• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

О Программе развития животноводства в Автономной Республике Крым на 2002-2005 гг.

Верховная Рада Автономной Республики Крым | Програма, Постанова від 16.01.2002 № 2228-2/02
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Програма, Постанова
  • Дата: 16.01.2002
  • Номер: 2228-2/02
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Програма, Постанова
  • Дата: 16.01.2002
  • Номер: 2228-2/02
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Программе развития животноводства
в Автономной Республике Крым
на 2002-2005 гг.
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2002, N 1, ст. 8 )
Животноводство, являясь одной из главных отраслей сельскогохозяйства Крыма, призвано обеспечить производствобелковосодержащих продуктов питания, сырья для промышленных иперерабатывающих предприятий, занятость трудоспособного населения,особенно в сельской местности, доступность животноводческойпродукции для всех слоев населения и граждан, приезжающих в Крымна отдых.
В целях создания благоприятных условий для развитияживотноводства, снижения себестоимости при его производствеВерховная Рада Автономной Республики Крымп о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу развития животноводства в АвтономнойРеспублике Крым на 2002-2005 гг. (прилагается).
2. Совету министров Автономной Республики Крым, Министерствуэкономики и Министерству финансов Автономной Республики Крымпредусмотреть в бюджете Автономной Республики Крым на 2002 год:
выделение средств в сумме 10,33 млн. гривень на возмещениечастичной компенсации процентных ставок по кредитам, выданнымкоммерческими банками на создание необходимых условий дляувеличения производства продукции животноводства, а также снижениясельскими товаропроизводителями и населением ее себестоимости;
выделение средств в сумме 10,0 млн. гривень во исполнениеПостановления Верховной Рады Автономной Республики Крымот 19 сентября 2001 года N 2027-2/01 ( rb2027002-01 ) "О внесенииизменений и дополнений в Постановление Верховной Рады АвтономнойРеспублики Крым от 21 февраля 2001 года N 1683-2/01 "О бюджетеАвтономной Республики Крым на 2001 год" и Постановления Советаминистров Автономной Республики Крым от 12 июня 2001 года N 226( rb0226001-01 ) "О внесении изменений в Постановление Советаминистров Автономной Республики Крым от 24 апреля 2001 года N 154"О региональном заказе на продовольственное зерно в 2001 году" нарасходы по формированию республиканского резервного фондафуражного зерна.
3. Поручить Совету министров Автономной Республики Крымизучить возможность выделения в бюджете Автономной Республики Крымна 2002 год в установленном законом порядке целевых ассигнованийглавным распорядителям средств бюджета Автономной Республики Крымдля закупок сельскохозяйственной продукции у товаропроизводителейАвтономной Республики Крым в сумме 720 тыс. гривень дляудовлетворения нужд бюджетных учреждений в продуктах питания.
4. Совету министров Автономной Республики Крым обратиться вКабинет Министров Украины с просьбой о выделении 12,7 млн. гривеньиз Государственного бюджета Украины на оплату затрат поэлектроэнергии, используемой сельхозпроизводителями на подачу водыдля орошения при выращивании кормовых культур, а также продолжениифинансовой поддержки программ по селекции в животноводстве,реализации высоко кондиционного скота, дотации за сданнуюперерабатывающим предприятиям и заготовительным организациямУкраины шерсть на 2002 год и последующие годы.
5. Рекомендовать райгосадминистрациям, исполкомам городскихсоветов, Крымскому республиканскому союзу потребительских обществ"Крымпотребсоюз":
5.1. Создать необходимые условия фермерским хозяйствам,обслуживающим кооперативам на рынках городов и районов дляреализации излишков сельскохозяйственной продукции, предоставляяим места в первоочередном порядке.
5.2. Рассмотреть возможность передачи пайщикам помещений,неиспользованного оборудования в сельской местности дляорганизации на их базе обслуживающих кооперативов, позволяющихорганизовать широкое сервисное обслуживание населения.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления на сельском,поселковом и районном уровне:
6.1. Рассмотреть на очередных сессиях местных советов вопросыразвития животноводства, обратив особое внимание на развитиеживотноводства в личных подсобных хозяйствах, способствоватьорганизации в сельской местности обслуживающих кооперативов,кредитных союзов и других субъектов хозяйствования попредоставлению сервисных услуг, таких как зооветеринарноеобслуживание, искусственное осеменение, закупка молока, мяса идругой продукции животноводства, обеспечение кормами, молоднякомживотных и птицы, а также социально-бытовое обслуживаниенаселения, предусмотрев необходимые средства в соответствующихбюджетах.
6.2. Создать условия для постепенного превращения рынков всовременные торговые комплексы по реализации продукции сельскогохозяйства населению, бюджетным, санаторно-курортным и другимучреждениям.
6.3. Разработать механизм привлечения крупных предприятий попереработке животноводческой продукции, а также средствотечественных и иностранных инвесторов, направив усилия насоздание современных комплексов, отвечающих мировым требованиям.
6.4. Предусмотреть в штатном расписании сельских советовспециалистов, ответственных за реализацию земельной реформы,аграрной политики государства на селе.
6.5. Совместно с органами Главного управления статистики вАвтономной Республике Крым провести учет всех видов скота и птицыв хозяйствах населения и внести предложения о выделениинеобходимых бюджетных средств на развитие животноводства.
7. Совету министров Автономной Республики Крым, Министерствуагропромышленного комплекса Автономной Республики Крым,райгосадминистрациям с учетом принятых на сессиях решенийорганизовать работу по выполнению настоящего Постановления и опроделанной работе информировать Верховную Раду АвтономнойРеспублики Крым в 1 квартале ежегодно.
8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложитьна Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крымпо аграрным вопросам и продовольственному обеспечению.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым Л.ГРАЧ
г. Симферополь,
16 января 2002 г.
N 2228-2/02
Утверждена
Постановлением Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 16.01.2002 г. N 2228-2/02
Программа развития животноводства
в Автономной Республике Крым на 2002-2005 гг.
Животноводство всегда было одной из ведущих отраслейнароднохозяйственного комплекса, на которую приходилось околополовины стоимости валовой сельскохозяйственной продукции.В лучшие годы для производства животноводческой продукции(1989-1990 гг.) использовалась треть сельскохозяйственных угодий игодового урожая зерна.
Отрасль была и остается главным поставщиком полноценногопищевого белка. Кроме того, особенности производства, переработкии использования продукции животноводства позволяют успешно решатьи другие социально важные проблемы, такие как обеспечениезанятости населения, выпуска товаров народного потребления,проведение расчетов за материально-технические ресурсы хозяйств,оплаты труда и паев членов сельхозформирований. Поэтому и вдальнейшем животноводство должно занимать ведущее место внароднохозяйственном комплексе Автономной Республики Крым.
Главной задачей данной Программы в ближайшие годы являетсястабилизация, а в дальнейшем рост численности сельскохозяйственныхживотных, повышение их продуктивности, увеличение производствапродукции, а также развитие высокоинтенсивных и быстроокупаемыхотраслей, таких как птицеводство, свиноводство(Таблица 1 прилагается).
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖИВОТНОВОДСТВА
На начало 2001 года в Автономной Республике Крым имелось290,6 тыс. голов крупного рогатого скота по сравнению с 835,6 тыс.голов в 1990 году, в том числе:
коров - 144,5 тыс. голов (в 1990 году - 252,9 тыс. голов);
свиней - 146,8 (в 1990 году - 497,6 тыс. голов);
овец и коз - 181,6 (в 1990 году - 1039,2 тыс. голов);
птицы - 6149,2 (в 1990 году - 14850,0 тыс. голов).
То есть, сократилась численность крупного рогатого скота -в 2,5 раза, свиней - в 2 раза, овец и коз - в 5 раз, птицы -в 2,4 раза.
За 9 лет производство мяса (в убойном весе) уменьшилосьв 2,2 раза, молока - в 1,9 раза, яиц - в 2 раза, шерсти -в 4,8 раза.
Основной причиной такого спада поголовья и производствапродукции является существующий диспаритет цен, который приводит кнезаинтересованности товаропроизводителей в развитииживотноводства, так как отрасль убыточна и нерентабельна.
Так, только за 1996-2000 годы от реализации животноводческойпродукции получено около 90 млн. гривень убытков.
Отсутствие экономической заинтересованности в производствеживотноводческой продукции привело к ухудшению работы отрасликормопроизводства. Уменьшение объемов заготовки кормов произошлобыстрее, чем сокращение скота, поэтому уровень его кормлениязначительно снизился.
В результате этого не только резко уменьшилась продуктивностьживотных, но и увеличились затраты кормов на единицу продукции.
Начиная с 1996 года на период зимовки скота обеспеченностькормами поголовья составляла в пределах 60-65% от потребности,или от 10,9 до 14,4 ц кормовых единиц на условную голову, чтонеобходимо для поддержания только жизненных функций организмаживотного.
Однако при создании надлежащих условий кормления исодержания, а также поддержке животноводства со стороныгосударства имеющаяся численность поголовья животных, их породныйсостав, их генетический потенциал позволят увеличить производствовсех видов животноводческой продукции.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
Основное внимание необходимо уделить разработке эффективныхтехнологических решений производства животноводческой продукции,проведения селекционно-племенной работы в крупнотоварномпроизводстве, частных, частно-арендных, кооперативных, фермерскихи других хозяйствах.
При выборе приоритетных направлений ускоренного увеличенияпроизводства товарной продукции необходимо отдать предпочтениеразвитию высокоинтенсивным и быстроокупаемым отраслям, таким какптицеводство и свиноводство, осуществить мероприятия, направленныена развитие мясного скотоводства.
Государственную политику в племенном деле осуществлять черезсеть племпредприятий, прошедших конкурентный отбор.
Сконцентрировать свое внимание:
на республиканском уровне - на решении вопроса об оказаниифинансовой поддержки с частичной компенсацией кредитных ставок запользование кредитами;
на районном уровне - на внедрении прогрессивных малозатратныхтехнологий в животноводстве, подготовке и переподготовке кадровмассовых профессий на селе, создании служб по оказанию сервисныхуслуг сельскохозяйственным производителям;
на уровне хозяйств - на обеспечении необходимых объемовпроизводства кормов, надлежащих условий содержания и кормленияживотных; на соблюдении технологий производства продукции,осуществления селекционно-племенной работы и ветеринарногообслуживания.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА
В АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
1. Довести в 2005 году объемы производства:
мяса в убойном весе - до 115,0 тыс. т (рост по сравнению с2001 г. - на 43%);
молока - до 480,0 тыс. т (на 11%);
яиц - до 500,0 млн. шт. (на 12%);
шерсти - на 8%.
2. Обеспечить расширение инфраструктурной сети сервисныхуслуг частным сельскохозяйственным товаропроизводителям:
2.1. Расширить сеть пунктов по закупке молока у населения
------------------------------------------------------------------
| По | Прогноз
|состоянию |-----------------------------------
|на 2001 г.| 2002 г.| 2003 г.| 2004 г.| 2005 г.
------------------------------------------------------------------
Создать пункты, шт. 312 353 407 460 505
Закупить молока,
тыс. т 80,0 85,0 90,0 95,0 100,0
2.2. Создать пункты по искусственному осеменениюсельскохозяйственных животных (таблицы 2, 2а прилагаются)------------------------------------------------------------------
| По | Прогноз
|состоянию |-----------------------------------
|на 2001 г.| 2002 г.| 2003 г.| 2004 г.| 2005 г.
------------------------------------------------------------------
Организовать
Пункты по
осеменению КРС, шт. 250 300 320 340 350
в том числе вновь
создать, шт. 70 119 43 40 38
Искусственно
осеменить коров и
телок, тыс. голов 60,0 65,0 75,0 85,0 95,0
2.3. Создать пункты по ветеринарному обслуживанию животных вчастном секторе------------------------------------------------------------------
| По | Прогноз
|состоянию |-----------------------------------
|на 2001 г.| 2002 г.| 2003 г.| 2004 г.| 2005 г.
------------------------------------------------------------------
Организовать
ветеринарные
пункты, шт. 68 80 85 90 95
3. Обеспечить население молодняком сельскохозяйственныхживотных------------------------------------------------------------------Продать населению, | По | Прогнозтыс. голов, |состоянию |-----------------------------------в том числе |на 2001 г.| 2002 г.| 2003 г.| 2004 г.| 2005 г.------------------------------------------------------------------крупного рогатогоскота 28,0 40,0 50,0 60,0 70,0
поросят 100,0 110,0 115,0 120,0 130,0
птицы 3050,0 3100,0 3150,0 3200,0 3250,0
4. Обеспечить население кормами
------------------------------------------------------------------
Продать населению, | По | Прогноз
тыс. т, |состоянию |-----------------------------------
в том числе |на 2001 г.| 2002 г.| 2003 г.| 2004 г.| 2005 г.
------------------------------------------------------------------
сена 35,0 40,0 45,0 50,0 55,0
сенажа 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0
силоса 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0
соломы 45,0 50,0 55,0 60,0 65,0
УЛУЧШЕНИЕ КОРМОВОЙ БАЗЫ
Нынешнее состояние кормопроизводства Крыма характеризуетсяуменьшением его потенциала, которое происходит на фоне общегоснижения технико-технологического обеспечения сельского хозяйства.
Для решения проблем кормопроизводства, которые не требуютсущественных финансовых затрат, необходимо следующее:
упорядочение севооборотов и структуры посевных площадейкормовых культур;
обновление видового и сортового состава кормовых культур,обеспечение энергетической и белковой сбалансированности кормов;
совершенствование системы кормления животных и птицы с цельюуменьшения объемов скармливания зерна продовольственных культур;
решение экономических проблем кормодобывающей отрасли:снижение затрат производства, уменьшение расхода на кормовуюединицу продукции;
возрождение комбикормовой промышленности, внедрениеэкономически целесообразного механизма ее функционирования врыночной среде.
Существенные изменения в структуре кормопроизводства следуетпроизвести в тех районах Крыма, где произошел значительный спадпроизводства животноводческой продукции и допущено уменьшениепоголовья животных.
Необходимо постепенно наращивать потенциал до уровняпотребностей в кормах для производства прогнозируемых объемовживотноводческой продукции во всех категориях хозяйств. В этомплане первоочередным заданием является существенное расширениеплощадей многолетних и однолетних трав, силосной кукурузы,природных сенокосов и культурных пастбищ с одновременным ростомурожайности кормовых культур практически в 1,5 раза.
Структура посевных площадей должна быть подчинена задачемаксимального производства продукции растениеводства. Кормовыекультуры должны полностью обеспечивать общественное животноводствои частный сектор всеми видами кормов с учетом страховых фондов(Таблица 3 прилагается).
Учитывая то, что внедрение в производство новыхвысокоурожайных сортов и гибридов кормовых культур позволит на15-25 % повысить продуктивность кормового гектара, в АвтономнойРеспублике Крым необходимо расширить работы по изучению новыхсортов, гибридов и смесей кормовых культур внаучно-исследовательских учреждениях и на государственныхсортоучастках, организовать производство высококачественных семянновых высокоурожайных сортов и гибридов кормовых культур внеобходимом количестве и ассортименте.
В дальнейшем орошаемые земли в кормовых севооборотах свнесением полной дозы органических и минеральных удобрений должныстать полями гарантированного получения урожая и занимать120-130 тыс. га.
В условиях Крыма с 1 га посевов кормовых культур на орошаемыхземлях необходимо получать до 100 ц кормовых единиц, на суходоле -20-25 ц с гектара, а с естественных кормовых угодий - 4-5 цкормовых единиц.
Применение поукосных и пожнивных посевов на орошаемых земляхпозволит увеличить продуктивность кормового поля на 15% и продлитьдействие зеленого конвейера до декабря включительно.
При наличии в молочном комплексе 30% орошаемых земельгарантируется производство кормов в любом по засушливости году вобъеме 70-75%, а при 50% орошаемых земель - в объеме 85-90% отполной потребности в кормах.
Учитывая, что Крым является единственным регионом Украины,где наиболее остро стоит вопрос водообеспечения, следуетобратиться в Кабинет Министров Украины с просьбой предусмотретьв 2002 году выделение 7,0 млн. гривень из Государственного бюджетаУкраины Республиканскому комитету Автономной Республики Крым поводному хозяйству для компенсации до 70% затрат на оплатуэлектроэнергии, используемой сельхозтоваропроизводителями наподачу воды для орошения с целью удешевления производствапродукции животноводства.
Расчеты показывают, что средняя стоимость подачи воды сучетом электроэнергии для орошения 1 гектара кормовых культурсоставляет не менее 100 гривень. Из-за финансовой нестабильностихозяйства не в состоянии в полной мере оплачивать подачу воды, чтоведет к нарушению режима орошения и недобору значительногоколичества получаемых кормов. При 102 тыс. га площади кормовыхкультур в Автономной Республике Крым на орошаемых землях стоимостьуслуг по подаче воды для полива составит 10,2 млн. гривень.Программа хозяйственных затрат, связанных с подачей воды дляорошения кормовых культур, позволит не только решить проблемуобеспечения животных кормами, но и значительно снизитьсебестоимость животноводческой продукции за счет существенногоснижения затрат по производству кормов на 26,5%. Это приведет ксоответствующему снижению себестоимости продукции животноводства:молока - на 9,5%, привеса КРС - на 17,3%, привеса свиней - на16,2%.
Снижение себестоимости животноводческой
продукции при компенсации затрат на орошение
415,33 348,04
----- -----
| b | 248,95 | b | 205,97
| |---- | |----
46,49 | | c | 42,05| | c | ----------------
----| | | ----| | | | a - молоко |
| a | | | | a | | | | b - привес |
-------------------------------------------| свиней |
А В | c - привес |
| КРС |
Себестоимость, грн/ц ----------------
А - фактическая, В - при компенсации
Важнейшим условием рентабельности ведения животноводстваявляется производство высококачественных и в то же время дешевыхкормов. Расчеты показывают, что наиболее дешевую зеленую массу вкормовом севообороте обеспечивают многолетние травы и озимыекормовые культуры, это обусловливается более низкими затратами ГСМна возделывание и уборку этих культур, соответственно 56 и65 кг/га, что почти в два раза меньше по сравнению с кукурузой идругими пропашными культурами. Кроме того, многолетние травы иозимые культуры наиболее эффективно используют осенне-зимниезапасы влаги почвы. Использование этих культур для заготовкикормов на зимовку позволит обеспечить переход отсилосно-концентратного типа кормления КРС к сено-сенажному, болееприемлемому для пищеварения жвачных животных.
Весомым резервом удешевления производимых хозяйствами кормовдолжно стать сосредоточение их производства на незначительномрасстоянии от животноводческих ферм, так как затраты, связанные странспортировкой зеленой массы на большие расстояния, приводят ксущественному удорожанию себестоимости кормов (при перевозкезеленой массы на расстояние 5 км себестоимость корма увеличиваетсяпочти в 2 раза). Важное значение в удешевлении кормов имеет такжепастбищное содержание животных на естественных и сеянных кормовыхугодьях.
Следует особое внимание уделить качеству заготавливаемыхкормов. Питательность кормов II класса снижается на 10%,III класса - на 25% и неклассных - на 40%. Поэтому хозяйствамКрыма всех форм собственности необходимо заготавливать корма нениже I класса.
В целях оперативного контроля за качеством кормов необходимовозобновить работу зональной агрохимической лаборатории.
Важным приемом улучшения качества кормов является расширениесмешанных посевов кормовых культур. Особого внимания заслуживаетвнедрение в производство многокомпонентных смесей - так называемых"зеленых" комбикормов (вико-пшеничные, горохо-овсяные, кукуруза ссоей). Благодаря многокомпонентным смесям урожай зеленой массыповышается на 25-30%, а выход перевариваемого протеина - на30-40%.
Посевные площади этих культур должны занимать 40-60% вструктуре кормовых культур.
Недостаточно должное внимание уделяется в Крыму и сорговымкультурам, площади под которыми необходимо увеличитьна 20 тыс. га. Потребность в семенах при этом составит 500 ц насумму 500 тыс. гривень.
Для обеспечения сбалансированного по белку кормления животныхконцентрированными кормами необходимо расширение посевных площадейсои на орошаемых землях в Крыму.
Необходимо обеспечить отрасль животноводства различнымидобавками: поваренной солью, монокальцийфосфатом,дикальцийфосфатом, мелом, микроэлементами, витаминами.
Тяжелая обстановка сложилась в обеспечении хозяйствкормоуборочной техникой. Из-за отсутствия ее достаточногоколичества хозяйства АПК Крыма ежегодно теряют до 40% кормов. Посостоянию на 1 декабря 2001 года в республике имелось:------------------------------------------------------------------Районы |Силосокормо-| В том числе
|уборочных |-----------------------------------
|комбайнов | КСК- |По- |КТ-2.4 |КСС- |Е-281
|(шт.) | 100 |лесье | |2.6 |
------------------------------------------------------------------
Бахчисарайский 56 5 - 36 14 1
Белогорский 44 8 4 19 9 4
Джанкойский 125 33 9 40 36 7
Кировский 45 15 2 14 10 4
Красногвардейский 108 40 15 15 27 11
Красноперекопский 56 20 - 15 20 1
Ленинский 50 19 5 17 6 3
Нижнегорский 70 20 3 27 19 1
Первомайский 69 22 3 12 31 1
Раздольненский 79 20 9 27 22 1
Сакский 138 43 - 45 48 2
Симферопольский 92 30 - 34 22 6
Советский 34 11 1 8 11 3
Черноморский 34 11 - 9 12 2
ИТОГО 1000 297 51 318 287 47
Из вышеуказанной таблицы парка машин 80% отработали по14-22 года и подлежат списанию.
Даже при условии снижения поголовья скота и птицы площади подкормовые культуры занимают до 240 тыс. га и для их уборкинеобходимо иметь 2200 машин (как минимум), фактически - 1000,или 45%.
ПРОИЗВОДСТВО КОМБИКОРМОВ
В целях повышения эффективности использования фуражного зернадолжна возобновить свою работу комбикормовая промышленность.
Основные объемы комбикормов должны производить предприятияГАК "Хлеб Украины".
Рецептура производимых комбикормов должна соответствоватьфизиологическим потребностям всех видов скота и птицы.
Кроме того, должна быть возобновлена работа комбикормовыхцехов (ОКЦ-30.50), имеющихся непосредственно всельхозпредприятиях.
На договорных условиях с ГАК "Хлеб Украины" эти цеха должныобеспечиваться необходимыми белково-витаминными добавками ипремиксами.
Для производства комбикормов может использоваться какдавальческое фуражное зерно сельхозпредприятий, так и закупаемоекомбикормовыми предприятиями на биржевом рынке.
Для обеспечения потребности населения в концентрированныхкормах Дочерним предприятием ГАК "Хлеб Украины" в АвтономнойРеспублике Крым совместно с Крымским республиканским союзомпотребительских обществ "Крымпотребсоюз" открыть в сельскихнаселенных пунктах торговые точки по их реализации.
Приобретение кормовых добавок и премиксов предприятиямиДП ГАК "Хлеб Украины" в Автономной Республике Крым осуществляетсяза счет кредитных ресурсов в сумме 2 млн. гривень с последующейкомпенсацией до 70% кредитной ставки из бюджета АвтономнойРеспублики Крым (700 тыс. гривень).
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЕКЦИОННО-ПЛЕМЕННОЙ РАБОТЫ
Государственная политика по развитию племенногоживотноводства будет реализовываться через 5 племпредприятий и 52племенных завода и репродуктора.
Молочное скотоводство
В молочном скотоводстве Крым остается зоной разведенияпреимущественно красных пород. Их селекционное усовершенствованиепроводится в направлении расширенного воспроизводства новыхжирномолочного и голштинизированного типов с дальнейшейконсолидацией в единую красную молочную породу со среднегодовымудоем 5 тыс. кг молока за лактацию, живой массой коров 600-650 кг.Ведущими хозяйствами в этом направлении являются ОАО "Племзавод"Широкое", Джанкойское племпредприятие, СПК "Изумрудный",ОАО "Племзавод "Крымский", получившие от коровы 4400-5200 кгмолока за год, и ряд других племенных хозяйств и ферм.
В хозяйствах разных форм собственности и размеров сгарантированной стабильной кормовой базой, высоким уровнемвыращивания и кормления животных преимущество отдается голштинскойпороде.
Масштабы голштинизации в Крыму составят по районам и годам:
2002 г. - 32,7 тыс. голов;
2003 г. - 35,5 тыс. голов;
2004 г. - 39,3 тыс. голов;
2005 г. - 47,2 тыс. голов.
Для повышения продуктивности и породных качеств скота,находящегося в личных подсобных хозяйствах населения, необходиморазработать и осуществить комплекс мероприятий, направленных на100% осеменение коров и телок семенем быков-улучшателей, и вцелях удешевления стоимости осеменения определить частичную оплатунаселением за счет количества сданного молока и продукции насельские приемные пункты или бесплатно.
Мясное скотоводство
Одной из важных задач в селекционно-племенной работе являетсяежегодный ремонт маточного стада всех видов сельхозживотныхплеменным молодняком. Для этих целей предусматривается закупить засчет кредитных ресурсов племенной молодняк на сумму 2,6 млн.гривень (Таблица 4 прилагается) с 50% возмещением кредитнойставки банка.
Для решения проблемы производства высококачественной говядинынеобходимо дальнейшее развитие мясного скотоводства.
В Крыму имеется племенной репродуктор по разведениюукраинской мясной породы скота в СООО "Дружба народов"Красногвардейского района.
С целью формирования отрасли мясного скотоводства необходимо:
создать товарные стада мясного скота методом промышленногоскрещивания низкопродуктивных коров молочных пород исверхремонтных телок с быками мясных пород (герефордской,украинской мясной, абердин-ангусской пород, знаменским типом) ивыращивания получаемого помесного молодняка по технологии мясногоскотоводства;
иметь коров мясного направления в сельхозпредприятиях всехформ собственности:
2001 г. - 0,6 тыс. голов;
2002 г. - 2,3 тыс. голов;
2003 г. - 3,5 тыс. голов;
2004 г. - 4,7 тыс. голов;
2005 г. - 4,8 тыс. голов;
преимущество в выращивании помесного мясного скота вхозяйствах всех форм собственности, включая хозяйства населения,необходимо отдать районам с благоприятными природно-климатическимиусловиями, обеспечивающими максимальное использование возможностейпастбищного содержания, а также полностью использовать дотационнуюподдержку отечественного товаропроизводителя, предусмотреннуюсовместным приказом Министерства аграрной политики и Министерствафинансов Украины от 26 января 2001 года N 8/48 ( z0084-01 );
довести объемы промышленного скрещивания:
2003 г. - до 2,8 тыс. голов;
2004 г. - до 2,9 тыс. голов;
2005 г. - до 3,1 тыс. голов.
Свиноводство
Развитие свиноводства является приоритетным по причине важныхбиологических особенностей: многоплодность, скороспелость иэффективное использование кормов.
В племенном свиноводстве необходимо заниматься чистопороднымразведением крупной белой, полтавской, асканийской мясных пород.Комплектование стад производить по схемеплемзавод - племрепродуктор - товарная ферма. В товарныххозяйствах и хозяйствах населения использовать промышленноескрещивание крупной белой породы с использованием мясных породландрасов, дюрок.
Для выполнения поставленных задач необходимо решитьпервоочередные вопросы:
во всех категориях хозяйств иметь 14,0 тыс. голов основных и16,8 тыс. проверяемых свиноматок, при получении от них в среднемза год соответственно 14 и 7 поросят, выращивать на откорме до115-120 кг живой массы на уровне 350-450 г среднесуточныхпривесов;
производство свинины осуществлять на основе единой для всехкатегорий хозяйств селекционно-технологической системыпроизводства продукции свиноводства;
необходимо возобновить на существующих комбикормовых заводах(Нижнегорском, Урожайненском) производство стартерных комбикормовдля поросят в расчете 18-20 кг на 1 голову до 2-месячного возрастаи 60-80 кг - на следующие 2 месяца; ежегодный объем производствастартерных и предстартерных комбикормов в ближайшие годы довестидо 1,6-1,8 тыс. т.
Овцеводство
С целью дальнейшего развития отрасли необходимо:
обеспечить реализацию действий принятых постановленийКабинета Министров Украины от 24 декабря 1998 года N 2058( 2058-98-п ) "О развитии и государственной поддержке отраслиовцеводства" и от 10 декабря 1999 года N 2255 ( 2255-99-п )"О порядке формирования и распределения квот на закупку шерсти,овчины, каракуля и смушки" в части финансирования собственниковплеменного поголовья овец и ценовой поддержки отечественногопроизводства продукции овцеводства;
изменить шерстное направление овцеводства на мясо-шерстное сцелью получения высококачественной баранины; с этой цельюиспользовать в цигайском овцеводстве баранов-производителейасканийской черноголовой породы овец мясо-шерстного направления,которые обеспечат выход 4,0-5,0 кг шерсти, 40-50 т мяса в живомвесе и 5 кг брынзы на овцематку;
внедрить интенсивное воспроизводство в овцеводстве, при этомиметь удельный вес овцематок в племенных хозяйствах ОАО "Племзавод"Славное", ОХ "Черноморское" не менее 50%, а в товарных - 60%, атакже использовать для искусственного осеменения овцематокбарановпроизводителей с настригом шерсти в чистом волокне неменее: по тонкорунным породам - 6,0-6,5 кг, полутонкорунным -5,0-5,5 кг, комплектовать отары только высококлассными ярками.
Птицеводство
1. Основные положения
Программа по развитию мясного и яичного птицеводства в Крымуна период до 2005 года основывается:
на применении научно обоснованных приемов выращивания птицы,производства мяса бройлеров и пищевых яиц с учетом мировыхдостижений в области птицеводства;
развитии закрытого цикла производства племенной и товарнойпродукции мясного и яичного направления;
производстве племенной и товарной продукции яичного и мясногонаправления на существующих (временно законсервированных)мощностях птицефабрик на принципах узкой специализации илизакрытого цикла;
полной переработке и выпуске широкого ассортимента продуктовиз мяса птицы и реализации ее через сеть фирменной торговли;
создании устойчивой кормовой базы, формировании фонданепродовольственного зерна, производстве комбикормов, отвечающихсовременным требованиям птицы по всем показателям.
2. Цели и задачи
Повышение уровня конкурентоспособности отечественногопродукта, снижение его себестоимости и достижение прибыли.
Сохранение и создание дополнительных рабочих мест.
3. Источники финансирования
Собственные оборотные средства предприятий-участников.
Кредиты банков, инвестиционные программы зарубежныхинвесторов.
Участие в осуществлении программ отечественных инвесторов.
Бюджетное финансирование в соответствии с программой развитияптицеводства.
4. Направления финансирования
Конкурентные, адаптированные к условиям Украины яичные имясные кроссы как отечественные, так и зарубежные, прошедшиеиспытания в производственных условиях Украины, России,прибалтийских республиках и заслужившие признание украинскихптицеводов как на уровне предприятий, так и научных учрежденийУкраины.
Сбалансированные корма и технологии кормления.
Современное оборудование птичников.
Оборудование для убоя и глубокой переработки бройлеров сцелью широкого диапазона предложений для рынка при активноммаркетинге и торговле.
5. Принципы и фундамент программы
Технология закрытого цикла производства продукции яичного имясного птицеводства направлена на наиболее эффективноеиспользование мирового опыта в вопросах селекции, питания,содержания птицы на принципах комплексного подхода: генетика,питание, технология, человеческие ресурсы.
Использование селекционных программ ведущих мировых фирм.
Использование прогрессивной технологии питания птицы сприменением премиксов, кормовых добавок, оптимизация кормления спомощью компьютерной обработки данных сырья и компонентов.
Применение технологии производства пищевых яиц и мяса птицы сучетом достижений в данной области фирм-мировых производителейдолговечного, надежного, экономичного оборудования, оптимальноориентированного на цели производства по принципу "направленноговыращивания".
Оптимизация технологического процесса с учетом человеческогофактора по направлениям: а) эффективное использованиеквалифицированных кадров работников и специалистов, занятых какнепосредственно в технологическом процессе, так и в областимаркетинга; б) обучение и стимулирование людей для обеспечениявысокого качества работы; в) забота об охране здоровья людей иокружающей среды. Данные направления являются частью общейполитики управления качеством, направленной на внедрение лучшегоопыта с помощью широкой программы обучения персонала по всемвопросам производства.
6. Тактика
Обеспечение со стороны ПО "Крымптицепром" координациидеятельности предприятий-участников, направленной на выполнениеданной Программы, создание Научно-производственнойагропромышленной корпорации "Крымптица".
Обеспечение специалистами фирм-поставщиков поставок
генетического материала, оборудования и кормовых добавок, контроля
за технологическим процессом во время первого
биологическоэкономического цикла.
Анализ состояния птицеводческой промышленности Украины иположение дел в данной отрасли свидетельствуют о сохраняющихся донастоящего времени условиях и тенденциях к спаду производства.Однако в некоторых регионах отмечен рост производства, особенно впроизводстве мяса птицы, что создает условия для осуществлениянастоящей Программы.
Отмечается снижение за последние годы (с 1992 г.) объемовотечественного производства пищевых яиц и птичьего мяса и ростобъемов его импорта, с одной стороны, и повышенный спрос напродукцию птицеводства отечественного производства, с другойстороны.
Для более эффективного развития отрасли птицеводстванеобходимо ужесточение таможенных ограничений и запретов на ввоззарубежной продукции птицеводства на территорию Украины.
------------------------------------------------------------------
N | Наименование участника | Функции
п/п| |
------------------------------------------------------------------
1. Производственное объединение Создание Научно-производственной
птицеводческой промышленности агропромышленной корпорации
"Крымптицепром" "Крымптица", координация
(г. Симферополь) деятельности участников,
направленная на выполнение
решений Кабинета Министров
Украины и Верховной Рады
Украины, Совета министров АРК и
Верховной Рады АРК, распоряжений
Министерства агропромышленного
комплекса АРК, других
министерств и ведомств по
вопросам реализации программы
развития птицеводства и
выполнения регионального
заказа, стратегическое
планирование и анализ,
технологическое руководство,
маркетинг рынка
Мясное птицеводство
2. ЗАО "Дружба народов-Нова" Выращивание и содержание
(Красногвардейский район) родительского стада мясных
кроссов, производство и
реализация суточных бройлеров,
организация закрытого цикла
производства мяса птицы, убой,
переработка, выпуск продуктов
из мяса птицы
3. ООО "Племптица" Организация закрытого цикла
(Симферопольский район) производства мяса птицы, убой,
переработка, выпуск продуктов
из мяса птицы, выпуск
полуфабрикатов
Яичное птицеводство
4. ГПЗ им. Фрунзе (Сакский Выращивание и содержание
район) исходных линий,
прародительского и родительского
стада кур яичных кроссов,
организация закрытого цикла
производства пищевых яиц
5. ОАО "Партизан" Выращивание и содержание
(Симферопольский район) прародительского и родительского
стада кур яичных кроссов,
организация закрытого цикла
производства пищевых яиц