• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Інструкція про склад, порядок розробки, узгодження і затвердження проектно-кошторисної документації на будівництво підприємств, будинків і споруд

Органи влади СРСР | Інструкція, Постанова від 23.12.1985 № 253
Реквізити
  • Видавник: Органи влади СРСР
  • Тип: Інструкція, Постанова
  • Дата: 23.12.1985
  • Номер: 253
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Органи влади СРСР
  • Тип: Інструкція, Постанова
  • Дата: 23.12.1985
  • Номер: 253
Документ підготовлено в системі iplex
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Госстроя СССР
23.12.1985 N 253
Введена в действие
с 01.01.1986
( Постановление не применяется на территории Украины в соответствии с Постановлением КМ N 1066 от 23.11.2016 )
ИНСТРУКЦИЯ
о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений 1) отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства.
_______________
1) Новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются "строительство предприятий, зданий и сооружений".
Типовая проектная документация разрабатывается, согласовывается и утверждается в соответствии с Инструкцией по типовому проектированию, утвержденной Госстроем СССР.
Проектно-сметная документация на экспериментальное строительство разрабатывается в соответствии с Положением о проектировании и строительстве экспериментальных объектов, утвержденным Госстроем СССР, Госпланом СССР, ГКНТ и Госкомтрудом СССР.
Проектирование предприятий, зданий и сооружений для строительства за границей осуществляется в соответствии с Инструкцией по проектированию объектов для строительства за границей и требованиями других нормативных актов Госстроя СССР и ГКЭС.
Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами в необходимых случаях могут с учетом настоящей Инструкции разрабатывать нормативные документы по проектированию, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждать их по согласованию с Госстроем СССР.
1.2. Проектирование нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений осуществляется на основании решений, принятых в утвержденных технико-экономических обоснованиях (ТЭО) или технико-экономических расчетах (ТЭР) строительства, имея в виду, что расчетная стоимость строительства, согласованная с подрядной организацией и предусмотренная в утвержденном ТЭО (ТЭР), не должна быть превышена в дальнейшем при проектировании и строительстве.
При проектировании предприятий, зданий и сооружений производственного назначения следует учитывать решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, в генеральных планах городов, поселков и сельских населенных пунктов, проектах планировки промышленных зон (районов) городов, а также в схемах генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов).
Проектирование объектов жилищно-гражданского назначения осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами городов, поселков и сельских населенных пунктов, проектами детальной планировки и разработанными на их основе проектами застройки.
1.3. При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, решениями Правительства СССР, а также нормативными актами и документами по проектированию и строительству, в том числе:
государственными стандартами по проектированию и строительству;
нормами технологического и строительного проектирования;
каталогами оборудования, приборов и др.;
общесоюзным строительным каталогом типовых сборных железобетонных, металлических, деревянных и асбестоцементных конструкций и изделий для всех видов строительства и территориальными каталогами типовых строительных конструкций и изделий для промышленного, сельскохозяйственного и жилищно-гражданского строительства, утвержденными Госстроем СССР;
ведомственными каталогами строительных конструкций и изделий для специализированных видов строительства, утвержденными министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР.
1.4. Проектные и изыскательские организации при проектировании предприятий, зданий и сооружений должны обеспечивать:
а) реализацию достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта, с тем чтобы построенные или реконструированные предприятия ко времени ввода их в действие были технически передовыми и обеспечивали выпуск продукции высокого качества в соответствии с научно обоснованными нормативами по затратам труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, утвержденными по отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности;
б) высокий технико-экономический уровень проектируемых объектов, повышение производительности труда и сокращение расхода материальных ресурсов при их строительстве и эксплуатации, снижение доли строительно-монтажных работ и стоимости объектов, а также значительный рост доли прогрессивных видов строительно-монтажных работ согласно Перечню прогрессивных видов строительно-монтажных работ, утвержденному Госстроем СССР;
в) высокую эффективность капитальных вложений за счет:
первоочередного наращивания мощностей путем технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий и производства;
внедрения высокопроизводительного оборудования и повышения степени его заводской готовности, использования установок и агрегатов большой единичной мощности, автоматических линий, промышленных роботов, гибких автоматизированных систем и другого прогрессивного оборудования, а также повышения коэффициента сменности его работы;
широкого использования высокоэффективных процессов производства, малоотходной и ресурсосберегающей технологий, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов и дальнейшего сокращения ручного труда;
совершенствования объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, блокирования производств, применения комплектно-блочных зданий производственного назначения, широкого внедрения монолитного бетона и железобетона, использования легких несущих и ограждающих конструкций и эффективного инженерного оборудования;
снижения материалоемкости, трудоемкости и стоимости строительства, сокращения его продолжительности за счет высокой технологичности конструктивных решений зданий и сооружений, значительного расширения практики размещения оборудования на открытых площадках, внедрения прогрессивных изделий и материалов, укрупненных блоков инженерного и технологического оборудования, конструкций высокой заводской готовности и передовых методов организации строительства - комплектно-блочного, узлового, вахтового и др.;
использования наиболее экономичных транспортных схем завоза сырья, топлива, материалов и комплектующих изделий и вывоза готовой продукции, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ;
г) высокий уровень градостроительных и архитектурных решений, улучшение условий труда и быта работающих с учетом последних достижений промышленной эстетики;
д) совершенствование планировки и повышение качества жилых домов и объектов социально-бытового назначения, а также создание лучших условий для проведения культурно-массовой работы;
е) широкое применение типовых конструкций, проектов и типовых проектных решений;
ж) рациональное использование земель, охрану окружающей природной среды, а также сейсмостойкость, взрыво- и пожаробезопасность объектов;
з) рациональное использование природных ресурсов и экономное расходование материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
и) реализацию утвержденных на планируемое пятилетие основных направлений проектирования предприятий, зданий и сооружений соответствующей отрасли;
к) соответствующий уровень автоматизации систем управления предприятиями (АСУП) и технологическими процессами (АСУТП) согласно общеотраслевым руководящим методическим материалам;
л) использование изобретений в области технологии производства, оборудования, строительных конструкций и материалов.
Применение в рабочих проектах (проектах) технологических процессов и оборудования, не отвечающих новейшим достижениям науки и техники, запрещается.
В проектах следует приводить данные о соответствии принятых технологий, оборудования, строительных решений, организаций производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям.
В рабочих проектах (проектах) необходимо приводить решения по рациональному и экономному использованию трудовых, материальных и энергетических ресурсов в строительстве с указанием удельных показателей их расхода на производство единицы продукции, на единицу создаваемой мощности и на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ.
Оценка технико-экономического уровня проектных решений производится в соответствии с Положением об оценке качества проектно-сметной документации для строительства, утвержденных Госстроем СССР и ГКНТ.
1.5. По типовым проектам должно осуществляться строительство повторяющихся основных и вспомогательных производственных зданий и сооружений, предприятий в целом со стабильной на ряд лет технологией производства, а также жилых домов, общественных зданий и сооружений и объектов сельскохозяйственного назначения. Для строительства объектов жилищно-гражданского и сельскохозяйственного назначения следует широко применять экономичные зональные типовые проекты, учитывающие местные условия.
При проектировании предприятий с часто меняющейся технологией производства надлежит предусматривать унифицированные объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений этих предприятий, позволяющие без значительных дополнительных затрат приспосабливать их к новой технологии.
При необходимости возведения ряда одинаковых объектов отраслевого назначения на строительство первого объекта следует разрабатывать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к типовым проектам, индивидуальный проект, который затем необходимо использовать при строительстве других аналогичных объектов.
В случаях, когда применение типовых проектов отдельных зданий и сооружений приводит к нерациональному использованию застраиваемой территории, многообразию строительных конструкций и удорожанию строительства, а по характеру производства и другим условиям эти здания целесообразно сблокировать, следует разрабатывать индивидуальные проекты.
Разработка индивидуальных проектов при наличии типовых проектов допускается в отдельных случаях с разрешения:
Госстроя СССР - по крупным и сложным предприятиям, зданиям, сооружениям и жилым домам;
госстроев союзных республик - по остальным предприятиям, зданиям и сооружениям.
По объектам сельскохозяйственного назначения указанные разрешения даются в установленном для них порядке.
1.6. Порядок разработки проектно-сметной документации в одну стадию - рабочий проект или в две стадии - проект и рабочая документация определяется в ТЭО (ТЭР), имея в виду, что проектирование технически несложных и других объектов, определяемых министерствами и ведомствами, а также предприятий, зданий и сооружений, строительство которых должно осуществляться преимущественно по типовым и повторно применяемым проектам, и объектов технического перевооружения выполняется в одну стадию.
Стадийность разработки проектно-сметной документации определяется инстанцией, утверждающей ТЭО (ТЭР), с учетом необходимости дальнейшей детализации и уточнения основных технических решений.
При разработке проектов на сложные объекты отдельные технологические, конструктивные, архитектурные и другие решения могут разрабатываться в нескольких вариантах и на конкурсной основе.
По крупным стройкам с длительным сроком проектирования, включенным в государственный план экономического и социального развития СССР при наличии утвержденных ТЭО, исходных данных по прогрессивным технологиям производства и оборудованию, генерального плана стройки и проекта организации строительства, в исключительных случаях с разрешения министерства и ведомства СССР или Совета Министров союзной республики могут осуществляться разработка рабочей документации на объем работ первого года строительства предприятия (сооружения) в установленном порядке до утверждения проекта и выполнение по ней подготовительных и строительно-монтажных работ по внеплощадочным сооружениям и коммуникациям, объектам производственной базы, жилым домам и объектам культурно-бытового назначения для подрядных организаций в объемах, согласованных с Госпланом СССР.
1.7. В случае, когда в ТЭО (ТЭР) предусматривается строительство предприятий и сооружений по очередям, состав и продолжительность их осуществления окончательно уточняются при разработке рабочего проекта (проекта).
В рабочем проекте (проекте) должны в соответствии с требованиями задания на проектирование выделяться пусковые комплексы, в состав которых включаются объекты основного производственного, вспомогательного и обслуживающего назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, инженерные коммуникации и очистные сооружения, обеспечивающие выпуск продукции (оказание услуг) в установленном объеме и полную переработку отходов производства, нормальные санитарно-бытовые условия для работающих, а также включаются объекты, связанные с охраной окружающей природной среды.
В исключительных случаях изменения в состав пусковых комплексов могут вноситься органом, утвердившим рабочий проект или проект (по проектам, утвержденным Советом Министров СССР, - после предварительного рассмотрения изменений Госпланом СССР и Госстроем СССР). При этом из состава пусковых комплексов не должны исключаться здания и сооружения, предназначенные для санитарно-бытового обслуживания работников, обеспечения здоровых и безопасных условий труда, эффективной очистки, обезвреживания и улавливания вредных выбросов в атмосферу, воду и почву, а также подъездные пути с фронтами погрузки и выгрузки, линии связи и мелиоративные мероприятия.
Изменения состава пусковых комплексов, связанные с уточнением вводимых в действие производственных мощностей, предусмотренных планом экономического и социального развития СССР, следует производить с разрешения Совета Министров СССР.
1.8. В рабочих проектах (проектах) предприятий и сооружений отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности необходимо предусматривать опережающее строительство и ввод в действие жилых домов, зданий и помещений социально-бытового назначения, общественного питания, здравоохранения, автомобильных и железных дорог, средств связи, сооружений, связанных с защитой территорий от опасных геологических процессов, а также других вспомогательных зданий и сооружений, которые могут быть использованы в период строительства.
При проектировании предприятий и сооружений, для которых в утвержденных ТЭО (ТЭР) предусмотрено наращивание или создание мощностей базы строительной индустрии за счет средств на это строительство, составляется отдельный рабочий проект (проект) со сводным сметным расчетом стоимости на строительство этой базы, данные которого включаются в сводку затрат к рабочему проекту (проекту) предприятия, сооружения.
Проектирование общеузловых объектов следует выполнять, как правило, с учетом опережающего (по сравнению с объектами основного производственного назначения) строительства их в составе и объемах, необходимых для обеспечения ввода в действие предприятий и сооружений или их очередей, включенных в состав промышленного узла, в установленные сроки.
Для предприятий и сооружений со сложной и неосвоенной технологией производства в проектах необходимо в обоснованных случаях предусматривать опережающее строительство и ввод в действие экспериментальных лабораторий, опытных цехов и стендов для выполнения исследований, отработки и испытания новой техники, оборудования, материалов и изделий.
1.9. При проектировании предприятий, зданий и сооружений (кроме технически несложных объектов) генеральный проектировщик (или по его поручению - проектная организация строительного профиля) разрабатывает основные положения на строительное проектирование и представляет их заказчику для получения заключения генерального подрядчика.
Основные положения должны обеспечивать единство строительных решений и широкое применение наиболее экономичных проектных решений, снижение сметной стоимости и трудоемкости строительства, сокращение расхода материальных ресурсов.
При этом использование в проектах зданий и сооружений конструкций и изделий, включенных в территориальные каталоги, а также ведомственные каталоги для специализированных видов строительства, утвержденные по согласованию с Госстроем СССР, не требует согласования с подрядной строительной организацией, осуществляющей строительство в районе действия данного каталога.
1.10. При проектировании особо сложных и уникальных зданий и сооружений заказчиком проекта совместно с генеральным проектировщиком, соответствующими головными научно-исследовательскими и специализированными проектными организациями должны разрабатываться специальные технические условия, отражающие специфику их проектирования, строительства и эксплуатации.
Расчеты таких зданий, сооружений и их конструкций также следует выполнять с привлечением указанных научно-исследовательских и проектных организаций.
1.11. В случаях, когда с намечаемым строительством предприятия, сооружения необходимо создание города (поселка) или развитие существующего города (поселка) и на эти цели предусматриваются капитальные вложения, в составе проекта предприятия, сооружения разрабатывается проектно-сметная документация в соответствии с требованиями Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.
При относительно небольших объемах жилищно-гражданского строительства (когда необходимо строительство одного или нескольких домов) в составе рабочего проекта (проекта) предприятия, сооружения указанная документация не разрабатывается.
1.12. Не допускается строительство объектов по устаревшим рабочим проектам (проектам), для чего до включения предприятий, зданий и сооружений в план капитального строительства необходимо проверять соответствие принимаемых решений современному техническому уровню.
Заказчики проектно-сметной документации, генеральные проектировщики и специализированные проектные организации обязаны своевременно вносить в рабочую документацию изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов и заменой оборудования более прогрессивным. Указанные изменения производятся проектной организацией на основании поручения заказчика с учетом фактического состояния строительства.
По включенным в план капитального строительства предприятиям и сооружениям, рабочие проекты (проекты) которых утверждены министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик, изменения проектных решений, связанные с увеличением мощности и пересмотром номенклатуры продукции, следует согласовывать с Госпланом СССР и Госстроем СССР, а также с генеральной подрядной организацией (в части организации строительства и изменения смет, составленных по рабочим чертежам).
1.13. При проектировании предприятий, зданий и сооружений проектные организации должны обеспечивать патентоспособность и патентную чистоту технических решений в соответствии с Указаниями о мерах по обеспечению технического уровня, патентоспособности и патентной чистоты машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов, утвержденными Госкомизобретений, и ГОСТ 15.011-82. По результатам проверки должен быть составлен патентный формуляр в соответствии с ГОСТ 15.012-84.
В случаях, когда в проектных решениях используются изобретения, в соответствующих разделах рабочего проекта (проекта) необходимо указывать номера авторских свидетельств и заявок на используемые изобретения, по которым принято решение о выдаче авторских свидетельств. Указания об этом приводятся в рабочих чертежах согласно ГОСТ 21.102-79.
1.14. Проектно-изыскательские работы надлежит выполнять, как правило, с применением современных экономико-математических методов и использованием межотраслевых и отраслевых программных средств для вычислительной техники, систем автоматизированного проектирования (САПР) и систем обработки информации в соответствии с заданиями отраслевых и республиканских программ работ в области создания и использования САПР, разработанных и утвержденных министерствами и ведомствами на соответствующий период, а также других прогрессивных методов, в том числе макетного, и технических средств составления, размножения, хранения и поиска проектных материалов, способствующих сокращению продолжительности проектирования и снижению затрат на выполнение работ, повышению производительности труда работников проектно-изыскательских организаций и качества проектно-сметной документации.
1.15. Проектные и изыскательские работы выполняются на основании договоров, заключенных заказчиками с проектными организациями - генеральными проектировщиками в соответствии с Правилами о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ. При этом разработку соответствующей проектно-сметной документации (электроснабжение, теплоизоляция, вентиляция, антикоррозионная защита строительных конструкций и изделий и др.) по крупным предприятиям и сооружениям следует поручать проектным организациям, специализированным по видам работ, а разработку проектов организации строительства выполнять с обязательным участием проектных организаций министерств и ведомств, осуществляющих строительство.
1.16. Выбор площадки (трассы) для строительства предприятия, здания и сооружения осуществляется при разработке ТЭО, а также при составлении ТЭР, когда необходимо учесть специфические условия (гидрогеологические, сейсмические и др.) для правильного определения расчетной стоимости строительства. В случаях, когда при разработке ТЭР выбор площадки (трассы) для строительства не осуществлялся, ее выбор следует производить в соответствии с требованиями, изложенными в рекомендуемом приложении 1*.
_______________
* Приложения не приводятся.
1.17. Задание на проектирование предприятий, зданий и сооружений составляется заказчиком проекта с участием генерального проектировщика на основании утвержденных ТЭО (ТЭР) и требований Положения об оценке качества проектно-сметной документации для строительства.
Министерства, ведомства и организации-заказчики в заданиях на проектирование предприятий, зданий и сооружений должны устанавливать требования по внедрению новой техники и передового опыта, показатели по эффективности капитальных вложений, снижению материалоемкости и трудоемкости строительства и росту производительности труда.
Состав задания на проектирование приведен в рекомендуемых приложениях 2 и 3.
Задание на проектирование утверждается инстанцией, утвердившей ТЭО (ТЭР).
2. Рабочий проект (проект) на строительство предприятий, зданий и сооружений
2.1. Разработка рабочих проектов (проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений осуществляется непосредственно на основании утвержденных ТЭО (ТЭР) материалов по выбору площадки (трассы) для строительства и в соответствии с заданием на проектирование.
В рабочих проектах (проектах) с учетом вариантных проработок, а в необходимых случаях - на основе конкурсного проектирования осуществляются необходимая доработка и детализация проектных решений, принятых в ТЭО (ТЭР), и уточняются основные технико-экономические показатели, в том числе стоимость строительства проектируемых предприятий, здании и сооружений, в соответствии с требованиями п. 1.2.
Разделы рабочих проектов (проектов) следует разрабатывать без излишней детализации, в составе и объеме, достаточных для обоснования принимаемых проектных решений, определения объемов основных строительно-монтажных работ, потребности в оборудовании, строительных конструкциях, материальных, топливно-энергетических, трудовых и других ресурсах, а также для правильного определения сметной стоимости строительства, имея в виду, что при составлении рабочей документации по отдельным особо сложным объектам проектная организация может осуществлять дополнительные проработки, уточняющие материалы проектов.
В состав проектно-сметной документации, передаваемой заказчику, не должны включаться расчеты строительных конструкций, оборудования, выбросов вредных веществ от источников загрязнения атмосферы, приземных концентраций загрязняющих веществ, подсчеты объемов строительно-монтажных работ, потребностей в материальных, трудовых и энергетических ресурсах, а также материалы инженерных изысканий. Эти материалы (кроме технических отчетов по инженерным изысканиям, один экземпляр которых передается заказчику) хранятся в проектной организации в соответствии с требованиями государственных стандартов системы проектной документации для строительства (СПДС) и нормативных документов и могут быть предоставлены заказчику во временное пользование по его требованию.
Проектно-сметная документация, разработанная субподрядными проектными организациями, используется генеральной проектной организацией при составлении общей пояснительной записки и других разделов рабочего проекта (проекта), представляемого на экспертизу и утверждение, и включается в состав материалов, передаваемых заказчику.
Проектная организация - генеральный проектировщик несет ответственность за качество, технико-экономический уровень проекта в целом и единство изложения и оформления материалов всех разделов рабочего проекта (проекта) в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. Субподрядная проектная организация несет ответственность за качество и технико-экономический уровень разрабатываемых ею проектных решений.
Разделы рабочего проекта (проекта) следует излагать в четкой и лаконичной форме, характеризовать и обосновывать принципиальные проектные решения с учетом вариантных проработок, а приводимые показатели и итоговые данные расчетов и обоснований оформлять в основном в табличной форме.
Графическую документацию в составе рабочего проекта (проекта) необходимо составлять, как правило, с максимально возможным совмещением изображения проектных решений.
По предприятиям, зданиям и сооружениям, строительство которых намечается выполнять только по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, привязку указанных проектов к конкретной площадке в составе рабочего проекта надлежит выполнять на весь объем строительства.
При применении оборудования индивидуального изготовления в соответствующих разделах рабочего проекта (проекта) следует приводить исходные требования на разработку этого оборудования, включая нетиповое и нестандартизированное оборудование, составляемые в соответствии с ГОСТ 15.001-73.
В случаях выполнения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в процессе проектирования и строительства в материалах проекта следует приводить их перечень с краткой характеристикой и обоснованием необходимости выполнения этих исследований и работ.
Все материалы рабочего проекта (за исключением рабочей документации) и проекта передаются заказчику проектной организацией - генеральным проектировщиком в четырех экземплярах, а субподрядной проектной организацией - генеральному проектировщику в пяти экземплярах. Рабочая документация передается заказчику в числе экземпляров, предусмотренном п. 3.6.
Рабочий проект (проект) на строительство объектов производственного назначения
2.2. Рабочий проект (проект) на новое строительство, расширение и реконструкцию действующих предприятий, зданий и сооружений или их очередей должен состоять из следующих разделов:
Общая пояснительная записка;
Генеральный план и транспорт;
Технологические решения;
Научная организация труда рабочих и служащих. Управление предприятием;
Строительные решения;
Организация строительства;
Охрана окружающей природной среды;
Жилищно-гражданское строительство;
Сметная документация;
Паспорт рабочего проекта (проекта).
В состав рабочего проекта следует включать также рабочую документацию, которая разрабатывается в целом на строительство предприятия, здания и сооружения или их очередей при его продолжительности (по нормам) до двух лет, при большей продолжительности - на годовой объем строительно-монтажных работ. На отдельные объекты, входящие в состав предприятия и сооружения, со сроками их строительства до одного года рабочая документация разрабатывается и выдается в целом на эти объекты.
Состав и содержание разделов рабочего проекта (проекта) установлены в рекомендуемом приложении 4.
Установленные требования к рабочему проекту предусматривают состав и содержание разделов, которые могут быть сокращены министерствами и ведомствами с учетом специфики проектирования и сложности объектов отрасли в утверждаемых ими эталонах рабочего проекта.
В соответствующих разделах проекта, а также рабочего проекта (кроме рабочей документации) при продолжительности строительства предприятия, здания и сооружения по нормам более двух лет следует приводить:
спецификации оборудования, составляемые по форме, установленной ГОСТ 21.110-82, для размещения заказов на технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное, специальное и другое оборудование, на изготовление которого необходимо длительное время, а также на оборудование, исходные данные по которому проектные организации получают от заводов-изготовителей;
ведомости, составляемые применительно к указанной форме спецификации, на остальное оборудование, в том числе и нестандартизированное;
данные по техническим проектам на машины и оборудование с длительным циклом разработки, конструирования и изготовления, полученные от организаций (предприятий) - разработчиков, разработанные в соответствии с комплексными планами-графиками выполнения научно-исследовательских, конструкторских и проектных работ;
исходные требования к разработке конструкторской документации по оборудованию индивидуального изготовления, включая нетиповое и нестандартизированное, составляемые в соответствии с ГОСТ 15.001-73.
Примечание. По объектам с длительным сроком проектирования и строительства, для которых технологические процессы применяются впервые, в виде исключения допускается при разработке рабочей документации составление исходных требований к оборудованию индивидуального изготовления.
2.3. Рабочий проект на техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений должен состоять из следующих разделов:
Общая пояснительная записка, содержащая: краткую характеристику состояния объекта и решения по применению новой техники, технологии и оборудования; уровень автоматизации и решения по управлению технологическими процессами; мероприятия по охране окружающей природной среды, пожаробезопасности и охране труда; основные технико-экономические показатели и результаты расчетов экономической эффективности проектных решений; данные об объемах строительных и монтажных работ, о потребности в материальных, энергетических и трудовых ресурсах; решения по организации выполнения строительно-монтажных работ;
Сметная документация.
В состав рабочего проекта включается рабочая документация.
По согласованию с подрядными строительными и монтажными организациями рабочая документация на техническое перевооружение объектов или выполнение видов работ может разрабатываться в сокращенных объеме и составе, а в отдельных случаях для определения сметной стоимости намечаемого технического перевооружения допускается (при проведении обследований действующих производств, конструкций зданий и сооружений) составление только ведомостей, содержащих перечень и объемы строительных и монтажных работ.
2.4. Материалы рабочего проекта (проекта) должны быть подписаны:
разделы "Общая пояснительная записка", "Генеральный план и транспорт", "Технологические решения" - директором (главным инженером) проектной организации, главным инженером (главным архитектором) проекта, начальником отдела, специалистом, осуществляющим нормоконтроль, и исполнителями;
другие разделы рабочего проекта и основные чертежи - главным инженером проекта, начальником отдела, специалистом, осуществляющим нормоконтроль, и исполнителями;
сметная документация - должностными лицами, указанными в соответствующих формах этих документов.
Рабочий проект (проект) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения
2.5. Рабочий проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения должен состоять из следующих разделов:
Общая пояснительная записка;
Организация строительства;
Сметная документация.
В состав рабочего проекта включается рабочая документация.
2.6. Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения должен состоять из следующих разделов:
Общая пояснительная записка;
Архитектурно-строительные решения;
Технологические решения;
Решения по инженерному оборудованию;
Организация строительства;
Сметная документация.
2.7. Состав и содержание разделов рабочего проекта (проекта), установленные соответственно рекомендуемыми приложениями 5 и 6, могут быть уточнены министерствами и ведомствами в зависимости от специфики и сложности проектируемых объектов жилищно-гражданского назначения.
Примечание. Проекты крупных общественных зданий и сооружений, перечисленных в обязательном приложении 7, подлежат согласованию с Госгражданстроем.
2.8. Материалы рабочего проекта (проекта) должны быть подписаны:
"Общая пояснительная записка", "Генеральный план" - директором (главным инженером или главным архитектором) проектной организации, главным архитектором (главным инженером) проекта, руководителем мастерской (отдела), специалистом, осуществляющим нормоконтроль, и исполнителями;
сметная документация - должностными лицами, указанными в соответствующих формах этих документов;
другие материалы - главным архитектором (главным инженером) проекта, руководителем мастерской (отдела), специалистом, осуществляющим нормоконтроль, и исполнителями.
3. Рабочая документация
3.1. В состав рабочей документации для строительства предприятия, здания и сооружения должны входить:
рабочие чертежи, разрабатываемые в соответствии с государственными стандартами СПДС.
Примечание. В состав общих данных по рабочим чертежам включаются перечни видов работ, для которых необходимо составление актов освидетельствования скрытых работ согласно СНиП 3.01.01-85;
сметная документация, составленная в порядке, установленном настоящей Инструкцией и Методическими указаниями по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и доставлению сводных сметных расчетов и смет;
ведомости объемов строительных и монтажных работ - по ГОСТ 21.111-84;
ведомости и сводные ведомости потребности в материалах, составленные по видам строительных и монтажных работ, - по ГОСТ 21.109-80;
сборники спецификаций оборудования - по ГОСТ 21.110-82;
опросные листы и габаритные чертежи на соответствующие виды оборудования и изделий;
проектно-сметная документация на строительство зданий и сооружений, входящих в пусковой комплекс, в составе и объеме, установленных Госстроем СССР и Госпланом СССР;
исходные требования к разработке конструкторской документации на оборудование индивидуального изготовления (включая нетиповое и нестандартизированное), по которому исходные требования в рабочем проекте (проекте) не разрабатывались, - по ГОСТ 15.001-73.
В случаях, когда в задании на проектирование предусматривается применение узлового метода строительства и комплектно-блочного метода монтажа, рабочую документацию следует выполнять с учетом этих методов ведения строительно-монтажных работ.
3.2. По отдельным особо сложным объектам проектная организация при составлении рабочей документации может осуществлять дополнительные проработки, уточняющие материалы проекта. Необходимость указанных проработок определяется органом, утверждающим проект.
При проектировании объектов с особо сложными конструкциями и методами производства работ в составе рабочей документации следует разрабатывать рабочие чертежи на специальные вспомогательные сооружения, приспособления, устройства и установки в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01.-85.
3.3. Исходные данные по оборудованию индивидуального изготовления в объеме требований к разработке рабочей документации по ГОСТ 2.102-68, а также исходные данные по импортному оборудованию проектной организации выдаются заказчиком. В состав исходных данных должны также входить сведения о потребности в энергоресурсах, обслуживающих площадках и ограждениях в пределах этого оборудования.
3.4. Деталировочные чертежи металлических конструкций (КМД) и технологических трубопроводов должны разрабатывать заводы-изготовители, а деталировочные чертежи воздуховодов - монтажные организации.
3.5. При проектировании предприятия, здания и сооружения в две стадии рабочая документация разрабатывается и выдается заказчику после утверждения проекта.
В случаях, когда пусковые комплексы (в составе строек производственного назначения) намечаются к вводу в действие в первом полугодии года, следующего за планируемым, рабочая документация на их строительство выдается в полном объеме.
3.6. Рабочая документация передается заказчику проектной организацией - генеральным проектировщиком в сроки, предусмотренные графиком, прилагаемым к договору (дополнительному соглашению) на выполнение проектно-изыскательских работ.
Рабочие чертежи зданий и сооружений, ведомости объемов строительных и монтажных работ, ведомости и сводные ведомости потребности в материалах передаются заказчику в трех экземплярах, а объектные и локальные сметы, сборники спецификаций оборудования, чертежи металлических конструкций (КМ), технологических трубопроводов, воздуховодов, а также проектно-сметная документация на строительство зданий и сооружений, входящих в состав пускового комплекса, - в четырех экземплярах. Кроме указанного числа экземпляров рабочих чертежей, ведомостей объемов строительных и монтажных работ и смет проектно-сметная документация выдается на отдельные виды строительных и монтажных работ, выполняемых субподрядными специализированными строительными и монтажными организациями из расчета, чтобы каждая из этих организаций имела по два экземпляра чертежей по видам выполняемых ею работ, а также по одному экземпляру объектных и локальных смет.
Рабочие чертежи типового проекта, по которому на одной площадке должно осуществляться строительство нескольких одинаковых зданий или сооружений, выдаются в полном числе экземпляров только для одного из этих зданий и сооружений, а для остальных - по два экземпляра.
Примечание. По согласованию со строительно-монтажными организациями число экземпляров выдаваемых рабочих чертежей может быть сокращено.
Субподрядная специализированная проектная организация должна выдавать генеральному проектировщику рабочую документацию на один экземпляр больше установленного выше числа экземпляров.
При наличии технической возможности проектные организации выдают по просьбе подрядной строительно-монтажной организации сметную документацию на магнитных носителях, а по просьбе заказчика - дополнительное число экземпляров рабочей документации сверх установленного настоящей Инструкцией.
3.7. Государственные, отраслевые и республиканские стандарты, чертежи типовых конструкций, изделий и узлов, на которые имеются ссылки в рабочих чертежах, а также типовые проекты временных зданий и сооружений в состав рабочей документации не входят и проектной организацией заказчику не выдаются.
4. Сметная документация
4.1. Для определения сметной стоимости проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется следующая документация:
а) в составе рабочего проекта (при одностадийном проектировании):
сводный сметный расчет;
сводка затрат;
объектные и локальные сметы (при продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений до двух лет, а также при строительстве, осуществляемом по типовым и повторно применяемым проектам);
объектные и локальные сметные расчеты (при продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений свыше двух лет, а на объем работ первого года строительства - объектные и локальные сметы);
сметы на проектные и изыскательские работы;
б) в составе проекта (при двухстадийном проектировании):
сводный сметный расчет;
сводка затрат;
объектные и локальные сметные расчеты;
сметы на проектные и изыскательские работы;
в) в составе рабочей документации - объектные и локальные сметы.
Кроме того, одновременно со сметной документацией разрабатываются также в составе:
рабочего проекта - ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды и ведомость сметной стоимости товарной строительной продукции (при продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений до двух лет, а при большей продолжительности - на объекты, вводимые в эксплуатацию в первом году строительства);
проекта - ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды;
рабочей документации - ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости товарной строительной продукции.
4.2. Сметную стоимость следует определять с применением, как правило, укрупненных нормативов, обеспечивающих необходимую достоверность и сокращение объема сметной документации.
В случае, когда при составлении смет по рабочим чертежам в составе рабочей документации или рабочего проекта отсутствуют укрупненные сметные нормы, необходимо применять единые районные единичные расценки, единичные расценки на строительные работы для районов Крайнего Севера (ЕРЕР и ЕРКС) и расценки на монтаж оборудования или разрабатывать и дополнительно включать в состав сметной документации индивидуальные единичные расценки на строительные работы и индивидуальные расценки (калькуляции) на монтаж оборудования, при необходимости объединяемые в каталог, калькуляции сметной стоимости материалов, конструкций и изделий, а также калькуляции транспортных расходов.
4.3. К сметной документации в составе утверждаемого рабочего проекта (проекта) прикладывается пояснительная записка, в которой должны быть приведены:
ссылка на территориальный район, где расположено строительство, в соответствии с распределением территории СССР по районам, для которых разработаны ЕРЕР и ЕРКС;
указание, в ценах и нормах какого года составлена сметная документация;
перечень каталогов единичных расценок, принятых для составления смет на строительство объектов;
наименование генеральных подрядных строительно-монтажных организаций;
размеры накладных расходов;
порядок определения сметной стоимости строительных работ;
порядок определения сметной стоимости оборудования и его монтажа;
порядок определения средств по главам 1, 8 - 12 сводного сметного расчета. В случае, когда при расчетах средств на прочие работы и затраты имеются ссылки на отчетные данные подрядных и других организаций, должны быть приложены соответствующие документы;
расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений (для жилищно-гражданского строительства).
При необходимости приводятся другие сведения о порядке определения сметной стоимости, характерном для данной стройки (наличие объектов общего пользования, документов о включении средств на строительство общих объектов пропорционально потребности в их услугах и др.), а также данные о специальных решениях Совета Министров СССР, Госстроя СССР, министерств и ведомств СССР по ценообразованию и льготам для строительства.
4.4. В сводном сметном расчете стоимости строительства, составляемом по форме N 1 (обязательное приложение 8), средства распределяются по следующим главам:
1. Подготовка территории строительства;
2. Основные объекты строительства;
3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения;
4. Объекты энергетического хозяйства;
5. Объекты транспортного хозяйства и связи;
6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения;
7. Благоустройство и озеленение территории;
8. Временные здания и сооружения;
9. Прочие работы и затраты;
10. Содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия (учреждения) и авторский надзор;
11. Подготовка эксплуатационных кадров;
12. Проектные и изыскательские работы.
В сводный сметный расчет в установленном порядке включаются средства: по освоению территории строительства, сносу и переносу зданий и сооружений (в том числе домов и строений, находящихся в личной собственности граждан), расположенных на отводимом земельном участке или за его пределами, если дальнейшее их использование по назначению окажется невозможным; по возмещению убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель; по возмещению убытков, причиненных проведением водохозяйственных мероприятий, прекращением или изменением условий водопользования, а также осуществлением других мероприятий, связанных с нарушением окружающей природной среды. Кроме того, включаются средства на восстановление (рекультивацию) земельных участков, предоставленных во временное пользование, в соответствии с проектом на рекультивацию. Данные о сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды включаются в раздел рабочего проекта (проекта) "Охрана окружающей природной среды".
Сметная стоимость строительства общих объектов для группы предприятий (подъездных железных и автомобильных дорог, сетей энергоснабжения, водоснабжения, канализации и других объектов) определяется по отдельным сводным сметным расчетам на строительство этих объектов, выдаваемым головным застройщикам, и распределяется по согласованию с министерствами и организациями, в систему которых входят предприятия-дольщики, между соответствующими предприятиями пропорционально их потребности в продукции или услугах. В таком же порядке в необходимых случаях учитывается долевое участие промышленных предприятий в развитии городского наземного пассажирского транспорта.
Полная сметная стоимость объектов общего пользования, возводимых в порядке кооперирования нескольких строек для обеспечения водой, теплом, газом, электроэнергией и т. п., может учитываться в соответствующих главах сводного сметного расчета к рабочему проекту (проекту) предприятия основного застройщика (главного потребителя) с указанием за итогом затрат каждого дольщика.
4.5. В сводном сметном расчете отдельной строкой следует предусматривать резерв средств на непредвиденные работы и затраты, исчисляемый от общей сметной стоимости в размерах, приведенных в обязательном приложении 9.
4.6. Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, включается в объектные сметы, предназначенные для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы, в следующих размерах от общей стоимости строительных и монтажных работ по объектной смете с учетом необходимых начислений, %:
1,5 - для всех зданий и сооружений (в том числе, экспериментальных), кроме жилых и общественных;
1 - для жилых и общественных зданий и сооружений (в том числе экспериментальных), кроме работ по строительству инженерных сетей и благоустройству (включая озеленение), на стоимость которых во всех случаях резерв начисляется в размере 1,5 %;
3 - для реконструкции и технического перевооружения объектов по рабочим проектам (проектам) на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих предприятий.
Указанная часть резерва служит для возмещения затрат строительно-монтажных организаций, возникающих при производстве работ в случае изменения подрядчиком способов производства работ, замены механизмов, а также замены по его инициативе в установленном порядке отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в рабочих чертежах, выданных на производство работ.
Остальная часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты остается в распоряжении заказчика и может расходоваться на:
а) оплату дополнительных работ, вызванных уточнением заказчиком в установленном порядке на стадии рабочей документации по сравнению с рабочим проектом (проектом) объемно-планировочных, конструктивных, технологических решений и применением прогрессивных изделий и материалов для обеспечения соответствия вводимых в действие предприятий, зданий и сооружений современным требованиям по повышению эффективности производства и улучшению технико-экономических показателей;
б) уточнение сметной стоимости объектов, расчеты по которым в разрешенных случаях производятся за фактически выполненные объемы работ по единичным расценкам на строительные работы и расценкам на монтаж оборудования;
в) уточнение стоимости при выявлении в процессе строительства работ, не учтенных в рабочих чертежах и смете, или ошибок в проектно-сметной документации;
г) оплату дополнительных расходов, связанных с поставками материалов и изделий, обеспечение которыми лежит на обязанности заказчика;
д) оплату разницы в стоимости оборудования при отклонении цен промышленности от принятых в сметах, а также в связи с заменой в установленном порядке отдельных видов оборудования;
е) оплату других работ и затрат, которые на основании действующего законодательства подлежат возмещению за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты.
При составлении исполнительных смет в случаях, предусмотренных подпунктом "б", и дополнительных смет в случае, предусмотренном подпунктом "г", на стоимость определенных этими сметами работ и затрат не начисляются распределяемые по объектным сметам средства на временные здания и сооружения и резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
По стройкам, отнесенным к числу крупных, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в части, остающейся в распоряжении заказчика, может расходоваться в размере до 50 % - с разрешения дирекции строящегося предприятия (заказчика) и в остальной части - с разрешения органов, утвердивших проекты.
По стройкам, проекты которых утверждены Советом Министров СССР, 50 % резерва средств на непредвиденные работы и затраты расходуется с разрешения Министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик - заказчиков, остальная часть - с разрешения дирекции строящегося предприятия (заказчика).