П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМСКОЙ АССР
( Постановление утратило силу на основании Постановления Верховной Рады АРК N 1596-4/06 ( rb1596002-06 ) от 22.02.2006 )
О концепции Конституции Крымской АССР
( Ведомости Верховного Совета Крыма, 1991-1992 г., N 1, ст. 35 )
Верховный Совет Крымской АССР п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить концепцию Конституции Крымской АССР с учетомизменений и дополнений, высказанных в ходе обсуждения(прилагается).
2. Вынести вопрос о названии государства и Конституции нареферендум в двух вариантах:
2.1. Республика Крым.
2.2. Крымская Автономная Советская СоциалистическаяРеспублика.
3. Опубликовать концепцию Конституции Крымской АССР в газетах"Крымская правда" и "Курортный Крым".
4. Поручить Президиуму Верховного Совета Крымской АССРсовместно с комиссией по разработке Конституции Крымской АССРсоздать рабочие группы по подготовке отдельных разделовКонституции из числа членов комиссии с привлечением ученых испециалистов.
Председатель
Верховного Совета Крымской АССР Н.БАГРОВ
г. Симферополь,
19 июля 1991 г.
N 66-1
КОНЦЕПЦИЯ
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(Крымской Автономной Советской Социалистической
Республики)
Концепция Конституции Республики Крым (Крымской АвтономнойСоветской Социалистической Республики) содержит основополагающиеположения и принципы, в соответствии с которыми в настоящее времяосуществляется глубокое и всестороннее реформирование советскогонационально-государственного устройства, формирование на новыхдоговорно-конституционных началах Союза ССР - федеративногодемократического правового государства, в состав которого вместе сдругими равноправными государствами - участниками СоюзногоДоговора - входит и Республика Крым (Крымская АССР).
В Конституции Республики Крым (Крымской АССР) законодательнозакрепляются:
I. Политико-правовой статус Республики Крым (Крымской АССР)как демократического правового государства в составе Украины. Этозначит, что Конституция Республики Крым (Крымской АССР) не должнапротиворечить Конституции и Законам Республики Украины, соблюдениеи исполнение которых является обязательным на территорииРеспублики Крым (Крымской АССР).
Политико-правовой статус Республики Крым (Крымской АССР)реализуется на основе договорно-конституционных начал, т.е. насочетании Договора и Конституции суверенной Республики Украины ивходящей в ее государственное устройство Республики Крым(Крымской АССР).
Так как Республика Крым (Крымская АССР) является участникомДоговора о Союзе Суверенных Государств, в ее Конституции такжесформулированы и те положения, которые определяютполитико-правовой статус Республики Крым (Крымской АССР) вструктуре Союза ССР.
II. Все положения Конституции Республики Крым (Крымской АССР)отражают исходные фундаментальные идеи и принципы демократии,гуманизма, социальной справедливости, равенства, гарантииосуществления прав народов, человека и гражданина, приверженностьк общечеловеческим ценностям и общепризнанным нормам права,равноправие всех национальных культур и духовных ценностей,верховенство в общественной и государственной жизни Законов,взаимные права и ответственность граждан, общества и государстваза осуществляемую ими деятельность, состояние экономики, культуры,законности и правопорядка, развитие прогресса. Эти и другиеположения Конституции являются основополагающими началамиукрепления и последующего развития гражданского общества иправового государства на территории Крыма.
III. Конституция Республики Крым (Крымской АССР) - ОсновнойЗакон общества и государства, поэтому она как нормативно-правовойакт высшей юридической силы отличается от всех иныхгосударственных актов особой императивностью и стабильностьюпредписаний, регулирует наиболее важные общественные отношения идействует в пределах весьма длительного по времени историческогопериода. Конституция Республики Крым (Крымской АССР) являетсяактом непосредственного, прямого действия. В целях обеспеченияисключительной императивности, а также указанных свойствКонституции и ее высокой эффективности в правовой системеРеспублики вводится институт Конституционных Законов: Закон опорядке введения Конституции Республики Крым (Крымской АССР) вдействие; Законы о собственности, выборах, языках, земле и др.
IV. Как Конституция государства, входящего в состав Украины ив федеративное устройство Союза ССР, Конституция Республики Крым(Крымской АССР) в пределах установленных (Договорами иКонституциями СССР и Республики Украины) полномочий обладает насвоей территории верховенством, т.е. высшей юридической силой поотношению ко всем другим актам государственных органов Союза ССР иРеспублики Украины.
В плане законодательной техники Конституция КрымскойРеспублики является наиболее доступным и понятным для всех гражданправовым актом. Поэтому предписания текста Конституциисформулированы предельно лаконично, точно, ясны в восприятии.Кроме того, Основной Закон отличается рациональной компактностью,т.е. является относительно небольшим по объему правовымдокументом.
Соблюдение и исполнение норм Конституции Республики Крым(Крымской АССР), равно как реализация положений Союзного Договораи Конституции СССР, Конституции и Законов Республики Украины,является важнейшей обязанностью граждан, должностных лиц,государственных органов и общественно-политических организаций.Какой-либо отказ от соблюдения Конституции является антисоциальными противоправным актом, посягающим на политико-правовой статусРеспублики Крым (Крымской АССР), права, свободы и законныеинтересы ее граждан.
V. Структура Конституции Республики Крым (Крымской АССР).
ПРЕАМБУЛА.
Раздел I.
Основы конституционного строя
Глава 1. Республика Крым (Крымская АССР) - правовоедемократическое государство.
Глава 2. Республика Крым (Крымская АССР) и Союз СуверенныхГосударств.
Глава 3. Административно-территориальное устройство.
Глава 4. Избирательная система. Гарантии осуществлениянародовластия в Республике Крым (Крымской АССР).
Глава 5. Государственный флаг. Государственный герб.Государственный гимн Республики Крым (Крымской АССР).
Глава 6. Столица Республики Крым (Крымской АССР).
Раздел II.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Глава 7. Общие положения.
Глава 8. Гражданство и права народов в Республике Крым(Крымской АССР).
Глава 9. Гражданские и политические права и свободы.
Глава 10. Экономические, социальные и культурные права.
Глава 11. Экологические права.
Глава 12. Гарантии и социально-правовая защита прав человекаи гражданина.
Глава 13. Обязанности человека и гражданина.
Раздел III.
Гражданское общество и государство
Глава 14. Общие положения.
Глава 15. Экономическая система, собственность, труд.
Глава 16. Брак и семья.
Глава 17. Охрана здоровья.
Глава 18. Экологическая безопасность.
Глава 19. Культура, образование, наука.
Глава 20. Религия и религиозные объединения граждан.
Глава 21. Политические партии, иные общественные объединенияграждан.
Глава 22. Печать и другие средства массовой информации.
Раздел IV.
Государственное устройство Республики Крым (Крымской АССР)
Глава 23. Общие положения.
Глава 24. Законодательная власть. Верховный Совет РеспубликиКрым (Крымской АССР)
Глава 25. Председатель Верховного Совета Республики Крым(Крымской АССР).
Глава 26. Исполнительная власть. Совет Министров РеспубликиКрым (Крымской АССР).
Глава 27. Конституционный Суд Республики Крым (КрымскойАССР).
Глава 28. Государственная власть и местное самоуправление.
Глава 29. Судебная власть.
Глава 30. Прокуратура.
Раздел V.
Обеспечение конституционного строя Республики Крым
(Крымской АССР)
Раздел VI.
Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию
Республики Крым (Крымской АССР)
Преамбула отражает мотивы и цели принятия КонституцииРеспублики Крым (Крымской АССР), волеизъявление граждан,стремление представителей всех наций и народностей к воссозданиюгосударственности на территории Крыма, к участию в образованииСоюза ССР как демократического правового федеративногогосударства.
В преамбуле изложены идеи о приоритете общечеловеческихценностей и общепризнанных норм и принципов международного права;Конституция провозглашается Основным Законом общества и РеспубликиКрым (Крымской АССР), в соответствии с которым строится всяправовая система государства; утверждение демократии, гуманизма,обеспечивающих социальную справедливость, незыблемость прав исвобод человека, как реальное и последовательное воплощение вжизнь общества социалистической идеи, определяется важнейшейзадачей создаваемого правового государства - Республики Крым(Крымской АССР).
Раздел I.
Основы конституционного строя
В данном разделе закрепляются основополагающие принципы,определяющие политико-правовой, конституционный статус РеспубликиКрым (Крымской АССР) как демократического правового государства всоставе Украины. Признавая государственный суверенитет, соблюдаяКонституцию и Законы Украины, Республика Крым (Крымская АССР) какгосударство в пределах установленной компетенции самостоятельноосуществляет на своей территории всю полноту государственнойвласти. Без согласия Республики Крым (Крымской АССР) и населения(только в определяемом Законами порядке) не могут быть измененыграницы ее территории и решены другие вопросы, затрагивающиеполитико-правовой статус Крымского государства и коренные интересыего граждан. Также закрепляется положение, что территорияРеспублики Крым (Крымской АССР) находится под охранойгосударственного суверенитета Украины, Договора о Союзе СуверенныхГосударств, Законов.
В пределах своей компетенции Республика Крым (Крымская АССР)в лице высших органов государственной власти и управлениясамостоятельно осуществляет следующие полномочия: принятиеКонституции и Конституционных Законов; организует контроль за ихсоблюдением; обеспечение безопасности личности, прав, свобод иобязанностей граждан, общественного и национального согласия,законности и правопорядка; определениеадминистративно-территориального устройства; установление порядкаорганизации и деятельности республиканских и местных органовгосударственной власти, системы и основных форм местногосамоуправления; формирование судебной власти и арбитражного суда;учреждение Конституционного Суда; законодательное регулированиепорядка образования и деятельности на территории Крымаобщественных объединений граждан (в том числе: политическихпартий, общественно-политических, экологических и др. организацийи движений); установление режима чрезвычайного положения ивведение карантина на территории Республики либо в отдельных еерегионах; законодательное регулирование языковых отношений натерритории Крыма; правовое регулирование миграционных процессов;разработка и проведение научно обоснованной демографическойполитики, обеспечивающей неуклонное повышение материального идуховно-культурного благосостояния народов и каждого гражданина,социальный прогресс; владение, пользование и распоряжение (правособственности) землей, недрами, водными, лесными и другимиприродными ресурсами, находящимися на территории Республики Крым(Крымской АССР) и являющимися общим и неотчуждаемым достояниемвсего народа; законодательное регулирование и обеспечениеюридического равенства всех форм собственности (государственной,частной, кооперативной, личной, акционерной и др.),предпринимательской деятельности, материальной и моральнойзаинтересованности; определение статуса местности как курорта,установление правового режима округа санитарной охраны курортов;разработка и утверждение государственных программсоциально-экономического и национально-культурного развития Крыма;обеспечение экологической безопасности; защита памятников историии культуры; создание собственного государственного валютногофонда; участие во внешнеэкономической деятельности и др.
Наряду с этим Крымская Республика реализует свои полномочия,также участвуя в решении вопросов, отнесенных к ведению ВерховногоСовета, Кабинета Министров и других государственных органовРеспублики Украины и Союза ССР; вступает в отношения синостранными государствами и организациями, республиками -субъектами Союза, заключает с ними договоры и соглашения,обменивается полномочными представителями и т.д.
В этом же разделе изложены положения и закреплены принципы,определяющие политико-правовой статус Республики Крым (КрымскойАССР) как участника Договора о Союзе Суверенных Государств и каксубъекта образованного в соответствии с данным Договоромсуверенного правового демократического федеративного государства -Союза ССР.
Эти и другие положения Конституции Республики Крым (КрымскойАССР) законодательно закрепляют волеизъявление населения Крыма,выраженное им на референдуме 20 января 1991 года по вопросувоссоздания Крымской АССР и на общесоюзном референдуме 17 марта1991 года по вопросу образования Союза Суверенных Государств.
Как государство Республика Крым (Крымская АССР) входит в СоюзССР как непосредственно, так и в составе Республики Украины.
Здесь же закрепляются основные принципы, к которым приверженаРеспублика Крым (Крымская АССР) как участник Союзного Договора и всоответствии с которым она строит свои взаимоотношения с другимиреспубликами и Союзом; это: равенство, уважение суверенитета,территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела,разрешение споров демократическим путем, исключительно мирнымисредствами, сотрудничество, взаимопомощь, добросовестноевыполнение обязательств по Договору и межреспубликанскимсоглашениям, а также другие положения, определяемые статусом,ролью и назначением Союза ССР как федеративного демократическогогосударства.
В соответствии с принципами и условиями Договора о СоюзеСуверенных Государств Республика Крым (Крымская АССР) делегируетряд своих полномочий Союзу в целях осуществления им единой и общейдля всех его субъектов (государств-участников) внешней ивнутренней политики, реализующей общность интересов в решенииединых задач экономического и социально-культурного развития,создания единого экономического и правового пространства, системыгосударственной безопасности и обороны, валюты и т.д., на всейтерритории Союза и республик.
Конституция Республики Крым (Крымской АССР) закрепляетправило, согласно которому вне пределов, отнесенных к ведениюСоюза (равно к ведению государственных органов РеспубликиУкраины), Республика Крым (Крымская АССР) самостоятельноосуществляет свои полномочия на своей территории.
Республика Крым (Крымская АССР) также участвует в реализацииполномочий союзных органов, в том числе посредством совместногоформирования этих органов, специальных процедур согласованиярешений, их исполнения и т.д.
Крымская Республика вправе опротестовать действие на своейтерритории Законов Союза и Республики Украины, если они нарушаютДоговор, противоречат Конституциям Украины, СССР и КонституцииРеспублики Крым (Крымской АССР) или ее Законам, принятым впределах компетенции Республики.
В Конституции изложены принципы
административно-территориального устройства Республики Крым
(Крымской АССР), отражающие природные и географические особенности
Крыма, исторически сложившееся деление территории на отдельные
районы, курортные места и зоны, расселение граждан по городам,
поселкам, селам и т.д.; изменения, которые произошли и происходят
в настоящее время в экономике, политической системе,
государственном строительстве, демографической структуре Крыма и
др.
Здесь же сформулировано положение о возможности создания натерритории Республики Крым (Крымской АССР) национально-культурныхтерриториальных образований - районов, сел, поселков и т.д.,реализующих принципы национально-культурной автономии этническихобщностей, народов, компактно проживающих на определеннойтерритории.
Отдельные статьи Конституции посвящены определению правовогостатуса города Севастополя.
Детально и в полном объеме вопросы
административно-территориального устройства Республики Крым
(Крымской АССР) определяются Конституционным Законом.
Конституция закрепляет положения, гарантирующие осуществлениев Республике реального полновластия народа, в том числе какнепосредственно в форме прямого волеизъявления граждан по вопросамформирования представительных органов государственной власти,местного самоуправления, избрания народных судей, принятиязаконодательных актов, других государственных решений, так и черезпредставительные органы государства и местное самоуправление.
Гарантии осуществления народовластия обеспечиваютсяКонституционными Законами Республики Крым (Крымской АССР) ореферендуме, выборах и избирательной системе, о порядкеобразования и деятельности местных органов государственной властии самоуправления и др., а также соответствующим законодательствомРеспублики Украины и Союза ССР.
Основу общественного и государственного строя Республики Крым(Крымской АССР) составляет экономический, политический,идеологический и культурный плюрализм. Общественные объединенияграждан (политические партии, движения и др.), ставящие своейцелью насильственное ниспровержение или изменение конституционногостроя Республики Крым (Крымской АССР), запрещаются.
Конституция закрепляет важнейшие принципы избирательнойсистемы и избирательного права, которыми обеспечиваютсядемократизм, права всех народов, равенство граждан,многопартийность, состязательность и т.д, законность иправопорядок в процессе их реализации.
Завершается раздел положениями о государственной символике(флаг, греб), Государственном гимне и столице Республики Крым(Крымской АССР). Учитывая общепринятую в государствах практику,описание символов - флага и герба, - а также порядок ихиспользования в общественной и государственной жизни Республикиопределяются Конституционным Законом. В Конституции РеспубликиКрым (Крымской АССР) устанавливается обязанность всехгосударственных органов, общественных объединений, должностных лици граждан уважать государственную символику Республики, защищатьее нравственно-правовыми средствами как культурно-историческую исоциальную ценность общества и государства.
Раздел II.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Положения данного раздела пронизывают всю КонституциюКрымской Республики, обеспечиваются учреждаемыми еюгосударственными и юридическими институтами. Он исходит изпринципиально новых идей государственно-правового строительства,признающих человека высшей ценностью цивилизации. Основу положенийраздела составляют идеи и принципы Всеобщей декларации правчеловека, Международных пактов об экономических, социальных,культурных, гражданских и политических правах, Парижской хартиидля новой Европы, другие международно-правовые документы иобязательства Украины и Союза ССР перед мировым сообществом вобласти прав человека.
Жизнь человека, его честь, достоинство, свобода и личнаянеприкосновенность и другие права не даруются государством людям,а являются естественными и неотчуждаемыми правами человека.Порядок их осуществления устанавливается только Законом. Права исвободы человека и гражданина не могут ограничиваться, кромеслучаев, предусмотренных Конституцией. Все права и свободычеловека и гражданина, закрепленные Конституцией и Законами,подлежат судебной защите. Государство отвечает за обеспечение правчеловека и гражданина независимо от их расовой принадлежности,национальности, вероисповедания, социального положения.
Граждане равны перед Законом и имеют равное право на защиту.Все государственные органы и должностные лица обязаны уважатьправа человека и гражданина, всемерно содействовать их реализации.
Положения раздела соответствуют предписаниям КонституцииРеспублики Украины. В них отражаются нормы института гражданствасуверенного государства, в состав которого входит Республика Крым(Крымская АССР). Гражданами Республики Крым (Крымской АССР)являются лица, постоянно проживающие в Крыму, соблюдающиеКонституцию и Законы государства, права человека и народов. На еетерритории действует единое для всех гражданство Республик Украиныи Крыма (Крымской АССР), гражданство, установленное Договором оСоюзе Суверенных Государств и Союзной Конституцией. Эти положениязакрепляются и детализируются в Законах Украины, Крыма и СоюзаСССР о гражданстве.
В соответствии с общепризнанными нормами и принципамимеждународного права в Конституции Республики Крым (Крымской АССР)закрепляются гражданские, политические, экономические, социальные,экологические и культурные права человека и гражданина. Эти права,в том числе способы их осуществления и защиты в государстве,конкретизируются в соответствующих Законах Республики.
В данном разделе закрепляются и гарантируются права граждан,ранее провозглашенные Конституциями и Законами Украинской ССР иСоюза ССР: право на труд, на жилище, охрану здоровья, материальноеобеспечение в старости, в связи с болезнью, полной или частичнойутратой трудоспособности, право на образование и др., а такжеправа граждан, которые не закреплены в действующем советскомзаконодательстве, это: право на жизнь, на свободу и личнуюнеприкосновенность гражданина и его семьи; право на информацию иее свободное распространение; право выезда в другие страны ивъезда в свою страну; право иметь собственность и заниматьсяпредпринимательской деятельностью; право на передвижение, выборместа жительства; право на защиту от пыток или унижающихдостоинство видов принуждения и наказания и др.
Такое же принципиальное значение занимают в указанном разделеположения о гарантиях и социально-правовой защите прав и свободчеловека и гражданина. Обязанность каждого гражданина,должностного лица поступать так, чтобы не нарушать права изаконные интересы других лиц к какой бы они нации, народности илирасе не принадлежали, а также обязанность государства осуществлятьзащиту прав и свобод человека и гражданина. Конституция закрепляеторганическую взаимообусловленность прав человека и нации,недопустимость их противопоставления, равно как и признаниенеправомерными всех действий нации или этнической группы,направленные на осуществление своих интересов за счет другойнации, народа или прав человека. Конституция Республики Крым(Крымской АССР) исходит из того, что в демократическиорганизованном правовом обществе ни одна из наций или этническихгрупп не может ставить свои права над правами человека игражданина. Государство и общество гарантируют все права народов,наций и этнических групп, содействуют их всестороннему развитию,участию на демократических началах в государственной иобщественной жизни. Конституция запрещает привилегии любой нации,от кого бы такие привилегии не исходили. Закрепляется право насудебную защиту, восстановление нарушенного права, компенсациюпричиненного морального вреда и материального ущерба, нанесенныхнезаконными действиями государственных органов и должностных лиц,в том числе в случаях незаконного задержания или ареста, осужденияи т.д.
В целях усиления гарантий осуществления и защиты прав исвобод человека и гражданина учреждается должность УполномоченногоВерховного Совета Республики Крым (Крымской АССР) по правамчеловека, необходимость и целесообразность деятельности которогоподтверждена развитием мирового опыта демократии.
Раздел III.
Гражданское общество и государство
В Конституции сформулированы положения, закрепляющиеприоритет общества над государством, определены основы еговзаимодействия с государством и его органами власти. В Конституцииопределяются условия формирования гражданского общества иправового государства.
Исходя из соответствующих положений Конституции Украины огосударственном суверенитете, закрепляются основные принципыэкономической организации общества, исключительное правособственности народа Крыма на землю, ее недра, леса, лечебные,водные и другие природные ресурсы, находящиеся на территорииРеспублики Крым (Крымской АССР).
Конституция гарантирует предпринимательскую деятельность,основанную на использовании цивилизованных экономических методовхозяйствования, эффективной организации труда и его оплаты;закрепляет юридическое равенство и неприкосновенность формсобственности (государственной, коллективной, частной, акционернойи др.), равную их защиту государством, его органами и должностнымилицами; недопустимость монополизации в организации экономическойжизни общества; содействие укреплению и развитиюсоциально-рыночного хозяйства; защиты прав и законных интересовпотребителей. Конституция Республики Крым (Крымской АССР)закрепляет особый статус земли, недр, лесов, водных, лечебных идругих природных ресурсов Крыма, являющихся общим и неотчуждаемымдостоянием всех его народов. Частная собственность на эти объекты,равно как их купля-продажа, не допускаются. В пределахустановленных полномочий Республика самостоятельно осуществляет насвоей территории бюджетную, ценовую, налоговую, кредитную иинвестиционную политику, всемерно содействует рациональномуиспользованию интеллектуального потенциала общества, материальныхи финансовых ресурсов государства в целях создания достойныхчеловека условий жизни, его материального обеспечения, культурногои духовного процветания.
В указанном разделе закрепляются положения о заботегосударства по укреплению и защите семьи, естественной и основнойячейки общества, в особенности при ее образовании, когда на ееответственности лежит забота о несамостоятельных детях; опроведении им научно обоснованной демографической политики;оказание всемерной гуманитарной помощи матерям, детям-сиротам,инвалидам, другим гражданам, нуждающимся в милосердии общества игосударства. Дети и подростки защищаются государством отэкономической и социальной эксплуатации. Использование их труда вобласти, вредной для их нравственности и здоровья, равно опаснойдля жизни или могущей повредить их нормальному развитию,запрещается Конституцией Республики и преследуется ее Законами.
В Конституции сформулированы принципы и положения,обязывающие общество и государство гарантировать всем гражданамвысокоэффективное, доступное и своевременное, равное исправедливое медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение,в том числе за счет государства, другие меры охраны жизни издоровья в Республике. Конституция закрепляет системуздравоохранения, в том числе профессиональной и народной медицинына территории государства, условия его дальнейшего улучшения,развития и укрепления в интересах всех слоев общества и граждан.
Здесь же излагаются положения и принципы экологическойбезопасности, меры по защите природной среды и среды обитаниячеловека, гарантии недопущения экологических катастроф.
В этом разделе Конституции определяются основополагающиеположения о культуре, воспитании, образовании и науке, оборганизации государством необходимых и достаточных материальных ифинансовых средств для их неуклонного развития. Государство и егоорганы заботятся о том, чтобы образование было направлено наполное развитие личности и сознания ее достоинства и должноукреплять уважение к правам человека и основным свободам; напредоставление равной возможности всем быть полезными членамиобщества.
Государство, его органы и должностные лица обеспечиваютсвободное, равноправное развитие национальных культур, духовностинародов Крыма, пользование ими родными языками; оказываетсодействие в организации прогрессивных национально-культурных,просветительских и научных объединений граждан, новых формкультурного сотрудничества между народами, систем образования иразвития науки. В Конституции закрепляется положение обисторически сложившейся социально-политической инравственно-культурной общности народов Крыма, об использованииими русского языка в качестве межнационального средства общения иприменения его как официального языка в делопроизводствегосударственных и общественных органов, что ни в какой мере неущемляет и не препятствует использованию и развитию другихнациональных языков, ведению на них обучения в школах и другихучебных заведениях. Конституция Республики запрещает устанавливатькакие-либо прямые или косвенные привилегии одному либо несколькимязыкам, исходящие от государственных и общественных органов,должностных лиц. Детальное изложение положений о языкахопределяется в Законе о языках в Республике Крым (Крымской АССР).
В Конституции закрепляются основные принципы организации идеятельности религиозных обществ граждан. В полном объеме данныеотношения будут урегулированы в Законах Республик Украины и Крыма(Крымской АССР) о свободе совести, религии и религиозныхорганизациях граждан.
В разделе сформулированы основные положения о порядкеобразования, задачи и цели деятельности общественных объединенийграждан (политических партий, общественных организаций идвижений), осуществляющих свои уставные задачи и цели всоответствии с конституционными принципами политического иидеологического плюрализма.
В Конституции закрепляются положения о запрещении создания идеятельности партий, иных общественных объединений и движений,ставящих своей целью изменение насильственными средствамиконституционного строя и государственных институтов власти вРеспублике Крым (Крымской АССР), а также подрыв ее безопасности,разжигание расовой, национальной и религиозной вражды, ограничениеправ и свобод человека и гражданина. В Конституции закрепляется игарантируется для реализации политическими партиями, общественнымиорганизациями и движениями своих уставных задач толькодемократический путь как фундаментальный принцип организациигражданского общества и государства в рамках законности иправопорядка.
В Конституции провозглашается и обеспечивается принципгласности, демократическая организация и деятельность средствмассовой информации; гарантируется свобода слова, печати, право надопуск и получение необходимой информации. Кроме конституционныхположений, статус, организация и функционирование в обществесредств массовой информации регулируется соответствующими ЗаконамиУкраины и Крыма, общепризнанными нормами международного права,Законами Союза ССР.
Раздел IV.
Государственное устройство Крымской Республики
Конституция закрепляет демократическое правление вгосударстве, основанное на воле народа, выражаемой в ходесвободных и справедливых выборов. Полновластие народа какосновополагающий принцип государственного устройства РеспубликиКрым (Крымской АССР) обуславливает все иные принципы организации идеятельности органов государства, в том числе: принцип разделениягосударственной власти на законодательную, исполнительную исудебную; независимости и взаимодействия государственной власти иместного самоуправления; законности и ответственности; учетаобщественного мнения в деятельности государственных органов идолжностных лиц, в том числе в процессе подготовки и принятия имиважных государственных решений; верховенства Законов и преждевсего Конституций Украины, Союза ССР и Республики Крым (КрымскойАССР); определяющей роли представительных органов государственнойвласти и другие, которые сформулированы в Конституции Республики(принципы избирательной системы, формирования Правительства,судебной системы и т.д.)
В этом же разделе Конституции, исходя из принципа разделениявластей, подробно изложены положения о законодательной власти вРеспублике Крым (Крымской АССР), которую осуществляет ВерховныйСовет как единственный в государстве представительный органгосударственной власти, который в соответствии с КонституциейРеспублики издает Законы и осуществляет парламентский контроль заисполнительной властью, выступает от имени всего народа (или всехнародов) Крыма. Вместе с тем, здесь же закрепляется положение отом, что в предусмотренных случаях Законы, а также иные важнейшиегосударственные решения, принимаются в порядке референдума(всенародным голосованием).
Верховный Совет Республики Крым (Крымской АССР) являетсяоднопалатным постоянно действующим высшим представительным органомгосударственной власти, осуществляющим законодательные иконтрольные функции (полномочия).
Верхоный Совет избирается непосредственно гражданамиРеспублики Крым (Крымской АССР), достигшими 18 лет, на основевсеобщего, прямого и равного избирательного права при тайномголосовании сроком на пять лет.
На время исполнения депутатских полномочий и работы вВерховном Совете, а также в избирательных округах народныедепутаты Республики Крым (Крымской АССР) освобождаются от всейиной деятельности или работы.
В Конституции определяются организационно-правовые формыработы Верховного Совета, его полномочия и функции. ВерховныйСовет Республики непосредственно осуществляет следующиеполномочия: избрание Председателя Верховного Совета и егозаместителя (заместителей); формирование Правительства (СоветаМинистров), Конституционного, Верховного и Арбитражного Суда;принятие, изменение и дополнение Конституции и КонституционныхЗаконов; утверждение важнейших программ экономического,социального и национально-культурного развития Республики; вопросыбюджета и финансов, осуществление контроля за их исполнением;принятие решения о проведении на территории Республикиреферендума; толкование Законов, а также все иные полномочия,установленные Договором о Союзе Суверенных Государств,Конституциями и Законами Республик Украины и Крыма.
Деятельность Верховного Совета и народных депутатовРеспублики Крым (Крымской АССР) определяется Конституцией,Регламентом Верховного Совета и Законами Республики.
В Конституции устанавливаются полномочия ПредседателяВерховного Совета как главы государства Республики Крым (КрымскойАССР) и Парламента (Верховного Совета).
Председатель Верховного Совета как глава государствапредставляет Республику Крым (Крымскую АССР) в отношениях сдругими государствами-участниками (членами) Союзного Договора;заключает и подписывает от имени Республики договоры и соглашенияс другими государствами, в том числе иностранными; представляет наутверждение Верховного Совета Республики кандидатуру на постПредседателя Совета Министров; представляет для избрания ВерховнымСоветом Республики кандидатуры: на пост Председателя ВерховногоСуда Республики Крым (Крымской АССР), ПредседателяКонституционного Суда Республики Крым (Крымской АССР),Председателя Арбитражного Суда Республики Крым (Крымской АССР),Уполномоченного Верховного Совета Республики Крым (Крымской АССР)по правам человека. Как глава государства Председатель ВерховногоСовета Республики Крым (Крымской АССР) осуществляет также и другиеполномочия, предусмотренные Конституцией и Законами Республики.
Председатель Верховного Совета Республики Крым (КрымскойАССР) руководит деятельностью законодательной власти Республики;координирует работу народных депутатов в Постоянных комиссияхВерховного Совета, обеспечивает регулярное проведение его сессий,своевременный их созыв; организует и возглавляет работу ПрезидиумаВерховного Совета Республики.
Председатель Верховного Совета Республики Крым (КрымскойАССР) обладает правом законодательной инициативы; в соответствии сКонституцией и Законами Республики издает Указы и принимаетраспоряжения.
В разделе сформулированы положения о Президиуме ВерховногоСовета Республики, возглавляемом Председателем Верховного Совета.В состав Президиума входят заместители Председателя ВерховногоСовета, руководители (председатели) Постоянных комиссий ВерховногоСовета.
Президиум является коллегиальным,
организационно-распорядительным органом Верховного Совета,
осуществляющим конституционные полномочия по обеспечению
реализации Законов и других решений Верховного Совета, а также
контроль за соблюдением Конституции и Законов Республики Крым
(Крымской АССР).
В период между сессиями Верховного Совета Республики Крым(Крымской АССР) Президиум Верховного Совета осуществляет функциивысшего органа государственной власти в Республике.
В Конституции определяется статус Совета
Министров - Правительства Республики Крым (Крымской АССР) как
высшего органа исполнительной государственной власти,
организующего исполнение Конституции, Законов и других решений
Верховного Совета, его Председателя и Президиума по вопросам
политического, экономического и социально-культурного
строительства на территории Крыма. Здесь же закрепляются
полномочия и пределы их осуществления Правительством в организации
экономики, экологической безопасности, предпринимательской
деятельности, мер по социальной защите граждан, оказанию им
соответствующей материальной и иной помощи; в пределах компетенции
Республики Правительство самостоятельно осуществляет организацию
внешнеэкономической деятельности; в соответствии с Законами
Республик Украины и Крыма создает льготные условия для субъектов
внешнеэкономической деятельности Республики Крым (Крымской АССР) и
субъектов иностранных государств, а также осуществляет другие
полномочия в этой сфере. Правительство подотчетно и ответственно
перед Верховным Советом Республики Крым (Крымской АССР).
Полномочия Правительства определяются Конституционным Законом
Республики Крым (Крымской АССР) о Совете Министров.
В данном разделе содержатся положения, определяющие статус иполномочия местных органов исполнительной государственной власти,их ответственность перед представительными органами власти, атакже Правительством Республики Крым (Крымской АССР) исоответствующими центральными органами государственногоуправления.
Конституция определяет систему и формы организации местногосамоуправления, в том числе территориального, общественного и др.,место в них представительных органов государственной власти,взаимодействие их в реализации Законов и других правовых актов,принятых в Республике, по обеспечению мер экономического исоциально-культурного развития соответствующих районов (мест) -заповедников и иных особых экономических и природно-географическихзон, - гарантий прав человека и гражданина.
В Конституции определяется порядок формирования и организациисудебной власти в Республике Крым (Крымской АССР): избраниеВерховным Советом Председателя, его заместителей и членовВерховного Суда Республики, Председателей судебных коллегий погражданским и уголовным делам, их заместителей; избрание судейрайонных, городских, районных в городах судов (народных судов), ихпредседателей и заместителей; избрание Конституционного Суда всоставе Председателя, заместителя и членов Суда, осуществляющегополномочия по соблюдению и исполнению Конституции Республики Крым(Крымской АССР), надзор за соответствием Законов, иных юридическихактов Конституции; защиты конституционных прав и свобод граждан.
В Конституции закрепляются положения о порядке формирования,статусе и полномочиях Арбитражного Суда Республики Крым (КрымскойАССР), призванного разрешать в соответствии с Законамихозяйственные вопросы между организациями (предприятиями,кооперативами и др.), выступающими субъектами хозяйственныхправоотношений.
В этом же разделе содержатся положения о Прокуроре РеспубликиКрым (Крымской АССР), который по представлению Генеральногопрокурора Украинской ССР назначается Верховным Советом РеспубликиКрым (Крымской АССР) и в соответствии с Конституцией и ЗаконамиУкраины с подчиненными ему прокурорами районов и городовосуществляет высший надзор за соблюдением законностигосударственными и общественными органами, предприятиями иучреждениями независимо от их ведомственной подчиненности,должностными лицами и гражданами на территории Республики Крым(Крымской АССР).
Конституция закрепляет принцип независимости судебной властии подчинения ее только Закону, а также избрание членовКонституционного Суда, Верховного Суда, Арбитражного СудаРеспублики, судей районных народных судов сроком на 10 лет, чтоопределяется соответствующими Законами Республики Украины. Принципнезависимости и подчинения только Законам государства какважнейшее конституционное начало гарантируется и распространяетсяна организацию и деятельность всех правоохранительных органовРеспублики Крым (Крымской АССР).
Раздел V.
Обеспечение конституционного строя
Крымской Республики
В Конституции закрепляются положения о стабильностисуществующего конституционного строя Республики Крым (КрымскойАССР), о возможности его изменения исключительно только на основеи в рамках Конституции и Законов государства. Целостностьгосударственных и общественно-политических институтов демократии,незыблемость границ государства на территории Крыма обеспечиваетсятакже государственным суверенитетом Украины, в состав которойвходит Республика Крым (Крымская АССР).
Конституция определяет как основную обязанностьгосударственных органов, общественных объединений и движений,должностных лиц и граждан всемерно заботиться об укрепленииконституционного строя Республики - важного условия законности иправопорядка, гарантий осуществления прав и свобод человека игражданина.
В этом разделе сформулированы положения, установленныеДоговором о Союзе Суверенных Государств и Конституцией Союза, обобеспечении государственной безопасности на территории РеспубликиКрым (Крымской АССР).
Раздел VI.
Порядок принятия, внесения изменений и дополнений
в Конституцию Республики Крым (Крымской АССР)
В данном разделе отражается наиболее целесообразный идемократический порядок решения вопросов, связанных с принятием ивнесением изменений и дополнений в Конституцию Республики Крым(Крымской АССР).
По решению Верховного Совета Республики Крым (Крымской АССР)проект Конституции выносится на всенародное обсуждение. Послеподведения итогов всенародного обсуждения и заключенияКонституционной комиссии об одобрении положений проектаКонституции гражданами Республики Крым (Крымской АССР) ПрезидиумВерховного Совета Республики вносит проект Конституции нарассмотрение Верховного Совета Республики Крым (Крымской АССР).
Верховный Совет Республики Крым (Крымской АССР) принимаетКонституцию (и Конституционные Законы) не менее чем % голосов отобщего числа народных депутатов Верховного Совета Республики.
Решение вопроса о названии государства принимается нареферендуме всенародным голосованием.
Момент вступления Конституции в силу определяетсяКонституционным Законом Республики Крым (Крымской АССР) о порядкевведения в действие Конституции Республики Крым (Крымской АССР).
В Конституцию Республики могут вноситься те или иныедополнения и изменения.
Используя право законодательной инициативы, такие предложенияна рассмотрение Верховного Совета могут представить 1/3 народныхдепутатов избранного состава Верховного Совета Республики, либо впорядке народной инициативы, оформленной в соответствии с Закономи поддержанной не менее чем 800 тыс. граждан, постояннопроживающих в Крыму.
Само же решение о внесении изменений или дополнений вКонституцию принимается 3/4 голосов от общего числа народныхдепутатов Республики Крым (Крымской АССР); 3/4 голосов граждан,принявших участие по данным вопросам в референдуме.
Такой порядок предусматривается для того, чтобы обеспечитьстабильность Конституции как Основного Закона Республики Крым(Крымской АССР), предотвратить поспешность и необоснованностьвнесения в нее изменений и т.п. Это, несомненно, укрепляетавторитет Конституции, ответственное отношение к ее положениям состороны должностных лиц, граждан, представителей общественных
объединений и др.