• Посилання скопійовано
Документ підготовлено в системі iplex

Об охране окружающей природной среды

Верховная Рада Автономной Республики Крым | Закон від 26.03.1993 № 283-1
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Закон
  • Дата: 26.03.1993
  • Номер: 283-1
  • Статус: Документ діє
  • Посилання скопійовано
Реквізити
  • Видавник: Верховная Рада Автономной Республики Крым
  • Тип: Закон
  • Дата: 26.03.1993
  • Номер: 283-1
  • Статус: Документ діє
Документ підготовлено в системі iplex
З А К О Н
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Об охране окружающей природной среды
( Ведомости Верховного Совета Крыма, 1993 г., N 2, ст. 108 )
( Закон вводится в действие Постановлением ВС Крыма N 284-1 ( rb0284002-93 ) от 26.03.93 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением ВР Украины N 250/94 ( 250/94-ВР ) от 17.11.94 )
Обеспечение экологической безопасности является решающимусловием реализации прав человека на безопасную для здоровья ижизни среду обитания и устойчивого общественного развития Крыма.
С этой целью Республика Крым осуществляет на своей территорииэкологическую политику, направленную на защиту жизни и здоровьянаселения от отрицательного воздействия, обусловленногозагрязнением окружающей природной среды, сохранение безопасностидля существования живой и неживой природы окружающей среды винтересах настоящего и будущего поколений.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе:
окружающая среда - функционирующая в природе система, которуюобразуют взаимосвязанные компоненты (поверхность и недра земли,воздух, вода, почва, растительный и животный мир, органические инеорганические вещества) и объединяющие их естественные иантропогенные экосистемы;
охрана окружающей среды - охрана окружающей среды отфизического, химического, биологического и иного негативноговоздействия;
природные ресурсы - элементы живой или неживой природы,которые используются или могут быть использованы человеком дляудовлетворения своих потребностей;
экосистема - функциональная система живых и неживыхэлементов, компоненты которой объединены взаимными связями,процессами обмена веществ и энергообмена;
нормативы качества окружающей среды - утвержденныекомпетентным государственным органом ограничения, регламентирующиевоздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду;
стандарты качества окружающей среды - утвержденныекомпетентным государственным органом нормативные техническиедокументы, устанавливающие обязательную техническую характеристику(нормы, условия, требования) продукции и иного объектастандартизации в качестве необходимой предпосылки сохранностиокружающей среды и здоровья человека;
лимитирование природных ресурсов - установление нормиспользования природных ресурсов с учетом имеющихся данных околичестве природных ресурсов, их обновлении и сохранении винтересах будущего;
вредное воздействие на окружающую среду - ослабление илиутрата естественных функций экосистемы или ее компонентов;
экологический мониторинг - систематическое наблюдение засостоянием и изменением окружающей среды и ее компонентов, оценкаи прогноз антропогенного воздействия;
экологическая экспертиза - установление соответствияпланируемой, проектируемой или проводимой хозяйственнойдеятельности законам, нормативам и стандартам охраны окружающейсреды, определение масштаба возможной и существующей экологическойопасности, а также экспертиза целесообразности такой деятельности;
экологическая информация - совокупность данных о состояниикачества окружающей среды;
хозяйственная деятельность - хозяйственная и инаядеятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду;
опасные вещества - ядовитые, вредные, воспламеняющиеся,взрывчатые, вызывающие коррозию и другие вещества, которые могутпричинить вред человеку и происходящим в окружающей средеприродным процессам.
Статья 2. Задачи законодательства об охране окружающей
природной среды
Задачей законодательства об охране окружающей природной средыявляется обеспечение экологически безопасной среды обитания,регулирование отношений в области охраны, использования ивоспроизводства природных ресурсов, предупреждения и ликвидацииотрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности наокружающую природную среду, сохранение природных ресурсов,генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природныхкомплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанныхс историко-культурным наследием.
Статья 3. Законодательство Республики Крым об охране
окружающей природной среды
Отношения в области охраны окружающей природной среды вРеспублике Крым регулируются настоящим Законом, Законом УкраинскойССР "Об охране окружающей природной среды" ( 1264-12 ), а такжеразрабатываемыми в соответствии с ними земельным, водным, леснымзаконодательством, законодательством о недрах, об охранеатмосферного воздуха, об охране и использовании растительного иживотного мира и другим специальным законодательством.
Статья 4. Основные принципы охраны окружающей природной
среды
Основными принципами охраны окружающей природной средыявляются:
а) обеспечение экологически безопасной среды обитания;
б) формирование у человека экологического мировоззрения;
в) приоритетность требований экологической безопасности,обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов илимитов использования природных ресурсов при осуществлениихозяйственной, управленческой и иной деятельности;
г) упреждающий характер мероприятий по охране окружающейприродной среды;
д) экологизация материального производства на основекомплексного решения вопросов охраны окружающей природной среды,использования и воспроизводства восстанавливаемых природныхресурсов путем перехода на экологически безопасные иресурсосберегающие технологии;
е) сохранение пространственного и видового разнообразия ицелостности природных объектов и комплексов;
ж) обязательное научно обоснованное согласованиеэкологических, экономических и социальных интересов общества;
з) обязательность экологической экспертизы;
и) гласность и демократизм при принятии решений, реализациякоторых влияет на состояние окружающей природной среды;
к) научно обоснованное нормирование воздействия хозяйственнойи иной деятельности на природную среду;
л) бесплатность общего и дифференцированная платностьспециального использования природных ресурсов для хозяйственнойдеятельности;
м) взимание платы за загрязнение окружающей природной среды иухудшение качества природных ресурсов, неотвратимостьответственности и возмещение ущерба, причиненного окружающейприродной среде и здоровью человека;
н) сочетание мер стимулирования и ответственности в делеохраны окружающей природной среды;
о) решение проблем охраны окружающей природной среды наоснове широкого межгосударственного сотрудничества.
Статья 5. Право собственности на природные ресурсы
Полновластие народа Крыма в области охраны окружающейприродной среды и использования природных ресурсов реализуется наоснове Закона Украины "О разграничении полномочий между органамигосударственной власти Украины и Республики Крым ( 2299-12 )" иКонституции Республики Крым.
Статья 6. Объекты правовой охраны окружающей природной среды
Государственной охране и регулированию использования натерритории Республики Крым подлежат: окружающая природная среда,природные ресурсы как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и неиспользуемые в народном хозяйстве в данный период (земля, недра,воды, атмосферный воздух, лес и другая растительность, животныймир), ландшафты и другие природные комплексы.
Особой государственной охране подлежат территории и объектыприродно-заповедного фонда Республики Крым и другие территории иобъекты, определенные в соответствии с действующимзаконодательством.
Государственной охране от отрицательных воздействий влияниянеблагоприятной экологической обстановки подлежат также здоровье ижизнь человека.
Статья 7. Государственные экологические программы
С целью проведения эффективной и целенаправленнойдеятельности по организации и координации мер по охране окружающейприродной среды, обеспечения экологической безопасности,рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсовРеспублики Крым разрабатываются и принимаются республиканские,региональные, местные н другие территориальные программы, которыемогут быть составными частями экологических программ другихгосударств.
Порядок разработки экологических программ определяетсяСоветом Министров Крыма и утверждается Верховным Советом Крыма.
Статья 8. Образование и воспитание в области охраны
окружающей природной среды
Повышение экологической культуры общества и профессиональнаяподготовка специалистов обеспечиваются общим обязательнымкомплексным образованием и воспитанием в области охраны окружающейприродной среды, в том числе в дошкольных детских учреждениях, всистеме общего среднего, профессионального и высшего образования,повышения квалификации и переподготовки кадров, а такжеинформированности населения через средства массовой информации.
Экологические знания являются обязательным квалификационнымтребованием для всех должностных лиц, деятельность которых связанас использованием природных ресурсов и воздействием на состояниеокружающей природной среды.
Лица, не имеющие специального образования, не могут заниматьдолжности, требующие соответствующих экологических знаний.
Высшие, средние и профессиональные учебные заведения Крымаобязаны осуществлять подготовку специалистов в области охраныокружающей природной среды и использования природных ресурсов сучетом общественных потребностей на основе государственногозаказа.
Статья 9. Научные исследования
В Республике Крым проводятся систематические научныеисследования в области охраны окружающей природной среды,рационального использования природных ресурсов с целью научногообоснования экологической политики, разработки мер по охранеокружающей природной среды и рационального использования природныхресурсов, обеспечения экологической безопасности.
Финансирование научных исследований охраны окружающейприродной среды носит приоритетный характер.
Координацию этих исследований осуществляет специальноуполномоченный орган государственного управления Республики Крым вобласти охраны окружающей природной среды и рациональногоиспользования природных ресурсов.
Раздел II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Статья 10. Общее и специальное использование природных
ресурсов
Использование природных ресурсов в Республике Крымосуществляется в порядке общего и специального использованияприродных ресурсов.
Общее использование природных ресурсов для удовлетворенияжизненно необходимых потребностей (эстетических, оздоровительных,рекреационных, материальных и т. д.) осуществляется безвозмездно,без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и представлениясоответствующих разрешений, за исключением ограничений,предусмотренных действующим законодательством.
Специальное использование природных ресурсов гражданами,предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формсобственности на основании специальных разрешений (лицензий)осуществляется за плату.
Порядок специального использования природных ресурсовопределяет Совет Министров и утверждает Верховный Совет Крыма.
( Статья 11 отменена на основании Постановления ВР УкраиныN 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 12. Соблюдение экологических требований при
использовании природных ресурсов
Использование природных ресурсов гражданами, предприятиями,учреждениями и организациями осуществляется с соблюдениемобязательных экологических требований:
а) рационального и экономного использования природныхресурсов на основе применения экологически безопасныхресурсосберегающих, технологий;
б) осуществления мероприятий по предупреждению порчи,загрязнения, истощения природных ресурсов, отрицательноговоздействия на состояние окружающей природной среды;
в) осуществления мероприятий по воспроизводствувозобновляемых природных ресурсов;
г) применения биологических, химических и иных методовулучшения качества природных ресурсов, обеспечивающих охрануокружающей природной среды и безопасность для здоровья населения;
д) сохранения видового разнообразия, сохранения территорий иобъектов природно-заповедного и рекреационного фондов, а такжедругих территорий, подлежащих особой охране;
е) осуществления хозяйственной и иной деятельности безнарушения экологических прав других субъектов.
При использовании природных ресурсов должно обеспечиватьсявыполнение и других требований, установленных настоящим Законом ииным законодательством Республики Крым.
Нормативы использования природных ресурсов устанавливаютсяСоветом Министров Крыма по представлению специальноуполномоченного органа государственного управления Республики Крымв области охраны окружающей природной среды и рациональногоиспользования природных ресурсов.
Раздел III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРОРТНЫХ
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И РЕКРЕАЦИОННЫХ
ТЕРРИТОРИЙ
Статья 13. Система курортных, лечебно-оздоровительных,
рекреационных территорий и зон
Природные территории и объекты, используемые для курортных,лечебно-оздоровительных и рекреационных целей, образуют единуютерриториальную систему и подлежат особой охране в соответствии сзаконодательством Республики Крым.
Объявление природных территорий курортными,
лечебно-оздоровительными и рекреационными зонами осуществляется
Верховным Советом Крыма, а их природный режим определяется Советом
Министров Крыма в соответствии с действующим законодательством.
Статья 14. Курортные н лечебно-оздоровительные зоны
Курортными и лечебно-оздоровительными зонами признаютсятерритории, имеющие природные лечебные ресурсы: минеральные воды,лечебные грязи, рапу лиманов и озер, пляжи, акватории, а такжеландшафтные, климатические и другие факторы.
В пределах курортных и лечебно-оздоровительных зонзапрещается деятельность, которая противоречит их целевомуназначению или может отрицательно влиять на лечебные качества исанитарное состояние территории, подлежащей особой охране.Курортные и лечебно-оздоровительные районы подлежат обязательномумедицинскому зонированию.
Статья 15. Рекреационные зоны
Рекреационными зонами являются участки суши и водногопространства, предназначенные для индивидуального норганизованного массового отдыха и туризма и включающие земельныеучастки, на которых расположены зоны отдыха, пансионаты, кемпинги,туристические базы, стационарные и временные оздоровительныелагеря, дома рыбаков и охотников, детские туристические станции,парки, зеленые зоны около городов и других населенных пунктов,учебно-туристические тропы, маркированные трассы.
На территории рекреационных зон запрещается:
а) хозяйственная и другая деятельность, которая отрицательновлияет на окружающую природную среду или может препятствоватьиспользованию их по целевому назначению;
б) изменение природного ландшафта и проведение иных действий,противоречащих использованию этих зон по прямому назначению;
в) строительство новых и расширение действующих промышленныхпредприятий и других объектов, не связанных с обеспечениемпотребностей населения в отдыхе, туризме, воссоздании и сохраненииприродных ценностей этих зон;
г) захоронение токсичных и радиоактивных веществ;
д) промышленная заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов,ягод, лекарственных растений, древесины, добыча животных, кромемест, специально отведенных для этих целей землепользователями,при наличии соответствующих лицензий;
е) охота вне пределов угодий.
Режим использования этих территорий определяется СоветомМинистров Крыма и исполкомами местных Советов народных депутатов всоответствии с законодательством Республики Крым.
Статья 16. Зоны санитарной охраны
В целях охраны природных качеств и лечебных фактороврекреационных зон, предотвращения их порчи, загрязнения иистощения устанавливаются зоны санитарной охраны.
Установлению зон санитарной охраны подлежат:
а) месторождения минеральных вод;
б) месторождения лечебных грязей;
в) месторождения и проявления редких природных факторов -нафталана, паров, газов и других факторов, имеющих лечебноезначение, карстовые пещеры и выработки, пригодные для лечебногоиспользования;
г) рапа лиманов и озер;
д) места водопользования, в том числе пляжи и акватории,используемые для лечения и отдыха;
е) парки, лесопарки, лесные и горные массивы в пределахкурорта, формирующие микроклиматические условия;
ж) особые элементы ландшафта территории (живописные ипримечательные места, памятники природы), влияющие на формированиемикроклимата или выполняющие рекреационно-эстетические функции;
з) территории, на которых расположены лечебно-оздоровительныеучреждения и резервные территории, сохраняемые для дальнейшегокурортного и лечебно-оздоровительного строительства.
Порядок организации санитарной и хозяйственной деятельности вих пределах определяется Советом Министров Крыма.
Раздел IV. ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ
ОСОБОЙ ОХРАНЕ
Статья 17. Система природных территорий и объектов,
подлежащих особой охране
Особой охране подлежат природные территории и объекты,имеющие большую экологическую ценность как уникальные и типовыеприродные комплексы, для сохранения благоприятной экологическойобстановки, предупреждения и стабилизации негативных природныхпроцессов и явлений.
С учетом природной уникальности в Республике Крым могутобразовываться особые зоны повышенных экологических требований,правовой статус которых определяется законодательством РеспубликиКрым.
При разработке схем землеустройства и районной планировки,проектов внутрихозяйственного землеустройства, генеральных плановгородских территорий населенных пунктов и пригородных зеленых зонобеспечивается сохранность природных территорий и объектов,подлежащих особой охране.
На природных территориях и объектах, подлежащих особойохране, проводятся научные исследования по изучению природныхпроцессов в биосфере.
Финансирование научных исследований, мероприятий по охранеприродных территорий и объектов, подлежащих особой охране,осуществляется за счет бюджета Украины, бюджета Республики Крым,местного бюджета, средств предприятий, организаций и учреждений,внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды,добровольных взносов и других средств.
В пределах особо охраняемых природных объектов и территорийзапрещается деятельность, противоречащая их целевому назначениюили негативно влияющая на их качество.
Государственное управление в области организации, охраны ииспользовании природных территорий и объектов, подлежащих особойохране, осуществляется Советом Министров Крыма, исполнительнымиорганами местных Советов, а также специально уполномоченнымиорганами государственного управления Республики Крым в областиохраны окружающей природной среды и рационального использованияприродных ресурсов.
Общественные объединения и организации, в статусе которыхпредусмотрена деятельность по охране окружающей природной среды,осуществляют общественное управление в этой области и имеют правовносить предложения по организации природных территорий иобъектов, подлежащих особой охране, содействовать Советам народныхдепутатов и специально уполномоченным на то государственныморганам по охране окружающей природной среды в проведениимероприятий по охране этих территорий, использованию и повышениюприродоохранных знаний.
Статья 18. Природно-заповедный фонд Республики Крым
Участки суши и водного пространства, природные комплексы иобъекты, имеющие особую экологическую, научную, эстетическую инароднохозяйственную ценность и предназначенные для сохраненияприродного разнообразия, генофонда видов животных и растений,поддержания общего экологического баланса и фонового мониторингаокружающей природной среды, исключаются из хозяйственногоиспользования и объявляются территорией или объектомприродно-заповедного фонда Республики Крым.
В состав природно-заповедного фонда Республики Крым входятгосударственные заповедники, природные национальные парки,биосферные заповедники, заказники, памятники природы, ботаническиесады, дендрологические и зоологические парки, парки-памятникисадово-паркового искусства, ландшафтные памятники, заповедныеурочища.
Изъятие земель природно-заповедного фонда Республики Крымзапрещено.
Порядок организации, использования и охраны территорий иобъектов природно-заповедного фонда, дополнительные их категорииопределяются законодательством Республики Крым.
Статья 19. Охрана редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных и растений
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения в природныхусловиях на территории республики виды животных и растенийподлежат особой охране и заносятся в Красные книги Украины иРеспублики Крым.
Положение о Красной книге Республики Крым утверждаетсяВерховным Советом Крыма.
В целях сохранения редких видов животных и растений,занесенных в Красные книги Украины и Республики Крым, а такжевидов, воссоздание которых в природных условиях невозможно,специально уполномоченные органы государственного управленияРеспублики Крым в области охраны окружающей природной среды ирационального использования природных ресурсов и исполнительныеорганы местных Советов народных депутатов обязаны приниматьнеобходимые меры для обеспечения охраны указанных видов животных ирастений, улучшения среды их нахождения, создания надлежащихусловий для размножения либо разведения или расселения.
Раздел V. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 20. Экологические права граждан, проживающих на
территории Республики Крым
Каждый гражданин, проживающий на территории Республики Крым,имеет право на:
а) безопасную для его жизни и здоровья окружающую природнуюсреду;
б) участие в обсуждении проектов законодательных актов,материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов,которые могут влиять на состояние окружающей природной среды, ивнесение предложений в государственные и хозяйственные органы,учреждения и организации по этим вопросам;
в) участие в разработке и осуществлении мероприятий по охранеокружающей природной среды, рациональному и комплексномуиспользованию природных ресурсов;
г) осуществление общего и специального использованияприродных ресурсов;
д) объединение в общественные природоохранные формирования;
е) получение в установленном порядке полной и достовернойинформации о состоянии окружающей природной среды и ее воздействиина здоровье населения;
ж) участие в проведении общественной экологическойэкспертизы;
з) получение экологического образования;
и) предъявление в суд исков к государственным органам,предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формсобственности и гражданам о возмещении ущерба, причиненного ихздоровью и имуществу вследствие отрицательного воздействия наокружающую природную среду.
Законодательством Республики Крым могут быть определены ииные экологические права граждан, проживающих на территорииреспублики.
Статья 21. Гарантии и защита экологических прав граждан
Республика Крым гарантирует всем гражданам, проживающим на еетерритории, реализацию экологических прав, предусмотренныхзаконодательством.
Экологические права граждан обеспечиваются:
а) проведением в республике мероприятий по поддержанию,восстановлению и улучшению состояния окружающей природной среды;
б) обязанностью министерств, ведомств, предприятий,учреждений и организаций осуществлять технические и другиемероприятия для предотвращения вредного воздействия хозяйственнойи иной деятельности на окружающую природную среду, выполнятьэкологические требования при планировании, размещениипроизводительных сил, строительстве, эксплуатациинароднохозяйственных объектов;
в) участием общественных объединений и граждан в деятельностипо охране окружающей природной среды;
г) осуществлением государственного и общественного контроляза соблюдением законодательства об охране окружающей природнойсреды;
д) компенсацией в соответствии с действующимзаконодательством ущерба, причиненного здоровью и имуществуграждан вследствие нарушения законов об охране окружающейприродной среды;
е) неотвратимостью ответственности за нарушениезаконодательства об охране окружающей природной среды;
ж) обязательным учетом общественного мнения, выраженного всоответствии с Законом о референдуме Республики Крым.
Советы народных депутатов, специально уполномоченные органыгосударственного управления Республики Крыма области охраныокружающей природной среды и рационального использования природныхресурсов обязаны оказывать всестороннюю помощь гражданам восуществлении природоохранной деятельности, учитывать ихпредложения по улучшению состояния окружающей природной среды ирациональному использованию природных ресурсов, привлекать кучастию в решении вопросов охраны окружающей природной среды ииспользования природных ресурсов.
Деятельность, препятствующая осуществлению права граждан набезопасную окружающую природную среду и других их экологическихправ, подлежит немедленному прекращению в порядке, установленномнастоящим Законом.
Нарушенные права граждан в области охраны окружающейприродной среды должны быть восстановлены, а их защитаосуществляется в судебном порядке в соответствии с действующимзаконодательством.
Статья 22. Обязанности граждан в области охраны окружающей
природной среды
Граждане, проживающие на территории Республики Крым, обязаны:
а) беречь природу, охранять и рационально использовать еебогатства в соответствии с требованиями законодательства об охранеокружающей природной среды;
б) осуществлять деятельность с соблюдением требованийэкологической безопасности, других нормативов и лимитовиспользования природных ресурсов;
в) не нарушать экологические права и законные интересы другихсубъектов;
г) вносить плату за специальное использование природныхресурсов;
д) компенсировать ущерб, причиненный загрязнением и инымотрицательным, неправомерным воздействием на окружающую природнуюсреду.
Граждане, проживающие на территории Республики Крым, обязанывыполнять и другие требования в области охраны окружающейприродной среды в соответствии с законодательством РеспубликиКрым.
Раздел VI. ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
( Статья 23 отменена на основании Постановления ВР УкраиныN 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 24. Полномочия местных Советов народных депутатов
в области охраны окружающей природной среды
Местные Советы народных депутатов несут ответственность засостояние окружающей природной среды и в пределах своейкомпетенции:
а) дают согласие на разрешение на своей территориипредприятий, учреждений, организаций;
б) утверждают или согласовывают в пределах своей компетенциис учетом экологических требований проекты планировки и застройкинаселенных пунктов, их генеральные планы и схемы промышленныхузлов и других объектов;
в) выдают и отменяют разрешения на обособленное специальноеиспользование природных ресурсов местного значения;
г) утверждают местные экологические программы;
д) принимают решения об организации территорий и объектовприродно-заповедного фонда местного значения и других территорий,подлежащих особой охране;
е) приостанавливают хозяйственную деятельность предприятий,учреждений и организаций местного подчинения, а также ограничиваютили приостанавливают (временно) деятельность не подчиненных Советународных депутатов предприятий, учреждений и организаций в случаенарушения ими законодательства об охране окружающей природнойсреды.
Местные Советы народных депутатов могут осуществлять и иныеполномочия в соответствии с действующим законодательствомРеспублики Крым.
Раздел VII. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 25. Управление в области охраны окружающей природной
среды
Целью управления в области охраны окружающей природной средыявляется реализация законодательства, контроль за соблюдениемтребований экологической безопасности, обеспечение проведенияэффективных и комплексных мер по охране окружающей природнойсреды, рациональному использованию природных ресурсов, достижениюсогласованности действий государственных и общественных органов вобласти охраны окружающей природной среды.
Управление охраной окружающей природной среды заключается восуществлении функций наблюдения, исследования экологическойэкспертизы, контроля, прогнозирования, программирования,информирования и другой исполнительно-распорядительнойдеятельности.
Государственное управление в области охраны окружающейприродной среды осуществляют Совет Министров Крыма, исполнительныеи распорядительные органы местных Советов народных депутатов, атакже специально уполномоченный орган государственного управленияРеспублики Крым в области охраны окружающей природной среды ирационального использования природных ресурсов, подотчетный СоветуМинистров Крыма, Министерству охраны окружающей природной средыУкраины. Порядок его организации и деятельности определяетсяСоветом Министров Крыма.
Общественное управление в области охраны окружающей природнойсреды осуществляется общественными объединениями и организациями,если подобная деятельность предусмотрена их уставами,зарегистрированными в соответствии с существующимзаконодательством.
( Статья 26 отменена на основании Постановления ВР УкраиныN 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
Статья 27. Компетенция исполнительных и распорядительных
органов местных Советов народных депутатов в
области охраны окружающей природной среды
Исполнительные и распорядительные органы местных Советовнародных депутатов в области охраны окружающей природной среды впределах своей компетенции:
а) осуществляют реализацию решений соответствующих Советовнародных депутатов;
б) координируют деятельность местных органов управления,предприятий, учреждений и организаций, независимо от формсобственности и подчинения, находящихся на территории местногоСовета народных депутатов;
в) организуют разработку местных экологических программ нучаствуют в разработке республиканских и региональныхэкологических программ;
г) утверждают по представлению специально уполномоченногооргана государственного управления Республики Крым в областиохраны окружающей природной среды и рационального использованияприродных ресурсов лимиты использования природных ресурсовместного значения;
( Пункт "д" статьи 27 отменен на основании Постановления ВРУкраины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.1994 )
е) формируют н используют внебюджетные фонды охраныокружающей природной среды;
ж) организуют в случае необходимости проведение экологическойэкспертизы;
з) обеспечивают систематическое и оперативное информированиенаселения, предприятий, учреждений и организаций и граждан осостоянии окружающей природной среды, заболеваемости населения;
и) организуют экологическое просвещение и экологическоевоспитание граждан;
к) принимают решения об организации особо охраняемыхприродных территорий и объектов местного значения.
Исполнительные и распорядительные органы Советов народныхдепутатов могут осуществлять и иные полномочия в соответствии сзаконодательством Республики Крым.
Статья 28. Компетенция специально уполномоченных органов
государственного управления в области охраны
окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов
К компетенции специально уполномоченного органагосударственного управления Республики Крым в области охраныокружающей природной среды и рационального использования природныхресурсов относятся:
а) осуществление комплексного управления, проведение единойнаучно-технической политики, координация деятельности министерств,ведомств, предприятий, учреждений и организаций Украины иРеспублики Крым в области охраны окружающей природной среды ирационального использования природных ресурсов на территорииРеспублики Крым;
б) государственный контроль за использованием и охранойземель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха,лесов и другой растительности, заповедных территорий и объектов,животного мира, морской среды в зоне водопользования,континентального шельфа, а также за соблюдением норм экологическойбезопасности;
в) организация и ведение мониторинга окружающей природнойсреды, создание и обеспечение работы республиканской экологическойинформационной системы;
г) утверждение нормативов, правил, участие в разработкестандартов по регулированию использования природных ресурсов иохраны окружающей природной среды от загрязнения и других вредныхвоздействий;
д) осуществление государственной экологической экспертизы;
е) получение безвозмездно от ведомств, предприятий,учреждений и организаций информации, необходимой для выполнениявозложенных на него задач;
ж) выдача разрешений на захоронение (складирование)промышленных, бытовых и других отходов, выбросы вредных веществ вокружающую природную среду, на специальное использование природныхресурсов в соответствии с законодательством Республики Крым;
з) ограничение или приостановление деятельности предприятий иобъектов независимо от их подчинения и форм собственности, если ихэксплуатация осуществляется с нарушением законодательства обохране окружающей природной среды, требований разрешений наиспользование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов исбросов загрязняющих веществ;
и) предъявление исков о возмещении ущерба и потерь,причиненных в результате нарушения законодательства об охранеокружающей природной среды;
к) составление протоколов и рассмотрение дел обадминистративных правонарушениях в области охраны окружающейприродной среды и использования природных ресурсов;
л) координация работы в области охраны окружающей природнойсреды и использования природных ресурсов других специальноуполномоченных органов государственного управления Республики Крыми Украины;
м) ведение Красной книги Республики Крым;
н) осуществление международного сотрудничества, организациявыполнения обязательств Республики Крым по международнымсоглашениям в области охраны окружающей природной среды.
Специально уполномоченный орган государственного управленияРеспублики Крым в области охраны окружающей природной среды ирационального использования природных ресурсов исполняет и другиефункции в соответствии с положением о нем, утверждаемым СоветомМинистров Крыма.
В структуре специально уполномоченного органа
государственного управления Республики Крым в области охраны
окружающей природной среды и рационального использования природных
ресурсов могут создаваться специальные подразделения, работники
которых наделяются правом ношения формы установленного образца и
огнестрельного оружия. Решения специально уполномоченного органа
государственного управления Республики Крым в области охраны
окружающей природной среды и рационального использования природных
ресурсов по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны
для всех предприятий, учреждений, организаций, исполнительных и
распорядительных органов местных Советов, могут быть обжалованы в
судебном порядке.
Компетенция в области охраны окружающей природной среды ирационального использования природных ресурсов других специальноуполномоченных органов государственного управления Республики Крыми Украины определяется законодательством Республики Крым, а такжеположениями об этих органах, утвержденных в установленном порядке.
Статья 29. Полномочия общественных объединении в области
охраны окружающей природной среды
Общественные природоохранные объединения имеют право:
а) разрабатывать и пропагандировать свои природоохранныепрограммы;
б) образовывать общественные фонды охраны природы, посогласованию с местными Советами народных депутатов за счетсобственных средств и добровольного трудового участия членовобщественных организаций выполнять работы по охране ивоспроизводству природных ресурсов, сохранению и улучшениюсостояния окружающей природной среды;
в) принимать участие в проведении специально уполномоченнымиорганами управления в области охраны окружающей природной средыпроверок выполнения предприятиями, учреждениями и организациямиприродоохранных планов и мероприятий;
г) проводить общественную экологическую экспертизу,обнародовать ее результаты и передавать ее органам, уполномоченнымпринимать решения;
д) получать в установленном порядке информацию о состоянииокружающей природной среды, источниках ее загрязнения, программахи мерах по охране окружающей природной среды;
е) выступать с инициативой проведения республиканского иместных референдумов по вопросам, связанным с охраной окружающейприродной среды, использованием природных ресурсов и обеспечениемэкологической безопасности;
ж) вносить в соответствующие органы предложения оборганизации территорий и объектов природно-заповедного фонда;
з) подавать в суд иски о возмещении ущерба, причиненноговследствие нарушения законодательства об охране окружающейприродной среды, в том числе здоровью граждан и имуществуобщественных объединений;
и) принимать участие в мероприятиях международныхнеправительственных организаций по вопросам охраны окружающейприродной среды.
Деятельность общественных объединений в области охраныокружающей природной среды осуществляется в соответствии сзаконодательством Республики Крым на основе их уставов.
Раздел VIII. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Статья 30. Задачи контроля в области охраны окружающей
природной среды и рационального использования
природных ресурсов
Задачи контроля в области охраны окружающей природной среды ирационального использования природных ресурсов состоят вобеспечении соблюдения норм законодательства об охране окружающейприродной среды всеми государственными органами, предприятиями,учреждениями и организациями независимо от форм собственности иподчинения, а также гражданами.
Статья 31. Государственный контроль в области охраны
окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов
Государственный контроль в области охраны окружающейприродной среды и рационального использования природных ресурсовосуществляется Советом Министров Крыма, исполнительными ираспорядительными органами местных Советов, а также специальноуполномоченным органом государственного управления Республики Крымв области охраны окружающей природной среды и рациональногоиспользования природных ресурсов.