• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Про затвердження податкового розяснення відносно порядку сплати (перерахування) податку з доходів фізичних осіб до бюджету

Державна податкова адміністрація України  | Наказ, Розяснення, Витяг від 22.04.2004 № 232 | Документ не діє
Реквізити
  • Видавник: Державна податкова адміністрація України
  • Тип: Наказ, Розяснення, Витяг
  • Дата: 22.04.2004
  • Номер: 232
  • Статус: Документ не діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Державна податкова адміністрація України
  • Тип: Наказ, Розяснення, Витяг
  • Дата: 22.04.2004
  • Номер: 232
  • Статус: Документ не діє
Документ підготовлено в системі iplex
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П Р И К А З
22.04.2004 N 232
( Приказ утратил силу на основании Приказа Государственной фискальной службы N 354 от 22.04.2016 )
Об утверждении налогового разъяснения относительно порядка уплаты (перечисления) налога с доходов физических лиц в бюджет
( Изменения в текст не внесены. Дополнительно см. Приказ ДПА Украины N 682 от 30.11.2004 )
(Извлечение)
С целью обеспечения однозначной трактовки отдельных норм Закона Украины от 22 марта 2003 года N 889-IV "О налоге с доходов физических лиц" в части порядка уплаты (перечисления) налога в бюджет, руководствуясь статьей 2 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", подпунктом 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налога перед бюджетами и государственными целевыми фондами" и приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2003 N 176 "Об утверждении Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства",
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Налоговое разъяснение относительно порядка уплаты (перечисления) налога с доходов физических лиц в бюджет.
Председатель Ю.Кравченко
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Государственной
налоговой администрации
Украины
22.04.2004 N 232
НАЛОГОВОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ
относительно порядка уплаты (перечисления) налога с доходов физических лиц в бюджет
С вступлением с 1 января 2004 года в силу Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц" (далее - Закон) в органы государственной налоговой службы Украины поступают обращения от юридических и физических лиц, которые начисляют (выплачивают) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщиков, удерживают налог от суммы такого дохода, относительно порядка уплаты (перечисления) налога с доходов физических лиц в бюджет.
Статьей 1 Закона Украины от 21 декабря 2000 года N 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" предусмотрено, что плательщиками налогов являются юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, которые не имеют статуса юридического лица, а также физические лица, которые имеют статус субъектов предпринимательской деятельности, на которых в соответствии с законами возложена обязанность удерживать и уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции.
В соответствии со статьей 2 Закона плательщиками налогов с доходов физических лиц являются резиденты, которые получают как доходы с источником их происхождения с территории Украины, так и иностранные доходы, и нерезиденты, которые получают доходы с источником их происхождения с территории Украины.
Обязанности начисления, удержания и уплаты (перечисления) налога в бюджет в соответствии с пп. 8.1.1 п. 8.1 ст. 8 Закона возложены на налогового агента, который начисляет (выплачивает) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, удерживает налог от суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в соответствующих пунктах статьи 7 Закона.
В соответствии с п. 1.15 ст. 1 Закона налоговым агентом считается юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение) или физическое лицо или нерезидент или его представительство, которые независимо от их организационно-правового статуса и способа налогообложения другими налогами обязаны начислять, удерживать и уплачивать этот налог в бюджет от имени и за счет налогоплательщика, вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность налоговым органам в соответствии с законом, а также нести ответственность за нарушение норм этого Закона.
Налог с доходов физических лиц подлежит уплате (перечислению) в бюджет во время выплаты налогооблагаемого дохода. Если налогооблагаемый доход начисляется, но не выплачивается налогоплательщику лицом, которое его начисляет, то налог, который подлежит удержанию с такого начисленного дохода, подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные законом для месячного налогового периода (в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца).
Если налогооблагаемый доход выплачивается в неденежной форме или наличными из кассы резидента, то налог уплачивается (перечисляется) в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем такой выплаты.
Порядок уплаты (перечисления) налога в бюджет предусмотрен статьей 16 Закона, в соответствии с которой налог, удержанный с доходов резидентов, подлежит зачислению в бюджет согласно нормам Бюджетного кодекса Украины, а налог, удержанный с доходов нерезидентов, подлежит зачислению в бюджет территориальной общины по месту удержания такого налога.
Порядок уплаты (перечисления) налога в бюджет, определенный Законом, применяется всеми юридическими лицами, в том числе имеющими филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, которые расположены на территории иной территориальной общины, чем такое юридическое лицо, а также обособленными подразделениями юридических лиц, которым в установленном порядке предоставлены полномочия относительно начисления, удержания и уплаты (перечисления) в бюджет налога (далее - уполномоченное подразделение).
В соответствии со статьей 55 Хозяйственного кодекса Украины субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Субъектами хозяйствования, в частности, являются: хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с этим Кодексом, а также другие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке, и филиалы, представительства, другие обособленные подразделения хозяйственных организаций (структурные единицы), образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 64 Хозяйственного кодекса Украины предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения.
Предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т. п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т. п.). Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами. Предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание. В соответствии со статьей 95 Гражданского кодекса Украины филиалом является обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне его местонахождения и осуществляет все или часть его функций.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне его местонахождения и осуществляет представительство и защиту интересов юридического лица.
Все филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического лица, которое их создало, и действуют на основании утвержденного его положения. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. Сведения о филиалах и представительствах юридического лица включаются в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины.
В соответствии с действующим законодательством субъект предпринимательской деятельности обязан сообщить о создании и ликвидации филиалов (отделений), представительств без создания юридического лица по месту своей государственной регистрации путем внесения соответствующих дополнительных сведений в регистрационную карточку субъекта предпринимательской деятельности и обеспечить взятие их на учет в органе государственной налоговой службы согласно положениям Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 19 февраля 1998 года N 80 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16 марта 1998 года N 172/2612.
Относительно всех других обособленных подразделений хозяйственных организаций (структурных единиц), которые образованы для осуществления хозяйственной деятельности и которым в установленном порядке не предоставлены полномочия относительно начисления, удержания и уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов (обязательных платежей), в том числе налога с доходов физических лиц, то такие хозяйственные организации как плательщики отдельных налогов должны находиться на учете в органах государственной налоговой службы по местонахождению таких обособленных подразделений.
То есть:
хозяйственная организация находится на учете в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению (регистрации);
филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, которые наделены полномочиями начисления и уплаты налога с доходов физических лиц или обособленные подразделения, которые включены в ЕГРПОУ, должны быть взяты на учет в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению;
вместо структурных подразделений, которые не включены в ЕГРПОУ и не наделены полномочиями начисления и уплаты налога с доходов физических лиц, на учете должны находиться хозяйственные организации в органах государственной налоговой службы по местонахождению таких структурных единиц как плательщики отдельного налога (налога с доходов физических лиц).
Для взятия на учет плательщиком отдельного вида налога (налога с доходов физических лиц) хозяйственной организацией направляются в подразделение налогообложения физических лиц органа государственной налоговой службы по местонахождению структурной единицы следующие документы:
заявление о взятии на учет по ф. N 1-ОПП (с отметкой "Плательщик налога с доходов физических лиц"); информационное сообщение (в произвольной форме) о наличии обязанностей по уплате налога с доходов физических лиц с указанием сведений о структурной единице и количестве физических лиц, за которых будет перечисляться налог с доходов физических лиц; копия справки о включении в ЕГРПОУ; копия справки по ф. N 4-ОПП из налогового органа, в котором плательщик находится на учете; копия документа, подтверждающего местонахождение обособленного подразделения, за которое на учет становится хозяйственная организация (договор аренды, купли-продажи; свидетельство о собственности, разрешение на размещение торговой точки и т. п.).
Подразделение налогообложения физических лиц получает документы от плательщика и в соответствии с установленным порядком взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации учета налогоплательщиков передает их в подразделение учета налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 64 Бюджетного кодекса Украины налог с доходов физических лиц, который уплачивается юридическим лицом (работодателем), зачисляется в соответствующий местный бюджет по его местонахождению и местонахождению его подразделений, уполномоченных подразделений в объемах налога, начисленного работникам этих подразделений.
Сумма налога за отчетный месяц, которая подлежит перечислению в местный бюджет по местонахождению таких обособленных подразделений, определяется юридическим лицом или уполномоченным подразделением самостоятельно, исходя из общего количества граждан, которые работают в этих подразделениях, и суммы выплаченного (начисленного) налогооблагаемого дохода.
Юридическое лицо по своему местонахождению и местонахождению своих подразделений, а уполномоченное подразделение по своему местонахождению одновременно с предоставлением документов на получение средств для выплаты принадлежащих налогоплательщикам доходов уплачивает (перечисляет) суммы удержанного налога на соответствующие распределительные счета, открытые в территориальных управлениях Государственного казначейства Украины.
Территориальные управления Государственного казначейства Украины осуществляют распределение указанных средств в соответствии с нормативами отчислений налога с доходов физических лиц в бюджеты местного самоуправления, в том числе в доходы бюджетов городов районного значения, сел, поселков или их объединений, установленных статьей 65 Бюджетного кодекса Украины.
Относительно предоставления в налоговый орган отчетности относительно суммы начисленного (уплаченного) дохода и суммы удержанного налога, то в соответствии с пунктом 5.3 раздела 5 Порядка заполнения и предоставления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога (ф. N 1ДФ), утвержденного приказом ГНА Украины от 29 сентября 2003 года N 451 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 22 октября 2003 года N 960/8281, если юридическое лицо имеет филиал или другое обособленное подразделение (далее - филиал) с отдельным идентификационным кодом по ЕГРПОУ и другим местонахождением, чем у главного предприятия, то налоговый расчет по форме N 1ДФ на работников филиала следует подавать в орган государственной налоговой службы по местонахождению филиала. В случае отсутствия в филиале кода по ЕГРПОУ налоговый расчет в виде отдельной порции за филиал подает главное предприятие в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению.
Физическое лицо, ответственное согласно требованиям этого Закона за начисление и удержание налога, уплачивает (перечисляет) его в соответствующий бюджет:
- в случае, когда такое физическое лицо является налоговым агентом, - по месту регистрации в налоговых органах;
- в других случаях - по своему налоговому адресу.
Контроль за правильностью и своевременностью уплаты налога осуществляет налоговый орган по местонахождению юридического лица или его уполномоченного подразделения.
Ответственность за своевременное и полное перечисление сумм налога в соответствующий местный бюджет несет юридическое лицо или его уполномоченное подразделение, которое начисляет (выплачивает) налогооблагаемый доход.
Ответственность за своевременное и полное перечисление сумм налога в соответствующий местный бюджет несет физическое лицо в случаях, определенных законом.
Директор Департамента
налогообложения физических лиц

В.Дубель