Р Е Ш Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О предложениях к проектам законов Украины
"Об органах исполнительной власти", "Об
административно-территориальном устройстве
Украины", "О праве коммунальной собственности
и управления объектами права
коммунальной собственности"
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2004, N 11, ст. 992 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Решениями Верховной Рады АРК N 1202-4/05 ( rb1202002-05 ) от 16.02.2005 N 1407-4/05 ( rb1407002-05 ) от 23.09.2005 Постановлением Верховной Рады АРК N 116-5/06 ( rb0116002-06 ) от 21.06.2006 )
В соответствии со статьями 85, 89 Конституции Украины( 254к/96-ВР ), статьей 9, пунктом 3 части 1 статьи 18, пунктом 15части 2 статьи 26, статьями 42, 45, 46 Конституции АвтономнойРеспублики Крым ( rb239k002-98 )
Верховная Рада
Автономной Республики Крым р е ш и л а:
1. Одобрить предложения к проектам законов Украины "Оборганах исполнительной власти" (Приложение 1), "Обадминистративно-территориальном устройстве Украины"(Приложение 2), "О праве коммунальной собственности и управленияобъектами права коммунальной собственности" (Приложение 3).
2. Обратиться к народному депутату Украины Раханскому А.В.,избранному в Автономной Республике Крым, с просьбой внести нарассмотрение Верховной Рады Украины данные предложения к проектамзаконов Украины и просить народных депутатов Украины, избранных вАвтономной Республике Крым, поддержать указанные предложения.
( Пункт 3 утратил силу на основании Постановления ВерховнойРады АРК N 116-5/06 ( rb0116002-06 ) от 21.06.2006 )
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым Б.ДЕЙЧ
г. Симферополь,
17 ноября 2004 г.
N 1123-4/04
Приложение 1
к Решению Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 17 ноября 2004 г. N 1123-4/04
Предложения к проекту закона Украины
"Об органах исполнительной власти"
1. Положения проекта в целом могут быть приняты при условиивнесения соответствующих изменений в Конституцию Украины.
2. Положения части 4 статьи 5 проекта не согласуются счастью 6 статьи 8 проекта.
3. Положения части 3 статьи 9 предлагаем исключить либодополнить ограничениями по повторному внесению Президентом Украинына рассмотрение Верховной Рады Украины кандидатурыПремьер-министра Украины.
4. В соответствии со статьей 138 Конституции Украины, а такжеЗаконом Украины "Об утверждении Конституции Автономной РеспубликиКрым" и статьями 35, 38 Конституции Автономной Республики Крымпредусмотрено делегирование Автономной Республике Крымгосударственных исполнительных функций и полномочий, которыевыполняются Советом министров Автономной Республики Крым. Повопросам выполнения государственных исполнительных функций иполномочий Совет министров Автономной Республики Крым подотчетен иподконтролен Кабинету Министров Украины.
Считаем необходимым отразить данные нормы в статье 38 либо встатье 40 проекта.
5. Статьей 40 проекта предусмотрены полномочия КабинетаМинистров Украины в отношениях с Советом министров АвтономнойРеспублики Крым и подведомственными ему органами.
Положения подпунктов 1, 2, 3, 5, 6, 8 данной статьи проектане соответствуют Конституции Украины и Закону Украины "Обутверждении Конституции Автономной Республики Крым", не учитываютособенности Автономной Республики Крым и нарушают гарантии статусаи полномочий Автономной Республики Крым и ее органов власти.
Авторы проекта не учитывают, что Совет министров АвтономнойРеспублики Крым не входит в систему органов государственнойисполнительной власти и в соответствии со статьей 136 КонституцииУкраины является Правительством Автономной Республики Крым.Согласно Закону Украины "Об утверждении Конституции АвтономнойРеспублики Крым" и статьям 1, 26, 37 Конституции АвтономнойРеспублики Крым Совет министров Автономной Республики Крымформируется Верховной Радой Автономной Республики Крым, ейподотчетен и подконтролен, а также несет ответственность передВерховной Радой Автономной Республики Крым. Только по вопросамвыполнения делегированных государственных исполнительных функций иполномочий Совет министров подотчетен и подконтролен КабинетуМинистров Украины.
6. Часть 5 статьи 41 проекта не соответствует КонституцииУкраины, поскольку Конституция Украины не предусматривает праваКабинета Министров Украины приостанавливать действие актов органовместного самоуправления.
7. Положения статьи 68 проекта не соответствуют статье 117Конституции Украины, поскольку не регулируют вопросы, касающиесярегистрации актов Кабинета Министров Украины.
8. Статьи 38 и 86 проекта предлагаем исключить, посколькуполагаем, что делегирование полномочий центральных и иных органовисполнительной власти подчиненным им органам и их должностнымлицам не присуще и неприемлемо для системы органов государственнойисполнительной власти, которая характеризуется наличием вертикалисоответствующих органов и строится на принципе подчинениянижестоящих органов вышестоящим.
9. Статьей 91 проекта предусматривается, что вправительственных органах могут быть созданы территориальныеподразделения в Автономной Республике Крым, областях, районах,городах Киеве, Севастополе и их районах, в других городах.
В связи с этим необходимо отметить, что частью 2 статьи 138Конституции Украины предусмотрено, что законами Украины АвтономнойРеспублике Крым могут быть делегированы также иные полномочия.
Законом Украины "Об утверждении Конституции АвтономнойРеспублики Крым" и частями 3, 5 статьи 35 Конституции АвтономнойРеспублики Крым предусмотрено, что Совет министров АвтономнойРеспублики Крым осуществляет государственные исполнительныефункции, делегированные в соответствии с Конституцией Украины.
По вопросам выполнения вышеназванных функций и полномочийСовет министров Автономной Республики Крым подотчетен иподконтролен Кабинету Министров Украины.
Полагаем, что создание в Автономной Республике Крымтерриториальных подразделений правительственных органов возможно втом случае, если соответствующие полномочия невозможноделегировать Совету министров Автономной Республики Крым для ихвыполнения.
При этом необходимо предусмотреть, что созданиетерриториальных органов на территории Автономной Республики Крым,а также назначение руководителей территориальных органовосуществляется по согласованию с Председателем Верховной РадыАвтономной Республики Крым, Председателем Совета министровАвтономной Республики Крым и Постоянным Представителем ПрезидентаУкраины в Автономной Республике Крым, а утверждение положений отерриториальных органах осуществляется по согласованию с Советомминистров Автономной Республики Крым.
10. Исходя из положений раздела V проекта в полномочияхместных государственных администраций сохраняются разработкапроектов соответствующих местных бюджетов и программсоциально-экономического развития, рационального использованияземель и других программ, а также обеспечение их исполнения.
Это противоречит основным направлениям реформы местного ирегионального самоуправления, поскольку вышеназванные основныеполномочия реализуются не органами регионального и местногосамоуправления, а местными государственными администрациями.
11. Полномочия, предусмотренные частью 2 статьи 97 проекта поотмене членом Кабинета Министров Украины полностью или в отдельныхчастях актов государственных комитетов, считаем необходимымотнести к компетенции Кабинета Министров Украины, внесясоответствующие изменения в Конституцию Украины.
12. Частью 2 статьи 119 проекта предусматривается, чтопредложения о назначении на должности или освобождении отдолжностей председателей районных государственных администраций вАвтономной Республике Крым вносятся на рассмотрение КабинетаМинистров Украины Председателем Совета министров АвтономнойРеспублики Крым.
Вместе с тем частью 3 статьи 37 Конституции АвтономнойРеспублики Крым предусмотрено, что руководители местныхгосударственных администраций в Автономной Республике Крымназначаются на должности и освобождаются от должностей ПрезидентомУкраины по представлению Кабинета Министров Украины,согласованному с Председателем Верховной Рады АвтономнойРеспублики Крым, Председателем Совета министров АвтономнойРеспублики Крым и Постоянным Представителем Президента Украины вАвтономной Республике Крым.
Приложение 2
к Решению Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 17 ноября 2004 г. N 1123-4/04
Предложения к проекту закона Украины
"Об административно-территориальном
устройстве Украины"
Считаем необходимым отметить, что проект сохраняет, на нашвзгляд, устаревший термин "административно-территориальноеустройство", возникший в СССР в условиях, когда областные иместные советы, а также их исполнительные органы являлись органамигосударственной власти и в силу этого входили в единую системуорганов государственной власти, в которой административные итерриториальные округа были объединены.
Конституцией Украины Автономная Республика Крым и местноесамоуправление выделены из системы государственного устройства.Однако продолжают сохраняться термины"административно-территориальное устройство","административно-территориальная единица" и устаревшие подходы крешению вопросов административного и территориального устройства сширокими полномочиями Кабинета Министров Украины в решениивопросов установления, изменения соответствующих границ.
Необходимо разграничить административное и территориальноеустройство, отказаться от термина "административно-территориальнаяединица", предусмотрев термин "территориальная единица". Крометого, считаем целесообразным урегулировать отдельными законамиУкраины вопросы административного и территориального устройства,предусмотрев административные округа, в границах которыхосуществляют свои полномочия органы государственной исполнительнойвласти, а также территориальные округа, в границах которыхосуществляют свои полномочия органы власти Автономной РеспубликиКрым и органы местного самоуправления. При этом необходимо внестисоответствующие изменения в Конституцию Украины.
Кроме того, полномочия органов государственной власти вустановлении и изменении границ территориальных округов должныбыть ограничены, решения об установлении и изменении границ вобязательном порядке должны основываться на решениях местныхреферендумов.
Конституцией Украины, Законом Украины "Об утвержденииКонституции Автономной Республики Крым", пунктом 4 части 1статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым предусмотрено,что ведению Автономной Республики Крым подлежит решение вопросовадминистративно-территориального устройства Автономной РеспубликиКрым, отнесенных законодательством Украины к ведению АвтономнойРеспублики Крым.
В связи с этим считаем необходимым дополнить проектположениями, предусматривающими порядок рассмотрения и решениявопросов административно-территориального устройства в АвтономнойРеспублике Крым, полномочия Верховной Рады Автономной РеспубликиКрым и Совета министров Автономной Республики Крым по даннымвопросам, а также порядок дачи заключений Верховной РадойАвтономной Республики Крым по вопросам, предусмотренным встатьях 20, 21, 22 и других проекта.
Исходя из того, что в Конституции Украины сохраняется термин"административно-территориальное устройство" и представленныйпроект основан на этих положениях, предлагаем дополнить проектположениями, закрепляющими государственные гарантии того, чтограницы Автономной Республики Крым, соответствующихтерриториальных громад не могут устанавливаться и изменяться безсогласия органов власти Автономной Республики Крым и органовместного самоуправления, а также без проведения местныхреферендумов.
Пунктом 5 статьи 33 проекта Верховной Раде АвтономнойРеспублики Крым, Киевскому и Севастопольскому городским советампоручается на протяжении года со дня вступления в силу данногозакона разработать и утвердить программу совершенствования системыадминистративно-территориальных единиц на своей территории, вчастности укрупнения сел, поселков и городов путем объединениясоответствующих административно-территориальных единиц. Этопоручение противоречит Конституции Украины и Закону Украины "Оместном самоуправлении в Украине", гарантиям местногосамоуправления и не согласуется с Концепцией эффективного местногосамоуправления в Украине.
Предусмотренные статьями 10-12 проекта понятия "город-район","город-регион" требуют соответствующих обоснований.Предусмотренное статьей 33 придание поселкам городского типастатуса поселков поможет урегулировать проблему статуса указанныхнаселенных пунктов.
Вместе с тем предусмотренные данной статьей нормы о том, чторазрешение вопроса о существовании одних населенных пунктов натерритории других происходит, как правило, путем их объединения,противоречат принципу добровольности таких объединений.
Следует отметить, что существование категорий
административно-территориальных единиц, предложенных статьей 8
проекта, не предусмотрено Конституцией Украины.
Также не соответствуют статье 133 Конституции Украины нормычасти 1 статьи 12 проекта, определяющие, что районы в городе неявляются самостоятельными административно-территориальнымиединицами.
Требует уточнения в проекте понятие "пешеходная доступность".
Кроме того, проектом предусмотрено существованиеадминистративных центров областей. При этом не учтены особенностиАвтономной Республики Крым, в частности наличие столицы автономии.
Неясна необходимость предусмотренного проектом
государственного акта на границы административно-территориальной
единицы, населенного пункта, района в городе (к тому же здесь
противоречие - районы в городе не являются самостоятельной
административной единицей в соответствии со статьей 12 проекта).
Это может привести к смешению понятий "государственный акт на
границы" и "государственный акт, подтверждающий право
собственности на земельный участок".
Приложение 3
к Решению Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 17 ноября 2004 г. N 1123-4/04
Предложения к проекту закона Украины
"О праве коммунальной собственности и
управления объектами права
коммунальной собственности"
Предусмотренный проектом правовой режим коммунальнойсобственности соответствует принципам, изложенным в Концепцииэффективного местного самоуправления в Украине, и в целом позволитупорядочить имущественные отношения, связанные с реализацией правакоммунальной собственности.
Вместе с тем проект не учитывает особенности АвтономнойРеспублики Крым, касающиеся имущественных отношений между органамивласти Автономной Республики Крым и органами местногосамоуправления, правовые основы которых урегулированы ЗакономУкраины "Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым" иКонституцией Автономной Республики Крым.
Статьей 138 Конституции Украины установлено, что к ведениюАвтономной Республики Крым относится управление имуществом,принадлежащим Автономной Республике Крым. Законом Украины "Обутверждении Конституции Автономной Республики Крым" и статьей 3Конституции Автономной Республики Крым закреплены гарантии правасобственности Автономной Республики Крым.
Кроме того, Законом Украины "Об утверждении КонституцииАвтономной Республики Крым" и статьями 45, 46 КонституцииАвтономной Республики Крым установлено, что в целях обеспечениясбалансированного социально-экономического, культурного и иногоразвития региона Верховная Рада Автономной Республики Крым иорганы местного самоуправления в Автономной Республике Крым могутобъединять финансовые и материальные средства, имущество,координировать деятельность органов и служб, учреждений иорганизаций для подготовки и реализации совместных программ ипроектов, совместного решения других вопросов, отнесенных к ихкомпетенции.
Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым дополнитьотдельные статьи проекта положениями, направленными наурегулирование данным законом вышеуказанных имущественныхотношений:
пункт 4 части 1 статьи 9 и часть 5 статьи 10 после слов"районные, областные советы и их исполнительные органы" дополнитьсловами "Верховная Рада Автономной Республики Крым и Советминистров Автономной Республики Крым";
в пункте 9 части 1 статьи 11 предлагаем предусмотретьполномочия сельского, поселкового, городского советов по принятиюрешений о совместных проектах и их совместном финансировании;
в пункте 4 статьи 21 после слов "в управление" дополнитьсловами "Верховной Раде Автономной Республики Крым";
в статье 22 после слов "областные советы" дополнить словами"Верховная Рада Автономной Республики Крым";
в пункте 1 части 1 статьи 23 после слов "областными советами"дополнить словами "Верховной Рады Автономной Республики Крым";
в статье 24 после слова "осуществляется" дополнить словами"Верховной Радой Автономной Республики Крым";
в пункте 4 части 2 статьи 25 после слов "переданное вуправление" дополнить словами "Верховной Раде АвтономнойРеспублики Крым";
в части 3 статьи 25 после слов "осуществляются на основедоговора между органами местного самоуправления соответствующихтерриториальных громад и" дополнить словами "Верховной РадойАвтономной Республики Крым";
в пункте 1 части 4 статьи 25 после слов "переданных вуправление" дополнить словами "Верховной Раде АвтономнойРеспублики Крым";
в части 3 статьи 26 после слова "государство" дополнитьсловами "Автономная Республика Крым";
в части 1 статьи 28 исключить слова "территориальных громад",поскольку согласно части 3 статьи 26 субъектами права общейдолевой собственности на коммунальное имущество, крометерриториальных громад, могут быть также государство, АвтономнаяРеспублика Крым, физические и юридические лица;
в части 1 статьи 28 после слов "областными советами"дополнить словами "Верховной Радой Автономной Республики Крым".
Кроме того, чтобы избежать разночтений, по тексту проектанеобходимо определить единую терминологию: "субъекты","участники", "совладельцы".
Вместе с тем считаем необходимым отметить, что правовой режимобщей собственности территориальных громад, на наш взгляд, неспособствует социально-экономическому развитию регионов (областейи районов), поскольку, с одной стороны, областные и районныесоветы, не являясь самостоятельными субъектами правасобственности, не заинтересованы во вложении средств областных ирайонных бюджетов в строительство или приобретение объектов общейсобственности территориальных громад. С другой стороны, сельские,поселковые, городские советы не заинтересованы во вложении средствместных бюджетов в строительство и приобретение объектов общейсобственности территориальных громад, поскольку управление ими всилу закона осуществляется районными и областными советами.