• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Санітарні правила для суден флоту рибної промисловості внутрішніх водоймищ СРСР

Головний державний санітарний лікар України  | Правила, Форма типового документа, Свідоцтво від 07.08.1980 № 2195-80
Реквізити
  • Видавник: Головний державний санітарний лікар України
  • Тип: Правила, Форма типового документа, Свідоцтво
  • Дата: 07.08.1980
  • Номер: 2195-80
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Головний державний санітарний лікар України
  • Тип: Правила, Форма типового документа, Свідоцтво
  • Дата: 07.08.1980
  • Номер: 2195-80
Документ підготовлено в системі iplex
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ СССР
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
А.И.Заиченко
07.08.1980 N 2195-80
СОГЛАСОВАНО
с Министерством рыбного
хозяйства СССР
с ЦК профсоюза рабочих
пищевой промышленности
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
для судов флота рыбной промышленности внутренних водоемов СССР
( С изменениями, внесенными в соответствии с Документом Министерства здравоохранения СССР N 2558-82 от 29.06.82 )
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение и применение Правил
1.1.1. Настоящие Правила устанавливают классификацию, основные санитарные требования к конструкции судов, устройству и оборудованию помещений и систем, мероприятия по защите судоэкипажей и окружающей среды от вредных воздействий, а также санитарные правила по содержанию этих судов в процессе эксплуатации в целях создания благоприятных для здоровья условий труда и быта экипажа, сохранения доброкачественной продукции промысла в процессе хранения и транспортировки.
1.1.2. "Санитарные правила для судов флота рыбной промышленности внутренних водоемов СССР" не повторяют требований, относящихся к безопасности плавания и к технике безопасности, которые регламентированы "Правилами классификации и постройки судов внутреннего плавания Речного Регистра РСФСР" и "Правилами техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР".
1.1.3. Действие настоящих Правил распространяется на все добывающие, обрабатывающие, приемотранспортные, вспомогательные суда промыслового флота внутренних водоемов СССР, используемые для поиска, лова, обработки (заморозки), хранения и транспортировки рыбы.
1.1.4. Настоящие Правила вступают в силу с 1 января 1982 г.
1.1.5. Строительство, переоборудование и модернизация судов по проектам, согласованным с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы до вступления в силу настоящих Правил, могут производиться до очередной корректировки проекта, но не более 6 лет с момента его согласования.
Примечание. По судам, строящимся за границей, - в течение срока действия контракта.
1.1.6. Суда, построенные до введения в силу настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с ними по системам: водоснабжения, сточной канализации, вентиляции, кондиционирования воздуха, а также уровням шума и вибрации в сроки, установленные органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы совместно с судовладельцами в порядке плановых заданий.
1.1.7. С вступлением в силу настоящих Правил "Санитарные правила для судов флота рыбной промышленности", изданные в 1959 г., в части требований к судам флота рыбной промышленности внутренних водоемов СССР отменяются.
1.2. Контроль за выполнением и применением Правил
1.2.1. Контроль за выполнением настоящих Правил осуществляется бассейновыми, портовыми и линейными санитарно-эпидемиологическими станциями на водном транспорте, а при их отсутствии - территориальными санэпидстанциями.
1.2.2. Министерства и ведомства, проектные организации, а также предприятия судостроения и судоремонта обязаны представлять на согласование с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы проектную и техническую документацию на строительство, переоборудование и ремонт судов в следующем порядке:
- в главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава СССР - проектную документацию на суда зарубежной постройки;
- в главные санитарно-эпидемиологические управления, санитарно-эпидемиологические управления Минздравов союзных республик - техническую документацию на типовое и серийное строительство судов (при серии более 5 единиц), а также индивидуальные проекты на строительство экспериментальных судов;
- в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции и, по их поручению, в портовые и линейные санитарно-эпидемиологические станции на водном транспорте - технические проекты на строительство единичных судов и серии до пяти судов, а также техническую документацию на ремонт и переоборудование судов.
1.2.3. Результаты согласования оформляются официальным документом. Срок действия согласования проектов устанавливается на 6 лет. По истечении этого срока строительство судов по данному проекту может быть разрешено только после повторного его согласования с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
1.2.4. Министерства и ведомства-судовладельцы обязаны включать представителей органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в состав государственных или ведомственных комиссий по приемке судов после их постройки, капитального ремонта или переоборудования, влияющего на санитарно-гигиенические условия, в соответствии с действующими СНиП III-3-76 "Правила производства и приемки работ".
1.2.5. Выявленные при приемке головного судна нарушения санитарно-гигиенических норм и правил должны быть устранены до сдачи этого судна в эксплуатацию, а проект откорректирован на всю серию.
При технической невозможности устранения указанных отступлений в период сдачи головного судна в эксплуатацию они устраняются в сроки, согласованные с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
1.2.6. Судовладельцы обязаны ежегодно предъявлять органам и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы к санитарному осмотру все суда, находящиеся в эксплуатации, независимо от их ведомственной принадлежности.
1.2.7. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы при соответствии судна требованиям настоящих Правил выдают администрации судна Судовое санитарное свидетельство на право плавания сроком на 1 год (прил. 1).
При отсутствии Судового санитарного свидетельства на право плавания или по истечении срока его действия эксплуатация судна не допускается.
Ответственность за сохранность Судового санитарного свидетельства на право плавания и своевременное возобновление срока его действия несет судовладелец.
Ответственность за выход судна в плавание без Судового санитарного свидетельства несет судовладелец.
1.2.8. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы имеют право в любое время предъявить судовладельцам и администрации судов требования по устранению выявленных нарушений санитарных норм и правил.
1.2.9. Ответственность за выполнение и соблюдение настоящих Правил возлагается на Министерство рыбного хозяйства СССР, Министерство судостроительной промышленности, а также другие министерства и ведомства, организации и предприятия, осуществляющие проектирование, строительство, переоборудование, ремонт и эксплуатацию судов.
Примечание. Эксплуатация судов в режиме, предназначенном для судов высшей группы, может осуществляться только с разрешения органов санитарно-эпидемиологической службы и технической инспекции ЦК профсоюзов.
1.2.10. На каждом судне должны быть следующие служебные санитарные документы:
- судовое санитарное свидетельство на право плавания;
- судовой санитарный журнал;
- свидетельство о дератизации.
Примечание. Для судов IV группы, не имеющих жилых помещений, судовые свидетельства и санитарные журналы должны быть у судовладельцев.
1.3. Классификация судов
1.3.1. Рыболовные суда внутренних водоемов в отношении применения настоящих Правил разделяются на 4 группы:
- I группа - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа на борту свыше 10 суток независимо от численности экипажа;
- II группа - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа на борту не более 10 суток и численностью экипажа не более 10 человек;
- III группа - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа на борту не более 5 суток и численностью экипажа не более 10 человек;
- IV группа - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа на борту не более одних суток и численностью экипажа не более 5 человек.
Если численность экипажа судна или продолжительность непрерывного пребывания членов экипажа на борту превышает установленную для той или иной группы величину, то судно приравнивается к более высокой группе.
1.4. Термины и определения
1.4.1. Промысловый флот внутренних водоемов включает следующие типы судов:
- добывающие - суда, предназначенные для ведения промысла и обработки объектов водного промысла;
- обрабатывающие - суда, предусмотренные для обработки объектов водного промысла;
- приемотранспортные - суда, предназначенные для приема груза в местах лова и транспортировки его к местам обработки;
- вспомогательные - суда, предназначенные для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и безопасности плавания и прочие суда (буксиры, брандвахты и другие несамоходные и стоечные суда).
1.4.2. Экипаж судна - личный состав, находящийся на борту судна и обеспечивающий плавание и производственную деятельность судна.
На судах, предназначенных для научных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и плавания, к числу экипажа причисляются все лица, связанные с деятельностью этих судов.
1.4.3. Командный состав - часть экипажа судна, отнесенная к данному составу в соответствии с действующим "Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР".
1.4.4. Команда - часть экипажа судна, не являющаяся командным составом.
1.4.5. Продолжительность рейса - время от момента выхода судна в рейс из порта приписки судна или места базирования до момента его возвращения в порт приписки или в другой порт для отдыха или смены экипажа.
1.4.6. Постоянное рабочее место - место постоянного (более 50% или более 2 ч непрерывно) пребывания членов экипажа или портовых рабочих во время исполнения на судне служебных обязанностей.
1.4.7. Временное рабочее место - место доступа, необходимое для управления и контроля за работой устройств, механизмов, систем и оборудования, используемое членами экипажа периодически.
1.4.8. Убежище - помещение (укрытие) от непогоды.
2. САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ СУДОВ
2.1. Общие положения и требования
2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения разделяются на следующие группы:
- жилые помещения (каюты) предназначены для проживания и отдыха экипажа;
- общественные помещения предназначены для организации и проведения культурно-массовых мероприятий, коллективного отдыха, питания экипажа;
- помещения пищеблока и продовольственных кладовых предназначены для разделки продуктов, приготовления пищи, раздачи пищи, хранения запасов провизии, а также для мытья столовой, чайной и камбузной посуды;
- санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые помещения предназначены для обеспечения личной гигиены и санитарно-бытового обслуживания экипажа;
- помещения медицинского назначения предназначены для оказания медицинской помощи экипажу при заболеваниях и несчастных случаях;
- помещения технической эксплуатации судна (рубки, центральные посты управления, посты управления) предназначены для выполнения работ по судовождению и радиосвязи, контролю за механизмами;
- помещения энергетических отделений (машинные отделения, котельные отделения, помещение рефрижераторных машин) предназначены для главных и вспомогательных механизмов;
- грузовые помещения (трюмы) предназначены для перевозки грузов;
- помещения судового снабжения предназначены для хранения судового имущества, расходных материалов;
- производственно-технологические помещения предназначены для обработки рыбы.
2.1.2. Взаимное расположение кают и помещений, в которых осуществляется рабочая деятельность экипажа, рекомендуется выполнять так, чтобы члены экипажа размещались по возможности вблизи мест их постоянной работы, а также с учетом их должностных категорий.
2.1.3. Двери всех помещений должны быть снабжены надписями, определяющими назначение помещения.
2.1.4. Не разрешается использовать для кают, общественных и медицинских помещений, помещения, не изолированные от влияния высоких и низких температур, шума и вибрации, электромагнитных полей (радиоволн), проникновения воды, испарений, запахов и газов, выделяемых работающими двигателями, котельными и холодильными установками;
примыкающие непосредственно к помещениям, предназначенным для хранения опасных и токсических материалов или грузов, влияющих на здоровье и жизнь людей;
не отделенные от малярной, аккумуляторной станции пожаротушения или фонарной газонепроницаемыми переборками, палубами или сообщающиеся с ними через общие помещения.
2.1.5. Все трапы в помещениях постоянного посещения экипажа должны быть расположены и устроены таким образом, чтобы пространство за трапом было легко доступно для уборки.
2.1.6. Высота судовых помещений в свету должна быть не менее 2,0. Для судов III и IV групп допускается иметь высоту помещения 1,9 м. Для судов III и IV групп светильники и воздухораспределители могут выступать не более чем на 100 мм.
2.1.7. Если на судне предусматриваются запасные места в каютах, необходимо их принимать в расчет при определении запасов питьевой и мытьевой воды, провизии и объема сточно-фановых цистерн.
2.2. Жилые помещения (каюты)
2.2.1. Для размещения экипажа на судах I, II, III групп должны быть предусмотрены каюты с индивидуальными спальными местами по числу членов экипажа.
2.2.2. Число мест в каютах, как правило, не должно превышать двух. На судах III группы допускается увеличение числа мест в каютах до четырех. Увеличение числа мест в каютах свыше двух на судах I и II групп может быть допущено по согласованию с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
2.2.3. Не разрешается устройство кают над топливными цистернами без устройства горизонтального коффердама высотой менее 0,6 м и рядом с топливными цистернами без вертикального коффердама шириной в одну шпацию.
Для предотвращения попадания воды в жилые помещения, имеющие непосредственный выход на открытую палубу, над трапами устраиваются тамбуры или капы, а также комингсы соответствующей высоты.
2.2.4. На судах длиной 25 м и менее высота жилых помещений, расположенных в трюме, может быть снижена на 150 мм только при технической невозможности соблюдения нормы, в таких случаях следует предусматривать сквозные световые фонари, возвышающиеся над палубой не менее чем на 0,4 м и имеющие в боковых стенках открывающиеся фрамуги или иллюминаторы.
2.2.5. Для всех кают экипажа полезная кубатура воздуха на одного человека должна быть не менее 6 куб.м.
Примечания:
1. Полезная кубатура помещений определяется умножением фактической высоты помещений на площадь, измеренную на полувысоте каюты; из полученного объема вычитается объем шкафов, рундуков и сквозных шахт (выгородок, вентиляционных труб), проходящих через каюту.
2. На судах длиной 25 м и менее допускается в отдельных случаях по согласованию с органами и учреждениями санэпидслужбы уменьшение полезной кубатуры воздуха на одного человека до 5,0 куб.м для судов I группы и до 4,0 куб.м для судов II-III групп.
3. В случае наличия кают со спальными местами на судах IV группы допускается снижение кубатуры воздуха на одного человека до 3,0 куб.м.
2.2.6. В каютах необходимо предусматривать мебель и инвентарь согласно табелю оснащения. Размеры коек, столов, стульев, шкафов, диванов и прочей судовой мебели должны соответствовать требованиям действующих стандартов.
В каютах на судах I группы должны быть установлены, а на судах II группы рекомендуется устанавливать умывальники с подводом горячей и холодной питьевой воды. Водоразборные краны должны быть оборудованы смесителями.
2.2.7. Койки в каютах могут устанавливаться не более чем в два яруса, причем расстояние между верхней кромкой нижней койки до нижней кромки верхней койки должно быть не менее 750 мм. От верхней кромки верхней койки до подволока должно быть расстояние не менее 800 мм.
Для судов III группы при расположении кают в корпусе судна в районе его лекальных обводов верхняя койка может быть смещена по отношению к нижней койке не более чем на 1/3 ее ширины или длины, а на судах длиной 25 м и менее - не более, чем на 1/2 ширины или длины.
2.2.8. При двухъярусном расположении коек должны быть предусмотрены устройства для удобного и безопасного доступа на верхние койки.
2.2.9. Ширина проходов в каютах между переборкой и параллельной боковой стороной койки или между параллельными койками должна быть не менее 700 мм.
2.2.10. Койки должны быть расположены, как правило, таким образом, чтобы отдыхающий был направлен головой к диаметральной плоскости судна или к носу судна.
Койки, как правило, должны быть доступны по всей их длине, в отдельных случаях допускается примыкание стола или шкафа к койке, но не более чем, на одну треть ее длины.
2.2.11. На судах I, II, III групп койки не должны располагаться под иллюминаторами и выходными отверстиями вентиляционных труб.
2.2.12. При расположении коек длинной стороной вдоль борта судна, необходимо предусматривать теплоизоляцию борта из расчета, чтобы температура внутренней поверхности зашивки борта на высоте 0,5 м от койки не отличалась от температуры воздуха в помещении более чем на 2 град.C, на остальной поверхности более чем на 4 град.C.
2.2.13. В каютах капитана, старшего механика и помощников капитана рекомендуется устанавливать помимо коек мягкие диваны для отдыха длиной не менее 1,7 м.
2.2.14. На палубных судах III, IV группы и других судах менее 25 м длиной, совершающих рейсы продолжительностью 12 ч и менее, может быть предусмотрено только убежище (укрытие от непогоды). При продолжительности рейса более 12 ч, но не свыше 24, на палубных судах могут быть оборудованы дежурные помещения для отдыха, приема пищи и укрытия от непогоды, рассчитанные на число членов экипажа свободных от вахт.
Минимальный перечень оборудования помещений
I. Дежурное помещение:
- плита для разогрева пищи;
- кипятильник непрерывного действия;
- холодильник (бытовой);
- умывальник с подводом горячей и холодной питьевой воды;
- стол;
- стулья из расчета размещения членов экипажа, свободных от вахт;
- шкаф хранения сухой провизии и хлеба;
- ларь для хранения овощей;
- диваны для лежания из расчета размещения членов экипажа, свободных от вахт;
- шкафы или вешалки для одежды на каждого члена экипажа.
Примечания:
1. В технически обоснованных случаях, по согласованию с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, допускается отсутствие кипятильника непрерывного действия, холодильника и подвода горячей воды к умывальнику.
2. В случае, если экипаж судна более 8 человек, должно быть выделено самостоятельное помещение для отдыха с установкой в нем диванов из расчета членов экипажа свободных от вахт, а также шкафов или вешалок из расчета на весь экипаж.
II. Убежище:
- стол (допускается откидной);
- табуретки или скамейки из расчета всех членов экипажа;
- вешалки для одежды (число крючков из расчета всех членов экипажа).
2.2.15. Каждое беспалубное судно длиной более 8 м должно иметь приспособления для установки навесов (тентов) и должно быть обеспечено: термосом для горячей пищи; бачком с питьевой водой емкостью не менее 5 л, а также приспособлением для закрепления его на судне, аптечкой.
2.3. Общественные помещения
2.3.1. Все общественные помещения в зависимости от их функционального назначения разделяются на:
- помещение для приема пищи - столовая;
- помещение для отдыха и культурно-массовых мероприятий - красный уголок.
Мебель и инвентарь общественных помещений предусматривается согласно табелю оснащения; размеры судовой мебели должны соответствовать требованиям действующих стандартов.
Примечание. Для судов III и IV групп длиной менее 8 метров допускается отступление размеров мебели от действующих стандартов.
2.3.2. На судах I, II и III групп должна быть оборудована столовая для экипажа. Столовая должна быть рассчитана для одновременного приема пищи не менее 50% всех членов экипажа. Площадь палубы должна быть по 0,9 кв.м на каждое место. На судах с количеством экипажа 5 человек и менее столовая может не предусматриваться, допускается совмещение столовой с камбузом. В этом случае площадь камбуза должна быть увеличена из расчета одновременного размещения 50% членов экипажа; для установки обеденного стола и стульев должна быть предусмотрена площадь из расчета 1 кв.м на одно посадочное место, для судов длиной до 25 м - 0,75 кв.м.
2.3.3. На судах I группы с числом экипажа 15 человек и более должен быть предусмотрен красный уголок. На судах I группы с числом экипажа менее 15 человек и на судах II группы с числом экипажа более 5 человек также должен быть предусмотрен красный уголок, который может быть оборудован в одном помещении со столовой, при этом полезная площадь столовой должна быть увеличена с учетом размещения оборудования красного уголка.
2.4. Санитарные помещения
2.4.1. Санитарно-бытовые помещения
2.4.1.1. К санитарно-бытовым помещениям относятся прачечные, сушильные, гладильные, кладовые для хранения белья, раздевальни.
2.4.1.2. На судах I группы с количеством членов экипажа 10 человек и более должны быть предусмотрены прачечные для стирки судового белья, личного белья экипажа и спецодежды.
На судах этой группы с меньшим количеством экипажа отдельное помещение для прачечной может быть не предусмотрено, но в умывальной должно быть установлено необходимое оборудование и соответственно этому увеличена площадь умывальной.
2.4.1.3. Прачечная должна быть оборудована электрической стиральной машиной с центрифугой, устройством для замачивания белья и столом для глажения.
2.4.1.4. В прачечную должна быть подведена холодная и горячая вода; для кранов должны быть предусмотрены гибкие шланги. При отсутствии на судне системы горячего водоснабжения в помещении должен быть установлен кипятильник соответствующей производительности.
2.4.1.5. Палуба прачечной должна быть покрыта водонепроницаемым настилом, переборки и подволок прачечной должны быть металлическими и окрашены красками светлых тонов.
2.4.1.6. В палубе прачечной должны быть устроены шпигаты, не допускающие скопления воды. Сток грязной воды из стиральных машин, центрифуг и из других устройств должен быть отведен непосредственно в сточный трубопровод.
В прачечной должны быть предусмотрены нескользкие резиновые или пластмассовые решетки и резиновые коврики, допускающие легкую очистку, мытье и дезинфекцию.
2.4.1.7. Для сушки белья вблизи прачечной должно быть оборудовано сушильное помещение не менее 1 кв.м.
2.4.1.8. Для раздельного хранения чистого и грязного судового белья должны быть предусмотрены кладовые или шкафы соответствующих размеров.
2.4.1.9. Для хранения спецодежды на судах I группы должны быть предусмотрены из расчета численности экипажа индивидуальные шкафы. Шкафы для хранения спецодежды должны располагаться вне жилых помещений вдали от пищевого блока в специально предусмотренных помещениях - раздевалках.
Примечание. Допускается установка шкафов вне специального помещения, но в местах, где одежда не будет подвергаться охлаждению.
2.4.1.10. Для судов I, II групп для сушки спецодежды на судах, независимо от сушильной для белья, должны быть предусмотрены сушильные для спецодежды и обуви. Помещения для сушки спецодежды и обуви должны рассчитываться, исходя из численности одной вахты, но быть не менее 0,5 кв.м.
На судах II и III групп индивидуальные шкафы могут располагаться в одном блоке с сушильными помещениями.
Для судов IV группы устройства сушилок для спецодежды и индивидуальных шкафов не требуется.
2.4.2. Санитарно-гигиенические помещения
2.4.2.1. К санитарно-гигиеническим помещениям относятся: туалеты, умывальные, душевые.
2.4.2.2. На всех палубных судах должны быть предусмотрены санитарно-гигиенические помещения в соответствии с таблицей N 2.1.
Таблица N 2.1
Нормы расчета санитарно-гигиенических помещений
------------------------------------------------------------------
| Оборудование | Количество | Примечание |
| |членов экипажа| |
| |(допускаемая | |
| | норма) | |
|-----------------+--------------+-------------------------------|
|- на 1 унитаз | 15 |Члены экипажа, пользующиеся |
|-----------------+--------------|отдельным туалетом, |
|- на 1 умывальник| 10 |умывальниками в каютах, |
|-----------------+--------------|отдельной душевой или ванной, |
|- на 1 место для | 10 |в расчет не не входят. |
|мытья (ванна или | |Умывальники, унитазы, души, |
|душ) | |расположенные в энергетических |
| | |отделениях при пищевых блоках, |
| | |в расчет не входят |
------------------------------------------------------------------
2.4.2.3. Все санитарно-гигиенические помещения должны располагаться в металлических водонепроницаемых выгородках, иметь палубы, покрытые керамическими плитками, и иметь стоки, обеспечивающие быстрое удаление воды.
2.4.2.4. Наружные (холодные) переборки должны быть теплоизолированы и окрашены красками светлых тонов.
Санитарно-гигиенические помещения и установленное в них оборудование должно легко мыться и дезинфицироваться.
2.4.2.5. Умывальные помещения должны быть оборудованы индивидуальными раковинами с подводом к ним горячей и холодной питьевой воды. Каждая раковина должна быть оборудована кранами-смесителями.
В умывальном помещении должны быть зеркало с туалетной полкой, настенный светильник и крючки для полотенца.
На судах II, III групп умывальники могут быть установлены непосредственно в туалетах.
2.4.2.6. Дворы в помещениях должны устраиваться с комингсом и открываться при наличии коридора внутрь умывальной. В умывальных, расположенных на открытых палубах, дверь должна открываться наружу.
2.1.2.7. Рекомендуется устраивать индивидуальные душевые. Душевое помещение должно быть устроено с индивидуальной душевой секцией и раздевальной. Между раздевальной и душевой секцией должна быть занавеска из водонепроницаемого материала. Душевая секция должна быть отделена от раздевальной комингсом.
На судах II и III групп умывальник и душ могут быть расположены в одном общем помещении.
2.4.2.8. Душевая должна иметь штормовые поручни, мыльницу и резиновый коврик. Раздевальная при душевой должна быть оборудована: местами для сидения, крючками для одежды и полотенца, полками для белья и зеркалом. Площади душевой и раздевальной должны быть не менее 1,2 кв.м.
2.4.2.9. В каждом туалете общественного пользования в одной кабине может быть установлен только один унитаз.
2.4.2.10. В туалете должны быть запирающиеся кабины, имеющие ширину не менее 800 мм и длину 1100 мм.
2.4.2.11. Туалеты общественного пользования, за исключением туалетов с непосредственным выходом на открытую палубу, должны иметь тамбуры, отделяющие кабины с унитазом от выхода в коридор. В тамбуре должен быть умывальник для мытья рук, зеркало с туалетной полкой и крючок для полотенца.
Эти умывальники могут быть засчитаны в число нормируемых умывальников.
2.4.2.12. Туалеты не должны располагаться над жилыми каютами, камбузами, столовыми, помещениями для хранения и обработки пищевых продуктов. Входы в туалеты не должны располагаться в непосредственной близости от входов в пищеблок.
2.4.2.13. В кабинах туалетов должны быть установлены фаянсовые или металлические эмалированные унитазы. В кабинах палубных туалетов допускается установка унитазов типа "чаша Генуя".
Каждый унитаз должен быть оборудован промывочным приспособлением. Рекомендуется снабжать унитаз педалью.
Кабины туалетов должны быть оборудованы карманом для туалетной бумаги, штормовым поручнем и кувшином для ерша.
2.4.2.14. Туалеты на несамоходных судах необходимо устраивать на палубе или в корпусе с отводом фановой трубы в фекальную цистерну. Устройство навесных уборных или на кринолине запрещается.
2.5. Помещения медицинского назначения
2.5.1. На судах I группы с числом экипажа 20 человек и более должна быть оборудована санитарная каюта площадью не менее 5 кв.м.
2.5.2. К санитарной каюте должен быть свободный подход, допускающий беспрепятственное движение с больными на носилках.
Переборки и подволок каюты должны быть гладкими, окрашенными в белый цвет, палуба должна быть покрыта материалом, легко доступным для дезинфекции.
2.5.3. В санитарной каюте должны быть установлены:
- медицинская кушетка,
- шкаф для медикаментов,
- процедурный стол,
- два табурета,
- умывальник,
- ведро с педальным устройством.
Оснащение санитарной каюты инструментарием и медикаментами должно производиться согласно табелю оснащения, утвержденному Минздравом СССР и согласованному с Минрыбхозом СССР.
2.5.4. В санитарную каюту должна быть подведена горячая и холодная питьевая вода. Кран умывальника должен быть оборудован смесителем и локтевым затвором.
2.6. Помещения пищевого блока и продовольственные кладовые
2.6.1. Общие требования.
2.6.1.1. На судах I, II и III групп должны предусматриваться помещения пищевого блока, в состав которого входят камбуз, заготовочные, посудомоечные и продовольственные кладовые (охлаждаемые и неохлаждаемые).
2.6.1.2. Состав и площади помещений пищеблока продовольственных кладовых определяются, исходя из численности экипажа, продолжительности рейсов судна.
2.6.1.3. На судах I, II и III групп вход в пищевой блок не должен размещаться рядом с медицинскими, санитарно-гигиеническими и другими помещениями, из которых возможно проникновение неприятных запахов, газов, пыли и т.п.
2.6.1.4. При планировке помещений пищевого блока и размещения в нем технологического оборудования следует учитывать возможность соблюдения последовательности технологии процессов обработки продуктов, приготовления и реализации пищи, мытья посуды. Расстановка технологического оборудования должна обеспечивать свободный доступ к нему.
2.6.1.5. Материалы, используемые в пищеблоках для покрытия палуб, облицовки переборок, подволоков, должны быть светлых тонов, влагонепроницаемыми, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств, иметь нескользящую поверхность. Окна и наружные двери необходимо оборудовать приспособлением для установки противомоскитных сеток.
2.6.1.6. Разделочные столы должны быть цельнометаллическими с покрытием из нержавеющей стали или из других материалов, допущенных Минздравом СССР для этих целей.
2.6.1.7. Помещения пищеблока должны быть оборудованы системой питьевого водоснабжения с подачей холодной и горячей воды с температурой не ниже 70 град.C, а также сточной системой для слива из моек и раковин использованных вод. В местах присоединения моечных ванн к сточным трубам необходимо предусматривать воздушные разрывы не менее 20 мм. Уклон палуб помещений пищевого блока должен способствовать быстрому стоку воды в шпигаты.
2.6.1.8. Через помещения пищевого блока не должны проходить паровые и сточно-фановые трубопроводы.
2.6.1.9. Приемники пищевых отходов и мусора должны оборудоваться в соответствии с требованием параграф 3.3.13, 3.3.15 настоящих Правил.
2.6.1.10. Для хранения спецодежды работников пищеблока и отдельно для хранения уборочного инвентаря и моющих и дезинфицирующих средств устанавливаются специальные шкафы.
2.6.2. Камбуз.
2.6.2.1. Помещение камбуза должно предусматриваться на судах I, II групп. На судах III группы в дежурном помещении необходимо выделить место с необходимым оборудованием для подогрева и приема пищи, а на судах IV группы место для хранения термосов с горячей пищей, получаемых на берегу перед выходом в рейс.
2.6.2.2. Площадь камбуза определяется численностью экипажа, габаритами оборудования, его расположением и проходами. Ширина проходов должна отвечать следующим минимальным нормам:
перед передней стенкой плиты не менее 800 мм;
перед рабочими столами, пищеварочными котлами и другим оборудованием камбуза не менее 600 мм.
2.6.2.3. На камбузе необходимо иметь места с креплениями для хранения посуды во время качки.
Посуда для приготовления пищи должна иметь необходимую вместимость, не допускающую расплескивания во время качки. Вся посуда для приготовления пищи должна иметь ручки и плотно закрывающиеся крышки.
2.6.2.4. Камбузные плиты должны работать на электрическом или газовом отоплении. Плита должна устанавливаться таким образом, чтобы три стороны ее были доступны для обслуживания.
2.6.2.5. Камбузные плиты, работающие на жидком топливе, могут устанавливаться только в виде исключения на судах, котельные установки которых работают на жидком топливе, или при техническом обосновании по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Примечание. В этих случаях хранение топлива и загрузка его в плиту должны быть вне помещения камбуза. При этом топка плиты должна быть оборудована бесшумными форсунками.
2.6.2.6. Боковые и нижние поверхности судовых камбузных плит, а также боковые поверхности пищеварочных котлов и дымоход, проходящий в помещение камбуза, должны быть теплоизолированы так, чтобы наружная температура изоляции на них была не выше +45 град.C.
2.6.2.7. На судах I и II групп камбузная плита должна иметь духовой шкаф для выпечки хлебо-булочных изделий.
2.6.2.8. На судах I и II групп с численностью экипажа более 10 человек рекомендуется выделить отдельное помещение для заготовочной.
Помещения заготовочных допускается объединять с камбузом при соответствующем увеличении его площади для установки оборудования заготовочной (моечных ванн и стола).
2.6.2.9. На судах I группы в заготовочной или на камбузе необходимо предусматривать две ванны для мытья овощей и мяса и два разделочных стола для сырых и готовых продуктов.
На остальных судах при численности экипажа менее 8 человек допускается установка одного рабочего стола и одной ванны для мытья продуктов.
2.6.2.10. На камбузе должны быть предусмотрены разделочный стол и окно для выдачи пищи в столовую.
На судах II-III категории для раздачи разрешается использовать стол готовой продукции.
2.6.2.11. Для хранения продуктов на текущий день необходимо предусматривать кладовую расходных продуктов с холодильным шкафом или иметь на камбузе бытовой холодильник для скоропортящихся продуктов и ящик для суточного запаса сухих продуктов.
2.6.2.12. На судах I группы должно быть оборудовано помещение или выгородка для посудомоечной столовой посуды и приборов, где устанавливается стол для грязной посуды, трехгнездная ванна, оборудованная шлангом с душевой насадкой, сетка для ополаскивания посуды и шкафы (стеллажи) для сушки и хранения чистой посуды. При мытье должна соблюдаться последовательность операций, исключающая загрязнения вымытой и ополаскиваемой посуды. В посудомоечной рекомендуется предусматривать два окна: одно для приема грязной посуды, второе для выдачи на камбуз чистой посуды. При отсутствии технических возможностей на судах I группы, а также на судах других групп оборудование посудомоечной допускается устанавливать на камбузе.
2.6.2.13. Для мойки столовой и камбузных посуды и инвентаря на судах с численностью экипажа более 10 человек должна быть оборудована двухгнездная моечная ванна при числе экипажа менее 10 человек допускается установка одногнездной ванны, оборудованной гибким шлангом с душевой насадкой и сеткой для ополаскивания посуды.
Примечание. При отсутствии на судне системы горячего водоснабжения подвод к моечным ваннам горячей воды должен быть оборудован от электрокипятильника. При отсутствии на судне электричества вода должна подогреваться в емкостях, специально выделенных для этих целей.
2.6.2.14. Для хранения камбузной посуды и инвентаря необходимо предусматривать специальные шкафы или стеллажи.
2.6.2.15. На камбузе необходимо предусматривать раковину с подводкой холодной и горячей воды для мытья рук.
2.6.3. Продовольственные кладовые.
2.6.3.1. На судах I группы должны быть оборудованы: две охлаждаемые кладовые - для хранения мяса, мясопродуктов, с температурой -8 град.C; - для молочных и гастрономических продуктов с температурой до -1 град.C; неохлаждаемая кладовая для хранения сухой провизии и муки.
Для хранения картофеля и овощей должно быть предусмотрено сухое, хорошо проветриваемое помещение.
На судах I группы при числе экипажа до 10 человек допускается оборудование одной охлаждаемой кладовой для совместного хранения скоропортящихся продуктов с разграничением мест хранения и обязательным устройством стеллажей для хранения сырых продуктов (мяса) и готовых к употреблению (гастрономических). Стеллажи и места хранения продуктов в кладовой должны быть доступны и удобны для мойки и санобработки.
На судах II группы должны быть оборудованы: охлаждаемая кладовая для хранения скоропортящихся продуктов с температурой от -2 до +4 град.C и неохлаждаемая кладовая для сухих продуктов и муки. Для хранения картофеля и овощей должно быть предусмотрено сухое, хорошо проветриваемое помещение. На судах III группы допускается устанавливать бытовой электрохолодильник для кратковременного хранения скоропортящихся продуктов и лари для сухой провизии, овощей.
Примечание. На судах длиной менее 25 м и при отсутствии источников электроэнергии необходимой мощности допускается хранение скоропортящихся продуктов в льдонабивных шкафах соответствующей емкости.
2.6.3.2. Размещать продуктовые кладовые рекомендуется рядом с камбузом. На судах I группы при расположении этих помещений на разных палубах целесообразно предусматривать лифты.
2.6.3.3. Емкость продовольственных кладовых определяется общим количеством продуктов, подлежащих хранению на 1 человека в сутки, габаритами необходимого оборудования и шириной проходов, которые должны быть не менее 550 мм.
2.6.3.4. Общее количество пищевых продуктов, подлежащих хранению в кладовых, устанавливается путем расчета:
H = P х L х R, где
H - количество пищевых продуктов в кг;
P - суточная норма на 1 человека в кг;
L - число членов экипажа;
R - длительность рейса, дней.
В таблице 3 приведены нормы продуктов на 1 человека.
Таблица 3
------------------------------------------------------------------
| Наименование продукта | Суточная норма |
| | на 1 чел. в кг |
|----------------------------------------------------------------|
|Продукты, хранящиеся в охлаждаемых кладовых: |
|----------------------------------------------------------------|
|Мясо и мясопродукты | 0,250 |
|----------------------------------------------+-----------------|
|Масло и жиры | 0,085 |
|----------------------------------------------+-----------------|
|Молочные продукты, яйца | 0,250 |
|----------------------------------------------+-----------------|
|Овощи, картофель | 0,950 |
|----------------------------------------------+-----------------|
|Фрукты и ягоды | 0,250 |
|----------------------------------------------------------------|
|Продукты, хранящиеся в неохлаждаемых кладовых: |
|----------------------------------------------------------------|
|Хлебобулочные | 0,600 |
|----------------------------------------------+-----------------|
|Сухие продукты (сахар, крупа, макароны и др.) | 0,250 |
------------------------------------------------------------------
2.6.3.5. Провизионные кладовые должны быть оборудованы стеллажами, ларями, шкафами, штангами с крючками и пр.
Нижняя полка стеллажей должна устанавливаться не менее чем на 150 мм от палубы.
Стеллажи или лари в кладовых для хранения овощей должны отстоять от палубы и переборок не менее чем на 150-200 мм. Хранение картофеля допускается в мешках.
2.6.3.6. Кладовые для хранения сухих продуктов должны хорошо вентилироваться.
Для хранения хлеба должны быть оборудованы отдельные шкафы с вентиляционными отверстиями.
Нижняя полка хлебного шкафа должна отстоять от палубы не менее чем на 350 мм.
2.6.3.7. Лари для сухих продуктов должны быть внутри обиты листовой сталью. Крючки для подвеса мясных туш должны быть из нержавеющей стали или иметь покрытие, допущенное органами санитарно-эпидемиологической службы для этих целей.
2.7. Помещения технической эксплуатации судна
2.7.1. Рулевые рубки
2.7.1.1. В рулевых рубках рекомендуется обеспечивать максимальный круговой обзор; при расположении окон необходимо избегать "мертвых пространств". В рулевых рубках рекомендуется предусматривать установку стеклоочистителей, приспособлений против отпотевания стекол и откидные светофильтры (желательно зеленого цвета).
2.7.1.2. Для правильной организации рабочего места судоводителя судов I, II и III групп все органы управления и индикаторы (приборы управления) оформлять в виде пульта управления, который должен обеспечивать работу штурмана в положении "стоя" и отвечать следующим положениям:
- высота пульта управления со стороны оператора должна быть не менее 1000 мм;
- все средства индикации на пульте управления должны располагаться в зоне видимости оператора (вахтенного) под углом не более 100 градусов, отдельно расположенные средства индикации должны находиться на высоте 800-1800 мм;
- наиболее важные индикаторы по управлению двигателями необходимо размещать в центральной части пульта управления;
- поверхность пульта управления должна быть матовой;
- органы управления должны быть расположены так, чтобы ими не загораживались шкалы приборов, расположенных на пульте;
- штурвал или кнопка индикаторов должны располагаться на высоте от 1000 до 1200 мм от палубы;
- движение органа управления должно отвечать логике движения объекта или направлению изменения на индикаторе.
2.7.1.3. На судах I и II групп рабочее место рулевого должно оборудоваться опорой для спины в виде стойки, регулируемой по высоте.
2.7.1.4. Генераторная установка радиолокационной станции должна быть расположена в специальном экранированном помещении - аппаратной.
2.7.2. Радиорубки
2.7.2.1. На судах I и II групп пульт управления с контрольной аппаратурой рекомендуется устанавливать в помещении радиорубки, а передатчик ВЧ, фидерные линии и коммутирующие устройства выносить в специально экранированное помещение.
2.7.2.2. На других судах при отсутствии дистанционного управления рекомендуется размещать передатчики таким образом, чтобы передние панели, достаточно эффективно экранированные, находились в помещении радиорубки, а корпус передатчика с ВЧ фидером размещался за экраном.
2.7.2.3. Помещения радиорубки не должны быть смежными с жилыми и по возможности со служебными помещениями; в последнем случае фидерные линии не должны проходить через служебные помещения.
2.8. Помещения энергетических отделений
2.8.1. Оборудование в машинно-котельных и рефрижераторных отделениях должно размещаться с учетом обеспечения удобного обслуживания и безопасного доступа к нему.
Источники лучистого тепла, шума, вибрации рекомендуется размещать в отдельных помещениях или специальных выгородках (дизель-генераторы, вспомогательные котлы и т.д.).
2.8.2. Сепараторы и фильтровальные установки (при использовании "тяжелого" топлива) рекомендуется размещать в отдельных помещениях (выгородках).
2.8.3. Для правильной организации рабочего места вахтенного механика все органы управления и индикаторы (приборы управления) целесообразно оборудовать в виде пульта управления в отдельном звукоизолированном помещении (пост управления).
Пульт управления и контроля должен отвечать следующим требованиям:
высота пульта управления должна быть 700-900 мм, при этом учитывается, что вахтенный механик работает в положении сидя;
наиболее важные индикаторы по управлению двигателями необходимо размещать в центре пульта управления;
поверхности панелей пульта управления должны быть матовыми;
рукоятка реверса должна быть расположена на высоте 900-1200 мм от палубы, перемещаться на расстоянии не более 550 мм; усилие переключателя не должно превышать 2-5 кгс. Рукоятка должна иметь фиксатор, исключающий самопроизвольное перемещение. Длина рукоятки должна быть не менее 120 мм, а диаметр - 20-25 мм;
все другие органы управления должны быть расположены в зоне пульта управления на высоте 800-1800 мм от палубы;
все средства индикации на пульте управления должны располагаться в зоне оптимальной видимости оператора (вахтенного) под углом не более 100 град.C. Отдельно расположенные приборы должны находиться на высоте 1800 мм от палубы.
2.8.4. Контрольные и сигнальные приборы в машинных и котельных отделениях размещаются с учетом функциональной взаимосвязи и должны отвечать следующим требованиям:
шкала приборов оформляется круглой, с оптимальными размерами не более 180 мм в диаметре и углом видимости 2,5-5,0 град.C;
аварийные сигналы дублируются по звуковым (сирена) и световым (мигающие индикаторы) табло;
зона нормальной работы прибора на шкале отмечается цветом, не раздражающим зрение;
основные и аварийные индикаторы размещаются в зоне видимости вахтенного под углом зрения до 30 град.C (в горизонтальной и вертикальной плоскостях), остальные приборы - до 100 град.C.
2.8.5. Усилия на рукоятках механизмов с ручным приводом при периодическом действии, а также кратковременные максимальные усилия на ручных штурвалах не должны превышать 12 кгс.
2.8.6. На судах, где из-за недостаточности площади машинно-котельного отделения не представляется возможным вынести пульты управления в закрытые тепло- и звукоизолированные, хорошо вентилируемые помещения, следует предусматривать противошумовые кабины или оборудовать дистанционное управление из рулевой рубки.
2.8.7. Оборудование, трубопроводы, фланцевые соединения, расположенные на рабочих местах и имеющие температуру ниже температуры помещения, должны быть покрыты изоляцией, исключающей возможность образования конденсата.
2.8.8. Теплоизоляция оборудования не должна затруднять доступа к оборудованию в случае его ремонта, иметь поверхность, допускающую санитарную обработку.
2.8.9. Рабочее место должно быть оборудовано так, чтобы исключался непосредственный контакт охлажденной или нагреваемой поверхности с телом работающего человека.
2.8.10. Установка вспомогательных котлов, работающих на твердом топливе (угле), не рекомендуется.
2.8.11. В машинно-котельных отделениях судов I группы, имеющих постоянную вахту, рекомендуется устанавливать раковины с подводом горячей и холодной питьевой воды.
2.8.12. Содержание ядовитых газов и паров в воздухе машинных и производственно-технологических помещений не должно быть выше предельно допустимых концентраций.