• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Об охране окружающей природной среды

Верховная Рада Автономной Республики Крым | Закон від 26.03.1993 № 283-1
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Закон
  • Дата: 26.03.1993
  • Номер: 283-1
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Закон
  • Дата: 26.03.1993
  • Номер: 283-1
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
Государственному контролю подлежат использование и охраназемель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха,лесов и другой растительности, животного мира, морской среды взоне водопользования Республики Крым, континентального шельфа,природных территорий и объектов, подлежащих особой охране,состояние окружающей природной среды.
Должностные лица органов государственного экологическогоконтроля в пределах своих полномочий с соблюдением установленногопорядка имеют право:
а) посещать предприятия, учреждения, организации, независимоот форм собственности и подчинения, включая воинские части,специальные объекты и службы Министерства обороны, органоввнутренних дел и государственной безопасности, знакомиться сдокументами, анализами, иными материалами, необходимыми длявыполнения их служебных обязанностей;
б) проверять работу очистных сооружений и другихобезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдениенормативов качества окружающей природной среды,природоохранительного законодательства, выполнение планов имероприятий по охране окружающей природной среды;
назначать государственную экологическую экспертизу,обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
в) требовать устранения выявленных недостатков, давать впределах предоставленных прав указания или заключения поразмещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу вэксплуатацию, эксплуатации объектов;
привлекать в установленном порядке виновных лиц кадминистративной ответственности, направлять материалы опривлечении их к дисциплинарной или уголовной ответственности,предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного окружающейприродной среде или здоровью человека нарушениямиприродоохранительного законодательства;
г) принимать решения об ограничении, приостановлении,прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любойдеятельности, причиняющей вред окружающей природной среде инесущей потенциальную опасность для здоровья человека.
Указанные решения обязательны для исполнения всемиминистерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями,организациями, должностными лицами и гражданами. На основании этихрешений соответствующие банковские учреждения прекращаютфинансирование запрещенной деятельности до отмены решения о еезапрете органом государственного экологического контроля.
Решения государственных органов экологического контроля идолжностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Порядок осуществления государственного контроля за охранойокружающей природной среды и использования природных ресурсовопределяется настоящим Законом и другим законодательствомРеспублики Крым.
Статья 32. Ведомственный контроль в области охраны окружающей природной среды и рационального использования
природных ресурсов
Ведомственный контроль осуществляется министерствами,ведомствами, экологическими службами предприятий, учреждений,организаций с целью проверки выполнения требованийприродоохранительного законодательства, соблюдения нормативовкачества окружающей природной среды, выполнения планов имероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды,рациональному использованию и производству природных ресурсов всистеме соответствующих министерств и ведомств.
Порядок организации ведомственного контроля регулируетсясоответствующими положениями на основе настоящего Закона и другогозаконодательства Республики Крым.
Статья 33. Общественный контроль в области охраны окружающей природной среды
Общественный контроль в области охраны окружающей природнойсреды осуществляется общественными инспекторами охраны окружающейприродной среды, а также общественными объединениями иорганизациями, в статусе которых предусмотрена деятельность поохране окружающей природной среды, согласно положению,утвержденному специально уполномоченным органом государственногоуправления Республики Крым в области охраны окружающей природнойсреды и рационального использования природных ресурсов.
Общественные инспектора охраны окружающей природной среды:
а) принимают участие в проведении совместного с работникамиорганов государственного контроля рейдов и проверок соблюденияпредприятиями, учреждениями, организациями и гражданамизаконодательства об охране окружающей природной среды, соблюдениянорм экологической безопасности и использования природныхресурсов;
б) проводят проверки и составляют протоколы о нарушенияхзаконодательства об охране окружающей природной среды ипредставляют их органам государственного контроля в области охраныокружающей природной среды и правоохранительным органам дляпривлечения виновных к ответственности;
в) оказывают помощь органам государственного контроля вобласти окружающей природной среды в деятельности попредотвращению экологических правонарушений.
Органы общественного контроля в области охраны окружающейприродной среды могут осуществлять и иные функции в соответствии сзаконодательством Республики Крым.
Статья 34. Прокурорский надзор за соблюдением
законодательства об охране окружающей природной
среды
Надзор за соблюдением законодательства об охране окружающейприродной среды осуществляет Прокурор Республики Крым иподчиненные ему органы прокуратуры.
При осуществлении надзора органы прокуратуры в целяхвыявления, пресечения и устранения нарушений законодательства обохране окружающей природной среды, а также причин и условий имспособствующих, используют права и полномочия, предоставленныеЗаконом Украины "О прокуратуре" ( 1789-12 ).
Раздел IX. НАБЛЮДЕНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, УЧЕТ И
ИНФОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ
СРЕДЫ
Статья 35. Мониторинг окружающей природной среды
В целях обеспечения сбора, обработки, сохранения и анализаинформации о состоянии окружающей природной среды, прогнозированияее изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций дляпринятия эффективных управленческих решений в Республике Крымсоздается система государственного мониторинга окружающейприродной среды. Наблюдение за состоянием окружающей природнойсреды, уровнем ее загрязнения осуществляется специальноуполномоченными государственными органами, а также предприятиями,учреждениями и организациями.
Указанные предприятия, учреждения и организации обязаныбезвозмездно передавать соответствующим государственным органаманалитические материалы своих наблюдений.
Порядок осуществления государственного мониторинга окружающейприродной среды определяется Советом Министров Крыма.
Специально уполномоченные государственные органы вместе ссоответствующими научными учреждениями обеспечивают организациюкраткосрочного и долгосрочного прогнозирования измененийокружающей природной среды, которые должны учитываться приразработке и выполнении программ и мер по экономическому исоциальному развитию республики, в том числе по охране окружающейприродной среды, использованию и воссозданию природных ресурсов иобеспечению экологической безопасности.
Статья 36. Кадастры природных ресурсов
Для учета количественных, качественных и других характеристикприродных ресурсов, объемов, характера и режима их использованияведутся государственные кадастры природных ресурсов.
( Часть вторая статьи 36 отменена на основании ПостановленияВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 37. Государственный учет объектов, вредно
воздействующих на состояние окружающей природной
среды
Объекты, которые вредно воздействуют или могут воздействоватьна состояние окружающей природной среды, виды и количество вредныхвеществ, попадающих в окружающую природную среду, виды и размерывредных физических воздействий на нее, подлежат государственномуучету.
Предприятия, учреждения и организации производят первичныйучет в области охраны окружающей природной среды и безвозмезднопредставляют соответствующую информацию органам, ведущимгосударственный учет в этой области.
( Часть третья статьи 37 отменена на основании ПостановленияВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 38. Информирование о состоянии окружающей природной
среды
На специально уполномоченный орган государственногоуправления Республики Крым в области охраны окружающей природнойсреды и рационального использования природных ресурсов, его органына местах и другие специально уполномоченные государственныеорганы возлагается подготовка и представление ежегодно ВерховномуСовету Крыма доклада о состоянии окружающей природной среды вреспублике, а также обеспечение заинтересованных государственных иобщественных органов, предприятий, учреждений, организаций играждан информацией о состоянии окружающей природной среды,случаях и причинах ее экстремального загрязнения, рекомендациямиотносительно мер, направленных на уменьшение его отрицательноговоздействия на природные объекты и здоровье населения, опоследствиях и результатах ликвидации этих явлений, экологическихпрогнозах, о привлечении виновных к ответственности.
Предприятия обязаны информировать специально уполномоченныйорган государственного управления Республики Крым в области охраныокружающей природной среды и рационального использования природныхресурсов об аварийных и иных ситуациях, создающих угрозу здоровьюнаселения и загрязнение окружающей природной среды.
Раздел X. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 39. Задачи стандартизации и нормирования в области
охраны окружающей природной среды
Экологическая стандартизация и нормирование проводятся сцелью установления комплекса обязательных норм, правил, требованийпо охране окружающей природной среды, использования природныхресурсов и обеспечения экологической безопасности и оценкикачества окружающей природной среды.
Статья 40. Экологические стандарты
Государственные стандарты в области охраны окружающейприродной среды обязательны для выполнения и определяют понятия итермины, режим использования и охраны природных ресурсов, методыконтроля за состоянием окружающей природной среды, требования попредотвращению вредного воздействия загрязнения окружающейприродной среды на здоровье людей, другие вопросы, связанные сохраной окружающей природной среды и использованием природныхресурсов.
Экологические стандарты разрабатываются и вводятся в действиев порядке, устанавливаемом законодательством Украины и РеспубликиКрым.
Статья 41. Экологические нормативы
Система экологических нормативов включает:
а) нормативы экологической безопасности (предельно допустимыеконцентрации загрязняющих веществ в окружающей природной среде,предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного идругого вредного физического воздействия на окружающую природнуюсреду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктахпитания);
б) предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающуюприродную среду загрязняющих веществ, уровни вредного воздействияфизических и биологических факторов.
Экологические нормативы должны отвечать требованиям охраныокружающей природной среды и здоровья людей от отрицательноговоздействия ее загрязнения.
( Часть третья статьи 41 отменена на основании ПостановленияВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных, особыхзон устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимыхконцентраций загрязняющих веществ и других вредных воздействий наокружающую природную среду.
Экологические нормативы разрабатываются и вводятся в действиеспециально уполномоченным органом государственного управления вобласти охраны окружающей природной среды Республики Крым идругими уполномоченными на то государственными органами всоответствии с законодательством Украины и Республики Крым.
Раздел XI. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Статья 42. Обязательность экологической экспертизы
В Республике Крым осуществляется государственная,общественная и другие виды экологической экспертизы.
Проведение государственной экологической экспертизы являетсяобязательным в процессе законотворческой, инвестиционной,управленческой, хозяйственной и другой деятельности,воздействующей на состояние окружающей природной среды, иосуществляется за счет средств заказчика.
( Часть третья статьи 42 отменена на основании ПостановленияВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 43. Объекты экологической экспертизы
Экологической экспертизе подлежат:
а) проекты схем развития и размещения производительных сил,развития отраслей народного хозяйства, генеральных плановнаселенных пунктов, схем районного планирования и другаяпредплановая и предпроектная документация;
б) технико-экономические обоснования и расчеты, проекты настроительство и реконструкцию (расширение, техническоеперевооружение) предприятий и других объектов независимо от формсобственности и подчинения, в том числе военного назначения;
в) проекты инструктивно-методических и нормативно-техническихактов и документов, регламентирующих хозяйственную деятельность,отрицательно воздействующую на окружающую природную среду;
г) документация по созданию новой техники, технологии,материалов и веществ, в том числе закупаемых за границей;
д) экологической экспертизе подлежат экологически опасныедействующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонногоназначения;
е) материалы, вещества, продукция, хозяйственные решения,системы и объекты, внедрение или реализация которых может привестик нарушению норм экологической безопасности и отрицательномувоздействию на окружающую природную среду или созданию опасностидля здоровья людей.
Статья 44. Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза производитсяэкспертными подразделениями или комиссиями, создаваемымиспециально уполномоченным органом государственного управленияРеспублики Крым в области охраны окружающей природной среды ирационального использования природных ресурсов, а такжеуполномоченными им организациями на основе принципа законности,научной обоснованности, комплексности, независимости, гласности идолгосрочного прогнозирования.
Задачами государственной экологической экспертизы являются:
а) определение экологической безопасности хозяйственной ииной деятельности, которая может в настоящем и будущем прямо иликосвенно отрицательно воздействовать на состояние окружающейприродной среды;
б) установление соответствия предпроектных, предплановых,проектных и иных решений требованиям законодательства об охранеокружающей природной среды;
в) оценка полноты и обоснованности предусматриваемых мер поохране окружающей природной среды и здоровья населения.
Для участия в проведении государственной экологическойэкспертизы привлекаются соответствующие органы государственногоуправления Республики Крым, представителинаучно-исследовательских, проектно-конструкторских, другихучреждений, организаций, высших учебных заведений, общественностии отдельные физические лица в качестве экспертов.
Статья 45. Обязательность исполнения заключений
государственной экологической экспертизы
Заключение государственной экологической экспертизы послеутверждения специально уполномоченным органом государственногоуправления Республики Крым в области охраны окружающей природнойсреды и рационального использования природных ресурсов являетсяобязательным для исполнения.
Положительное заключение государственной экологическойэкспертизы является основанием для открытия финансирования всехпрограмм и проектов.
Реализация программ, проектов и решений без положительногозаключения государственной экологической экспертизы запрещается.
Статья 46. Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза осуществляетсянезависимыми группами специалистов по инициативе общественныхобъединений, а также местных органов власти за счет их собственныхсредств или на общественных началах.
Общественная экологическая экспертиза производится независимоот государственной экологической экспертизы.
Заключения общественной экологической экспертизы могутучитываться органами, осуществляющими государственнуюэкологическую экспертизу, а также органами, заинтересованными вреализации проектных решений или эксплуатирующими соответствующийобъект.
Раздел XII. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 47. Экологические требования к размещению,
проектированию, строительству, реконструкции,
вводу в строй и эксплуатации предприятий,
сооружений и других объектов
При проектировании, размещении, строительстве, вводе в стройновых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и другихобъектов, совершенствовании существующих и внедрении новыхтехнологических процессов и оборудования, а также в процессеэксплуатации этих объектов обеспечивается экологическаябезопасность людей, рациональное использование природных ресурсов,соблюдение нормативов вредных воздействий на окружающую природнуюсреду. При этом должны предусматриваться улавливание, утилизация,обезвреживание вредных веществ и отходов или полная их ликвидация,выполнение других требований по охране окружающей природной средыи здоровья людей.
Предприятия, учреждения и организации, деятельность которыхсвязана с вредным воздействием на окружающую природную среду,независимо от времени ввода их в строй, должны быть оснащенысооружениями, оборудованием и устройствами для очистки выбросов исбросов или их обезвреживания, уменьшения воздействия вредныхфакторов, а также приборами контроля за количеством и составомзагрязняющих веществ и за характеристиками вредных факторов.
Проекты хозяйственной и иной деятельности должны содержатьматериалы оценки ее воздействия на окружающую природную среду издоровье людей.
Оценка осуществляется с учетом требований законодательства обохране окружающей природной среды, экологической емкости даннойтерритории, состояния окружающей природной среды в месте, гдепланируется размещение объектов, экологических прогнозов,перспектив социально-экономического развития региона, мощности ивидов совокупного воздействия вредных факторов и объектов наокружающую среду.
Предприятия, учреждения и организации, которые размещают,проектируют, строят, реконструируют, технически перевооружают,вводят в строй предприятия, сооружения и другие объекты, а такжепроводят исследовательскую деятельность, которая по их оценкеможет оказать отрицательное воздействие на состояние окружающейприродной среды, подают специально уполномоченному органугосударственного управления Республики Крым в области охраныокружающей природной среды и рационального использования природныхресурсов специальное заявление об этом.
Запрещается ввод в строй предприятий, сооружений и другихобъектов, на которых не обеспечены в полном объеме соблюдение всехэкологических требований и выполнение мер, предусмотренных впроектах на строительство и реконструкцию (расширение итехническое переоснащение).
Статья 48. Охрана окружающей природной среды при применении
средств защиты растений, минеральных удобрений,
токсичных химических веществ и иных препаратов
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязанысоблюдать правила транспортирования, хранения и применения средствзащиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений,токсичных химических веществ и других препаратов, с тем чтобы недопустить загрязнения ими или их составными окружающей природнойсреды и продуктов питания.
При создании новых химических препаратов и веществ, другихпрепаратов, опасных для окружающей среды, субстанции должныразрабатываться и утверждаться в установленном законодательствомпорядке допустимые уровни содержания этих веществ в объектахокружающей природной среды и продуктах питания, методы определенияих остаточного количества и утилизации после использования.
Содержание естественных и искусственных примесей, которыемогут отрицательно влиять на состояние окружающей природной средыили здоровья людей, в таких препаратах, а также сырье,используемом для их производства, не должно превышать допустимыхуровней, установленных в соответствии с законодательством.Экологические требования при производстве, хранении,транспортировке, использовании, обезвреживании, захоронениитоксичных и других опасных для окружающей природной среды издоровья людей веществ, отнесение химических веществ к категориитоксичных и их классификация по степени опасности определяютсянормативными документами на основании заключения государственнойэкологической экспертизы и согласовываются Министерствомздравоохранения Украины и Министерством охраны окружающейприродной среды Украины и соответствующими органами СоветаМинистров Крыма.
Перечень средств защиты растений, стимуляторов их роста,минеральных удобрений и других веществ и препаратов, применениекоторых разрешается в народном хозяйстве, а также способы, условияих применения согласовываются Министерством здравоохраненияУкраины и Министерством охраны окружающей природной среды Украиныи утверждаются соответствующими органами государственногоуправления Республики Крым.
Статья 49. Охрана окружающей природной среды от
неконтролируемого и вредного биологического
воздействия
Предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечиватьэкологически безопасное производство, хранение, транспортировку,использование, уничтожение, обезвреживание и захоронениемикроорганизмов, других биологически активных веществ и предметовбиотехнологии, а также интродукцию, акклиматизацию иреакклиматизацию животных и растений, разрабатывать и осуществлятьмеры по предотвращению и ликвидации последствий вредноговоздействия биологических факторов на окружающую природную среду издоровье людей.
Создание новых штаммов микроорганизмов и биологическиактивных веществ осуществляется на основании разрешенийсоответствующих органов государственного управления РеспубликиКрым, согласованных Министерством здравоохранения Украины иМинистерством охраны окружающей природной среды Украины приналичии оценки их воздействия на окружающую природную среду издоровье людей.
При создании указанных организмов и веществ должныразрабатываться нормативы предельно допустимых концентраций,методы определения этих организмов и веществ в окружающейприродной среде и продуктах питания.
( Часть четвертая статьи 49 отменена на основанииПостановления ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 50. Охрана окружающей природной среды от
акустического, электромагнитного, ионизирующего и
иного вредного воздействия физических факторов и
радиоактивного загрязнения
Исполнительные органы местных Советов, предприятия,учреждения, организации и граждане при осуществлении своейдеятельности обязаны принимать необходимые меры по предотвращениюи недопущению превышения установленных уровней акустического,электромагнитного, ионизирующего и иного вредного физическоговоздействия на окружающую природную среду и здоровье человека внаселенных пунктах, рекреационных и заповедных зонах, а также вместах массового скопления и размножения диких животных.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющиехозяйственную или иную деятельность, связанную с использованиемрадиоактивных веществ в разных формах и в любых целях, обязаныобеспечить экологическую безопасность этой деятельности,исключающей возможность радиоактивного загрязнения окружающейприродной среды и отрицательного воздействия на здоровье людей впроцессе добычи, обогащения, транспортировки, переработки ииспользования радиоактивных веществ.
Статья 51. Охрана окружающей природной среды от загрязнения
производственными, бытовыми и иными отходами
Предприятия, учреждения, организации и граждане должныпринимать эффективные меры по уменьшению объемов образования и пообезвреживанию, переработке, безопасному складированию илизахоронению производственных, бытовых и иных отходов.
Складирование, хранение и размещение отходов допускается лишьпри наличии специального разрешения местных Советов народныхдепутатов в пределах установленных лимитов с соблюдениемсанитарных и экологических норм способом, обеспечивающимвозможность их дальнейшего хозяйственного использования ибезопасности для окружающей природной среды и здоровья людей.
Запрещается ввоз на территорию Республики Крым токсичных ирадиоактивных отходов, а также их складирование, хранение,транспортировка и размещение.
Статья 52. Экологическая безопасность транспортных средств
Предприятия, учреждения, организации, осуществляющиепроектирование, производство, эксплуатацию и обслуживаниеавтомобилей, самолетов, судов, иных передвижных средств, установоки производств и снабжение горючим для них, обязаны разрабатывать иосуществлять комплекс мер по снижению токсичности и обезвреживаниювредных веществ, содержащихся в выбросах и сбросах транспортныхсредств, переходу на менее токсичные виды энергии и топлива,соблюдению режима эксплуатации транспортных средств и другие меры,направленные на предотвращение и уменьшение выбросов и сбросов вокружающую природную среду загрязняющих веществ и соблюдениеустановленных уровней физических воздействий.
Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижныхсредств и установок, в выбросах и сбросах которых содержаниезагрязняющих веществ превышает установленные нормативы, недопускается.
Руководители транспортных организаций и владельцытранспортных средств несут ответственность за соблюдениенормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющихвеществ и предельно допустимых уровней физических воздействий наокружающую природную среду, установленных для соответствующеготипа транспорта.
Статья 53. Соблюдение требований экологической безопасности
при проведении научных исследований, внедрении
открытий, изобретений, применении новой техники,
импортного оборудования, технологий и систем
При проведении фундаментальных и прикладных научных,научно-исследовательских и опытно-конструкторских работобязательно должны учитываться требования охраны окружающейприродной среды, рационального использования и воссозданияприродных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.Запрещается внедрение открытий, изобретений, применение новойтехники, импортного оборудования, технологий и систем, если они неотвечают требованиям экологической безопасности.
В случае нарушения установленных требований подобнаядеятельность прекращается уполномоченными на это государственнымиорганами, а виновные лица привлекаются к ответственности.
( Статья 54 отменена на основании Постановления ВР УкраиныN 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 55. Экологические требования при размещении и развитии населенных пунктов
Планирование, размещение, застройка, развитие населенныхпунктов осуществляется по решению местных Советов народныхдепутатов с учетом экологической емкости территорий, соблюдениемтребований охраны окружающей природной среды, рациональногоиспользования природных ресурсов и экологической безопасности.
При разработке генеральных планов развития и размещениянаселенных пунктов сельские, поселковые, городские Советы народныхдепутатов устанавливают режим использования природных ресурсов,охраны окружающей природной среды и экологической безопасности впригородных и зеленых зонах по согласованию с Советами народныхдепутатов, на территории которых они находятся, в соответствии сзаконодательством Республики Крым.
Раздел XIII. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 56. Экономические меры по обеспечению охраны
окружающей природной среды
Экономические меры по обеспечению охраны окружающей природнойсреды предусматривают:
а) взаимосвязь всей управленческой, научно-технической ихозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций срациональным использованием природных ресурсов и эффективностьюмер по охране окружающей природной среды на основе экономическихрычагов;
б) установление лимитов использования природных ресурсов,выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природнуюсреду и размещения отходов;
в) установление нормативов платы и размеров платежей заиспользование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющихвеществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другиевиды вредного воздействия;
г) предоставление предприятиям, учреждениями организациям, атакже гражданам налоговых, кредитных и других льгот при внедренииими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий инетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мерпо охране окружающей природной среды;
д) возмещение в установленном порядке ущерба, причиненногонарушением законодательства об охране окружающей природной среды.
Статья 57. Финансирование мер по охране окружающей природной среды
В Республике Крым финансирование соответствующихисследований, разработка и проведение мер по охране окружающейприродной среды осуществляется за счет бюджета Украины, бюджетаРеспублики Крым и местных бюджетов, средств предприятий,учреждений и организаций, внебюджетных фондов охраны окружающейприродной среды, добровольных взносов и иных средств.
Статья 58. Плата за специальное использование природных
ресурсов
Плата за специальное использование природных ресурсовустанавливается на основе нормативов и лимитов их использования.
Нормативы платы за использование природных ресурсовопределяются с учетом их распространения, качества, возможностивоспроизводства, доступности, комплексности, продуктивности,местонахождения, возможности переработки, утилизации отходов идругих факторов.
Нормативы платы за использование природных ресурсов, а такжепорядок ее взимания устанавливаются Советом Министров Крыма.
Лимиты использования природных ресурсов республиканскогозначения устанавливаются в порядке, определяемом Советом МинистровКрыма.
Лимиты использования природных ресурсов местного значенияустанавливаются в порядке, определяемом исполнительными органамиместных Советов народных депутатов.
Платежи за использование природных ресурсов в пределахустановленных лимитов относятся на издержки производства, а засверхлимитное использование и снижение их качества взимаются сприбыли, остающейся в распоряжении предприятий, учреждений,организаций или граждан.
( Статья 58 отменена в части установления платы за природныересурсы на основании Постановления ВР Украины N 250/94-ВР( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 59. Плата за загрязнение окружающей природной среды
Плата за загрязнение окружающей природной среды являетсяобязательной и устанавливается на основе лимитов выбросов исбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду иразмещение отходов промышленного, сельскохозяйственного,строительного и другого производства.
Лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающуюприродную среду, размещение отходов промышленного, строительного ииного производства и другие виды вредного воздействия натерритории республики устанавливаются специально уполномоченныморганом государственного управления Республики Крым в областиохраны окружающей природной среды и рационального использованияприродных ресурсов.
Порядок установления нормативов платы и взимания платежей зазагрязнение окружающей природной среды определяется СоветомМинистров Крыма.
Платежи предприятий, учреждений, организаций за выбросы исбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду,размещение отходов, ухудшение качества природных ресурсов и видывредного воздействия в пределах лимитов относятся на издержкипроизводства, а за превышение лимитов взимаются с прибыли,остающейся в распоряжении предприятий, учреждений, организаций.Граждане несут материальную ответственность за загрязнениеокружающей природной среды.
Статья 60. Платность использования природных ресурсов
( Название статьи 60 противоречит Закону Украины "Об охранеокружающей природной среды" ( 1264-12 ) в соответствии сПостановлением ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от17.11.1994 )
( Часть первая статьи 60 отменена на основании ПостановленияВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и инаярастительность, животный мир, рекреационные и другие природныересурсы) взимается:
а) за право пользования природными ресурсами в пределахустановленных лимитов;
б) за сверхлимитное и нерациональное использование природныхресурсов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды и другиевоздействия взимается за:
а) выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов идругие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
б) выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов идругие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Плата за природные ресурсы, за нормативные и сверхнормативныевыбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие видызагрязнения перечисляется в бесспорном порядке во внебюджетныефонды охраны окружающей природной среды из средств предприятий,организаций, учреждений.
Порядок исчисления и применения нормативов платы заиспользование природных ресурсов и загрязнение окружающейприродной среды определяется Советом Министров Крыма.
Внесение платы за использование природных ресурсов изагрязнение окружающей природной среды не освобождаетприродопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающейприродной среды и возмещения ущерба, причиненного экологическимправонарушением.
Платежи за использование природных ресурсов республиканскогозначения поступают в республиканский и местный внебюджетные фондыохраны окружающей природной среды в пропорциях:
30% - в республиканский фонд;
70% - в местные фонды.
Платежи за использование природных ресурсов местного значенияв полном объеме поступают в местный внебюджетный фонд охраныокружающей природной среды.
Платежи за загрязнение окружающей природной среды поступают вместные, республиканские (Республики Крым и Украины) внебюджетныефонды охраны окружающей природной среды в соотношениисоответственно 70, 20 и 10 %.
Средства, поступающие от исков и штрафов, взыскиваемых длявозмещения ущерба, зачисляются на особый счет специальноуполномоченного органа государственного управления Республики Крымв области охраны окружающей природной среды и рациональногоиспользования природных ресурсов. Положение об использовании этихсредств утверждается Советом Министров Крыма.
( Статья 60 отменена в части установления платы за природныересурсы на основании Постановления ВР Украины N 250/94-ВР( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 61. Внебюджетные фонды охраны окружающей природной
среды
Для финансирования мер по охране окружающей природной средыобразуются республиканский и местные внебюджетные фонды охраныокружающей природной среды.
Республиканский внебюджетный фонд охраны окружающей природнойсреды образуется за счет:
а) отчислений из местных внебюджетных фондов охраныокружающей природной среды, размер которых определяется ВерховнымСоветом Крыма;
б) средств от штрафов и исков, взыскиваемых в возмещениеущерба, причиненного республике нарушением природоохранительногозаконодательства в результате хозяйственной и иной деятельности;
в) добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций,граждан и других поступлений.
Распределение средств, поступающих в республиканскийвнебюджетный фонд охраны окружающей природной среды,осуществляется Верховным Советом Крыма по представлению специальноуполномоченного органа государственного управления Республики Крымв области охраны окружающей природной среды и рациональногоиспользования природных ресурсов.
Местные внебюджетные фонды охраны окружающей природной средыобразуются за счет:
а) платежей за загрязнение окружающей природной среды;
б) платежей за использование природных ресурсов;
в) денежных отчислений за нарушение норм и правил охраныокружающей природной среды, санитарных норм и ущерба, причиненногонарушением законодательства об охране окружающей природной среды врезультате хозяйственной и иной деятельности, сверхлимитноеиспользование природных ресурсов;
г) целевых и иных добровольных взносов предприятий,учреждений, организаций и граждан;
д) поступление от реализации конфискованного в соответствии сзаконодательством имущества, явившегося предметом экологическогоправонарушения;
е) распределение средств, поступающих в местные внебюджетныефонды, осуществляется местными Советами по представлению местныхподразделений специально уполномоченного органа государственногоуправления Республики Крым в области охраны окружающей природнойсреды и рационального использования природных ресурсов.
Средства республиканского и местных внебюджетных фондовохраны окружающей природной среды могут использоваться только дляцелевого финансирования природоохранных и ресурсосберегающихмероприятий, в том числе научных исследований по этим вопросам, атакже мер по снижению вредного воздействия окружающей природнойсреды на здоровье населения.
Средства, поступающие во внебюджетные фонды охраны окружающейприродной среды, зачисляются на особые счета специальноуполномоченного органа государственного управления Республики Крымв области охраны окружающей природной среды и рациональногоиспользования природных ресурсов и его подразделений на местах.
Положение о внебюджетных фондах охраны окружающей природнойсреды утверждается Верховным Советом Крыма.
В Республике Крым могут образовываться и другие фонды длястимулирования и финансирования мер по охране окружающей природнойсреды, рациональному использованию природных ресурсов иобеспечению экологической безопасности.
Статья 62. Стимулирование в системе охраны окружающей
природной среды
В Республике Крым осуществляется стимулирование рациональногоиспользования природных ресурсов, охраны окружающей природнойсреды путем:
а) предоставления льгот при налогообложении предприятий,учреждений, организаций и граждан в случае реализации ими мер порациональному использованию природных ресурсов и охране окружающейприродной среды, при переходе на малоотходные и безотходные иэнергосберегающие технологии, организации производства и внедренияоборудования для утилизации загрязняющих веществ и переработкиотходов, а также устройств контроля за состоянием окружающейприродной среды и источниками выбросов и сбросов загрязняющихвеществ, выполнении других мер, направленных на улучшение охраныокружающей природной среды;
б) предоставления на льготных условиях краткосрочных идолгосрочных ссуд для реализации мер по обеспечению рациональногоиспользования природных ресурсов и охраны окружающей природнойсреды;
в) установления повышенных норм амортизации основныхпроизводственных природоохранных фондов;
г) освобождение от налогообложения фондов охраны окружающейприродной среды;
д) передачи части средств внебюджетных фондов охраныокружающей природной среды на договорных условиях предприятиям,учреждениям, организациям и гражданам на меры по гарантированномуснижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ и уменьшениювредных физических, химических и биологических воздействий насостояние окружающей природной среды, на развитие экологическибезопасных технологий и производств и другие природоохранныемероприятия;
е) предоставление возможности получения природных ресурсовпод залог.
Статья 63. Экологическое страхование
В Республике Крым осуществляется добровольное и обязательноегосударственное и другие виды страхования граждан и их имущества,имущества и доходов предприятий, учреждений и организаций наслучай ущерба, причиненного вследствие загрязнения окружающейприродной среды и ухудшения качества природных ресурсов.
Порядок экологического страхования устанавливается
законодательством Украины и Республики Крым.
Раздел XIV. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
Статья 64. Зоны чрезвычайных экологических ситуаций
( Часть первая статьи 64 отменена на основании ПостановленияВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Зонами экологической катастрофы объявляются территории, гдевследствие деятельности человека или разрушающего воздействиястихийных сил природы возникли устойчивые либо необратимыеотрицательные изменения в окружающей природной среде, приведшие кневозможности проживания на них населения и ведения хозяйственнойдеятельности.
Зонами повышенной экологической опасности объявляютсятерритории, где вследствие деятельности человека илиразрушительного воздействия стихийных сил природы возниклидлительные негативные изменения в окружающей природной среде,ставящие под угрозу здоровье человека, сохранение природныхобъектов и ограничивающие ведение хозяйственной деятельности.
Классификация этих зон, их статус и правовые последствия,вытекающие из факта отнесения территорий к установленнымкатегориям, в том числе в отношении компенсаций и льгот гражданам,проживающим или находящимся временно в их пределах, определяютсязаконодательством Украины и Республики Крым.
Статья 65. Предотвращение аварий и ликвидация их вредных
экологических последствий
При проектировании и эксплуатации хозяйственных и иныхобъектов, деятельность которых может вредно воздействовать наокружающую природную среду, разрабатываются и осуществляются мерыпо предотвращению аварий, а также ликвидации их вредныхэкологических последствий.
Государственные органы по надзору за безопасным ведениемработ в промышленности и атомной энергетике вместе со специальноуполномоченными органами государственного управления в областиохраны окружающей природной среды и использования природныхресурсов систематически проводят проверки состояния экологическиопасных объектов и соблюдения соответствующих мер, а такжетребований по их безопасной эксплуатации.
( Часть третья статьи 65 отменена на основании ПостановленияВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
В случае аварии, приведшей к загрязнению окружающей природнойсреды, предприятия, учреждения, организации обязаны немедленноприступить к ликвидации ее последствий. Одновременно должностныелица или владельцы предприятий, руководители учреждений иорганизаций обязаны сообщать об аварии и мерах, принятых дляликвидации ее последствий, исполнительному комитету местногоСовета народных депутатов, органам здравоохранения, специальноуполномоченным государственным органам управления в области охраныокружающей природной среды и использования природных ресурсов инаселению.
Раздел XV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства об
охране окружающей природной среды
Нарушение законодательства об охране окружающей природнойсреды влечет за собой установленную настоящим Законом и инымизаконодательными актами Украины и Республики Крым дисциплинарную,административную, материальную и уголовную ответственность.
Ответственность за нарушение законодательства об охранеокружающей природной среды несут лица, виновные в:
а) нарушении прав граждан на экологически безопаснуюокружающую природную среду;
б) нарушении норм экологической безопасности;
в) нарушении требований законодательства Республики Крым припроведении экологической экспертизы, в том числе предоставлениизаведомо ложного экспертного вывода;
г) невыполнении требований государственной экологическойэкспертизы;
д) финансировании, строительстве и внедрении в производствоновой технологии и оборудования без положительного заключениягосударственной экологической экспертизы;
е) нарушении экологических требований при проектировании,размещении, строительстве, реконструкции, вводе в действие,эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижныхсредств и иных объектов;
ж) допущении сверхнормативных, аварийных и залповых выбросови сбросов загрязняющих веществ и иных вредных воздействий наокружающую природную среду;
з) превышении лимитов и нарушении иных требованийиспользования природных ресурсов;
и) самовольном специальном использовании природных ресурсов;
к) нарушении сроков внесения платежей за использованиеприродных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды;
л) непринятии мер по предупреждению и ликвидацииэкологических последствий аварий и иного вредного воздействия наокружающую природную среду;
м) невыполнении предписаний органов, осуществляющихгосударственный контроль в области охраны окружающей природнойсреды и оказании сопротивления их представителям;
н) нарушении природоохранных требований при хранении,транспортировке, использовании, обезвреживании и захороненийхимических средств защиты растений, минеральных удобрений,токсичных и радиоактивных веществ, производственных, бытовых ииных видов отходов;
о) невыполнении требований охраны территории и объектовприродно-заповедного фонда и иных территорий, подлежащих особойохране, видов животных и растений, занесенных в Красную книгуУкраины и Крыма;
п) отказе от предоставления своевременной, полной идостоверной информации о состоянии окружающей природной среды, атакже об источниках загрязнения, в сокрытии либо фальсификациисведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемостинаселения;
р) унижении чести и достоинства работников, осуществляющихконтроль в области охраны окружающей природной среды,посягательстве на их жизнь и здоровье.
( Часть третья статьи 66 отменена на основании ПостановленияВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязанывозмещать ущерб, нанесенный ими в результате нарушениязаконодательства об охране окружающей природной среды, в порядке иразмерах, установленных законодательством Украины и РеспубликиКрым.
Применение мер дисциплинарной, административной либоуголовной ответственности не освобождает виновных от компенсацииущерба, нанесенного загрязнением окружающей природной среды иухудшением качества природных ресурсов.
Незаконно добытые природные ресурсы и изготовленная из нихпродукция подлежат безвозмездному изъятию, а орудия правонарушения- конфискации. Полученные от их реализации доходы направляются вместные внебюджетные фонды охраны окружающей природной среды.
Статья 67. Особенности материальной ответственности
Ущерб, понесенный в результате нарушения законодательства обохране окружающей природной среды, подлежит компенсации какправило в полном объеме без применения норм снижения размеравзимания и независимо от платы за загрязнение окружающей природнойсреды и ухудшения качества природных ресурсов.
Лица, которым причинен такой ущерб, имеют право на возмещениенеполученных прибылей за время, необходимое для восстановленияздоровья, качества окружающей природной среды, воссозданиеприродных ресурсов до состояния, пригодного для использования поцелевому назначению.
Юридические и физические лица, владеющие источникамиповышенной экологической опасности, обязаны компенсироватьпричиненный ущерб гражданам и юридическим субъектам, если недокажут, что ущерб возник вследствие стихийных природных явленийили преднамеренных действий пострадавших.
Статья 68. Административная ответственность за экологические правонарушения
Определение состава экологических правонарушений, порядокпривлечения виновных к административной ответственности за ихсовершение устанавливаются Кодексом Украины об административныхправонарушениях ( 80731-10 , 80732-10 ) и настоящим Законом.
Статья 69. Уголовная ответственность за экологические
преступления
Определение состава экологического преступления, порядокпривлечения виновных к уголовной ответственности за его совершениеустанавливаются уголовным и уголовно-процессуальнымзаконодательством Украины.
Раздел XVI. РЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 70. Решение споров в области охраны окружающей
природной среды
Споры в области охраны окружающей природной среды решаютсясудом, арбитражным судом, Советами народных депутатов либоорганами, образуемыми ими, в соответствии с их компетенцией и впорядке, установленном законодательством Украины и РеспубликиКрым.
Споры предприятий, учреждений и организаций, расположенных натерритории Республики Крым, в области охраны окружающей природнойсреды с предприятиями, учреждениями и организациями Украины идругих республик рассматриваются комиссиями, образуемыми напаритетных началах из представителей Республики Крым изаинтересованных республик, либо третейским судом.
Раздел XVII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В
ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 71. Участие Республики Крым в международном
сотрудничестве в области охраны окружающей
природной среды
Республика Крым принимает участие в международномсотрудничестве в области охраны окружающей природной среды нагосударственном и общественном уровнях в соответствии сразделением полномочий с Украиной, законодательством Украины,Республики Крым и международным правом.
Если международным договором, заключенным Республикой Крым,установлены иные правила, нежели те, что содержатся взаконодательстве Республики Крым об охране окружающей природнойсреды, то применяются правила международного договора.
Республика Крым осуществляет меры по развитию и укреплениюмеждународного сотрудничества в области охраны окружающейприродной среды с другими государствами, правительственными инеправительственными международными организациями.
Иностранные юридические лица, граждане и лица без гражданстваобязаны на территории Республики Крым соблюдать требованиянастоящего Закона, иных законодательных актов в области охраныокружающей природной среды и нести ответственность в соответствиис законодательством Украины и Республики Крым.
Председатель Верховного Совета Крыма Н.БАГРОВ
г. Симферополь,
26 марта 1993 года
N 283-1