П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( Постановление утратило силу на основании Постановления Верховной Рады АРК N 125-6/10 от 22.12.2010 )
Об утверждении Крымской республиканской программы "Учитель"
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2003, N 6, ст. 545 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями Верховной Рады АРК № 1414-5/09 от 21.10.2009 № 1461-5/09 от 18.11.2009 № 1850-5/10 от 06.09.2010 № 1913-5/10 от 20.10.2010 )
В соответствии с Указом Президента Украины от 9 октября 2001 года № 941/2001 "О дополнительных мерах по обеспечению развития образования в Украине", во исполнение Постановления Кабинета Министров Украины от 28 марта 2002 года № 379 "Об утверждении Государственной программы "Учитель", а также в целях решения проблем, связанных с кадровым обеспечением учебных заведений, подготовкой, профессиональной деятельностью, последипломным образованием педагогических работников, повышением уровня социальной защищенности учителя,
Верховная Рада
Автономной Республики Крым
постановляет:
1. Утвердить Крымскую республиканскую программу "Учитель" (прилагается).
2. Совету министров Автономной Республики Крым при формировании бюджетов Автономной Республики Крым на 2004-2012 годы в расходной части ежегодно предусматривать средства, необходимые для реализации Крымской республиканской программы "Учитель".
3. Рекомендовать исполнительным комитетам городских советов, районным государственным администрациям в Автономной Республике Крым при формировании местных бюджетов ежегодно предусматривать средства для реализации Крымской республиканской программы "Учитель".
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по науке и образованию.
Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым | Б. ДЕЙЧ |
г. Симферополь, 18 июня 2003 года № 602-3/03 |
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Верховной Рады
Автономной Республики Крым
18.06.2003 № 602-3/03
КРЫМСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
"УЧИТЕЛЬ"
( В тексте Программы слова "Министерство образования Автономной Республики Крым" заменены словами "Министерство образования и науки Автономной Республики Крым", слова "Министерство образования АРК" заменены словами "Министерство образования и науки АРК" в соответствующих падежах в соответствии с Постановлением Верховной Рады АРК № 1414-5/09 от 21.10.2009)
1. Общие положения
Крымская республиканская программа "Учитель" (далее - Программа) разработана в соответствии с Государственной программой "Учитель" во исполнение Постановления Кабинета Министров Украины от 28 марта 2002 года № 379 "Об утверждении Государственной программы "Учитель".
Программа - это долгосрочный, на период до 2012 года, организационно-экономический документ, определяющий основные цели, задачи и мероприятия по решению проблем, связанных с кадровым обеспечением учебных заведений, подготовкой, профессиональной деятельностью, последипломным образованием педагогических работников, повышением уровня социальной защищенности учителя.
В структуру кадрового обеспечения отрасли входит более 30 тысяч педагогических работников общеобразовательных (23,6 тыс. - 77%), дошкольных (3,3 тыс. - 11%), профессионально-технических (1,7 тыс. - 6%), внешкольных (1,5 тыс. - 5%) учебных заведений, а также более 500 научно-педагогических работников высших учреждений образования Автономной Республики Крым.
Согласно статистическим данным численность педагогов общеобразовательных, дошкольных, внешкольных учреждений образования по сравнению с 1996 годом уменьшилась на 13%. Наметившаяся тенденция уменьшения численности населения, сокращения рождаемости, оттока специалистов из-за целого ряда нерешенных социальных проблем, отсутствие нормальных условий работы повлияли на количественный состав педагогов. В большей степени это коснулось воспитателей дошкольных учреждений (35%), учителей начальных классов (21,6%) и учителей-предметников (7,8%). Особенно сложной стала ситуация в сельских школах, где количество учителей уменьшилось почти на 1000 человек (10,7%).
Ежегодно в школах начинается учебный год с дефицитом более 200 специалистов. Из-за отсутствия учителей в 2002/2003 учебном году не было обеспечено преподавание украинского и английского языков, математики, физики, химии, физического воспитания в ряде сельских школ Бахчисарайского, Джанкойского, Кировского, Ленинского, Сакского районов и ряде школ городов.
В школах республики идет необратимый процесс старения педагогических кадров. Только в 2002 году количество учителей-пенсионеров выросло на 200 человек и составляет более 3 тысяч человек (16,5%). Каждый шестой учитель в Автономной Республике Крым - пенсионер, а в городах Джанкое, Керчи, Феодосии, Ялте, а также в Черноморском районе - каждый пятый.
Предпринимаемые меры по комплектованию учреждений образования кадрами должного результата не дают. Престиж педагогической профессии катастрофически падает, молодые специалисты не идут работать в школу. Привлечение на работу неспециалистов, лиц без соответствующего педагогического образования, проводимое в нарушение действующего законодательства об общем среднем образовании, не позволяет осуществлять реформирование отрасли образования.
По состоянию на 1 октября 2002 года в школах работало 602 (3,3%) учителя без необходимой квалификации, из них 263 (1,4%) - имеют общее среднее образование.
Автономная Республика Крым имеет один из самых низких показателей общеобразовательного уровня учителей-предметников в Украине. В 2002 году он составил 82,2% специалистов с высшим образованием, в том числе в сельских школах - 76,4%.
Не обеспечивается ожидаемое пополнение общеобразовательных учебных заведений молодыми специалистами. Отсутствует механизм закрепления педагогических кадров, прежде всего в сельской местности.
В 2002 году из 495 выпускников педагогических вузов Украины и Автономной Республики Крым, направленных на работу в школы республики, прибыло по распределению 164 специалиста (18,9%), из них 64 человека - в сельские школы.
Общая численность специалистов-педагогов, подготовленных крымскими вузами в 2002 году, составила 868 человек, из них только 18% пришли работать в отрасль образования, остальные пополнили ряды безработных либо нашли применение в других сферах деятельности.
Основной причиной сложившегося положения по обеспечению педагогическими кадрами учебных заведений является низкий уровень оплаты труда, особенно молодых специалистов (167-178 грн), даже после всех повышений заработной платы работникам отрасли образования.
Не обеспечиваются гарантированные права молодых специалистов на предоставление благоустроенного жилья, отсутствует материальная поддержка, в связи с чем 88% молодых учителей остались работать по месту жительства родителей, 8% арендуют жилье, 3,5% получили квартиры.
Педагоги как одна из самых социально незащищенных категорий работников не имеют возможности приобретения, строительства жилья за счет собственных средств.
На квартирном учете состоит 1172 (5,1%) педагогических работника, более 500 человек проживают в общежитиях. Педагогам практически не выделяется жилье ни в одном из регионов республики. Менее 5% нуждающихся учительских семей в 2002 году смогли улучшить свои жилищные условия либо получить жилье.
Профессионально-педагогическая подготовка учителей должна быть ориентирована на присущие современной школе, особенно сельской, условия функционирования. Для преподавания нескольких предметов в малокомплектных сельских школах необходимо открытие в вузах специальностей, которые имеют двойную специализацию (украинский-русский, украинский-иностранный языки, физика-математика, математика-информатика, биология-химия и т.п.). Педагоги должны в совершенстве владеть ПЭВМ, использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Требует коренного преобразования система последипломного педагогического образования, необходима реализация научных подходов в ее организации, основанных на диагностике и прогнозировании развития как системы образования в целом, так и ее кадрового обеспечения.
Негативные последствия сложившейся ситуации:
ограничение конкурентоспособности отрасли образования по сравнению с другими сферами приложения труда, что нашло отражение в значительном, несмотря на частичное повышение, отставании заработной платы работников образования от средней заработной платы работников промышленности;
резкий региональный контраст в уровнях заработной платы педагогических работников, постоянные задержки ее выплаты (город-село);
жизненная необходимость сельским учителям заниматься подсобным хозяйством в ущерб профессиональному росту;
противоречия между действующим законодательством, провозгласившим и гарантирующим достаточно высокий уровень жизни педагогических работников, и подзаконными актами, задержка разработки механизмов реализации социальных гарантий, приостановка действия отдельных статей законов;
декларативность значительного количества нормативных документов, направленных на улучшение положения учителей;
отсутствие стимула у молодежи к выбору педагогической профессии;
создание неравных возможностей в получении высшего педагогического образования;
социальная незащищенность учителей;
отсутствие притока учителей из вузов других областей Украины;
остаточный принцип финансирования расходов на содержание школ, их учебно-методической и материальной базы;
отсутствие механизма закрепления педагогических кадров, прежде всего в сельской местности;
недостатки финансирования отрасли, в том числе строительства жилья педагогам, материального стимулирования их труда.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является определение неотложных и перспективных мероприятий по реализации основных направлений модернизации системы образования с учетом современных требований, обеспечение экономических и социальных гарантий педагогическим работникам, повышение статуса педагога в обществе.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение преподавания основ наук в общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с требованиями госстандартов;
восстановление и укрепление престижа педагогической профессии;
усиление социальной поддержки педагогов;
развитие системы непрерывного педагогического образования, проведение мониторинга качества педагогического образования;
совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;
укрепление и развитие материально-технической базы и ресурсного обеспечения учебных заведений;
совершенствование содержания педагогического образования, обеспечение преемственности на всех его уровнях и ступенях;
приведение количества подготавливаемых вузами республики специалистов в соответствие с потребностями учебных заведений.
3. Ожидаемые результаты выполнения Программы
Выполнение Программы даст возможность:
стабилизировать кадровый состав дошкольных, общеобразовательных, внешкольных, профессионально-технических и высших учебных учреждений;
обновить содержание и формы профессиональной деятельности педагогов, усовершенствовать последипломное педагогическое образование;
обеспечить долгосрочный прогноз потребности в педагогических и научно-педагогических работниках в учреждениях образования;
создать научно-педагогическую информационную систему;
осуществить компьютеризацию учебных заведений, оснастить их телекоммуникационными средствами;
улучшить социально-экономическое положение учителей, моральное и материальное стимулирование их профессиональной деятельности.
4. Финансирование Программы
Программа будет финансироваться в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых бюджетами Автономной Республики Крым и бюджетами местных органов самоуправления, являющихся исполнителями Программы, и из других источников, не запрещенных законодательством.
Объем ассигнований для реализации Программы исчислен исходя из реальной потребности обеспечения отрасли образования педагогическими кадрами, на основе действующей сети учебных заведений и перспективы ее развития, нормативов и действующих цен и предполагает увеличение объема финансирования в соответствии с потребностями регионов в педагогических кадрах.
5. Организация и контроль за ходом выполнения Программы
Организация выполнения Программы возлагается на Министерство образования и науки Автономной Республики Крым.
Министерства, республиканские комитеты Автономной Республики Крым, исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации в Автономной Республике Крым разрабатывают мероприятия по выполнению Программы и ежегодно до 1 декабря информируют Министерство образования и науки Автономной Республики Крым о ходе их выполнения.
Министерство образования и науки Автономной Республики Крым ежегодно до 1 января информирует Совет министров Автономной Республики Крым о ходе выполнения мероприятий Программы.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
по выполнению Программы
( Основные мероприятия с изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями Верховной Рады АРК № 1414-5/09 от 21.10.2009, № 1850-5/10 от 06.09.2010, № 1913-5/10 от 20.10.2010 )
СВОДНЫЙ ОБЪЕМ АССИГНОВАНИЙ
для реализации Программы
(тыс. грн.)
( Сводный объем ассигнований в редакции Постановления Верховной Рады АРК № 1461-5/09 от 18.11.2009 )