ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П И С Ь М О
29.10.2009 N 11145/6/10-5015/3550 |
Государственная налоговая администрация Украины по результатам рассмотрения Вашего обращения <...>, направленного в ГНА Украины письмом народного депутата Украины <...>, относительно применения органами государственной налоговой службы Украины положений Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее -
КУоАП) сообщает следующее.
В соответствии со статьей
9 КУоАП административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность.
По смыслу статьи
364 Уголовного кодекса Украины в сочетании с частью седьмой статьи
8 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г.
N 996 (далее - Закон N 996) главный бухгалтер предприятия является должностным лицом.
Статьей
14 КУоАП предусмотрено, что должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение соблюдения которых входит в их служебные обязанности.
В соответствии со статьей
3 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г.
N 509 к задачам органов государственной налоговой службы отнесены полномочия относительно предупреждения преступлений и других правонарушений, отнесенных законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытия, предупреждения, расследования и производства по делам об административных правонарушениях.
Пунктом 1 части первой статьи
255 КУоАП установлено, что по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым органами, указанными в статьях
218 -
221 данного Кодекса, протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов государственной налоговой службы (статьи
51-2,
155-1,
163-1 -
163-4,
164,
164-5,
177-2) .
Статьей
234-2 КУоАП установлено, что органы государственной налоговой службы Украины рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с уклонением от представления декларации о доходах (ст.
164-1 ) , нарушением порядка представления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица (ст.
166-6).
Частью второй статьи
255 КУоАП предусмотрено, что по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению органов, указанных в статьях
222 -
244-15 КУоАП, протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица этих органов.
Таким образом, в соответствии с нормами части первой и второй статьи
255 КУоАП уполномоченные должностные лица органов государственной налоговой службы могут составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям
51-2,
155-1,
163-1 -
163-4,
164,
164-1,
164-5,
166-6,
177-2 КУоАП.
В отношении главного бухгалтера предприятия, работающего по трудовому договору, уполномоченными лицами органов государственной налоговой службы могут составляться протоколы об административных правонарушениях по статьям
155-1,
163-1 -
163-4 КУоАП.
В случае отнесения должностной инструкцией главного бухгалтера к его функциональным полномочиям обязанности обеспечения соблюдения на предприятии требований законодательства, за нарушение которой предусмотрена ответственность статьями
51-2,
164,
164-5,
166-6,
177-2 КУоАП в отношении него как ответственного должностного лица, также может быть составлен протокол об административном правонарушении.
Частью третьей статьи
8 Закона
N 996 предусмотрено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Часть четвертая данной статьи определяет, что для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации:
введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;
пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного в качестве предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;
ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;
самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Данная форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться.
Часть седьмая статьи
8 Закона
N 996 предусматривает возможность возложения обязанностей главного бухгалтера на лицо, не работающее на должности бухгалтера с соответствующим полномочием его составлять и подписывать первичные и отчетные документы.
Частью восьмой статьи
9 Закона
N 996 установлено, что ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.
С учетом изложенного, если лицо, исполняющее обязанности бухгалтера (по гражданско-правовому соглашению, доверенности или на основании иной сделки), уполномочено осуществлять функции специалиста по бухгалтерскому учету, о чем издан соответствующий приказ руководителя предприятия, оно привлекается к административной ответственности на общих основаниях.
Заместитель Председателя | Н.Рубан |