• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

О Программе экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2014 год

Верховная Рада Автономной Республики Крым | Програма, Постанова від 22.01.2014 № 1570-6/14
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Програма, Постанова
  • Дата: 22.01.2014
  • Номер: 1570-6/14
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Програма, Постанова
  • Дата: 22.01.2014
  • Номер: 1570-6/14
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Программе экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2014 год
В соответствии с пунктом 5 части первой статьи 138 Конституции Украины , пунктом 11 части второй статьи 26 Конституции Автономной Республики Крым , пунктом 12 части второй статьи 9 Закона Украины "О Верховной Раде Автономной Республики Крым" , статьей 11 Закона Украины "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины" , а также в целях развития конкурентоспособности экономики Автономной Республики Крым и дальнейшего ускорения экономического роста
Верховная Рада
Автономной Республики Крым
постановляет:
1. Утвердить Программу экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2014 год (прилагается).
2. Совету министров Автономной Республики Крым:
2.1. Принять меры по выполнению Программы экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2014 год.
2.2. Обеспечить финансирование мероприятий Программы экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2014 год, выполнение которых предполагает использование средств бюджетов всех уровней, с учетом финансовых возможностей.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянные комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, входящим в их компетенцию.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым
В. КОНСТАНТИНОВ
г. Симферополь,
22 января 2014 года
№ 1570-6/14
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Верховной Рады
Автономной Республики Крым
22.01.2014 № 1570-6/14
ПРОГРАММА
экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2014 год
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2014 год (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 138 Конституции Украины , пунктом 12 части первой статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым , Законом Украины "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины" .
Основой для разработки Программы послужили Программа Президента Украины Януковича В.Ф. "Украина - для людей!", Программа экономических реформ на 2010-2014 годы "Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство" , одобренная 2 июня 2010 года на заседании Комитета экономических реформ при Президенте Украины, созданного во исполнение Указа Президента Украины от 26 февраля 2010 года № 273/2010 , постановления Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2003 года № 621 "О разработке прогнозных и программных документов экономического и социального развития и составлении проекта государственного бюджета" и от 27 февраля 2013 года № 187 "Об утверждении Государственной программы активизации развития экономики на 2013-2014 годы", Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы , утвержденная Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 декабря 2010 года № 121-6/10,
В Программе определены цели, приоритеты, прогнозные показатели социально-экономического развития Автономной Республики Крым.
Мероприятия Программы определены в Плане реализации второго этапа (2014-2016 годы) Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы, утвержденном Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 января 2014 года № 1571-6/14.
Приложения 1-3 являются неотъемлемой частью Программы.
РАЗДЕЛ IІ
ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Глава 1.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Модернизация на базовых предприятиях промышленности, реализация новых возможностей в сельском хозяйстве и устойчивая положительная динамика внутреннего спроса позволяют региональной экономике демонстрировать оживление - по итогам 2013 года ожидается рост ВРП на уровне 2,6 % (оптимистичный прогноз) при прогнозных значениях роста ВВП Украины около 0,1 %.
В 2013 году ключевыми неблагоприятными для экономического развития республики факторами стали сокращение внешнего спроса на продукцию экспортоориентированных отраслей и засушливые погодные условия, не позволившие получить ожидаемый урожай зерновых.
В 2013 году экономика автономии характеризовалась устойчивым развитием топливно-энергетического комплекса, обусловленным значительными инвестиционными вложениями - в развитие ТЭК вложено 56 % всех капитальных инвестиций за январь-сентябрь 2013 года - это более 6 млрд. грн.
Невысокими темпами развивается промышленность, вынужденная бороться с проявлениями ограничений внешних рынков и принимающая меры по повышению конкурентоспособности продукции - в 2013 году было не только восстановлено производство на ряде предприятий (удобрения на ЧАО "Крымский ТИТАН"), но и начато совершенно новое - ПАО "Крымский содовый завод" запустил производство пищевой соды, открыты новые предприятия винодельческой промышленности.
Расширение базы предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию, - наиболее важная тенденция в агропромышленном комплексе республики в связи с ростом возможностей автономии в их сырьевом обеспечении. В 2013 году крымскими аграриями было собрано на 26,8 % больше винограда, на 4,3 % - фруктов, на 21,9 % - овощей.
Высокие показатели в традиционных для автономии отраслях сельского хозяйства позволили по итогам 2013 года получить положительные результаты в растениеводстве - +11,1%, несмотря на неудачный для сбора зерновых год (урожай зерновых сократился на 15,6 %).
Потенциал внутреннего рынка республики остается важнейшим фактором экономического развития на протяжении последних трех лет. Благодаря проводимой политике насыщения потребительского рынка необходимыми товарами и услугами, реализации пилотных проектов, направленных на рост продаж крымской продукции и адресную поддержку нуждающихся, росту реальных доходов населения, оборот розничной торговли демонстрирует двузначные темпы роста (+12,2 % по итогам 2013 года).
Глава 2.
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС
Ситуация в санаторно-курортном комплексе автономии характеризуется тенденцией перераспределения турпотока - количество туристов в межсезонье увеличивается, а в период активного курортного сезона растет незначительно. Так, в зимний период в Крым приехали на 19,3 % больше туристов, в весенний - на 17,8 % туристов больше, а на майские праздники рост составил почти 30 %.
Численность отдохнувших в республике за 2013 год составила 5,9 млн. человек.
Поступления туристического сбора за 2013 год составили 11,7 млн. грн., что на 7,3 % больше показателя 2012 года.
В 2013 году существенно увеличился объем средств, вложенных в модернизацию средств размещения санаторно-курортного и туристического сектора. В подготовку к сезону крымским турбизнесом вложены 1,2 млрд. грн., что на 20 % превышает показатели 2012 года. К сезону открылись 22 новых крупных объекта.
С целью безопасности, рационального использования и доступности пляжной зоны проведена корректировка перечня пляжей автономии (573 пляжа), в 2013 году доступными и бесплатными для посещения являются 350 пляжей.
В курортных регионах открыты новые туристические объекты: 3 музея в г. Евпатории ("Музей пиратов Черного моря", "Музей Крымской войны", "Музей клоунов"), "Веревочный парк приключений" в г. Ялте, парки миниатюр в г. Евпатории и г. Бахчисарае. Разработаны и презентованы 15 новых туров и экскурсий.
Глава 3.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Ситуация в промышленном комплексе Автономной Республики Крым в 2013 году выглядит несколько лучше, чем в целом в стране (в Украине спад по итогам 11 месяцев 2013 года на 5 %), однако крымские товаропроизводители испытывают те же проблемы: сокращение спроса на внешних рынках, высокие энергозатраты на производство продукции, необходимость модернизации производства для поддержания высокого уровня конкурентоспособности продукции.
По итогам работы за 2013 год объем промышленного производства возрос на 0,5 %.
В добывающей промышленности объем производства возрос на 23,5 %, что обусловлено как экстенсивными (ввод новых скважин на Одесском газовом месторождении), так и интенсивными факторами (дообустройство действующих Архангельского газового и Штормового газоконденсатного месторождений, капитальный ремонт скважин Голицынского газоконденсатного месторождения).
В результате добыча природного газа возросла на 40,5 % и составила 1,65 млрд. м-3.
В 2013 году электроэнергетическая отрасль обеспечивала стабильное электроснабжение потребителей полуострова.
Общий отпуск электроэнергии за 2013 год составил 5,9 млрд. кВтч. Собственными генерирующими мощностями выработано 1,1 млрд. кВтч электроэнергии, или 18,6 % потребления, из которых 343 млн. кВтч выработано альтернативными источниками.
Негативную динамику демонстрирует химическая промышленность, которая сократила объемы производства на 5 % из-за снижения спроса на продукцию отрасли. Так, остановка Лисичанского завода "Пролетарий" - крупнейшего потребителя кальцинированной соды - привела к сокращению ее производства на ПАО "Крымский содовый завод" более чем на 13 %.
В то же время дают первые уверенные результаты новые введенные мощности на предприятиях химической отрасли: рост производства серной кислоты в построенном ЧАО "Крымский ТИТАН" цехе составляет около 4 %. Уже произведены более 3 тыс. т пищевой соды на ПАО "Крымский содовый завод", который планирует занять свыше 2 % мирового рынка этого продукта.
Динамика машиностроения во второй половине года несколько замедлилось - по итогам января-ноября 2013 года прирост в отрасли составляет 0,2 %, что является следствием сокращения объемов заказов на судостроительных предприятиях республики по сравнению с 2012 годом.
Снижение производства в пищевой промышленности на 6,7 % связано с сырьевым дефицитом и сокращением спроса на продукцию.
Сырьевой дефицит в 2013 году повлиял на развитие таких подотраслей пищевой промышленности, как молокопереработка (92 % молока производится в хозяйствах населения, отсутствуют крупнотоварные фермы) и мукомольно-крупяная промышленность (зерновых в 2013 году собрано на 15,6 % меньше, чем в 2012, что обусловило спад в производстве муки на 13,4 %, риса - на 54,1 %).
Сокращение спроса на продукцию пищевой промышленности негативно отразилось на мясопереработке - производство колбасных изделий сократилось на 19,8 %. В то же время отмечен рост производства продуктов из рыбы - на 20 %.
Возрастает производство традиционных для Крыма продуктов виноделия: вина виноградного (на 1 %), шампанского (на 31 %), коньяка (на 27 %).
Перспективы отрасли связаны с открытием в этом году двух крупнейших инновационных заводов первичного виноделия: ЧАО "Агрофирма Черноморец" и завод гравитационного виноделия ООО "Инвест Плюс" в Бахчисарайском районе.
В структуре реализованной промышленной продукции преобладает поставка электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха - на ее долю приходится около 30 % всей реализованной продукции, что на 5 п.п. ниже, чем в 2012 году. Сокращение доли электроэнергетики связано с небольшим спадом в ее производстве на тепловых электростанциях.
Постепенно усиливается роль добывающей промышленности - за 2013 год отрасль нарастила более 1 п.п. и сейчас занимает около 6 % от всей реализованной промышленной продукции.
В структуре перерабатывающей промышленности ключевую роль по-прежнему занимает пищевая промышленность с долей в 25,1 %. Удерживают также свои позиции химическая промышленность (15,6 %) и машиностроение (14,3 %).
Глава 4.
АГРОСЕКТОР
В сельском хозяйстве рост производства по итогам 2013 года составил 3 %, обусловленный увеличением продукции растениеводства на 11,1 %. В животноводстве производство снизилось на 5 %, что связано с:
ликвидацией крупного предприятия птицеводства - АСООО "Южная-Холдинг", в результате чего производство яиц сократилось на 30,2 %.
При этом:
поголовье КРС впервые за последние два года возросло на 12,9 %, в том числе коров - на 5,4 %, благодаря программе поддержки молочного скотоводства;
по итогам 2013 года возросло поголовье всех видов с/х животных: свиней - на 3,7 %, овец и коз - на 14 %, птицы - на 35,4 %.
В растениеводстве, несмотря на недобор урожая зерновых (-15,6 %), темпы роста подотрасли составляют 11,1 %, что обусловлено:
ростом сбора плодово-ягодной продукции на 4,3 %, винограда - на 26,8 % в связи с вступлением в плодоношение садов и виноградников интенсивного типа посадок на капельном орошении;
ростом сбора овощей на 21,9 %, картофеля - на 18,5 %.
Глава 5.
ТРАНСПОРТ
В пассажирском транспорте республики в 2013 году объем перевозок возрос на 9,5 %, пассажирооборота - на 7,5 %:
увеличился объем пассажироперевозок троллейбусами - на 8 % за счет увеличения подвижного состава и оптимального соотношения по цене/качеству предоставляемых услуг;
повышается комфортность пассажироперевозок - открыт конкурс на пригородном железнодорожном вокзале г. Симферополя, скоростное движение поездов из Симферополя по трем направлениям;
за счет появления новых частных автоперевозчиков возрастают пассажироперевозки автомобильным транспортом - на 14,9 % в 2013 году.
Грузовой транспорт республики в этом году несколько сократил свои показатели - на 2 %, грузооборот сократился на 9,7 %, что обусловлено:
сокращением потребления природного газа ввиду более теплых, чем в 2012 году, условий - в результате транспортировка трубопроводным транспортом сократилась на 6,9 %;
снижением общего уровня деловой активности, что привело к сокращению показателей по переработке грузов в портах республики - морской транспорт перевез на 8,1 % меньше грузов, чем в 2013 году;
нестабильной ситуацией в автомобильных грузоперевозках (спад на 8,6 %), обусловленной снижением спроса на этот вид услуг, и, как следствие, сокращением подвижного состава из-за невозможности его содержать.
Глава 6.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Предприятиями и организациями республики выполнено строительных работ на сумму 2,1 млрд. грн., что на 4 % меньше уровня 2012 года.
Доля инженерных сооружений в общем объеме строительных работ составила более 60 % - в январе 2013 года в эксплуатацию введен подводный газопровод ГАО "Черноморнефтегаз".
По итогам 9 месяцев 2013 года в республике принято в эксплуатацию 661,1 тыс. м-2 общей площади жилья, что на 22,4 % превышает показатели прошлого года.
Глава 7.
СОЗДАНИЕ СРЕДЫ, БЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ
Оборот розничной торговли за 2013 год составил 40,8 млрд. грн., что на 12,2 % больше 2012 года. Розничная торговля демонстрирует высокие темпы роста на протяжении последних трех лет, что обусловлено рядом причин:
проведением ярмарок и расширенных продаж сельхозпродукции - более 6 тысяч в 2013 году;
реализацией проектов "Покупай крымское" и "Социальная карта крымчанина" - в 2013 году к ним присоединились соответственно 1031 и 163 объекта. В настоящее время в "Социальной карте крымчанина" задействовано 1226 объектов, 2184 объекта торговли используют отличительные ценники на продукцию крымских товаропроизводителей во всех регионах автономии;
ростом покупательского спроса ввиду увеличения реальной зарплаты на 10,4 %.
В 2013 году возрастает внешнеторговый оборот республики как за счет экспорта (+3,7 % до 849,3 млн. долл. США), так и за счет импорта (+8,1 % до 1066,6 млн. долл. США).
В товарной структуре экспорта преобладают минеральные продукты, продукция неорганической химии, машиностроения.
В структуре импорта лидирует товарная группа машин и электротехники (оборудование для солнечных электростанций) - более половины импорта республики.
Внешнеторговые операции с товарами Автономная Республика Крым осуществляет с партнерами из более чем 100 стран мира.
Объем капитальных инвестиций, освоенных предприятиями и организациями республики за 9 месяцев 2013 года, в сопоставимых ценах снизился на 9,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 11,5 млрд. грн.
Пол состоянию на 1 октября 2013 года общий объем прямых иностранных инвестиций в экономику республики составил 1,5 млрд. долл. США, что превышает уровень инвестирования на начало 2013 года на 5,2 %. За 9 месяцев 2013 года иностранными инвесторами в развитие экономики автономии вложено 110,2 млн. долл. США прямых инвестиций.
За 2013 год в общий фонд сводного бюджета Автономной Республики Крым поступило доходов в сумме 8,9 млрд. грн., что на 2 % больше, чем за 2012 год. Дотаций из Государственного бюджета Украины поступило в сумме 1,9 млрд. грн., субвенций из госбюджета - 2,3 млрд. грн., налогов и сборов - 4,7 млрд. грн.
Поступления акцизного налога с произведенных в Украине товаров за 2013 год составили 1,4 млрд. грн. (+9,3 %), налога на доходы физических лиц - 2,3 млрд. грн. (+3,7 %).
Автономной Республикой Крым в Государственный бюджет Украины перечислено 4,1 млрд. грн. налогов и сборов (без собственных поступлений бюджетных учреждений, без учета изъятия и трансфертов).
В 2013 году улучшилась ситуация на рынке труда республики.
Автономия занимает 2-е место среди областей Украины по показателю уровня занятости трудоспособного населения по методологии МОТ. Уровень занятости населения составил 62,3 % при среднеукраинском показателе 60,2 %.
По показателю уровня безработицы республика среди областей Украины также занимает 2-е место - 5,8 %.
Сокращению безработицы способствовали проводимые два раза в год ярмарки вакансий. Кроме того, на новых рабочих местах за 11 месяцев 2013 года были трудоустроены 36,3 тыс. человек.
Улучшение ситуации на рынке труда привело к росту доходов населения. В январе-ноябре 2013 года номинальная среднемесячная заработная плата штатных работников составила 2824 грн. и увеличилась на 7,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
В социальной политике продолжалась реализация социальных инициатив.
В 2013 году выдано 66 автомобилей ветеранам и инвалидам, открыты мобильные социальные офисы в 14 районах и 5 городах автономии, проведены мероприятия по оздоровлению льготных групп граждан.
На оздоровление ветеранов, воинов-интернационалистов и граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС в 2013 году выделено средств на 60 % больше (4,5 млн. грн.), на оздоровление детей льготных категорий - на 70 % больше (4,2 млн. грн.).
Впервые предоставлены льготы матерям-героиням на сумму более 500 тыс. грн.
На предоставление льгот для приобретения лекарств через "социальные аптеки" выделено на 20,6 % больше средств, чем в 2012 году. Сумма составила 5,8 млн. грн.
Усилия крымского правительства по созданию среды, благоприятной для жизни, по достоинству оценены в опубликованном в этом году совместном докладе Института демографии и социальных исследований им. М. Птухи и Государственного комитета статистики Украины, посвященном человеческому развитию.
По индексу человеческого развития автономия в настоящее время занимает 6 место, в том числе по субиндексу "комфортная жизнь" - второе, пропустив вперед только Закарпатскую область.
РАЗДЕЛ III
ЦЕЛЬ, ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ НА 2014 ГОД
1. Главная цель Программы - создание условий для активизации структурной перестройки экономики на основе инновационно-инвестиционной модели, обеспечение всестороннего социального и гуманитарного развития в регионе.
2. Приоритетные направления Программы:
2.1. Реформирование санаторно-курортного и туристического сектора экономики.
2.2. Формирование агросектора XXI века.
2.3. Модернизация отраслевой структуры промышленности.
2.4. Развитие транспортного потенциала.
2.5. Создание среды, благоприятной для жизни.
Глава 1.
РЕФОРМИРОВАНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
1. Приоритет 1: снижение остроты экологических проблем и обеспечение надлежащего экологического состояния региона.
1.1. Основные задачи:
установление границ территорий (особо охраняемых территорий: природно-заповедных территорий, объектов экосети и объектов историко-культурного наследия, курортных, рекреационных; территорий населенных пунктов; водоохранных зон и прибрежных защитных полос вдоль морей, заливов, лиманов, рек и других водных объектов);
установление и обязательное соблюдение экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управленческой и рекреационной деятельности;
совершенствование системы мониторинга для оценки воздействия естественных и антропогенных факторов на окружающую среду;
определение и внедрение в практику управления уровней предельно допустимой экологической нагрузки для рекреационных зон и морских акваторий;
обеспечение соблюдения экологических, установленных законодательством Украины, требований при проектировании, размещении и строительстве объектов;
обеспечение бесперебойного водоснабжения, строительство и реконструкция водоканализационных сетей и очистных сооружений с учетом сезонной рекреационной нагрузки в населенных пунктах в границах курортных территорий и прибрежных защитных полос морей;
внедрение обязательного применения в промышленности на территории Автономной Республики Крым новых экологически безопасных технологий, которые уменьшают антропогенное давление на окружающую среду и не снижают возможности эффективного рекреационного использования территорий;
внедрение современных технологий очистки выбросов загрязняющих веществ;
снижение и приведение в соответствие с действующими санитарно-гигиеническими нормами уровня загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов, поверхностных и подземных вод.
1.2. Ожидаемые результаты:
закрепление на местности границ и обеспечение надлежащей охраны 13 объектов природно-заповедного фонда местного значения;
увеличение мощности канализационных очистных сооружений на 10 тыс. м-3/сут.;
реконструкция 0,8 км туннельного водовода Южного берега Крыма;
замена 26,7 км аварийных канализационных сетей в курортных регионах Автономной Республики Крым;
увеличение протяженности прибрежных защитных полос на 15,5 км;
получение правоустанавливающих документов на земельные участки, переданными под облесение, на площади 800 га;
снижение уровня загрязнения окружающей среды на четырех промышленных предприятиях;
выявление земель, которые не используются, используются нерационально или не по целевому назначению, путем проведения инвентаризации земель в границах населенных пунктов на общей площади 1,8 тыс. га.
2. Приоритет 2: усовершенствование регулирования сферы использования ресурсов прибрежной зоны.
2.1. Основные задачи:
осуществление стратегического планирования развития прибрежных территорий, разработка схемы функционального зонирования прибрежной полосы с определением территорий, пригодных для разных видов хозяйственной деятельности;
приостановка разрушения береговой линии, эрозии земель, сдвигов и абразионных процессов, особенно в прибрежной курортной зоне, путем проведения работ по берегоукреплению и противооползневых работ;
установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос морей и введение специального порядка использования земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах морей.
2.2. Ожидаемые результаты:
сохранение пляжной зоны и защита побережья от абразии, размыва, предупреждение разрушений жилых и общественных зданий от оползневых деформаций, предотвращение подтоплений территорий населенных пунктов;
установление прибрежных защитных полос в границах населенных пунктов на общей площади 2,7 га.
3. Приоритет 3: сохранение объектов культурного наследия, биологического многообразия, флоры и фауны, природных ландшафтов и мест обитания биологических видов.
3.1. Основные задачи:
проведение паспортизации объектов культурного и природного наследия местного значения;
введение вместе с местными органами исполнительной власти перспективного планирования по сохранению архитектурного и градостроительного наследия курортных городов;
содействие привлечению инвестиций в деятельность по сохранению и реставрации объектов культурного наследия;
содействие вовлечению объектов культурного и природного наследия в национальные и мировые туристические маршруты;
установление и контроль над соблюдением установленных режимов охраны памятников истории, культуры, архитектуры и природы;
создание национальных и региональных ландшафтных парков, объектов природно-заповедного фонда, осуществление их экологического обустройства и включение в туристические маршруты;
формирование культуры экологического отдыха, повышение уровня экологического образования представителей туристической индустрии и туристов, экологического просвещения местного населения.
3.2. Ожидаемые результаты:
разработка и/или корректировка генеральных планов курортных городов, обеспечивающих устойчивое градостроительное развитие, сохранение историко-культурного наследия, улучшение архитектурного облика городов, расширение границ городов для дальнейшего развития;
сохранение объектов культурного наследия;
создание 4 новых объектов природно-заповедного фонда;
выявление и паспортизация порядка 400 туристических объектов (объектов размещения, туристических маршрутов и пр.);
создание и ведение перечня туристических маршрутов и ежегодное его обновление;
создание и продвижение 5 новых туристических маршрутов, 3 культурно-исторических туристических продуктов;
проведение 5 методических экскурсий по объектам культурного наследия для специалистов туристского сопровождения;
принятие мер к нарушителям природоохранного законодательства, возмещение причиненного ущерба территориям и объектам природно-заповедного фонда в результате хозяйственной или иной деятельности;
увеличение площади природно-заповедного фонда Автономной Республики Крым на 9,8 тыс. га.
4. Приоритет 4: обеспечение пространственной равномерности использования туристско-рекреационного потенциала Автономной Республики Крым, выравнивание спроса на ресурсы прибрежной зоны.
4.1. Основные задачи:
развитие специализированных видов туризма и зимних видов отдыха в горных, предгорных и степных районах;
восстановление этнокультурной среды, восстановление и сохранение традиционного образа жизни местного населения, его культуры и этнографических особенностей как перспективного объекта, привлекательного для туристов.
4.2. Ожидаемые результаты:
развитие рекреационной и туристической инфраструктуры в горно-лесной зоне: 80 турстоянок, 204 туристических трасс, 39 мест массового отдыха, 43 объектов природно-заповедного фонда.
5. Приоритет 5: увеличение продолжительности активного курортного сезона.
5.1. Основные задачи:
создание и популяризация положительного имиджа Крыма как национального круглогодичного курортного и туристического центра;
увеличение до 60 % доли предприятий рекреационной сферы круглогодичного функционирования;
обеспечение диверсификации туристического продукта и развитие новых сегментов рынка рекреационных услуг;
обеспечение развития медицинского и социального туризма.
5.2. Ожидаемые результаты:
увеличение количества отдыхающих на 6,5 %;
участие автономии в 14 международных специализированных туристических выставках, ярмарках, биржах, фестивалях и других международных мероприятиях по популяризации рекреационных возможностей Крыма;
изготовление информационно-полиграфической продукции о туризме и курортах Крыма;
размещение видеопродукции о туризме в Крыму в сети Интернет, а также на телеканалах Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья (предполагаемое эфирное время около 80 мин.);
проведение двух масштабных ежегодных международных специализированных ярмарок - "Крым. Курорты. Туризм" и "Украина - круглый год";
проведение ежегодной Международной выставки туристических маршрутов и экскурсионных программ "Новое лицо древнего курорта";
проведение информационно-методических туров для представителей турбизнеса, промышленных предприятий и профсоюзов, средств массовой информации, врачей практического здравоохранения из Украины и иностранных государств (планируется провести рекламные туры для 350 участников);
увеличение количества отдыхающих на 400 тыс. человек из регионов Украины и иностранных государств с учетом проведения мероприятия "Дни Крыма" в этих регионах;
реализация проекта "Крымский бархатный сезон - сезон здоровья" в регионах Украины и иностранных государствах (охват 4 региона);
поддержка проведения 2 событийных мероприятий, расширяющих рамки активного сезона, 2 музыкальных фестивалей, 2 фестивалей активных видов отдыха, проведение фестиваля уличных театров;
разработка, внедрение и продвижение 5 медицинских и оздоровительных туристических продуктов, рекламная поддержка 6 туристических продуктов в регионах Украины и за рубежом;
поддержка 17 курортно-туристических офисов Крыма в приоритетных регионах Украины и зарубежья;
обучение на базе курортно-туристических офисов методикам продаж крымского турпродукта.
6. Приоритет 6: уменьшение доли тенизации услуг, предоставляемых в рекреационной сфере.
6.1. Основные задачи:
усовершенствование процедур налогообложения операций в сфере индустрии развлечений, санаторно-курортной сфере, предоставления услуг размещения для категорированных действующих отелей и предприятий по размещению туристов, услуг питания;
формирование официально учтенной сети отелей и альтернативных мест размещения туристов и рекреантов экономкласса (малых и мини-отелей, апартаментов и т. п.), развлекательных объектов;
совершенствование статистической отчетности и формирование базы данных объектов сферы индустрии развлечений, размещения туристов, заведений питания;
привлечение негосударственных деловых объединений для обеспечения контроля над соблюдением требований к сертифицированным видам деятельности в рекреационной сфере.
6.2. Ожидаемые результаты:
разработка 8 нормативно-правовых документов и иных инициатив в сфере курортов и туризма;
разработка и внедрение 5 новых стандартов в сфере курортов и туризма;
разработка кодекса добросовестной практики в туризме;
проведение категоризации 2000 объектов размещения: 350 учреждений, предоставляющих санаторно-курортное лечение и услуги оздоровительного характера, 190 гостиниц, 60 детских оздоровительных лагерей, 2500 индивидуальных средств размещения, 340 прочих туристических объектов;
усовершенствование методики отраслевого анализа согласно мировым стандартам;
проведение 2 маркетинговых исследований в сфере курортов и туризма.
7. Приоритет 7: формирование качественного, конкурентоспособного туристического продукта, соответствующего мировым стандартам качества.
7.1. Основные задачи:
содействие модернизации и реконструкции материальной базы санаторно-курортного и туристического комплекса, в т. ч. с привлечением объектов незавершенного строительства, доведение их оснащения до современных международных требований;
усовершенствование системы контроля над качеством рекреационных услуг, противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, гарантирование качества предоставления услуг согласно условиям договоров;
обеспечение учреждений санаторно-курортной сферы высококвалифицированным медицинским персоналом;
осуществление необходимой переподготовки персонала курортных учреждений, занятого обслуживанием иностранных туристов;
развитие системы туристско-информационных центров в узловых пунктах Автономной Республики Крым;
обеспечение развития пляжной инфраструктуры;
развитие специализированной туристической инфраструктуры на туристических маршрутах;
укрепление материально-технической базы государственных аварийно-спасательных служб с целью обеспечения безопасности отдыхающих;
обеспечение необходимого уровня безопасности жизни и здоровья туристов и рекреантов, обеспечение их прав и законных интересов.
7.2. Ожидаемые результаты:
разработка 1 грантового проекта трансграничного и межрегионального сотрудничества (ООН, ЕС, ТИКА и др.);
разработка 5 комплексных программ привлечения кредитов всемирных финансовых учреждений в реконструкцию санаторно-курортного комплекса Автономной Республики Крым;
разработка 5 учебных программ в сфере курортов и туризма;
обучение и повышение квалификации 400 специалистов отрасли, задействованных в продаже турпродуктов, направленных на расширение рамок курортного сезона (проведение семинаров, тренингов, курсов);
проведение обучающих поездок в иностранные курортные регионы представителей турбизнеса (ожидаемое количество участников поездок - 60 человек);
повышение квалификации и обучение стандартам туристической отрасли ЕС и UNWTO сотрудников Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым;
поддержка 3 волонтерских программ в сфере курортов и туризма, в т.ч. предназначенных для обучения специалистов отрасли иностранным языкам;
поддержка 5 туристских информационных центров в Автономной Республике Крым;
поддержка и продвижение в сети Интернет туристического интернет-портала Крыма: ежедневное размещение 2-3 новостийных сюжетов, фото- и видеоматериалов (ожидаемое количество посещений в день - 1000 раз);
формирование и ведение перечней рекреационных ресурсов - пляжей, других рекреационных ресурсов;
обследование дна пляжных территорий (30 пляжных зон) общественного пользования, не имеющих пользователя, пляжных территорий за границами населенных пунктов;
маркировка 200 км туристических маршрутов, предназначенных для активного отдыха, установка 2000 мультиязычных туристско-информационных указателей и картосхем на туристических маршрутах в городах и поселках;
оказание поддержки в функционировании/создании 2 профильных ассоциаций в сфере курортов и туризма.
8. Приоритет 8: обеспечение планомерности перспективного развития рекреационного комплекса и инфраструктуры курортно-оздоровительных и рекреационных территорий.
8.1. Основные задачи:
обеспечение полного соответствия развития рекреационных объектов схемам планирования курортно-оздоровительных и рекреационных территорий с учетом потребностей в объектах инфраструктуры;
оптимизация архитектурно-планировочной структуры курортных городов и районов путем разработки детальных планов территорий приморских частей курортных городов и схем планировок рекреационных и курортных районов за пределами населенных пунктов и обеспечение контроля над их реализацией;
развитие инфраструктуры курортов, содержание и обустройство парков, пляжей и общекурортных заведений.
8.2. Ожидаемые результаты:
разработка градостроительных документов, регламентирующих планировочную организацию территориально-хозяйственного развития 14 районов республики;
обустройство 78 объектов инфраструктуры, парков и общекурортных заведений в курортных регионах автономии, ремонт 3 подъездных путей к объектам экскурсионного показа (музеи, дворцы, памятники, объекты природно-заповедного фонда).
Глава 2.
ФОРМИРОВАНИЕ АГРОСЕКТОРА XXI ВЕКА
1. Приоритет 1: повышение продуктивности земледелия.
1.1. Основные задачи:
внедрение системных мер по экологизации, интенсификации и рациональному использованию земельных, водных, лесных ресурсов, задействованных в сельскохозяйственном производстве;
увеличение площади орошаемых земель, восстановление орошаемых земель, которые на протяжении определенного времени не обрабатывались, повышение эффективности использования воды путем реконструкции и модернизации мелиоративных сооружений, создание объединений землепользователей для совместного использования и управления внутрихозяйственными оросительными сетями;
улучшение культуры земледелия за счет совершенствования способов обработки почвы, применения научно обоснованной системы севооборотов, соблюдения оптимальной структуры посевных площадей, использования научно обоснованных объемов химических и биологических средств защиты растений;
борьба с водной и ветровой эрозией почв, что позволит не допустить деградацию почв сельскохозяйственных угодий и сохранить их плодородие, проведение рекультивации земель, нарушенных в результате добычи полезных ископаемых;
развитие селекции и семеноводства, что позволит получить адаптированные сорта сельскохозяйственных культур;
организация систематического государственного и общественного контроля над экологическим состоянием поверхностных вод, используемых в сельском хозяйстве;
внедрение систематического государственного и общественного контроля над состоянием почв, содержанием и уровнем концентрации тяжелых металлов, объемами минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, которые используются в сельскохозяйственном производстве;
улучшение материально-технического обеспечения сельского хозяйства путем создания условий для обновления парка сельскохозяйственной техники, инвестирование средств в обновление основных фондов, в т. ч. на основе межхозяйственной кооперации;
расширение подготовки кадров технических и технологических специальностей, что позволит обеспечить сельхозпроизводство работниками необходимой квалификации;
совершенствование территориального размещения выращивания сельскохозяйственных культур.
1.2. Ожидаемые результаты:
повышение эффективности и увеличение объемов производства продукции растениеводства на 11,8 %, в т. ч. зерна на 49,2 %;
повышение плодородия почв, снижение порога вредоносности болезней и вредителей;
уменьшение потерь сельскохозяйственной продукции во время хранения;
защита от эрозионных процессов плодородного слоя почвы сельскохозяйственных земель и вовлечение их в сельскохозяйственный оборот;
рекультивация нарушенных земель на площади 16,5 га;
обновление машинно-тракторного парка на 90 ед.;
своевременное принятие мер по комплексной защите сельскохозяйственных земель от неблагоприятных факторов и использование дополнительных площадей, возможность объективно оценить природное и экономическое состояние данных земель;
профилактика возникновения лесных пожаров, снижение уровня пожарной опасности, оперативное регулирование возникновения лесных пожаров;
увеличение численности диких копытных животных в охотничьих угодьях Крыма;
повышение надежности работы инженерной инфраструктуры и снижение энергопотребления на объектах оросительных систем;
увеличение площади лесных насаждений, наращивание природоохранного потенциала лесов, повышение лесистости полуострова;
восстановление лесов, пострадавших вследствие техногенных катастроф и стихийных бедствий, на площади 40 га.
2. Приоритет 2: развитие овощеводства, выращивания плодов и ягод, виноградарства, эфиромасличного производства как отраслей специализации растениеводства Автономной Республики Крым.
2.1. Основные задачи:
повышение агротехнического уровня ухода за существующими плодовыми насаждениями;
расширение выращивания южных культур: персика, абрикоса, миндаля, ореха грецкого, груши, кизила и др.;
обеспечение аграрных хозяйств государственной поддержкой в приобретении качественных семян овощных культур, обеспечении современной сельскохозяйственной техникой, удобрениями и агрохимикатами;
ликвидация изреженности виноградных насаждений, повышение уровня агротехники, увеличение площадей орошения с помощью использования капельных систем;
увеличение площадей выращивания эфиромасличных культур, внедрение новых технологий по комплексной переработке эфиромасличного сырья.
2.2. Ожидаемые результаты:
увеличение объемов производства продукции растениеводства на 11,8 %,
в т. ч. плодово-ягодной продукции на 4,3 %, винограда на 16,7 %;
посадка новых садов на площади 300 га, виноградников - 1000 га;
повышение качества посадочного материала, обеспечение 300 тыс. шт. сертифицированных саженцев для промышленной посадки;
обеспечение учреждений санаторно-курортного комплекса крымскими овощами и картофелем;
доведение объема производства эфиромасличных культур до 15 тыс. т.
3. Приоритет 3: устойчивое и сбалансированное развитие животноводства.
3.1. Основные задачи:
расширение посевов кормовых культур, увеличение площадей пастбищ с искусственным орошением для обеспечения кормовой базы животноводства, увеличение производства сбалансированных кормов по питательности и кормовой ценности;
увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, главным образом крупного рогатого скота и овец, что позволит увеличить производство мяса и молока, диверсифицировать ассортимент мясной продукции;
реконструкция существующих и создание новых животноводческих ферм для улучшения материально-технической базы животноводства;
модернизация рыбохозяйственного комплекса региона, внедрение технологий промышленного выращивания морепродуктов;
развитие отрасли пчеловодства: рост объемов производства пчеловодческой продукции, повышение ее конкурентоспособности и качества.
3.2. Ожидаемые результаты:
увеличение производства продукции животноводства на 2,2 %;
стабилизация и рост поголовья скота и птицы: крупного рогатого скота и свиней - на 4,1 %, овец - на 1,3 % и птицы - на 2 %;
рост объемов производства мяса на 1,1 %, молока - на 5,8 %, яиц - на 1,5 %, шерсти - на 1,2;
увеличение объемов выращивания и реализации племенного скота и птицы, улучшение племенных и продуктивных качеств животных;
развитие объектов аквакультуры, увеличение объемов производства и ассортимента рыбной продукции и морепродуктов до 3 %.
4. Приоритет 4: развитие производственной, рыночной, транспортной инфраструктуры в сельской местности.
4.1. Основные задачи:
развитие складского и холодильного хозяйств, организация подборки, сортировки, упаковки, мелкой фасовки;
развитие предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции;
создание сети оптовых рынков сельскохозяйственной продукции;
развитие сети государственных и негосударственных учреждений для консультирования инвесторов относительно возможностей эффективного вложения капитала в аграрный сектор экономики Автономной Республики Крым;
привлечение внебюджетных источников к финансированию аграрного сектора, осуществление микрокредитования сельскохозяйственного производства.
4.2. Ожидаемые результаты:
уменьшение потерь сельскохозяйственной продукции во время ее хранения;
насыщение рынка качественной овощной и плодово-ягодной продукцией в течение круглого года;
рост объемов производства продуктов питания за счет увеличения выпуска высококачественной конкурентоспособной продукции из экологически чистого и натурального сырья с доведением объемов до научно обоснованных норм потребления на душу населения и организации высокорентабельного производства;
обеспечение конкурентоспособности аграрного производства на внутреннем и внешних рынках;
гарантирование продовольственной безопасности государства, развитие организованного внутреннего и внешнего аграрных рынков.
5. Приоритет 5:
развитие социальной инфраструктуры в сельской местности.
5.1. Основные задачи:
обеспечение сельских населенных пунктов централизованным водоснабжением и газоснабжением;
формирование сети учреждений здравоохранения, системы первичной медико-санитарной помощи в сельской местности.
5.2. Ожидаемые результаты:
улучшение бытовых условий населения сельской местности;
улучшение демографической ситуации, уменьшение уровня смертности населения;
обустройство 45 скважин в сельских населенных пунктах;
улучшение условий проживания 400 сельских семей.
Глава 3.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Приоритет 1: создание условий для модернизации существующих индустриальных производств региона.
1.1. Основные задачи:
повышение инновационной активности промышленных предприятий, реализация проектов системного внедрения инноваций с целью снижения энерго- и ресурсоемкости промышленного производства;
введение механизмов государственного и смешанного финансирования энерго- и ресурсосберегающих инвестиционных проектов в промышленном комплексе;
обеспечение реализации потенциала производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса на базе выполнения оборонных заказов и конверсии в производство высокотехнологической продукции гражданского назначения;
содействие приобретению и использованию в промышленности современного оборудования и передовых научно-технических достижений, необходимых для оптимизации производственных процессов и повышения конкурентоспособности промышленной продукции региона;
усиление технического контроля, введение современных систем качества, сертификации продукции и производства, усовершенствование системы стандартизации и метрологии на основе международных норм ISO 9000, 9001 и расширение сферы действия международных экологических стандартов серии ISO 14000;