МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ
ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПИСЬМО
16.08.2012 № ДЦ-09-4005/0/6-12 |
Ваши обращения от 13.07.2012 г. № 7-59-к и № 7-31-к на имя Председателя правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы рассмотрены по поручению в пределах компетенции инспекцией по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины.
По итогам рассмотрения сообщаем следующее.
К вопросу первому.
Закон Украины от 01.03.91 г.
№ 803 "О занятости населения", с изменениями и дополнениями, определяет основные принципы участия предприятий, учреждений, организаций в реализации государственной политики занятости; нормами данного Закона предусмотрены обязанности предприятий, учреждений, организаций и ответственность в случае нарушения этих обязанностей.
В соответствии со статьей
18 Закона Украины
"О занятости населения" в составе государственной службы занятости создана инспекция, которая осуществляет контроль за исполнением законодательства о занятости предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и хозяйствования, фермерами и другими работодателями.
В соответствии со статьей
4 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV трудовые отношения не являются предметом регулирования данного Кодекса.
Правоотношения, возникающие между работодателем и наемным работником, регулируются законодательством Украины в сфере труда и занятости, в том числе
Кодексом законов о труде Украины и Законом Украины
"О занятости населения" , и не подпадают под регулирование нормативно-правовых актов Украины, регламентирующих вопросы осуществления хозяйственной деятельности.
Действие Закона Украины от 05.04.2007
№ 877-V "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (далее - Закон № 877-V) в соответствии со ст. 2 данного Закона распространяется только на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.
Следовательно, инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения не осуществляют мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере осуществления предприятиями, учреждениями, организациями, другими субъектами хозяйственной деятельности.
Контрольные мероприятия, которые в соответствии с определенными полномочиями осуществляются инспекциями государственной службы занятости, касаются исключительно вопросов соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и другими работодателями требований законодательства в сфере занятости населения, установленных Законом Украины
"О занятости населения" , то есть соблюдения работодателями законных прав, интересов и гарантий граждан и государства в сфере занятости.
К вопросу второму.
Для оформления разрешения на трудоустройство иностранца работодатели представляют в государственную службу занятости перечень документов в соответствии с пунктом 5
Порядка . В частности - заявление, обоснование целесообразности использования труда иностранца, а также проект трудового договора (контракта) работодателя с работником - иностранным гражданином, который заключается при условии оформления разрешения на использование труда данного иностранца. В этих документах указана должность (рабочее место), на которой предусматривается использование труда иностранного работника. Разрешение на использование труда иностранца выдается соответствующему работодателю на конкретную должность (рабочее место) органом государственной службы занятости по итогам рассмотрения документов, представленных работодателем.
Пунктом 16 данного
Порядка определены основания аннулирования разрешения на использование труда иностранца: разрешение аннулируется, в частности, в случае установления факта использования труда иностранца на иных условиях, нежели указанные в разрешении на использование труда иностранца, или другим работодателем.
Следовательно, действующими нормативно-правовыми актами Украины установлены ограничения относительно использования труда иностранцев, временно пребывающих в Украине, на нескольких рабочих местах (должностях) или двумя и более работодателями, в связи с чем государственная служба занятости не может выдать более одного разрешения на использование труда иностранца в период действия выданного разрешения.
К вопросу третьему.
Разрешение на трудоустройство в Украине не нужно иностранным гражданам, которые постоянно проживают в Украине (имеют вид на постоянное жительство в Украине).
Иностранные граждане, которые получили высшее образование в Украине и не имеют вида на постоянное жительство в Украине, имеют право работать в Украине при условии получения работодателем разрешения на использование труда иностранца или лица без гражданства.
К вопросу четвертому.
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии со статьей
5 Закона Украины
"Об обращениях граждан" в обращении должно быть указано в том числе местожительство гражданина, [и] обращение, оформленное без соблюдения требований вышеупомянутой статьи, возвращается заявителю.
Начальник инспекции | И. Довженко |