• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

О выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым

Верховная Рада Автономной Республики Крым | Закон від 18.06.1997 № 1226-1 | Документ не діє
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Закон
  • Дата: 18.06.1997
  • Номер: 1226-1
  • Статус: Документ не діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Закон
  • Дата: 18.06.1997
  • Номер: 1226-1
  • Статус: Документ не діє
Документ підготовлено в системі iplex
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
З А К О Н
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( Закон утратил силу на основании Решения ВР АРК N 206-2/98 ( rb0206002-98 ) от 16.09.98 )
О выборах депутатов Верховного Совета
Автономной Республики Крым
( "Крымские известия", 16 июля 1997 г., N 126-127 )
( Вводится в действие Постановлением ВР АРК N 1226а/-1 ( rb226a002-97 ) от 18.06.97 )
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы и начала выборов
1. Депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым(далее - депутаты) избираются избирателями на основе всеобщего,равного и прямого избирательного права путем тайного голосованияпо смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе.
2. Всего избирается 100 депутатов Верховного СоветаАвтономной Республики Крым. Из них 50 избираются в одномандатныхизбирательных округах на основе относительного большинства, а 50 -по спискам кандидатов в депутаты от республиканских (АвтономнойРеспублики Крым) отделений политических партий (избирательныхблоков отделений этих партий) (далее - от политических партий(избирательных блоков партий)), избирательных объединенийобъединений граждан* с общекрымским статусом в многомандатномобщекрымском республиканском избирательном округе на основепропорционального представительства.
* Избирательное объединение объединений граждан - предвыборный
блок объединений граждан.
3. Кандидат в депутаты может баллотироваться только помногомандатному и по одному одномандатному избирательному округу,входящему в административно-территориальную единицу, где кандидатпостоянно проживает или работает.
4. Избирательный процесс осуществляется на началах свободногои равноправного выдвижения кандидатов в депутаты, гласности иоткрытости, равенства возможностей для всех кандидатов впроведении избирательной кампании, непредвзятости к кандидатам состороны государственных и республиканских органов, учреждений,организаций, местных органов государственной исполнительной властии местного самоуправления, контроля за источниками финансированияи затратами на избирательную кампанию, свободы агитации.
5. Участие в выборах граждан, проживающих в АвтономнойРеспублике Крым и г. Севастополе, является добровольным.
Статья 2. Виды выборов
Выборы депутатов могут быть очередными, внеочередными,повторными, а также вместо выбывших депутатов.
Статья 3. Всеобщее избирательное право
1. Выборы депутатов Верховного Совета Автономной РеспубликиКрым являются всеобщими: все граждане Украины, постояннопроживающие на территории Автономной Республики Крым и вг. Севастополе, которым на день выборов исполнилось 18 лет, имеютправо голоса.
2. Не имеют права голоса граждане, признанные судомнедееспособными. Приостанавливается на соответствующий периодосуществление избирательного права для лиц, содержащихся поприговору суда в местах лишения свободы, а также для лиц,находящихся по решению суда в местах принудительного лечения.
3. Депутатом может быть избран гражданин Украины, постояннопроживающий в Автономной Республике Крым, г. Севастополе не менеетрех последних перед выборами лет, имеющий право голоса, достигшийна день выборов 21 года.
4. Не может быть избран депутатом гражданин, который имеетсудимость за совершение преступления, если эта судимость непогашена и не снята в установленном законом порядке. Не могут бытьизбраны депутатами граждане, проходящие на день выборовдействительную воинскую или альтернативную (не воинскую) службу.
5. Офицеры, прапорщики, мичманы личного состава ВооруженныхСил, Национальной гвардии, Службы безопасности, Министерствавнутренних дел и иных воинских формирований Украины, а также судьии прокуроры могут быть зарегистрированы кандидатами в депутаты,если при регистрации они подадут в окружную избирательную комиссиюзаявление и копию приказа (распоряжения) о временном прекращениислужебных полномочий на период избирательной кампании. В случаеизбрания указанных лиц депутатами они увольняются с занимаемыхдолжностей, а военнослужащие откомандировываются к ВерховномуСовету Автономной Республики Крым.
6. Депутат Верховного Совета Автономной Республики Крым неможет быть одновременно народным депутатом Украины.
7. Иные прямые или косвенные ограничения избирательных правграждан в зависимости от происхождения, политических взглядов,социального и имущественного положения, расовой и национальнойпринадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии,рода и характера занятий запрещаются.
Статья 4. Равное избирательное право
Выборы депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крымявляются равными: каждый избиратель участвует в выборах на равныхоснованиях и имеет в одномандатном и многомандатном избирательныхокругах по одному голосу.
Статья 5. Прямое избирательное право
Выборы депутатов являются прямыми. Депутаты избираютсянепосредственно (без посредников) избирателями. Голосование навыборах является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей влюбой форме не допускается.
Статья 6. Проведение выборов
1. Подготовку, проведение выборов депутатов, контроль засоблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательныекомиссии, которые образуются и действуют в порядке, определенномэтим нормативно-правовым актом.
2. Вмешательство в решение вопросов, отнесенных к компетенциисоответствующих избирательных комиссий, кроме случаев,предусмотренных настоящим нормативно-правовым актом, недопускается.
Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты
1. Право на выдвижение кандидатов в депутаты ВерховногоСовета Автономной Республики Крым по одномандатным избирательнымокругам принадлежит гражданам Украины, проживающим в АвтономнойРеспублике Крым и г. Севастополе и имеющим право голоса. Это правореализуется ими непосредственно самовыдвижением, на собранияхизбирателей, на собраниях трудовых коллективов численностью неменее 200 человек, а также через избирательные объединенияобъединений граждан с общекрымским статусом, политические партии собщекрымским статусом, зарегистрированные в соответствии сзаконодательством Украины.
2. Право на выдвижение кандидатов в депутаты ВерховногоСовета Автономной Республики Крым по многомандатному общекрымскомуреспубликанскому избирательному округу принадлежит политическимпартиям (избирательным блокам партий), избирательным объединениямобъединений граждан с общекрымским статусом, зарегистрированным всоответствии с законодательством Украины.
Статья 8. Гласность при подготовке и проведении выборов
1. Подготовка и проведение выборов осуществляются открыто игласно.
2. Верховный Совет Автономной Республики Крым, местныесоветы, избирательные комиссии доводят до сведения граждан решенияоб образовании округов по выборам депутатов, избирательныхучастков, избирательных комиссий и их составах.
3. Избирательные комиссии информируют граждан о своемместонахождении и режиме работы, знакомят их со спискамиизбирателей, оповещают избирателей о результатах регистрациикандидатов в депутаты, доводят до сведения населения результатыголосования, итоги выборов и информацию о признании полномочийизбранных депутатов.
4. Средства массовой информации освещают ход подготовки ипроведения выборов. Их представители имеют право беспрепятственноучаствовать во всех мероприятиях, организуемых избирательнымикомиссиями, а также получать информацию о подготовке и проведениивыборов.
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ОКРУГОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Статья 9. Порядок и сроки назначения выборов
1. Решение о проведении очередных выборов депутатов принимаетВерховный Совет Автономной Республики Крым не позднее чем за4 месяца до истечения срока полномочий данного состава ВерховногоСовета Автономной Республики Крым.
2. Решение о проведении внеочередных выборов депутатовпринимает Верховный Совет Автономной Республики Крым одновременнос принятием решения о досрочном прекращении своих полномочий, приэтом выборы должны проводиться не позднее чем через 4 месяца последосрочного прекращения его полномочий.
3. В случае досрочного прекращения Верховной Радой Украиныполномочий Верховного Совета Автономной Республики Крым решение опроведении внеочередных выборов принимает Верховная Рада Украины.При этом выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со дняопубликования решения о досрочном прекращении полномочийВерховного Совета Автономной Республики Крым.
4. Повторные выборы и выборы вместо выбывших депутатовназначаются избирательной комиссией Автономной Республики Крым впорядке, предусмотренном настоящим нормативно-правовым актом.
5. Решение о назначении дня выборов орган, их назначивший,обязан опубликовать в средствах массовой информации не позднее чемна третий день после его принятия.
6. Верховный Совет Автономной Республики Крым, полномочиякоторого досрочно прекращены, осуществляет свои полномочия доизбрания нового состава Верховного Совета Автономной РеспубликиКрым.
Статья 10. Образование избирательных округов
1. Избирательные округа образуются избирательной комиссиейАвтономной Республики Крым.
2. Одномандатные избирательные округа образуются с учетомчисленности избирателей и административно-территориального деленияпо предложениям городских голов (городов республиканскогоподчинения) и председателей районных и районных в городе советовАвтономной Республики Крым и г. Севастополя.
3. Избирательный округ представляет единую территорию.Отклонение количества избирателей от средней по АвтономнойРеспублике Крым нормы избирателей по избирательному округу неможет превышать 20%.
4. Количество избирателей в избирательном округе, границы ицентры избирательных округов устанавливаются избирательнойкомиссией Автономной Республики Крым.
5. Территорией многомандатного общекрымского республиканскогоизбирательного округа является вся территория АвтономнойРеспублики Крым и г. Севастополя с центром в г. Симферополе.В выборах в этом округе принимают участие все граждане, постояннопроживающие в Автономной Республики Крым, г. Севастополе и имеющиеизбирательное право.
6. Сведения об образовании избирательных округов собозначением их номера, центра, территориальных границ иколичества избирателей в каждом округе публикуются избирательнойкомиссией Автономной Республики Крым в средствах массовойинформации не позднее чем за 110 дней до дня выборов.
Статья 11. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов во времявыборов избирательные округа делятся на избирательные участки.
2. Избирательные участки образуются окружными избирательнымикомиссиями по представлению районных государственныхадминистраций, исполкомов городских (городов республиканскогоподчинения) советов в границах территории одномандатныхизбирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
3. Избирательный участок представляет единую территорию сколичеством от 20 до 3000 избирателей, а в исключительныхслучаях - с меньшим или большим количеством избирателей.
4. В стационарных лечебных, санаторно-оздоровительныхучреждениях и других местах временного пребывания избирателей, насудах, которые находятся в день выборов в плавании, избирательныеучастки могут образовываться в срок, определенный пунктом2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за5 дней до дня выборов. Такие избирательные участки входят в составизбирательных округов по месту их расположения или по месту портаприписки судна.
5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
6. Избирательные участки являются общими для выборов водномандатных и многомандатном общекрымском республиканскомизбирательных округах.
7. Решение окружной избирательной комиссии об образованииизбирательных участков, их нумерации, границах, составе,местонахождении участковых избирательных комиссий и помещениях дляголосования доводится до сведения населения не позднее чем напятый день после его принятия.
РАЗДЕЛ III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 12. Система избирательных комиссий
Организацию и проведение выборов в Верховный Совет АвтономнойРеспублики Крым осуществляют:
избирательная комиссия Автономной Республики Крым;
окружные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Статья 13. Избирательная комиссия Автономной Республики Крым
1. Избирательная комиссия Автономной Республики Крым являетсяпостоянно действующим высшим органом по организации и проведениювыборов в Автономной Республике Крым. В состав комиссии входятпредседатель, заместитель председателя, секретарь и не более10 членов комиссии.
2. Не позднее чем на пятый день после назначения выборовновый состав избирательной комиссии Автономной Республики Крым иее председатель утверждаются Верховным Советом АвтономнойРеспублики Крым по представлению Президиума Верховного СоветаАвтономной Республики Крым сроком на 4 года. Председатель и неменее трети членов избирательной комиссии Автономной РеспубликиКрым должны иметь высшее юридическое образование.
3. Заместитель председателя избирательной комиссии АвтономнойРеспублики Крым и ее секретарь избираются на заседании комиссии.
4. После формирования избирательной комиссии АвтономнойРеспублики Крым в соответствии с этим нормативно-правовым актом ееперсональный состав на протяжении года не может изменяться болеечем на одну треть.
5. Каждая политическая партия, фракция, представленная вВерховном Совете Автономной Республики Крым, предлагает Президиумупо одному представителю в избирательную комиссию АвтономнойРеспублики Крым.
6. Каждая политическая партия (избирательный блок партий),избирательное объединение объединений граждан с общекрымскимстатусом, списки кандидатов в депутаты которых зарегистрированы иих представителя нет в составе избирательной комиссии, имеют праводелегировать одного представителя в избирательную комиссиюАвтономной Республики Крым с правом совещательного голоса.
7. Избирательная комиссия Автономной Республики Крым впятидневный срок после ее образования публикует сведения о своемместонахождении, почтовом адресе, номерах телефонов, режимеработы.
Статья 14. Компетенция избирательной комиссии Автономной
Республики Крым
Избирательная комиссия Автономной Республики Крым:
1) организует подготовку и проведение выборов депутатовВерховного Совета Автономной Республики Крым:
2) возглавляет избирательные комиссии, образует окружныеизбирательные комиссии, которые создаются для проведения выборовдепутатов, направляет деятельность и осуществляет их методическоеобеспечение, рассматривает заявления и жалобы на действия ирешения этих комиссий, принимает по ним мотивированные решения;
3) осуществляет на всей территории Автономной Республики Крымконтроль за исполнением настоящего нормативно-правового акта иобеспечивает его единообразное применение;
4) издает инструкции и дает разъяснения по вопросамприменения настоящего нормативно-правового акта, в случаенеобходимости входит в Верховный Совет Автономной Республики Крымс представлением о толковании настоящего нормативно-правового актаили внесении в него изменений и дополнений;
5) разрабатывает и утверждает смету расходов на подготовку ипроведение выборов, устанавливает порядок использования средств,выделенных из Государственного бюджета Украины на проведениевыборов, осуществляет контроль за целевым использованием этихсредств, контролирует обеспечение избирательных комиссийпомещениями, транспортом, связью, решает другие вопросыматериально-технического обеспечения подготовки и проведениявыборов;
6) устанавливает формы избирательных бюллетеней по выборамдепутатов, списков избирателей, протоколов заседаний избирательныхкомиссий, удостоверений, подписных листов, других избирательныхдокументов, образцы избирательных урн для голосования, печатейизбирательных комиссий, обеспечивает их изготовление, определяетпорядок хранения избирательных документов и передачи их вГосударственный архив Автономной Республики Крым;
7) осуществляет контроль за использованием избирательныхфондов политических партий (избирательных блоков партий),избирательных объединений объединений граждан с общекрымскимстатусом, кандидатов в депутаты в соответствии с требованиямиэтого нормативно-правового акта;
8) образует избирательные округа, присваивает им наименованиеи нумерацию, публикует список избирательных округов с обозначениемих номеров, центров, территориальных границ, количестваизбирателей в каждом избирательном округе;
9) регистрирует участвующие в выборах политические партии(избирательные блоки партий), избирательные объединенияобъединений граждан с общекрымским статусом;
10) регистрирует списки кандидатов в депутаты, выдвинутыеполитическими партиями (избирательными блоками партий),избирательными объединениями объединений граждан с общекрымскимстатусом, выдает руководителям их органов, кандидатам вдепутаты удостоверения об их регистрации;
11) регистрирует доверенных лиц кандидатов в депутаты,уполномоченных лиц политических партий (избирательных блоковпартий), избирательных объединений объединений граждан собщекрымским статусом, выдает им удостоверения;
12) публикует зарегистрированные списки кандидатов вдепутаты, выдвинутых политическими партиями (избирательнымиблоками партий), избирательными объединениями объединений гражданс общекрымским статусом, предвыборные программы политическихпартий (избирательных блоков партий), избирательных объединенийобъединений граждан с общекрымским статусом и сведения окандидатах в депутаты от политических партий (избирательных блоковпартий), избирательных объединений объединений граждан собщекрымским статусом, которые включаются в избирательныйбюллетень;
13) определяет порядок сбора подписей в поддержку списковпретендентов на кандидаты в депутаты от политических партий(избирательных блоков партий), избирательных объединенийобъединений граждан с общекрымским статусом, осуществляет контрольза соблюдением установленного порядка сбора подписей;
14) утверждает текст бюллетеня по многомандатномуобщекрымскому республиканскому избирательному округу, обеспечиваетизготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательныхкомиссий;
15) заслушивает информации избирательных комиссий, а такжеминистерств и ведомств, других органов государственнойисполнительной власти и местного самоуправления АвтономнойРеспублики Крым по вопросам, связанным с подготовкой и проведениемвыборов;
16) осуществляет функции окружной избирательной комиссиимногомандатного общекрымского республиканского избирательногоокруга, устанавливает результаты выборов по нему, извещает о нихнаселение через средства массовой информации;
17) обеспечивает издание плакатов с предвыборными программамиполитических партий (избирательных блоков партий), избирательныхобъединений объединений граждан с общекрымским статусом ибиографическими данными кандидатов в депутаты от них;
18) принимает на денежный депозит залог от кандидатов вдепутаты от политических партий (избирательных блоков партий),избирательных объединений объединений граждан с общекрымскимстатусом в соответствии с этим нормативно-правовым актом;
19) регистрирует депутатов, избранных в многомандатномобщекрымском республиканском избирательном округе;
20) подводит итоги выборов в целом по Автономной РеспубликеКрым;
21) устанавливает персональный состав лиц, избранныхдепутатами Верховного Совета Автономной Республики Крым, выдает имвременные удостоверения об избрании;
22) публикует в средствах массовой информации сообщения орезультатах голосования и списки избранных депутатов с указаниемфамилии, имени, отчества, года рождения, принадлежности к партии,общественной организации и указанием избирательного округа, покоторому он избран;
23) информирует Верховный Совет Автономной Республики Крым обитогах выборов и признании полномочий избранных депутатов;
24) принимает решение о проведении повторного голосования иповторных выборов депутатов в случаях, предусмотренных настоящимнормативно-правовым актом;
25) принимает решение о проведении выборов в одномандатныхизбирательных округах вместо выбывших депутатов, организуетпроведение этих выборов;
26) в случае досрочного выбытия депутата, избранного помногомандатному общекрымскому республиканскому избирательномуокругу, принимает решение о замещении вакантного мандата депутатаи представляет кандидатуру депутата на утверждение ВерховномуСовету Автономной Республики Крым;
27) публикует даты начала и окончания избирательныхмероприятий;
28) определяет порядок использования средств массовойинформации в связи с проведением выборов, обеспечивает соблюдениеравных правовых условий предвыборной деятельности для всехкандидатов в депутаты Верховного Совета Автономной РеспубликиКрым, политических партий (избирательных блоков партий),избирательных объединений объединений граждан с общекрымскимстатусом;
29) рассматривает заявления юридических и физических лиц,касающиеся вопросов, которые отнесены к ее компетенции, ипринимает по ним решения;
30) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящимнормативно-правовым актом и иными нормативно-правовыми актамиУкраины и Автономной Республики Крым.
Статья 15. Окружные избирательные комиссии
1. Окружные избирательные комиссии образуются избирательнойкомиссией Автономной Республики Крым не позднее чем за 60 дней додня выборов по представлению городских голов (городовреспубликанского подчинения), председателей районных и районных вгороде советов в составе председателя, заместителя председателя,секретаря и не менее 6 членов комиссии.
2. В состав окружных избирательных комиссий обязательновключаются по одному представителю от политических партий(избирательных блоков партий), избирательных объединенийобъединений граждан с общекрымским статусом, списки кандидатовкоторых зарегистрированы для участия в выборах по многомандатномуобщекрымскому избирательному округу, по представлению руководящихорганов этих политических партий (избирательных блоков партий),избирательных объединений объединений граждан с общекрымскимстатусом.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарьокружной избирательной комиссии не могут быть членами однойполитической партии (избирательного блока партий), избирательногообъединения объединений граждан с общекрымским статусом.
4. Полномочия окружной избирательной комиссии заканчиваютсячерез 10 дней после признания полномочий избранных депутатов.
Статья 16. Компетенция окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за выполнением действующегоизбирательного законодательства и обеспечивает его единообразноеприменение на территории избирательного округа;
2) образует избирательные участки, устанавливает их единуюнумерацию по избирательному округу, публикует сведения о них;
3) образует участковые избирательные комиссии, координируетих деятельность;
4) контролирует составление списков избирателей ипредставление их для всеобщего ознакомления;
5) регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты, ихдоверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения;
6) обеспечивает издание плакатов с биографическими данными озарегистрированных кандидатах в депутаты и тезисами ихпредвыборных программ;
7) утверждает текст избирательного бюллетеня поизбирательному округу, обеспечивает изготовление избирательныхбюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
8) устанавливает результаты выборов в избирательном округе,принимает решение об избрании депутата, выдает ему временноеудостоверение, передает протоколы об итогах голосования и выборовв избирательную комиссию Автономной Республики Крым;
9) оповещает население о результатах выборов в избирательномокруге через средства массовой информации;
10) проводит подсчет голосов по многомандатному общекрымскомуреспубликанскому избирательному округу, поданных на территориисвоего избирательного округа, передает соответствующие сведения визбирательную комиссию Автономной Республики Крым;
11) организует проведение повторного голосования, повторныхвыборов, а также выборов вместо выбывшего депутата;
12) рассматривает обращения, заявления, жалобы на решения идействия или бездействие участковых избирательных комиссий ипринимает по ним решения;
13) распределяет средства между участковыми избирательными
комиссиями, контролирует обеспечение участковых избирательных
комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие
вопросы материально-технического обеспечения выборов;
14) заслушивает информацию участковых избирательных комиссий,местной государственной администрации и органов местногосамоуправления, руководителей предприятий, учреждений, организацийпо вопросам проведения выборов;
15) обеспечивает участковые избирательные комиссии образцамиподписных листов, контролирует достоверность подписей, собранных вподдержку списков кандидатов в депутаты от политических партий(избирательных блоков партий), избирательных объединенийобъединений граждан с общекрымским статусом и кандидатов вдепутаты по одномандатному избирательному округу;
16) содействует проведению избирательной кампании кандидатовв депутаты, обеспечивает соблюдение равных правовых условий ихпредвыборной деятельности, совместно с органами местнойгосударственной администрации и местного самоуправления определяетпорядок и выделение специально оборудованных мест для размещенияагитационных материалов;
17) содействует проведению встреч кандидатов в депутаты сизбирателями на предприятиях, в учреждениях и организациях всехформ собственности, а также по месту проживания избирателей;
18) осуществляет контроль за использованием избирательногофонда кандидатов в депутаты в соответствии с требованиями этогонормативно-правового акта;
19) рассматривает обращения, заявления и жалобы, касающиесяорганизации и проведения выборов на территории избирательногоокруга, в рамках своих полномочий принимает по ним решения.В необходимых случаях обращается в избирательную комиссиюАвтономной Республики Крым или в суд;
20) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкойи проведением выборов, в избирательную комиссию АвтономнойРеспублики Крым для последующей передачи в Государственный архивАвтономной Республики Крым;
21) осуществляет другие полномочия в соответствии с этимнормативно-правовым актом.
Статья 17. Участковые избирательные комиссии
1. Участковые избирательные комиссии образуются окружнымиизбирательными комиссиями в составе председателя, заместителяпредседателя, секретаря и 5 - 11 членов комиссии по представлениюсельских, поселковых, городских голов, председателей районных вгороде советов не позднее чем за 45 дней до дня выборов, а висключительных случаях, определенных в пункте 4 статьи 11 этогонормативно-правового акта, - за 5 дней до дня выборов.
2. В состав участковых избирательных комиссий обязательновключаются по одному представителю от политических партий(избирательных блоков партий), избирательных объединенийобъединений граждан с общекрымским статусом, списки кандидатов вдепутаты от которых зарегистрированы для участия в выборах помногомандатному общекрымскому республиканскому избирательномуокругу по представлению местных или региональных ячеек этихполитических партий (избирательных блоков партий), избирательныхобъединений объединений граждан с общекрымским статусом, еслитакие предложения имеются. Предприятия, организации и учреждения,расположенные на соответствующей территории, территориальныеорганы самоорганизации населения имеют право предлагатькандидатуры в состав участковых избирательных комиссий.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарьучастковой избирательной комиссии не могут быть членами однойполитической партии (избирательного блока партий), избирательногообъединения объединений граждан с общекрымским статусом.
4. Полномочия участковой избирательной комиссии заканчиваютсячерез 10 дней после признания полномочий избранных депутатов.
Статья 18. Компетенция участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
1) уточняет список избирателей по участку;
2) обеспечивает возможность ознакомления избирателей сосписком избирателей, принимает и рассматривает заявления обошибках и неточностях в списке и решает вопросы о внесениисоответствующих изменений в него;
3) заблаговременно вручает или посылает избирателям именныеприглашения с обозначением даты проведения выборов, адресаизбирательной комиссии, времени начала и окончания голосования;
4) создает условия для ознакомления избирателей со спискамикандидатов в депутаты от политических партий (избирательных блоковпартий), избирательных объединений объединений граждан собщекрымским статусом, их предвыборными программами, а также сосписками кандидатов, зарегистрированных в одномандатномизбирательном округе, и их предвыборными программами;
5) обеспечивает подготовку помещений для голосования,изготовление избирательных урн и другого оборудования;
6) организует голосование на избирательном участке;
7) производит подсчет голосов, поданных на избирательномучастке;
8) рассматривает обращения, заявления и жалобы по вопросамподготовки выборов и организации голосования на избирательномучастке и принимает по ним мотивированные решения;
9) осуществляет другие полномочия в соответствии с этимнормативно-правовым актом.
Статья 19. Организация работы избирательных комиссий
1. Основной формой работы избирательных комиссий являются ихоткрытые заседания. Заседания избирательной комиссии созываютсяпредседателем комиссии, а в случае его отсутствия - заместителемпредседателя комиссии.
2. В случае отсутствия председателя, заместителя председателякомиссии или их отказа созвать заседание комиссии оно может бытьсозвано по требованию не менее одной трети членов комиссии -инициаторов проведения заседания с обязательным уведомлением всехчленов комиссии о времени и месте заседания.
3. Первое заседание избирательной комиссии созывается непозднее чем на третий рабочий день после образования комиссии, аследующие - по необходимости.
4. Заседание избирательной комиссии ведет ее председатель илиего заместитель, а в случае, когда они по каким-либо причинам невыполняют эту функцию, комиссия определяет из своего составапредседательствующего на конкретном заседании.
5. Секретарь, а в случае его отсутствия один из членовкомиссии ведет протокол заседания, который подписываетсяпредседателем или председательствующим на заседании и секретаремкомиссии.
6. Заседание избирательной комиссии является правомочным,если в нем принимают участие не менее двух третей ее состава.Решения принимаются открытым голосованием большинством голосовприсутствующих на заседании членов комиссии. При одинаковомколичестве голосов, поданных "за" и "против" соответствующегорешения, голос председателя комиссии или председательствующего назаседании считается решающим.
7. Члены избирательной комиссии, не согласные с принятымрешением, могут изложить в письменной форме особое мнение, котороеявляется неотъемлемым приложением к протоколу заседания.
8. Решение избирательной комиссии подписывается председателеми секретарем комиссии.
9. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах ихкомпетенции, являются обязательными для участников выборов иорганов, которые обеспечивают их проведение.
10. Органы государственной исполнительной власти, местногосамоуправления, предприятия, учреждения и организации, средствамассовой информации, а также их должностные лица обязаны оказыватьсодействие избирательным комиссиям в осуществлении ими своихполномочий, обеспечивать исполнение решений избирательныхкомиссий, давать мотивированные ответы на их запросы и обращенияпо вопросам подготовки и проведения выборов в трехдневный срок содня получения запроса или обращения, а за 5 дней до дня выборов ив день выборов - незамедлительно. Органы государственнойисполнительной власти и местного самоуправления, предприятия,учреждения и организации обязаны предоставлять избирательнымкомиссиям необходимые помещения, транспорт, средства связи,техническое оборудование для подготовки и проведения выборов.
11. На заседаниях избирательных комиссий имеют правоприсутствовать кандидаты в депутаты, уполномоченные лица отполитических партий (избирательных блоков партий), избирательныхобъединений объединений граждан с общекрымским статусом,доверенные лица кандидатов в депутаты, наблюдатели общественныхобъединений Автономной Республики Крым, Украины и другихгосударств, международных организаций, а также представителисредств массовой информации. По решению данной комиссии на еезаседании могут присутствовать и другие лица.
12. Избирательная комиссия может принять решение о лишенииправа участия в заседании лиц, указанных в пункте 11 настоящейстатьи, если они препятствуют его проведению.
13. Принимать документы и обращения, которые поступают визбирательную комиссию, имеют право председатель, заместительпредседателя, секретарь или член комиссии. Все документы иобращения регистрируются.
14. В период между заседаниями избирательной комиссии решенияот ее имени может принимать председатель комиссии, а в случае егоотсутствия - заместитель председателя комиссии. Все решения,принятые председателем комиссии или его заместителем, должны бытьподтверждены или отменены на ближайшем заседании комиссии, котороепроводится в сроки, позволяющие обеспечить своевременноерассмотрение заявлений и жалоб субъектов избирательного процесса.
15. Избирательные комиссии могут привлекать для осуществленияпредусмотренных этим нормативно-правовым актом функций, дляисполнения технической работы соответствующих специалистов,технических работников с оплатой их труда в пределах средств,которые выделяются соответствующим комиссиям на подготовку ипроведение выборов.
Статья 20. Правовой статус лиц, входящих в состав
избирательных комиссий
1. В состав избирательных комиссий могут входить граждане,постоянно проживающие в Автономной Республике Крым иг. Севастополе, имеющие избирательное право.
2. Не могут входить в состав избирательных комиссий кандидатыв депутаты, их доверенные лица, уполномоченные лица политическихпартий (избирательных блоков партий), избирательных объединенийобъединений граждан с общекрымским статусом, близкие родственникикандидата в депутаты (муж, жена, их дети, родители, родные братьяи сестры).
3. Председатель избирательной комиссии не может приниматьучастие в деятельности объединений граждан.
4. Никто не может быть членом более чем одной комиссииодновременно. В случае регистрации лица, входящего в составизбирательной комиссии, кандидатом в депутаты, доверенным лицомкандидата или уполномоченным лицом политической партии(избирательного блока партий), избирательного объединенияобъединений граждан с общекрымским статусом его полномочия вкомиссии автоматически прекращаются.
5. Во время избирательной кампании член избирательнойкомиссии не может быть привлечен к уголовной ответственности,арестован, подвергнут мерам административного взыскания,налагаемым в судебном порядке, без согласия избирательной комиссииАвтономной Республики Крым.
6. Член избирательной комиссии на протяжении всего периодаработы в комиссии не может быть уволен либо переведен на другуюработу или должность без его согласия.
7. На протяжении срока полномочий избирательной комиссииизменения в ее состав могут вноситься органом, образовавшимизбирательную комиссию, лишь в случаях нарушения комиссией илинекоторыми ее членами избирательного законодательства, смертичлена комиссии или выбытия его за пределы Автономной РеспубликиКрым, а также в связи с личным заявлением о сложении полномочий вкомиссии или в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящейстатьи.
8. Комиссия может обратиться с предложением о заменепредседателя, заместителя председателя, секретаря или членакомиссии в орган, который ее образовал, если за это проголосует неменее двух третей от ее состава.
9. Председатель или заместитель председателя избирательнойкомиссии Автономной Республики Крым работают в комиссии напостоянной основе. Избирательная комиссия Автономной РеспубликиКрым имеет аппарат работников комиссии. Работающий на постояннойоснове председатель или заместитель председателя избирательнойкомиссии Автономной Республики Крым, а также аппарат этой комиссиисодержатся за счет средств, выделяемых из бюджета АвтономнойРеспублики Крым, на них распространяется действие Закона Украины"О государственной службе" ( 3723-12 ).
Статья 21. Оплата труда членов избирательных комиссий
По решению избирательной комиссии Автономной Республики Крым,окружной, участковой избирательной комиссии председатель,заместитель председателя, секретарь, члены соответствующейизбирательной комиссии могут быть на период избирательной кампанииосвобождены от выполнения производственных или служебныхобязанностей по основному месту работы. Оплата труда членовкомиссии осуществляется исполнительными органами соответствующихсоветов за счет средств Государственного бюджета Украины,предусмотренных для проведения избирательной кампании, в пределахсметы расходов соответствующей избирательной комиссии.
Статья 22. Обжалование решений избирательных комиссий
1. Решения, действия или бездействие избирательных комиссий иих должностных лиц могут быть обжалованы политическими партиями(избирательными блоками партий), избирательными объединениямиобъединений граждан с общекрымским статусом и их уполномоченнымилицами, кандидатами в депутаты и их доверенными лицами, а такжеизбирателями в вышестоящую избирательную комиссию, котораяпринимает решение в течение трех рабочих дней с моментапоступления жалобы, за 5 дней до выборов и в день их проведения -незамедлительно, а в случаях, предусмотренных этимнормативно-правовым актом, - в суд в течение 10 дней послепринятия решения, совершения действия или бездействия в нарушениеэтого нормативно-правового акта.
2. Решение избирательной комиссии об отклонении жалобы,заявления по поводу ошибок или неточностей в списках избирателейрассматриваются судом на протяжении трех рабочих дней. Решениесуда является окончательным. Исправления в списке избирателей всоответствии с решением суда участковая избирательная комиссияобязана произвести незамедлительно.
3. В случаях, по которым требуется дополнительная проверка,жалобы могут быть рассмотрены не позднее чем в 10-дневный срок.
4. Решения избирательной комиссии Автономной Республики Крымявляются окончательными и обжалованию не подлежат, за исключениемслучаев, предусмотренных этим нормативно-правовым актом.
5. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать своюработу, в том числе и в выходные дни, таким образом, чтобыобеспечить своевременное для реализации избирательных праврассмотрение заявлений и жалоб всех субъектов избирательногопроцесса.
6. Обращения по поводу решений, действий или бездействияизбирательных комиссий, поданные с нарушением сроков, определенныхэтим нормативно-правовым актом, рассмотрению не подлежат.
РАЗДЕЛ IV. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 23. Порядок составления и уточнения списков
избирателей
1. Исполнительные органы сельских, поселковых, городских,районных в городах (где они созданы) советов на основании данныхГосударственного реестра избирателей составляют списки избирателейпо каждому избирательному участку, в которые включаются всеграждане Украины, достигшие 18 лет и на момент составления спискапостоянно проживающие на территории соответствующегоизбирательного участка и имеющие право голоса.
2. Уточнение списков избирателей осуществляетсяисполнительными органами сельских, поселковых, городских, районныхв городе (где они созданы) советов ежегодно и непосредственноперед началом избирательной кампании.
3. В случае отсутствия точных сведений о дате (месяц и день)рождения гражданина считается, что он родился 1 январясоответствующего года.
4. В список избирателей вносятся фамилия, имя и отчество,дата рождения, место проживания избирателя. Фамилии избирателейвключаются в список избирателей в порядке, удобном для проведенияголосования. Граждане могут быть включены в список избирателейтолько по одному избирательному участку.
5. Списки избирателей-военнослужащих, которые голосуют наобщих избирательных участках, предоставляются командирами воинскихчастей руководителю исполнительного органа местного совета для ихдальнейшего использования при проведении выборов. Не включаются всписки избирателей военнослужащие срочной воинской илиальтернативной службы, прибывшие из других регионов Украины дляпрохождения службы в воинских частях или подразделениях,расположенных на территории Автономной Республики Крым иг. Севастополя.
6. Списки избирателей, подписанные руководителемисполнительного органа сельского, поселкового, городского,районного в городе совета, передаются участковым избирательнымкомиссиям не позднее чем за 45 дней до дня выборов.
7. Персональную ответственность за достоверность, полноту исвоевременность передачи списков избирателей участковымизбирательным комиссиям несет лицо, их подписавшее.
8. Участковая избирательная комиссия уточняет спискиизбирателей, после чего они не позднее чем за 15 дней до днявыборов в двух экземплярах подписываются председателем исекретарем комиссии и представляются для всеобщего ознакомления, атакже для проверки их правильности.
9. Избиратели, которые прибыли на территорию избирательногоучастка после уточнения списков, включаются участковойизбирательной комиссией в список избирателей на основаниидокументов, которые подтверждают их личность и место проживания.
10. Избиратели, которые выбыли с территории избирательногоучастка после представления списков избирателей для всеобщегоознакомления, на основании соответствующих документов исключаютсяпредседателем участковой избирательной комиссии из спискаизбирателей.
11. Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться сосписком избирателей и проверить правильность сведений, которые ихкасаются.
12. Каждый гражданин Украины, проживающий в АвтономнойРеспублике Крым и г. Севастополе, имеет право обжаловатьневключение, неправильное включение в список или исключение его изсписка, а также допущенные ошибки. Заявления избирателейрассматриваются участковой избирательной комиссией в двухдневныйсрок, а накануне и в день выборов - незамедлительно. Участковаяизбирательная комиссия обязана внести необходимые поправки всписок избирателей или выдать заявителю копию мотивированногорешения об отклонении его заявления. Это решение может бытьобжаловано в суд в порядке, установленном пунктом 2 статьи 22настоящего нормативно-правового акта.