• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Про вдосконалення організації, системи оплати та стимулювання праці в будівництві

Органи влади СРСР | Постанова від 24.01.1985 № 87
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
И ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 24 января 1985 г. N 87
МОСКВА, КРЕМЛЬ
( Постановление не применяется на территории Украины в соответствии с Постановлением КМ N 1066 от 23.11.2016 )
О совершенствовании организации, системы оплаты и стимулирования труда в строительстве
( Дополнительно см. Постановления Совета Министров УССР N 321 от 09.09.86 N 325 от 29.10.90 )
В целях усиления воздействия системы оплаты труда и премирования работников строительства на обеспечение своевременного ввода в действие производственных мощностей и объектов, на рост производительности труда, внедрение прогрессивных форм организации строительно-монтажных работ, повышение на этой основе эффективности строительного производства и в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1984 г. N 387 "Об улучшении планирования, организации и управления капитальным строительством" Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов
постановляют:
1. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик осуществить в 1985 году и в двенадцатой пятилетке меры, направленные на дальнейшее усиление экономической заинтересованности трудовых коллективов строительно-монтажных организаций в своевременном вводе в действие производственных мощностей и объектов, ускорении темпов роста производительности труда, повышении качества строительства и снижении себестоимости работ. При этом обеспечить более тесную зависимость фонда заработной платы от объемов, характера и трудоемкости выполняемых работ.
Госплану СССР утвердить в 1985 году на двенадцатую пятилетку министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик дифференцированные в зависимости от характера выполняемых работ стабильные нормативы заработной платы работников, занятых на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах, предусмотрев в них прогрессивные соотношения между темпами прироста производительности труда и прироста средней заработной платы работников.
2. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, главным управлениям по строительству, объединениям, трестам, управлениям и другим строительно-монтажным организациям совместно с центральными комитетами, республиканскими, краевыми и областными советами и комитетами профсоюзов:
разработать и осуществить мероприятия по дальнейшему широкому распространению в строительстве прогрессивных форм организации и стимулирования труда, обеспечивающих успешное выполнение строительно-монтажных работ в основном методами бригадного и сквозного поточного подряда;
внедрить в строительном производстве систему годового, квартального и месячного планирования работы производственных участков и бригад, предусматривать в планах целевые задачи по выполнению отдельных технологических этапов строительно-монтажных работ и вводу в действие производственных мощностей и объектов;
осуществить перевод бригад на хозяйственный расчет, обеспечив учет расходования материальных и других видов ресурсов в бригадах;
осуществить укрупнение бригад, с тем чтобы создать возможность для выполнения, как правило, силами одной бригады технологически законченных этапов строительства или для сооружения объектов в целом. По мере накопления опыта переводить на подрядные формы организации и оплаты труда коллективы производственных участков, а в дальнейшем - более крупные структурные подразделения.
Включать в состав укрупненных бригад (где это целесообразно) инженерно-технических работников и возлагать на них руководство такими бригадами с оплатой труда в соответствии с результатами работы бригады. Госстрою СССР и Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам с участием ВЦСПС разработать и утвердить в 3-месячный срок положение о правах, обязанностях и оплате труда инженерно-технических работников, включаемых в состав строительных и монтажных бригад;
повысить роль советов бригад и советов бригадиров в управлении производством, улучшении организации труда и укреплении дисциплины. Рекомендовать создание на строительстве объектов советов бригадиров из представителей генподрядных и субподрядных организаций;
осуществить в 1985-1986 годах переподготовку (повышение квалификации) бригадиров и в последующем проводить ее не реже одного раза в пять лет.
3. Установить руководителям бригад и звеньев доплаты за руководство бригадой и звеном в зависимости от количества рабочих, объемов и специфики выполняемых работ: бригадирам - от 20 до 50 рублей в месяц и звеньевым - от 10 до 20 рублей в месяц. Доплаты производить при условии выполнения бригадой или звеном заданий в установленные сроки, при высоком качестве работ, с учетом состояния трудовой и производственной дисциплины.
4. В целях стимулирования многосменной работы строительно-монтажных организаций и улучшения использования строительной техники предоставить право руководителям строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций устанавливать по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами дополнительную оплату труда рабочих и линейных инженерно-технических работников в размере 35 процентов часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время в пределах фонда заработной платы указанных организаций и сметной стоимости строительства соответствующих объектов.
5. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, главным управлениям по строительству, объединениям, трестам, управлениям и другим строительно-монтажным организациям осуществить последовательный переход к расчетам по заработной плате за выполненные работы на основе смет на строительство, обеспечить применение укрупненных комплексных норм и расценок и формирование на этой основе аккордной системы оплаты труда по конечным результатам (этап, узел, сооружение, объект).
Проектным и проектно-технологическим организациям при разработке проектов осуществлять разделение объектов на технологические узлы с определением по ним объемов строительно-монтажных работ, трудовых затрат и потребности в материальных ресурсах.
6. В целях повышения заинтересованности коллективов строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций в экономии фонда заработной платы установить, что экономия фонда, исчисленная исходя из фактически выполненного за год объема строительно-монтажных работ, остается в распоряжении строительно-монтажной организации и перечисляется в фонд материального поощрения.
Предоставить право руководителям трестов и приравненных к ним организаций устанавливать по согласованию с профсоюзными комитетами за счет экономии фонда заработной платы повышенные надбавки к тарифным ставкам высококвалифицированным рабочим, занятым на особо ответственных работах, за профессиональное мастерство (рабочим IV разряда - до 16 процентов, V разряда - до 20 процентов и VI разряда - до 24 процентов тарифной ставки). Указанные надбавки уменьшать или отменять полностью при ухудшении показателей работы.
Установить, что допущенный перерасход фонда заработной платы подлежит обязательному возмещению (в течение года с момента возникновения) за счет экономии фонда заработной платы либо за счет фонда материального поощрения строительно-монтажного треста, приравненной к нему организации, а при его недостаточности - за счет резерва фонда заработной платы или фонда материального поощрения министерства, ведомства. Указанный порядок возмещения фонда заработной платы определяется Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС.
При наличии на конец года невозмещенного перерасхода фонда заработной платы вознаграждение за общие результаты работы по итогам за год руководящим работникам трестов и приравненных к ним организаций уменьшается в соответствии с действующим законодательством.
7. Установить, что начиная с 1985 года планирование численности и фонда заработной платы руководящих, инженерно-технических работников (включая линейный персонал) и служащих строительно-монтажных организаций должно осуществляться по нормативам на 1 млн. рублей строительно-монтажных работ в соответствии со сметной стоимостью работ, выполняемых в данном году.
Госплану СССР, Госстрою СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Министерству финансов СССР по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик утвердить в первом полугодии 1985 г. - на 1985 год и до конца 1985 года - на двенадцатую пятилетку нормативы численности и фонда заработной платы руководящих инженерно-технических работников (включая линейный персонал) и служащих на 1 млн. рублей строительно-монтажных работ.
Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик разработать и довести указанные нормативы до главных территориальных управлений по строительству (всесоюзных строительно-монтажных объединений) и трестов с учетом специфики их производственной деятельности.
Установить, что вся экономия фонда заработной платы, полученная от сокращения численности руководящих, инженерно-технических работников и служащих против предусмотренной по нормативу, исчисленная исходя из фактически выполненного за год объема строительно-монтажных работ, остается в распоряжении трестов и приравненных к ним организаций и может быть использована для выплаты надбавок в размере до 50 процентов должностного оклада работника, включая руководителей трестов, управлений и приравненных к ним организаций, линейный персонал и аппарат управления трестов и этих организаций. Указанные надбавки уменьшаются или отменяются полностью при ухудшении показателей работы.
8. В целях повышения эффективности работы строительно-монтажных организаций:
а) ввести начиная с 1985 года показатели для отнесения строительных, строительно-монтажных, специализированных, пуско-наладочных, ремонтно-строительных, реставрационных и других приравненных к ним организаций к группам по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников согласно приложению.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Госстрою СССР совместно с ВЦСПС и с участием соответствующих министерств установить поправочные коэффициенты к объемам строительно-монтажных работ для определения групп по оплате труда с учетом специфики и трудоемкости работ. При утверждении коэффициентов обеспечить повышение материальной заинтересованности работников строительных организаций в увеличении доли работ по реконструкции действующих предприятий;
б) разрешить министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик сохранять в течение двух лет после введения повышенных показателей для отнесения строительно-монтажных организаций к группам по оплате труда ранее установленные руководящими и инженерно-техническим работникам должностные оклады, если в связи с введением новых показателей будет иметь место снижение групп по оплате труда этих работников;
в) предоставить право министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик повышать до 10 процентов должностные оклады руководящим и инженерно-техническим работникам (оплата труда которых зависит от установленной группы) строительно-монтажных трестов, управлений и приравненных к ним организаций, отнесенных ко второй и третьей группам по оплате труда, в случаях, когда фактический объем работ, выполненный этими организациями, не менее чем на 30 процентов превышает минимальные показатели, установленные для соответствующей группы.
Для руководящих и инженерно-технических работников указанных организаций, отнесенных к первой группе, при фактическом выполнении объемов работ, превышающих установленные показатели в 1,5 раза должностные оклады могут быть повышены на 15 процентов, в 2 раза и более - на 20 процентов.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС установить в I квартале 1985 г. порядок повышения должностных окладов этих работников в зависимости от объемов выполненных работ;
г) установить, что строительные организации создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик в соответствии с Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 2 сентября 1982 г. N 816 (СП СССР, 1982 г., N 25 ст. 130), без соблюдения условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 этого Положения.
Создание строительно-монтажных организаций допускается, как правило, при условии, если действующие на данной территории аналогичные организации достигли показателей первой группы по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников;
д) разрешить министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик относить вновь создаваемые для сооружения крупных объектов строительно-монтажные тресты, управления и приравненные к ним организации на одну группу выше группы по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников, соответствующей установленному плановому объему работ, на период до одного года с момента создания этих организаций;
е) установить, что в случаях, когда передвижные механизированные колонны, созданные в соответствии с решениями Совета Министров СССР для строительства объектов в сельской местности, а также в некоторых отраслях народного хозяйства, реорганизуются в связи с введением новых показателей в хозрасчетные участки, за работниками этих участков сохраняется порядок выплаты надбавок к заработной плате, предусмотренный постановлениями Совета Министров СССР от 6 июня 1963 г., N 629 (СП СССР, 1963 г., N 13, ст. 132) и от 3 сентября 1974 г. N 691 (СП СССР, 1974 г., N 20, ст. 113).
9. Установить, что сроками ввода в действие производственных мощностей и объектов строительства, дающими право на выплату премий за ввод их в действие в полном размере, считаются сроки, первоначально определенные в годовых планах экономического н социального развития.
10. Установить, что при обеспечении строительно-монтажным трестом, управлением, приравненной к ним организацией ввода в действие всех производственных мощностей и объектов строительства, предусмотренных планом экономического и социального развития, в данном году одному работнику может выплачиваться премия за ввод их в действие в размере до шести месячных должностных окладов (тарифных ставок) в год. В том случае, если введены в действие не все запланированные мощности и объекты, предельный размер премий не должен превышать четырех месячных должностных окладов (тарифных ставок) в год. Указанные премии выплачиваются независимо от других показателей работы.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Госстрою СССР совместно с ВЦСПС установить работникам максимальные размеры индивидуальных премий за ввод в действие производственной мощности или одного объекта в зависимости от нормативной продолжительности их строительства.
11. Установить, что средства на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов в предусмотренных размерах включаются в сметы на строительство. Указанные средства не могут быть использованы на другие цели.
12. Руководителям строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций - генеральных подрядчиков до начала строительства определять условия и размеры выплаты премий за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства для каждого коллектива, участвующего в строительстве, а также для руководящих и инженерно-технических работников. Размер премий определять в зависимости от характера, трудоемкости выполняемых работ и вклада соответствующих организаций и работников в конечные результаты - ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства в установленные сроки.
13. Разрешить руководителям строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций - генеральных подрядчиков уменьшать (но не более чем на 50 процентов) сумму средств, полагающихся на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства, при несвоевременном выполнении ими графиков производства работ. Не использованные в этом случае средства расходуются организациями - генеральными подрядчиками на премирование работников других организаций, способствовавших ускорению строительства и обеспечению ввода в действие указанных мощностей и объектов в установленные сроки.
14. Предоставить право руководителям строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций выделять часть средств, предусмотренных на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства, для поощрения работников промышленных предприятий, входящих в состав этих трестов, а также работников автотранспортных организаций, непосредственно участвовавших в сооружении указанных объектов и способствовавших быстрейшему завершению строительства.
15. Разрешить премирование работников в виде аванса, занятых на объектах с нормативной продолжительностью строительства более одного года, с использованием на эти цели до 50 процентов суммы премий, полагающейся за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства в целом. Остальная часть суммы премий выплачивается после утверждения в установленном порядке акта государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию соответствующих мощностей и объектов в запланированный срок.
Премии в виде аванса выплачиваются за выполнение в установленный срок отдельных заданий и этапов строительства, оказывающих существенное влияние на своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства.
Распространить применение в виде аванса на работников аппарата строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций, управлений производственно-технологической комплектации, промышленных предприятий, входящих состав трестов, а также на работников автотранспортных организаций, непосредственно участвующих в сооружении объектов и способствующих быстрейшему завершению строительства, и на работников службы заказчика и проектно-изыскательских организаций.
16. Предоставить право руководителям строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций - генеральных подрядчиков использовать по согласованию с профсоюзными комитетами до 5 процентов средств, выделяемых на премирование в виде аванса за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства, для поощрения работников по итогам социалистического соревнования за своевременное и качественное выполнение важных этапов строительства.
17. Разрешить министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик производить премирование работников аппарата управления главных территориальных управлений по строительству (всесоюзных строительно-монтажных объединений), принимавших непосредственное участие и внесших значительный вклад в обеспечение своевременного ввода в действие конкретных производственных мощностей и объектов строительства, в размере до двух месячных должностных окладов в год.
18. Для усиления воздействия премий на повышение эффективности строительства и создание необходимого строительного задела ввести премирование руководящих, инженерно-технических работников и служащих строительно-монтажных трестов, управлений и приравненных к ним организаций за результаты хозяйственной деятельности в размере до одного месячного должностного оклада в квартал. Указанные премии выплачивать раздельно: 50 процентов премии - за выполнение квартальных планов по объему строительно-монтажных работ при соблюдении требований к качеству строительства и по 25 процентов - за выполнение заданий по росту производительности труда и снижению себестоимости строительно-монтажных работ.
Указанные премии выплачивать из фонда материального поощрения, а линейным инженерно-техническим работникам также за счет экономии фонда заработной платы производственных участков.
19. Министерствам, ведомствам, главным управлениям по строительству, строительно-монтажным трестам и приравненным к ним организациям осуществить меры по обеспечению комплектной поставки предприятиями строительной индустрии, управлениями производственно-технологической комплектации и транспортными организациями материалов, изделий и конструкций как важного условия развития бригадного и сквозного поточного подряда, совершенствования строительного производства.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Госстрою СССР совместно с ВЦСПС и с участием заинтересованных министерств и ведомств в 2-месячный срок разработать и утвердить положение о материальном стимулировании и повышении ответственности за комплектную поставку и высокое качество строительных материалов, изделий и конструкций.
20. Предоставить право руководителям строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций разрешать, в виде исключения, строительными организациям, входящим в состав этих трестов на правах производственных единиц, образовывать по результатам их деятельности фонд материального поощрения за счет полученной ими прибыли.
21. ЦСУ СССР, исходя из настоящего постановления, внести необходимые изменения в действующую статистическую отчетность.
22. Министерству юстиции СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Госплану СССР, Госстрою СССР и Министерству финансов СССР подготовить с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего постановления.
Председатель
Совета Министров СССР
Председатель ВЦСПС

Н.ТИХОНОВ
С.ШАЛАЕВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Совета Министров
СССР и ВЦСПС
от 24 января 1985 г. N 87
ПОКАЗАТЕЛИ
для отнесения строительных, строительно-монтажных, монтажных, специализированных, пусконаладочных, ремонтно-строительных, реставрационных и других приравненных к ним организаций к группам по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников
-------------------------------------------------------------
|Группа по |Объемы строительно-
|оплате труда |монтажных работ
| |(млн. рублей в год)
-------------------------------------------------------------
Тресты и управления I от 40
строительства на правах II от 25 до 40
трестов III от 15 до 25
Управления, передвижные I от 8
механизированные колонны, II от 5 до 8
строительно-монтажные III от 3 до 5
поезда и отряды
Хозрасчетные участки I от 1,7
II от 1 до 1,7