• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Об образовании

Верховная Рада Автономной Республики Крым | Закон від 02.07.1992 № 120-1/а
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Закон
  • Дата: 02.07.1992
  • Номер: 120-1/а
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Закон
  • Дата: 02.07.1992
  • Номер: 120-1/а
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
- Крымский республиканский институт повышения квалификации ипереподготовки кадров образования;
- факультеты повышения квалификации и переподготовки кадровпри высших учебных заведениях, а также на производстве;
- районные и городские методические кабинеты;
- профессиональные учебно-воспитательные заведения;
- учебно-курсовые комбинаты;
- другие организации, получившие на это разрешениеМинистерства образования Республики Крым, структурныхподразделений Совета Министров Крыма.
Учебные заведения повышения квалификации и переподготовкикадров могут иметь дневные, вечерние отделения, филиалы и вестинаучную работу, в том числе на условиях государственного заказа.
6.8. Внешкольное обучение и воспитание.
Внешкольное обучение и воспитание является неотъемлемойчастью системы образования и направляется на выявление, поддержкуи развитие способностей и талантов детей, учащихся и студенческоймолодежи, удовлетворение их интересов, духовных запросов.Внешкольная работа проводится совместно с учебно-воспитательнымиучреждениями, семьей, трудовыми коллективами, общественнымиорганизациями, фондами, гражданами и базируется на принципахдобровольности выбора заведений, видов деятельности по интересам.
К внешкольным учебно-воспитательным заведениям относятся:дворцы, дома, театры, станции, клубы и центры детско-юношескоготворчества, детско-юношеские спортивные школы, центрынационально-культурные и профессиональной ориентации, школыискусств, студии и т. д.
Содержание и формы работы внешкольных учреждений определяютсяих советами на основании Положения, утвержденного СоветомМинистров Крыма. Режим работы государственных внешкольныхучреждений определяется органами государственного управленияобразованием соответствующего уровня.
Воспитанники, учащиеся, студенты имеют право на бесплатноеили льготное пользование объектами спорта, культуры,здравоохранения различных форм собственности. Порядокпредоставления указанных льгот определяется местными Советаминародных депутатов.
Внешкольные учреждения могут находиться в республиканской икоммунальной собственности, относиться к другим формамсобственности. Внешкольные учреждения, входящие в составреспубликанской и коммунальной собственности, содержатся за счетсредств соответствующих бюджетов Советов народных депутатов.
Совет Министров Крыма совместно с местными Советами народныхдепутатов гарантируют выделение (сдачу в аренду) необходимыхпомещений, обеспечивают ресурсами и материально-техническимисредствами, необходимыми для работы внешкольных учрежденийгосударственной формы собственности.
6.9. Самообразование граждан.
Для самообразования государственными органами, предприятиями,общественными организациями, гражданами создаются открытые инародные университеты, лектории, библиотеки, центры, клубы, теле-и радиопрограммы и т. д.
Статья 7. Документы об образовании.
Выпускнику зарегистрированного государственного или другогоаккредитованного образовательного учреждения выдаетсясоответствующий документ об образовании установленного образца,утвержденного Советом Министров Крыма или соответствующимиорганами управления Украины.
Статья 8. Обеспечение образовательных учреждений.
8.1. Научное и методическое обеспечение образования.
Научное и методическое обеспечение образования осуществляютвысшие учебные заведения, отраслевые научно-исследовательскиеинституты, институты повышения квалификации, методические кабинетыорганов управления образованием городских и районных Советовнародных депутатов, другие научно-методические учреждения вовзаимодействии с соответствующими предприятиями, организациями,творческими союзами, ассоциациями, обществами на условияхреспубликанского и регионального заказов государственных органовуправления образованием. Органы государственного управленияобразованием правомочны создавать временныенаучно-исследовательские коллективы для выполненияреспубликанского целевого заказа по вопросам регионального,комплексного развития образования Республики Крым, отдельныхнациональных, культурно-образовательных направлений, подготовки иизданий учебников и учебно-методической литературы, финансируемыеиз местных и республиканского бюджетов.
Министерство образования Республики Крым учреждает вустановленном порядке республиканскую педагогическую газету,журнал.
В системе образования Республики Крым действуютгосударственные методическая и библиотечная службы. Библиотечноеобслуживание образовательных учреждений осуществляют библиотекарис высшим и средним педагогическим или специальным образованием,отнесенные к педагогическим работникам и имеющие равные с нимиправа. Методическое обеспечение осуществляют методические кабинетыорганов управления образованием городских и районных Советовнародных депутатов.
8.2. Психологическая служба.
В системе образования Республики Крым на всех уровняхдействует государственная психологическая служба. Психологическоеобеспечение учебно-воспитательного процесса в заведенияхобразования осуществляют практические психологи, относящиеся кпедагогическим работникам.
8.3. Социально-педагогический патронаж.
Социально-педагогический патронаж в системе образованияспособствует взаимодействию образовательных учреждений, семьи иобщества в воспитании детей, их адаптации к постоянно изменяющимсяусловиям социальной среды, обеспечивает консультативную помощьродителям, лицам, их заменяющим. Социально-педагогический патронажосуществляется социальными педагогами.
8.4. Медицинское обслуживание.
Бесплатное медицинское обслуживание работников
образовательных учреждений, детей, учащихся и студентов
гарантируется местными Советами народных депутатов и
обеспечивается соответствующими учреждениями Министерства охраны
здоровья Республики Крым, другими медицинскими учреждениями,
объединениями независимо от ведомственной принадлежности.
При Республиканском институте повышения квалификации,переподготовки кадров работников народного образования, высших,средних специальных, профессионально-технических и внешкольныхучреждениях, школах-интернатах могут создаватьсясанатории-профилактории, спортивно-оздоровительные лагеря.
Контроль и государственный надзор за санитарно-гигиеническимрежимом образовательных учреждений, профилактикой заболеванийработников образования, детей, учащихся и студентов возлагается наорганы охраны здоровья Республики Крым.
8.5. Организация питания.
Организация и ответственность за качество питания вучебно-воспитательных учреждениях возлагается на местные Советынародных депутатов, республиканское Министерство торговли, органыпотребительской кооперации, другие предприятия торговли и питаниянезависимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Контроль и государственный надзор за качеством питаниявозлагается на органы охраны здоровья Республики Крым.
8.6. Обеспечение здоровых и безопасных условий обучения,труда и воспитания.
Обеспечение здоровых и безопасных условий обучения, труда,воспитания, профилактика правонарушений, дорожно-транспортноготравматизма, противопожарной безопасности в образовательныхучреждениях и по месту жительства возлагается на местные Советынародных депутатов и уполномоченные ими органы, учредителя(собственника) и руководителя образовательного учреждения.
Раздел III
УЧАСТНИКИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Статья 9. Участники учебно-воспитательного процесса.
Участниками учебно-воспитательного процесса являются:
- воспитанники, учащиеся, студенты, курсанты, слушатели,стажеры, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты;
- воспитатели, учителя, преподаватели, практическиепсихологи, социальные педагоги, мастера производственногообучения, инспектора и другие работники органов государственногоуправления образованием, методисты, педагогические работники, втом числе тренеры-преподаватели внешкольных учреждений,библиотекари образовательных учреждений, научные,инженерно-технические работники, учебно-вспомогательный персонал;
- родители или лица, их заменяющие, родители-воспитателидетских домов семейного типа;
- представители предприятий, учреждений, кооперативных,общественных организаций, фондов, ассоциаций, принимающие участиев учебно-воспитательной работе.
9.1. Участие работников науки, культуры, других сфер жизниобщества в учебно-воспитательной работе.
Деятели науки, культуры, творческих союзов,
священнослужители, работники предприятий, учреждений,
государственных и общественных организаций по решению совета
образовательного учреждения участвуют в интеллектуальном,
культурном развитии учащейся, студенческой молодежи, оказывают
консультационную помощь педагогам.
Статья 10. Права, обязанности, социально-материальное
обеспечение воспитанников, учащихся, студентов,
курсантов, слушателей, стажеров, клинических
ординаторов, аспирантов, докторантов.
10.1. Воспитанники, учащиеся, студенты, курсанты, слушатели,стажеры, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты имеют правона:
- выбор профиля, формы обучения, индивидуальных программ,внеучебных занятий;
- пользование учебно-производственной, научной,
культурно-спортивной базой учебно-воспитательного заведения,
учебниками и пособиями, иной литературой, необходимой для
обучения;
- доступ к информации во всех областях знаний;
- участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторскойи других видах научной деятельности, конференциях, олимпиадах,выставках, конкурсах, смотрах;
- на обучение и стажировку в других учреждениях, в том числеза пределами Республики;
- продолжение образования по профессии, специальности всоответствии с полученной квалификацией;
- заключение контрактов с предприятиями и организациями впорядке, определяемом законодательством. В контрактах могутпредусматриваться частичная или полная оплата стоимостиподготовки, выплата стипендии, в т. ч. в повышенном размере,предоставление кредитов, конкретного места работы, жилья и иныеусловия;
- дополнительные оплачиваемые отпуска по месту работы,сокращенную рабочую неделю и другие льготы, предоставляемыеучащимся, обучающимся без отрыва от трудовой деятельности иуспешно выполняющим учебный план государственных инегосударственных образовательных учреждений Республики Крым;
- личное или через своих представителей участие вобщественном самоуправлении, в обсуждении, решении вопросовсовершенствования учебно-воспитательного процесса,научно-исследовательской работы, назначения стипендий, организациидосуга, быта и т. д.;
- участие в добровольных самодеятельных объединениях;
- безопасные и безвредные условия учебы и труда;
- обеспечение общежитиями, интернатами, государственнымидотациями при найме жилья, стипендиями, льготным или бесплатнымпитанием и проездом на транспорте;
- образование, профессиональную подготовку и реабилитацию вспециальных учебно-воспитательных учреждениях с особым режимомвоспитания согласно действующему законодательству;
- образование и самообразование в исправительно-трудовыхучреждениях;
- трудовую деятельность во внеурочное время независимо отвозраста;
- перерыв обучения в образовательном учреждении с 15-летнеговозраста;
- пользование услугами учреждений охраны здоровья, средствамилечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья;
- защиту от каких-либо форм эксплуатации, физического ипсихологического насилия, от действий администрации,педагогических, других работников, нарушающих права или унижающихих честь, достоинство.
Отвлечение учащихся, студентов, курсантов, слушателей,стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов за счетучебного времени на работу и осуществление мер, не связанных спроцессом обучения, запрещается, кроме случаев, предусмотренныхрешениями Совета Министров Крыма.
10.2. Обязанности воспитанников, учащихся, студентов,курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов,аспирантов, докторантов предусматривают:
- уважение прав учителей и преподавателей;
- систематическое и глубокое овладение знаниями,практическими и профессиональными навыками, мастерством, повышениеобщекультурного уровня;
- соблюдение устава, правил внутреннего распорядкаучебно-воспитательного заведения;
- соблюдение законодательства, моральных норм общежития.
10.3. Воспитанникам, учащимся, студентам, курсантам,слушателям, стажерам, клиническим ординаторам, аспирантам,докторантам могут предоставляться дополнительные видысоциально-материального обеспечения за счет средств местныхСоветов народных депутатов, министерств и ведомств, предприятий,учреждений, организаций, средств граждан, юридических и физическихлиц за пределами Республики, благотворительных фондов, другихпоступлений.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей,инвалиды, учащиеся специальных учреждений относятся к лицам,обеспечиваемым особой социальной защитой в соответствии снастоящим Законом, другими законодательными и нормативными актами.
Государство гарантирует инвалидам с детства, инвалидам I и IIгрупп по зрению, инвалидам вследствие ранения, контузии или увечьяпри исполнении служебных обязанностей или в быту преимущественноеправо на поступление в государственные учреждения для приобретенияпрофессии в соответствии с их желанием и трудовой рекомендациейВТЭКа. На них распространяются все права граждан, связанные сповышением квалификации и переподготовкой, предусмотренныенастоящим Законом. На период учебы в государственных учрежденияхРеспублика берет на себя расходы по их обучению и содержанию.
В случае необходимости организуются индивидуальные формыобучения по месту жительства инвалидов.
Государство гарантирует детям-сиротам, детям, оставшимся безпопечения родителей, преимущественное право на поступление вгосударственные образовательные учреждения.
Для лиц, нуждающихся в особых условиях воспитания, создаютсяспециальные учреждения, группы.
Государство гарантирует учащимся специальных учреждений правона получение общего и профессионально-технического образования илина профессиональное обучение.
Лица, не завершившие профессионально-техническое образованиев специальных учреждениях, имеют право на завершение обучения насоответствующем курсе или ступени государственногообщеобразовательного учреждения.
При общеобразовательных школах создаются фонды общегообязательного обучения для оказания материальной помощи учащимся,на оздоровление, проведение культурных мероприятий, других,предусмотренных законодательством, затрат. Фонд основногообязательного обучения создается за счет средств бюджета в размерене менее пяти процентов от расходов на текущее содержание школ.
Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше 3 километров отшколы, местными Советами народных депутатов организуетсябесплатный регулярный подвоз в школу и из школы рейсовымтранспортом или транспортом предприятий, организаций и учреждений.
На время производственного обучения, практики учащимся истудентам обеспечиваются рабочие места, здоровые, безопасныеусловия труда, оплата за выполненную работу в полном объеме.
Государство содействует трудоустройству выпускниковобразовательных учреждений.
Статья 11. Занятия педагогической деятельностью, права и
обязанности, гарантии государства, поощрения.
11.1. Педагогической деятельностью могут заниматься лица,имеющие соответствующее образование, в определенных случаях -профессиональную практическую подготовку, физическое состояниекоторых позволяет выполнять обязанности педагогического работника.
Порядок комплектования персонала образовательных учрежденийрегламентируется их уставами. Трудовые отношения определяютсядоговором (контрактом), заключенным между работником ируководителем образовательного учреждения.
В необходимых случаях с педагогическим работником может бытьзаключен срочный трудовой договор на один учебный год споследующим его избранием на конкурсной основе и заключениемконтракта.
Педагогические работники подлежат аттестации не реже одногораза в пять лет в порядке, определяемом Министерством образованияРеспублики Крым. По результатам аттестации определяется ихсоответствие занимаемой должности, уровень квалификации,категорийность. Допускается сокращение объема учебной нагрузки снового учебного года, установленной при заключении трудовогодоговора, контракта, при соответствующих выводах аттестационнойкомиссии учебно-воспитательного учреждения.
Решение аттестационной комиссии служит также основанием дляувольнения педагогического работника в порядке, установленномзаконодательством.
Трудовые споры педагогических работников рассматриваются всудебном порядке.
Нормативная учебная нагрузка составляет для:
- учителей средней общеобразовательной школы второй и третьейступеней 14 часов в неделю;
- учителей первой ступени 16 часов;
- преподавателей профессионально-технических училищ 560 часовв год.
11.2. Педагогические работники имеют право на:
- защиту профессиональной чести, достоинства;
- свободу выбора форм, методов, средств обучения,педагогическую инициативу;
- индивидуальную педагогическую деятельность;
- участие в общественном самоуправлении, выборахруководителей учебно-воспитательных заведений, если этопредусмотрено уставом;
- пользование увеличенным оплачиваемым отпуском;
- льготное обеспечение жильем в порядке, установленномзаконодательством;
- получение натуральной оплаты в сельской местности на уровнеработников сельского хозяйства;
- повышение квалификации, переподготовку, свободный выборсодержания, программ, форм обучения, организаций и учреждений,осуществляющих повышение квалификации и переподготовку.
Отвлечение работников образования от исполненияпрофессиональных обязанностей не допускается без их согласия, заисключением случаев, предусмотренных действующим законодательствомРеспублики Крым.
11.3. Педагогические работники обязаны:
- создавать условия для освоения воспитанниками, учащимися,студентами, курсантами, слушателями, стажерами, клиническимиординаторами, аспирантами, докторантами учебных программ на уровнеобязательных государственных требований, содействовать развитиюспособностей детей, учащихся, студентов;
- утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали;
- воспитывать уважение друг к другу, семье, родителям,женщине, культурно-национальным, духовным, историческим ценностям,стране проживания, государственному и социальному строю,цивилизациям, отличительным от собственных; заботливое отношение кокружающей среде;
- готовить к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира,согласия между всеми народами, этническими, национальными,религиозными группами;
- придерживаться педагогической этики, морали, уважатьдостоинство ребенка, учащегося, студента;
- защищать детей от каких-либо форм физического илипсихического насилия, предотвращать употребление ими алкоголя,наркотиков, другие вредные привычки;
- постоянно повышать профессиональный уровень, педагогическоемастерство, общую и политическую культуру.
11.4. Государство обеспечивает педагогическим работникам:
- соответствующие условия труда, быта, отдыха, бесплатноемедицинское обслуживание, повышение квалификации не реже одногораза в 5 лет;
- правовую, социальную, профессиональную защиту;
- бесплатное пользование жилой площадью с отоплением иосвещением в сельской местности, поселках городского типа;
- из числа выпускников педагогических вузов и училищ, другихспециалистов, прибывающих на работу в сельские образовательныеучреждения, единовременными пособиями на хозяйственноеобзаведение, установленными для специалистов, окончившихсельскохозяйственные вузы и техникумы;
- компенсации, установленные законодательством, при утратеработы в связи с изменениями в организации производства и труда;
- выплату пенсий в установленном порядке, в том числе завыслугу лет, имеющим стаж педагогической работы не менее 25 лет;
- установление средних ставок и должностных окладов на уровнене ниже средней заработной платы работников промышленности Украиныс регулировкой в соответствии с изменением индекса цен; апреподавателям высшей школы - на уровне двойной средней заработнойплаты работников промышленности;
- изменение размера доплат (классное руководство, заведованиекабинетами, мастерскими, проверку тетрадей и другие видыпедагогической деятельности в образовательных учреждениях) приизменении должностных окладов и ставок.
В случае болезни педагогического работника, делающейневозможным исполнение им профессиональных обязанностей иограничивающей пребывание в детском, ученическом, студенческомколлективах или временном переводе по этим или инымобстоятельствам на другую работу, обеспечивается выплата емупомощи в пределах оклада (заработка). При болезни или травмепомощь выплачивается до восстановления трудоспособности илиустановления инвалидности.
Устанавливается минимальная продолжительность ежегодныхосновных отпусков мастерам производственного обученияобразовательных учреждений не менее 36 рабочих дней.
Всем категориям работников образовательных учреждений иорганов государственного управления образованием государствогарантирует индексацию заработной платы согласно действующемузаконодательству.
Органы государственной власти и управления, предприятия иорганизации могут предоставлять работникам образованиядополнительные социальные льготы, не установленные действующимзаконодательством.
11.5. За достижение высоких результатов в обучении ивоспитании работники народного образования представляются кнаграждению государственными наградами Украины, присвоениюпочетных званий Республики Крым и Украины, награждению грамотами,медалями, знаками, премиями, другими видами морального иматериального поощрения.
Статья 12. Права и обязанности родителей.
12.1. Родители или лица, их заменяющие, имеют право:
- выбирать учебно-воспитательное заведение для детей;
- избирать и быть избранными в органы общественногосамоуправления в образовательных учреждениях;
- обращаться в соответствующие органы государственногоуправления и общественного самоуправления по вопросам обучения,воспитания детей в установленном порядке;
- защищать в соответствующих государственных, судебныхорганизациях законные интересы своих детей.
Родители (лица, их заменяющие) имеют право дать ребенку всемье образование в объеме начальной школы. При полученииучащимися образования в семье между родителями учащегося (лицами,их заменяющими), соответствующим образовательным учреждением повыбору родителей (лиц, их заменяющих) заключается договор, вкотором определяются необходимые правовые, экономические и другиеусловия сторон с учетом интересов ребенка, семьи, общества.Ребенок имеет право продолжить обучение в образовательномучреждении на любом этапе после соответствующей аттестации.
12.2. Родители и лица, их заменяющие, обязаны:
- постоянно заботиться о физическом здоровье, психическомсостоянии детей;
- создавать надлежащие условия для развития их природныхспособностей;
- уважать достоинство ребенка, воспитывать трудолюбие,чувство доброты, милосердия, уважительное отношение к странепроживания, государственному и социальному строю, родному языку, ккультуре, семье, педагогическим работникам, уважение кнациональным, культурным, историческим ценностям других народов;
- способствовать получению детьми образования вучебно-воспитательных заведениях всех ступеней в объемегосударственных требований или обеспечивать полноценное семейноеобразование;
- воспитывать уважение к законам, правам, основным свободамчеловека, заботливое отношение к окружающей среде;
- обеспечивать получение ребенком образования. Воспитание всемье является первоосновой развития ребенка как личности. Народителей возлагается одинаковая ответственность за воспитание иразвитие ребенка.
Государство оказывает родителям и лицам, их заменяющим,помощь в выполнении ими своих обязанностей, защищает права семьи.
Раздел IV
СОБСТВЕННОСТЬ И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ,
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
Статья 13. Собственность в системе образования.
Государственное имущество образовательных учреждений иорганизаций системы образования находится в республиканской,коммунальной собственности и по решению учредителя передается воперативное управление руководителю образовательного учреждения.
Средние и основные школы всех типов, внешкольные учреждения,учебно-производственные комбинаты являются коммунальнойсобственностью районных и городских Советов народных депутатов. Ккоммунальной собственности сельских, поселковых, районных игородских Советов народных депутатов могут относиться: дошкольныеучреждения, начальные школы, школы-детсады, межшкольныемастерские.
Государственное имущество системы образования включаетздания, сооружения, землю, коммуникации, оборудование,транспортные средства и другое, в том числе переданное ей, неподлежит изъятию или использованию в целях, противоречащихосновным задачам и интересам образовательных учреждений; приреорганизации или ликвидации учреждения передается другимучреждениям народного образования.
По обязательствам государственного образовательногоучреждения, вытекающим из его производственно-хозяйственной икоммерческой деятельности, не может быть обращено взыскание наимущество, принадлежащее ему на правах оперативного управления.
Земельные участки, используемые учреждениями и организациямисистемы образования, передаются им соответствующими органамиместного самоуправления в безвозмездное и бессрочное пользование иотчуждению не подлежат.
Приватизация государственных образовательных учрежденийзапрещена. Жилая площадь, построенная за счет собственных средствучебно-воспитательных заведений или переданная им, не подлежитизъятию. Объекты капитального строительства системы образования, втом числе строительство жилья и общежитий, включаются впервоочередной государственный заказ.
Потребности государственных учебно-воспитательных заведений,учреждений, организаций системы образования для развитияматериально-технической базы, выделение земельных участков подновое строительство удовлетворяются государством в первую очередьв соответствии с утвержденными нормативами.
Статья 14. Учредители, условия создания образовательных
учреждений, их автономия.
14.1. Учредителями образовательных учреждений могут быть:
- республиканские и местные органы государственногоуправления;
- отечественные и иностранные объединения, предприятия,организации, учреждения всех форм собственности;
- общественные и религиозные организации и объединения,физические лица.
Отношения между учредителями и образовательными учреждениямистроятся на договорной основе, если иное не предусмотренозаконодательством Республики Крым.
14.2. Образовательные учреждения создаются Советом МинистровКрыма, местными Советами народных депутатов, государственными,кооперативными, общественными организациями, предприятиями,физическими лицами в соответствии с социально-экономическими,национальными, культурно-образовательными потребностями в них ипри наличии необходимой материально-технической,научно-методической базы, педагогических кадров.
Общеобразовательные учреждения независимо от их статуса ипринадлежности обеспечивают качество образования в объеме знаний,устанавливаемом Министерством образования Республики Крым.
Потребность в государственных образовательных учрежденияхреспубликанского значения, новых типах учебных заведений, их сетьопределяются Министерством образования Республики Крым, других -местными Советами народных депутатов. Порядок создания,аккредитации образовательных учреждений определяется иутверждается Советом Министров Крыма. Государственныеобразовательные учреждения действуют на основании собственныхуставов, утвержденных их учредителями, и после экспертной оценкиуполномоченным государственным органом управления образованиемрегистрируются исполкомами городских и районных Советов народныхдепутатов по месту расположения.
Экспертиза, порядок выдачи сертификатов, лицензий ирегистрация негосударственных образовательных заведений иучреждений, предоставляющих образовательные услуги, определяетсяСоветом Министров Крыма.
Образовательные учреждения различных форм собственностипризнаются юридическим лицом с момента регистрации их уставов.
14.3. Образовательные учреждения автономны в организациисвоей жизнедеятельности на основе настоящего Закона, собственныхуставов, других законодательных актов Республики Крым вустановленном порядке.
Высшему учебному заведению автономия предоставляется вустановленном порядке в соответствии с аккредитацией ипредусматривает дополнительные права на:
- определение содержания образования;
- определение планов приема студентов, аспирантов,докторантов с учетом государственного заказа;
- установление и присвоение ученых званий работникам учебногозаведения;
- необлагаемую налогом собственность на выделенные имземельные участки, здания, технику, другое принадлежащее емуимущество;
- другие полномочия, делегированные высшему учебномузаведению соответствующими управленческими структурами.
Высшее учебное заведение может делегировать отдельные своиполномочия Министерствам образования Республики Крым и Украины.
Основными видами деятельности высшего учебного заведенияявляются:
- подготовка специалистов разных уровней квалификации;
- научно-исследовательская работа;
- подготовка научных, научно-педагогических кадров высшейквалификации (кандидатов, докторов наук);
- аттестация научных, научно-педагогических кадров;
- повышение квалификации, переподготовка кадров;
- культурно-образовательная, издательская,
финансово-экономическая, хозяйственная, научно-производственная,
коммерческая работа;
- осуществление внешних связей.
Статья 15. Финансово-хозяйственная деятельность
образовательных учреждений, организаций,
предприятий.
Финансирование государственных учебно-воспитательных
заведений, учреждений и организаций системы образования
осуществляется за счет средств бюджетов Украины, Республики Крым,
местных Советов народных депутатов по нормативам, определяемым из
расчета на одного учащегося, воспитанника, студента по каждому
виду и типу образовательного учреждения, исходя из принципа
последовательного увеличения фактических расходов на одного
учащегося.
Абсолютные размеры нормативов индексируются в установленномпорядке. Государство гарантирует бюджетные ассигнования наобразование в размере не менее 10 процентов национального дохода,а также валютные ассигнования на основную деятельность.
Учреждения образования, отдельные коллективы и педагоги,работающие в режиме эксперимента, имеют право на дополнительныеассигнования из республиканского или местного бюджетов в порядке,установленном Советом Министров Крыма.
Родителям (лицам, их заменяющим), осуществляющим семейноеобразование детей в пределах начальной школы, государствокомпенсирует затраты в размере не менее 50 процентов нормативатекущего содержания одного учащегося общеобразовательной школыобщего содержания по результатам ежегодной аттестации ребенка.
Государственные образовательные учреждения, деятельностькоторых полностью или частично финансируется из бюджета, средствотрасли, освобождаются от налогообложения прибыли (дохода) безограничения уровня рентабельности.
Дополнительными источниками финансирования являются:
- средства, полученные за подготовку, повышение квалификациии переподготовку кадров, в соответствии с заключенными договорами;
- плата за оказание дополнительных образовательных услуг:преподавание отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленноеизучение предметов, иные;
- средства, полученные за научно-исследовательские работы(услуги) и другие работы, выполненные учебно-воспитательнымзаведением по заказу предприятий, учреждений, граждан;
- доходы от реализации продукции учебно-производственныхмастерских, предприятий, цехов, хозяйств, от сдачи в арендупомещений, сооружений, оборудования;
- средства, полученные от коммерческой деятельности, незапрещенной действующим законодательством и не идущей в ущербосновной деятельности;
- дотации местных Советов народных депутатов;
- кредиты и займы банков;
- валютные поступления за счет внешнеэкономическойдеятельности;
- добровольные денежные взносы, материальные ценности,полученные от предприятий, учреждений, организаций, отдельныхграждан.
Прибыль (доходы) предприятий, организаций, учреждений,отдельных граждан, направляемая на развитие образования,освобождается от налогообложения.
В случае поступления средств из других источников, бюджетныеассигнования образовательных учреждений, организаций системыобразования и нормативы не уменьшаются. Не допускается снижениебюджетных ассигнований на финансирование образовательныхучреждений путем замещения неоплачиваемых услуг платными.
Выделяемые бюджетные ассигнования на образование ивнебюджетные средства не подлежат изъятию и используются вдальнейшем. Внебюджетные средства могут объединяться вреспубликанский и местные фонды финансирования образования.
Экономия средств, выделяемых на материальное обеспечение, ильготы для воспитанников и учащихся, полученные в текущемфинансовом году, полностью используются на указанные цели впоследующие отчетные периоды.
Финансирование фундаментальных и поисковых научныхисследований, научных программ, проектов республиканского значенияв высших учебных и научно-исследовательских учреждениях системыобразования осуществляется на конкурсной основе.
Финансирование прикладных исследований, разработок
осуществляется на основе рыночных отношений, а результаты
реализуются как товар.
Статья 16. Государственное стимулирование образования.
Образовательные учреждения освобождаются от налогов, сборов ипошлин. Соответствующим законодательством Республики Крымустанавливается:
- отнесение к системе образования предприятий и организаций,в уставном фонде которых не менее 35 процентов принадлежитобразованию. Указанные предприятия и организации освобождаются отуплаты налога на добавочную стоимость по номенклатуре продукции,направляемой ими в систему образования;
- товары и услуги производителей для системы образованияприравниваются к товарам народного потребления;
- при исчислении налогов на доход предприятия облагаемыйналогом доход уменьшается пропорционально доле продукции (работ,услуг), реализованной ими образовательным учреждениям и органамуправления образованием, в общем объеме продукции;
- часть дохода предприятий, направляемая ими на развитиесистемы образования, в том числе на научно-исследовательские иопытно-конструкторские работы, освобождается от налогов, сборов ипошлин, вносимых в республиканский и местный бюджеты;
- предприятиям, участвующим в реализации республиканских,региональных и местных программ развития образования, могутпредоставляться налоговые и иные льготы;
- предприятиям и организациям, осуществляющим поставкуматериальных ресурсов, необходимых для деятельностиобразовательных учреждений и производства учебных пособий,приборов и оборудования, предоставляются налоговые льготы сдохода, полученного при реализации этой продукции;
- издательствам и типографиям, выпускающим учебную иучебно-методическую литературу, предоставляются льготы по налогуна соответствующую часть прибыли;
- увеличение необлагаемого налогом дохода граждан на суммувнесенной платы за обучение и воспитание в негосударственныхобразовательных учреждениях.
Предприятия, занятые строительством объектов образования ижилья для педагогических работников, имеют право на:
- повышение в пределах 10 процентов суммы заработной платы всоставе сметной стоимости работ по этим объектам, введенным вдействие в установленные сроки, с включением этих затрат в сметуна строительство;
- повышение размера премии за своевременный ввод в действиеэтих объектов до 5 процентов от сметной стоимости выполняемыхстроительно-монтажных работ.
Раздел V
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕЖРЕСПУБЛИКАНСКИЕ
СОГЛАШЕНИЯ, ДОГОВОРЫ
Статья 17. Межреспубликанские и межгосударственные договоры
и соглашения.
В области образования сотрудничество Республики Крым среспубликами и государствами строится на основе межгосударственныхи межреспубликанских договоров и соглашений.
Учебно-воспитательные учреждения, научно-исследовательские,другие учреждения, организации, органы управления образованиемимеют право:
- заключать договора и соглашения о сотрудничестве,устанавливать прямые связи с учебными заведениями иных республик игосударств, научными учреждениями, организациями, фондами и т. д.;
- на самостоятельную экономическую деятельность всоответствии с законодательством, осуществляемую на основаниидоговоров и соглашений, других юридических актов, заключенных имис юридическими и физическими лицами, создавать совместныепредприятия.
Статья 18. Международное сотрудничество образовательных
учреждений и органов управления.
Республика содействует международному сотрудничествуучебно-воспитательных заведений и органов управления образованием,выделяет им соответствующие валютные ассигнования, освобождает отуплаты пошлины и таможенного сбора за учебное оборудование ипринадлежности, поступающие из-за границы дляучебно-воспитательных заведений.
Министерство образования, министерства, комитеты, управления,другие структурные подразделения Совета Министров Крыма, имеющиеучебно-воспитательные заведения, совместно с местными Советаминародных депутатов обеспечивают проведение работы по установлениюэквивалентности аттестатов и дипломов, международному признаниюучебных курсов, квалификации, ученых степеней и званий.
Органы управления образованием всех уровней, образовательныеучреждения, организации и предприятия системы образования имеютправо:
- устанавливать и осуществлять прямые связи с международнымиучреждениями, организациями и предприятиями в осуществлениимеждународных образовательных, научных и научно-исследовательскихпрограмм в установленном законодательством порядке, иметьсобственный валютный счет;
- самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую
деятельность в установленном законодательством Республики Крым
порядке.
Учреждениям, организациям и предприятиям системы образованияполностью отчисляются валютные поступления от ихвнешнеэкономической деятельности. Эти отчисления направляются наразвитие системы образования и укрепление еематериально-технической базы.
Обучение, переподготовка и повышение квалификации гражданиностранных государств осуществляются по международнымсоглашениям, заключенным Советом Министров Крыма, а также подоговорам, заключенным образовательными учреждениями иорганизациями с зарубежными учреждениями и организациями илиотдельными иностранными гражданами.
Если международным договором установлены другие правила, чемте, которые предусмотрены законодательством Республики Крым обобразовании, то применяются правила международного договора.
Раздел VI
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства.
Должностные лица и граждане, нарушившие законодательствоРеспублики Крым об образовании, несут ответственность,установленную республиканским законодательством.
Председатель Верховного Совета Крыма Н.БАГРОВ
г. Симферополь,
2 июля 1992 года
N 120-1/а