• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Правила прийому вантажів до перевезення

Министерство путей сообщения СССР | Правила від 18.09.1965
Реквізити
  • Видавник: Министерство путей сообщения СССР
  • Тип: Правила
  • Дата: 18.09.1965
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Министерство путей сообщения СССР
  • Тип: Правила
  • Дата: 18.09.1965
Документ підготовлено в системі iplex
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
от 18.09.65
Утверждено
Министерством путей сообщения СССР
18 сентября 1965 г.
Правила приема грузов к перевозке
1. Грузоотправители могут предъявлять грузы к перевозке на местах общего и необщего пользования.
2. Перевозка грузов может осуществляться повагонными, мелкими, малотоннажными, групповыми или маршрутными отправками.
Повагонной отправкой считается предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление отдельного вагона.
Мелкой отправкой считается предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой не требуется предоставления отдельного вагона, ограниченная по массе и объему (Правила перевозок грузов мелкими отправками).
Малотоннажной отправкой при перевозке в четырехосном вагоне считается партия груза, предъявляемая по одной накладной массой свыше 10 и до 20 т и вместимостью не более половины объема четырехосного вагона (Правила перевозок грузов малотоннажными отправками).
Групповой отправкой считается предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрута.
Маршрутной отправкой считается предъявляемая по одной накладной партия груза в количестве, соответствующем весовой норме, установленной для маршрутов (Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами).
3. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты не установлены, - в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.
Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами и заготовительными организациями потребительской кооперации, могут приниматься к перевозке в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке. Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза будут замечены такие недостатки, которые вызывают опасения утраты, порчи или повреждения груза по этой причине, грузоотправитель обязан по требованию станции привести тару или упаковку в соответствие со ст. 42 Устава.
4. Грузоотправитель обязан до предъявления к перевозке подготовить груз так, чтобы обеспечивалась транспортабельность и сохранность его в пути следования. При погрузке мелких штучных грузов отправитель должен объединить мелкие места в более крупные путем увязки в связки или упаковки в соответствующую тару.
5. Общая масса груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом массы на грузовых местах по трафарету или по стандарту. Для отдельных грузов масса может определяться расчетным путем, по обмеру или условно. Масса тарных и штучных грузов определяется до предъявления их к перевозке с указанием на каждом грузовом месте массы брутто и нетто.
Если предъявляются грузовые места стандартной массы, указание массы на каждом грузовом месте не обязательно, за исключением случаев, когда стандартами предусмотрено обязательное указание массы брутто и нетто на стандартных местах. В этом случае в накладной в графе "Способ определения массы" проставляется также стандартная масса брутто и нетто одного грузового места. О способе определения массы грузоотправитель обязан указать в накладной.
6. Массу грузов определяют: железная дорога при погрузке на местах общего пользования; грузоотправитель при погрузке на местах необщего пользования.
Определение массы грузов по трафарету, по стандарту, расчетным путем, по обмеру или условно, а также грузов, погрузка которых возложена на грузоотправителя (ст. 45 Устава железных дорог ( v0270400-64)), во всех случаях производится грузоотправителем, за исключением отгружаемых с мест общего пользования грузов, перевозимых навалом и насыпью, масса которых при наличии на станции вагонных весов по требованию грузоотправителя определяется железной дорогой.
Массу зерновых хлебных грузов, семян масличных и бобовых культур, отрубей и комбикормов, перевозимых насыпью, картофеля, овощей и бахчевых культур, перевозимых навалом, определяет на весах грузоотправитель и удостоверяет своей подписью в накладной. При отсутствии вагонных или элеваторных весов у грузоотправителя массу определяют на вагонных весах станции отправления приемосдатчик железной дороги совместно с грузоотправителем и удостоверяют своими подписями в накладной.
7. Грузы в контейнерах принимаются железными дорогами к перевозке за массой грузоотправителя.
8. Определение массы грузов, перевозимых наливом в цистернах, производится путем взвешивания или путем замера отправителем высоты налива и определения объема налитого груза с применением специальных калибровочных таблиц.
Масса нефтепродуктов определяется только по замеру, масса пищевых грузов - на вагонных весах, а при отсутствии их - на товарных весах.
При определении массы по замеру отправитель обязан также указать в накладной высоту налива, температуру груза в цистерне и плотность продукта.
Порядок приема к перевозке этилового (винного) спирта и порядок определения его массы предусмотрен Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах.
9. Массу грузов, перевозимых в бункерных полувагонах, определяет грузоотправитель расчетным путем.
10. Лесные грузы и дрова должны предъявляться к перевозке грузоотправителями и приниматься железными дорогами с указанием в накладной следующих данных:
а) при перевозке в контейнерах-обрешетках или в пакетах - количества контейнеров-обрешеток или пакетов;
б) при перевозке с использованием верхней суженой части очертания погрузки - количества и высоты основных штабелей и количества штабелей, уложенных в верхней суженой части очертания погрузки (в шапке);
в) при перевозке лесных грузов и дров в крытых вагонах - количества штабелей, при этом вагоны пломбируются пломбами грузоотправителя;
г) при погрузке лесных грузов на платформы или в полувагоны не более чем в 2 штабеля - количества штук (по желанию отправителя), если это количество не превышает 100 в одном штабеле и 200 в двух штабелях;
д) в других случаях - количества штабелей и их высоты.
Замер высоты штабелей производится:
при погрузке одного штабеля - с обоих концов штабеля;
при погрузке нескольких штабелей встык - с наружных торцов крайних штабелей с указанием в накладной количества штабелей и высоты крайних штабелей по торцам;
при погрузке с оторцовкой - по высоте оторцовки от верхнего уровня борта полувагона;
при погрузке с двумя и более оторцовками - по высоте последней внутренней оторцовки от верхнего уровня борта полувагона с указанием в накладной количества оторцовок и высоты последней внутренней оторцовки.
Массу лесных грузов и дров определяет отправитель условно.
11. Домашние вещи принимаются к перевозке в порядке, предусмотренном Правилами перевозок грузов мелкими отправками.
12. Взвешивание грузов на вагонных весах производится с остановкой и расцепкой вагонов или с остановкой без расцепки вагонов. Взвешивание на ходу запрещается.
13. С остановкой и расцепкой вагонов взвешиваются следующие грузы: перевозимые насыпью зерновые хлебные грузы, семена масличных и бобовых культур, комбикорма и отруби;
перевозимые наливом в цистернах пищевые грузы (масла растительные, патока и др.);
перевозимые навалом картофель, овощи, бахчевые культуры, жмых, соль пищевая, металлы цветные и лом металлов цветных непакетированный.
При взвешивании картофеля, овощей, бахчевых культур, жмыхов, соли пищевой масса тары вагонов не проверяется.
При взвешивании зерновых хлебных грузов, семян масличных и бобовых культур, комбикормов и отрубей, масла растительного и патоки масса тары вагонов проверяется перед погрузкой и после выгрузки.
При взвешивании остальных указанных в настоящем параграфе грузов масса тары вагонов проверяется один раз - перед погрузкой или после выгрузки.
14. Взвешивание на вагонных весах других грузов производится с остановкой вагонов без их расцепки.
Масса тары вагонов в этих случаях принимается согласно трафарету на вагоне.
15. При взвешивании грузов на вагонных весах грузоотправитель в необходимых случаях обязан производить дозировку груза (догрузку или частичную выгрузку). Для этого он должен непосредственно у вагонных весов организовать дозировочную площадку, обеспечить ее инвентарем, а при отправлении массовых грузов (угля, руды, цемента и др.) - также и механизмами с тем, чтобы дозировка осуществлялась в процессе взвешивания.
16. При перевозке грузов со съемным оборудованием (в том числе овощными щитами) и утеплением в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" указывается масса оборудования и утеплительных материалов.
Съемные хлебные щиты перед погрузкой не взвешиваются. Масса каждого щита принимается условно за 70 кг, а в накладной под наименованием груза указывается "Условная масса двух хлебных щитов 140 кг".
Масса съемного оборудования, утеплительных материалов, а также съемных хлебных щитов при заполнении накладной в массу тары вагона не должна включаться.
Масса несъемных хлебных щитов входит в массу тары вагона.
17. Количество мест грузов, предъявляемых к перевозке, во всех случаях определяет грузоотправитель.
При предъявлении к перевозке грузов на местах общего пользования железная дорога принимает их с проверкой количества мест, указанного грузоотправителем в накладной, за исключением грузов, погрузка которых возложена на грузоотправителя (ст. 45 Устава железных дорог( v0270400-64)).
18. На тарно-упаковочные и штучные грузы отправитель обязан нанести транспортную маркировку.
Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки; основные, дополнительные и информационные надписи.
19. Манипуляционные знаки - это изображения, указывающие на способы обращения с грузом.
Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна быть установлена стандартами или другой нормативно-технической документацией на продукцию.
Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков приведены в приложении 1*.
_______________
* Тексты приложений не приводятся
20. Основные надписи должны содержать:
полное наименование грузополучателя;
полное наименование станции назначения и сокращенное наименование дороги назначения;
число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (дробь: числитель - число мест в партии, знаменатель - порядковый номер места).
Число грузовых мест и порядковый номер места должны указываться в тех случаях, когда перевозятся разнородные или разносортные грузы в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах) или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопустимо смешение сортов в отправке однородных грузов, или когда перевозят комплекты оборудования, или при транспортировании с перегрузкой в пути следования.
При перевозке грузов транспортными пакетами дополнительно на каждом из них должна быть нанесена маркировка в виде дроби: числитель - порядковый номер пакета и через тире масса брутто пакета; знаменатель - число мест в пакете и через тире масса нетто пакета.
21. Дополнительные надписи должны содержать:
полное наименование грузоотправителя;
наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенного наименования дороги отправления;
железнодорожную маркировку.
22. Железнодорожная маркировка наносится на каждом месте грузов, перевозимых мелкими и малотоннажными отправками, в виде дроби: числитель - порядковый номер по Книге приема грузов к отправлению и через тире - число мест; знаменатель - код станции отправления согласно Тарифному руководству N 4 (книга 2).
Железнодорожная маркировка наносится:
станцией отправления - при приеме к перевозке грузов мелкими отправками на местах общего пользования;
грузоотправителем (до предъявления груза к перевозке) - при погрузке грузов мелкими отправками на местах необщего пользования, а также малотоннажными отправками на местах общего и необщего пользования.
По согласованию с грузоотправителями дорога может устанавливать порядок нанесения железнодорожной маркировки грузоотправителями до предъявления груза к перевозке и в других случаях. Железнодорожная маркировка указывается также в соответствующей графе накладной.
23. Информационные надписи должны содержать:
массу брутто и нетто грузового места в килограммах;
габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота);
объем грузового места в кубических метрах.
Габаритные размеры грузового места не указывают, если они не превышают 1 м.
24. Транспортная маркировка (основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки) должны быть нанесены на каждое грузовое место.
Допускается наносить основные и дополнительные надписи не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками. В этом случае замаркированные места укладывают:
в крытых вагонах - по два места у каждой двери маркировкой наружу;
на открытом подвижном составе - в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта платформы или полувагона маркировкой наружу. Если погрузка произведена в уровень с бортами или ниже уровня бортов, замаркированные места должны быть уложены маркировкой вверх.
Наносить основные и дополнительные надписи при перевозке грузов в универсальных контейнерах, кроме сборных контейнеров, в которых перевозятся грузы мелкими отправками, необязательно. При перевозке грузов насыпью и наливом транспортная маркировка не наносится.
25. Место и способы нанесения транспортной маркировки, размеры маркировочных ярлыков, манипуляционных знаков и надписей приведены в приложениях 2 и 3.
26. Содержание, порядок и способы нанесения маркировки, характеризующей тару и подтверждающей соответствие тары требованиям стандарта и другой нормативно-технической документации, приведены в приложении 4.
27. На лесные грузы и дрова, перевозимые на открытом подвижном составе, грузоотправитель обязан нанести предохранительную маркировку в следующем порядке:
при погрузке на платформы, а также в полувагоны выше бортов с постановкой стоек маркировка наносится на крайние торцы штабелей (расположенные у торцовых бортов платформы или у торцовых дверей полувагона) в виде буквы Т, горизонтальная часть которой шириной не менее 5 см охватывает верхний ряд штабеля по всей его ширине, а вертикальная часть шириной также 5 см опускается по середине штабеля сверху вниз на расстояние не менее 0,5 м;
при погрузке лесных грузов и дров в полувагоны до верхнего уровня бортов или выше бортов с применением вертикальной оторцовки маркировка наносится на верхней поверхности каждого штабеля двумя диагональными линиями (в виде буквы Х) шириной не менее 5 см.
Предохранительную маркировку лесных грузов и дров, погруженных в крытые вагоны, а также на открытый подвижной состав в пакетах, в контейнерах и с использованием верхней суженой части очертания погрузки (с шапкой), не наносят.
28. Маркировка должна быть ясно видимой и разборчивой. Лакокрасочные материалы, применяемые для маркировки, должны быть водостойкими, быстро высыхающими, светостойкими, устойчивыми к воздействию низких температур, прочными на истирание и размазывание. Не допускается применять материалы, влияющие на качество упакованного груза.
29. При маркировке тарно-упаковочных и штучных грузов в части, не предусмотренной настоящим разделом Правил, применяется ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов".
30. Подготовленные к погрузке около железнодорожного пути грузы должны быть при необходимости закреплены и уложены: при высоте до 1200 мм - не ближе 2 м от наружной грани головки крайнего рельса, при большей высоте - не ближе 2,5 м.
31. Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя производится по предварительным уведомлениям или через установленные интервалы времени между подачами.
При подаче по уведомлениям начальник станции обязан уведомить грузоотправителя не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов.
Порядок подачи и уборки вагонов на подъездные пути устанавливается в соответствии с Правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей. Уведомления о времени подачи вагонов под погрузку не требуется, если погрузка обеспечивается вагонами, поданными под выгрузку.
32. Порядок уведомления о времени подачи вагонов под погрузку средствами грузоотправителя устанавливается начальником станции, при этом он должен предусмотреть использование в первую очередь радио-, телефонной, телеграфной и почтовой связи. Грузоотправитель может избрать один из способов уведомления, о чем он извещает начальника станции.
При установлении порядка уведомления по телефону грузоотправители обязаны назначить для приема уведомлений ответственных лиц и сообщить их фамилии и номера телефонов начальнику станции.
Для записи уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку на станции ведется книга по установленной МПС форме ГУ-2 с указанием в ней количества и рода подвижного состава (контейнеров) и других данных, предусмотренных формой.
33. При задержке подачи вагонов под погрузку свыше 2 часов после срока, указанного в уведомлении, станция обязана вновь уведомить грузоотправителя о времени предстоящей подачи вагонов в установленном порядке.
34. Вагоны, поданные под погрузку с нарушением сроков подачи или без уведомления, принимаются грузоотправителем для погрузки с момента предъявления их станцией.
При этом вагоны считаются поданными:
при подаче ранее установленного срока - с момента наступления этого срока;
при подаче с опозданием против установленного срока, а также при подаче без уведомления - по истечении 2 часов с момента фактической подачи вагонов.
35. Погрузка грузов в крытые вагоны должна производиться с обеспечением безопасности движения и производства погрузочно-разгрузочных работ, полного использования грузоподъемности или вместимости вагона и сохранности груза.
Грузы должны быть уложены в вагоне равномерно, плотно и при необходимости надежно закреплены, чтобы не было сдвига, падения, навала на двери, потертости или повреждения их при перевозке, а также обеспечивалась сохранность вагона при погрузке, выгрузке и в пути следования.
Погрузка грузов бьющихся и хрупких (стеклянные, керамические и чугунные изделия, алюминиевая и эмалированная посуда и т. п.) должна производиться осторожно.
Особенно осторожно должны грузиться в вагоны грузовые места, на которых имеются предупредительные надписи: "Осторожно", "Не бросать", "Стекло", "Верх", "Не кантовать" и т. п. Такие места размещаются в вагоне так, чтобы при выгрузке эти надписи были видны. При погрузке в один вагон более тяжелые грузы укладываются внизу, а более легкие - наверху.
Укладка тарно-упаковочных и штучных грузов в междверном пространстве производится с отступлением от дверей на 25 см.
Запрещается погрузка в один вагон таких грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы.
Размещение и крепление грузов в крытых вагонах производятся в соответствии с Техническими условиями и правилами перевозок отдельных видов грузов.
36. Начальник станции имеет право отказать в приеме вагонов, недогруженных до технических норм или в соответствующих случаях до полной вместимости или грузоподъемности, и потребовать произвести догрузку вагонов, за исключением тех случаев, когда полная загрузка вагона не может быть осуществлена по особым условиям перевозок грузов.
37. Время приема груза к перевозке удостоверяется наложением календарного штемпеля станции в графе 7 оборотной стороны накладной.
38. В части, не предусмотренной Уставом железных дорог и настоящим разделом Правил, прием к перевозке и погрузка грузов производятся в соответствии с правилами перевозок отдельных видов грузов.