• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Об утверждении Крымской республиканской программы "Учитель"

Верховная Рада Автономной Республики Крым | Програма, Заходи, Постанова від 18.06.2003 № 602-3/03 | Документ не діє
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( Постановление утратило силу на основании Постановления Верховной Рады АРК N 125-6/10 от 22.12.2010 )
Об утверждении Крымской республиканской программы "Учитель"
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2003, N 6, ст. 545 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями Верховной Рады АРК № 1414-5/09 от 21.10.2009 № 1461-5/09 от 18.11.2009 № 1850-5/10 от 06.09.2010 № 1913-5/10 от 20.10.2010 )
В соответствии с Указом Президента Украины от 9 октября 2001 года № 941/2001 "О дополнительных мерах по обеспечению развития образования в Украине", во исполнение Постановления Кабинета Министров Украины от 28 марта 2002 года № 379 "Об утверждении Государственной программы "Учитель", а также в целях решения проблем, связанных с кадровым обеспечением учебных заведений, подготовкой, профессиональной деятельностью, последипломным образованием педагогических работников, повышением уровня социальной защищенности учителя,
Верховная Рада
Автономной Республики Крым
постановляет:
1. Утвердить Крымскую республиканскую программу "Учитель" (прилагается).
2. Совету министров Автономной Республики Крым при формировании бюджетов Автономной Республики Крым на 2004-2012 годы в расходной части ежегодно предусматривать средства, необходимые для реализации Крымской республиканской программы "Учитель".
3. Рекомендовать исполнительным комитетам городских советов, районным государственным администрациям в Автономной Республике Крым при формировании местных бюджетов ежегодно предусматривать средства для реализации Крымской республиканской программы "Учитель".
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по науке и образованию.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым

Б. ДЕЙЧ
г. Симферополь,
18 июня 2003 года
№ 602-3/03
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Верховной Рады
Автономной Республики Крым
18.06.2003 № 602-3/03
КРЫМСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
"УЧИТЕЛЬ"
( В тексте Программы слова "Министерство образования Автономной Республики Крым" заменены словами "Министерство образования и науки Автономной Республики Крым", слова "Министерство образования АРК" заменены словами "Министерство образования и науки АРК" в соответствующих падежах в соответствии с Постановлением Верховной Рады АРК № 1414-5/09 от 21.10.2009)
1. Общие положения
Крымская республиканская программа "Учитель" (далее - Программа) разработана в соответствии с Государственной программой "Учитель" во исполнение Постановления Кабинета Министров Украины от 28 марта 2002 года № 379 "Об утверждении Государственной программы "Учитель".
Программа - это долгосрочный, на период до 2012 года, организационно-экономический документ, определяющий основные цели, задачи и мероприятия по решению проблем, связанных с кадровым обеспечением учебных заведений, подготовкой, профессиональной деятельностью, последипломным образованием педагогических работников, повышением уровня социальной защищенности учителя.
В структуру кадрового обеспечения отрасли входит более 30 тысяч педагогических работников общеобразовательных (23,6 тыс. - 77%), дошкольных (3,3 тыс. - 11%), профессионально-технических (1,7 тыс. - 6%), внешкольных (1,5 тыс. - 5%) учебных заведений, а также более 500 научно-педагогических работников высших учреждений образования Автономной Республики Крым.
Согласно статистическим данным численность педагогов общеобразовательных, дошкольных, внешкольных учреждений образования по сравнению с 1996 годом уменьшилась на 13%. Наметившаяся тенденция уменьшения численности населения, сокращения рождаемости, оттока специалистов из-за целого ряда нерешенных социальных проблем, отсутствие нормальных условий работы повлияли на количественный состав педагогов. В большей степени это коснулось воспитателей дошкольных учреждений (35%), учителей начальных классов (21,6%) и учителей-предметников (7,8%). Особенно сложной стала ситуация в сельских школах, где количество учителей уменьшилось почти на 1000 человек (10,7%).
Ежегодно в школах начинается учебный год с дефицитом более 200 специалистов. Из-за отсутствия учителей в 2002/2003 учебном году не было обеспечено преподавание украинского и английского языков, математики, физики, химии, физического воспитания в ряде сельских школ Бахчисарайского, Джанкойского, Кировского, Ленинского, Сакского районов и ряде школ городов.
В школах республики идет необратимый процесс старения педагогических кадров. Только в 2002 году количество учителей-пенсионеров выросло на 200 человек и составляет более 3 тысяч человек (16,5%). Каждый шестой учитель в Автономной Республике Крым - пенсионер, а в городах Джанкое, Керчи, Феодосии, Ялте, а также в Черноморском районе - каждый пятый.
Предпринимаемые меры по комплектованию учреждений образования кадрами должного результата не дают. Престиж педагогической профессии катастрофически падает, молодые специалисты не идут работать в школу. Привлечение на работу неспециалистов, лиц без соответствующего педагогического образования, проводимое в нарушение действующего законодательства об общем среднем образовании, не позволяет осуществлять реформирование отрасли образования.
По состоянию на 1 октября 2002 года в школах работало 602 (3,3%) учителя без необходимой квалификации, из них 263 (1,4%) - имеют общее среднее образование.
Автономная Республика Крым имеет один из самых низких показателей общеобразовательного уровня учителей-предметников в Украине. В 2002 году он составил 82,2% специалистов с высшим образованием, в том числе в сельских школах - 76,4%.
Не обеспечивается ожидаемое пополнение общеобразовательных учебных заведений молодыми специалистами. Отсутствует механизм закрепления педагогических кадров, прежде всего в сельской местности.
В 2002 году из 495 выпускников педагогических вузов Украины и Автономной Республики Крым, направленных на работу в школы республики, прибыло по распределению 164 специалиста (18,9%), из них 64 человека - в сельские школы.
Общая численность специалистов-педагогов, подготовленных крымскими вузами в 2002 году, составила 868 человек, из них только 18% пришли работать в отрасль образования, остальные пополнили ряды безработных либо нашли применение в других сферах деятельности.
Основной причиной сложившегося положения по обеспечению педагогическими кадрами учебных заведений является низкий уровень оплаты труда, особенно молодых специалистов (167-178 грн), даже после всех повышений заработной платы работникам отрасли образования.
Не обеспечиваются гарантированные права молодых специалистов на предоставление благоустроенного жилья, отсутствует материальная поддержка, в связи с чем 88% молодых учителей остались работать по месту жительства родителей, 8% арендуют жилье, 3,5% получили квартиры.
Педагоги как одна из самых социально незащищенных категорий работников не имеют возможности приобретения, строительства жилья за счет собственных средств.
На квартирном учете состоит 1172 (5,1%) педагогических работника, более 500 человек проживают в общежитиях. Педагогам практически не выделяется жилье ни в одном из регионов республики. Менее 5% нуждающихся учительских семей в 2002 году смогли улучшить свои жилищные условия либо получить жилье.
Профессионально-педагогическая подготовка учителей должна быть ориентирована на присущие современной школе, особенно сельской, условия функционирования. Для преподавания нескольких предметов в малокомплектных сельских школах необходимо открытие в вузах специальностей, которые имеют двойную специализацию (украинский-русский, украинский-иностранный языки, физика-математика, математика-информатика, биология-химия и т.п.). Педагоги должны в совершенстве владеть ПЭВМ, использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Требует коренного преобразования система последипломного педагогического образования, необходима реализация научных подходов в ее организации, основанных на диагностике и прогнозировании развития как системы образования в целом, так и ее кадрового обеспечения.
Негативные последствия сложившейся ситуации:
ограничение конкурентоспособности отрасли образования по сравнению с другими сферами приложения труда, что нашло отражение в значительном, несмотря на частичное повышение, отставании заработной платы работников образования от средней заработной платы работников промышленности;
резкий региональный контраст в уровнях заработной платы педагогических работников, постоянные задержки ее выплаты (город-село);
жизненная необходимость сельским учителям заниматься подсобным хозяйством в ущерб профессиональному росту;
противоречия между действующим законодательством, провозгласившим и гарантирующим достаточно высокий уровень жизни педагогических работников, и подзаконными актами, задержка разработки механизмов реализации социальных гарантий, приостановка действия отдельных статей законов;
декларативность значительного количества нормативных документов, направленных на улучшение положения учителей;
отсутствие стимула у молодежи к выбору педагогической профессии;
создание неравных возможностей в получении высшего педагогического образования;
социальная незащищенность учителей;
отсутствие притока учителей из вузов других областей Украины;
остаточный принцип финансирования расходов на содержание школ, их учебно-методической и материальной базы;
отсутствие механизма закрепления педагогических кадров, прежде всего в сельской местности;
недостатки финансирования отрасли, в том числе строительства жилья педагогам, материального стимулирования их труда.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является определение неотложных и перспективных мероприятий по реализации основных направлений модернизации системы образования с учетом современных требований, обеспечение экономических и социальных гарантий педагогическим работникам, повышение статуса педагога в обществе.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение преподавания основ наук в общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с требованиями госстандартов;
восстановление и укрепление престижа педагогической профессии;
усиление социальной поддержки педагогов;
развитие системы непрерывного педагогического образования, проведение мониторинга качества педагогического образования;
совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;
укрепление и развитие материально-технической базы и ресурсного обеспечения учебных заведений;
совершенствование содержания педагогического образования, обеспечение преемственности на всех его уровнях и ступенях;
приведение количества подготавливаемых вузами республики специалистов в соответствие с потребностями учебных заведений.
3. Ожидаемые результаты выполнения Программы
Выполнение Программы даст возможность:
стабилизировать кадровый состав дошкольных, общеобразовательных, внешкольных, профессионально-технических и высших учебных учреждений;
обновить содержание и формы профессиональной деятельности педагогов, усовершенствовать последипломное педагогическое образование;
обеспечить долгосрочный прогноз потребности в педагогических и научно-педагогических работниках в учреждениях образования;
создать научно-педагогическую информационную систему;
осуществить компьютеризацию учебных заведений, оснастить их телекоммуникационными средствами;
улучшить социально-экономическое положение учителей, моральное и материальное стимулирование их профессиональной деятельности.
4. Финансирование Программы
Программа будет финансироваться в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых бюджетами Автономной Республики Крым и бюджетами местных органов самоуправления, являющихся исполнителями Программы, и из других источников, не запрещенных законодательством.
Объем ассигнований для реализации Программы исчислен исходя из реальной потребности обеспечения отрасли образования педагогическими кадрами, на основе действующей сети учебных заведений и перспективы ее развития, нормативов и действующих цен и предполагает увеличение объема финансирования в соответствии с потребностями регионов в педагогических кадрах.
5. Организация и контроль за ходом выполнения Программы
Организация выполнения Программы возлагается на Министерство образования и науки Автономной Республики Крым.
Министерства, республиканские комитеты Автономной Республики Крым, исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации в Автономной Республике Крым разрабатывают мероприятия по выполнению Программы и ежегодно до 1 декабря информируют Министерство образования и науки Автономной Республики Крым о ходе их выполнения.
Министерство образования и науки Автономной Республики Крым ежегодно до 1 января информирует Совет министров Автономной Республики Крым о ходе выполнения мероприятий Программы.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
по выполнению Программы
№ п/пСодержание мероприятияОтветственные исполнителиСрок исполнения (год)Ориентировочный объем финанси- рования (тыс. грн.)
12345
1. Кадровое обеспечение учебных заведений
1.Определить на период до 2012 года потребность в
педагогических и научно-педагогических работниках для дошкольных,
общеобразовательных, внешкольных, профессионально-технических и
высших педагогических учебных заведений, в том числе для
организации учебно-воспитательного процесса в школах (классах) с
обучением на украинском, крымскотатарском и других языках
Министерство образования и науки АРК, районные
государственные администрации, исполнительные комитеты городских
советов в АРК
2003
2.Обеспечить ежегодное формирование предложений к
государственному заказу на подготовку педагогических работников в
высших учебных заведениях
Совет министров АРК, Министерство образования и
науки АРК
2003-
2012
3.Продолжить подготовку в вузах АРК педагогов:Министерство образования и науки АРК, Крымский
государственный инженерно-педагогический университет (КГИПУ),
Крымский государственный гуманитарный институт (КГГИ)
2004-
2008
2400,0
по специальностям, которые имеют двойную
специализацию (начальное обучение - английский язык, химия -
биология, крымскотатарский язык и литература - русский язык и
литература, крымскотатарский язык и литература - английский язык,
крымскотатарский язык и литература - украинский язык и литература,
украинский язык и литература - английский язык и т. д.);
2004-
2008
300,0
(ежегодно)
для работы с детьми, имеющими недостатки в
физическом и умственном развитии;
2004-
2008
60,0
(ежегодно)
для работы в школах (классах) с обучением на
украинском и крымскотатарском языках
2004-
2008
120,0
(ежегодно)
4.Организовать профориентационную работу среди
учащихся общеобразовательных учебных заведений по педагогическим
специальностям, в том числе за счет создания школьных, межшкольных
факультетов довузовской педагогической подготовки, открытия
профильных классов с педагогической направленностью
Министерство образования и науки АРК, Крымский
республиканский институт последипломного педагогического
образования (КРИППО)
2003-
2004
5.Обеспечить целевую подготовку педагогов для
соответствующих регионов
Министерство образования и науки АРК, КГИПУ,
КГГИ
2003-
2012
6.Предоставить возможность получения второго высшего
образования по остродефицитным специальностям на базе факультета
переподготовки КРИППО
Министерство образования и науки АРК, КРИППО2003-
2012
7.Создать информационный банк данных с размещением в международной сети Internet:Министерство образования и науки АРК, районные государственные администрации, исполнительные комитеты городских советов в АРК2004–20092023,0
сведений о педагогических и научно-педагогических работниках;2004338,0
потребностей общеобразовательных учебных заведений АРК в педагогических работниках2005337,0
Приобрести соответствующую компьютерную технику и программное обеспечение, оргтехнику2006
2007
337,0
337,0
Обеспечить подключение общеобразовательных учебных заведений АРК к международной сети Internet2008337,0
Создать единую информационную сеть системы образования АРК2009337,0
8.Определить перечень базовых общеобразовательных
учебных заведений в каждом регионе АРК для прохождения
преддипломной педагогической практики студентами КГИПУ, КГГИ,
обучающимися по целевому направлению, обеспечить прохождение
преддипломной педагогической практики по месту будущего
трудоустройства
Министерство образования и науки АРК, районные
государственные администрации, исполнительные комитеты городских
советов в АРК, КГИПУ, КГГИ, КРИППО
2003
9.Обеспечить техническую и технологическую
модернизацию учебного процесса в высших педагогических учебных
заведениях путем компьютеризации, внедрения телекоммуникационных
средств, доступа к сети Internet, базовых и специализированных
программных продуктов
Министерство образования и науки АРК, Министерство
финансов АРК, КГИПУ, КГГИ, КРИППО
2004-
2012
2004-
2005
2006-
2010
2011-
2012
300,0
100,0
100,0
100,0
10.Создать современную информационно-коммуникационную
систему обмена информацией с выходом в сеть и проводить мониторинг
предоставления информационных услуг. Обновить фонды библиотек,
пополнив их современными информационными средствами, создать
локальные библиотечные компьютерные сети, компьютерные читальные
залы и фонд учебной литературы на магнитных носителях
Министерство образования и науки АРК,
Республиканский комитет АРК по информации, КГИПУ, КГГИ, КРИППО
2004-
2010
2004-
2005
2006-
2007
2008-
2010
800,0
200,0
300,0
300,0
11.Обеспечить ежегодное проведение мониторинга
качества подготовки педагогических работников, их
социально-педагогической адаптации и дальнейшего профессионального
становления
Министерство образования и науки АРК, КРИППО2004-
2012
90,0
10,0
(ежегодно)
12.Создать учебно-методический комплекс на базе КРИППО
и Симферопольского педагогического училища КГИПУ
Министерство образования и науки АРК, районные
государственные администрации, исполнительные комитеты городских
советов в АРК, КГГИ, КГИПУ, КРИППО
2003-
2008
13.Создать в высших педагогических учебных заведениях
структурные подразделения повышения квалификации и переподготовки
педагогических кадров
Министерство образования и науки АРК, КГИПУ,
КГГИ
2004-
2005
14.Создать районные, городские Internet-центры для
организации дистанционного обучения в системе последипломного
педагогического образования учителей
Министерство образования и науки АРК, районные
государственные администрации, исполнительные комитеты городских
советов в АРК, КРИППО
2003-
2008
15.Изучить возможность и представить в Министерство
образования и науки Украины предложения по общей численности
подготовки управленческих кадров в сфере образования по
специальности "Управление учебным заведением"
Министерство образования и науки АРК, КГГИ2004
3. Содержание и формы профессиональной деятельности педагогических работников, совершенствование системы последипломного образования
16.Обеспечить профессионально-педагогическую адаптацию
молодых специалистов, определить содержание и формы работы органов
управления образованием для обеспечения их профессионального
становления и роста педагогов
Министерство образования и науки АРК, районные
государственные администрации, исполнительные комитеты городских
советов в АРК, КРИППО
2004
17.Обеспечить финансовую поддержку научно-методических
изданий
Министерство образования и науки АРК2004-
2005
2004
2005
70,0
30,0
40,0
18.Проводить выставки-ярмарки региональных авторских учебных программМинистерство образования и науки АРК2004–2012370,0
Обеспечить участие авторов региональных авторских учебных программ во всеукраинских конкурсах 10,0 (ежегодно)
Организовать проведение конкурсов на лучший региональный учебник и учебное пособие 20,0 (ежегодно)
Обеспечить разработку и издание региональных пособий по истории Украины, всемирной истории, русскому языку и литературе2010100,0
19.Организовать непрерывное языковое образование путем
создания в учебных заведениях условий для повышения языковой
культуры учителей (проведение круглых столов, конкурсов, лекториев,
пополнение фондов библиотек словарями, справочниками)
Министерство образования и науки АРК, КГИПУ, КГГИ,
КРИППО
2003-
2012
20.Организовать повышение квалификации учителей
общеобразовательных учебных заведений по вопросам информатизации
учебно-воспитательного процесса, использования компьютерной
технологии в учебно-воспитательном процессе
Министерство образования и науки АРК, КГИПУ, КГГИ,
КРИППО
2003-
2012
21.Определить опорные общеобразовательные учебные
заведения - лаборатории перспективного педагогического опыта для
отработки новых педагогических технологий и методик обучения
Министерство образования и науки АРК, КРИППО,
районные государственные администрации, исполнительные комитеты
городских советов в АРК
2003-
2004
22.Провести организационно-методические мероприятия по
установлению дружественных связей и заключению договоров о
сотрудничестве между органами управления образованием районных
государственных администраций, исполнительных комитетов городских
советов в АРК и местными органами управления образованием областей
Украины
Министерство образования и науки АРК, районные
государственные администрации, исполнительные комитеты городских
советов в АРК
2003
4. Роль учителя в формировании гражданского общества
23.Обеспечить сотрудничество с общественными
организациями в решении актуальных проблем образования, повышении
роли учителя в формировании гражданского общества
Министерство образования и науки АРК, районные
государственные администрации, исполнительные комитеты городских
советов в АРК
2003-
2012
24.Принимать участие во Всеукраинском конкурсе на
лучшую публикацию (передачу), посвященную учителям (в номинации
"Радио", "Телевидение", "Периодическая пресса")
Министерство образования и науки АРК2003-
2012
25.Ежегодно проводить республиканские конкурсы:Министерство образования и науки АРК, районные
государственные администрации, исполнительные комитеты городских
советов в АРК, Республиканский комитет АРК по информации,
КРИППО
2004-
2012
2385,0
"Учитель года";145,0 (ежегодно)
"Воспитатель года" (для интернатных и дошкольных
учреждений)
120,0 (ежегодно)
26.Организовать выпуск ежемесячного отраслевого
печатного издания (газеты)
Министерство образования и науки АРК, КРИППО2004-
2012
54,0
6,0 (ежегодно)
27.Обеспечить реализацию программ, соглашений,
заключенных на правительственном уровне в области образования с
регионами Украины, Российской Федерации и других стран
Министерство образования и науки АРК, районные
государственные администрации, исполнительные комитеты городских
советов в АРК
2004-
2012
450,0
50,0 (ежегодно)
5. Социально-экономическое и финансовое обеспечение подготовки педагогических работников, их профессиональной
деятельности и последипломного образования
28.Предоставить одноразовую адресную денежную помощь в пятикратном размере минимальной заработной платы выпускникам республиканских высших учебных заведений, которые получили образование по направлениям и специальностям педагогического профиля и заключили договоры о работе в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях в 2007–2008 годах, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 сентября 2006 года № 1361 "О предоставлении одноразовой адресной денежной помощи некоторым категориям выпускников высших учебных заведений"Министерство образования и науки АРК2004–2012
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
1590,0
180,0
180,0
180,0
180,0
180,0
180,0
150,0
180,0
180,0
29.Рекомендовать районным государственным
администрациям, исполнительным комитетам городских советов в АРК
устанавливать надбавки за высокие достижения в труде руководящим и
педагогическим работникам специализированных школ, гимназий,
лицеев, коллегиумов, учебно-воспитательных комплексов и
учебно-воспитательных объединений
Министерство образования и науки АРК, районные
государственные администрации, исполнительные комитеты городских
советов в АРК
2003-
2012
30.Создать профилактории для обеспечения оздоровления
слушателей курсов повышения квалификации КРИППО, студентов вузов
АРК, подведомственных Министерству образования и науки АРК
Министерство образования и науки АРК, КРИППО,
КГГИ
2003-
2005
31.Организовать проведение курсов повышения
квалификации педагогических работников в летний период с
одновременным оздоровлением
Министерство образования и науки АРК, Министерство
курортов и туризма АРК, Республиканский комитет профсоюза
работников образования и науки, КРИППО
2004-
2012
32.Обеспечить подписку на периодические педагогические
издания для учреждений образования в количестве не менее 30
наименований
Министерство образования и науки АРК, районные
государственные администрации, исполнительные комитеты городских
советов в АРК
2004-
2012
891,0
99,0
(ежегодно)
33.Предусмотреть организацию и проведение в учебных заведениях экспериментальной работы по внедрению новых педагогических технологийМинистерство образования и науки АРК2009–2010
2009
2010
2560,0
700,0
1860,0
34.Предоставлять льготные долгосрочные кредиты на строительство (реконструкцию) жилья для научно-педагогических и педагогических работников из числа молодых специалистовМинистерство по делам семьи и молодежи АРК2011–2012
2011
2012
1586,0
793,0
793,0
35.Обеспечивать педагогическим работникам, проживающим
в сельской местности, бесплатный проезд к месту работы и домой
Министерство образования и науки АРК, районные
государственные администрации, исполнительные комитеты городских
советов в АРК
2003-
2012
36.Обеспечивать медицинский профилактический осмотр
педагогических работников
Министерство образования и науки АРК, Министерство
здравоохранения АРК, районные государственные администрации,
исполнительные комитеты городских советов в АРК
2004-
2012
270,0
30,0
(ежегодно)
( Основные мероприятия с изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями Верховной Рады АРК № 1414-5/09 от 21.10.2009, № 1850-5/10 от 06.09.2010, № 1913-5/10 от 20.10.2010 )
СВОДНЫЙ ОБЪЕМ АССИГНОВАНИЙ
для реализации Программы
(тыс. грн.)
ГодОриентировочный объем финансирования
I этап (2004–2005 годы)
20041668,0
20051677,0
ИТОГО3345,0
II этап (2006–2010 годы)
20061657,0
20071657,0
20081607,0
20091827,0
20102720,0
ИТОГО9468,0
III этап (2011–2012 годы)
20111513,0
20121513,0
ИТОГО3026,0
ВСЕГО15839,0
( Сводный объем ассигнований в редакции Постановления Верховной Рады АРК № 1461-5/09 от 18.11.2009 )