• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

О референдуме

Верховная Рада Автономной Республики Крым | Закон від 22.11.1991 № 210-1
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Закон
  • Дата: 22.11.1991
  • Номер: 210-1
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Закон
  • Дата: 22.11.1991
  • Номер: 210-1
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
З А К О Н
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О референдуме
( Ведомости Верховного Совета Крыма, 1991 г., N 4, ст. 152 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.94 Законами Республики Крым N 403-1 ( rb0403002-95 ) от 23.03.95 N 437-1 ( rb0437002-95 ) от 17.05.95 )
( В названии и тексте Закона слова "Крымская АССР", "Совет Министров Крыма" заменены соответственно словами "Республика Крым", "Правительство Крыма" в соответствии с Законом Республики Крым N 437-1 ( rb0437002-95 ) от 17.05.95 )
Глава 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие референдума.
Референдум есть способ принятия гражданами Республики Крымпутем голосования законов Республики Крым, иных решений поважнейшим вопросам государственной и общественной жизни вРеспублике.
Статья 2. Задачи и цели референдума.
В соответствии с принципами правового государства задачамиреферендума являются: обеспечение на демократических началах иправовыми средствами непосредственного участия граждан вуправлении делами государства и общества, принятие решений повопросам экономического, политического и социально-культурногоразвития Республики Крым.
Статья 3. Виды референдумов.
1. Обязательные референдумы.
(1) В соответствии с предусмотренными настоящим Закономусловиями и существующим в Республике Крымадминистративно-территориальным делением проводятся обязательныеобщекрымские (республиканские) референдумы и местные (районные,городские, поселковые и сельские) референдумы.
(2) Законы, а также иные решения, принятые обязательнымиреферендумами, не требуют какого-либо утверждения государственнымиорганами и могут быть отменены, изменены или приостановлены лишь впорядке, установленном этим Законом.
(3) Указанные законы, решения имеют такую же юридическуюсилу, что и законы, принятые Верховным Советом Крыма, решения,принятые соответствующими полномочными республиканскими и местнымиорганами государственной власти и управления, обязательны кисполнению на территории Республики Крым всеми государственнымиорганами, предприятиями, организациями, учреждениями, должностнымилицами, общественными объединениями и гражданами.
2. Консультативные референдумы.
(1) В целях принятия законов, иных решений по важнейшимвопросам республиканского и местного значения, которые отвечали быинтересам граждан и общества, в предусмотренном настоящим Закономпорядке могут проводиться консультативные референдумы.
(2) Результаты консультативного референдума имеютрекомендательное значение, однако они должны быть рассмотрены иучтены при принятии соответствующих решений полномочнымигосударственными органами.
(3) В случаях, когда проекты законов, иных решений ВерховногоСовета Крыма или проекты решений местного Совета народныхдепутатов противоречат результатам общекрымского или местногореферендумов, их принятие откладывается на время, необходимое дляприведения в соответствие с результатами референдума либо дляподготовки нового варианта проекта закона, решения, отвечающегоинтересам граждан и общества.
3. Новый референдум.
(1) Новый референдум - это принятие в соответствии снастоящим Законом путем народного голосования решений по вопросам,которые ранее уже выносились на рассмотрение референдума.
(2) Новый обязательный общекрымский референдум может бытьпроведен не ранее чем через 5 лет, а обязательный местныйреферендум не ранее чем через год со дня проведения предыдущегореферендума по тем же вопросам.
(3) Новый общекрымский консультативный референдум может бытьпроведен не ранее чем через 6 месяцев, а местный консультативныйреферендум - не ранее чем через 3 месяца со дня проведенияпредыдущего консультативного референдума по тем же вопросам илипроектам решений.
Статья 4. Предмет общекрымского референдума.
Предметом общекрымского референдума может быть:
утверждение Конституции Республики Крым, ее отдельныхположений;
внесение в Конституцию Республики Крым изменений идополнений;
утверждение, отмена, принятие или изменение законовРеспублики Крым либо отдельных положений законов;
принятие решений, определяющих основное содержание законов ииных нормативных правовых актов Республики Крым.
Статья 5. Предмет местного референдума.
Предметом местного референдума может быть:
утверждение, принятие, отмена или изменение решений повопросам, отнесенным законодательством Республики Крым к ведениюместных органов государственной власти и самоуправлениясоответствующих административно-территориальных единиц;
принятие решений, определяющих основное содержание правовыхактов местных органов государственной власти и управления.
Статья 6. Вопросы, выносимые на общекрымский референдум.
На общекрымский референдум могут выноситься вопросы,составляющие компетенцию Республики Крым.
( Часть вторая статьи 6 отменена на основании ПостановленияВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.94 )
Не могут выноситься на референдум вопросы, отнесенныезаконодательством Республики Крым к ведению органов правосудия,арбитражного суда и прокуратуры; вопросы о помиловании и амнистии,принятии государственными органами Республики Крым чрезвычайныхмер по охране правопорядка, защите безопасности, прав и законныхинтересов граждан; вопросы, относящиеся к полномочиям ВерховногоСовета Крыма, Председателя Верховного Совета Крыма и ПравительстваКрыма, об избрании, назначении и освобождении должностных лиц.
Статья 7. Вопросы, выносимые на местный референдум.
На местный референдум могут выноситься вопросы, отнесенныезаконодательством Республики Крым к ведению местных органовгосударственной власти и самоуправления соответствующихадминистративно-территориальных единиц, вопросы досрочногопрекращения полномочий соответствующего Совета народных депутатови его председателя.
Исключительно местными референдумами в соответствующихадминистративно-территориальных единицах решаются вопросы онаименовании или переименовании сел, поселков, городов, районов,вопросы об объединении или разъединении равных по правовомустатусу административно-территориальных единиц, имеющих общийадминистративный центр; вопросы об изменении базового уровняместного самоуправления в сельских районах.
На местные референдумы не выносятся вопросы об отменеправовых решений вышестоящих органов государственной власти иуправления; вопросы об избрании, назначении и освобождениидолжностных лиц, относящиеся к полномочиям соответствующего Советанародных депутатов и его исполнительных и распорядительныхорганов.
Статья 8. Принципы проведения референдумов.
В референдумах имеют право участвовать граждане РеспубликиКрым, которые на момент проведения общекрымского или местногореферендумов достигли 18 лет и постоянно проживают на территорииРеспублики Крым. В референдумах имеют право участвовать гражданеРеспублики Крым, временно находящиеся за пределами Республики.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав гражданРеспублики Крым на участие в референдумах в зависимости отпроисхождения, социального и имущественного положения,партийности, расовой и национальной принадлежности, пола, языка,образования, вероисповедания, отношения к религии, политическихвзглядов и мировоззрения, времени проживания на данной территории,рода и характера занятий или деятельности запрещаются.
Участие граждан в референдумах является добровольным исвободным, основывается на всеобщем, равном и прямом избирательномправе при тайном голосовании. Какой-либо контроль заволеизъявлением граждан не допускается. Каждый гражданин,участвующий в референдумах, имеет один голос.
Референдумы являются прямыми. Граждане участвуют вреферендуме лично и непосредственно.
В референдумах не участвуют психически больные граждане,признанные в судебном порядке недееспособными, а также лица,содержащиеся на момент проведения референдума в местах лишениясвободы.
Статья 9. Правовая основа референдумов.
Отношения общекрымского и местного референдумов (референдныеотношения) на территории Республики Крым регулируются настоящимЗаконом, а также иными правовыми актами Республики.
К правоотношениям, не предусмотренным данным Законом,применяются соответствующие нормы законодательства о референдуме(всенародном голосовании) Союза ССР и Украины, общепризнанныепринципы и нормы международного права.
Глава II.
ОБЪЯВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА РЕФЕРЕНДУМОВ.
Статья 10. Решение о проведении референдумов.
Решение о проведении общекрымского референдума принимаетВерховный Совет Крыма, местных референдумов принимают Советынародных депутатов соответствующих административно-территориальныхединиц.
Статья 11. Решения о проведении референдумов по требованию
граждан Республики Крым и народных депутатов.
1. Верховный Совет Крыма принимает решение о проведенииобщекрымского референдума также:
(1) по вопросам утверждения или отмены Конституции РеспубликиКрым, изменения и дополнения к ней, досрочного прекращенияполномочий Верховного Совета Крыма и его Председателя, если этоготребуют не менее одной десятой части граждан Республики Крым,имеющих право на участие в референдуме;
(2) по вопросам утверждения или отмены Конституции, иныхзаконов Республики Крым, которые в соответствии с настоящимЗаконом могут выноситься на общекрымский референдум, кромевопросов о досрочном прекращении полномочий Верховного СоветаКрыма, если этого требуют более половины народных депутатовРеспублики Крым.
2. Совет народных депутатов соответствующей
административно-территориальной единицы принимает решение о
проведении референдума:
(1) по вопросам досрочного прекращения полномочий Советанародных депутатов и его председателя; наименования илипереименования сел, поселков, городов, районов; объединения илиразъединения административно-территориальных единиц; изменениябазового уровня местного самоуправления; утверждения или отменыправовых актов Советов народных депутатов и ихисполнительно-распорядительных органов, если этого требуют неменее одной десятой части граждан, имеющих право на участие вреферендуме в пределах соответствующейадминистративно-территориальной единицы;
(2) по вопросам утверждения или отмены решений, отнесенныхзаконодательством к ведению местных Советов народных депутатов иместного самоуправления, кроме вопросов о досрочном прекращенииполномочий соответствующего Совета народных депутатов; по вопросамнаименования и переименования административно-территориальнойединицы, ее объединения с другими, равными по правовому статусу,административно-территориальными единицами; изменения базовогоуровня местного самоуправления, если этого требуют не менее двухтретей народных депутатов Совета соответствующейадминистративно-территориальной единицы.
Статья 12. Реализация права граждан Республики Крым
на проведение референдумов.
Граждане Республики Крым, имеющие право участвовать вреферендуме и требовать его проведения в Республике Крым или впределах соответствующих административно-территориальных единицРеспублики, реализуют это право посредством создания вустановленном настоящим Законом порядке инициативных групп посбору подписей под требованием о проведении общекрымского илиместного референдума.
Статья 13. Реализация права народных депутатов на
проведение референдумов.
Народные депутаты Республики Крым и местных Советов народныхдепутатов реализуют требование о проведении референдума путемпоименного голосования на пленарном заседании соответствующегоСовета или путем сбора подписей народных депутатов.
Подписи народных депутатов Республики Крым удостоверяетСекретариат Верховного Совета Крыма, депутатов местных Советов -председатель соответствующего Совета народных депутатов.
Статья 14. Порядок образования и функции инициативных
групп референдумов.
1. Инициативная группа общекрымского референдума образуетсяна собрании граждан Республики Крым, в котором участвовало неменее 150 лиц, имеющих право на участие в референдуме.
2. Инициативная группа городского (городов республиканского ирайонного подчинения), районного, районного в городе референдумаобразуется на собрании с участием в нем не менее 125 гражданРеспублики Крым, а поселкового и сельского референдума - насобрании с участием не менее 50 граждан Республики Крым, имеющихправо на участие в референдуме и постоянно проживающих натерритории соответствующей административно-территориальнойединицы.
3. Инициаторы собрания по вопросам общекрымского референдумане позднее чем за десять дней до проведения собрания должныписьменно уведомить председателя районного, городского (городовреспубликанского и районного подчинения) Совета народныхдепутатов, на территории которого будет проведено собрание;собрания по вопросам местного референдума не позднее пяти дней -председателя соответствующего Совета народных депутатов, натерритории которого предполагается провести референдум.
4. Перед началом собрания проводится регистрация егоучастников, составляется их список с указанием фамилий, имен иотчеств, места жительства. На собрании избираются его председательи секретарь, в повестке дня собрания обязательное обсуждениевопроса о мотивах и целесообразности проведения референдума,формулы вопроса, который предлагается вынести на данныйреферендум.
Если на собрании большинством голосов будут одобреныпредложения о проведении референдума и утверждена формулавыносимого на него вопроса, тогда избирается инициативная группа,которой поручается организация сбора подписей граждан.
5. Инициативная группа общекрымского референдума состоит неменее чем из 20 граждан Республики Крым, имеющих право участвоватьв референдуме.
Инициативная группа местного референдума состоит не менее чемиз 10 граждан Республики Крым, имеющих право участвовать вреферендуме и постоянно проживающих на территории соответствующегоСовета народных депутатов.
6. О проведении собрания составляется протокол с указаниемрезультатов голосования его участников по вопросам повестки дня.
Документы собрания - список его участников, протоколсобрания, формула вопроса референдума, список состава инициативнойгруппы с указанием данных документов, удостоверяющих их личности,подписываются председателем и секретарем собрания.
Статья 15. Регистрация инициативных групп.
Инициативные группы общекрымского референдума регистрируютсяЦентральной комиссией по общекрымскому референдуму попредставлению председателей районных, городских (городовреспубликанского и районного подчинения) Советов народныхдепутатов, на территории которых проведено собрание граждан,избравшее инициативную группу.
Инициативные группы местного референдума в пятидневный срокрегистрируются председателями соответствующих Советов народныхдепутатов, на территории которых предполагается провести указанныйреферендум.
Для регистрации инициативной группы председателюсоответствующего Совета народных депутатов представляютсядокументы собрания граждан, перечисленные в п. 6 статьи 14настоящего Закона, а также подписанное членами инициативной группыобязательство о соблюдении ими требований законодательстваРеспублики Крым о референдуме.
При соответствии этих документов настоящему Законупредседатель соответствующего местного Совета народных депутатов вдесятидневный срок представляет документы по инициативной группеобщекрымского референдума в Центральную комиссию по общекрымскомуреферендуму или регистрирует инициативную группу по местномуреферендуму и присваивает ей наименование, тождественноенаименованию соответствующего Совета народных депутатов. Втрехдневный срок после регистрации инициативной группе поместному, референдуму выдается свидетельство о регистрации иудостоверения членов инициативной группы по формам,устанавливаемым Президиумом Верховного Совета Крыма.
В свидетельстве о регистрации инициативной группы по местномуреферендуму на основании списков граждан, принимавших участие впоследнем по времени референдуме, или списков избирателей попоследним по времени выборам, указывается число граждан, подписикоторых необходимы для поддержания требования о проведенииместного референдума, а также срок сбора подписей граждан.
При соответствии представленных документов по инициативнойгруппе общекрымского референдума требованиям настоящего ЗаконаЦентральная комиссия по общекрымскому референдуму в десятидневныйсрок регистрирует инициативную группу по общекрымскому референдумуи присваивает ей порядковый номер. В трехдневный срок послерегистрации Центральная комиссия выдает инициативной группе пообщекрымскому референдуму свидетельство о регистрации иудостоверения членов инициативной группы по формам,устанавливаемым Президиумом Верховного Совета Крыма.
В свидетельстве о регистрации инициативной группы пообщекрымскому референдуму определяется срок сбора подписей гражданРеспублики Крым.
Сведения о зарегистрированных инициативных группахобщекрымского референдума представляются в Президиум ВерховногоСовета Крыма и публикуются в печати.
Количество создаваемых инициативных групп по каждомуреферендуму не ограничивается.
Плата за регистрацию инициативных групп по референдумам невзимается. Советы народных депутатов, иные государственные органыи учреждения Республики Крым не несут расходов по организации идеятельности инициативных групп по референдумам.
Отказ в регистрации инициативной группы по референдуму илинарушение порядка выдачи решения о регистрации могут бытьобжалованы членами инициативной группы в районный (городской)народный суд по местонахождению Центральной комиссии пообщекрымскому референдуму или соответствующего Совета народныхдепутатов.
Статья 16. Сроки и порядок сбора подписей граждан
инициативными группами по референдумам.
С момента получения свидетельства о регистрации инициативнаягруппа вправе организовывать и беспрепятственно осуществлять сборподписей на листах для подписей граждан под требованием опроведении референдума (подписных листах).
Общий срок сбора подписей под требованием о проведенииобщекрымского референдума не должен превышать двух месяцев, аместного референдума - одного месяца с момента получениясвидетельства о регистрации первой из созданных по данномуреферендуму инициативных групп.
На каждом подписном листе должно быть наименование,порядковый номер инициативной группы, порядковый номер подписноголиста и формула вопроса референдума. Формы подписных листовобщекрымского и местного референдумов утверждаются Центральнойкомиссией по общекрымскому референдуму.
Члены инициативной группы предупреждают гражданина РеспубликиКрым, что его подпись может быть поставлена только на одномподписном листе под требованием о проведении референдума поуказанному вопросу.
Гражданин Республики Крым, поддержавший требования опроведении референдума, ставит свою подпись на подписном листе,при этом четко фиксирует свою фамилию, имя и отчество, датуподписания. Член инициативной группы отмечает в подписном листе всоответствии с документами (данными паспорта) гражданина дату егорождения и место постоянного жительства. Отсутствие такой записиделает подпись гражданина на подписном листе юридическинедействительной, и потому не может быть засчитана в общее числособранных подписей граждан.
После заполнения подписного листа на нем делается запись обобщем числе подписей граждан. Правильность и достоверностьсведений, занесенных в подписной лист, удостоверяется подписямитрех членов инициативной группы по референдуму.
В течение десяти дней с момента последней по времени подписиграждан на подписном листе и не позднее указанного срока сбораподписей под данным требованием о проведении референдума подписичленов инициативной группы на подписном листе удостоверяютсялицом, специально назначенным для этого председателем районного,городского (городов республиканского и районного подчинения)Совета народных депутатов, на территории которого проводился сборподписей инициативной группой общекрымского референдума, илипредседателем местного Совета народных депутатов,зарегистрировавшего инициативную группу по местному референдуму.
Статья 17. Правовые последствия нарушения порядка сбора
подписей граждан.
В случаях нарушений порядка сбора подписей и оформленияподписных листов председатель районного, городского (городовреспубликанского и районного подчинения) Совета народныхдепутатов, на территории которого осуществлялась деятельностьинициативной группы по общекрымскому референдуму, вноситпредставление в Центральную комиссию по общекрымскому референдуму.
Центральная комиссия по общекрымскому референдуму вдесятидневный срок рассматривает внесенное представление онарушениях инициативной группой по референдуму порядка,установленного настоящим Законом, сбора подписей граждан и вправепринять решение о прекращении деятельности данной инициативнойгруппы, признать недействительными удостоверения ее членов, атакже подписных листов или подписей отдельных граждан.
Те же меры по отношению к нарушению инициативной группойпорядка сбора подписей граждан по местному референдуму вдесятидневный срок принимаются председателем того местного Советанародных депутатов, где зарегистрирована инициативная группа поместному референдуму.
Статья 18. Порядок оформления подписи граждан под требованием о проведении референдума.
Инициативная группа по референдуму в трехдневный срок послезавершения сбора подписей граждан составляет итоговый протокол, вкотором указывается общее число подписей граждан, собранных натерритории соответствующего местного Совета народных депутатов,дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбораподписей.
Подписные листы общекрымского референдума передаются нахранение председателю районного, городского (городовреспубликанского и районного подчинения) Совета народныхдепутатов, на территории которого проводился сбор подписей, аподписные листы по местному референдуму - председателю местногоСовета народных депутатов, на территории которого предполагаетсяпровести референдум.
Подписные листы хранятся в течение трех месяцев послепроведения референдума. В акте передачи указывается общее числоподписных листов и подписей граждан. Акт в трех экземплярахподписывается тремя членами инициативной группы и председателемсоответствующего Совета народных депутатов либо его заместителем.
Инициативная группа по общекрымскому референдуму всемидневный срок после подписания акта передает итоговый протоколи акт вместе с требованием о проведении референдума в Центральнуюкомиссию по общекрымскому референдуму.
Центральная комиссия по общекрымскому референдумурегистрирует представленные документы, проверяет их достоверностьи правильность оформления, определяет результаты сбора подписей вцелом по Республике Крым, о чем составляется протокол.
Протокол и другие документы в трехдневный срок передаютсяЦентральной комиссией по общекрымскому референдуму в ПрезидиумВерховного Совета Крыма.
Президиум Верховного Совета Крыма в десятидневный срокрассматривает представленные документы, обеспечивает проверку ихдостоверности и соответствия требованиям настоящего Закона,принимает решение о вынесении вопроса о проведении общекрымскогореферендума на рассмотрение Верховного Совета Крыма.
Председатель местного Совета народных депутатов, натерритории которого предполагается провести референдум,регистрирует полученные от инициативных групп по местномуреферендуму документы; в течение десяти дней с момента ихпоступления организует проверку достоверности и соответствиядокументов требованиям настоящего Закона, подведение итогов сбораподписей, о чем составляется акт. Акт подписывается председателемместного Совета народных депутатов и представителями инициативныхгрупп по местному референдуму, после чего вопрос о проведенииреферендума выносится на рассмотрение Совета народных депутатовсоответствующей административно-территориальной единицы.
Если в установленный настоящим Законом срок не собранонеобходимое число подписей граждан под требованием о проведенииреферендума, общекрымский или местный референдум не проводится, очем принимается решение соответственно Президиумом ВерховногоСовета Крыма или председателем Совета народных депутатов, натерритории которого предполагалось провести референдум.
Статья 19. Решение о проведении референдума.
После получения надлежащим образом оформленного предложения опроведении референдума Верховный Совет Крыма, соответствующийместный Совет народных депутатов в двадцатидневный срок принимаютна сессии решение о проведении референдума.
Статья 20. Содержание решение о проведении референдума.
В решении Верховного Совета Крыма, соответствующего Советанародных депутатов о референдуме определяется дата его проведения,приводится название проекта закона, иного решения или формулировкивыносимых на референдум вопросов, а также порядок реализациивариантов решений по вопросам обязательного референдума в течениесроков, установленных в статье 3 данного Закона.
Дата проведения общекрымского референдума назначается неранее чем за два и не позднее чем за три месяца, а местногореферендума - не ранее чем за один и не позднее чем за два месяцапосле принятия решения о проведении референдума.
Сообщение о проведении референдума, выносимых на негопроектах законов, иных решений или вопросов объявляется вреспубликанских и местных средствах массовой информациисоответственно в десятидневный срок после принятия решения опроведении референдума.
Глава III.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ.
Статья 21. Образование участков для проведения референдума.
Для проведения голосования и организации подсчета голосов припроведении референдума территория районов, городов, районов вгородах, поселков городского типа и сельсоветов делится на участкидля голосования.
Участки для проведения голосования образуются также ввоинских частях, больницах и других стационарных лечебныхучреждениях, местах пребывания граждан, расположенных втруднодоступных районах, а также на судах, находящихся в деньпроведения референдума в плавании. При необходимости такие участкимогут быть образованы при представительствах Республики Крым вдругих государствах.
Статья 22. Порядок и норма образования участков
для референдума.
Участки для голосования образуются районными, городскими,районными в городах Советами народных депутатов или ихпредседателями, городскими (городов районного подчинения),поселковыми и сельскими Советами народных депутатов. В воинскихчастях участки для голосования образуются соответствующимиСоветами народных депутатов или их председателями по представлениюкомандиров воинских частей или соединений. На судах, находящихся вдень проведения референдума в плавании, участки для голосованияобразуются соответствующими Советами народных депутатов или ихпредседателями по месту приписки судна.
Участки для голосования образуются не позднее чем за тридцатьдней до общекрымского референдума и двадцать дней - до местногореферендума. В воинских частях или соединениях, а также втруднодоступных районах, на судах, находящихся в день проведенияреферендума в плавании, участки для голосования образуются в тотже срок, что и в обычных условиях, а в исключительных случаях - непозднее чем за пять дней до проведения референдума.
Участки для голосования образуются по норме от 20 до 3000граждан, имеющих право участвовать в референдуме, а в необходимыхслучаях - с меньшим или большим числом граждан.
Соответствующий Совет народных депутатов либо егопредседатель извещает граждан о границах каждого участка дляголосования с указанием местонахождения участковой комиссии пореферендуму и помещения для голосования.
Статья 23. Комиссии по референдуму.
1. Для организации подготовки и проведения общекрымскогореферендума в Республике Крым образуются комиссии:
(1) Центральная комиссия по общекрымскому референдуму;
(2) районные, городские, районные в городах; поселковые,сельские комиссии по референдуму;
(3) участковые комиссии по референдуму.
До образования Центральной комиссии по общекрымскомуреферендуму ее полномочия осуществляет Центральная избирательнаякомиссия по выборам Верховного Совета Крыма.
( Абзац пятый частипервой в редакции Закона Республики Крым N 403-1 ( rb0403002-95 )от 23.03.95 )
2. Для организации, подготовки и проведения местногореферендума на соответствующей территории местного Совета народныхдепутатов образуются комиссии:
(1) районные, городские, районные в городах, поселковые,сельские комиссии по референдуму;
(2) участковые комиссии по референдуму.
3. Комиссии по референдуму могут быть образованы на основесуществующих избирательных комиссий по выборам народных депутатовв Республике Крым.
В случае, если одновременно намечено проведение двух илинескольких референдумов, комиссии, образованные в установленномнастоящим Законом порядке, являются общими для всех одновременнопроводимых референдумов.
Если референдум проводится одновременно с выборами народныхдепутатов Республики Крым или Президента СССР и ПрезидентаУкраины, других избираемых всеобщими равными и прямыми выборамилиц, Верховным Советом Крыма, местными Советами могут бытьобразованы общие комиссии по референдуму и выборам на основесуществующих территориальных и участковых избирательных комиссий визбирательных округах и участках.
( Абзац третий части 3 статьи 23 с изменениями, внесенными всоответствии с Законом Республики Крым N 437-1 ( rb0437002-95 ) от17.05.95 )
Статья 24. Образование Центральной комиссии по
общекрымскому референдуму.
Центральная комиссия по общекрымскому референдуму образуетсяВерховным Советом Крыма, при этом могут быть учтены представленияпо представлению Севастопольского городского Совета народныхдепутатов, районных, городских (городов республиканскогоподчинения) Советов или их председателей с учетом предложенийтрудовых коллективов, общественных объединений граждан,коллективов профессионально-технических, средних специальных ивысших учебных заведений, собраний граждан по месту жительства ивоеннослужащих по воинским частям, а также по представлениюинициативных групп по общекрымскому референдуму, республиканскихорганов общественных объединений граждан не позднее чем затридцать дней до проведения референдумов в составе председателя,заместителей председателя, секретаря и 19 членов комиссии.
( Статья 24 с изменениями, внесенными в соответствии с ЗакономРеспублики Крым N 437-1 ( rb0437002-95 ) от 17.05.95 )
Статья 25. Полномочия Центральной комиссии по
общекрымскому референдуму.
Центральная комиссия по общекрымскому референдуму:
1) организует подготовку и проведение общекрымскогореферендума;
2) осуществляет на всей территории Республики Крым контрольза надлежащим исполнением настоящего Закона и обеспечивает егоправильное применение; дает разъяснения о порядке реализацииданного Закона, входит в необходимых случаях с представлением оего толковании в Верховный Совет Крыма;
3) регистрирует инициативные группы по общекрымскомуреферендуму;
4) направляет и координирует деятельность районных,городских, районных в городах, поселковых, сельских, участковыхкомиссий по общекрымскому референдуму, определяет порядок внесенияизменений в состав этих комиссий по референдуму;
5) распределяет денежные и иные средства по комиссиям пореферендуму, контролирует обеспечение комиссий по референдумупомещениями, транспортом, связью, рассматривает и решает другиевопросы их материально-технического обеспечения;
6) устанавливает формы списков граждан, имеющих правопринимать участие в референдуме, формы бюллетеней для голосования,других документов подготовки и проведения референдума, образцыящиков для голосования и печатей комиссии по референдуму, порядокхранения документов проведения референдума;
7) заслушивает сообщения государственных и общественныхорганов Республики Крым по вопросам, связанным с подготовкой ипроведением референдума;
8) устанавливает результаты референдума в целом по РеспубликеКрым, публикует в печати соответствующие данные об этом;
9) рассматривает заявления и жалобы на решения и действиякомиссий по референдуму и выносит по ним окончательное решение;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящимЗаконом.
Статья 26. Образование районных, городских, районных в
городах, поселковых, сельских комиссий по
референдуму.
Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельскаякомиссия по референдуму образуется соответствующим Советомнародных депутатов или его председателем не позднее чем затридцать дней до общекрымского референдума и двадцати пяти дней -до местного референдума в составе 9-19 членов комиссии.
В состав комиссий по референдуму выдвигаются представители отреспубликанских, районных, городских, районных в городах органовобщественных объединений, трудовых коллективов или их советов,коллективов профессионально-технических, средних специальных ивысших учебных заведений, собраний граждан по месту жительства ивоеннослужащих по воинским частям или соединениям.
Председатель, заместитель и секретарь комиссии по референдумуизбираются на заседании соответствующей комиссии по референдуму.
Статья 27. Полномочия районных, городских, районных
в городах, поселковых, сельских комиссий
по референдуму.
Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельскаякомиссия по референдуму:
1) организует подготовку и проведение общекрымскогореферендума или соответственно местного референдума, осуществляетна территории района, города, района в городе, сельсовета контрольза соблюдением настоящего Закона и обеспечивает его правильноеприменение;
2) координирует и направляет деятельность нижестоящихкомиссий по референдуму;
3) распределяет денежные и другие средства по комиссиям пореферендуму; контролирует обеспечение их помещениями, транспортом,связью, рассматривает и разрешает другие вопросыматериально-технического обеспечения референдума;
4) заслушивает отчеты и сообщения участковых комиссий пореферендуму, руководителей местных органов государственногоуправления, предприятий, учреждений и организаций по вопросамподготовки и проведения референдума;
5) осуществляет наблюдение за своевременным представлениемдля всеобщего ознакомления участковыми комиссиями по референдумусписков граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
6) устанавливает нумерацию участков референдума дляголосования;
7) обеспечивает снабжение участковых комиссий по референдумубюллетенями для голосования;
8) устанавливает результаты референдума на территориисоответствующего Совета народных депутатов;
9) рассматривает заявления и жалобы на действия участковыхкомиссий по референдуму и принимает по ним решения;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящимЗаконом.
Статья 28. Образование участковых комиссий по референдуму.
Участковая комиссия по референдуму образуется в составе 5-19членов районными, городскими, районными в городах, поселковыми исельскими Советами народных депутатов или их председателями непозднее чем за двадцать пять дней до проведения общекрымскогореферендума и пятнадцати дней - до местного референдума.
В состав участковой комиссии по референдуму выдвигаютсярайонными, городскими, районными в городах органами общественныхобъединений, трудовыми коллективами или их советами, коллективамипрофессионально-технических, средних специальных и высших учебныхзаведений, общественными поселковыми, сельскими, уличными,домовыми, квартальными комитетами, собраниями граждан по местужительства и военнослужащих по воинским частям и соединениям.
Председатель, заместитель и секретарь участковой комиссии пореферендуму избираются на ее заседании.
Статья 29. Полномочия участковой комиссии по референдуму.
Участковая комиссия по референдуму:
1) организует в помещении участка ознакомление граждан стекстами выносимых на референдум проектов решений,сформулированных вопросов;
2) составляет списки граждан, имеющих право участвовать вреферендуме, по участку;
3) проводит ознакомление участников референдума со списком,принимает и рассматривает заявления о неточностях в списке ирешает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
4) принимает от граждан, изменивших место своего пребывания впериод между представлением списков для всеобщего ознакомления иднем референдума, бюллетени в закрытых конвертах и обеспечиваеттайну волеизъявления граждан;
5) оповещает граждан о дне проведения референдума и местеголосования;
6) обеспечивает подготовку помещения для голосования и ящиковдля голосования;
7) организует голосование в день проведения референдума научастке;
8) производит подсчет голосов, поданных на участке дляголосования;
9) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовкиреферендума и организации голосования и принимает по ним решения;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии снастоящим Законом.
Статья 30. Организация работы комиссий по референдуму.
Заседания комиссии по референдуму являются правомочными, еслив них принимает участие не менее двух третей состава даннойкомиссии. Решения комиссии принимаются открытым голосованиембольшинством членов комиссии от ее состава. Члены комиссии пореферендуму, не согласные с ее решением, вправе представить своеособое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколузаседания комиссии. Решения комиссии по референдуму, принятые всоответствии с настоящим Законом и в пределах ее полномочий,обязательны для исполнения всеми государственными и общественнымиорганами, предприятиями, учреждениями и организациями.
Решения, другие акты комиссии по референдуму могут бытьобжалованы в вышестоящую комиссию по референдуму, а в случаях,предусмотренных настоящим Законом, также в суд.
Статья 31. Содействие комиссиям по референдуму в
осуществлении их полномочий.
Государственные и общественные органы, предприятия,учреждения, организации, должностные лица обязаны оказыватьсодействие комиссиям по референдуму в осуществлении ими своихполномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения иматериалы.
Комиссия по референдуму имеет право обращаться по вопросам,связанным с подготовкой и проведением референдума, вгосударственные и общественные органы, предприятия, учреждения,организации, к должностным лицам, которые обязаны рассмотретьпоставленные вопросы и дать комиссии по референдуму ответ непозднее чем в трехдневный срок.
Статья 32. Список граждан, имеющих право участвовать
в референдуме.
Список граждан, имеющих право участвовать в референдуме,составляется по каждому участку для голосования и подписываетсяпредседателем и секретарем участковой комиссии по референдуму. Приэтом могут использоваться списки избирателей, составленные дляпроведения выборов народных депутатов. Для участия в работе посоставлению списков участковая комиссия по референдуму можетпривлекать представителей общественности.
Исполнительные комитеты районных, городских, районных вгородах, поселковых и сельских Советов народных депутатовобеспечивают учет граждан, имеющих право участвовать вреферендуме, и представляют уточненные списки участковым комиссиямпо референдуму.
Списки военнослужащих, пребывающих в воинских частях иимеющих право участвовать в референдуме, а также членов семейвоеннослужащих и других граждан, если они проживают в районахрасположения воинских частей, составляются на основе данных,которые представляются командирами воинских частей.Военнослужащие, проживающие за пределами расположения воинскихчастей, включаются в списки по месту жительства на общихоснованиях.
Списки граждан на участках для голосования, образованных вбольницах и иных стационарных лечебных учреждениях, а также насудах, находящихся в день референдума в плавании, составляются наоснове данных, которые представляются руководителями указанныхорганизаций и капитанами судов.
В список граждан, имеющих право участвовать в референдуме,включаются граждане Республики Крым, достигшие ко дню или в деньреферендума 18 лет, проживающие на момент составления списка натерритории данного участка для голосования.
Гражданин включается в список граждан, имеющих правоучаствовать в референдуме, только на одном участке дляголосования.
Граждане, проживающие на территории данного участка дляголосования и по каким-то причинам не внесенные в список,включаются в него по решению участковой комиссии по референдуму.
Статья 33. Ознакомление граждан со списками и право на
обжалование неточностей в списке граждан,
имеющих право участвовать в референдуме.
Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления запятнадцать дней до референдума. На участках для голосования,образованных в больницах, иных стационарных лечебных учреждениях,а также в необходимых случаях в воинских частях, на судах,находящихся в день референдума в плавании, списки гражданпредставляются за два дня до референдума.