П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Программе развития малого и среднего предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2013–2014 годы
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2012, N 12, ч.1, ст. 847 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением Верховной Рады АРК № 1497-6/13 от 27.11.2013 )
В соответствии со статьей 26 Конституции Автономной Республики Крым , статьей 9 Закона Украины "О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине"
Верховная Рада
Автономной Республики Крым
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу развития малого и среднего предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2013–2014 годы (прилагается).
2. Совету министров Автономной Республики Крым при формировании проектов бюджета Автономной Республики Крым на соответствующие бюджетные годы предусматривать средства на финансирование мероприятий Программы развития малого и среднего предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2013–2014 годы в пределах реальных возможностей доходной части бюджета.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления и районным государственным администрациям в Автономной Республике Крым разработать, утвердить местные программы развития малого и среднего предпринимательства на 2013–2014 годы и ежегодно при формировании проектов местных бюджетов предусматривать средства на реализацию мероприятий данных программ.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по санаторно-курортному комплексу, туризму и предпринимательству.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым | В. КОНСТАНТИНОВ |
г. Симферополь, 26 декабря 2012 года № 1070-6/12 |
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым
26 декабря 2012 года № 1070-6/12
ПРОГРАММА
развития малого и среднего предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2013–2014 годы
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа развития малого и среднего предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2013–2014 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с законами Украины "О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине" , "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" , "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" .
Программой определены основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2013–2014 годы.
РАЗДЕЛ II
СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Малое и среднее предпринимательство является важной составляющей экономики Автономной Республики Крым. Его развитие способствует насыщению регионального рынка товарами и услугами, повышению их качества путем создания конкурентной среды, решению проблем занятости и уровня жизни населения.
Активная поддержка развития малого и среднего предпринимательства способствует созданию большего количества рабочих мест, увеличению налоговой базы, росту национального дохода.
По итогам 2011 года в Автономной Республике Крым функционировали 93,8 % малых, 5,8 % средних, 0,4 % крупных предприятий от общего количества действующих предприятий.
Малые предприятия упрочили свои экономические показатели по объективным причинам: более мобильны и оперативны, быстрее реагируют на изменения конъюнктуры, способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы.
Количество малых предприятий в 2011 году выросло по сравнению с предыдущим периодом на 3,5 п.п., в то время как по Украине их количество возросло на 0,8 п.п.
На 10 тыс. населения приходятся 59 малых экономически активных предприятий. Значительно выше концентрация малых предприятий на 10 тыс. человек в городах Симферополе (137 предприятий), Ялте (91 предприятие), Алуште (70 предприятий), Судаке (67 предприятий) и Евпатории (60 предприятий).
На малых предприятиях заняты 85,8 тыс. человек, что составляет 33,2 % от общего количества занятых работников на предприятиях Автономной Республики Крым. На средних предприятиях заняты 96,7 тыс. работников, что, в свою очередь, эквивалентно 37,4 %.
Среднемесячная заработная плата сотрудников малых предприятий составляет 1268,29 грн., а средних – 1959,19 грн.
Объем реализованной продукции (работ, услуг) исчисляется 14,3 млрд. грн. на малых предприятиях, что составляет 22,2 % от общего объема реализации. За последние годы взнос малых предприятий в экономику Автономной Республики Крым превышает аналогичный показатель по Украине.
Ведущее место в объеме реализации продукции субъектами хозяйствования занимают предприятия, осуществляющие деятельность в отраслях торговли (37,4 %) и промышленности (35,7 %).
Среднее предпринимательство реализует продукции (работ, услуг) на сумму 23,2 млрд. грн., что составляет 36 % от общего объема.
По итогам 2011 года в Автономной Республике Крым функционируют свыше 112,2 тыс. предпринимателей – физических лиц (рост – 1,08 %).
Взнос малого предпринимательства в бюджеты всех уровней по итогам 2011 года составил 1,06 млрд. грн., или 16,9 % от суммы налогов и сборов, которые поступили в бюджет (по сравнению с 2010 годом – рост на 26,2 %).
Темпы роста малого и среднего предпринимательства в республике свидетельствуют о его достаточном внутреннем потенциале. Именно в этом секторе экономики наблюдается резерв по количеству созданных рабочих мест, объемам произведенной продукции, сумме уплаченных налогов.
Несмотря на позитивные тенденции в развитии предпринимательства, существует ряд проблем и недостатков.
Основными проблемами в развитии малого и среднего бизнеса являются:
несовершенство законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере предпринимательской деятельности;
сложность разрешительных процедур и процедур осуществления государственного контроля, получения документов разрешительного характера субъектами малого и среднего предпринимательства;
неудовлетворительное финансовое состояние субъектов малого и среднего предпринимательства, низкая финансовая грамотность, дороговизна и сложность получения кредитных ресурсов;
недостаточное ресурсное и информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие сети учреждений инфраструктуры поддержки предпринимательства;
низкий уровень профессиональной подготовки работников сферы малого и среднего предпринимательства.
Программа разработана с целью повышения качества жизни граждан путем вовлечения широких слоев населения в предпринимательскую деятельность и увеличения вклада малого и среднего предпринимательства в экономику Автономной Республики Крым.
Мероприятия Программы (Приложение 1) направлены:
на совершенствование нормативно-правовых актов в сфере малого и среднего предпринимательства;
на предоставление финансово-кредитной и инвестиционной поддержки субъектам малого предпринимательства;
на ресурсное и информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;
на развитие инфраструктуры поддержки;
на подготовку и переподготовку кадров для сферы малого и среднего предпринимательства.
РАЗДЕЛ III
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Главная цель Программы – создание надлежащих условий для всестороннего развития малого и среднего предпринимательства как составляющей экономического потенциала Автономной Республики Крым и повышения его роли в решении социальных проблем региона.
2. Основные задачи Программы – решение экономических и социальных проблем республики путем вовлечения в предпринимательскую деятельность широких слоев населения, повышение вклада малого и среднего бизнеса в экономику автономии, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях (сферах) экономики Автономной Республики Крым: курортно-рекреационной отрасли, сельском хозяйстве, промышленном производстве и сфере инженерной инфраструктуры.
3. Приоритетные направления Программы:
1) устранение административных барьеров, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе путем совершенствования процедуры регистрации субъектов предпринимательской деятельности и выдачи документов разрешительного характера, соблюдения принципов государственной регуляторной политики, оптимизации нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности;
2) активизация финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях (сферах) экономики Автономной Республики Крым (курортно-рекреационной отрасли, сельском хозяйстве, промышленном производстве и сфере инженерной инфраструктуры);
3) оказание информационной, методической, консультационной и другой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе путем повышения квалификации кадров малого и среднего предпринимательства;
4) создание и обеспечение работы объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Приоритет 1: устранение административных барьеров, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.
Основные задачи:
совершенствование нормативно-правовых актов в сфере предпринимательства, соблюдение принципов государственной регуляторной политики;
совершенствование процедуры регистрации субъектов предпринимательской деятельности и выдачи документов разрешительного характера.
Ожидаемые результаты:
установление конструктивного диалога между органами власти и субъектами малого и среднего предпринимательства, объединение интересов субъектов предпринимательства с интересами соответствующих территориальных громад;
устранение правовых, экономических барьеров и препятствий для развития малого и среднего предпринимательства;
прозрачность деятельности органов власти по формированию нормативно-правового поля, регулирующего предпринимательскую деятельность.
Приоритет 2: активизация финансово-кредитных и инвестиционных механизмов.
Основные задачи:
оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства;
разработка новых механизмов предоставления финансовой поддержки субъектам предпринимательства;
совершенствование механизмов финансовой поддержки, внедрение нового механизма льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ожидаемые результаты:
привлечение в сферу малого и среднего предпринимательства дополнительных кредитных и инвестиционных ресурсов;
создание новых рабочих мест;
увеличение поступлений в бюджеты всех уровней и государственные фонды.
Приоритет 3: ресурсное и информационное обеспечение малого и среднего предпринимательства.
Основные задачи:
оказание информационной, методической, консультационной и другой помощи субъектам предпринимательской деятельности;
предоставление необходимых информационных материалов по вопросам предпринимательской деятельности, издание справочников, бюллетеней, каталогов;
повышение квалификации кадров для сферы предпринимательства.
Ожидаемые результаты:
повышение квалификационного уровня представителей субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения бизнеса за счет участия в семинарах, тренингах и конференциях;
формирование предпринимательских навыков и инициативы незащищенных слоев населения;
организация профессиональной подготовки и переподготовки социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, с целью вовлечения их в предпринимательскую деятельность.
подготовка и обучение управленческих кадров в сфере предпринимательской деятельности.
Приоритет 4: формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Основные задачи:
развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, расширение сферы ее влияния на бизнес-среду;
предоставление услуг по систематическому обучению и консультированию по вопросам предпринимательской деятельности;
предоставление информационной, организационной, научно-технической поддержки по разработке и реализации бизнес-планов и инновационных проектов, осуществление содействия их внедрению.
Ожидаемые результаты:
информационная, организационная, научно-техническая поддержка предпринимателей при разработке и реализации бизнес-планов и инновационных проектов, содействие их внедрению;
упрощение процедур предоставления административных услуг, сокращение сроков и расходов для получателей таких услуг;
повышение качества услуг, предоставляемых Фондом поддержки предпринимательства Автономной Республики Крым, с целью оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
РАЗДЕЛ IV
СТРУКТУРА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
1. Упорядочение нормативного регулирования предпринимательской деятельности. Реализация государственной регуляторной политики. Совершенствование разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности.
Работа органов власти Автономной Республики Крым в сфере упорядочения нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности будет направлена на совершенствование нормативно-правовых актов, устранение правовых, экономических и административных препятствий в реализации права на предпринимательскую деятельность, обеспечение выполнения законодательства в регуляторной, регистрационной и разрешительной сферах.
Для обеспечения гласности процесса подготовки проектов регуляторных актов, влияющих на предпринимательскую деятельность, Советом министров Автономной Республики Крым, исполнительными комитетами городских советов и районными государственными администрациями в Автономной Республике Крым осуществляется планирование и проводится публичное обсуждение проектов регуляторных актов с субъектами хозяйствования, гражданами и их объединениями на заседаниях круглых столов и координационных советов, проекты размещаются в средствах массовой информации, на информационных стендах и официальных сайтах.
За время действия Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2011–2012 годы , утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 28 декабря 2010 года № 171-6/10, проведен ускоренный пересмотр регуляторных актов, принятых органами и должностными лицами местного самоуправления. Проанализированы 1589 нормативно-правовых актов, из которых 1026 регуляторных актов отвечают принципам государственной регуляторной политики (64,6 % от общего объема регуляторных актов), 413 актов были отменены, 150 актов приведены в соответствие с требованиями законодательства.
Наибольшее количество регуляторных актов, которые требовали внесения изменений и отмены, действовало в сфере налогообложения субъектов хозяйствования, предоставления жилищно-коммунальных услуг, аренды имущества и земельных отношений.
На основании информации, предоставленной министерствами, республиканскими комитетами Автономной Республики Крым, исполнительными комитетами городских советов и районными государственными администрациями в Автономной Республике Крым, обновлен реестр действующих регуляторных актов в сфере хозяйственной деятельности, в который вошли 279 нормативно-правовых актов.
Для рассмотрения заявлений, предложений и жалоб по вопросам отказа в согласовании проектов регуляторных актов в Автономной Республике Крым создана апелляционная регуляторная комиссия в Автономной Республике Крым, деятельность которой направлена на защиту субъектов предпринимательской деятельности.
Для принятия решений о целесообразности дальнейшего действия регуляторных актов, контроля за их соответствием действующему законодательству при местных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления действуют рабочие комиссии по ускоренному пересмотру регуляторных актов, при Совете министров Автономной Республики Крым создана рабочая комиссия по вопросам ускоренного пересмотра регуляторных актов в Автономной Республике Крым.
Программой предусмотрены мероприятия, которые обеспечивают реализацию органами исполнительной власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в Автономной Республике Крым государственной регуляторной политики, прозрачность деятельности по формированию нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, а именно:
публичное обсуждение проблемных вопросов развития предпринимательства, проведение совещаний с предпринимателями и заседаний координационных советов по вопросам развития предпринимательства с целью принятия консолидированных решений;
соблюдение принципов государственной регуляторной политики с применением методик анализа регуляторного влияния и отслеживания результативности регуляторных актов, пересмотр и совершенствование нормативно-правовых актов, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности;
информирование субъектов предпринимательства о регуляторной деятельности органов власти, обнародование проектов регуляторных актов, анализов их регуляторного влияния и отчетов об отслеживании их результативности.
Меры, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования сферы малого и среднего предпринимательства, будут способствовать установлению конструктивного диалога между органами власти и субъектами малого и среднего предпринимательства, максимальному объединению интересов субъектов предпринимательской деятельности и территориальных громад, устранению правовых, экономических барьеров и препятствий для развития малого и среднего предпринимательства.
С целью упрощения процедуры получения и согласования разрешительных документов для ведения предпринимательской деятельности во всех регионах созданы "единые разрешительные центры", при местных органах исполнительной власти работают государственные администраторы, деятельность которых находится на постоянном контроле Совета министров Автономной Республики Крым.
В 2011–2012 годах деятельность по реформированию разрешительной системы была значительно активизирована. Все "единые разрешительные центры" автономии перешли к выдаче разрешительных документов по принципу "единого окна", разработаны и утверждены регламенты выдачи документов разрешительного характера, что позволило значительно сократить время получения таких документов предпринимателями.
Эффективность работы разрешительных центров подтверждена результатами независимого аналитического исследования проекта Агентства международного развития USAID "Локальные инвестиции – Национальная конкурентоспособность". По данным исследования работа разрешительных центров позволила сократить денежные расходы и время для получения разрешений более чем в 2 раза.
Программой предусмотрена дальнейшая работа по обеспечению эффективной работы государственных администраторов и "единых разрешительных центров", улучшению их материально-технической базы, а также введению электронного документооборота между государственными администраторами и местными разрешительными органами.
Предполагается расширение деятельности "единых разрешительных центров" путем создания на их базе центров предоставления административных услуг, деятельность которых будет направлена на дальнейшее упрощение процедуры и сокращение времени получения административных услуг.
Дальнейшая дерегуляция предпринимательской деятельности, упрощение процедуры получения разрешительных документов будут способствовать развитию предпринимательской деятельности в автономии и уменьшению административного влияния на бизнес.
Во всех регионах автономии действуют телефоны горячей линии, информационно-консультационные учреждения, оказывающие услуги субъектам предпринимательской деятельности, в том числе постоянно действующий консультационный пункт по проблемам развития инновационной деятельности в предпринимательском секторе.
Работа горячей линии позволит оказать бесплатную методическую и консультационную поддержку в вопросах ведения бизнеса субъектам малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 10 апреля 2012 года № 98 "О создании Республиканского общественного совета по вопросам развития предпринимательства" утверждены должностной состав Республиканского общественного совета по вопросам развития предпринимательства и Положение о Республиканском общественном совете по вопросам развития предпринимательства, созданы и функционируют 25 региональных координационных советов.
Дальнейшая работа республиканского и региональных координационных советов по вопросам развития предпринимательства обеспечит открытость деятельности органов власти по развитию малого и среднего предпринимательства и реализации государственной регуляторной политики, взаимодействие органов исполнительной власти и субъектов малого и среднего предпринимательства, наметит дальнейшие перспективы в сфере развития предпринимательства.
2. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства.
С целью обеспечения финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 20 февраля 2002 года № 2271-2/02 утверждено Положение о порядке предоставления субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки Фондом поддержки предпринимательства Автономной Республики Крым. Положением предусмотрено несколько механизмов оказания финансовой поддержки:
частичная компенсация процентной ставки в размере 70 % за кредиты, предоставленные субъектам малого предпринимательства финансово-кредитными учреждениями; предельная сумма частичной компенсации одному заемщику не может превышать 50,0 тыс. грн.;
финансовый кредит через уполномоченный банк на реализацию инвестиционных и инновационных проектов; размер кредита одному заемщику не должен превышать 300,0 тыс. грн. и предоставляется на условиях возвратности, платности, срочности и целевого использования; срок возврата денежных средств составляет не более 3 лет.
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется на основании решения конкурсной комиссии по рассмотрению вопросов о выделении средств на поддержку малого предпринимательства в Автономной Республике Крым , состав которой утвержден Постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 13 ноября 2001 года № 431.
Критериями отбора субъектов малого предпринимательства являются: создание новых рабочих мест, увеличение размера заработной платы, объема производства продукции (работ, услуг), платежей в бюджеты всех уровней.
При прочих равных условиях предпочтение отдается субъектам малого и среднего предпринимательства, реализация инвестиционных и инновационных проектов которых предусматривает развитие альтернативной энергетики, внедрение энергосберегающих, экологически чистых и перспективных технологий, использование местных минеральных ресурсов, а также осуществляющим свою деятельность в курортно-рекреационной отрасли, сельском хозяйстве, промышленном производстве и сфере инженерной инфраструктуры.
За 2011–2012 годы частичная компенсация предоставлена 33 субъектам хозяйствования на сумму 1019,2 тыс. грн., которыми созданы 144 новых рабочих места. Принято решение о предоставлении 3 льготных кредитов субъектам предпринимательской деятельности на сумму 898,0 тыс. грн.
В 2013–2014 годах планируется:
продолжить оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства путем предоставления частичной компенсации процентной ставки за кредиты, предоставленные субъектам малого предпринимательства финансово-кредитными учреждениями;
продолжить оказание финансовой поддержки путем предоставления финансового кредита субъектам малого предпринимательства через уполномоченный банк на реализацию инвестиционных и инновационных проектов;
разработать и внедрить новые механизмы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях (сферах) экономики, в том числе путем предоставления гарантий и поручительства за оформляемые кредиты;
обеспечить эффективную работу механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых лиц через системы взаимного кредитования неприбыльными организациями, основанными физическими лицами, профессиональными союзами и их объединениями на кооперативных началах.
Реализация данных мероприятий позволит создать в республике стабильную и гибкую систему финансово-кредитной поддержки, упростить доступ малого предпринимательства к инвестиционным и кредитным ресурсам, привлечь внебюджетные источники финансирования в сферу предпринимательства, создать дополнительные рабочие места, развить приоритетные отрасли экономики.
Объединение финансовых возможностей всех источников поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе позволит создать благоприятные условия для поступления иностранных и отечественных инвестиций в малое предпринимательство, а также оптимальные условия для эффективного использования финансовых и инвестиционных ресурсов.
3. Ресурсное и информационное обеспечение. Повышение квалификации кадров малого и среднего предпринимательства.
В 2011–2012 годах во всех регионах Автономной Республики Крым проведены расширенные совещания по проблемным вопросам в сфере предпринимательства, форумы, круглые столы, общественные слушания с участием контролирующих и правоохранительных органов городов и районов, представителей общественных организаций предпринимателей, субъектов хозяйствования.
С целью формирования фонда справочной литературы для предпринимателей Министерством экономического развития и торговли Автономной Республики Крым подготовлена и распространена серия обновленных консультационных сборников "Десять шагов навстречу бизнесу", информационных справочников по регуляторной политике и разрешительной системе, в которых размещена информация по вопросам регистрации предпринимательской деятельности, получения документов разрешительного характера, получения финансовой помощи, информация о новых механизмах государственной поддержки бизнеса и др.
Для органов исполнительной власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций предпринимателей и субъектов хозяйствования изданы информационные справочники "О реализации государственной регуляторной политики", "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности".
В рамках настоящей Программы предусмотрено проведение республиканских и региональных семинаров, тренингов, конференций, круглых столов, конкурсов и других мероприятий в целях повышения квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах ведения предпринимательской деятельности и регуляторной политики, обмена опытом между предпринимателями, привлечения финансовых ресурсов.
Продолжится издание и распространение печатных материалов по вопросам малого бизнеса.
Ожидаемые результаты реализации данных мероприятий:
предоставление необходимых информационных материалов по вопросам предпринимательской деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства;
повышение квалификационного уровня в вопросах ведения бизнеса представителей предпринимательских структур путем участия в семинарах, тренингах, конференциях;
повышение престижа предпринимательской деятельности и предпринимательской культуры.
Одними из важных направлений Программы являются подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства, обучение незанятого населения, молодежи, женщин основам предпринимательской деятельности.
Работа органов власти Автономной Республики Крым в 2013–2014 годах будет направлена на обеспечение доступности обучающих услуг. Большое внимание будет уделено содействию профессиональной ориентации, формированию предпринимательских навыков и инициативы молодежи путем проведения тренингов, семинаров по изучению основ предпринимательской деятельности, подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, способствующим самозанятости населения и открытию частного предпринимательства.
В Автономной Республике Крым продолжится реализация Программы мероприятий по переподготовке управленческих кадров для сферы предпринимательства "Украинская инициатива", за время действия которой в республике прошли переподготовку 279 человек. В 2011 году еще 67 человек прошли обучение в городах Симферополе и Евпатории.
В настоящее время сформирована группа из 52 человек, прошедших конкурсный отбор для обучения в 2012/2013 учебном году.
В рамках программ МТП и Inwent за счет средств спонсорских организаций в странах с развитой рыночной экономикой приняли участие в стажировках 46 предпринимателей, в том числе 2 человека в 2011 году.
Дальнейшая реализация мероприятий по переподготовке управленческих кадров для сферы предпринимательства, в том числе путем организации стажировок в ведущих европейских компаниях, позволит:
подготовить и обучить специалистов в сфере малого бизнеса;
привлечь донорские средства на обучение и повышение квалификации управленческих кадров для сферы предпринимательства;
поддержать и усовершенствовать работу предприятий в результате повышения квалификации управленческого персонала;
содействовать интеграции Автономной Республики Крым в международное экономическое сообщество;
наладить обмен опытом между предпринимателями.
4. Формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Для обеспечения доступа к информационной, методической, консультационной и другой помощи Программой предусмотрено расширение сети бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, центров консультационных услуг и других учреждений инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Широкий спектр услуг консультативно-методической, финансово-кредитной, юридической, маркетинговой, кадровой, информационной поддержки в республике оказывают:
26 бизнес-центров;
6 бизнес-инкубаторов;
Фонд поддержки предпринимательства Автономной Республики Крым и 5 фондов поддержки предпринимательства местного уровня в городах Алуште, Евпатории, Керчи, Феодосии, Ялте;
3 горрайцентра, 8 городских, 11 районных подразделений Крымского республиканского центра занятости, Профессионально-техническое учебное заведение "Крымский центр профессионально-технического образования Государственной службы занятости в Автономной Республике Крым";
Торгово-промышленная палата Крыма;
Ремесленная Палата Крыма.
Создание и обеспечение развития инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе по вопросам инновационной деятельности, позволит добиться следующих результатов:
обеспечить продуктивной занятостью население путем создания новых рабочих мест и самозанятости;
предоставить услуги по систематическому обучению и консультированию по вопросам инновационной предпринимательской деятельности большему числу предпринимателей;
предоставить информационную, организационную, научно-техническую поддержку при разработке и реализации бизнес-планов и инновационных проектов, содействовать их внедрению.
Предоставление информационной, консультационной и методической помощи региональным фондам поддержки предпринимательства позволит привлечь дополнительные инвестиции, расширить и усовершенствовать механизмы финансовой поддержки субъектов хозяйствования в городах и районах Автономной Республики Крым.
РАЗДЕЛ VОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Комплексный и последовательный подход к проведению региональной политики по развитию малого и среднего предпринимательства приведет к повышению экономического потенциала республики, решению социальных проблем населения в малых городах и сельской местности, вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи, женщин, пенсионеров, уволенных в запас военнослужащих, повышению уровня занятости.
Главные задачи Программы направлены на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства и создание таких правовых, организационно-экономических условий для развития и формирования механизма регулирования и координации, которые будут способствовать:
объединению интересов субъектов предпринимательской деятельности – юридических и физических лиц с интересами соответствующих административно-территориальных единиц;
стимулированию предпринимательской инициативы за счет собственных финансовых, имущественных, трудовых, интеллектуальных ресурсов региона;
обеспечению продуктивной занятости населения путем создания новых рабочих мест, самозанятости;
наполнению бюджетов всех уровней;
повышению предпринимательской культуры населения.
С целью контроля за ходом выполнения Программы исполнители ежеквартально будут предоставлять в Министерство экономического развития и торговли Автономной Республики Крым информацию о ходе выполнения ее мероприятий.
Министерство экономического развития и торговли Автономной Республики Крым будет ежеквартально проводить анализ выполнения Программы и мониторинг использования средств, направляемых на выполнение мероприятий Программы, и информировать Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, Министерство экономического развития и торговли Украины, Государственную службу Украины по вопросам регуляторной политики и развитию предпринимательства о ходе выполнения Программы.
Результаты выполнения мероприятий Программы будут освещаться в средствах массовой информации.
За период реализации Программы к началу 2015 года предполагается обеспечить достижение следующих основных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Автономной Республике Крым (Приложение 2):
увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса на 10 тыс. человек до 400 единиц;
увеличение количества занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства до 309,1 тыс. человек;
увеличение удельного веса продукции (работ, услуг), реализованной малыми и средними предприятиями, в общем объеме производства до 61,5 %.
РАЗДЕЛ VI
ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, инвестиций, спонсорских средств, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством Украины.
На финансирование мероприятий Программы из бюджета Автономной Республики Крым планируется направить 4,785 млн. грн., в том числе 2,13 млн. грн. – в 2013 году, из которых 1,5 млн. грн. будут направлены на оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, в 2014 году – 2,655 млн. грн., в том числе на оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства – 2,0 млн. грн.
Мероприятия Программы, источники их финансирования, сроки выполнения могут корректироваться с учетом социально-экономического развития регионов Автономной Республики Крым.
Приложение 1
к Программе развития малого
и среднего предпринимательства
в Автономной Республике Крым
на 2013–2014 годы
МЕРОПРИЯТИЯ
Программы развития малого и среднего предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2013–2014 годы
№ п/п | Приоритетные задания | Мероприятия | Исполнители | Срок выполнения (годы) | Источники финансирования | Объемы финансирования (тыс. грн.) | Ожидаемые результаты |
( Приложение 1 к Программе с изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением Верховной Рады АРК № 1497-6/13 от 27.11.2013 )
Приложение 2
к Программе развития
малого и среднего предпринимательства
в Автономной Республике Крым
на 2013–2014 годы
ХАРАКТЕРИСТИКА
Программы развития малого и среднего предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2013–2014 годы
1. Общее описание региона:
площадь (тыс. км-2) – 26,1;
количество населения (тыс. человек) – 1963;
спецификация – рекреация;
процент безработных по отношению ко всему трудоспособному населению региона – 1,4 %;
перечень территорий, которые относятся:
к зонам инвестиционной привлекательности – нет;
к территориям приоритетного развития – "Большая Ялта", "Алушта", "Феодосия", "Судак", "Восточный Крым", "Сиваш", СЭЗ "Порт Крым";
к еврорегионам – нет.
2. Дата утверждения Программы: Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 26 декабря 2012 года № 1070-6/12 "О Программе развития малого и среднего предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2013–2014 годы".
3. Главный заказчик Программы, главный разработчик Программы: Министерство экономического развития и торговли АРК.
4. Цель Программы: создание надлежащих условий для всестороннего развития малого и среднего предпринимательства как составляющей экономического потенциала АРК и повышения его роли в решении социальных проблем региона.
5. Перечень приоритетных заданий Программы:
устранение административных барьеров, сдерживающих развитие малого предпринимательства, в том числе путем совершенствования процедуры регистрации субъектов предпринимательской деятельности и выдачи документов разрешительного характера, соблюдения принципов государственной регуляторной политики, оптимизации нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности;
активизация финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на поддержку малого предпринимательства в приоритетных отраслях (сферах) экономики АРК;
оказание информационной, методической, консультационной и другой помощи субъектам малого предпринимательства, в том числе путем повышения квалификации кадров малого и среднего предпринимательства;
создание и обеспечение работы объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.
6. Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы в динамике изменений целевых показателей:
Показатели | 2011 г. (отчетные данные) | 2012 г. (ожидаемые показатели) | 2013 г. (прогнозные данные) | 2014 г. (прогнозные данные) |
7. Сроки и этапы реализации Программы: 2013–2014 годы.
8. Перечень целевых проектов и подпрограмм, исполнители: ѕ
9. Источники финансирования Программы: бюджет АРК, местные бюджеты.
10. Система организации контроля за выполнением Программы: ежеквартальный мониторинг.