З А К О Н
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О статусе депутата Верховного Совета Крыма
( Ведомости Верховного Совета Крыма, 1994 г., N 2, ст. 100 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Законами Республики Крым N 131-1 ( rb0131002-94 ) от 03.08.94 N 260-1 ( rb0260002-94 ) от 02.11.94 N 758-1 ( rb0758002-96 ) от 18.04.96 с Постановлением ВС Крыма N 1135-1 ( rb1135002-97 ) от 09.04.97 с Законом АРК N 1243-1 ( rb1243002-97 ) от 02.07.97 с Постановлением ВР АРК N 320-2/98 ( rb0320002-98 ) от 24.12.98 )
Настоящий Закон определяет права, обязанности иответственность депутатов Верховного Совета Крыма как полномочныхпредставителей народа Крыма и законодательной власти Республики.
I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ДЕПУТАТА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА
Статья 1. Депутат Верховного Совета Крыма
1. Депутат Верховного Совета Крыма является полномочным иответственным представителем народа и законодательной власти вРеспублике Крым.
2. В своей деятельности депутат руководствуется КонституциейРеспублики Крым, законодательными актами, действующими натерритории Республики Крым.
( Статья 2 исключена на основании Постановления ВР АРКN 320-2/98 ( rb0320002-98 ) от 24.12.98 )
Статья 3. Срок полномочий депутата Верховного Совета Крыма
1. Полномочия депутата Верховного Совета Крыма начинаются содня их признания Центральной избирательной комиссией на первомзаседании Верховного Совета нового созыва. С этого моментапрекращаются полномочия депутата Верховного Совета Крымапредыдущего созыва.
2. По решению Верховного Совета Крыма полномочия депутатапрекращаются досрочно:
а) в связи с избранием или назначением депутата на должность,занятие которой несовместимо с исполнением полномочий депутатаВерховного Совета Крыма;
б) в связи с личным заявлением депутата о сложении имдепутатских полномочий;
( Подпункт "в" части второй статьи 3 исключен на основанииПостановления ВР АРК N 320-2/98 ( rb0320002-98 ) от 24.12.98 )
г) в связи с обвинительным приговором суда, вступившим взаконную силу в отношении лица, являющегося депутатом;
д) в случае признания депутата судом недееспособным илибезвестно отсутствующим;
е) в случае отзыва депутата, избранного по одномандатному (втом числе одномандатному национальному), многомандатномуизбирательным округам по требованию избирателей в установленномзаконом порядке;
ж) в случае организации или активного участия депутата вгрупповых действиях, грубо нарушающих установленный порядокпроведения пленарных заседаний Верховного Совета Крыма и повлекшихсрыв пленарного заседания.
( Пункт 2 статьи 3 дополнен подпунктом"ж" в соответствии с Постановлением ВС Крыма N 1135-1( rb1135002-97 ) от 09.04.97 )
3. В случае смерти депутата его полномочия прекращаются безпринятия решения.
( Статью 3 дополнено частью третьей всоответствии с Законом Республики Крым N 758-1 ( rb0758002-96 ) от18.04.96 )
4. Решение о прекращении полномочий депутата ВерховногоСовета Крыма в случаях, указанных в части второй настоящей статьи,принимается Верховным Советом Крыма и оформляется постановлением.Полномочия депутата при этом прекращаются со дня, определяемогоэтим постановлением.
( Статью 3 дополнено частью четвертой всоответствии с Законом Республики Крым N 758-1 ( rb0758002-96 ) от18.04.96 )
Статья 4. Удостоверение и нагрудный знак депутата Верховного Совета Крыма
1. Депутату Верховного Совета после признания его полномочийвыдается удостоверение и нагрудный знак "Депутат Верховного СоветаКрыма", которым он пользуется в течение срока своих полномочий.
2. Положения об удостоверении и нагрудном знаке депутатаВерховного Совета Крыма, их образцы и описание утверждаютсяПрезидиумом Верховного Совета Крыма.
Статья 5. Формы осуществления депутатом Верховного Совета
Крыма своих полномочий
( Часть первая статьи 5 исключена на основании ПостановленияВР АРК N 320-2/98 ( rb0320002-98 ) от 24.12.98 )
2. Занятие иной трудовой деятельностью не разрешаетсяПредседателю Верховного Совета Крыма, его заместителям,председателям постоянных комиссий Верховного Совета, ихзаместителям, секретарям постоянных комиссий и депутатам,работающим постоянно в Верховном Совете Крыма, за исключениемпреподавательской, научной или иной оплачиваемой творческойдеятельности на условиях совместительства или погражданско-правовому договору.
3. Депутат Верховного Совета Крыма не может:
а) привлекаться в качестве эксперта органами предварительногоследствия, прокуратуры, суда;
б) заниматься предпринимательством, связанным спосреднической деятельностью и перепродажей товаров и услуг. Заним сохраняется право на получение дивидендов от акций, а такжедоходов от иных корпоративных прав и имущества;
в) использовать свои полномочия в целях, не связанных сдепутатской деятельностью;
г) быть членом Правительства, Министром, ПредседателемГосударственного комитета, председателем Фонда государственногоимущества Крыма, Председателем Службы безопасности Крыма.
( Пункт"г" части третьей статьи 5 в редакции Закона Республики КрымN 131-1 ( rb0131002-94 ) от 03.08.94 )
Статья 6. Порядок осуществления депутатом Верховного Совета
Крыма своих полномочий
( Часть первая статьи 6 исключена на основании ПостановленияВР АРК N 320-2/98 ( rb0320002-98 ) от 24.12.98 )
2.
( Абзац первый части второй статьи 6 исключен на основанииПостановления ВР АРК N 320-2/98 ( rb0320002-98 ) от 24.12.98 )
Депутат Верховного Совета Крыма, не работающий в ВерховномСовете Крыма на постоянной профессиональной основе, освобождаетсяот выполнения производственных или служебных обязанностей по местуосновной работы на время осуществления депутатской деятельности наосновании соответствующих решений Верховного Совета Крыма, егоорганов или официального уведомления. Требование каких-либо другихдокументов не допускается.
( Часть вторую статьи 6 дополненоабзацем в соответствии с Законом Республики Крым N 758-1( rb0758002-96 ) от 18.04.96 )
В случае нарушения депутатом работы пленарного заседанияВерховного Совета Крыма, заседания Президиума Верховного СоветаКрыма, постоянной комиссии или других органов Верховного СоветаКрыма, повлекшего срыв рассмотрения вопросов или проведениязаседания, постановлением Верховного Совета Крыма работа депутатана постоянной профессиональной основе может быть прекращена
( Часть вторую статьи 6 дополнено абзацем третьим в соответствии сПостановлением Верховного Совета Крыма N 1135-1 ( rb1135002-97 )от 09.04.97 )
3. Формами осуществления депутатской деятельности являются:
а) участие в заседаниях Верховного Совета Крыма и егоПрезидиума;
б) участие в работе постоянных и других комиссий, образуемыхВерховным Советом;
в) участие в выполнении поручений Верховного Совета, егоПрезидиума, постоянной комиссии;
г) участие в работе фракций и депутатских групп, впарламентских слушаниях;
д) работа с избирателями;
е) внесение депутатских запросов и обращений.
( Часть третьюстатьи 6 дополнено пунктом "е" в соответствии с Законом РеспубликиКрым N 758-1 ( rb0758002-96 ) от 18.04.96 )
Депутатская деятельность может осуществляться также в иныхформах, предусмотренных настоящим Законом и Регламентом Верховного- Совета Крыма.
II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА В ВЕРХОВНОМ
СОВЕТЕ КРЫМА И ЕГО ОРГАНАХ
Статья 7. Полномочия депутата в Верховном Совете Крыма
и его органах
1. Депутат Верховного Совета Крыма пользуется правомрешающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседанияхВерховного Совета и его органов, в состав которых он входит.
2. Каждый депутат в Верховном Совете Крыма и его органах,членом которых он является, имеет один голос. Депутат, неявляющийся членом какого-либо органа Верховного Совета, можетпринимать участие в его работе с правом совещательного голоса.
3. Депутат Верховного Совета Крыма имеет право:
а) избирать и быть избранным в органы Верховного Совета;
б) предлагать вопросы для рассмотрения Верховным Советом илиего органами;
в) законодательной инициативы в Верховном Совете Крыма;
г) вносить предложения по порядку работы Верховного Совета иего органов, а также голосования;
д) высказывать мнение по персональному составу органов икандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых илиутверждаемых Верховным Советом Крыма;
е) обращаться с запросами, принимать участие в прениях,задавать вопросы докладчику, председательствующему на заседании,требовать ответ на запрос;
ж) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивамголосования, давать справки;
з) ставить вопрос о недоверии составу органов, образованныхВерховным Советом Крыма, а также руководителям центральных органовгосударственной исполнительной власти Республики Крым,инициировать рассмотрение вопроса о вотуме недоверия ПравительствуКрыма, ставить вопрос о несоответствии занимаемой должностигосударственными должностными лицами (руководителямигоспредприятий, организаций, учреждений);
и) ставить вопрос о проверке деятельности предприятий,учреждений и организаций, расположенных на территории РеспубликиКрым, в отношении которых имеются сведения о нарушении имидействующего законодательства;
к) передавать председательствующему на заседании ВерховногоСовета Крыма текст своего выступления, особого мнения, заявления,предложения и замечания по вопросам, рассматриваемым ВерховнымСоветом, для включения в протокол и стенографический отчетзаседания;
л) получать любую информацию, документы и материалы вгосударственных и общественных органах, не являющиесягосударственной, служебной, коммерческой тайной либоконфиденциальной информацией, в том числе получать по одномуэкземпляру официальных изданий Верховного Совета Крыма, текстоввыступлений, информационных материалов Верховного Совета и егоорганов, информационные и справочные материалы правительственных идругих государственных органов, органов объединений граждан, атакже знакомиться с материалами архивов, текстами выступлений встенограммах и протоколах заседаний Верховного Совета Крыма и егоорганов до опубликования.
Порядок получения и использования информации, документов иматериалов, являющихся государственной, служебной, коммерческойтайной либо конфиденциальной информацией, определяется действующимзаконодательством;
м) зачитывать на заседаниях Верховного Совета и его органовпо предварительному согласию председательствующего текстыобращений, заявлений, резолюций, петиций граждан или ихобъединений, если они имеют общественное значение;
н) бесплатно пользоваться средствами связи, множительнойтехникой в Верховном Совете Крыма в связи с осуществлением имдепутатской деятельности.
( Пункт "н" части третей статьи 7 сизменениями, внесенными в соответствии с Законом Республики КрымN 758-1 ( rb0758002-96 ) от 18.04.96 )
4. Депутат имеет право вносить в Верховный Совет и его органыпредложения по всем вопросам, относящимся к ведению ВерховногоСовета Крыма и его органов, кроме случаев, когда такое правозакреплено Конституцией Республики Крым за определенным органомили должностным лицом.
5. Порядок реализации указанных прав депутата ВерховногоСовета Крыма устанавливается настоящим Законом, РегламентомВерховного Совета Крыма, иными законодательными актами Республики.
Статья 8. Право законодательной инициативы депутата
Верховного Совета Крыма
1. Право законодательной инициативы депутата ВерховногоСовета Крыма реализуется в форме внесения:
а) проекта нового закона, проекта закона об изменениях илидополнениях к действующему закону либо о его отмене;
б) обоснованного предложения о необходимости принятия новогозакона, закона об изменениях или дополнениях к действующему законулибо о его отмене (законодательное предложение);
в) предложений и поправок к документу законодательнойинициативы, рассматриваемому Верховным Советом Крыма.
2. Право законодательной инициативы депутата ВерховногоСовета Крыма гарантируется:
а) обязательным рассмотрением внесенного документазаконодательной инициативы на заседании Верховного Совета Крыма спринятием решения в отношении его;
б) обеспечением выступления инициатора внесения документазаконодательной инициативы на заседании Верховного Совета при егорассмотрении.
3. Порядок осуществления права законодательной инициативыдепутата Верховного Совета Крыма определяется РегламентомВерховного Совета Крыма.
Статья 9. Депутатский запрос
1. Депутатский запрос - это требование депутата ВерховногоСовета Крыма, заявленное на пленарном заседании Верховного СоветаКрыма к подконтрольным и подотчетным ему органам и должностнымлицам, дать официальное разъяснение по вопросам, отнесенным к ихведению.
2. Депутатский запрос вносится депутатом илипредседательствующим на заседании Верховного Совета к ПредседателюВерховного Совета Крыма, Правительству Крыма, руководителяморганов, назначенных Верховным Советом Крыма, по фактам нарушенияили неисполнения Конституции Республики, законов, постановлений,иных актов и решений, принятых высшими органами государственнойвласти Республики, а также по вопросам, имеющимобщереспубликанское значение или предусмотренным пунктом 6 статьи17 настоящего Закона, в соответствии с Регламентом ВерховногоСовета Крыма.
( Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными всоответствии с Законом Республики Крым N 758-1 ( rb0758002-96 ) от18.04.96 )
3. Депутатский запрос вносится в письменной формеПредседателю Верховного Совета Крыма. Секретариат ВерховногоСовета Крыма незамедлительно направляет текст запросасоответствующему органу или должностному лицу, к которым онобращен.
4. Орган или должностное лицо, которым адресован запрос,обязаны дать официальный письменный ответ не позднее чем впятнадцатидневный срок или иной срок, установленный ВерховнымСоветом Крыма. Ответ на депутатский запрос направляетсяПредседателю Верховного Совета Крыма и депутату, который его внес.
Ответ на запрос, если на этом настаивает депутат,зачитывается председательствующим на заседании Верховного Совета.
( Часть четвертая статьи 9 с изменениями, внесенными всоответствии с Законом Республики Крым N 758-1 ( rb0758002-96 ) от18.04.96 )
5. Депутат Верховного Совета Крыма вправе дать оценку ответана свой запрос. В этом случае может быть проведено обсуждениевопроса, если этого требует не менее одной пятой части депутатовВерховного Совета.
При обсуждении ответа на запрос на заседании должныприсутствовать должностные лица, к которым обращен депутатскийзапрос.
6. По результатам рассмотрения депутатского запроса ВерховныйСовет принимает соответствующее постановление, которое должно бытьопубликовано в "Собрании законодательства Республики Крым" игазете "Крымские известия".
( Часть шестая статьи 9 с изменениями,внесенными в соответствии с Законом Республики Крым N 758-1( rb0758002-96 ) от 18.04.96 )
Статья 10. Право депутата Верховного Совета Крыма на участие в проверке соблюдения законности государственными
органами, объединениями граждан, предприятиями,
учреждениями и организациями
1. По поручению Верховного Совета Крыма или его органовдепутат принимает участие в проверках соблюдения законностирасположенными на территории Республики Крым государственнымиорганами, объединениями граждан, предприятиями и организациями, вдепутатских расследованиях, знакомится с необходимыми для этогодокументами и материалами.
О результатах проверки депутат информирует Верховный Советили его органы, а также ставит в известность соответствующиегосударственные органы, объединения граждан, предприятия,учреждения и организации.
При необходимости депутат вносит предложения по обеспечениюсоблюдения законности в деятельности указанных органов,объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций,устранению выявленных нарушений и недостатков, привлечению кответственности лиц, допустивших нарушение законности игосударственной дисциплины.
2. Депутат вправе инициировать в Верховном Совете Крыма илиего органах вопрос о необходимости проведения проверок соблюдениязаконности государственными органами, объединениями граждан,предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными натерритории Республики Крым, о проведении депутатских расследованийпо указанному вопросу.
Депутат Верховного Совета Крыма не обязан сообщать обиспользуемом им источнике информации.
Статья 11. Право депутата Верховного Совета Крыма на участие в депутатском расследовании
1. По поручению Верховного Совета Крыма депутат участвует вдепутатском расследовании, назначенном по решению ВерховногоСовета Крыма.
2. По требованию депутатской комиссии по расследованию всегосударственные органы, объединения и организации, их должностныелица должны беспрепятственно предоставлять необходимые длярасследования сведения, материалы и документы. Никто не вправеуклоняться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатскоерасследование. Результаты расследования представляются в ВерховныйСовет или его органы, подлежат обсуждению, и Верховный Советпринимает по ним соответствующее решение.
3. Депутатское расследование не препятствует проведениюрасследования по этому же вопросу уполномоченными на этогосударственными органами.
Статья 12. Право депутатов Верховного Совета Крыма
объединяться в депутатские группы, фракции
1. Депутаты имеют право объединяться в депутатские группы,фракции.
2. Порядок образования и особенности деятельности депутатскихгрупп, фракций в Верховном Совете Крыма определяются РегламентомВерховного Совета Крыма, иными законодательными актами Республики,регулирующими депутатскую деятельность. Депутатские группы и ихобъединения вправе обнародовать информацию о своей деятельности вофициальных изданиях Верховного Совета Крыма.
Статья 13. Обязанности депутата в Верховном Совете
Крыма и его органах
Депутат Верховного Совета Крыма обязан:
а) присутствовать и принимать участие в заседаниях ВерховногоСовета Крыма и его органов, в состав которых он избран, выполнятьих поручения, соблюдать Регламент Верховного Совета Крыма и иныеправовые акты, определяющие порядок деятельности Верховного Советаи его органов. В случае невозможности прибыть на сессию илизаседание Верховного Совета депутат сообщает об этом СекретариатуВерховного Совета и председателю соответствующей постояннойкомиссии;
б) принимать участие в контроле за исполнением законов и иныхактов Верховного Совета Крыма, решений его органов;
в) информировать Верховный Совет Крыма и его органы, в составкоторых он избран, о выполнении поручений Верховного Совета и егоорганов.
Статья 14. Ответственность депутата за неисполнение своих депутатских обязанностей в Верховном Совете Крыма
1. В случае неисполнения депутатом своих обязанностей вВерховном Совете или его органах, нарушения им установленногопорядка их работы вопрос о поведении депутата может бытьрассмотрен Верховным Советом или соответственно образуемыми иморганами.
2. Депутат может быть выведен из состава постоянной иливременной комиссии Верховного Совета за систематическое неучастиев их работе.
3. Все выплаты, связанные с обеспечением выполнениядепутатских обязанностей, за дни отсутствия без уважительныхпричин не производятся.
4. Меры, принятые Верховным Советом в отношении депутата, неучаствующего без уважительных причин в заседании Верховного Советаили его органов, публикуются в газетах Верховного Совета и местныхСоветов, на территории которых находится избирательный округ этогодепутата. Ежемесячно в этих же газетах соответственно публикуютсясведения об отсутствии депутатов Верховного Совета на сессии безуважительных причин.
Статья 15. Депутатская этика
1. Депутат Верховного Совета Крыма должен соблюдать нормыдепутатской этики. Недопустимым является использование депутатомсвоего статуса вопреки законным интересам общества, граждан игосударства.
2. В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведениидепутата рассматривается Постоянной комиссией Верховного СоветаКрыма мандатной, по депутатской этике и организации работыВерховного Совета. Меры воздействия в отношении депутата принимаетВерховный Совет Крыма.
3. Позиция, высказанная депутатом Верховного Совета Крыма, неможет быть предметом рассмотрения в Верховном Совете Крыма и егоорганах, если он не допустил действий, прямо запрещенных законом.
III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА
В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ
Статья 16. Права депутата Верховного Совета Крыма
1. Депутат Верховного Совета Крыма имеет право:
а) принимать участие в рассмотрении в органах государственнойвласти любых вопросов, затрагивающих интересы граждан иорганизаций;
б) обращаться в государственные органы и объединения граждан,предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам повопросам своей депутатской деятельности;
в) посещать любые государственные органы, органы объединенийграждан, предприятия, учреждения и организации по вопросам своейдепутатской деятельности;
г) проверять по собственной инициативе с привлечением принеобходимости представителей государственных органов и объединенийграждан сведения о нарушениях законности, охраняемых законом прави интересов граждан и организаций;
д) требовать от соответствующих органов и должностных лицпрекращения нарушений законности, охраняемых законом прав иинтересов граждан и организаций;
е) получать полную и достоверную информацию по вопросам,связанным с осуществлением депутатских полномочий, от всехгосударственных органов и органов объединений граждан,предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц;
ж) проводить собрания избирателей округа, встречи сизбирателями, трудовыми коллективами, объединениями граждан;
з) принимать участие в заседаниях объединений депутатов,избирателей, органов самоуправления, собраниях граждан по местужительства, трудовых коллективов, военнослужащих в воинскихчастях;
и) депутат вправе в случае обоснованного требования получитьразрешение на хранение и ношение личного огнестрельного оружия насрок выполнения депутатских полномочий. Выдача и учет такогооружия проводится Министерством внутренних дел Крыма;
к) повышать свой профессиональный уровень за счет средствВерховного Совета.
2. Депутаты вправе объединяться в депутатские клубы, другиедепутатские формирования.
Статья 17. Депутатское обращение
1. Депутатское обращение - это изложенное в письменной формепредложение депутата, адресованное должностным лицамгосударственных органов, руководителям предприятий, учреждений иорганизаций, осуществить определенные мероприятия, датьофициальное разъяснение или изложить позицию по вопросам,отнесенным к их компетенции.
2. Депутат вправе обращаться к должностным лицам всехгосударственных органов и органов объединений граждан,руководителям предприятий, учреждений и организаций, независимо отформ собственности и подчинения, по вопросам, связанным сдепутатской деятельностью, и принимать участие в рассмотрениипоставленных вопросов.
3. Свое обращение депутат передает соответствующемудолжностному лицу непосредственно или отправляет почтой.
4. Депутатское обращение обязательно для рассмотрениядолжностными лицами, которым оно адресовано, в течение 10 дней смомента получения. Если обращение не может быть рассмотрено вопределенный срок по объективным причинам, депутата уведомляют обэтом официальным письмом с изложением мотивов продления срокарассмотрения, который не должен превышать 30 дней с момента егополучения.
5. Если депутат, внесший обращение, изъявил желаниеприсутствовать при его рассмотрении, должностное лицо обязанозаблаговременно предупредить депутата о времени и местерассмотрения обращения.
6. Обоснованный ответ на депутатское обращение должен бытьнаправлен депутату не позднее чем на второй день послерассмотрения. Если депутат не удовлетворен ответом на своеобращение и если, по его мнению, должностное лицо уклоняется отрешения поставленного в обращении вопроса, он вправе внестидепутатский запрос в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.
Статья 18. Право депутата Верховного Совета Крыма на безотлагательный прием должностными лицами
1. Депутат пользуется правом безотлагательного приемаруководителями и другими должностными лицами государственныхорганов и органов объединений граждан, предприятий, учреждений иорганизаций по вопросам депутатской деятельности.
2. Депутат при предъявлении удостоверения депутата ВерховногоСовета Крыма пользуется правом беспрепятственного доступа напредприятия, в учреждения и организации, расположенные натерритории Республики Крым, независимо от их подчинения, формсобственности, режима секретности. Требования о предъявлении илиоформлении других документов, а также личный досмотр депутата,досмотр и проверка его вещей запрещаются.
3. Порядок доступа депутата Верховного Совета Крыма вспециальные подразделения предприятий, учреждений и организаций,деятельность которых связана с обеспечением государственной и инойтайны, устанавливается законодательством Украины и Крыма.
4. На территории Республики Крым для депутата не можетсуществовать территорий закрытого типа, куда пускают толькопроживающих на данной территории. Доступ на такие территорииосуществляется безотлагательно по требованию депутата.
Статья 19. Право депутата Верховного Совета Крыма требовать
устранения нарушения законности
1. Депутат как представитель государственной властиРеспублики в случае нарушения охраняемых законом прав и интересовграждан и иных нарушений законности вправе на месте потребоватьпрекращения нарушения или обратиться в соответствующие органы и кдолжностным лицам с требованиями принять незамедлительные меры попресечению таких нарушений.
2. Если должностные лица, к которым обратился депутат стребованием пресечь нарушение правопорядка, не приняли необходимыхмер, они несут дисциплинарную, административную или уголовнуюответственность в установленном законодательством порядке.
Статья 20. Право депутата Верховного Совета Крыма на участие в работе местных Советов
Депутат Верховного Совета Крыма вправе принимать участие справом совещательного голоса в работе местных советов и ихорганов.
Статья 21. Обязанности депутата Верховного Совета Крыма в
избирательном округе
В избирательном округе депутат Верховного Совета Крымаобязан:
а) регулярно информировать избирателей о своей работе вВерховном Совете Крыма и его органах, о работе Верховного Совета иего органов, выполнении их решений, а также о реализации своейпредвыборной программы;
б) участвовать в осуществлении контроля за исполнениемзаконов, постановлений, иных актов Верховного Совета и егоорганов;
в) знать общественное мнение, потребность и запросынаселения, в случае необходимости уведомлять о них Верховный Совети его органы, вносить предложения и принимать меры по их учету иудовлетворению;
г) вести регулярный прием избирателей.
Статья 22. Рассмотрение депутатом Верховного Совета Крыма
предложений, заявлений и жалоб граждан
1. Депутат рассматривает полученные им предложения, заявленияи жалобы избирателей, принимает меры по их законному иобоснованному разрешению; изучает причины, порождающие жалобы, иможет вносить соответствующие предложения в Верховный Совет, егоорганы и органы объединений граждан, предприятиям, учреждениям иорганизациям.
2. Депутат вправе с привлечением при необходимости своихпомощников, представителей объединений граждан, контрольныхорганов осуществлять контроль за рассмотрением полученныхпредложений, заявлений и жалоб в государственных органах и органахобъединений граждан, на предприятиях, в учреждениях и организацияхнезависимо от форм собственности и подчинения и принимать личноеучастие в их рассмотрении.
( Часть вторая статьи 22 в редакцииЗакона Республики Крым N 758-1 ( rb0758002-96 ) от 18.04.96 )
3. К участию в рассмотрении предложений, заявлений и жалоб, атакже в приеме граждан депутат в случае необходимости привлекаетдолжностные лица государственных органов и органов объединенийграждан, предприятий, учреждений и организаций, расположенных натерритории избирательного округа. Не позднее чем за три дня доначала приема депутат уведомляет их о времени и месте проведенияприема, а также об ориентировочном круге вопросов, который долженбыть рассмотрен с участием приглашенного руководителя.Руководитель государственного органа или органа объединенийграждан обязан присутствовать на приеме депутата лично илинаправить вместо себя компетентное лицо.
4. По результату рассмотрения предложений, заявлений илижалоб депутат может обратиться к должностным лицам соответствующихорганов, предприятий, учреждений и организаций с депутатскимобращением.
Статья 23. Отчет депутата Верховного Совета Крыма перед
избирателями
1. Депутат обязан периодически, но не реже одного раза в годотчитываться перед избирателями округа, а также перед коллективамии объединениями граждан, выдвинувшими его кандидатуру в депутаты,о своей депутатской деятельности, выполнении предвыборнойпрограммы. Отчет может быть проведен также по требованию не менее200 избирателей.
2. Собрания избирателей для проведения отчетов депутата ивстреч с ним созываются исполнительными комитетами местныхСоветов, советами трудовых коллективов и органами самоуправления.
3. Депутату обеспечиваются необходимые условия для проведенияотчетов и встреч с избирателями. С этой целью исполнительныйкомитет местного Совета выделяет помещение, оборудование,заблаговременно извещает граждан о времени и месте проведенияотчета или встречи депутата с избирателями.
4. Расходы, связанные с использованием помещений,оборудования, средств массовой информации для отчетов и встречдепутата Верховного Совета Крыма, осуществляются за счетгосударства.
IV. ГАРАНТИИ ПРАВ ДЕПУТАТА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА
Статья 24. Осуществление депутатских полномочий
1. Никто не вправе лишать депутата Верховного Советаполномочий, приостанавливать или ограничивать их иначе как пооснованиям и в случаях, предусмотренных Конституцией РеспубликиКрым и настоящим Законом.
2. При введении чрезвычайного или военного положениягражданские права и полномочия депутата Верховного Совета Крыма натерритории республики не ограничиваются.
3. Государство и его органы, предприятия, учреждения иорганизации независимо от форм собственности и подчиненияобеспечивают депутату необходимые условия для эффективногоосуществления им полномочий, а объединения граждан и его органыоказывают ему в этом содействие.
( Часть третья статьи 24 сизменениями, внесенными в соответствии с Законом Республики КрымN 758-1 ( rb0758002-96 ) от 18.04.96 )
4. Постановлением Верховного Совета Крыма могут бытьприостановлены до трех месяцев полномочия депутата ВерховногоСовета Крыма, препятствующего (противоправными действиями)осуществлению другими депутатами своих депутатских обязанностей.
( Статью 24 дополнено частью четвертой в соответствии сПостановлением ВС Крыма N 1135-1 ( rb1135002-97 ) от 09.04.97 )
Статья 25. Неприкосновенность личности депутата Верховного
Совета Крыма
1. Депутат Верховного Совета Крыма не может быть привлечен куголовной ответственности, арестован или подвергнут мерамадминистративного взыскания, налагаемым в судебном порядке, безсогласия Верховного Совета Крыма.
2. Не допускаются обыск, досмотр личных вещей и багажа,транспорта, жилого или служебного помещения депутата, а такженарушение тайны корреспонденции, прослушивание телефонныхпереговоров и применение иных мер, ограничивающих права и свободыдепутата.
3. Депутат Верховного Совета Крыма по истечении срокаполномочий может быть привлечен к ответственности попредъявленному ему обвинению в нарушении закона, имевшем место впериод исполнения депутатских полномочий, лишь в порядке,установленном законодательством в отношении народного депутатаУкраины.
( Часть третья статьи 25 в редакции с Закона РеспубликиКрым N 758-1 ( rb0758002-96 ) от 18.04.96 )
4. Уголовное дело в отношении депутата Верховного СоветаКрыма может быть возбуждено только Прокурором Республики Крым.
Статья 26. Порядок дачи согласия Верховного Совета Крыма на привлечение депутата Верховного Совета Крыма к
ответственности
1. Для получения согласия Верховного Совета Крыма напривлечение депутата к уголовной ответственности, арест илиприменение мер административного взыскания, налагаемых в судебномпорядке. Прокурор Республики Крым, Председатель Верховного СудаРеспублики Крым вносят в Верховный Совет представление, о чемнезамедлительно доводится до сведения депутата.
Представление вносится до предъявления депутату обвинения илидачи санкции на арест или направления дела об административномправонарушении на рассмотрение в суд.
2. Верховный Совет Крыма рассматривает представлениеПрокурора Республики Крым, Председателя Верховного Суда РеспубликиКрым не позднее чем в месячный срок в порядке, предусмотренномРегламентом Верховного Совета Крыма и настоящим Законом.
При необходимости от Прокурора Республики Крым, ПредседателяВерховного Суда Республики могут быть истребованы дополнительныематериалы.
3. Верховный Совет Крыма принимает большинством - 2/3 голосовдепутатов Верховного Совета - мотивированное решение и втрехдневный срок извещает о нем Председателя Верховного СудаРеспублики Крым и Прокурора Республики.
Депутат имеет право принимать участие в обсуждении ВерховнымСоветом вопроса о его депутатской неприкосновенности.
4. Прокурор Республики Крым в трехдневный срок со дняокончания производства по делу обязан сообщить Верховному СоветуКрыма о результатах следствия.
О результатах рассмотрения дела в суде ПредседательВерховного Суда Республики в трехдневный срок информируетВерховный Совет Крыма.
Статья 27. Обеспечение депутата Верховного Совета Крыма информационными материалами и юридической помощью
1. Депутат обеспечивается актами, принятыми Верховным СоветомКрыма и его Президиумом, а также информационными и справочнымиматериалами, официально распространяемыми правительственными идругими государственными органами. Местные Советы при обращениидепутата Верховного Совета Крыма обязаны обеспечить егоофициальными материалами Советов и их органов.
2. Государственные органы, должностные лица государственныхпредприятий, учреждений и организаций обязаны по требованиюдепутата Верховного Совета Крыма обеспечить его консультациямиспециалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, ипредоставить безотлагательно, а при отсутствии такой возможности -не позднее чем в пятнадцатидневный срок необходимую емуинформацию.
3. Президиум Верховного Совета Крыма, исполнительные комитетыместных Советов, должностные лица государственных предприятий,организаций, научных, учебных и юридических учреждений,правоохранительных органов обязаны обеспечить депутатубезвозмездную помощь по правовым вопросам, возникающим в егодепутатской деятельности.
Статья 28. Использование депутатом средств массовой информации и технических средств
1. Депутату Верховного Совета Крыма обеспечиваетсяпреимущественное право выступать по вопросам депутатскойдеятельности в государственных средствах массовой информации.Материалы, предоставляемые депутатами по поручению комиссий,депутатских групп (фракций) Верховного Совета Крыма, подлежатобязательному опубликованию или распространению черезгосударственные средства массовой информации в срок, согласованныйс ними, но не позднее 7 дней после обращения. Редактированиепредоставляемых материалов без согласия авторов не допускается.
( Часть первая статьи 28 в редакции Закона Республики Крым N 758-1( rb0758002-96 ) от 18.04.96 )
2. Государственные периодические издания, выходящие визбирательном округе депутата, а также местные радио и телевидениеобязаны давать объявления о встрече избирателей с депутатом.
Компенсация расходов производится за счет Верховного СоветаКрыма.
3. Депутат для нужд депутатской деятельности имеет право набесплатное использование средств связи, копировально-множительной,вычислительной и другой оргтехники Верховного Совета Крыма,исполнительных органов власти.
Депутату Верховного Совета Крыма вне очереди производитсяустановка телефона по его месту жительства.
4. Депутат имеет право на беспрепятственное и безвозмездноепользование библиотеками, архивами и другими учреждениями,имеющими информацию, необходимую депутату, на всей территорииРеспублики Крым, независимо от их подчинения.
Статья 29. Гарантии трудовых прав депутата Верховного
Совета Крыма
1. Депутату, освобожденному от производственных или служебныхобязанностей на период выполнения депутатских полномочий,предоставляется по истечении срока его полномочий прежняя работа(должность), а при ликвидации или реорганизации предприятия,учреждения, организации - другая равноценная работа (должность) натом же или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении,организации.
( Часть вторая статьи 29 исключена на основании ПостановленияВР АРК N 320-2/98 ( rb0320002-98 ) от 24.12.98 )
3. Время работы депутата в Верховном Совете Крыма, егоорганах засчитывается в его общий и непрерывный стаж работы, атакже стаж работы (службы) по специальности, стаж работы, дающийправо на установление процентных надбавок к заработной плате иполучение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стажработы по специальности на данном предприятии), процентнойнадбавки за выслугу лет, выплату вознаграждения по итогам работы,право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, еслидепутат был избран с должности или профессии, предусматривающейэту льготу, и распространяется также на срок для присвоениявоинских и специальных званий.
4. В общий и непрерывный стаж работы (службы) поспециальности, по которой депутат работал до его освобождения отпроизводственных или служебных обязанностей, засчитывается и товремя, когда бывший депутат Верховного Совета Крыма временно неработал в связи с невозможностью предоставить ему прежнюю илиравноценную работу (должность).
5. Депутат, являющийся военнослужащим, аттестованнымработником органов Министерства внутренних дел. Службыбезопасности Республики Крым, прикомандировывается к ВерховномуСовету Крыма с оставлением на действительной военной службе,службе в Министерстве внутренних дел. Службе безопасностиРеспублики Крым. По истечении полномочий депутата он направляетсяв распоряжение соответствующего ведомства для дальнейшегопрохождения службы на прежней или, с его согласия, на другой, нениже прежней, должности.
6. Депутат на время исполнения своих полномочий освобождаетсяот призыва на действительную военную или альтернативную службу, атакже от призыва на военные сборы.
7. Депутат, сочетающий депутатскую деятельность с исполнениемпроизводственных или служебных обязанностей, а также все депутатыв течение четырех лет по истечении их полномочий не могут быть поинициативе собственника предприятия, учреждения, организации илиуполномоченного им органа уволены с работы, с действительнойвоенной службы, службы в органах Министерства внутренних дел.Службы безопасности Республики Крым - по инициативе командования,исключены из кооператива, учебного заведения в порядкедисциплинарного взыскания, понижены в должности или в звании безпредварительного согласия Верховного Совета Крыма.