кл)
6. Для детей с
задержкой
психического
развития
20-
II. Требования к размещению и участку
Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, должны размещаться в наиболее благоприятных природных и гигиенических условиях: на обособленных участках, в озелененных районах, желательно в пригородной зоне или вблизи парков и внутри квартальных зеленых массивов; вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей и дорог с интенсивным движением транспорта, а также других источников шума, загрязнения воздуха и почвы. Участок рекомендуется располагать удобно по отношению к источникам водоснабжения, электроснабжения, инженерным коммуникациям; он должен иметь удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.
Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с нарушениями слуха должны располагаться в наиболее тихих районах населенного пункта, удаленных от транспортных магистралей и проездов, радиостанций, радиорелейных установок пунктов, чтобы исключить возможность нарушения работы аудиометрической аппаратуры.
При создании специальных дошкольных учреждений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, рекомендуется предусматривать единый комплекс учреждений (детский сад - школа) на одном участке. Это способствует большей преемственности в воспитании и обучении детей с нарушениями развития. Каждое из этих учреждений должно размещаться в отдельном здании или блоке при строгом соблюдении принципа изоляции детей разного возраста как в зданиях, так и на участке.
При определении общей площади участка, набора площадок и их оборудования необходимо учитывать для каждого типа школы-интерната специфику использования участка как в оздоровительновосстановительных целях, так и для учебно-профессиональной подготовки. Участки специальных общеобразовательных школ-интернатов требуют более развитого состава игровых площадок, большей площади учебно-опытной зоны, в отдельных случаях расширенного набора площадок для трудового обучения и профессиональной подготовки, специального оборудования и оснащения их. Это прежде всего относится к школам-интернатам для слепых, слабовидящих и умственно отсталых детей, а также для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Площадь земельного участка не должна быть менее 2,2-2,5 га (в зависимости от профиля учреждения).
Плотность застройки участка не должна быть более 20%.
Примерный состав и площади элементов участка для специальных общеобразовательных школ-интернатов разного профиля с учетом специфики их использования приводится в приложении 1.
В зависимости от местных условий и вместимости учреждений допускается увеличение количества площадок.
На земельных участках специальных общеобразовательных школ-интернатов должны предусматриваться площадки для встречи родителей с детьми.
При наличии в составе школы интерната дошкольных групп набор площадок для детей дошкольного возраста и их оборудование должны соответствовать требованиям Инструкции по проектированию дошкольные учреждений для детей с недостатками физического и умственного развития. (СН 540-81).
При зонировании участка следует учитывать удобство связи отдельных групп помещений с соответствующими зонами н площадками на участке.
Учебно-опытная зола располагается на расстоянии от здания школы-интерната не менее одной его высоты. Допускается ее разделение аллеями и дорожками.
Игровые площадки для активного и тихого отдыха желательно располагать в непосредственной близости от выходов из учебно-жилых и групповых ячеек здания, что особенно важно для детей дошкольного возраста. Для дошкольников и школьников с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и умственно отсталых детей непосредственная удобная связь учебно-жилых помещении с площадками на участке является обязательной.
Площадки для тихого отдыха рекомендуется размещать вдали от спортивной зоны и площадок для подвижных игр, разделяя их посадками кустарников и деревьев.
Хозяйственная зона должна быть изолирована от других зон участка, размещаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный выезд на улицу. Хозяйственные постройки на хозяйственном дворе (хозяйственный корпус, сарай, овощехранилище) рекомендуется строить по типовым проектам.
Во избежание травматизма подходы к зданию, пути движения воспитанников на участке к площадкам для отдыха, спортивным и учебным не должны пересекаться с проездами для транспорта. Все подъезды и подходы к зданию в пределах участка, территории хозяйственного двора должны быть асфальтированы или иметь другое твердое покрытие.
Озеленение участка должно составлять не менее 50% его территории. Категорически запрещается посадка деревьев и кустов с ядовитыми плодами и ягодами, а также колючих кустарников.
Планировка и оборудование участка и отдельных площадок должны учитывать особенности деятельности и физических возможностей детей с нарушениями развития. Особые требования предъявляются к участкам общеобразовательных школ-интернатов для слепых, слабовидящих, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
а) на территории участка школ интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 5 град., а ширина их, не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м они должны иметь площадки для отдыха:
б) на участках для слепых и слабовидящих детей ширина прогулочных дорожек, для безопасности передвижения детей, должна быть не менее 3 м и иметь двустороннее ограждение двух уровней: перила на высоте 90 см и планка - на высоте 15 см. Ограждения предусматриваются для всех предметов, которые могут быть препятствием при ходьбе детей: деревья, кустарники, столбы и др.
Около поворотов, вблизи перекрестков, у зданий, около столбов и других препятствий дорожки должны иметь крупнозернистую структуру покрытий (к асфальту добавляется гравий). Шероховатая поверхность покрытий служит сигналом для замедления ходьбы. Асфальтированные дорожки должны иметь дугообразный профиль в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5-15 см). Для выработки ориентации у слепых детей целесообразна посадка деревьев с разным запахом (хвойные, фруктовые и др.). Для слабовидящих детей в качестве ориентира могут высаживаться яркие цветы.
Для физических упражнений и игровой деятельности слепых и слабовидящих детей с целью облегчения овладения пространством, развития свободы и ловкости движений, особенно для проведения восстановительных мероприятий и развития компенсаторных реакций у слепых детей, необходимо устраивать специальные площадки, с ограждением ровной утрамбованной или покрытой травой поверхностью. В качестве ограждения таких площадок рекомендуется устраивать канавки шириной 15-20 см или, при травяном покрытии, снимать дерн полосой 1-1,5 м, а при утрамбованном - обкладывать дерном или засеивать травой.
Заборы, стены, столбы и другие препятствия должны отстоять от границы игровых площадок на расстоянии не менее 2,5-3,0 м. Защитная полоса вокруг площадки может быть наклонной (под углом 10-12 град., шириной не менее 3,0-3,5 м), длина игровой площадки 10-20 м.
Участок специальных школ-интернатов любого профиля должен иметь ограждение высотой не менее 2,0 м.
В вечернее время на территории участка должно быть обеспечено искусственное освещение, исходя из нормы в 20 лк на земле при лампах накаливания и 40 лк при люминесцентных лампах.
III. Основные требования к зданию специальных общеобразовательных школ-интернатов
Строительство новых и реконструкция действующих (старых) специальных школ-интернатов разного типа должны осуществляться по типовым проектам и проектам реконструкции, разработанным в соответствии с заданиями на проектирование, утвержденными Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре (Госгражданстроем) при Госстрое СССР, а также в соответствии с требованиями СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".
По вместимости специальные общеобразовательные школы-интернаты могут быть одно- и двух-комплектными.
Допускается строительство специальных школ-интернатов, кооперированных с детским садом (комплексы), по специальным заданиям на проектирование, утвержденным в установленном порядке и согласованным с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
При строительстве или организации дошкольных групп в составе специальных школ-интернатов наборы площади, а также оборудование участков и помещений должны соответствовать "Инструкции по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями умственного и физического развития" СН 540-81.
При размещении специальной общеобразовательной школы-интерната на участке и выборе композиционного решения здания необходимо соблюдать требования к ориентации окон учебных, спальных и других помещений по сторонам горизонта, установленные действующими нормами проектирования общеобразовательных школ, школ-интернатов и дошкольных учреждений, а также дополнительные требования, указанные в табл. 2.
Таблица 2
ПомещенияСевернее 45 град. с.ш.Южнее 45 град. с.ш.
оптимальнаядопустимаяоптимальнаядопустимая
12345
1. Классная комнатаЮ, В,
ЮВ
не более
25% на Ю-З
и З
Ю. Ю-Влюбая,
кроме З и
Ю-З
2. Кабинет черченияСлюбаяСлюбая
3. Лаборатория
биологии
ЮЮ-В,ЗЮВ, Ю-В, Ю-З
4. Спальнялюбая, кроме северной части горизонта от
315 град. до 45 град. с.ш.
5. Логопедический
кабинет
Ю, Ю-В, Влюбая,
кроме З,
Ю-З
Ю, Ю-Влюбая,
кроме З,
Ю-З
6. Плеопто-
ортоптическая
комната, кабинеты
врача окулиста,
педиатра, психиатра
СВ, С-В, С,
С-З
З
СВ, С-З
7. Комната с ванной
для массажа,
лечебные комнаты
для электро-
и теплолечения,
комнаты массажа,
физиотерапевтический
кабинет
Юбез
ограничений
Юбез
ограничений
8. Медицинская
процедурная комната
Вто жеЮто же
Примечание. В школах-интернатах для слепых, слабовидящих, а также глухих и слабослышащих детей классные комнаты и другие учебные кабинеты и лаборатории должны иметь только оптимальную ориентацию, учитывая большую нагрузку на зрительный анализатор.
Специфика организации учебно-воспитательного процесса, а также проведение в условиях учебного учреждения комплекса лечебно-восстановительных мероприятий определяют более сложный состав и большие нормы площади основных помещений, а также особые требования к взаимному их расположению.
Состав и площади помещений специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, принимается согласно приложениям 2 и 3.
Конструктивные и объемно-планировочные решения зданий должны учитывать климатические условия районов строительства и функциональное назначение учреждений.
Специальные общеобразовательные школы-интернаты могут размещаться в одном здании блочного типа, в нескольких корпусах, соединенных темплыми переходами (в I, II, III климатических районах) или в отдельных корпусах (в IV климатическом районе).
Этажность зданий должна учитывать контингент воспитанников школ-интернатов (дефекты физического развития, затрудняющие передвижение, нарушение координации движений, ослабление или отсутствие зрения и др.) и обеспечивать возможность удобной, простой и короткой связи не только внутри здания и в пределах учебно-жилой ячейки, но и с участком. Поэтому, как правило, здания не должны быть выше двух этажей.
Это правило обязательно соблюдается при строительстве школ-интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, а также умственно отсталых.
Для глухих и слабослышащих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи допускается строительство трехэтажных здании при наличии сложных грунтовых условий и сложного рельефа, а также при реконструкции зданий в затесненной, сложившейся городской застройке. В этих случаях необходимо соответствующее обоснование и согласование с местными органами государственного санитарного надзора. В условиях сложного рельефа рекомендуется устройство непосредственного выхода из первого и второго этажей на уровень планировочной отметки земли.
При организации в специальной общеобразовательной школе-интернате групп дошкольного возраста, групповые ячейки должны размещаться в изолированных зданиях или блоках высотою не более двух этажей.
Высота всех помещений (от пола до пола вышележащего этажа) за исключением зальных, должна быть не ниже 3,3 м, а спортивного зала не менее 6,0 м. Высота актового зала должна обеспечивать возможность нормальной видимости при демонстрации кинофильмов и быть не менее 4,5 м, высота обеденного зала - 3,6-4,2 м.
Планировочное решение здания, независимо от профиля школы-интерната, должно обеспечивать четкое деление здания на две основные функциональные группы помещений (учебно-жилую и общешкольную). При этом следует предусматривать удобные и короткие связи между учебно-жилой и общешкольной группой помещений с соблюдением автономности их размещения и эксплуатации, а также возможность проведения общешкольных мероприятий и организации карантина.
Учебно-жилые и общешкольные помещения, в зависимости от их назначения, следует располагать в самостоятельных блоках. Учебно-жилые блоки не допускаются проходные, они должны быть изолированы от помещений, являющихся источниками шума, пыли, запаха, и иметь удобные связи с общешкольными помещениями и участком.
Помещения, режим использования которых сопровождается шумом и может причинять беспокойство проживающим детям и мешать или нарушать работу педагогического, медицинскою или административного аппарата (бойлерные с насосными установками, производственные помещения, мастерские, охлаждаемые камеры с насосным отделением, вентиляционные камеры, компрессорные, учебно-производственные мастерские и др.), нельзя размещать смежно, а также над и под спальными комнатами, учебными, лечебно-диагностическими помещениями.
К группе учебно-жилых относятся помещении для учебных занятий (классы), отдыха (рекреация, гостинные), сна (спальни), санитарные узлы, комната для чистки одежды и обуви, комната дежурного воспитателя, подсобные и другие помещения, в зависимости от профиля учреждения и возраста детей.
Учебные и жилые помещения в специальных школах-интернатах рекомендуется группировать по типу учебно-жилых ячеек, дифференцированных по возрастному принципу, в зависимости от комплектации классов и воспитательских групп: для учашихся воспитанников подготовительных классов, для I-III или I-IV; IV- VIII и V-VIII;IX-X, IX-XI или IX-XII классов.
Допускается объединять в учебно-жилые ячейки помещения (учебные, рекреации, спальни, санитарные узлы и др.) для одной подготовительной группы, двух классных групп I-III или I-IV классов, двух-трех групп IV-VIII классов или двух-четырех для V-VIII и IX-XII классов.
Учебно-жилые ячейки для воспитанников разных возрастных групп должны быть не проходными, изолированными друг от друга и от общешкольных помещений.
Планировка учебно-жилых ячеек должна предусматривать удобные и короткие связи между классами, рекреационными н спальными помещениями, чтобы максимально сократить затраты времени на переходы, сохранить силы детей и время для их отдыха, облегчить наблюдение воспитателей за детьми, создать подобие домашней обстановки. Все это особенно важно для детей, имеющих дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
Помещения учебно-жилых ячеек начальных классов следует размешать в отдельном блоке в пределах одного этажа, что особенно важно для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
Учебно-жилые помещения для воспитанников среднего и старшего возраста должны иметь более четкое отделение учебных секций от спальных помещений (в пределах одного или двух этажей); спальные помещения для мальчики и девочек размещаются в разных блоках или на разных этажах (примерный состав и площади учебно-жилых помещений для воспитанников I-IV; V-VIII и IХ-XII классов приведены в приложении 2 и 3).
Группа общешкольных помещений должна включать: учебные кабинеты и лаборатории, которые рекомендуется группировать в специальные учебные секции и размещать в отдельном блоке, но в удобной связи со спальными помещениями для воспитанников среднего и старшего возраста; помещения для трудовой и профессиональной подготовки; спортивный зал; актовый зал; пищеблок-столовую; библиотеку-читальный зал; кружковые комнаты; медицинские помещения; административно-хозяйственные помещения.
Учебные помещения. Площади и конфигурация учебных помещений (классов, кабинетов и лабораторий) должны обеспечивать правильную расстановку мебели и оборудования, благоприятные условия для зрительной работы учащихся (нормируемые уровни естественного освещения и угол рассматривания), условия для правильной организации педагогического процесса - в зависимости от профиля учреждения.
Площадь учебных помещений в специальных общеобразовательных школах-интернатах разного профиля должна приниматься из расчета на одного учащегося от 2,0 до 3,5 кв.м:
- для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития - 2,2 кв.м.;
- для детей с последствиями полиомиелита и с церебральными параличами 3,5 кв.м.;
- для всех остальных детей - 3,0 кв.м.
Во всех специальных общеобразовательных школах-интернатах необходимо предусматривать комнаты для индивидуальных занятий учащихся из расчета не менее 4,0 кв.м. на одного воспитанника, размещаемые в группе учебно-жилых помещений.
В зависимости от профиля в специальных школах-интернатах должны предусматриваться следующие дополнительные кабинеты:
- для глухих, слабослышащих и с тяжелыми нарушениями речи - слуховой кабинет для фронтальных работ и кабинеты для индивидуальной работы учителя с учеником по развитию слуха и обучению произношения; кабинет для музыкально-ритмических занятий с зеркальной стеной и хореографическими станками;
- для умственно отсталых детей - логопедические кабинеты;
- для слепых и слабовидящих детей - логопедический и лингафонный кабинет, кабинеты машинописи, электротехники, лепки и рельефного рисунка, комнаты для индивидуальных занятий музыкой.
Входные двери в классы, кабинеты, лаборатория и аудитории следует делать однопольными и располагать со стороны стола учителя, что особенно важно для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта.
Все учебные и жилые помещения должны иметь сквозное проветривание.
Рекреации-гостинные в учебно-жилых ячейках и в учебных секциях следует предусматривать зального типа из расчета не менее 1,0 кв.м на одного учащегося.
Спальные помещения. Спальные помещения располагаются в учебно-жилых ячейках для учащихся начальных классов или группируются в самостоятельные спальные секции по возрастному принципу. Спальные помещения должны быть раздельными для мальчиков и девочек, независимо от возраста.
Для всех типов специальных школ-интернатов спальни рассчитываются на 4 человека независимо от возраста детей.
Площадь спален принимается из расчета 4,5 кв.м на одного воспитанника в школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами и 4,0 кв.м - для детей всех остальных типов специальных школ-интернатов.
При спальных помещениях, предусматриваются умывальные, уборные, комнаты личной гигиены девочек, душевые, комнаты для чистки одежды и обуви.
Для организации сна на воздухе целесообразно предусматривать веранды, расчитанные на 50% воспитанников, площадью из расчета 3,0 кв.м на одно место. Веранды могут использоваться также для прогулок во время перемен, поэтому они должны располагаться вблизи рекреаций и классов.
Помещения для трудового обучения. Для детей с недостатками физического и умственного развития трудовое обучение имеет не только учебное и оздоровительное, но и психологическое значение - оно подготавливает их к самостоятельной жизни, к общественно полезному труду.
Трудовое обучения и профессиональная подготовка проводится на базе мастерских и участке школы-интерната, а при наличии соответственных возможностей и на базе промышленных предприятий и сельскохозяйственных ферм.
В специальных школах-интернатах для трудового обучения воспитанников начальных классов (I-III и I-IV) предназначается мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся младших классов, которая размещается в блоке или вблизи блока учебно-жилых помещений; для воспитанников V-VIII и IX-XII классов предусматриваются мастерские, набор которых зависит от профиля школы-интерната. Помимо мастерских по обработке дерева и металла, рекомендуется предусматривать картонажные, швейные, переплетные, трикотажные, штамповочные и др., а также кабинеты профессиональной ориентации. Назначение мастерских может быть изменено в зависимости от профиля учреждения, от местных условий и наличия соответствующей производственной и сельскохозяйственной базы. При устройстве и оборудовании мастерских или при организации трудового обучения и профессиональной подготовки на других базах следует руководствоваться: СПиП П-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты"; Санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 1-7 классов (утв. Минздравом СССР 22 февраля 1985 г. N 3216-85; Санитарно-гигиенические требования к организации режима и условий обучения школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах и в цехах базовых предприятий (утв. Минздравом СССР 22 февраля 1985 г. N 3215-85); "Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся", утвержденными Министерством просвещении СССР 23 июня 1971 г. Учебные мастерские должны размешаться в отдельном блоке, иметь удобную связь с учебными помещениями и с участком:
- мастерские со станочным оборудованием располагаются только на первом этаже, причем из мастерской по обработке древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу;
- инструментальная размещается смежно с мастерскими по обработке дерева и металла;
- при расстановке оборудования следует учитывать, что примерное расстояние между рядами (проходы вдоль мастерской) должно быть не менее 130 см (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата рекомендуется до 170 см), между станками - не менее 80 см; между станками и верстаками - 90 см; от верстаков и станков до стены не менее 50 см; в столярной мастерской между верстаками - не менее 80 см.
В каждой мастерской необходимо устанавливать умывальники с подводкой горячей и холодной воды.
Мастерские оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией и современными местными пылеуловителями и вытяжными приспособлениями.
Спортивный зал.
Все специальные школы-интернаты для организации различных форм физического воспитания, независимо от вместимости, должны иметь спортивный зал площадью не менее 162 кв.м (9х18) и кабинеты или залы для лечебной физкультуры при медицинском блоке; в школах-интернатах для детей с нарушениями зрения (на 282 места), учитывая особенности педагогического процесса, предусматривается гимнастический зал площадью 282 кв.м (12х24) для занятий по физкультуре, ритмике, для развития двигательной и слуховой ориентации у детей (приложение 2-3).
Спортивный зал размещается на первом этаже здания и предусматривает непосредственную (или через коридор) удобную связь со спортивной зоной на участке.
Раздевальные и душевые при зале, раздельные для мальчиков и девочек, должны иметь непосредственную (или через коридор) связь с залом и оборудоваться шкафчиками с раздвижными дверцами, или вешалками для одежды и защитными щитами-экранами у входных дверей высотой 1,75 м. При раздевальной должен быть санитарный узел.
При спортзале предусматривается снарядная, в случае необходимости, двух-световая для хранения спортивного подвесного оборудования. Пол снарядной должен быть на одном уровне с полом зала без порога.
В специальных общеобразовательных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей планировка и оборудование гимнастического зала должны учитывать особенности ориентации детей с нарушением зрения, необходимость обучения их правильным навыкам ходьбы, в связи с чем следует предусматривать:
- разделение зала на две зоны: меньшую - "снарядную" или гимнастическую для занятий на снарядах и большую - основную для игровой деятельности; во избежание дезориентировки детей снаряды фиксируются стационарно; пол в меньшей части зала должен быть на 6-7 см выше (приподнятый), чем пол основной зоны. Пол основной части зала должен иметь однородную структуру покрытия;
- устройство вибрирующей полосы настила части пола по периметру вдоль стен зала и для разделения зала между двумя зонами; вибрирующая полоса между зонами зала должна иметь наклон в сторону большей части зала на 10-12 град.; для разделения зала используется спускающаяся сверху капроновая сеть, отягощенная грузилами (мешочки с песком);
- общепринятое в массовых школах оборудование (гимнастические стенки, конь, кольца, канаты, шесты, бревно и маты и др.), а также дополнительное - тренажеры разного типа, мишени для метания в них теннисных и хоккейных мячей и др.
В школах-интернатах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, следует иметь крытый плавательный бассейн с поднимающимся дном, что обеспечит занятия детей любого возраста, с разными поражениями двигательной сферы.
Рекомендуется предусматривать плавательные бассейны в учреждениях для детей с нарушением слуха, зрения, речи.
Состав и площади помещений бассейна следует принимать в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Наименование помещенийПлощадь (кв.м)
Зал с ванной120
Раздевальные (для мальчиков и девочек)20х2
Душевые при раздевальнях5х2
Уборные при раздевальнях4х2
Ножные ванны(1,0х0,85)х2
Помещение узла управления бассейном8
Инвентарная8
Комната инструкторов10
Комната медсестры6
Хлораторная8
Ванна бассейна имеет длину 12,5 м при ширине 6 м. Глубина ванны при занятиях детей 7-10 лет должна быть от 0,6 до 0,85 м, для детей 10-14 лет - от 0,8 до 1,05 м. Глубина ножной ванны, располагающейся по направлению движения из душевой в зал бассейна, 0,1 м. По периметру ванны предусматриваются обходные дорожки.
В плавательном бассейне для детей с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) необходимо предусмотреть дополнительные меры предосторожности: края ванны бассейна должны быть обтянуты резиной, мелкая часть ванны отделяется ограничительной доской из пенопласта (поперек ванны) и сеткой с грузилами; для спуска в ванну предусматриваются две дополнительные лестницы с перилами; вокруг ванны и вдоль стен должны быть перила на высоте 30 и 50 см от пола.
Расчетная температура воды в ванне бассейна должна быть 29 град.С, воздуха в зале - 30 град.С, в раздевальных и душевых - 25 град.С, поверхности обходных дорожек - 30 град.С.
Устройство бассейна должно соответствовать и главе СНиП П-76-78 "Спортивные сооружения".
Актовый зал должен обеспечивать возможность одновременного размещения 75-100% общего числа воспитанников, при норме площади не менее 0,6 кв.м на одно место. В специальных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей следует рассчитывать площадь зала на 80-100 воспитанников, по 0,65 кв.м на одно место, для умственно отсталых детей - эта норма увеличивается до 0,8 кв.м.
Актовый зал рекомендуется оборудовать экраном с механизмом предэкранного занавеса и механизмом зашторивания оконных проемов для затемнения помещения при показе фильмов в дневное и вечернее время. При актовом зале предусматривается киноаппаратная и эстрада. Глубина эстрады принимается не менее 3 м, пол эстрады должен быть приподнят над полом зала на 0,9 м.
Столовые. Помещения столовой выделяются в специальный блок на 1 этаже, имеют отдельный выход на хозяйственный двор и в случае размещения школы в нескольких зданиях - крытые переходы в учебные и жилые помещения.
Состав и площади помещений столовой принимают в соответствии с требованием СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты" из расчета работы на сырье. При этом учитываются следующие дополнительные требования:
- площадь обеденного зала принимается из расчета 1,3 кв.м на одно место при условии питания всех воспитанников в две смены (в школах-интернатах для детей с нарушением зрения - в одну смену);
- умывальники размещают в непроходных помещениях при обеденном зале или в ведущих в зал расширенных проходах и коридорах (до 3,6-4,0 м) из расчета 1 умывальник на 20 посадочных мест; для слепых и слабовидящих детей - 1 умывальник на 10 посадочных мест; для умственно отсталых - 1 умывальник на 15 посадочных мест.
Медицинские помещения. Медицинский пункт размещают на первом этаже в изолированном блоке. Врачебные и процедурные комнаты и кабинеты должны иметь удобную связь с учебно-жилыми и общешкольными помещениями. Изолятор отделяется от остальных помещений медицинского пункта шлюзом с умывальником, имеет самостоятельный выход на участок.
В зданиях специальных общеобразовательных школ-интернатов медицинский пункт предназначается не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и осуществление лечебной и коррекционно-восстановительной работы, что требует расширенного состава помещений (в соответствии с профилем учреждения). Кроме того, учитывая разнообразие заболевании, сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо предусматривать ряд дополнительных в сравнении со школами- интернатами общего типа медицинских помещений и специальное оборудование:
а) во всех типах специальных общеобразовательных школах-интернатах:
- физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех детей и водолечением для детей с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата;
- кабинеты или залы лечебной физкультуры, оборудованные гимнастическими и хореографическими стенками, для детей с нарушениями зрения рекомендуется иметь зеркала для наблюдения за выполнением упражнений и развития зрительного анализатора;
- логопедический кабинет;
б) в школах-интернатах для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата: кабинеты врача ЛФК, невропатолога, ортопеда, протезирования, гипсовая комната, мастерская по ремонту протезов и обуви, кабинеты трудотерапии, парафинолечения, озокирито- и гидротерапии;
в) школах-интернатах для умственно отсталых детей кабинет психиатра;
г) в школах-интернатах для детей с нарушениями слуха, с расстройствами речи - кабинеты: отоларинголога с аудио-метрической кабиной, кабинет для индивидуальной работы по развитию слуха и формирования произношения;
д) в школах-интернатах для детей с нарушениями зрения - офтальмологический кабинет, кабинет оптических средств коррекции развития й охраны остаточного зрения.
В озокеритной, кабинетах протезирования и гидротерапии полы должны быть из метлахской плитки.
IV. Естественное и искусственное освещение
Естественное освещение должно соответствовать требованиям главы СНиП П-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
Все помещения специальных школ-интернатов должны иметь непосредственное естественное освещение. Допускается освещение вторым светом проходных коридоров, не являющихся рекреационными, подсобных помещения столовой (кладовых, моечных), раздевальных при гимнастических залах (кроме школ-интернатов для детей с нарушениями зрения).
В складских и бытовых помещениях столовой, хозяйственных и инвентарных кладовых, снарядной, душевой и уборной при гимнастическом зале и уборных персонала освещение может быть только искусственным.
Все учебные помещения должны иметь обязательное боковое, левостороннее естественное освещение с применением солнцезащитных устройств. Недопустимо направление светового потока справа, спереди и сзади учащихся.
Коэффициент естественной освещенности (КЕО) для классных комнат, лабораторий, кабинетов, мастерских, а также других помещений для трудового обучения и занятий, связанных со зрительной работой, должен быть не менее 1,5%; в школах-интернатах для детей с нарушениями зрения и слуха - не менее 2,5%.
Во избежание слепящего действия солнечных лучей и ярких бликов света на доске остекление не доводится до передней торцевой стены (со стороны доски) на 0,75 м, что особенно важно для детей с нарушением зрения.
Для максимального использования дневного света и равномерного его распределения в учебных помещениях рекомендуется:
- деревья сажать не ближе 10 м от здания, кустарник - 5 м, ветки растущих около зданий деревьев коротко подрезать каждую весну; не окрашивать оконные стекла краской; не расставлять на подоконниках цветы; шторы (только из хлопчатобумажных тканей - поплина, репса, штапеля) размещать в простенках, чтобы они не закрывали стекла окон;
Запрещается использовать шторы из поливинилхлоридной пленки.
Шторы для затемнения кабинетов физики, химии и кинокласса в нерабочем положении не должны снижать освещенность:
- проводить очистку и мытье оконных стекол не реже 3-4 раз в год снаружи и не менее одного раза в месяц изнутри.
Окрашивать поверхности стен, потолка, пола и оборудования учебных помещений матовыми красками светлых тонов: потолок и верхнюю часть стены (выше 1,5 м от пола) - белой краской, панели (до 1,5 м от пола) - светло-зеленой, светло-желтой, бежевой, розовой с коэффициентом отражения не менее 0,60; пол - в светлые тона с коэффициентом отражения 0,25-0,30;
- для окраски рабочих поверхностей парт и столов применять гамму цветов (от светло- до темно-зеленого или цвет натуральной древесины) с коэффициентом отражения от 0,11 до 0,45;
- для классной доски использовать темно-зеленый или темно-коричневый цвета с коэффициентом отражения 0,10-0,30;
- двери, оконные рамы и переплеты рам окрашивать белой масляной краской.
В помещениях школ-интернатов для детей с нарушением зрения и слуха необходимо создавать оптимальные условия естественного н искусственного освещения для зрительной работы, учитывая большую нагрузку на зрительный анализатор у слабовидящих детей и большую компенсаторную роль зрения у глухих и слабослышащих детей в процессе обучения. Помимо перечисленных требований, необходимо предусматривать одностороннюю застройку коридоров и рекреаций с ориентацией учебных помещении только на одну, оптимальную сторону горизонта (Ю-В, Ю-В).
В учебных помещениях и спальных комнатах всех специальных общеобразовательных школ-интернатов во всех климатических районах должны предусматриваться солнцезащитные приспособления типа подъемно-поворотных жалюзей, расположенных между оконными рамами.
Искусственное освещение и электротехнические устройства во всех специальных общеобразовательных школах-интернатах должны соответствовать требованиям главы СНиП П-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования", за исключением школ-интернатов для детей с нарушениями зрения н слуха, где необходимо обеспечивать более высокие уровни искусственного освещения.
Наименьшие значения уровней искусственного освещения в помещениях школ-интернатов разного профиля приведены в приложениях 4-5.
Для общего освещения учебных и других помещений рекомендуются люминесцентные лампы типа ЛБ (белого света) и ЛЕ (естественного света).
В учебных помещениях должна применяться система общего освещения с раздельным включением светильников по рядам (парт, столов) и местного освещения (подсвета) классной доски. При люминесцентном освещении для снижения пульсации светового потока в учебные помещения рекомендуется вводить три раздельных провода на каждую линию светильников.
В мастерских, учительской, кабинете директора, кабинетах врачей и других помещениях, в зависимости от характера их использования, кроме общего, оборудуется местное освещение.
В логопедических кабинетах около зеркала должны устанавливаться настенные светильники местного освещения на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту источника света.
В учебных мастерских следует предусматривать "комбинированное" освещение: общее - с помощью люминесцентных - светильник типа ПВЛ (пылеводозащитные) и местное - светильниками типа "Альфа" с лампами накаливания низкого напряжения (40-60 Вт).
В школах для слепых и слабовидящих детей учебные помещения (классы, кабинеты, лаборатории, мастерские), а также читальные залы должны, быть оборудованы комбинированной системой искусственного освещения с лампами накаливания. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен быть дифференцированным в зависимости от вида зрительной патологии и составлять: для учащихся с высокой степенью осложненной близорукости и дальнозоркостью высокой степени - 1000 лк; для детей с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) - 1000-1500 лк; для учащихся, страдающих светобоязнью - не более 500 лк. Уровень искусственной освещенности от системы общего освещения не должен превышать 400 лк. Для создания комфортных световых условий учащимся со светобоязнью над их учебными столами (партами) следует предусматривать обязательное раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения. Каждое рабочее место должно быть оборудовано светильниками местного освещения с лампами накаливания 40 Вт. Светильники должны иметь жесткое крепление к поверхности стола и гибкий кронштейн, позволяющий менять угол наклона и высоту источника света. В целях безопасности необходимо предусмотреть скрытую электропроводку. Смешение спектров источников искусственного освещения, т.е. использование в одном помещении люминесцентных ламп и ламп накаливания не допускается.
Запрещается использование новых типов ламп и осветительной аппаратуры без разрешения учреждений санэпидслужбы.
Люминесцентные светильники в учебных помещениях устанавливаются параллельно линии окон. Общие требования к расположению светильников должны соответствовать требованиям "Санитарных правил по устройству и содержанию общеобразовательных школ" (М., 1975). Светильники очищают не реже 1 раза в 3 месяца; запрещается привлекать к очистке осветительной арматуры учащихся.
В вестибюлях, коридорах, рекреациях, гимнастических и актовых залах, учебных мастерских, на лестничных клетках должно быть оборудовано аварийное освещение (не менее 5 лк) на полу, по линии основных переходов на ступеньках лестниц.
Искусственное освещение следует включать в соответствии со световым календарем (приложение 6).
В специальных школах-интернатах, в зависимости от их профиля, кроме перечисленных выше условий, должны предусматриваться дополнительные устройства и электрооборудование:
а) для слепых и слабовидящих детей - дополнительные штепсельные розетки в соответствии с размещаемым оборудованием (в офтальмологических кабинетах и прилегающих к ним комнатах);
б) для детей с нарушениями слуха - розетки в учебных помещениях для использования технических средств обучения (на высоте 1,8 м от пола с автоматическим включением аппаратуры); кроме верхнего подсвета у доски, светильники с рассеивателями у зеркала (слева, справа, сверху), которые располагаются у мест для индивидуальных занятий педагогов с учащимися; каналы для слаботочных линий от пульта управления стола педагога к столам учащихся, оборудованных технической аппаратурой; магнетоиндукционная петля в гимнастическом зале; световая сигнализация: автоматические выключатели, клеммы заземления.