• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

О Программе инженерной защиты территорий Автономной Республики Крым от оползневых и абразионных процессов на 2000-2005 годы

Верховная Рада Автономной Республики Крым | Постанова від 26.04.2000 № 1091-2/2000
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Постанова
  • Дата: 26.04.2000
  • Номер: 1091-2/2000
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Постанова
  • Дата: 26.04.2000
  • Номер: 1091-2/2000
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Программе инженерной защиты территорий
Автономной Республики Крым от оползневых и
абразионных процессов на 2000-2005 годы
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2000, N 4, ст. 355 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением ВР АРК N 1683-2/01 ( rb1683002-01 ) от 25.07.2001 )
Верховная Рада
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу инженерной защиты территорийАвтономной Республики Крым от оползневых и абразионных процессовна 2000-2005 годы (прилагается).
2. Совету министров Автономной Республики Крым:
2.1. Представить предложения Верховной Раде АвтономнойРеспублики Крым о внесении изменений в Постановление ВерховнойРады Автономной Республики Крым от 21 июля 1999 года N 616-2/99( rb0616002-99 ) "О бюджете Автономной Республики Крым на 2000год" в части выделения средств на реализацию Программы инженернойзащиты территорий Автономной Республики Крым от оползневых иабразионных процессов на 2000-2005 годы.
2.2. Просить Кабинет Министров Украины выделить в 2000 годуцелевым назначением 13,9 млн. грн. для реализации вышеуказаннойПрограммы в соответствии с Постановлением Кабинета МинистровУкраины от 28 июля 1997 года N 621 ( 621-97-п ) "О финансированииработ по ликвидации последствий оползней на Южном берегу Крыма" ирешить на государственном уровне вопрос о капитальном ремонте ивосстановлении берегоукрепительных сооружений за счетамортизационных отчислений.
2.3. Ежегодно информировать Верховную Раду АвтономнойРеспублики Крым о ходе выполнения Программы инженерной защитытерриторий Автономной Республики Крым от оползневых и абразионныхпроцессов на 2000-2005 годы.
2.4. Принять необходимые меры по неукоснительному выполнениюисполнительными комитетами местных советов и райгосадминистрациямиПостановления Совета министров Автономной Республики Крым от 11марта 1997 года N 68 ( rb0068001-97 ) "О мерах по инженернойзащите берегов Черного и Азовского морей на территориях,подверженных воздействию негативных природных процессов".
2.5. Организовать работу по вовлечению дополнительных средствна капитальный ремонт и восстановление объектов береговой ипротивооползневой защиты, находящихся на балансе Крымскогопротивооползневого управления.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в АвтономнойРеспублике Крым во II квартале 2000 года рассмотреть вопрос омерах по инженерной защите территорий от оползневых и абразионныхпроцессов.
4. Считать утратившим силу Постановление Верховной РадыАвтономной Республики Крым от 23 июня 1999 года N 590-2/99( rb0590002-99 ) "О программе противооползневой иберегоукрепительной защиты территорий Автономной Республики Крымна 2000-2002 годы" (Сборник нормативно-правовых актов АвтономнойРеспублики Крым, 1999 г., N 6, ст. 582).
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложитьна Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крымпо экологии и чрезвычайным ситуациям.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым Л.ГРАЧ
г. Симферополь,
26 апреля 2000 г.
N 1091-2/2000
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 26 апреля 2000 г. N 1091-2/2000
Программа
инженерной защиты территорий Автономной
Республики Крым от оползневых и абразионных
процессов на 2000-2005 годы
1. Вступительная часть
Программа инженерной защиты территорий Автономной РеспубликиКрым от оползневых и абразионных процессов на 2000-2005 годы(далее - Программа) разработана ЦНТУ "Инжзащита" по заданию Советаминистров Автономной Республики Крым и Республиканского комитетаАвтономной Республики Крым по жилищно-коммунальному хозяйству воисполнение Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крымот 23 июня 1999 года N 590-2/99 ( rb0590002-99 ) "О программепротивооползневой и берегоукрепительной защиты территорийАвтономной Республики Крым на 2000-2002 годы". В работе надпрограммой принимали участие институты "Крымкоммунпроект","Киевсоюздорпроект", "Укргипродор", "КрымНИИпроект", Крымскоепротивооползневое управление, Главное управление по вопросамчрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения АвтономнойРеспублики Крым, а также эксплуатирующие организации ГАЭК"Крымэнерго", "Крымтелеком" и др.
В основу Программы положены материалы обследования оползневыхи абразионных участков территории Автономной Республики Крым, атакже работы "Региональная схема инженерной защиты Черноморскогопобережья Крымской области (1988 г.)", "Схема инженерной защитыАзовского побережья Украины (1993 г.)", "Схема защиты Сакскойпересыпи от размыва", отчеты группы натурных наблюдений Крымскогопротивооползневого управления и другие.
2. Существующее положение
Побережье Автономной Республики Крым, составляющее более 35 %морской береговой полосы Украины (914 км), протянулось от вершиныКаркинитского залива до границы с Херсонской областью наАрабатской стрелке и охватывает 715 км побережья Черного моря и199 км Азовского моря.
За период, прошедший со времени разработки региональной схемыинженерной защиты Черноморского побережья Крымской области и схемыинженерной защиты Азовского побережья Украины, произошлизначительные изменения в природной обстановке побережья, связанныев основном с интенсивной хозяйственной деятельностью, выразившейсяв истощении естественного и искусственного пляжного материала,размыве аккумулятивных форм, а также с активным развитиемоползневых процессов вдоль побережья.
Основным документом, регулирующим противооползневое иберегозащитное строительство на Черноморском побережье Крыма,является Региональная схема инженерной защиты Черноморскогопобережья Автономной Республики Крым и Горного Крыма, утвержденнаяПравительством Крыма (Постановление Совета министров РеспубликиКрым от 30 апреля 1992 года N 121). В схеме приводится состояниепобережья на 1 января 1992 года (Таблица).
Таблица 1
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | Состояние побережья на 01.01.90 | Подлежит инженерной защите |Подлежат | Стоимость |
| | |----------------------------------------------+-----------------------------------------|защите на| строите- |
| N | |про- |в том числе участков |пло- |селе- | берего- | противо- | селезащита |далекую | льства |
|п/п| Районы |тяже-|--------------------------|щадь |проя- | укрепление | оползневая | |перспек- | (млн. руб.) |
| | |нно- |усто-|разру-|укреп-|укре- |опол-|вление | | | |тиву | |
| | |сть |йчи- |шаемые|ленные|плен. |зней |(объек)|-------------+-------------+-------------+---------+-------------|
| | |(км) |вые |(км) |инж. |в ста-|(га) | |на |в т.ч.|на |в т.ч.|на |в т.ч.|(км)|(га)|на |в т.ч.|
| | | |(км) | |соор. |дии | | |про- |1 оче-|про- |1 оче-|про- |1 оче-| | |про- |1 оче-|
| | | | | |(км) |строи-| | |ектный|редь |ектный|редь |ектный|редь | | |ектный|редь |
| | | | | | |тельс-| | |период|(км) |период| (км) |период|(км) | | |период| (км) |
| | | | | | |тва | | |(км) | |(км) | |(км) | | | | (км) | |
| | | | | | |(км) | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|1. |Красно- |54,0 |2,5 | 51,5 | - | - | - | - | 2,3 | 0,3 | - | - | - | - |4,3 | - | 6,5 | 0,8 |
| |перекоп-| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| |ский | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|2. |Раздоль-|73,0 |39,5 | 33,5 | - | - | - | - | 2,0 | - | - | - | - | - | - | - | 2,5 | - |
| |ненский | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|3. |Черномо-|123,5|7,0 | 115,8| 0,7 | - | 71 | - | 5,3 | 0,4 |13,0 | 4,0 | - | - |2,0 | - |16,2 | 1,4 |
| | рский | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|4. |Евпато- |72,0 |54,0 | 16,0 | | 0,3 | - | - |20,5 | 5,0 | - | - | - | - | - | - |22,9 | 6,4 |
| |рийско- | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| |Саский | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|5. |Симферо-|8,0 | - | 5,5 | 1,7 | 0,6 | - | - | 4,3 | 1,8 |20,0 | 10,0 | - | - |0,8 | - |16,2 | 5,5 |
| |польский| | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|6. |Бахчиса-|11,0 | - | 8,4 | 1,9 | 0,5 | - | - | 2,5 | 1,5 |10,0 | 5,0 | - | - | - | - | 7,2 | 4,6 |
| |райский | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|7. |Севасто-|103,5|23,0 | 79,0 | 2,1 | - | 78 | 3 | 7,8 | 2,1 |27,0 | 11,0 | - | - |4,5 | 36 |48,8 |14,9 |
| |польский| | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|8. |Ялтин- |57,0 |6,4 | 17,7 | 1,5 | 0,4 | 1681| 4 | 8,8 | 6,4 |190,0 | 90,0 | - | - |2,0 |300 |80,6 |53,5 |
| |ский | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|9. |Алуштин-|39,0 |4,1 | 20,6 | 32, 5| 1,8 | 614 | 12 | 8,0 | 3,6 |35,0 | 17,0 | 3 | 1 |2,6 | 50 |46,6 | 22,8 |
| | ский | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|10.|Судак- |74,0 |16,0 | 46,3 | 12,5 | - | 456 | 15 | 9,9 | 4,3 |70,0 | 20,0 | 3 | 1 |3,5 | - |54,4 | 19,7 |
| |ский | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|11.|Феодо- |46,0 |6,0 | 34,2 | 11, 7| - | 45 | - | 8,0 | 2,2 |37,0 | 15,0 | - | - |2,5 | - |33,5 | 10,1 |
| |сийский | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|12.|Ленин- |100,0|5,0 | 95,0 | 5,8 | - | 117 | - | 1,0 | - | 2,0 | - | - | - |5,0 | - | 3,5 | - |
| | ский | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
|13.|Керчен- |40,0 |5,2 | 28,3 | - | 0,1 | 43 | - | 9,0 | 1,3 |10,0 | 6,0 | - | - |2,0 | - |27,5 | 5,8 |
| | ский | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+--------+-----+-----+------+------+------+-----+-------+------+------+------+------+------+------+----+----+------+------|
| | По |801,0|168,7| 551,8| 6,4 | 3,7 | 3105| 34 |89,0 | 28,9 |414,0 | 178,0| 6 | 2 |29,2|386 |366,4 |145,5 |
| |области:| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В настоящее время (начиная с 1991 года) работы по защитеКрымского побережья Черного моря практически не ведутся. Из-заотсутствия средств были прекращены строительные работы поинженерной защите на 19 объектах. В аварийном состоянии находитсяСакская пересыпь с размещенными на ней курортными объектами,исчезли пляжи в центральной части г. Евпатории, а оставшиесяплощади пляжей сокращаются. Угрожают экологической катастрофойразрушаемые оползнями очистные канализационные сооружения Симеизаи Гурзуфа. Не эксплуатируется в проектном режиме Загорскоеводохранилище из-за разрушенного оползневыми процессамиводосбросного сооружения. В аварийном состоянии находятсяпобережья с. Морское и пгт Новый Свет. ПроигнорированоПостановление Совета Министров Крыма от 23 апреля 1991 года N 123"О повышении эффективности работ по защите берегов Черного иАзовского морей в 1991-2000 гг.", в результате чего Крымскоепротивооползневое управление, на балансе которого находится 43 кмберегозащиты, лишено возможности ремонтировать аварийные и строитьновые сооружения. За редким исключением не ведутся работы повосстановлению разрушенных штормом экстремальной силы в 1992 годуберегозащитных сооружений, в том числе в Симеизе, Алупке, Ливадии,Ялте, Алуште, с. Морском (г. Судак), пгт НиколаевкеСимферопольского района, мола Ялтинского грузового порта и др.Штормы с экстремальными параметрами, вероятность которыхдостаточно высока, могут довести невосстановленные сооружения дополного разрушения. Более половины искусственных пляжей находитсяв аварийном состоянии, так как их площади сократились на 30-50 % идаже при небольших штормах волногашение происходит нагидротехнической стене набережной, разрушая цоколь пляжа иподмывая фундаменты стен, приводя к разрушению конструкции.
Исходя из вышесказанного, были выделены участки побережья,имеющие важное значение с точки зрения объектов государственногоназначения (развитие курортов, курортные и дворцово-парковыекомплексы, исторические памятники архитектуры и культуры,автомагистрали и др.), требующие неотложных мер по инженернойзащите побережья и территорий от опасных геологических процессов.
Охваченное программой побережье Автономной Республики Крымпротянулось от оз. Донузлав до Арабатской стрелки.
Рассматриваемое побережье Автономной Республики Крымпротяженностью в 670 км по своему геолого-литологическомустроению, структурно-тектоническим особенностям, типу шельфа,гидрологическому режиму и экзогенным геологическим процессамподразделяется на три крупные морфодинамические области: РавнинныйКрым, Горный Крым и Керченский полуостров.
К равнинной части Крыма приурочено Западное побережьепротяженностью 120 км (от оз. Донузлав до Севастополя). Побережьепредставлено плоской эрозионно-денудационной равниной со слаборасчлененным рельефом. Северный участок побережья, включающийЕвпаторийско-Сакский район, характеризуется отмелым шельфом иаккумулятивным типом берега, который за последнее десятилетиеусиленно деградирует. Наиболее интенсивный размыв аккумулятивныхформ наблюдается на пляжах Евпатории и Сакской пересыпи. Основнымипричинами, обусловившими деградацию аккумулятивных форм, являютсятрансгрессивный цикл в развитии Черноморского бассейна (подъемуровня Мирового океана), а также хозяйственная деятельностьчеловека (изъятие пляжного материала для хозяйственных нужд,зарегулированность рек, дноуглубление подходного канала портаЕвпатория, устройство в приурезовой зоне сооружений,перехватывающих поток наносов и т.д.).
Южная половина Западного побережья характеризуетсяабразионно-обвальным типом берега. Ближе к Севастопольскомупобережью высота берегового уступа изменяется от 20-25 м до 50-60м с преобладанием абразионно-оползневых процессов. Береговойоткос, сложенный в основном глинистыми породами, не устойчивыми кразмыву, в условиях отсутствия пляжного материала подверженразрушению волноприбоем. Весьма заметное отступание бровки береганаблюдается на участке Николаевка-Береговое.
Горная часть Крыма охватывает в основном южную оконечностьКрымского полуострова на протяжении 270 км от Севастополя доФеодосии. Побережье характеризуется близким расположением главнойгряды Крымских гор относительно моря. Крутой обрывистый берегсильно расчленен овражно-балочной сетью и характеризуетсяинтенсивным проявлением оползневых процессов. Пораженностьтерритории оползнями достигает 30 %. Активизация оползней связанас периодами интенсивного выпадения осадков на склоне, а такжетехногенным воздействием (подсечки, пригрузки и замачивания склонатехногенными водами). В зимне-весенний период 1996-1997 годов(аномальный по выпадению атмосферных осадков) активизацияоползневых процессов носила катастрофический характер. Особеннобольшой урон нанесен магистральным и подъездным дорогам по всемуюжнобережному склону.
Береговая линия горной части Крыма извилистая, с выступающиминебольшими мысами, сложенными устойчивыми к абразии скальнымивыходами известняков, магматических и вулканических пород. Подзащитой своеобразных мысов формируются небольшие бухты,определяющие абразионно-бухтовый тип берега. Узкая шельфовая зона,протянувшаяся вдоль всего побережья, и углубленность дна вблизибереговой зоны сказываются на неустойчивом состоянии пляжногоматериала при штормовом воздействии, т.е. наблюдается сноспесчано-галечных фракций на глубину. Берегоукрепительныесооружения, построенные для защиты побережья, а также дляорганизации собственно пляжной зоны, требуют постоянныхэксплуатационных затрат, направленных прежде всего на регулярныеподсыпки инертного материала (щебня). За последнее десятилетиеискусственное пополнение пляжного материала практическипрекращено, что приводит к подмыву гидротехнических сооружений иих разрушению.
Побережье Керченского полуострова протянулось на 280 км отФеодосии до Арабатской стрелки и охватывает 160 км Черноморского и120 км Азовского побережий.
Западное и северо-западное побережья характеризуются низкойполого-волнистой равниной с глубокими заливами с преобладаниемаккумулятивных и аккумулятивно-абразионных форм. Побережьевосточной части Керченского полуострова имеет холмистогрядовыйрельеф с отметками поверхности в пределах 25-50 м береговой зоны.Активный клиф прослеживается по всему побережью и носитабразионно-оползневой характер, чему способствуют легкоразмываемые глины и суглинки неогеновых пород. Отдельныевыступающие мысы сложены рифовыми известняками в виде кольцевыхструктур, представляют слабо размываемые образования. Практическиповсеместно наблюдается деградация аккумулятивных форм. Одним изнаглядных примеров является Аршинцевская коса, где размывпесчаного материала в районе жилой застройки и пансионатов по сутипредопределил их существование. Под угрозой разрушения оказалисьжилые дома частной застройки на участке берегового склона в районепос. Аршинцево.
На Азовском побережье в районе мыса Китень в 1997 году из-заразвития оползневых процессов вглубь склона полностью разрушеныздания и сооружения рыболовецкого хозяйства.
Все вышеприведенное свидетельствует, что наиболее богатая врекреационном, сельскохозяйственном и промышленном отношении частьКрыма требует постоянных ассигнований на инженерную защиту отоползней и абразии территорий как для нового строительства, так идля ремонтно-эксплуатационных работ. Отсутствие финансированияэтой проблемы на протяжении 7-8 лет привело к аварийным ситуациямпрактически на всем побережье.
3. Цель программы
Целью программы на первом этапе является ликвидация ипредотвращение чрезвычайных ситуаций, а на втором - созданиебезопасных условий для проживания населения и безаварийногофункционирования объектов культурно-исторического назначения,коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи и экономикипутем проведения противооползневых и берегозащитных мероприятий наоснове их научного обоснования.
4. Назначение программы и ее первоочередные мероприятия
Назначением программы является как защита территорий, зданийи сооружений от разрушения оползнями и абразией, так ипредупреждение чрезвычайных ситуаций, вызванных опаснымигеологическими процессами.
Для формирования первого этапа программы выполнялось:
обследование территорий, подверженных оползневым иабразионным процессам, и пополнение кадастра;
определение первоочередных мероприятий для предупреждениякатастрофических последствий оползней;
определение стоимости противооползневых и берегоукрепительныхмероприятий;
перечисление первоочередных объектов, строительство которыхпредусматривается в 2000 году;
перечисление долгосрочных объектов, строящихся в 2001-2005годах.
Потребность объемов капвложений на строительство инженернойзащиты территорий Автономной Республики Крым по направлениямхозяйственной деятельности приведена в Приложении 1.
В Приложении 2 приведена потребность средств на проведениенаучно-исследовательских, научно-методических работ, а такжеэкспериментального строительства по инженерной защите территорииКрыма до 2005 года.
Объекты, отнесенные к первоочередным, условно можно разбитьна четыре группы:
первая группа включает аварийные объекты, т.е. жилые дома,которые в результате оползневых процессов оказались в состоянии,опасном для проживания; в соответствии с данными Главногоуправления по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защитенаселения Автономной Республики Крым для отселения 724 человек из244 жилых домов, расположенных в городах Симферополе, Керчи,Феодосии, Ялте, необходимо 8,76 млн. грн.;
вторая группа - это группа наибольшего риска, где непринятиесрочных мер грозит экономическими катастрофами, утратойисторико-архитектурных памятников как государственного, так имирового значения, или уничтожением рекреационных зон (Приложение3); потребность в капиталовложениях для защиты объектов этойгруппы составляет 37,78 млн. грн.;
третья группа представлена объектами инженерной защитыавтомобильных дорог и дорожных сооружений от оползневых процессов;обеспечение бесперебойного проезда по дорогам АвтономнойРеспублики Крым требует немедленных вложений не менее 10,71 млн.грн.;
четвертая группа предусматривает инженерные исследования,разработку технико-экономических обоснований инвестиций ипроектно-сметной документации противооползневых и берегозащитныхсооружений на сумму 7,11 млн. грн. как первый шаг к выполнениюпоследующих мероприятий по инженерной защите территорий, зданий исооружений.
( Действие раздела 5 приостановлено до 31 декабря 2001 года всоответствии с Постановлением ВР АРК N 1683-2/01 ( rb1683002-01 )от 25.07.2001 )
5. Механизм реализации программы, источники и
организационно-правовые основы финансирования
Основные источники финансирования мероприятий, намеченныхнастоящей Программой, уполномоченные органы исполнительной власти,степень их компетенции и ответственности по решению задачинженерной защиты территорий определены действующимзаконодательством Украины, нормативно-правовыми актами АвтономнойРеспублики Крым.
В то же время, необходимо отметить, что предусмотренныезаконодательством возможности и механизмы решения проблемы защитытерриторий реализуются в Автономной Республике Крым не надлежащимобразом и не в полной мере, как ввиду пассивной позиции местныхорганов исполнительной власти, так и по причине отсутствияпоследовательной республиканской политики.
Бюджетом Автономной Республики Крым предусматриваютсячастичные и недостаточные расходы на содержание существующихберегоукрепительных и противооползневых сооружений, находящихся набалансе Крымского противооползневого управления. В 1999 году науказанные нужды в составе расходов на коммунальное хозяйствовыделено 900 тыс. грн. Постановлением Верховной Рады АвтономнойРеспублики Крым от 21 июля 1999 года N 616-2/99 ( rb0616002-99 )"О бюджете Автономной Республики Крым на 2000 год" указанныерасходы предусмотрены на уровне текущего года, что составляет 4процента от необходимой суммы.
Выделение средств республиканского и местных бюджетов настроительство берегоукрепительных и противооползневых сооруженийпрекращено с 1996 года.
Средства резервного фонда Совета министров АвтономнойРеспублики Крым, составляющего в текущем году 1139 тыс. грн., наликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных действием абразионныхи оползневых процессов, не направлялись.
Из 378,6 тыс. грн., предусмотренных республиканским бюджетомАвтономной Республики Крым в 1999 году на расходы по статье "Фондохраны окружающей природной среды", на проектные работы поразвитию и сохранению пляжной зоны г. Евпатории выделено 50 тыс.грн.
Таким образом, в 1999 году за счет средств республиканского иместных бюджетов Автономной Республики Крым на берегозащитные ипротивооползневые мероприятия выделено 970 тыс. грн. (включаясредства на разработку настоящей Программы).
За счет средств Государственного бюджета Украины также непроизводятся расходы по содержанию существующих и строительствуновых сооружений.
В 1999 году по решениям Кабинета Министров Украиныпрофинансированы в сумме 8653 тыс. грн. работы по ликвидациичрезвычайных ситуаций, возникших в результате действия оползней иабразии в районе Ливадийского дворцово-паркового комплекса, вмикрорайоне Марьино, г. Симферополь, и в полосе отвода автодорогиСимферополь-Ялта.
Таким образом, на сегодняшний день государственная политика вчасти инженерной защиты территорий Крыма состоит в финансированииработ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектахобщегосударственного значения или имеющих большое социальноезначение.
Республиканская политика по данному вопросу заключается вподдержании части существующих берегоукрепительных ипротивооползневых сооружений.
Профилактические мероприятия по предотвращению чрезвычайныхситуаций и работы по ликвидации аварийных последствий местного илокального характера, вызванных действием оползней и абразии,фактически за счет бюджетных средств всех уровней на сегодня нефинансируются.
В то же время действующим законодательством определеныследующие источники финансирования работ по строительству исодержанию берегоукрепительных и противооползневых сооружений, атакже мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 22 Закона Украины "О плате заземлю" ( 2535-12 ) денежные средства от земельного налога, которыецентрализуются, направляются на меры по охране земельных ресурсовв комплексе с другими природоохранными мерами, на развитиерегиональной инфраструктуры, мониторинг земель.
Этой же статьей предусмотрены штрафные санкции за нецелевоеиспользование денежных средств, поступающих от земельного налога всоответствующий бюджет.
В 1999 году плановый показатель поступлений платы за землюсоставляет 28995 тыс. грн. В соответствии с пунктом 6Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 июля1999 года N 616-2/99 "О бюджете Автономной Республики Крым на 2000год" плата за землю в полном объеме направляется в местныебюджеты. При этом нормативные показатели местных бюджетовсформированы таким образом, что плата за землю будет использовананецелевым образом на финансирование всех расходов, предусмотренныхв местных бюджетах.
В соответствии со статьей 32 Водного кодекса Украины( 213/95-ВР ) платежи за специальное водопользование и пользованиеводами для потребностей гидроэнергетики и водного транспорта имеютцелевое назначение и направляются на осуществление мер по охраневод, воссозданию водных ресурсов и поддержание водных объектов внадлежащем состоянии, а также на выполнение работ, связанных спредупреждением вредного действия вод и ликвидацией егопоследствий. Сумма указанных средств в республиканском бюджетеАвтономной Республики Крым на 1999 год составляла 2,5 млн. грн.
Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от21 июля 1999 года N 616-2/99 "О бюджете Автономной Республики Крымна 2000 год" централизация указанных средств в республиканскомбюджете, как и платы за землю, не предусматривается.
В соответствии с постановлениями Кабинета Министров Украиныот 7 апреля 1998 года N 634 ( 634-98-п ) "Об утверждении Положенияо Государственном фонде охране окружающей природной среды" и от 17апреля 1996 года N 1147 ( 1147-96-п ) "Об утверждении перечнявидов деятельности, относящихся к природоохранным мерам" настроительство берегоукрепительных, противооползневых,противообвальных сооружений могут быть направлены средствауказанного фонда. Республиканским бюджетом Автономной РеспубликиКрым на 1999 год предусмотрены поступления и расходыРеспубликанского фонда охраны окружающей природной среды в сумме378,6 тыс. грн., на 2000 год - 1334 тыс. грн.
В соответствии с Постановлением Верховной Рады АвтономнойРеспублики Крым от 19 ноября 1998 года N 285-2/98( rb0285002-98 ) "Об утверждении Положения о Республиканском(Автономной Республики Крым) фонде охраны окружающей природнойсреды" распределение средств фонда входит в компетенцию ВерховнойРады Автономной Республики Крым.
В соответствии с Законом Украины "Об источникахфинансирования дорожного хозяйства" ( 1562-12 ) для финансированияработ, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом исодержанием автомобильных дорог и объектов дорожного хозяйства,включая противооползневые, противоабразионные и противообвальныесооружения, в бюджете Автономной Республики Крым на 2000 годпредусмотрена расходная статья "Дорожное хозяйство", объем которойв 1999 году составил 20127 тыс. грн., и планируется в 2000 году науровне 24000 тыс. грн.
Распределение средств статьи в соответствии с Законом Украины"О бюджетной системе Украины" ( 512-12 ) входит в компетенциюВерховной Рады Автономной Республики Крым.
Кроме того, на строительство и реконструкциюберегоукрепительных и противооползневых сооружений могут бытьиспользованы капитальные вложения в строительство, лимит которыхна 2000 год в соответствии с Постановлением Верховной РадыАвтономной Республики Крым от 21 июля 1999 года N 616-2/99составляет 14000 тыс. грн. При этом необходимо учесть, чтораспределение указанного лимита также входит в компетенциюВерховной Рады Автономной Республики Крым, в связи с чемвышеуказанным Постановлением не распределено пообъектно 1,2 млн.грн. Строительство берегоукрепительных и противооползневыхсооружений пообъектным распределением не предусмотрено.
Подпунктом 2.1 Постановления Верховной Рады АвтономнойРеспублики Крым от 23 июня 1999 года N 590-2/99 ( rb0590002-99 )"О программе противооползневой и берегоукрепительной защитытерриторий Автономной Республики Крым на 2000-2002 годы" данопоручение исполнительным комитетам местных советов ирайгосадминистрациям в соответствии с их полномочиями,определенными Законом Украины "О местном самоуправлении вУкраине" ( 280/97-ВР ), активизировать работу по привлечению надоговорной основе средств субъектов хозяйственной деятельности длякапитального ремонта и восстановления берегоукрепительных ипротивооползневых сооружений.
Результаты выполнения этого поручения в текущем году позволятоценить потенциал этого механизма для реализации программы впоследующие годы.
Вышеприведенный анализ положения, сложившегося вфинансировании мер по инженерной защите территорий, а такжесуществующей нормативно-правовой основы для реализациипредлагаемой Программы свидетельствует о возможности инеобходимости увеличения ее финансовой базы.
Во избежание принятия очередной программы, не обеспеченной вфинансовом отношении и, следовательно, невыполнимой, с цельюпривлечения части из перечисленных республиканских бюджетных ивнебюджетных источников для реализации настоящей Программынеобходимо внесение следующих дополнений и изменений вПостановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 июля1999 года N 616-2/99 ( rb0616002-99 ) "О бюджете АвтономнойРеспублики Крым на 2000 год":
указать в расходных статьях "Фонд охраны окружающей природнойсреды", "Бюджет развития", "Дорожное хозяйство" отдельнымистроками расходы на реализацию Программы в целом или настроительство и реконструкцию отдельных объектов (в соответствии сотраслевой принадлежностью), как это сделано в расходной статье"Бюджет развития";
ввиду того, что плата за землю и водопользование зачисляетсяв местные бюджеты, необходимо дополнить Постановление указанием,что одновременно местным органам исполнительной властиделегируются полномочия по реализации Программы, определив приэтом долю средств, которая должна направляться на реализациюПрограммы.
При распределении объектов и мероприятий, предложенныхПрограммой, по источникам финансирования разработчикируководствовались вышеприведенным анализом, а также следующимикритериями:
характер мероприятия - профилактика или ликвидациячрезвычайных ситуаций;
необходимые объемы затрат и сроки реализации;
отраслевая принадлежность, назначение объектов (дорожноехозяйство, образование, культура, жилищного назначения и т. д.);
форма и уровень собственности (частная, коллективная,государственная, республиканская и местная);
значение, статус объекта общегосударственного,
республиканского, местного значения, определенный постановлениями
Кабинета Министров Украины от 5 января 1998 года N 9 ( 9-98-п )
комплексной программе социально-экономического развития Большой
Ялты как курорта общегосударственного значения", от 10 июля 1993
года N 531 ( 531-93-п ) "О долгосрочной Государственной программе
развития курорта Евпатория", Указом Президента Украины от
18 января 1996 года N 63/96 ( 63/96 ) "О Национальной программе
"Дети Украины", выпиской из протокола заседания Кабинета Министров
Украины от 14 августа 1997 года N 24 "О проекте Комплексной
долгосрочной программы социально-экономического развития и
структурной перестройки экономики Автономной Республики Крым" и
другими решениями Кабинета Министров Украины, Верховной Рады и
Совета министров Автономной Республики Крым;
уровень чрезвычайных ситуаций, определяемый в соответствии склассификацией, утвержденной постановлением Кабинета МинистровУкраины от 3 августа 1998 года N 1198 ( 1198-98-п ) "О единойгосударственной системе предупреждения и реагирования начрезвычайные ситуации техногенного и природного характера" ираспоряжением Совета министров Автономной Республики Крым "Обутверждении Положения о территориальной подсистеме предупрежденияи реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природногохарактера Автономной Республики Крым" ( rb104p001-99 ).
Программа реализуется силами научно-исследовательскихорганизаций Госстроя Украины, Крымским противооползневымуправлением, территориальными подразделениями ГПП "Крымгеология",территориальными проектными и изыскательскими организациями,ГлавУКС Министерства архитектуры и строительной политикиАвтономной Республики Крым, Рескомитетом Автономной РеспубликиКрым по жилищно-коммунальному хозяйству, а такжеспециализированными строительными организациями.
Финансирование предусмотренных Программой мероприятийвыполняется в зависимости от объемов противооползневых работ,финансируемых из Государственного бюджета Украины, бюджетаАвтономной Республики Крым и местных бюджетов, а также за счетзаинтересованных юридических и физических лиц. В данной Программепредусмотрены суммы ассигнований из Государственного и местныхбюджетов, соотношение между которыми будет уточняться согласнофактическим объемам затрат.
Конкретные условия и источники финансирования будутопределены в каждом особом случае в соответствии с действующимзаконодательством.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы будут:
созданы безопасные условия проживания населения и обеспеченобезаварийное функционирование объектов экономики;
сохранены исторически значимые объекты Украины(дворцово-парковый комплекс "Ливадия", Воронцовский дворец и др.);
откорректированы генеральные планы населенных пунктов (вграницах которых наблюдаются опасные геологические процессы) сразработкой схем инженерной защиты этих территорий;
создана нормативно-методическая база для освоения иэксплуатации территорий, подверженных опасным геологическимпроцессам (оползням, подтоплению, абразии, эрозии, карсту и др.).
Объем капвложений на ликвидацию последствий оползневых иабразионных процессов в Крыму согласно настоящей Программесоставил 390,78 млн. грн., в том числе на 2000 год - 59,56 млн.грн. (Приложение 1); на научно-исследовательские работы иэкспериментальное строительство - 2,60 млн. грн. (Приложение 2).
Необходимо отметить, что отсрочка строительствапротивооползневых и берегозащитных сооружений приводит не только кувеличению стоимости затрат из-за прогрессирующего характераоползневых и абразионных процессов, но и к невозместимой утратепамятников истории и архитектуры, к разрушению уже существующихдорогостоящих гидротехнических и противооползневых сооружений, атакже жилых построек.
Приложение 1
к Программе инженерной защиты территорий
Автономной Республики Крым от оползневых
и абразионных процессов на 2000-2005 годы
Потребность в капиталовложениях на строительство
объектов инженерной защиты территорий Крыма
от абразии и оползневых процессов на 2000-2005 годы
----------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | | Вводимая |Объем капыта- | | |
| | | | мощность |льных вложений| Финансирование | Пердлагаемые |
| | | | |
( млн. грн.)
| | меры |
| N | Наименования | Заказчик |--------------+--------------+---------------------| и ожидаемые |
|п/п | мероприятий | |Перво- |Объек-|Перво-|Объек- | | | результаты |
| | | |очеред-|ты на |очере-|ты на | | | |
| | | |ные |после-|дные |после- | Источники|Обосно- | |
| | | |объекты|дующие|объе- |дующие | |вание | |
| | | | |годы |ты |годы | | | |
| | | | |до | |до | | | |
| | | | |2005 г| |2005 г.| | | |
|----+---------------+----------+-------+------+------+-------+----------+----------+--------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. Объекты коммунального хозяйства |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1.|Гурзуфские |Крымское | - | 2 га | 6,0 | 16,3 |Госбюджет |Постанов- |Свайные |
| |канализационные|противо- | | | | |Украины |ление |ростверки, |
| |очистные |оползневое| | | | | |Кабинета |берегозащита. |
| |сооружения. |управле- | | | | | |Министров |Сохранение |
| |Противооползне-|ние, ПУВКХ| | | | | |Украины от|бесперебойной,|
| |вые мероприятия|г. Ялта | | | | | |05.01.98 |безаварийной |
| | | | | | | | |N 9 |работы КОС пгт|
| | | | | | | | | |Гурзуф |
|----+---------------+----------+-------+------+------+-------+----------+----------+--------------|
|1.2.|Симеизские |Крымское |0,24 км| 6 га | 1,5 | 14,0 |Госбюджет |Постанов- |Ликвидация |
| |канализационные|противо- | | | | |Украины |ление |возможной |
| |очистные |оползневое| | | | | |Кабинета |экологической |
| |сооружения |управле- | | | | | |Министров |катастрофы. |
| | |ние, ПУВКХ| | | | | |Украины от|Сохранение |
| | |г. Ялта | | | | | |05.01.98 |бесперебойной,|
| | | | | | | | |N 9 |безаварийной |
| | | | | | | | | |работы КОС |
| | | | | | | | | |западной части|
| | | | | | | | | |Большой Ялты |
|----+---------------+----------+-------+------+------+-------+----------+----------+--------------|
|1.3.|Противооползне-|ПУВКХ, г. | 0,5 |2,0 га| 1,5 | 5,9 |Госбюджет |Постанов- |Строительство |
| |вые мероприятия|Ялта | | | | |Украины |ление |противоополз- |
| |быстротока | | | | | | |Кабинета |невых и |
| |Загорского | | | | | | |Министров |противофильт- |
| |водохранилища | | | | | | |Украины от|рационных |
| |(г. Ялта) | | | | | | |05.01.98 |сооружений для|